Экономика тоталитарного государства (на примере СССР 1928-1940 гг.)


Тоталитаризм и экономика. На примере Советского Союза (1928 - 1941 гг.)

Содержание


Введение

Становление тоталитарной экономики Советского Союза

Военная мощь тоталитарного государства

Завершение формирования тоталитарной системы в экономике

Заключение

Список использованных источников

Введение


Тема «Тоталитаризм и экономика» является одной из самых изучаемых в настоящее время. Она интересна для рассмотрения еще и потому, что в истории России ХХ века долгое время основой государственного устройства был тоталитарный режим, возглавляемый коммунистической партией - единственной в стране на данный период. В годы управления страной И. В. Сталиным тоталитарный режим достиг пика своего развития и совершенствования, и именно поэтому мы будем рассматривать взаимодействие тоталитаризма и экономики в исторический период жизни России с 1928 по 1941 годы. Этот период, является на наш взгляд самым интересным для рассмотрения.

Политический строй Советского Союза на протяжении всего его существования противопоставлялся капиталистическому строю стран западной Европы и США. С самого начала становления экономики тоталитарного государства и вплоть до провала перестройки в 1991 году.

Успехи достигнутые в восстановлении хозяйства, разрушенного гражданской войной, Сталин рассматривал как стартовую площадку для быстрого продвижения вперед. Выступая на ноябрьском пленуме (1928) ЦК ВКП(б), Сталин заявил: «Мы догнали и перегнали передовые капиталистические страны в смысле установления нового политического строя, Советского строя. Это хорошо. Но этого мало. Для того чтобы добиться окончательной победы социализма в нашей стране нужно еще догнать и перегнать эти страны, также и в технико-экономическом отношении. Либо мы этого добьемся, либо нас затрут…». «Это верно не только с точки зрения построения социализма. Это верно также с точки зрения отстаивания независимости нашей страны в обстановке капиталистического окружения. Невозможно отстоять независимость нашей страны, не имея достаточной промышленной и экономической базы для обороны».

Одного этого примера вполне достаточно для того, чтобы понять, в каком направлении собирался двигаться Сталин Именно это направление взаимодействия тоталитаризма и экономики мы и рассмотрим в данной работе.


Становление тоталитарной экономики Советского Союза


Экономический кризис в Советской России в первой половине 1920-х годов был весьма серьезным, что не могло не сказаться на жизненном уровне населения страны. Однако, в процессе восстановления ее экономики трудности постепенно преодолевались и уже к концу этого десятилетия в стране имелась возможность не только существенно улучшить материальное положение народа, но и приступить к широкомасштабным экономическим преобразованиям, модернизация производственных предприятий и создание новых отраслей промышленности, которых прежде не было в России вообще. К примеру на XV съезде нарком по военным и морским делам К. Е. Ворошилов рассказал о плачевном состоянии тяжелой промышленности: «Алюминия, этого необходимого металла для военного дела, мы у себя совсем не производим… Цинка и свинца, весьма ценных и необходимых металлов для военного дела, мы ввозим из-за границы в 7 раз больше, чем производим у себя в стране. Даже меди, которой у нас бесконечное множество в недрах, мы ввозим 50 % по сравнению с тем, что производим в стране…».

Развернувшийся затем широким фронтом процесс индустриализации СССР, перевод сельского хозяйства с индивидуальных форм производства на коллективные и осуществление глубоких культурных преобразований, имел целью в короткий срок - за десятилетие создать основы социализма в стране. Все это не могло произойти без повсеместного вмешательства коммунистической партии, а вернее будет сказать самого Сталина во все сферы экономики страны.

В ходе индустриализации наибольшее внимание уделялось тем отраслям производства, которые играли первостепенную роль в достижении технико-экономической независимости Советского Союза от зарубежных государств и в обеспечении надежной его обороноспособности. При этом обращалось особое внимание на необходимость осуществления промышленного развития страны форсированными темпами.

Решение задач индустриализации, потребовавшей колоссальных финансовых расходов за счет лишь внутренних источников, поставил страну перед необходимостью соблюдения режима строжайшей экономии, жесткого самоограничения в уровне потребления населения, перехода на нормированное снабжение его продовольствием и промышленными товарами. В условиях свернутых до минимума свободнорыночных отношений решающую роль стали играть административно-хозяйственные методы управления и строгое государственное планирование. Это и стало в дальнейшем основными правилами строительства экономики в тоталитарном государстве.

