Азербайджан и Дагестан в сфере интересов цивилизаций древнего мира и раннего средневековья
После похода Александра Македонского во главе Северной, или так называемой Малой, Мидии был поставлен Атропат - персидский (сатрап) правитель. Мидия стала именоваться Мидией Атропатеной или просто Антропатеной. Считается, что это название в последующем легло в основу современного названия Азербайджана.
Античные авторы к северу от Атропатены упоминают страну, известную в исторической литературе как Кавказская Албания. Согласно греческим авторам, в Кавказской Албании (главный город - Кабала) проживало около 26 племен, основными из которых были албаны и утии, возможные предки современных удин - небольшой народности в Варташенском районе Азербайджана. Страбон описывает Кавказскую Албанию как процветающую страну. В результате раскопок в Мингечауре, Ялойлу-Тепе и в других местах найдены высокохудожественные изделия албанских ремесленников.
Богатства Албании манили иноземных завоевателей. В конце 60-х годов до н.э. на ее территорию вторглись римские войска под руководством Гнея Помпея. В Кобустане (недалеко от Баку) имеется надпись на камне, говорящая о том, что римляне достигли даже этого отдаленного района. На короткий срок римляне захватили значительную часть страны, однако сопротивление жителей вынудило их покинуть вожделенную землю.
В качестве независимого государства Кавказская Албания просуществовала до IV в. н.э. К этому времени значительного уровня достигла культура. Возникла письменность. Под влиянием Византийской империи стало распространяться христианство, ставшее вскоре государственной религией.
Однако возвысившийся к этому времени сасанидский Иран и Восточно-Римская империя (Византия) в результате длительной борьбы поделили страны Закавказья на сферы влияния. Согласно мирному договору 387 г. Кавказская Албания вместе с Восточной Арменией и Восточной Грузией перешла под власть персов на правах вассального государства.
II. Прикаспийский Дагестан в эпоху раннего средневековья был местом постоянного обитания многочисленных ирано-и тюркоязычных кочевых и полукочевых племен. С конца IV в. до начала VIII в. эта территория в древних трактатах называлась «страной» или «царством гуннов». Гунны были важной политической и военной силой в Восточном Предкавказье, с которой вынуждены были считаться не только сопредельные, но и отдаленные государства.
Этноним «гунны», предположительно является собирательным именем разноязыкого населения Прикаспийского Дагестана в гуннскую эпоху, в том числе и местного земледельческого населения.
Геополитическое положение Кавказской Албании и царства гуннов и то, что вдоль западного побережья Каспийского моря проходили важные торговые пути, вызывали интерес многих государств, в том числе и Византии. Кавказ, наряду с Северным Причерноморьем и Подунавьем - трех основных регионов, лежащих к северу от границ империи, находился в центре внимания византийских политиков. В своей внешнеполитической деятельности Византия применяла различные методы и способы для того, чтобы через Армению и Албанию воздействовать на «царство гуннов». Однако усилия эти осложнялись чрезвычайно неустойчивыми (то дружественными, то враждебными) отношениями с христианскими княжествами Кавказа, «постоянными раздорами между самими грузинскими … и между армянскими князьями».
Понимая стратегическое значение Дербентского дефиле, гунны стремились завладеть проходом. Они довольно успешно использовали в своих интересах перипетии византийско-персидского и армяно-персидского противостояния. Каждое из этих раннесредневековых государств прибегало к подкупу, оплачивало военное содействие (особенно византийцы) или посредством угроз привлекало гуннские племена на свою сторону. Как и в Азербайджане одним из важнейших способов для достижения цели было распространение среди дагестанских гуннов христианства.
В 30-е годы IV в. гунны вместе с аланами воевали на стороне Персии против армян. К этому же периоду относятся и первые письменные известия о попытках обращения гуннов в христианство, проникшее в Закавказье из Византии. Но, как известно, деятельность проповедника епископа Григориса среди гунно-маскутских племен закончилась его трагической гибелью, когда гунны поняли, что с принятием христианства они лишаются возможности и далее совершать грабительские набеги в страны Закавказья.
