Эпоха религиозных войн в XVII веке и кризис папства

Введение


Тема выбранного реферата «Эпоха религиозных войн XVII века и кризис папства» является актуальной, так как данная работа - попытка раскрыть основные положения сложившейся ситуации вокруг всей Европы в целом и института папства в частности, в рамках рассматриваемого материала, на основании сделанных выводов выявить причины и итоги.

Тема реферата предусматривает изучение и анализ исторических, научных и богословских трудов и комментариев выдающихся специалистов в области Церковной Истории.

Цель работы состоит в раскрытии основных взглядов и положений на ситуацию вокруг религиозных войн.

Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:

·Собрать, систематизировать и проанализировать исторический, научный и богословский литературный материал по данной теме;

·Исследовать основные аспекты религиозных войн и кризиса папства;

·Выявить основные положения;

·Дать анализ и подвести итоги.

Объектом исследования данной работы являются Религиозные войны конца XVI - начала XVII века.

Методологическая и теоретическая база исследования. В процессе исследования применялись следующие методы: метод сравнительного анализа и описательный метод.

Основой написания реферата послужили работы таких научных деятелей, как Бердяев Н.А., Фроссар А., Ерохин В.Н. и др.

Практическая значимость реферата состоит в сборе, анализе некоторого объема материала, связанного как с положительными, так и с отрицательными фактами религиозных войн XVII века и кризиса папства.

1.Эпоха религиозных войн


Сто с лишним лет в Европе бушевали войны за «истинную веру». И только когда вконец изнуренные Тридцатилетней войной (1618-1648) противники заключили мир, религиозный фанатизм начал постепенно угасать.

Религиозные войны, которые последовали за церковным расколом, в XVI веке подарили Европе в общей сложности только 25 мирных лет, а в веке XVII - лишь около 20-ти. Причем те, кто желал реформировать папскую Церковь, относились друг к другу с еще большей ненавистью и злобой, чем к их общему недругу - Риму. Отсутствие единства между двумя главными лагерями реформаторов - лютеранами и кальвинистами подрывало и без того еще неокрепшие позиции протестантов. Стремление создать единый союз для борьбы с католичеством еще сильнее рассорило между собой реформаторов, каждый из которых считал только свою церковь истинной и святой. Все попытки хоть как-то примирить враждовавшие стороны заканчивались плачевно для желающих это сделать.век характерен возникновением среди протестантов множества движений, общин и верований. Отличаясь друг от друга различными взглядами на административное устройство Церкви и понимание Библии, все они были похожи в одном - каждая община считала лишь себя единственной истинной Церковью. Такое дробление среди реформаторов наблюдалось во всех протестантских странах. Однако особенно широко им была охвачена Великобритания.

Войны бушевали с середины XVI по середину XVII века: во Франции (1562-1598), в Германии (1618-1648), в Англии (1642-1662). Религиозные разногласия были лишь одним из многих факторов, но они подчеркивали разделение враждующих сторон.


1.1 Во Франции 1562 - 1598


Гугенотские войны - серия затяжных гражданских войн <#"justify">1.2 В Германии 1618 - 1648


Тридцатилетняя война (1618 <#"justify">Причины, вызвавшие эту войну, были и религиозные, и политические. Католическая реакция, утвердившаяся в Европе со второй половины XVI столетия, поставила своей задачей искоренение протестантизма и, вместе с последним, всей новейшей индивидуалистической культуры и восстановление католичества и романизма.

Иезуитский орден, Тридентский собор и инквизиция были тремя могущественными орудиями, посредством которых реакция утвердилась и в Германии. Аугсбургский религиозный мир, заключенный в 1555 году между главой Священной Римской империи германской нации Карлом V и правителями протестантских земель, добивавшимися равных прав с католическими князьями, был лишь перемирием и заключал в себе ряд постановлений, стеснявших индивидуальную свободу протестантов. Недоразумения между католиками и протестантами вскоре возобновляются, приводя к крупным конфликтам на рейхстагах. Реакция переходит к наступлению.

К началу XVII века отношения обострились до того, что сформированы были два союза, католический и протестантский. У каждого из них были свои приверженцы и вне Германии: первому покровительствовали Рим и Испания, второму - Франция и отчасти Нидерланды и Англия. Протестантский союз, или уния, был составлен в 1608 г. в Агаузене, католическая лига в 1609 г. в Мюнхене; во главе первого стал Пфальц, во главе второй - Бавария.