Охваченные идеей построения в исторически короткий срок социалистического общества, грандиозностью планов переустройства страны, миллионы людей, несмотря на огромные материально-бытовые трудности и лишения с воодушевлением и энтузиазмом трудились, чтобы в предусмотренные планами сроки выполнить поставленные задачи. Сообщения в печати того времени о новостройках «напоминали фронтовые сводки», а «пуск нового агрегата или железнодорожной ветки, задувка домны отмечались как победы в невиданном сражении с вековой отсталостью страны».

Результат, достигнутый в короткий срок в ходе экономических преобразований в СССР, был колоссальным. Уже к середине 30-х годов валовая продукция промышленности увеличилась по сравнением с 1913 г. более чем в 4 раза, причем доля ее в крупном производстве возросла в 6 раз. Советский Союз стал в один ряд с тремя-четырьмя странами, способными производить любой вид промышленной продукции, выпускавшейся в мире. На основе осуществлявшейся индустриализации вступили в строй тысячи крупных предприятий, многие из которых представляли новые отрасли промышленности: станкостроение, танковую, авиационную, тракторную, автомобильную, производство цветных металлов. По структуре промышленности СССР не уступал уже в это время таким высокоразвитым странам Европы, как Англия и Германия.

Но быстрый скачек в подъеме тяжелой индустрии имел негативную сторону в том смысле, что в условиях мобилизации всех средств на достижения этого результата, значительно стало развитие легкой и пищевой промышленности. Вместе с тем весь ход осуществления сверхиндустриализации привел к полному отказу от механизма саморегуляции экономики и усилению административных методов хозяйственного руководства.

Решение проблемы коллективизации сельского хозяйства в начале 1930-х годов протекало в быстром темпе, хотя это и противоречило ранее провозглашенным принципам постепенного, добровольного создания крестьянских кооперативных объединений. С нарушением указанных принципов этот процесс был в основном завершен в пятилетний срок. В результате, если накануне коллективизации до 73 млн тонн зерна производило около 55 млн крестьян, имевших единоличные хозяйства, то после создания колхозов такое же количество сельскохозяйственной продукции собирало не более 35 млн колхозников.

В ходе сплошной коллективизации в стране происходил процесс значительного перекачивания трудовых ресурсов, а также материальных средств из аграрного сектора в промышленности. Вместе с тем создание колхозов позволило государству осуществлять активное вмешательство в само сельскохозяйственное производство, определяя нужное ему направление и планируя его развитие. Произведенный продукт поступал в заготовительные государственные фонды по минимальным ценам в виде обязательных поставок. Эти правила также соблюдались в тоталитарном государстве на протяжении долгих десятилетий.

Благодаря такой системе удалось централизованным путем обеспечить городское население страны необходимым количеством продовольствия и уже в 1934 г. отменить нормированное снабжение в стране по карточкам. Но при этом существенно утрачивалась заинтересованность колхозников в наращивании производства, поскольку натуральная и денежная оплата их труда была крайне низкая. Стала усиливаться тенденция к миграции сельского населения в промышленные районы.


Военная мощь тоталитарного государства

тоталитарный государство военный экономика

В Советском Союзе вряд ли можно было найти таких людей, которые не осознавали важности принимавшихся правительством мер по дальнейшему укреплению вооруженных сил, усилению финансирования оборонной промышленности. Ассигнования на оборону выросли за первую половину 1930-х годов с 11,5 до 16,4 процентов. Военная экономика по темпам роста значительно опережала другие отрасли промышленности в целом. К тому же в соответствии с мобилизационными планами была предусмотрена в случае необходимости быстрая перестройка целого ряда предприятий гражданского производства на выпуск вооружения и боевой техники. Это также свойственно для любого тоталитарного государства.

Наращивание военной мощи в СССР осознавалось население как сугубо вынужденная мера, имевшая чисто оборонительный характер. Общественное сознание было ориентированно на то, что возможная война будет иметь лишь одну цель - защитить государство от агрессии. Общеизвестным являлось положение, высказанное Сталиным в 1934 г. на XVII съезде партии: «СССР не думает угрожать кому бы то ни было и - тем более - напасть на кого бы то ни было. Мы стоим за мир и отстаиваем дело мира».

Но ведение оборонительной войны, рассматривавшейся законной и справедливой, не исключало в случае необходимости, перенесение боевых действий Красной Армии на территорию противника для нанесения ему поражения. Народный комиссар обороны К.Е.Ворошилов ориентировал советские войска на то, что в случае нападения врага на СССР нужно бить противника на его же территории. Наступление рассматривалось в советской военной доктрине, как решающий вид стратегических действий.

