Этнические процессы на белорусских землях XIII-XVI вв.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Могилёвский государственный университет имени А.А. Кулешова»


Факультет: «Экономика и право»

Кафедра: Истории и культуры Беларуси


Контрольная работа

Тема: «Этнические процессы на белорусских землях XIII-XVI вв.»


Студентки факультета

«Экономика и права» 1 курса АЗО гр.112

Исаковой Натальи Михайловны,

-02-21д. Светиловичи, ул. 70-лет октября, д.№1А

научный руководитель

доцент Ковалёва Л.А.


Могилёв 2011

Содержание


Введение

.Понятие «этнос»

2.Беларусь в Великом княжестве Литовском (вторая половина XIII - первая половина XVI в.)

.Формирование белорусской народности

.Белорусская архитектура XIII- XVI века

.Изобразительное искусство в Беларуси XIII- XV века

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Со второй половины XIII века начинается процесс вхождения белорусских земель в состав Великого княжества Литовского. Этот процесс сопровождался значительными изменениями как в социально-экономической, политической, так и в культурной жизни.

Это время было наполнено важными историческими событиями. Образование ВКЛ и присоединения к нему белорусских земель было обусловлено множеством причин. Именно они подталкивали как литовские, так и белорусские земли к объединению.

Целью контрольной работы является раскрытие сущности этнических процессов, происходящих в XIII - XVI веках на территории Беларуси. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

. раскрыть сущность понятия «этнос»

. показать какие этнические процессы происходили на белорусских землях в составе ВКЛ в XIII - XVI веках.

. понять суть исторических событий, почему именно так, а не иначе происходили эти событие, то есть обозначить тенденции, особенности развития мировоззрения белорусов в XIII - XVI веках, какие факторы влияют на мировоззрение в это время.

В контрольной работе характеризуются вопросы образования ВКЛ, причины образования ВКЛ.

Центральное место в работе занимает образование новой этнической общности - белоруской народности, а так же развитие культуры на белорусских землях в XIII - XVI веках.


1. Понятие «этнос»

этнический белорусский народность

Этнос - (от греческого слова этнос - общество, группа, племя, народ), определяется как исторически сложившаяся устойчивая общность людей, которая может выражаться в форме племени, народности, нации. Основными условиями возникновения этноса являются общность территории и языка, обычно выступающих в качестве признаков этноса. Однако основными признаками этноса являются этническое самосознание и менталитет, совокупность материальной и духовной культуры.

Этническая общность (этнос) - исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Этот термин близок к понятию народ в этнографическом смысле.

Этнографическая группа (субэтническая) - обособленная часть народности или нации, сохраняющая некоторые особенности языка, культуры и быта.

Этническая территория - территория преимущественного размещения данного этноса, обычно включающая ареал его формирования и компактного расселения, а также районы смешения с другими национальностями.

Этногенез - (от греческого - племя, народ и генез), происхождение народов. Включает как начальные стадии возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

Этнография - наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру.

Одной из самых распространенных теорий о происхождении белорусов является теория субстратного происхождения. Сторонником этой теории является известный российский археолог В. Седов. Он создал теорию субстратного происхождения белорусов. В чем она заключается? Под балтским субстратом (от латинского термина - основа, подкладка) понимается этнокультурное наследие балтского этноса, оказавшее влияние на формирование белорусской народности. Сторонники этой теории утверждают, что в результате славянизации балтского населения, смешения с ним славянского, произошло отделение части восточнославянской народности, что привело к становлению белорусского языка и народности.[1,с.18]

Другие исследователи утверждают, что расселившись на территориях, которые ранее занимали балтские племена, славяне частично оттеснили их, частично уничтожили. И только небольшие островки балтов, которые, вероятно, подчинились славянам, сохранились в Подвиньи, Верхнем Поднепровьи, но за балтами осталось правобережье среднего Понеманья и некоторые части территории между Неманом и Припятью.[1,с.18]

Нет четкого общепризнанного мнения у исследователей и по вопросам формирования племенных союзов, которые составили основу белорусского, русского и украинского этносов. Одни предполагают, что в результате интенсивного освоения славянами территории Беларуси, где ранее жили балты, в конце ІХ в. сложились этнично близкие между собой племенные союзы-кривичи, дреговичи, радимичи, частично волыняне. На их основе образовался старобелорусский этнос. Он компактно располагался в Верхнем Поднепровье, Подвиньи, Понеманьи. В его формировании приняли участие представители некоторых других этнических образований, среди которых ятвяги и некоторые другие балтоязычные племена.

