Экономическое развитие России в период Первой мировой войны

Содержание


Введение

. Основные факторы предвоенного промышленного подъема 1909-1913 годов в России

. Влияние военной конъюнктуры на экономическую ситуацию в России

. Основные направления и проблемы социально-экономической политики Временного правительства

Заключение

Список использованных источников


Введение


Экономика России к началу 20 века представляла собой крупную капиталистическую систему, охватывавшую все отрасли народного хозяйства.

В течение первого десятилетия 20 века русский капитализм вступил в совершенно новый этап своего развития, перешел от «свободного» промышленного капитализма к капитализму монополистическому, к империализму.

Показатели развития отдельных отраслей экономики России за 1900-1913 гг. свидетельствуют о значительном росте промышленного и сельскохозяйственного производства, об увеличении грузооборота железнодорожного транспорта. Но этот рост был крайне неравномерным как по отдельным отраслям, так и по всему народному хозяйству в целом.

Вступление России в военные действия означало смену экономических приоритетов, что нашло выражение в изменении соотношения темпов развития отраслей и секторов хозяйства. Общий рост производства промышленной продукции обеспечивался за счет отраслей, работавших на оборону. В прочих отраслях производство сокращалось. Главными проблемами, определившими характер экономической политики, стали транспорт, продовольствие, топливо, финансы, трудовые ресурсы. Экономическое состояние страны накануне Февральской революции 1917 г. характеризовали как состояние разрухи и развала даже представители царизма.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение экономического развития России в период Первой мировой войны.

Для достижения поставленной цели в контрольной работе необходимо решить следующие задачи:

отразить основные факторы предвоенного промышленного подъема 1909-1913 годов в России;

охарактеризовать влияние военной конъюнктуры на экономическую ситуацию в России;

выявить основные направления и проблемы социально-экономической политики Временного правительства.


1. Основные факторы предвоенного промышленного подъема 1909-1913 годов в России


В конце 19 века в России особую остроту приобрел аграрный вопрос. Из-за естественного прироста населения при сохранении в прежнем размере надельного землепользования возросло крестьянское малоземелье. В этих условиях помещичье землевладение превратилось в главный тормозящий фактор развития сельского хозяйства.

В середине 1906 г. П.А. Столыпина назначили председателем Совета министров. Столыпиным были изданы указы о передаче Крестьянскому банку государственных земель для их продажи крестьянам, отмене подушной подати и круговой поруки, разрешены семейные разделы имущества, были сняты ограничения на свободу передвижения крестьян и избрания ими места жительства и т. д. [3, c. 49]

Суть Столыпинской аграрной реформы состояла в ликвидации крестьянской общины и создании слоя крестьян-собственников, ведущих товарное хозяйство. Правительство рассчитывало на то, что при формировании слоя крестьян-предпринимателей распад общины приведет к постепенной концентрации земли в руках зажиточных крестьян. Этой же цели служила политика переселения крестьян. Столыпин считал, что основным условием перехода к фермерскому хозяйству является ликвидация чересполосицы (системы «шнурового землепользования»). Наличие «шнуров» (длинных узких полос земли) вынуждало крестьян применять трехполье без травосеяния. Совершенствование системы севооборотов вызывало необходимость перехода к целостным участкам - хуторам.

Важным мероприятием Столыпин считал снятие ограничения на пользование крестьянами помещичьей землей. Покупка земли и последующая перепродажа ее на льготных условиях, посреднические операции по увеличению крестьянского землевладения осуществлялись Крестьянским банком. Кредит на покупку земли был увеличен по сроку и удешевлен. Если крестьянин приобретал землю в единоличную собственность, плата за кредит снижалась. Банковский процент был большим, однако разница в платежах покрывалась субсидиями из бюджета.