Подготовка к отражению возможной агрессии особенно активно велась в приграничных военных округах Красной Армии. В них прежде всего осуществлялось перевооружение новой боевой техникой, совершенствовались линии укреплений, наращивалось количество войск. В Ленинградском военном округе к концу 1936 г. его численность возросла более чем вдвое и в 1,5-2,5 раза повысилась техническая оснащенность частей. В целом же количество войск Красной Армии увеличилось в 1928-1936 гг. с 617 тысяч до 1100 тыс.

Следовательно, к концу 1930-х годов Советский Союз представлял собою мощную, экономически развитую державу, население которой характеризовалось морально-политической сплоченностью, выражало в большинстве своем приверженность коммунистической идеологии и преданность советскому строю. Вооруженные Силы СССР являлись к этому времени достаточно подготовленными для ведения боевых действий по обеспечению обороны страны в случае нападения на нее, а в политическом отношении отражали идейное единство советского народа. Здесь можно отметить, что к концу тридцатых годов экономика Советского союза сформировалась полностью, были отшлифованы и отлажены все основные экономические аспекты развития экономики в тоталитарном государстве свойственные для всех подобных режимов в ХХ веке.

Тем не менее, перед началом Великой Отечественной войны наиболее серьезной проверкой, способной дать ответ по поводу степени готовности экономики СССР к экстремальным условиям военного времени, стала советско-финляндская война 1939-1940 гг. И дело здесь заключалось не только в том, что эта война происходила буквально перед нападением фашистской Германии на Советский Союз. Эта война являлось также весьма примечательным событием и в том, что она оказалась второй по счету войной, которую вела Красная Армия, после гражданской и в ходе нее уже начали раскрываться реальные возможности и недостатки советской экономики того периода.

Проблема экономической ситуации в СССР в годы советско-финляндской войны однако до сих пор не получило должного рассмотрения. Отечественных изысканий относящихся к данному вопросу пока явно не достаточно, что нередко приводит к весьма даже абсурдным суждениям, которые наиболее характерны по данному вопросу для петрозаводского исследователя. Однако, очевидно, что сложилась уже необходимая источниковая база для глубокого и обстоятельного изучения всего комплекса экономического развития Советского Союза накануне Великой Отечественной войны.

В данном случае, прежде всего, следует учитывать, что в канун начала второй мировой войны в экономике Советского Союза был сделан серьезный поворот в сторону усиления производства боевой техники и вооружения. Для этого потребовалось существенно изменить характер выпуска промышленной продукции в ряде отраслей, перестроив структуру их предприятий. Контроль со стороны правительства за осуществлявшимися преобразованиями и наращиванием выпуска новейших видов вооружения стал самым жестким. Отмечая особенности руководства оборонной промышленностью, нарком вооружения Б. Ванников писал, что «ее шефом, согласно распределению обязанностей между руководителями партии и правительства, тогда был Н.Вознесенский, но фактически ею занимался непосредственно И.Сталин.

Однако резкое увеличение выпуска вооружения при возросшем контроле за этим со стороны руководства страны существенно повлияло на рост диспропорции в экономике СССР в сторону военного производства. Складывалось нередко даже такое положение, когда отдельные заводы не выполняли планов по выпуску гражданской продукции для населения, но значительно перевыполняли задания по заказам оборонного характера.

Вместе с тем рост масштабов военного производства требовал все большего количества металла, которым трудно было в должной мере обеспечивать заводы. Это отрицательно сказывалось не только на выпуске гражданской, но и военной продукции. Сложилось такое положение, что в 1939 г. и в первом квартале 1940 г. металлургическая промышленность не стала уже полностью покрывать нужды экономики.

Заметные трудности проявились и в машиностроительном производстве, важное место в котором занимал выпуск вооружения. Здесь проявилось отставание по большинству направлений из-за совершенно очевидного перераспределения материальных ресурсов в целях приоритетного обеспечения потребности оборонной сферы производства, темпы которого увеличились в 3 раза в сравнении с общим положением в машиностроении.

Весьма отрицательно также стало сказываться на экономике Советского Союза сокращение внешней торговли. Это было связано прежде всего с начавшейся второй мировой войной. Внешнеторговый оборот СССР сократился в 1939 г. по сравнению с предыдущим годом почти в 2 раза.

Особенно заметным было нарушение экономических связей с Англией, занимавшей до этого первое место во внешней торговле Советского Союза. В результате СССР лишился возможности производить закупки продукции английской станкостроительной промышленности, которая была крайне важна и для военных заводов. Вообще тенденция к ограничению торговли с СССР стала проявляться у Англии с конца лета 1939 г.