Границы белорусского этноса, который складывался на протяжении веков, приблизительно в полтора раза превышают территорию современной Беларуси.

Предки восточных славян, которые расселились в Припятском Полесье, ассимилировали балтские племена. В результате на территории, которую занимали приднепровские балты, возникли восточнославянские племена - дреговичи, кривичи, радимичи - предки современных белорусов. На территории, где раньше жили иранские племена, расселились поляне, древляне, северяне, волыняне - предки современных украинцев. Ассимиляция финоугорских племен привела к возникновению новгородских славян, вятичей, частично верхневолжских кривичей - предков современных русских.

Сторонники другой точки зрения представляют себе эту картину несколько иначе. Во-первых, они считают, что сторонники вышеизложенной гипотезы преувеличивают роль балтов в этногенезе белорусов. Другое дело, отмечают они, Среднее Понеманье, где балты составляли значительную часть населения еще на начало II тысячелетия. В славянизации этих земель значительная роль принадлежит волынянам, дреговичам, в меньшей степени - древлянам и кривичам. Признавая, что основу старобелорусского этноса составляли кривичи, дреговичи, радимичи и, в меньшей степени, волыняне, и что общая территория их расселения превышала границы современной Беларуси, они считают, что нет оснований утверждать, что превышение это было в 1,5 раза. Далее указывается, что как часть волынян (большинство которых участвовало в этногенезе украинцев) приняла участие в формировании белорусов, так и часть дреговичей - в этногенезе украинцев. Радимичи в равной степени участвовали в формировании белорусов и одной из групп русского этноса. Кривичи сыграли большую роль не только в формировании белорусов, но и в становлении северо-западной части русского этноса.

Что же касается формирования белорусского этноса, то следует сказать, что основные признаки формирования белорусского этноса прошли сложные этапы в своем развитии.

Белорусский язык возник в результате смешения, северных-подвинско-днепровских и южных - припятьских элементов разговорной речи восточнославянского населения. Характерные черты старобелорусского языка, или правильнее говорить старорусского, закрепляются и в письменных памятниках XV-XVI веков.

Таким образом, в XV-XVI веках в северной части поприпятьского (Полесского) района, центральном регионе и южной зоне подвинско-днепровского региона оформилась система нового, восточнославянского языка, который получил название «белорусский», это значит, возникла одна из важнейших черт белорусского этноса.

В период формирования белорусской народности развились и укрепились особенные для ее этнической территории черты материальной и духовной культуры.

Этническое самосознание, являющееся одним их главных показателей консолидации народа - осознание людьми принадлежности к своему народу, его отличительность. На территории Беларуси оно возникло, прежде всего, в окружении прогрессивно настроенных граждан, шляхты, духовенства. Известно, что национальное самосознание белорусов в дальнейшем подвергалось деформации под воздействием сначала полянизаторских, а затем русификаторских тенденций. Одновременно с самосознанием складывалось умонастроение народа, его психология, то есть белорусский менталитет.

Итак, на основе изученного материала можно сказать, что время становления белорусского этноса приходится на XIII - XVIII века.

Через ряд сложных этапов в своей эволюции этногенез белорусов в XIX веке, особенно в его последние десятилетия и начале XX века, значительно ускорился и вышел на стадию формирования нации.

Таким образом, не смотря на неблагоприятные государственно-политические условия, специфическую этно-социальную ситуацию, формирование белорусской нации в начале XX века в общих чертах завершилось.


. Беларусь в Великом княжестве Литовском (вторая половина XIII - первая половина XVI в.)


Создание Великого княжества Литовского. Многоэтнический состав населения княжества. В XIII-XVI вв. определились два центра консолидации восточных славян. Один из них был связан с древнерусскими городами Новогрудком и Вильной, вокруг которых объединялись западнорусские и литовские земли, и формировалось могущественное государство - Великое княжество Литовское. Второй центр - Москва, консолидирующая восточнорусские земли. Вокруг нее сформировалось также большое и могущественное Московское государство. Возникает вопрос: почему западнорусские и литовские земли в середине XIII в. стали объединяться и создавать единое государство - Великое княжество Литовское?