В середине IV в., во времена правления армянского царя Аршана II (345-368) в период очередных военных действий между Персией и Византией в Месопотамии и Армении гунны и аланы выступили на стороне армян против персов. Как сообщают Евсевий Иероним и Иешу Стилит страны Закавказья и Передней Азии подверглись в 395 г. грандиозному военному нашествию гуннов.
В V - VII вв. большая часть армянских земель входила в состав Византийской Армении. Свидетельством временных союзнических отношений гуннов с Византией служит тот факт, что в начале VI в. гунн Амвазук, владевший Дербентским проходом, был другом византийского василевса Анастасия (491-518). Во время войны 502-506 гг. между Византией и Персией гунны воевали то на стороне персов (Иешу Стилит), то на стороне Византии (Прокопий Кесарийский).
Хотя первая попытка христианизации гуннов не увенчалась успехом, желание достичь этой цели не угасло и святой Маштоц, создавший алфавиты для «армян, алуанцев и иверов», проповедовал христианство «в гаваре Ути, в Алуанке, в Лпике, в Каспии, до ворот Чора». Вероятно, маскутские племена, обитавшие к югу от Чора, неоднократно подвергались христианизации, но разобщенность племен и кочевнический характер экономики гуннов делали эти попытки безуспешными. «Уровень социально-экономического развития племен гуннского круга не способствовал еще складыванию условий для принятия монотеистической религии» (Гмыря Л.Б. 1995, с.246).
Однако попытки христианизации «варваров» продолжались. Около 515 г. к гуннам Прикаспия прибыло посольство армянского епископа Кардоста с пятью священниками, которое в течение 14 лет занималось просветительской деятельностью. Кардоста сменил епископ Макар, а затем «епископ гуннов Иунана». Усилия проповедников, вероятно, достигли определенных успехов. В «Хронике» Псевдо-Захария сообщается о том, что византийский отряд, отгонявший персов от крепости Дары на границе Византии и Персии, во время ее осады, возглавлял «Суникс муж, бывший военачальник гунн, крестившийся, найдя убежище у ромеев…». Данное сообщение относиться к 30-м годам VI в. и, скорее всего, может свидетельствовать о том, что именно смена религии вынудила Суникса покинуть родину и перейти на службу к византийцам.
Христианство принимали и отдельные отряды гуннского войска, но, давая общую оценку, следует сказать, что в разобщенном на отдельные племена гуннском обществе VI в. для христианства условия еще не созрели.
Прикаспийский Дагестан в эпоху раннего средневековья был местом постоянного обитания многочисленных ирано-и тюркоязычных кочевых и полукочевых племен. С конца IV в. до начала VIII в. эта территория в древних трактатах называлась «страной» или «царством гуннов». Гунны были важной политической и военной силой в Восточном Предкавказье, с которой вынуждены были считаться не только сопредельные, но и отдаленные государства.
Этноним «гунны», предположительно является собирательным именем разноязыкого населения Прикаспийского Дагестана в гуннскую эпоху, в том числе и местного земледельческого населения.
Геополитическое положение царства гуннов и то, что вдоль западного побережья Каспийского моря проходили важные торговые пути, вызывали интерес многих государств, в том числе и Византии. Кавказ, наряду с Северным Причерноморьем и Подунавьем - трех основных регионов, лежащих к северу от границ империи, находился в центре внимания византийских политиков. В своей внешнеполитической деятельности Византия применяла различные методы и способы для того, чтобы через Армению и Албанию воздействовать на «царство гуннов». Однако, усилия эти осложнялись «чрезвычайно неустойчивыми (то дружественными, то враждебными)» отношениями с христианскими княжествами Кавказа, «постоянными раздорами между самими грузинскими … и между армянскими князьями» (Культура Византии. Т. 2. 1989, с.242-243).
Понимая стратегическое значение Дербентского дефиле, гунны стремились завладеть проходом. Они довольно успешно использовали в своих интересах перипетии византийско-персидского и армяно-персидского противостояния. Каждое из этих средневековых государств прибегало к подкупу, оплачивало военное содействие (особенно византийцы) или посредством угроз привлекало гуннские племена на свою сторону. Одним из важнейших способов для достижения цели было распространение среди дагестанских гуннов христианства.