Изменения в структуре советской экономики в связи с ограничением выпуска продукции, предназначавшейся для невоенных целей, и расширение масштабов работы оборонной промышленности не могло не сказаться на снабжении товарами и условиях жизни населения. Уменьшение товарной массы в сфере внутренней торговли вело к появлению дефицита на отдельные необходимые предметы и продукты питания. Произошло повышение цен на ряд товаров, а это в свою очередь повлекло за собою снижение жизненного уровня населения.

Стремление увеличить выпуск товаров народного потребления при отсутствии соответствующих технических возможностей вело к ухудшению их качества. Это стало наблюдаться, в частности, на предприятиях легкой промышленности, начавшей выпускать обувь, одежду, ткани более низкого качества. По словам наркома торговли РСФСР Д. Павлова, «лепили, как попало, лишь бы набрать количество, рубли, вал». Снижение спроса на товары привело к тому, что в 1940 г. товарооборот на одного человека составил ничтожно малую сумму - 92 рубля в год.

Естественно, что для увеличения военного производства необходимы были значительные денежные средства. Бюджетные ассигнования оборонной промышленности увеличились с 20,1 млрд. рублей в 1937г. до 40,8 млрд. рублей в 1939 г., т.е. более чем в 2 раза. При этом на военные цели в 1939 г. оказалось израсходованным 25 % всех денежных средств государственного бюджета страны в прямом поступлении наркомату обороны. Дополнительные средства приходилось изыскивать внутри страны, в том числе и за счет увеличения налогообложения населения.

Жители сельской местности ощутили, в частности, заметные трудности в связи с принятием нового закона о налоге на доходы колхозников. Эта мера предусматривала дать государству ежегодные денежные поступления в размере около 850 млн. рублей. Вообще прогрессирующее налогообложение затронуло все категории граждан Советского Союза. В целом по стране в 1938-1940 гг. в среднем в год налоги, сборы и займы составляли около 18 млрд. рублей. В 1940 г. величина их достигала почти 21 млрд. рублей.

Предпринимавшийся меры, связанные с увеличением финансирования оборонной промышленности в условиях складывавшейся международной обстановки, являлись вынужденными и дали свой результат. Оснащенность Красной Армии вооружением и боевой техникой непрерывно возрастала. В рассматриваемый период ежегодно выпускалось более 3 тыс. самолетов, столько же танков и 5 тыс. различных орудий. По сравнению с началом 30-х годов количество самолетов увеличилось в 6,5 раза, танков - в 43 раза и артиллерии - в 7 раз. Особенно большой объем продукции дала оборонная промышленность в 1939 г.

Вместе с тем требовалось модернизировать боевую технику, заменять устаревшие ее образцы более совершенными, не просто наращивать количество вооружения. Здесь было, однако, отставание. Не случайно, зарубежные наблюдатели обращали на это внимание, говоря, что «вводит в заблуждение количественный состав вооруженных сил России», поскольку «на бумаге эти цифры выглядят внушительными». Так считал английский военный атташе в Москве, имея в виду, в частности, что «советские военно-воздушные силы, хотя и внушительны по численности, не отвечают современным требованиям...».

В СССР не было налажено производство минометного и автоматического стрелкового оружия, ряда других видов вооружения, имевшихся в зарубежных армиях. Некоторая часть боевой техники уступала иностранным образцам. Все это сказывалось на уровне развития советских вооруженных сил. Он не отвечал уже требованиям времени и это становилось все более очевидным.

Проблемы, связанные с качественным улучшением боевой техники и оружия обсуждались высшим политическим и военным руководством в Москве в конце лета и осенью 1939 г. Тогда был принят ряд решений относительно преодоления имевшегося отставания в поступлении на вооружение более современных видов боевой техники и боеприпасов, в создании новых типов военных самолетов и танков.

Но для реализации этих решений требовалось довольно продолжительное время и большие капиталовложения. В срочном порядке выполнить намеченное в полном объеме в конце 1930-х - начале 1940-х годов, естественно, не представлялось возможным. С учетом качественного состояния отдельных важных видов вооружения, а также ущерба, который был нанесен репрессиями по отношению к высшему командному составу Красной Армии, в некоторых кругах иностранных военных экспертов и дипломатов складывалось мнение, что советские войска не готовы для ведения широкомасштабных наступательных действий, а лишь «в состоянии обеспечить оборону собственной территории».