Существует три группы причин образования ВКЛ. Первая из них - социально-экономические причины.

Интенсивное развитие феодальных отношений, закрепощение новых категорий населения - свободных общинников, усиление боярства, развитие земледелия, рост городов, расширение торговли, ремесел, возникновение территориальной специализации труда - все это возрождало объединяющую тенденцию - тенденцию к созданию единого государства, в котором после продолжительной феодальной раздробленности можно было более успешно решать социально-экономические задачи.

Вторая группа - внутриполитические причины. Дальнейшее развитие феодальных отношений неизбежно вело к обострению социальных противоречий, принимавших различные формы: от кражи феодальной собственности, уничтожения знаков, которыми феодалы обозначали захват и присвоение общинных земель, до поджога строений феодалов, убийств представителей феодальной администрации. Социальные конфликты в феодальном обществе всегда являлись одним из факторов объединяющих процессов. Хозяева земли сплотились для усиления правового регулирования и унификации феодальных отношений, чтобы принудить крестьян работать на земле феодала.

Третья группа - внешнеполитические причины. Угроза в XIII в. западнорусским (современным белорусским) землям с запада от крестоносцев (Ливонский и Тевтонский ордены), с юга и востока - от татаро-монголов (завоевание Восточной и Южной Руси) подталкивала западнорусские и литовские княжества к объединению и созданию единого государства.[3,с.40]

Процесс образования ВКЛ был длительным и имел сложный характер. Он происходил более века - со второй четверти XIII в. по третью четверть XIV в. В одних случаях территории присоединялись при помощи военной силы, в других - на основании соглашений между русскими и литовскими князьями, в третьих - путем династических браков.

На протяжении XIII- XIV вв. в Центральной и Восточной Европе образовалось феодальное государство - Великое княжество Литовское, охватывавшее территорию современных Литвы и Беларуси, большую часть Украины и часть России (Смоленскую, Тульскую, Орловскую и часть Московской области). В период своего расцвета в XV в. ВКЛ простиралось от Балтийского до Черного моря и от границ Польши и Венгрии до Можайска, что в 100 км от Москвы.[2,с.72]

Развитие белорусских земель в составе Великого княжества Литовского. С самого начала существования ВКЛ были заложены федералистские основы в государственном строительстве феодальной монархии (относительная автономность присоединенных земель, их самобытность и сохранение первоначального уклада жизни, полное властвование князей в своих вотчинах и т. д.). Верховная власть стремилась к централизации. Для того чтобы ослабить противодействие централизаторской политике, Витовт (1392-1430) силой оружия ликвидировал систему наследственного надельного землевладения, а институт княжения заменил институтом наместничества. После смерти владельца земли не делились между наследниками, как на Руси. Чаще на престоле оставался один из наследников в качестве великокняжеского наместника, остальные получали должности в других местах.

В конце XIV-XV в. Великое княжество Литовское решало проблему взаимоотношений с Польшей, вопрос литовско-польского союза. Кревская уния 1385 г. была не чем иным, как способом включить ВКЛ в Польскую Корону, лишить, княжество самостоятельного существования и слить его с Польшей. Более 100 лет ВКЛ находилось в состоянии персональной унии с Польшей, но оставалось при этом суверенным государством благодаря усилиям русских и литовских феодалов.[4,с.19]

Ликвидация Витовтом областных княжений, выборность великих князей литовских на основании Кревской унии 1385 г., усиление военно-служилого сословия (шляхетства) и его противодействие неограниченной власти великого князя, принятие в 1529, 1566 и 1588 гг. Статутов Великого княжества Литовского, деятельность панов-рады и вальных сеймов - все это свидетельствовало не только об успехах в деле централизации, но и о постепенном приобретении ВКЛ статуса ограниченной монархии[5,с.30-36]

Земля - главное средство производства и основное богатство Великого княжества Литовского - в зависимости от того или иного собственника делилась на категории: государственную (господарскую), частновладельческую (княжескую и боярскую), церковную. Крестьяне, которые жили на этих землях, соответственно назывались государственными, частновладельческими и церковными. Вместе с тем крестьяне делились на категории в соответствии со своим имущественным и податным положением, а также в зависимости от степени личной свободы, которой они обладали. Это - челядь невольная, тяглые крестьяне, слуги с их главной повинностью - военной службой, «похожие» и «непохожие» крестьяне. За пользование землей крестьяне платили ренту. Основными ее видами были отработочная (панщина), денежная (оброчная) и натуральная (продуктовая).