Проводимая правительством Столыпина переселенческая политика имела определенные успехи. Она помогала экономическому и социальному развитию новых регионов. Так, население Сибири выросло на 153%. За 1906-1913 гг. посевные площади в Сибири расширились почти в два раза. Новые поселки постепенно превращались в крупные населенные пункты с органами местного самоуправления. Реформа привела к ускорению процесса развития рыночной экономики: выросла товарность сельского хозяйства, увеличился спрос на сельскохозяйственную технику, предметы широкого потребления, удобрения. Все это способствовало росту промышленного производства.

Важнейшим итогом реформы явилось увеличение валового сбора зерна. Если еще в начале века он составлял 3,5 млрд. пудов, то в 1913 г. - 5 млрд. пудов, из которых 4,4 млрд. пудов было собрано в основном в зажиточных крестьянских хозяйствах, а 600 млн. пудов - на помещичьих землях. В 1911-1913 гг. страна получила зерновых на 28% больше, чем США, Канада и Аргентина вместе взятые. [9, c. 182]

Реформы 60-70-х годов 19 века дали мощный толчок развитию промышленного производства. Важным показателем этого процесса стало увеличение удельного веса городского населения: к концу века он составил 13,5%. К 1880-м годам во всех отраслях экономики завершился промышленный переворот. Создание развитой железнодорожной сети существенно расширило внутренний рынок. Строительство железных дорог являлось не только показателем экономического роста, но и также его и стимулировало. Оно способствовало развитию металлургической, добывающей, машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности. Развитие железнодорожного транспорта улучшало возможности сбыта и обращения товаров и как следствие ускорило подъем сельского хозяйства. Все это создавало условия для дальнейшего развития капиталистических отношений и складывания всероссийского рынка.

Высокие темпы роста отраслей тяжелой промышленности отразились также на отраслевой структуре хозяйства и территориальном размещении промышленности. Появились такие новые виды производства, как нефтеперерабатывающая, нефтяная, машиностроение. Быстрое освоение новых территорий затронуло размещение металлургической и топливной промышленности. К старым индустриальным районам - Центральному, Уральскому, Петербургскому - прибавились новые: Бакинский нефтедобывающий, Южный угольно-металлургический (Донбасс и Кривой Рог). Также возникли крупные промышленные центры: Харьков, Баку, Юзовка, Горловка. Главная роль в добыче угля и производстве чугуна перешла от Урала к предприятиям юга России.

Однако не все районы страны развивались равномерно. На северо-западе (в Прибалтике, Петербурге), в Центральном промышленном районе, на юге Украины и в Закавказье успехи были заметны. На Урале темпы развития оказались более низкими, а территории Сибири и Средней Азии оставались почти неосвоенными в промышленном отношении. Многие районы сохраняли аграрный характер. Таким образом, одна из особенностей развития капитализма в России - неравномерность размещения промышленности по территории.

Экономические изменения в сельском хозяйстве и промышленности не могли не повлиять на внешнюю и внутреннюю торговлю. Пореформенные годы отмечены быстрым ростом внутреннего товарооборота с 2,4 млрд. рублей в 1873 г. до 11-12 млрд. рублей в 1900 г. Организационные формы торговли также претерпели изменения. Сезонные ярмарки сохранялись в основном в менее развитых районах. Сформировались товарные биржи, имевшие, как правило, специализированный характер: лесные, хлебные, мануфактурные и т.п. В крупных городах создавались торговые компании с развитой сетью магазинов и складов. Переход к товарному сельскому хозяйству привел к росту хлебного рынка. С 1861 по 1891 г. он увеличился более чем в 2 раза. Из общего количества продаваемого хлеба около 40% вывозилось за границу, а 60% потреблялось внутри страны.