Процессы, происходившие в Советском Союзе в ходе «зимней войны» в экономическом отношении, тем не менее отражали возникшие сложности внутренней обстановки в стране в это время. Однако опыт событий 1939-1940 гг. внимательно анализировался, недостатки возникшие в ходе этой короткой войны внимательно изучались. Сразу же после ее окончания начался форсированный процесс ликвидации вскрывшихся в предшествующий период недоработок и во многом это способствовало более организованному процессу перевода экономики и общества на военный лад сразу же после нападения фашистской Германии на СССР в июне 1941 года.

Мы не случайно так подробно остановились на описании оборонной промышленности Советского Союза того времени, ведь именно оборонная промышленность является одной из основных в тоталитарном государстве.

Завершение формирования тоталитарной системы в экономике


Исходя из фактов можно отметить, что тоталитарное ведение хозяйства сложилось окончательно к 1937 - 1938 годам. Сталин имел основания полагать, что потрясения 1937 - 1938 годов не нарушили стабильности политического строя и не остановили поступательного развития Советской страны. Как и прежде он продолжал энергично заниматься хозяйственными делами и требовал того же от своих подчиненных.На февральско-мартовском пленуме 1937 года он говорил об утрате бдительности порожденной однобоким вниманием партийных руководителей исключительно к хозяйственным вопросам, но при этом предупреждал; «Нельзя шарахаться от одной крайности в другую. Нельзя отделять политику от хозяйства». Отсюда мы можем подчерпнуть ответ на главный вопрос о взаимодействии тоталитаризма и экономики. При тоталитарном режиме - экономика очень зависима от политики лидера, диктатора, в данном случае ВКП(б) в лице товарища Сталина. Сталин утверждал, что партийным руководителям и впредь придется заниматься хозяйственными делами со всеми их мелочами: пахотой, севом, уборкой урожая и т. д.

К концу 30-х годов Сталин считал, что экономика Советского Союза стоит на первом месте в мире. Таким образом мы можем отметить, что тоталитарная экономическая система в Советском Союзе сложилась окончательно к 1941 году и практичыески не подвергалась изменениям вплоть до смерти Сталина.

Состоявшийся в 1941 - 1942 году перевод экономики страны на военные рельсы не изменил командноадминистративную систему управления экономикой страны.


Заключение


В данной работе мы рассмотрели взаимодействие тоталитаризма и экономики на примере Советского Союза; в 1928 - 1941 годах. Из всего выше сказанного можно сделать некоторые выводы, которые характерны не только для тоталитарной экономики Советского Союза того времени, но и для любого тоталитарного государства.

) Во главе тоталитарного государства стоит лидер мнение которого, по любому вопросу касающемуся экономики в целом, или какой-то конкретной экономической задачи является самым правильным и точным.

) Управляющая партия (в данном случае ВКП(б) является главным планировщиком экономического развития страны. Отсюда формирование жесткой вертикали власти и командно-административной модели управления экономикой.

) Экономика государства при тоталитарном режиме должна полностью покрывать нужды государства, так как международные отношения с другими странами складываются у тоталитарного государства очень сложно. Государство должно полностью обеспечивать свои потребности в нутрии страны.

) Тоталитарное государство вынуждено тратить большую часть бюджета на развитие оборонного, военнопромышленного комплекса страны. Очень часто экономика тоталитарных государств направлена на создание боевой мощи.

Эти четыре показателя и определяют основную концепцию взаимодействия тоталитаризма и экономики в любой отдельно взятой стране.

Список использованных источников


1.Ваников Б. Л. Из записок наркома // Новая и новейшая история. 1988. № 1

.Горинов М.М. Советская страна в конце 20 - начале 30-х годов // Вопросы истории. 1990. № 11

.Емельянов Ю. В. Сталин: На вершине власти - М.: Вече., 2002.,

.Емельянов Ю. В. Сталин: Путь к власти - М.:Вече., 2002

.История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945. Т. I. М., 1963.

.На роковом пороге (из архивных материалов 1939 года) // Вопросы истории. 1989. № 11.

.Павлов Д.В. Из записок наркома // Новая и новейшая история. 1988. № 6

.Социалистическое народное хозяйство СССР в 1933-1940 гг.. - М., 1977.

.Экономика страны накануне и в годы Великой Отечественной войны. СПб.-Пушкин, 1998

.Экономическая жизнь СССР. Кн. 1. М., 1967.


Теги: Экономика тоталитарного государства (на примере СССР 1928-1940 гг.)  Реферат  История
Просмотров: 46193
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экономика тоталитарного государства (на примере СССР 1928-1940 гг.)
Назад