В 30-е годы IV в. гунны вместе с аланами воевали на стороне Персии против армян. К этому же периоду относятся и первые письменные известия о попытках обращения гуннов в христианство, проникшее в Закавказье из Византии. Но, как известно, деятельность проповедника епископа Григориса среди гунно-маскутских племен закончилась его трагической гибелью, когда гунны поняли, что с принятием христианства они лишаются возможности и далее совершать грабительские набеги в страны Закавказья (Фавстос Бузанд, с.14).
В середине IV в., во времена правления армянского царя Аршана II (345-368) в период очередных военных действий между Персией и Византией в Месопотамии и Армении гунны и аланы выступили на стороне армян против персов (Фавстос Бузанд, с.113).
Как сообщают Евсевий Иероним (с.1030) и Иешу Стилит (с.131) страны Закавказья и Передней Азии подверглись в 395 г. грандиозному военному нашествию гуннов.
В VI в. гунны в очередной раз были втянуты в борьбу между Ираном и Византией за Кавказ, но и в мирное время обе противоборствующие державы старались максимально контролировать и ограничивать гуннскую вольницу. Согласно сведениям раннесредневековыз авторов (Приск Панийский, с.696; Иешу Стилит, с.131; Псевдо-Захария, с.154) Персия получала от Византии постоянное денежное вознаграждение за охрану Кавказских проходов от гуннов. В тексте мирного договора (562 г.) между Византией и Ираном было записано, «чтоб персы не позволяли ни уннам, ни аланам, ни другим варварам переходить в римские владения ущельем, называемым Хоруцон, и вратами Каспийскими» (Менандр Византиец, с.342). Как пишет Прокопий Кесарийский «гунны проходят в землю персов и римлян; один из проходов называется Тзур, а другой носит старинное название Каспийских ворот» (II, с.381). «Когда…Унны нападают на земли персидские или римские, через упомянутую выше дверь (Каспийские ворота - С.М.), то они отправляются на свежих конях, не делая никаких объездов. Но когда обращаются к другим проходам, то должны преодолевать большие трудности и уже не могут употреблять тех же лошадей, ибо им приходится объезжать многими крутыми местами» (Прокопий Кесарийский, II а, с.111).
В ходе очередной ирано-византийской войны 572-591 гг. гунны-савиры сражались то на стороне одних, то на стороне других. В своих внешнеполитических акциях они постоянно учитывали внутреннее состояние и международное положение главных соперников на Кавказе - Византии и Персии, от этого зависела предпочтительность той или иной внешнеполитической ориентации гуннов.
Вплоть до 664 г. источники не содержат никаких сведений о внешнеполитических действиях северокавказских гуннов. Главной опасностью для закавказских стран в первой половине VII в. становится угроза нападения Западнотюркского каганата. Только в 664 г. появляются известия о том, что войска «царя гуннов» вторглись в Албанию, причем автор именует «царя гуннов» также и «царем туркестанским» (Мовсес Каланкатуаци, I, с.153).
В 80-е годы VII в. царство гуннов проводило самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. В 682 г. Албания вынуждена была закрепить союз с гуннами соглашением о мире, причем одно из условий предусматривало принятие гуннами христианства. С этой целью в страну гуннов было направлено посольство во главе с епископом Исраилем. Великий князь гуннов Алп-Илитвер был известен в Албании, Армении, Иверии и Византии тем, что принял христианство и прекратил набеги на страны Закавказья (Мовсес Каланкатуаци, II, с.133).
Но не следует переоценивать степень христианизации гуннов, так как сам Алп-Илитвер в своем послании к католикосу Армении Сахаку и князю Григору писал, что о Христе гунны «знали лишь немного понаслышке, со времен наших набегов в вашу страну и в Алуанк…». Это же подтверждает и епископ Исраил, который нашел «Гуннию» все еще языческой, хотя какая-то часть гуннского общества и верила в Иисуса Христа. Исраил «был огорчен и опечалился, увидев множество зла и раздвоение веры, ибо были люди, которые называли себя богопоклонниками, но отреклись от силы (Бога) и были чужды ей» (Мовсес Каланкатуаци, II, с.124, 133).