Рынок промышленных товаров также развивался быстрыми темпами. Сформировался постоянный спрос на машины, орудия сельскохозяйственного труда, ткани, обувь. Потребителями данных товаров становилось не только городское, но и сельское население. Росли объемы внешнеторгового оборота, что свидетельствовало о включении России в мировой рынок. Объем внешнеторговых операций за 1861-1900 гг. увеличился в 3 раза - с 430 до 1300 млн. рублей, причем стоимость вывозимых товаров на 20% превышала стоимость ввозимых, т.е. сохранялось положительное внешнеторговое сальдо. В структуре экспорта конца 19 века половину занимал хлеб. Основным источником получения дополнительных средств для промышленного развития был именно экспорт зерна. Основными статьями импорта являлись машины, оборудование для сельского хозяйства и промышленности. Основная часть внешнеторгового оборота (75-80%) приходилась на Англию и Германию, остальные 20-25% - на азиатские страны и США.

Бурное развитие российской экономики характеризовалось проникновением иностранного капитала в промышленность, чему отчасти способствовали низкие таможенные тарифы и предоставление права иностранным подданным на поиск и добычу полезных ископаемых. Зарубежный капитал инвестировался в нефтедобычу и нефтепереработку, транспорт, а также на реконструкцию предприятий и создание комплексов в черной металлургии. В инвестиционном процессе преобладали вложения четырех стран - Англии, Франции, Германии, Бельгии.

Северный Кавказ, Закавказье, Юг России, Сибирь и Дальний Восток были основными регионами сосредоточения иностранного капитала. Значительное количество иностранного капитала находилось в Москве и Петербурге - главных финансовых центрах России. [4, c. 391]

В начале 1890-х годов страна вступила в новый этап промышленного развития. За десятилетие (1890-1900) выпуск промышленной продукции взрос в 2 раза, в том числе выпуск продукции тяжелой промышленности - в 2,5 раза, добыча каменного угля увеличилась в 3 раза, нефти - в 2,5 раза. Россия вышла на 1-е место в мире по добыче нефти. Металлургическая промышленность увеличила выпуск продукции в 3 раза, в т. ч. на новых предприятиях Юга производство металла возросло в 7 раз. По общему объему промышленного производства к началу 20 века Россия занимала 4-5-е место в мире. В результате промышленного подъема Россия вышла в число стран со средним уровнем развития капитализма.

Развитие экономики способствовало усилению монополистических процессов. Первые монополии появились уже в конце 70-х годов 19 века. Начальной формой монополистического объединения являлся картель. В 1875 г. несколько страховых компаний подписали Конвенцию общего тарифа и стали диктовать свои условия тем страховым обществам, которые не вошли в соглашение. В 1881 г. появилось картельное соглашение Международного и Русского для внешней торговли банков.

Наиболее типичным для промышленности было создание монополий типа синдиката. Они возникали в отраслях, связанных с железнодорожным строительством. Это были объединения предприятий по производству рельсов, потом заводов по производству крепежа для рельсовых конструкций, строительству мостов.

В начале XX в. самые крупные предприятия были созданы в отраслях тяжелой промышленности - металлургической, добывающей, машиностроении. Крупнейшим синдикатом в России был «Продамет», возникший в 1902 г. для продажи изделий металлургических заводов. В том же году появился синдикат «Трубопродажа», а в 1903-1907 гг. - «Продуголь», «Кровля», «Медь», «Продруд». В нефтяной промышленности начали образовываться тресты. Одним из крупнейших трестов являлось «Товарищество братьев Нобель», которое занималось добычей, хранением, транспортировкой, переработкой и продажей нефти и нефтепродуктов. Монополистические объединения появлялись также в легкой и пищевой промышленности, полотняном, сахарном, ниточном, джутовом, шелковом производствах. Однако темпы процесса монополизации легкой промышленности отставали от аналогичного показателя в тяжелой. К 1914 г. в стране насчитывалось более 200 монополистических объединений различного типа.

Вторая половина 1860-х годов характеризуется образованием первых частных банков. В 1864-1873 гг. было учреждено около 40 акционерных банков. За достаточно короткое время сложилась разветвленная банковская система. К началу 20 века Россия была покрыта сетью промышленных, торговых банков, ипотечных, выдававших кредиты и ссуды под залог земельной собственности, городских банков, привлекавших депозиты и осуществлявших подтоварное кредитование, многочисленных обществ взаимного кредита и кредитных кооперативов, сочетавших в своей деятельности черты сберегательной кассы и кассы взаимопомощи.

