"Золотой человек" кургана Иссык

Введение


Целью и задачей данной контрольной работы является раскрытие исторической темы - «Золотой человек».

В работе будут представлены материалы по исследованию данного памятника, его исторические факты, заметки, иллюстрации и многие другие, немало важные исторические материалы, взятые из средств массовой информации, учебных пособий и других письменных источников.

Тема «Золотой человек», является одной из наиболее актуальных тем для изучения, в рамках дисциплины «История Казахстана».


Золотой человек

золотой человек курган сакский

Иссыкский «Золотой человек» один из уникальных археологических находок, найденных на территории Казахстана, отражающий историю, эволюцию искусство древних насельников, живших на территории Казахстана в VII-III вв. до н.э. «Золотого человека» по праву можно отнести к подлинным шедеврам мировой художественной культуры.

В 1969 году казахские археологи под руководством К.А. Акишева приступили к раскопкам огромного кургана, расположенного в 50 километрах восточнее Алма-Аты. Археологи сами назвали курган Иссык, так как народные предания обошли его своим вниманием. В общем-то, это не было удивительным: рядом с Иссыком высились другие его собратья, составляя грандиозный курганный комплекс - сорок пять земляных пирамид, вытянувшихся на расстояние в три километра. И рядом со своими соседями Иссык не выделялся ничем: высота его составляла всего лишь... шесть с половиной метров. Всего лишь - потому что рядом стояли исполины высотой до 15 метров. Как и другие курганы, Иссык был ограблен еще в древности... К счастью для науки, грабители не заметили одно - причем боковое, то есть не главное даже - погребение, в котором лежали останки человека, отныне вошедшего в мировую науку под именем «золотого человека Иссыка». Золотого человека» по праву можно отнести к подлинным шедеврам мировой художественной культуры.

-18 летний сакский воин (пол не установлен), был уложен на хорошо подложенных досках, на спине, головой на запад. Под ним лежала матерчатая подстилка, расшитая мелкими золотыми бляшками. Воин был одет в золоченную парадную форму. Общее число золотых пластин и блях на одежде воина свыше 4 тысяч. Все бляшки с животными объединены растительными мотивами. На голове высокий (65-70 см.) конусообразный головной убор, украшенный более чем 200 золотыми предметами с изображением фигурок барса, архара, горных козлов, лошадей и птиц. На шее висело золотое ожерелье. Куртка из красной кожи усыпана мелкими золотыми украшениями. В последнее время, в связи с находками в древних погребениях на Алтае, предложена реконструкция головного убора, позволяющая предположить, что это останки молодой женщины.

У южной стены стояла деревянная посуда, причем на заднем плане в два ряда четыре блюда. Рядом, но на переднем плане, - миски и черпак. У другой стены выстроены в один ряд вплотную друг к другу глиняные кувшины, а перед ними - миски. Среди них, но также вместе - две серебряные чаши и ложка. На одной из серебряных чаш имелась надпись из 26 букв (знаков). Находка датируется V-VI веком до н. э.. Надпись на чаше до сих пор не расшифрована.

Знак Овна на головном уборе «Золотого человека» по мнению некоторых исследователей соотносят с эпохой овна и ассоциирован со стихией огня во втором ее проявлении, управляется Марсом. Стихию огня можно трактовать, как некоторое волепроявление, желание, творческое начало, стремящееся к воплощению в плотной материи. Этот знак символизирует первородную идею, идею Личности в самом широком ее понимании, идею, осознающую себя в наборе собственных свойств, и стремящуюся к рождению, становлению, проявлению и экспансии. Идея эта, однако, самодовлеющая, поскольку не имеет внешних связей и не соотнесена с Бытием других идей, что обуславливает ее ярко выраженное стремление доминировать над всем. Управитель Марс придает действиям и стремлениям Овна воинственный и агрессивный характер, по своему характеру они всегда прямы и энергичны. "...и вся-та наша жизнь есть борьба...".

Эпоха Овна началась за два тысячелетия до Рождества Христова. Примерно в это время в Странах Древнего Востока, Египте и Месопотамии, а также в Индии открывают способ получения железа из руды, что обуславливает конец бронзового и начало железного века. Употребление железа четко характеризует вступление в силу эпохи Овна, которая приносит человечеству непрерывные войны, что объясняется управлением Марса и характерным для идеи знака стремлением к саморасширению и экспансии.