Первый период войны - чешско-пфальцский - продолжался с 1618 по 1623 г. Из Чехии военные действия распространились на Силезию и Моравию. Под начальством Турна часть чешского войска двинулась на Вену. Фридрих надеялся на помощь своих единоверцев в Германии и на своего тестя Иакова Английского, но тщетно: пришлось одному вести борьбу. При Белой горе, 8 ноября 1620 г., чехи были наголову разбиты и Фридрих бежал. Расправа с побежденными была жестокая: чехи были лишены религиозной свободы, протестантизм искоренен, королевство тесно связано с наследственными землями Габсбургов. Теперь во главе протестантских войск стали Эрнст Мансфельд, герцог Христиан Брауншвейгский и маркграф Георг-Фридрих Баден-Дурлахский. До покорения всего Пфальца было, однако, еще далеко. Только ловким обманом Фердинанд II достиг своей цели: он убедил Фридриха отпустить войска Мансфельда и Христиана и обещал начать переговоры о прекращении войны, на деле же велел лигистам и испанцам вторгнуться со всех сторон во владения Фридриха; в марте 1623 г. пала последняя пфальцская крепость - Франкенталь. На собрании князей в Регенсбурге Фридрих был лишен курфюрстского титула, который был передан Максимилиану Баварскому, вследствие чего в коллегии курфюрстов численный перевес получили католики.

Второй период войны - нижнесаксонский-датский - продолжался с 1625 по 1629 г. С самого начала войны завязались оживленные дипломатические сношения между всеми протестантскими государями Европы, с целью выработать какие-нибудь меры против подавляющей силы Габсбургов. Стесненные императором и лигистами, немецкие протестантские князья рано вошли в сношения со скандинавскими королями. В 1624 г. начались переговоры о евангелическом союзе, в котором, кроме немецких протестантов, должны были принять участие Швеция, Дания, Англия и Нидерланды. Густав Адольф, занятый в это время борьбою с Польшей, не мог оказать протестантам непосредственной помощи; условия, поставленные им, они нашли чрезмерными и потому обратились к Христиану IV Датскому. На стороне Христиана IV были Вольфенбюттель, Веймар, Мекленбург и Магдебург. Начальствование войсками было разделено между Христианом IV и Мансфельдом. К лигистскому войску (Тилли) присоединилось и имперское, под начальством Валленштейна (40000 человек). Мансфельд был разбит 25 апреля 1626 г. при Дессауском мосту и бежал к Бетлен Габору, а затем в Боснию, где и умер, а Христиан IV потерпел поражение при Луттере 27 августа того же года. Тилли заставил короля отступить за Эльбу и вместе с Валленштейном занял всю Ютландию и Мекленбург, герцоги которого подверглись имперской опале и были лишены своих владений. В феврале 1628 г. титул герцога мекленбургского был дарован Валленштейну, в апреле того же года назначенному генералом океанийского и Балтийского морей.

июня 1628 г. заключен был договор Густава-Адольфа с Стральзундом; королю передан был протекторат над городом. Фердинанд, чтобы еще более склонить на свою сторону католических князей Германии, издал, в марте

г., реституционный эдикт, в силу которого католикам возвращались все земли, отнятые у них с 1552 г. Исполнение эдикта началось прежде всего в имперских городах - Аугсбурге, Ульме, Регенсбурге и Кауфбейерне. В 1629 Христиан IV, истощив все ресурсы, должен был заключить сепаратный мир с императором в Любеке. За заключение мира был и Валленштейн, не без основания опасавшийся скорого вмешательства Швеции. Мир был подписан 12 мая 1629 г. Все земли, занятые императорскими и лигистскими войсками, были возвращены королю. Датский период войны окончился.