Вся земля - и та, что находилась в пользовании отдельной семьи, или «дыма», и та, которой пользовались все жители села (леса, болота, озера, реки и т. д.), - принадлежала специфическому крестьянскому объединению, называвшемуся общиной. Крестьянская, или сельская, община являлась коллективным землепользователем. Она распределяла между крестьянами землю и панщину, контролировала выполнение ими законов и повинностей, наблюдала за их поведением, положением крестьянских хозяйств, своевременным выполнением сельскохозяйственных работ, регулировала пользование выгоном и лесом, решала споры между общинниками, иной раз помогала бедным, особенно в неурожайные (голодные) годы.

Аграрная реформа 1557 г. Жигимонта II Августа, вошедшая в историю под названием «волочная помера», повысила прибыльность княжеских фольварков, обеспечила массовое закрепощение крестьян, которые теряли право перехода от одного хозяина к другому и становились полностью крепостными. Статуты Великого княжества Литовского 1566 и 1588 гг. определили сначала 10-летний, а затем и 20-летний срок розыска беглых крестьян и возвращения их хозяевам. Это означало окончательное юридическое закрепление крепостного права на белорусских землях, которое просуществовало почти 300 лет. Осуществление волочной померы в Западной и Центральной Беларуси привело к замене общинного землепользования подворным. Общинное землепользование осталось только в Восточной Беларуси.[5,с.54]

Росли города и поселения городского типа - местечки. Они возникали как на государственных, так и на частновладельческих землях. Около 40 % городов принадлежали феодалам. Жители этих городов несли феодальные повинности в пользу своего хозяина. Население государственных, или великокняжеских, городов считалось лично свободным. Однако в XVI в. В этих городах появились так называемые «юридики» - владения светских и духовных феодалов, которые не подчинялись власти городского самоуправления. Города являлись центрами культурной жизни, ремесел и торговли. Большую часть их населения составляли ремесленники и торговцы. Они назывались мещанами. С конца XIV в. литовские князья начали давать городам привилеи или грамоты на магдебургское право - самоуправление. Панщинна и другие повинности в пользу феодала заменялись единой денежной податью. Создавался орган административного управления городом - магистрат. Он состоял из рады и лавы (суда). Магистраты размещались в специальных зданиях - ратушах.


3. Формирование белорусской народности


На западнорусских землях в ВКЛ продолжался процесс образования новой этнической общности - белорусской народности. Она, как и русская и украинская, формировалась на основе древнерусской народности. Что же такое народность? Народность - это исторически сформировавшаяся общность людей (этническая общность), для которой характерны единые язык, территория, общие экономическое устройство, этническое самосознание, психический склад и культура.

Белорусская народность формировалась и существовала в XII-XIX вв. Народности как этнической общности предшествовали такие общности, как род и племя. Начало формирования народностей белорусов, русских и украинцев восходит к тем далеким временам, когда восточные славяне расселились на территории современной Беларуси, России и Украины и взаимодействовали с местными этносами, ассимилируя их.

Дальнейший процесс формирования белорусской народности продолжался в период политической раздробленности и во времена ВКЛ. В XIII-XVI вв. единые верховная власть, государственное управление, законодательство содействовали более тесным политическим, экономическим и этническим связям между княжествами, воеводствами, поветами и волостями ВКЛ. Постепенно формировались этническая территория белорусов, общие черты в хозяйственной деятельности, обрядах, обычаях, народном художественном творчестве и бытовой культуре на этой территории.

Складывался также единый старобелорусский, или древне- белорусский, язык. Для него характерны «дзеканье» и «цеканье» («дзед», «цень»), твердое произношение звука «р», «аканье» и «яканье» («бяроза»), использование приставных звуков в начале слова («возера», «iльняны», «iмгла» и т. д.). Древнебелорусский язык постепенно стал официальным языком государственных документов и законодательства. Он обогатился элементами языков русского, польского, литовского и других народов.

Определенную роль в этнической консолидации играл конфессиональный фактор. Признак веры становился своеобразным признаком народа. Понятие «православный» в то время отождествлялось с понятием «русский».