С началом эпохи Овна начинается развитие по сути первой европейской цивилизации - минойской культуры на острове Крит. Около 2000 г. до Р.Х. в среднеминойском периоде начинается процесс урбанизации, растут города, строятся первые дворцы Кносс, Мелия и Фест (В этом плане символичен древнегреческий миф о том, что именно на Крите легендарный основатель Афин и герой Тезей убивает "Звездного быка" - Минотавра). Конечно, люди воевали и до и после эпохи Овна, а войны, особенно ХХ века, по своей жестокости превосходили войны античности, но отличие в том, что в античную культуру война входила органически, являясь делом наиболее почетным и породила культ героя. Появление героев - это важнейшее событие эпохи Овна, ведь герой - прежде всего вполне обособленная личность, а именно Личность, как явление- одна из первых характеристик знака Овна, отражающая его стремление к самостановлению и обособлению. Время эпохи Овна тесно переплетается с религией того времени - зороастризмом. Зороастризм возник в среде арийских племён до завоевания ими иранского плоскогорья. Наиболее вероятным местом возникновения зороастризма является северо-восточный Иран и часть Афганистана, Армении и Средняя Азия. Существует также теория о зарождении ариев севернее - на территории современной России и Казахстана.

Зороастризм является первой пророческой и монотеистической религией в истории человечества. Дата и место жизни Ашо Заратуштры точно не установлены. Различные исследователи датируют жизнь Заратуштры в период от начала II тысячелетия до н. э. до VI века до н.э. В это же время повсеместно зарождается «звериный стиль», отражая мысли и чувства его создателей и эпохи. Мифологическое представление о Вселенной, извечная борьба добра и зла, света и тьмы отражены древним мастером в облачении «Золотого человека».

В сознании индоиранских народов, в том числе и сакских племен мироздание имело трехчастную структуру и состояло из трех миров: верхнего - небесного, среднего - земного и нижнего - подземного и подводного, то есть потустороннего.

Образы травоядных животных (оленей, козлов, антилоп и т.д.) в скифском искусстве понимаются, как символ смертного земного мира, они обречены на смерть, которые несут убивающие их хищники, принадлежащие, как и фантастические чудовища к нижнему, иному миру.

«Саки (скифское племя) носили на головах высокие островерхие тюрбаны плотные, так, что стояли прямо. Они носили штаны, а вооружены были дакскими луками и кинжалами...».

В общем-то, Геродот в своей девятитомной истории о саках пишет немного - лишь упоминая их рядом с другими племенами и народами. Но зачастую само это соседство уже говорит о многом.

Случайно избегнув в младенчестве насильственной смерти и возносясь впоследствии на гребне дворцовой интриги, сын знатного перса Камбиса Кир свергнул индийскую династию, правившую персами. Став «владыкой Азии», он начал бесконечные войны с эллинским миром. При этом, уточняет «отец истории», вначале Кир на самих эллинов не обращал никакого внимания, считая их в военном отношении противником слишком ничтожным: «ведь помехой Киру были Вавилон, бактрийский народ, саки и египтяне». Сочетание таких могущественных держав древнего мира, как Вавилон и Египет, с одним из многочисленных скифских племен на первый взгляд кажется странным. Но объяснение этому можно прочесть между строк у самого Геродота: он писал, что конница саков представляла собой серьезную военную силу, намного укреплявшую те армии, на стороне которых сражалась. «В войске варваров наиболее отличились пешие персидские воины и конница саков», - подводит историк итог одной битвы.

Древнеперсидокие хроники, клинописные стелы, свидетельства античных авторов помогли исследователям очертить контуры истории этих племен. Саки, согласно древним источникам, делились на три большие группы: носящие остроконечные шапки, варящие напиток хаом и заморские. Часть этих племен, в конце концов, была покорена персидскими царями. Во II веке до нашей эры саки после длительной войны с могущественной Парфией были оттеснены на земли, входящие ныне в границы Ирана и Афганистана, где и осели. Вскоре они были полностью ассимилированы местными жителями и уже в первых веках нашей эры как самостоятельный народ исчезают из исторических хроник.