Таким образом, за 1861-1913 гг. Россия достаточно быстро прошла этап индустриального развития, заняв достойное место в пятерке экономически развитых стран мира. При этом необходимо иметь в виду, что только 35 лет экономика России развивалась в условиях, обеспечивающих нормальный воспроизводственный процесс. Остальное же время пришлось на войны, кризис и революционные потрясения.

Развитие капитализма в России имело свою специфику. Она позже других стран вступила на путь капиталистического развития. Однако для нее характерны более высокие темпы и уровень концентрации промышленного производства. Существенным являлось использование Россией технологии и опыта высокоразвитых индустриальных стран и иностранных инвестиций. Особенность России состояла в том, что в ней в большей степени, чем в других странах, проводилось государственное регулирование экономической жизни. В пореформенный период шли процессы не только «развития капитализма снизу», но и «насаждения капитализма сверху». Капитализм имел возможность развиваться «вширь», т.е. распространяться на слабо освоенные окраины. Данное обстоятельство сдерживало процесс «развития капитализма вглубь» на уже освоенной территории, но в перспективе создавало более широкую базу для его дальнейшего роста.

Темпы и степень развития и роста в различных отраслях народного хозяйства были различными: выше они были в промышленности, ниже - в сельском хозяйстве, где продолжали сохраняться докапиталистические и даже патриархальные формы. Да и в промышленной сфере можно говорить о становлении капитализма лишь применительно к среднему и крупному производству. Сохранялись разные виды докапиталистической промышленности: мелкое товарное производство, ремесла, домашние промыслы. Таким образом, экономика России оставалась многоукладной, т. е. наряду с современными формами капитализма в ней существовало как мелкотоварное, так и патриархальное производство. [3, c. 64]

С начала XX в. оформляются новые экономические тенденции, выразившиеся в монополизации хозяйственной жизни. В России перед Первой мировой войной насчитывалось до 150-200 монополистических объединений, 52% всех банковских капиталов сосредоточивалось в семи крупнейших банках страны, 54% всего промышленного пролетариата было занято на крупных предприятиях с количеством рабочих более 500 человек, а таких предприятий было всего 5% от общего количества существовавших в стране.

Формировавшаяся монополистическая буржуазия стремилась использовать силу государства для наиболее полной реализации своих экономических интересов. В этот период началось активная консолидация государства и монополий, что привело накануне мировой войны к появлению государственного монополизма, или государственно-монополистического капитализма. Вступление в Первую мировую войну предопределило направленность его дальнейшего развития и существенные изменения в хозяйственном механизме в целом. Если к 1914 г. государственное регулирование приобрело определенность в отраслях, где влияние государства было традиционно велико (железнодорожное строительство, сахарное производство, военное судостроение, транспортное машиностроение), то в условиях натурализации хозяйства (сокращения сферы товарно-денежных отношений) неизбежным стало углубление государственного регулирования и расширение участия в нем монополистического капитала.

Таким образом, государственное хозяйствование, при сближении его с крупным бизнесом, превратилось в прогрессирующую тенденцию дальнейшего экономического развития российского общества.


. Влияние военной конъюнктуры на экономическую ситуацию в России


Первая мировая война оказала очень сильное влияние на экономическое развитие России. Размах боевых действий, потребность армии в военном снаряжении превзошли любые ожидания. Расчеты на быстротечный характер войны, которыми руководствовались правящие круги австро-германского блока и держав Антанты, не оправдались. Для удовлетворения нужд фронта правительствам стран-участниц конфликта в этих условиях необходимо было мобилизовать весь экономический потенциал своих государств, перевести все народное хозяйство на военное направление в целях преодоления обозначившегося вскоре после начала боевых действий кризиса снабжения армий.