Этническое самосознание - еще одно свойство народности. Его формирование проходит более сложно и продолжительно по сравнению с другими признаками. Этническое самосознание появляется у народа тогда, когда он начинает отделять себя от других народов. В период существования ВКЛ белорусы отличали себя от поляков и литовцев, которые разговаривали на чужом языке и насаждали чужую католическую религию. Значительно позже белорусский народ начал отличать себя от русского народа. Население белорусских территорий ВКЛ долго называло себя русскими и язык свой русским. Так, русским называл себя в своих книгах великий белорусский просветитель XVI в. Франциск Скорина, и язык своих книг он тоже называл русским. Этническое самосознание белорусов сформировалось позже остальных этнических признаков.

Еще один признак народности - культура. Она формировалась под воздействием культур соседних народов: русского, польского и литовского, а также под влиянием западноевропейских культурных традиций и традиций гуманизма. Это проявлялось:

) в формировании нового мировоззрения, ментальности, восприимчивости к новым интеллектуальным, политическим, этносоциальным и конфессиональным тенденциям;

) в утверждении нового уклада жизни;

) в возрождении античного наследия в культуре для утверждения новых идеалов и взглядов. В конкретных сферах духовной жизни Беларуси эти тенденции отражались, прежде всего, в книгопечатании, светской литературе, общественно-политических взглядах, общегосударственном праве, образовании, изобразительном искусстве, монументальной архитектуре; в социально-культурном смысле - в ренессансных формах жизни и быта, формировании новых центров городской культуры, меценатстве, расширении международных культурных связей, овладении науками, языками и рыцарским искусством. [6,с.33-35]

Основание белорусского книгопечатания связано с деятельностью выдающегося белорусского деятеля, мыслителя-гуманиста Франциска Скорины (ок. 1490-1551 гг.). Он издал в Праге 23 книги Ветхого завета на литературном белорусском языке. Позже в Вильно он организовал первую на белорусской земле и во всей восточной Европе типографию и издал 2 книги: в 1522 г. - «Малую подорожную книжицу», в 1525 г. - «Апостол». Скорина понимал народ как целостную общность, объединенную происхождением, исторической судьбой, языком. По его мнению, в понятие идеального гражданина входит мужество, справедливость, высокая духовность. В 50-60-е гг. XVI в. типографии были основаны в Бресте, Несвиже, Заблудове, Вильно, Полоцке, Минске, Могилеве, Слуцке, Пинске и др.[5,с.82]Расширяется языковое своеобразие книжной продукции. Вторая половина XVI в. - время пробуждения общественной мысли в Беларуси. Сымон Будный издал напечатанные на белорусском языке учебные и полемические произведения «Катехизис», «Об оправдании грешного человека перед богом» и др. В последние десятилетия XVI в. основным центром белорусского книгопечатания стал Вильно, где более-менее регулярно стали работать типографии братьев Мамоничей и главного белорусского Свято-Троицкого братства. Бесспорное главенство в издании польскоязычной и латинской продукции для всего ВКЛ принадлежало Виленской иезуитской академии.[2,с.166-168].Одновременно с возникновением белорусского книгопечатания в первой половине XVI в. зарождалась светская латиноязычная литература. Н. Гусовский в издал на латыни поэму «Песня про зубра». В эпоху Возрождения продолжается летописание. С течением времени в летописях все больше места отводится художественной фантазии, в результате они стали напоминать исторические повести. Это «Хроника Великого княжества Литовского» (1520), «Хроника Быховца» (1530-?).Во второй половине XVI в. хроники и летописи постепенно вытесняются собственно историческими и историко-полемическими произведениями. На белорусский язык переводились произведения европейских народов, что свидетельствует о расширении культурных связей. На территории Беларуси стали возводить строения в готическом стиле.


4. Белорусская архитектура XIII- XV века


Характер, пути развития белорусской архитектуры продиктованы внутренними и внешними обстоятельствами внутренней жизни ВКЛ.

Центры крупных княжеств - Полоцк, Витебск, Гродно, Минск, Новогрудок, имели значительные оборонительные сооружения. Стены и башни образовывали детинец, где находились жилые, хозяйственные, культовые сооружения. Вокруг цитадели размещался посад. Для частновладельческих городов характерно вынесение замка за пределы поселения.