В общем-то, к сакам историческая память оказалась куда менее милостива, нежели к их собратьям и современникам - скифам Причерноморья. Восхищение Геродота исключительным мужеством и военной доблестью саков, азиатских скифов, как бы легло в основу традиционно сложившегося представления о месте их в историческом процессе - только как военной силы. А уникальные находки в скифских курганах Причерноморья, сделанные русскими археологами, окончательно оттеснили саков к дальнему горизонту исторического внимания. Блеск золота причерноморских курганов был настолько ослепителен, что долгое время даже ведущие историки считали, что именно здесь, вблизи древнегреческих городов-колоний, был центр всей скифской культуры.

Немалую роль в этом сыграло и другое обстоятельство. Европейские этнографы XVIII-XIX веков начали изучение кочевых и полукочевых народов Средней Азии, когда те находились в состоянии культурного и социально-экономического застоя, а отдельные племена вообще были почти на грани голодного вымирания. И по сути дела, пишет доктор исторических наук К.А. Акишев, эта печальная картина была целиком перенесена и в историческую перспективу - без всякого учета катастрофических потрясений, испытываемых народами Средней Азии, начиная со вторжения орд Чингисхана, приведших в итоге к нарушению и гибели исторически сложившихся коммуникаций и взаимосвязей, резкого уменьшения поголовья скота - основы существования кочевых обществ.

И еще - на этом, видимом современниками социально-экономическом фоне, продолжает исследователь, «своеобразные формы общественной организации и государственного строя, материальной и духовной культуры, сложившейся в результате многовекового развития, возникшие в определенной среде и в определенной обстановке и приспособленные к своему образу жизни и быту, к своим традициям, вкусам и духовным запросам, считались низшими и варварскими...».

Но со временем новые исторические и археологические данные все больше и больше ставили под сомнение эти сложившиеся представления. «Археологи постепенно выявили, - пишет академик Б.Б. Пиотровский, - общность многих элементов культуры от Дуная на западе вплоть до Великой китайской стены на востоке, на широкой полосе степей предгорий и горных пастбищ, между 40 и 50 параллелями». На обширнейших просторах - протяженностью свыше 7000 километров - сложился и около десяти веков существовал конгломерат схожих между собой скифских культур. Особенно отчетливо эта схожесть проявилась в так называемом «скифосибирском зверином стиле» - золотых, серебряных, бронзовых изделиях и украшениях, вышивке на тканях. Мир скифского искусства был миром хищников, птиц, оленей, горных козлов, то фантастически преобразованных мифологической фантазией мастеров, то изображенных с предельным, даже натуралистическим, подобием. Но в этом мире вплоть до середины XX века исследователи не могли увидеть следов саков.

В 1947 году советские археологи начали раскопки курганов в Горном Алтае - в тех местах, где, по Геродоту, кочевали племена саков. Результаты этих раскопок оказались поистине сенсационными. Слой вечной мерзлоты сохранил буквально в первозданном виде не только вещи, но и тела погребенных - спустя тысячелетия исследователи смогли даже изучить редкостную по своей изощренности татуировку погребенного знатного воина (кстати, абсолютно соответствующую звериному стилю всего скифского искусства). Природа Алтая сохранила тончайшие шелковые ткани, войлочные одежды, ярчайшие краски ковров. «Мастерство исполнения, проявленное алтайскими художниками во всех областях творчества, поражает и по сей день, - пишет известный исследователь сибирских древностей М.П. Завитухина. - Оно отработано на протяжении нескольких поколений на основе подлинно народного творчества... До сих пор алтайское искусство является одной из вершин композиционного мастерства».

Были сделаны открытия и в других курганах, свидетельствующие о развитой социальной структуре сакского общества Семиречья. И вот науке открылось богатство сакского кургана Иссык.

Иссыкский курган-могильник считается одним из самых больших археологических памятников скифско-сакского периода, одним из величайших открытий 20-века. Памятник датирован IV в. до н.э.

На окраине города Есик Алматинской области раскопан Сакский курган, широко известный во всем мире. Под ним, в могиле, обложенной бревнами ели, на деревянном полу лежали останки сакского воина в одежде, сплошь покрытой золотыми пластинами (Золотой воин). Голову его венчала высокая остроконечная шапка, украшенная изображениями крылатых коней, символизирующих солнечного бога. Длинный меч и короткий кинжал составляли его вооружение. Вместе с воином в могилу были уложены глиняные сосуды с кумысом, деревянные подносы с кусками мяса, драгоценные сосуды из серебра и бронзы.