На рубеже VII - VIII вв. христианство нашло благодатную почву в царстве гуннов. Принятие монотеистической религии призвано было способствовать упрочению уже сложившегося союза гуннских племен, закреплению процессов социальной дифференциации и усилению власти князя гуннов. Однако вторжение арабов на Кавказ, длительные арабо-хазарские войны привели к тому, что до X века в Дагестане не было условий для усиления темпов проникновения христианства. Политическое влияние арабов в районе Дербента положило начало проникновению ислама и медленному вытеснению христианства (Шихсаидов А.Р.1957, с.65).
Вторжение арабов на территорию раннесредневекового Азербайджана имело те же последствия. В столице Кавказской Албании городе Бердаа был размещен арабский гарнизон. В Карадаге началось широкое выступление азербайджанцев хуррамитов против двойного гнета арабов и собственных феодалов. В 816 г. восстание возглавил азербайджанский полководец и государственный деятель Бабек. Арабам удалось подавить восстание только в 837 г.
Таким образом, на протяжении всей истории древнего мира и раннего средневековья Азербайджан и Дагестан неразрывно были связаны с внешнеполитическими интересами кавказских государств, Рима, Персии и Византии и т.д. Многочисленные племена, проживавшие на территории Азербайджана и Дагестана, перманентно привлекались противоборствующими сторонами для достижения своих геополитических целей.
Однако следует отметить и благотворное влияние и взаимопроникновение цивилизаций, свидетельством чего являются многочисленные памятники материальной и духовной культуры.
В V - VII вв. большая часть армянских земель входила в состав Византийской Армении. Свидетельством временных союзнических отношений гуннов с Византией служит тот факт, что в начале VI в. гунн Амвазук, владевший Дербентским проходом, был другом византийского василевса Анастасия (491-518) (Прокопий Кесарийский, I а, с.112-113).
Во время войны 502-506 гг. между Византией и Персией гунны воевали то на стороне персов (Иешу Стилит, с.148,153,155), то на стороне Византии (Прокопий Кесарийский, I а, с.101).
Хотя первая попытка христианизации гуннов не увенчалась успехом, желание достичь этой цели не угасло и святой Маштоц, создавший алфавиты для «армян, алуанцев и иверов», проповедовал христианство «в гаваре Ути, в Алуанке, в Лпике, в Каспии, до ворот Чора» (Мовсес Каланкатуаци, II, с.60). Вероятно, маскутские племена, обитавшие к югу от Чора, неоднократно подвергались христианизации, но разобщенность племен и кочевнический характер экономики гуннов делали эти попытки безуспешными. «Уровень социально-экономического развития племен гуннского круга не способствовал еще складыванию условий для принятия монотеистической религии» (Гмыря Л.Б. 1995, с.246).
Однако попытки христианизации «варваров» продолжались. Около 515 г. к гуннам Прикаспия прибыло посольство армянского епископа Кардоста с пятью священниками, которое в течение 14 лет занималось просветительской деятельностью. Кардоста сменил епископ Макар, а затем «епископ гуннов Иунана» (Псевдо-Захария, с.166-167; Мовсес Каланкатуаци, II, с45). Усилия проповедников, вероятно, достигли определенных успехов. В «Хронике» Псевдо-Захария сообщается о том, что византийский отряд, отгонявший персов от крепости Дары на границе Византии и Персии, во время ее осады, возглавлял «Суникс муж, бывший военачальник гунн, крестившийся, найдя убежище у ромеев…» (Псевдо-Захария, с. 162). Данное сообщение относиться к 30-м годам VI в. и, скорее всего, может свидетельствовать о том, что именно смена религии вынудила Суникса покинуть родину и перейти на службу к византийцам.
Христианство принимали и отдельные отряды гуннского войска (Мовсес Каланкатуаци, с.45), но, давая общую оценку, следует сказать, что в разобщенном на отдельные племена гуннском обществе VI в. для христианства условия еще не созрели.