В 1909-1913 годах в России наблюдался значительный по темпам и масштабам промышленный подъем, в основе которого были следующие факторы:

. Активное использование промышленных технологий второй технической революции и развитие совершенно новых отраслей промышленности: сталелитейная, электроэнергетика, нефтедобыча и нефтепереработка, электротехническая, химическая, машиностроение.

. Благоприятные последствия столыпинской аграрной реформы: активный спрос на аграрные технологии, развитие сырьевого рынка, получение благодаря активизации зернового экспорта валютных ресурсов для закупки зарубежной техники.

. Новая «волна» иностранных инвестиций после определенного «затишья» на инвестиционном рынке, особенно в банковскую сферу и новые отрасли промышленности.

. Реализация после русско-японской войны крупномасштабных военных программ и система государственных военных заказов.

. Стабилизация финансовой ситуации в стране как следствие финансовой реформы С. Ю. Витте - профицит бюджета, золотой рубль, активный торговый и платежный баланс, развитая банковско-кредитная система. [7, c. 296]

Однако, несмотря на предвоенный промышленный подъем, вследствие логической незавершенности промышленного переворота экономика России оказалась все же не готова к процессам первой мировой войны, особенно по сравнению с военно-промышленным потенциалом Германии.

Война оказала достаточно противоречивое воздействие на российскую экономику: с одной стороны, отрасли военно-промышленного комплекса, используя благоприятную военную конъюнктуру, демонстрировали высокие темпы своего развития, а с другой стороны, можно выделить те отрасли российской экономики, которые испытывали серьезные трудности в период войны:

во-первых, отрасли потребительского комплекса, которые столкнулись в ходе войны с проблемой рабочей силы, сырья, импорта машин и платежеспособного спроса населения;

во-вторых, аграрный сектор экономики, т.к. традиционно низкий уровень аграрных технологий не смог компенсировать потерю мужской крестьянской рабочей силы и реквизицию лошадей;

в-третьих, кризис железнодорожного транспорта, который, несмотря на хорошие урожаи военных лет и рост угледобычи Донбасса, не сумел обеспечить доставку в промышленные центры продовольствия и топлива (в 1916 году в городах появилось карточное распределение продуктов и потребительских товаров);

в-четвертых, финансовый сектор экономики: общие финансовые расходы на войну составили 39 млрд. руб., бюджетный дефицит за 4 годы войны составил почти 50 млрд. руб.; расходы возмещались за счет налогов, внутренних и внешних займов, эмиссии денег (число бумажных денег в обращении увеличилось в 6 раз, инфляция - 40% в год); в годы войны Россия отказалась от золотого стандарта рубля. [1, c. 468]

Но наиболее значительный экономический и социально-политический кризис в России проявился в 1917 году, что связано, во-первых, с качественными последствиями военной ситуации, а во-вторых, с низкой эффективностью социально-экономической политики Временного правительства. Последнее обстоятельство объясняется совокупностью причин:

. Продолжение участия России в войне, что усиливало негативное воздействие военной конъюнктуры на экономические процессы. Однако Россия не могла реально выйти из военной ситуации т.к., во-первых, имелись проблемы внешней задолженности страны по тем займам и кредитам, которые предоставляли правительству союзники - страны Антанты, и, во-вторых, вследствие деструктивной позиции крупной русской буржуазии, которая получала монопольно высокие доходы благодаря военным заказам и не была заинтересована в окончании войны.

. Сложившаяся после февраля 1917 г. ситуация политического двоевластия: Временное правительство могло осуществлять свои исполнительные функции только с законодательской санкции Советов народных депутатов. Особенно обострилось противостояние двух властных структур, когда в исполкомах Петроградского и Московского Советов влияние получили большевики.

. Нестабильность партийной и социальной основы Временного правительства: в первых двух составах правительства (март - май, май - июль 1917 г.) ведущая роль принадлежала кадетам и октябристам, которые проводили экономическую политику в интересах крупной буржуазии и помещичьего сословия, а в третьем и четвертом (июль - сентябрь, сентябрь - октябрь 1917 г.) составах ведущие позиции заняли социалистические партии, которые в своих экономических действиях пытались учесть интересы мелкой буржуазии и крестьянства.