Цели обороны не только отдельного города, но и границ всего государства определяли строительство замков в отдельных местностях, в наиболее важных с военной точки зрения пунктах. Такой вариант замка под названием «костёл» получил распространение в Западной Европе.

Одним из ранних укреплений такого типа является Лидский замок (1320 г.). Он был возведен на насыпи в месте слияния рек Лидея и Каменка как форпост для обороны от крестоносцев. Лидский замок был хорошо укреплён. Толстые, до двух метров, стены, возведенные из валунов и кирпича, бойницы, две башни, мощенные камнем высокие откосы насыпей придавали ему внушительный вид. Особенно сильно замок пострадал во время русско-польской (1659г.) и Северной войнах (1702г.) [7,с.69]

Кревский замок - это также укрепление оборонительного типа. Он был построен в 30-е годы XVI века, когда в Креве правил сын Гедимина Ольгерд. Форма замка - неправильная трапеция. С востока, запада и юга замок защищали воды окрестных речек. Тут также две башни, расположенные по диагонали: Княжеская и Малая. В Княжеской башне по приказу Ягайлы был убит Кейстут. Стены возведены из камня, их толщина достигает трёх метров. Кроме замков-кастелей в XIV- XVI веках идет строительство укреплений в местах с наиболее удобными для обороны природными качествами - это высокие холмы, места слияния рек. Рвы и валы превращали такие укрепления в неприступные цитадели. Самым древним является Новогрудский замок. Его возведение шло поэтапно. В середине 16 века он имел семь башен - Щитовка, Кастельная, Малая Брама, Посадская, Дозорная, Колодезная, Минская. В состав обороны входили валы и рвы с северной и юго-западной сторон. На териттории замка были построены несколько зданий. Тут найдены остатки жилья, хозяйственных построек, храма, княжеского дворца. Замок одновременно являлся княжеской резиденцией.

Памятником белорусского оборонительного зодчества XIV-XVI веков является Гродненский замок. До наших дней он дошёл в значительно перестроенном виде. В первоначальном виде замок просуществовал до 80-х годов XVI века, когда по приказу Стефана Батория был перестроен итальянским архитектором в стиле барокко. Старый комплекс состоял из пяти башен и дворца, которые размещались по периметру треугольной площадки Замковой горы, ее высота достигала 30 метров и являлась естественным укреплением. Четыре башни были квадратными в сечении, пятая - круглая. Дворец сливался со стеной, а его, окна могли служить бойницами. В XVI веке замок превращается в королевскую резиденцию. Важные изменения наблюдаются в XVI веке в замковой архитектуре. С ростом городов, с совершенствованием военной техники возводить укрепления становиться нецелесообразно. Поэтому их выносят за пределы поселений. Замки превращаются в резиденции великого князя, его наместников магнатов.[3,с.85]

Выдающимся памятником архитектуры является Мирский замок (нач. XVI-XVII века). Его строительство происходило в два этапа. В начале были возведены стены, пять башен (четыре крупные. Пятая посередине западной стены), одноэтажное здание в середине двора. Во второй половины XVI века вдоль северной и восточной части возводится трехэтажный дворец. Это частновладельческий замок, он строится по приказу надворного маршалака ВКЛ князя Юрия Ильинича. В 1568 году от Ильиничей он перешёл к Радзивилам Несвижской линии и принадлежал им до конца XVIII века и по 1939 года - князья Святополк - Мирские. Замок узнал шведскую осаду 1655 год, Северную войну в 1794 году замок штурмом взяли войска Суворова, сильно он был разрушен в Отечественную войну 1812 г. В настоящее время идёт его реставрация.[7,с.70-71]

В конце XVI века происходят важные изменения в фортификационном оснащении замковых комплексов. В широкое использование входят бастионные укрепления и куртины (валы). Замок теряет суровость и приобретает представительный вид.

Примером этого является Несвижский замок. Его строительство относится к 1583 году, когда итальянский архитектор ЯН Мария Бернардонина месте старого деревянного замка Радзивилов возводит новый, каменный Несвижский замок возвели на полуострове, на правом берегу реки Уша. Окруженный широким. Наполненным водой рвом, замок фактически был островным. Попасть на него можно было только по длинному деревянному мосту. По нему переходили к оборонительному рву с перекинутыми через него подъёмным мостом. Замок имел в плане форму четырёхугольника, вокруг которого шёл земляной вал с бастионами. По углам высились 8-гранные башни, но они не имели оборонительного значения. Внутри находились три здания: главный корпус с княжескими покоями, трехэтажный корпус с башней с часами, двухэтажный хозяйственный корпус. В середине валов находились конюшни, подсобные помещения, четыре тайных хода.