В VI в. гунны в очередной раз были втянуты в борьбу между Ираном и Византией за Кавказ, но и в мирное время обе противоборствующие державы старались максимально контролировать и ограничивать гуннскую вольницу. Согласно сведениям древних авторов (Приск Панийский, с.696; Иешу Стилит, с.131; Псевдо-Захария, с.154) Персия получала от Византии постоянное денежное вознаграждение за охрану Кавказских проходов от гуннов. В тексте мирного договора (562 г.) между Византией и Ираном было записано, «чтоб персы не позволяли ни уннам, ни аланам, ни другим варварам переходить в римские владения ущельем, называемым Хоруцон, и вратами Каспийскими» (Менандр Византиец, с.342). Как пишет Прокопий Кесарийский «гунны проходят в землю персов и римлян; один из проходов называется Тзур, а другой носит старинное название Каспийских ворот» (II, с.381). «Когда…Унны нападают на земли персидские или римские, через упомянутую выше дверь (Каспийские ворота - С.М., К.Х.), то они отправляются на свежих конях, не делая никаких объездов. Но когда обращаются к другим проходам, то должны преодолевать большие трудности и уже не могут употреблять тех же лошадей, ибо им приходится объезжать многими крутыми местами» (Прокопий Кесарийский, II а, с.111).
В ходе очередной ирано-византийской войны 572-591 гг. гунны-савиры сражались то на стороне одних, то на стороне других. В своих внешнеполитических акциях они постоянно учитывали внутреннее состояние и международное положение главных соперников на Кавказе - Византии и Персии, от этого зависела предпочтительность той или иной внешнеполитической ориентации гуннов.
Вплоть до 664 г. источники не содержат никаких сведений о внешнеполитических действиях северокавказских гуннов. Главной опасностью для закавказских стран в первой половине VII в. становится угроза нападения Западнотюркского каганата. Только в 664 г. появляются известия о том, что войска «царя гуннов» вторглись в Албанию, причем автор именует «царя гуннов» также и «царем туркестанским» (Мовсес Каланкатуаци, I, с.153).
В 80-е годы VII в. царство гуннов проводило самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. В 682 г. Албания вынуждена была закрепить союз с гуннами соглашением о мире, причем одно из условий предусматривало принятие гуннами христианства. С этой целью в страну гуннов было направлено посольство во главе с епископом Исраилем. Великий князь гуннов Алп-Илитвер был известен в Албании, Армении, Иверии и Византии тем, что принял христианство и прекратил набеги на страны Закавказья (Мовсес Каланкатуаци, II, с.133).
Но не следует переоценивать степень христианизации гуннов, так как сам Алп-Илитвер в своем послании к католикосу Армении Сахаку и князю Григору писал, что о Христе гунны «знали лишь немного понаслышке, со времен наших набегов в вашу страну и в Алуанк…». Это же подтверждает и епископ Исраил, который нашел «Гуннию» все еще языческой, хотя какая-то часть гуннского общества и верила в Иисуса Христа. Исраил «был огорчен и опечалился, увидев множество зла и раздвоение веры, ибо были люди, которые называли себя богопоклонниками, но отреклись от силы (Бога) и были чужды ей» (Мовсес Каланкатуаци, II, с.124, 133).
На рубеже VII - VIII вв. христианство нашло благодатную почву в царстве гуннов. Принятие монотеистической религии призвано было способствовать упрочению уже сложившегося союза гуннских племен, закреплению процессов социальной дифференциации и усилению власти князя гуннов. Однако вторжение арабов на Кавказ, длительные арабо-хазарские войны привели к тому, что до X века в Дагестане не было условий для усиления темпов проникновения христианства. Политическое «влияние арабов в районе Дербента положило начало проникновению ислама и медленному вытеснению христианства» (Шихсаидов А.Р.1957, с.65).
Таким образом, раннесредневековая история Западного Прикаспия была неразрывно связана с внешнеполитическими интересами кавказских государств, Персии и Византии. Многочисленные гуннские племена, проживавшие на территории прикаспийской части Дагестана, перманентно привлекались противоборствующими сторонами для достижения своих геополитических целей. Одним из факторов воздействия на гуннов, усмирения «варварской» вольницы в рассматриваемый период являлся процесс распространения монотеистической религии - христианства, пришедшего из Византии через Армению.
кавказ международный гунн араб
Использованные источники
1.Даниялов Г. Д. Исторический путь развития народов Дагестана до вхождения его в состав России. Махачкала: Дагучпедгиз, 1996 - 253 с.
2.Даниялов Г. Д. История Дагестана В 4 томах. Т. 2. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986 - 328 с.
.Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента. - М., 1963.