Таким образом, нестабильность внутреннего состава правительства отражалась на колебаниях его социально-экономической политики.

. Отсутствие у Временного правительства разработанной и обоснованной макроэкономической программы, поэтому экономическая деятельность правительства в большей степени носила ситуационный характер: правительство включало механизм практических действий только при появлении в экономике определенной кризисной ситуации.

Таким образом, Временное правительство не сумело вывести Россию из ситуации макроэкономического и социального кризиса, и приход большевиков к власти в октябре 1917 года оказался объективным и логичным явлением.


. Основные направления и проблемы социально-экономической политики Временного правительства

военный экономический временный правительство

К февралю 1917 г. экономика России находилась в плачевном состоянии. Во-первых, разрушалась железная дорога - не хватало средств на ее содержание. Недоставало топлива. Уменьшилось производство железа и стали. Донецкие шахты значительно сократили добычу угля. Сократился выпуск хлопчатобумажных тканей.

По сельскому хозяйству сильно ударил разрыв с международным рынком. К тому же из сельской местности было мобилизовано порядка 13 млн. человек. Площадь посевов в 1916 г. уменьшилась по сравнению с 1913 г. на 8,4%. В 1917 г. Россия потеряла до 20 млн. голов крупного рогатого скота.

Война вызвала значительный рост государственных расходов. За три года количество бумажных денег в обращении выросло в девять раз. Курс рубля упал на лондонской бирже наполовину.

Заработная плата с февраля по октябрь 1917 г. повышалась по разным категориям рабочих на 70, 45, 29%. Но в это же время цена на ржаной хлеб поднялась на 150%, на одежду и обувь - на 170%, на картофель - на 175% и т.д. Надвигался серьезный экономический кризис. Пришедшему Временному правительству необходимо было что-то делать. В своей декларации оно заявило, что будет «неуклонно и решительно бороться с хозяйственной разрухой страны дальнейшим планомерным проведением государственного и общественного контроля над производством, транспортом, обменом и распределением продуктов, а в необходимых случаях прибегать и к организации производства». [6, c. 87]

Временное правительство при активной поддержке Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов приняло решение о регулировании народного хозяйства и создании совещательных и исполнительных органов по экономике страны. Несогласный с такой политикой министр торговли и промышленности А. И. Коновалов подал в отставку. Он был против регулирования производства и контроля за ним, считая необходимым лишь полноту правительственной власти и борьбу с «непомерными требованиями социалистов».

Утвержденный министром вместо Коновалова левый кадет Степанов обратился к правительству с докладной запиской, где говорилось, что «хозяйственная разруха исключает допустимость господства частных интересов». Свободной экономики в настоящее время быть не может. Но и покушаться на частный капитал никто не собирается, ибо «стремиться охватить регулированием все хозяйство целиком - значит явно идти на утопическую авантюру». Главной силой экономики остается частно-хозяйственное начало.

По мнению Степанова, искусственно создать монополии не всегда возможно, «но где имеется подготовленная в известной степени почва (например, для сахара, угля, чая), там правительство может решиться на подсказываемый обстоятельствами шаг». Допускались, таким образом, лишь торговые монополии, но не производственные. Предлагалось по примеру Германии только объединить отдельные ветви индустрии.

Суть предложений, в общем, сводилась к принудительному объединению предприятий. Образовался экономический совет, который должен был выработать общий план организации народного хозяйства и создать законопроекты по урегулированию хозяйственной жизни. В него вошли 9 представителей правительства, 7 от промышленности, торговли и банков, 2 от союзов земств и городов, 2 от вольноэкономического общества, 3 от совета съездов кооперации, по 2 от районных комитетов, председатели комиссий и 8 от партий эсеров, социал-демократов и кадетов.