Начался третий период войны - шведский - продолжался с 1630 по 1635 г. Причины, вызвавшие участие Швеции в тридцатилетней войне, были главным образом политические - стремление к господству на Балтийском море; от последнего, по мнению короля, зависело экономическое благосостояние Швеции. Протестанты сначала видели в шведском короле лишь религиозного бойца; позже и им стало ясно, что борьба велась не de religione, a de regione. Густав-Адольф в июне 1630 г. высадился на острове Узедоме. С его появлением на театре войны совпадает раскол в католической лиге. Католические князья, верные своему принципу, охотно поддерживали императора против протестантов, но, заметив в политике императора стремление к абсолютному господству в империи и боясь за свою автономию, они потребовали от императора отставки Валленштейна и в 1630 г. Валленштейн был отставлен. В угоду князьям, император восстановил герцогов Мекленбургских в их землях; в благодарность за это князья на регенсбургском сейме согласились избрать в римские короли сына императора, будущего Фердинанда III. Все это было, разумеется, на руку Густаву-Адольфу. Ввиду нежелания Саксонии и Бранденбурга примкнуть к Швеции, король должен был с большою осторожностью подвигаться в глубь Германии. Сначала он очистил Балтийское побережье и Померанию от императорских войск, затем поднялся по Одеру, чтобы осадить Франкфурт и отвлечь Тилли от протестантского Магдебурга. Франкфурт почти без сопротивления сдался шведам. Густав хотел, не медля, пойти на помощь Магдебургу, но курфюрсты Саксонский и Бранденбургский не давали ему пропуска через свои земли. Первым уступил Георг-Вильгельм Бранденбургский, Иоанн-Георг Саксонский упорствовал. В мае 1631 г. Магдебург пал, Тилли предал его огню и грабежу и двинулся против шведов. В январе 1631 г. Густав-Адольф заключил договор с Францией (в Бервальде), которая обязалась деньгами поддерживать Швецию в ее борьбе с Габсбургами. Курфюрст саксонский обратился за помощью к Густаву-Адольфу, который двинулся в Саксонию и наголову разбил Тилли при Брейтенфельде, 7 сентября 1631 г. Армия лиги была уничтожена, король стал протектором немецких протестантов. Войска курфюрста, присоединившись к шведским, вторглись в Богемию и заняли Прагу. Густав-Адольф весною 1632 г. вступил в Баварию. Тилли был во второй раз разбит шведами при Лехе и вскоре умер. Бавария была вся в руках шведов.

Чтобы не допустить габсбургскую политику до полного торжества, активное участие в войне принимает с 1635 г. Франция. Война велась ею и с Испанией, и с императором.

Четвертый период войны - французско-шведский - продолжался с 1635 по 1648 г. Над шведскими войсками начальствовал Иоанн Баннер. Он напал на изменившего делу протестантов курфюрста саксонского, нанес ему поражение при Виттштоке в 1636 году, занял Эрфурт и опустошил Саксонию. В феврале 1637 г. умер Фердинанд II и императором стал сын его Фердинанд III (1637-1657). 24 октября 1648 г. был заключен Вестфальский мир. Экономическое состояние Германии после войны было самое тяжелое, враги оставались в ней долго после 1648 г., и старый порядок вещей восстановлялся очень медленно. Население Германии значительно уменьшилось: в Вюртемберге, например, население с 400000 дошло до 48000, в Баварии оно также уменьшилось в 10 раз.

Тридцатилетняя война была первой войной, затронувшей все слои населения. В западной истории она осталась одним из самых тяжёлых европейских конфликтов в ряду предшественников Мировых войн XX века <#"justify">1.3 В Англии 1642 - 1662


Английская революция XVII века - процесс перехода в Англии от абсолютной монархии к конституционной, при которой власть короля ограничена властью парламента, а также гарантированы гражданские свободы. Революция приняла форму конфликта исполнительной и законодательной властей (король против парламента), вылившегося в гражданскую войну, а также форму религиозной войны между англиканами и пуританами. Религиозный характер также заключался и в том, что одной из главных целей войны было очищение англиканской церкви от пережитков католицизма; политические "партии" революционного периода (индепенденты, левеллеры т.д.), зачастую по разному относились к тем или иным религиозным вопросам.

Реформация побудила людей радикально пересмотреть представления о Церкви, о государстве и об отношениях между ними. Эти события представляли собой нечто большее, чем очередную главу в истории борьбы между духовными и мирскими силами.

Средневековая церковь не могла выдержать двустороннюю атаку светского государства извне и возросшей религиозной напряженности изнутри. С появлением кальвинизма протестантское благочестие приобрело более воинственный характер и породило религиозную идеологию, послужившую основой для национальных движений в Европе.

Утверждая реформы, основанные на понимании церкви как общины верующих, а не института с жесткой иерархической властью, религиозные реформаторы подчеркивали важную роль каждого отдельного человека и оспаривали притязания церковной иерархии на светскую власть. Английская революция 1640-1660 гг. была одним из важнейших событий европейской истории, споры, о характере которой никогда не прекращались в историографии.

В годы правления Марии Тюдор <#"center">папство кризис религиозный война

2. Кризис папства


2.1 Предпосылки


Предпосылок, приведших к подобному событию, было много, но основные из них следующие.