Несвижский замок - это не только великосветский замок, но и центр средневекового искусства. В 12 залах разместились библиотека на 20 тысяч томов, портретная и картинная галереи, которые насчитывали свыше 1000 полотен, богатая коллекция оружия, слуцких поясов.

Интересным явлением в архитектуре Беларуси XIV-XV веков является культовое зодчество. Культовые здания несут на себе следы традиций зодчества XI- XVI веков, а также новые веяния - готики и Ренессанса. Кроме крестово-купольных храмов в это время возводятся базилики, или наблюдается соединение этих двух типов.

Большой интерес вызывают укрепленные храмы. Это были безбашенные и четырехбашенные здания. К числу наиболее ранних относится костел Троицы в Ишкалди (1472 г. Барановичский р-н). Это трехневный храм. Оформление храма очень скромное. Его художественный образ составляют слитые в единое целое высокий щит фасада, массивные контрфорсы, вытянутые, как бойницы, окна, крутая двухскатная крыша. Создается впечатление единого сплошного монолита.

В первоначальном виде сохранилась церковь св. Михаила в Сынковичах (кон. XV- нач. XVI веках, Гродненская область). Это небольшой с тремя одинаковыми по размерам апсидами храм, внутреннее пространство, которого поделено шестью колонами на три нефа. Угловые части церкви замыкают башни. При этом они несколько отличаются одна от одной. Две западные - граненые, с небольшими контрфорсам, восточные - круглые. Двухскатная крыша здания украшена высокими фронтами-щитами с различными декоративными нишами. Украшают храм бойницы в верхних ярусах башен, на фронтонах. Церковь в Сынковичах - памятник чрезвычайно важный в истории белорусской архитектуры. В ней пересеклись традиции древнерусского зодчества, черты позднеготического стиля и влияния Ренессанса.[7,с.]


5. Изобразительное искусство


В XIII-XVI веках происходит стремительное развитие изобразительного искусства - живописи, графики, скульптуры. Особенности их развития определяли ряд взаимосвязанных направлений или самостоятельных стилей - это готика, маньеризм, барокко. Сосуществование этих стилей в искусстве одной исторической эпохи способствовали кардинальные изменения в общественно-политической жизни государства. На характер изобразительного искусства оказали также значительное влияние богатые традиции византийской и древнерусской культуры. Особенности их развития определили ряд взаимосвязанных направлений или самостоятельных стилей - это готика, маньеризм, барокко. На характер изобразительного искусства оказали также значительное влияние богатые традиции византийской и древнерусской культуры.

Искусству Беларуси XIV - XVI веков свойственен интерес к показу внутреннего мира личности, ее морального облика. В живописи этого времени наблюдается стремление к экспрессии, динамике, показу драматических ситуаций. Именно в XIV - XVI веках начинается формирование светских форм искусства. Особенно активно в это время развивается портретный жанр .[3,с.88]. Кроме того художники обращались к скульптуре, писали иконы. Фресковыми росписями были украшены княжеские дворцы в Вильни, Троках, Киеве, Полоцке, церкви и костёлы. Эта живопись не сохранилась до наших дней, поэтому большую художественную и историческую ценность имеют росписи, выполненные белорусскими художниками на территории Польши. Среди них наиболее древними являются фрески часовни св. Троицы в Люблинском замке, кафедрального собора в Сандомире, капелл св. Креста и св. Троицы в Вавельском замке, созданные в конце XIV века, в них изображены сюжеты Старого и Нового Завета Библии, показаны образы святых, пророков, мучеников.