На первом заседании выступил А. Ф. Керенский. Он сказал, что война разрушила былые экономические отношения и заставила все здравомыслящие силы различных слоев и партий пойти «по пути весьма строгого, серьезного и определенного регулирования всех сторон финансово-экономической жизни государства. Государство Российское в этом отношении до сих пор еще шло довольно кустарно, и общего плана необходимых финансовых и хозяйственных задач и выполнения их не проводило планомерно в сознание, с подчинением всех частных классовых и групповых интересов, каковы бы они ни были, кем бы они ни диктовались, интересам государства и необходимости спасти самые основы экономической и хозяйственной жизни страны. Поэтому первая задача, которую Временное правительство возлагает на экономический совет - выработка плана и постепенное регулирование всей хозяйственно-финансовой жизни». [7, c. 304]

Однако, упования Керенского не оправдались. Хотя с июля по август состоялось 8 заседаний совета, программу он так и не выработал. Сами члены совета называли свои заседания академической говорильней.

Главный экономический комитет из представительств ведомств занял место совета. Первым вопросом, обсуждавшимся комитетом, было массовое закрытие фабрик и заводов. Комитет вынес постановление, запрещающее самовольное со стороны владельцев полное или частичное прекращение работ предприятий, работающих на оборону или непосредственное снабжение населения. Заводским комитетам необходимо было прекратить вмешательство рабочих в административные дела, поднять производительность труда.

В августе было выработано постановление о порядке составления и выполнения государственного плана снабжения армии и населения продуктами и предметами массового потребления. Составлять план должен был Главный экономический комитет. Правительственные учреждения, частнопромышленные и профессиональные объединения, общественные организации (земства и кооперативы) обязаны были в определенный срок давать в комитет данные о необходимых продуктах, нуждающихся в заготовке на основании общегосударственного плана.

Предварительный план составляли специальные комиссии, созданные по категориям однородных предметов. Заявления поступали в управление делами комитета, их распределяли по комиссиям, информируя одновременно регулирующие комитету по топливу, транспорту, металлам и пр. Комиссии намечали районы производства, количество и род транспорта, сроки выполнения заказов, цены. Из комиссий планы шли на заключение экономическому совещанию, потом их утверждал Главный экономический комитет.

Председателю Главного экономического комитета (им тогда был известный московский биржевик С. Н. Третьяков) давалось право арестовывать имущество предприятий, проводить общие и частные реквизиции, увольнять администрацию.

После закона о монополиях в связи с переходом железных дорог на древесное топливо были созданы Центролес, а также Минтоп, занимавшийся углем. Тогда же возникли торгово-промышленные палаты, через которые буржуазия сообщала свои предположения о нуждах промышленности.

Иностранные капиталисты в России встретили весть о государственном планировании и государственном контроле резко отрицательно. Более того, американский посол Фрэнсис писал министру Терещенко: «В связи вышеизложенным, до меня дошли слухи, что французы предпринимают активные шаги для защиты своего имущества и что с этой целью ожидаются даже французские войска. В Москве имеются крупные американские компании, а ввиду того, что ко мне часто поступают жалобы от них, я хотел бы иметь возможность успокоить их и обещать им защиту».

При плановой организации хозяйства ущемлялась торговая буржуазия, банки. У последних нарушалась непосредственная связь с финансируемыми предприятиями, делалась невозможной спекуляция, получившая распространение в военные года. Правительство четко отделило функции торгового капитала от функций капитала промышленного. При этом, такую политику поддерживали все политические партии. [6, c. 101]

Продажа хлеба, сахара перешла в ведение государства, которое определяло цены и потребности. Но и сахар, и хлеб давал крестьянин. Государству предстояло разобраться и с ним. Захват крестьянами помещичьих земель ничего не решал. Правительство объявило о подготовке земельной реформы, учету земельных запасов. Аграрный вопрос должно было решить будущее Учредительное собрание. Правительство же предписывало пока продовольственным комитетам на местах отбирать незасеянные земли и передавать их в аренду другим владельцам, причем арендная плата шла собственникам земли.