2.1.1 Иезуиты

Иезуиты в XVII-XVIII вв. продолжали расширять свое влияние в католической церкви и в обществе. Они широко использовали религиозный фанатизм, чтобы усилить свою духовную власть над верующими, влиять на их совесть. Сильным средством в их руках являлись исповедь и отпущение грехов. Они применяли систему церковных наказаний, часто практикуя физические истязания. Даже папы вынуждены были уже в XVII в. официально осудить крайности иезуитской «системы морали». Александр VII в 1665 г. созвал генеральный капитул доминиканцев, где были выработаны положения, направленные в основном против пробабилизма. Иннокентий XI в 1679 г. осудил 65 тезисов, извлеченных из писаний иезуитов, в частности принцип мысленной оговорки. Но иезуиты не принимали всерьез этих осуждений. Несмотря на отдельные случаи внешнего неповиновения папству, иезуиты продолжали оставаться наиболее прочной опорой воинствующего католицизма.

Миссионерство, под знаменем которого католическая церковь <#"justify">2.2 Положение папства в 17 веке


Уже к середине XVII в. роль папства сильно упала. Как ни активно действовали агенты папской курии во время Тридцатилетней войны, интересы и даже мнение папства при заключении Вестфальского мира учтены не были, что явилось жестоким ударом по престижу римской курии в Европе.

Иннокентий X сделал бессильный жест, опубликовав 20 ноября 1648 г. буллу, в которой он осуждал заключенный мирный договор <#"justify">Список литературы


Исследования:

Абрамсон, М. Л., Гуревич А. Я. <#"justify">Бердяев, Н.А. Hoвoe peлигиoзнoe сознание и общественность. СПб. : Изд-во Пирожкова М.В., 1907

Гергей, Е. История папства. пер. с венгр. М. : Республика, 1996

Гусев, Н. Н. Рассказы об инквизиции. М. : Б.и. 1906

Ерохин, В. Н. Духовенство в англиканской церкви в XVI в.: повседневная жизнь и социальные роли / В. Н. Ерохин // Средние слои в истории Запада и Востока: быт и нравы. Сборник научных статей / Под ред. Степанова В. В. / -Нижневартовск : Изд-во НПИ, 2004

Ерохин, В. Н. Пуританское движение в Англии в XVI - начале XVII века в освещении современной англо-американской историографии / Под ред. Шарифжанова И. И. и Ерохина В. Н. / - Екатеринбург : Изд-во Урал, 2001

Задворный, В.Л. История Римских Пап. От св. Феликса II до Пелагия II. М. : Изд-во Францисканцев, 1997. - Т.2

Ивонина, Л. И., Прокопьев А. Ю. Дипломатия Тридцатилетней войны. Учебное пособие. - Смоленск : Б.и., 1996

Ковальский, Я.В. Папы и папство. Пер. с польского Трифонова Т. М. : Изд-во полит. лит., 1991

Кондратьев, С. В. Революция XVII века в Англии. М. : Академия, 2010

Люблинская, А.Д. Германия в Средние века. Абсолютизм 1630-1642 г. М. : Юрайт, 1995

Поршнев, Б. Ф. Тридцатилетняя война и вступление в неё Швеции и Московского государства. М. : Наука, 1976

Сапрыкин, Ю. М. Английская реформация. Документы и материалы. / Под ред. Сапрыкина Ю. М. / М. : МГУ, 1990

Тревельян, Дж.М. Социальная история Англии. М. : Изд-во иностр. лит., 1959

Фёдоров, С. Е. Пуританизм и общество в раннестюартовской Англии. / Под ред. Фёдорова С. Е. / СПб. : Б.и., 1993

Форстен, Г.В. Балтийский вопрос. СПб. : Тип. Балашева В.С. и Ко, 1893

Фроссар, А. Соль земли. О главных монашеских орденах. М. : Жизнь с Богом, 1992

Шефер, А. Святые палачи. М. : Б.и., 1924

Словари и справочные издания:

Англия XVII века: Идеология, политика, культура. / Под. ред. Левина Г. Р. и Федорова С. Е. / СПб. : Б.и., 1992

Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1-3. / Под ред. Аверинцева С. С. / М. : Б.и., 1994. - Т. 3


Теги: Эпоха религиозных войн в XVII веке и кризис папства  Реферат  История
Просмотров: 42227
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Эпоха религиозных войн в XVII веке и кризис папства
Назад