Значительным памятником монументальной живописи XV века являются росписи часовни в Люблинском замке. Здание представляет собой однонефное, одно-апсидное строение, потолок которого опирается на граненую колонну. Плоскости стен часовни, ее апсида, потолок, покрыты сюжетными орнаментами и композициями. Надпись в часовне даёт основание судить, что фресковые росписи были выполнены белорусскими живописцами, которыми руководил мастер Андрей. Стены расписаны сюжетами Нового Завета: «Радуйся, царь Иудейский», «Бичевание», «Евхаристия», «Тайная вечера», «Моление о чаше». Все они создают выразительный рассказ о жизни Христа, Матери Божьей, апостолов. Фрески часовни отличаются характерной чертой: наличием портретных изображений. На юго-восточной стене, где изображена Матерь Божья с Христом-Эмануилом, изображен также и основатель часовни - король Ягайло со Святым Николаем. Это одно из первых в белорусском искусстве портретных изображений.[7,с.73]

В XIV - XVI веках вместе с монументальной живописью интенсивно развивается станковая. Белорусская иконопись рассматриваемого периода находилась под сильным влиянием византийских, древнерусских традиций.

Для белорусских икон XIV - XVI веков отличительной чертой является использование декоративно-пластических средств - резьбы и лепки по левкасу, раскраска фона, различных накладных элементов, покрытие живописной поверхности защитным лаком из яичного белка или смолы.

Указанные особенности выделяют одно из первых известных сейчас произведений - икону «Матерь Божья Умиление» из Малориты (XIV - XV веков). Неизвестный художник, руководствуясь каноном изображения Матери Божьей и Христа, известной как «Умиление», смог придать образам убедительную жизненность. Ласково, с любовью прикасается дитя к щеке матери. Ее сердечный взгляд передает зрителю большую гамму чувств. Он вобрал и безграничность материнской любви, и взволнованность, грусть от предчувствия будущей трагической судьбы ребенка. Охристые тона с приглушенным красным цветом омофора Матери Божьей подчеркивают это лиричное настроение.

Начиная с XVI века в иконописи возрастает суровость эмоционального строя с соответствующим пластическим решением. Изображения становятся более графическими, орнамент, фон, одежда приобретают чеканную форму. Цвет изображений приобретает подчеркнуто декоративный характер. Эти особенности характерны таким иконам, как «Матерь Божья Одигитрия Смоленская» из дубинца Столинского района, «Знамение», «Матерь Божья Одигитрия Смоленская» из десны Витебской области. [7 с.74]

С XVI века в белорусской иконописи наблюдаются определенные сдвиги, связанные с воздействием идей Возрождения и маньеризма.


Заключение


В своей работе я решила ранее поставленные задачи, т. е. раскрыла сущность понятия «этнос», показала какие этнические процессы происходили на белорусских землях в составе ВКЛ в XIII - XVI веках; обозначила тенденции, особенности развития мировоззрения белорусов в XIII - XVI веках, какие факторы повлияли на мировоззрение в это время.

Этнос - это исторически сформировавшаяся общность людей (этническая общность), для которой характерны единые язык, территория, общие экономическое устройство, этническое самосознание, психический склад и культура.

Этнические процессы XIII- XVI веков происходящие на териттории белорусских земель несут на себе отражение проблем и противоречий общественно-политической жизни государства. В это время наблюдается активное усвоение традиций культуры Ренессанса, которая обогащается национальными чертами. Таким образом, в XIII-XVI веках, несмотря на сложные условия жизни, постоянные боевые действия, идет активное строительство жилья, общественных зданий и хозяйственных построек.


Список использованных источников


1.Шиманович С.Ф. История Беларуси для школьников и абитуриентов Минск-2009

. Штыхов Г.В., Лойка П.А., Авдеев И.А. История Беларуси от древности до конца XIII века,уч. пособие для 10кл. Минск «Народная асвета»-2002

.Панов С.В. История Беларуси 46 экзаменационных тем.

Минск-2005

. Панов С.В. История Беларуси 6-11 кл. Основные даты и события с комментариями, Минск «Аверсев»-2011

. Лойка П.А. История Беларуси XVI-XIII вв.,уч. пособие, Минск-2004

. Алпеева Т.М., Беляева А.В., Василевич Р.А. Человек.Общество. Государство. Минск «Народная асвета»-2002

. Хурсон А.И., Гайдуля В.Е. «Свет сквозь столетия», Минск «Асобны дах»-1998

. Энциклопедия Истории Беларуси: в 6 томах, Минск, 1993- 20002

. История Беларуси в документах и материалах. Минск, 1998

.Археология Беларуси: энциклопедия. Минск, 1993г.


Теги: Этнические процессы на белорусских землях XIII-XVI вв.  Контрольная работа  История
Просмотров: 12014
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Этнические процессы на белорусских землях XIII-XVI вв.
Назад