Правительство ввело на промышленных предприятиях рабочие комитеты. Их задачей было представительство рабочих перед администрацией по вопросам заработной платы, рабочем времени, решение внутриколлективных вопросов и забота о культурно-социальных проблемах. Эти комитеты, однако, не имели права вмешиваться в вопросы найма и увольнения. Были введены 8-часовой рабочий день, страхование на случай болезни, пособие по родам. Продержись правительство дольше, оно бы вступило на путь более или менее последовательной государственно-капиталистической организации хозяйства.

Имеется ряд объективных и субъективных причин падения Временного правительства. В первую очередь необходимо назвать общее ухудшение экономической ситуации в стране, падение уровня дисциплины и производительности труда, вызванное распадом структур власти. Социальные требования масс объективно не могли быть выполнены в короткий срок, а попытка действовать легитимно, дожидаясь созыва Учредительного собрания, не привела к успеху. Приверженность меньшевиков и эсеров к компромиссу не устраивала крайние политические силы, как правые, так и левые, и не могла служить способом решения проблем. Надо признать, наконец, что при всем желании выйти из сложившейся ситуации у Временного правительства не было реальных эффективных рычагов управления и воздействия на обстановку в стране. Все это и привело к тому, что в критический момент у него не нашлось достойных защитников.


Заключение


В период империализма в промышленном секторе России формируется монополистическая модель индустриализации, а в сельском хозяйстве осуществляется реализация крупномасштабной столыпинской аграрной реформы, т.е. Россия, несмотря на все проблемы и противоречия, вышла на траекторию эффективного экономического роста, но события первой мировой войны и большевистский леворадикальный переворот прервали логическое продолжение данного процесса.

Первая мировая война 1914-1918 гг. возникла в результате первого кризиса капиталистической системы мирового хозяйства, явившегося следствием неравномерности экономического и политического развития капиталистических стран в эпоху империализма.

Царская Россия, несмотря на громадные природные ресурсы и колоссальные резервы рабочей силы, действительные и потенциальные возможности промышленности и сельского хозяйства, все-таки в значительной степени отставала от передовых капиталистических стран в технико-экономическом отношении. В России наряду с передовыми формами высокоразвитого капитализма сохранились самые отсталые пережитки феодализма. Господство монополий сочеталось с сохранением огромной роли полукрепостнических отношений.

В результате экономической и политической отсталости России русский капитализм попал в зависимость от западноевропейского капитала.

Первая мировая война вскрыла слабые стороны дореволюционной России, она показала, что в условиях высокотехнического характера современной войны необходим более высокий уровень развития производительных сил, а также что страна должна быть независимой в технико-экономическом отношении от других стран.


Список использованных источников


1.Бартенев С. А. История экономики: Учебник. - М.: Экономист, 2004

2.Бессолицын А. А. Экономическая история России: учеб. пособие / А. А. Бессолицын, А. Д. Кузьмичев. - М.: ГУ ВШЭ, 2005

3.Горинов М. М., Данилов А. А. История России. Часть III. ХХ век: выбор моделей общественного развития. - М., 2002

4.История России: Учебник / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. - М.: Велби, 2009

5.История мировой экономики: Учебник / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Л. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 1999

6.История России. XX век. / Под ред. В. П. Дмитренко. - М., 2000

7.История экономического развития России: Учебное пособие / Под ред. А. К. Шуркалина. - М.: ПРИОР, 2000

8.Конотопов М. В., Сметанин С. И. История экономики: Учебник. - М.: Академический проект, 2003

9.Самохин Ю. М. Экономическая история России. - М.: ГУ ВШЭ, 2001

10.Чернобаева А. А. История России. - М.: Высшая школа, 2004


Теги: Экономическое развитие России в период Первой мировой войны  Контрольная работа  История
Просмотров: 27482
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экономическое развитие России в период Первой мировой войны
Назад