Молодой человек, похороненный в кургане, принадлежит к сакотиграхаудским правителям. По предположениям казахстанских археологов, он является представителем правящей династии Империи Великих Кушанов.

Сам курган находится на южной окраине большого могильника, состоящего из более чем 40 курганов. Диаметр кургана 60 м, высота - 6 м. Насыпь многослойна (3-4 слоя), слой гальки чередуется с щебеночно-глинистым. Под насыпью имеются два захоронения - центральное и боковое (южное). Центральная могила полностью была ограблена, боковая оказалась не потревоженной.

Погребальная камера сооружена из обработанных бревен тянь-шаньской ели, её размеры: по внутреннему обмеру 2.9 х 1.5 м, по наружному - 3.3 х 1.9 м, высота с накатом 1.3 - 1.5 м.

По определению антропологов, захороненному в кургане Иссык молодому человеку было 17-18 лет. Одет он был в кольчугу, богато украшенную золотыми бляшками, пояс, богато расшитую золотом парадную одежду. Всего на головном уборе размещалось около 150 украшений. Большинство из них имеют штампованные изображения снежных барсов, тау-теке, архаров, лошадей, птиц.

Верхняя одежда воина состояла из кафтана и штанов. Короткий кожаный кафтан красного цвета сплошь обшит золотыми фигурными бляшками, а борта, низ и ворот - крупными квадратными с изображениями голов тигра. Всего кафтан украшало около четырех тысяч золотых предметов.

Похоронные доспехи молодого человека, украшенные орнаментом, представляют собой большую ценность. Сакский кинжал-акинак признан шедевром «звериного» стиля. По обеим сторонам кинжала на золотой пластине изображено 21 животное - волк, лиса, горный баран, антилопа-сайгак, кролик, змея и другие.

У южной стены стояла деревянная посуда, причем на заднем плане в два ряда четыре блюда. Рядом, но на переднем плане, - миски и черпак. У другой стены выстроены в один ряд вплотную друг к другу глиняные кувшины, а перед ними - миски. Среди них, но также вместе - две серебряные чаши и ложка. На одной из серебряных чаш имелась надпись из 26 букв (знаков).

Захороненный в кургане воин действительно был золотой - в погребальной камере, тщательно срубленной из вековых стволов тянь-шанской ели, археологи нашли свыше четырех тысяч золотых изделий: предметы украшения одежды, головного убора и обуви, перстни, статуэтки, бляхи. На полу стояли сосуды из дерева, глины, бронзы и серебра. И расположение предметов, украшавших некогда парадный доспех погребенного воина, остатки железного меча и кинжала позволили исследователям в результате кропотливой работы воссоздать - впервые в науке - облик сакского воина. Именно сакского - и не только потому, что этот курган расположен на территории, которая согласно древним источникам им принадлежала, и насыпан был именно в «сакское» время: реконструкция полностью совпала с описанием одежды тех саков, которые, как свидетельствовал Геродот, «носили на головах высокие островерхие тюрбаны».

А те произведения звериного стиля, что были найдены в кургане Иссык, не только окончательно «ввели» саков в великий мир скифского искусства, дав исследователю право говорить о существовании самостоятельной школы мастеров Семиречья, но и позволили сделать предположение, ранее казавшееся невозможным.

«Комплекс находок в кургане Иссык, - пишет К.А. Акишев, - дал дополнительные материалы, проливающие свет на уровень социальной истории саков Семиречья. Можно утверждать, что пышность и богатство золотой одежды иссыкского сака были рассчитаны не на один только внешний эффект - смысл этого богатства гораздо глубже, его надо рассматривать в плане социально-политическом. Главное назначение одежды было в возвеличивании личности вождя, возведении его в ранг солнцеподобного божества... По-видимому, сакское общество Семиречья стояло на более высокой ступени социальной организации, чем нам представлялось до раскопок иссыкского кургана...»

И этот вывод исследователя, кроме того, подтверждается находкой, столь же пока загадочной, сколь и ошеломляющей: на одной из серебряных чаш, стоящих возле останков золотого воина, археологи обнаружили нацарапанные знаки - следы письменности! Следы самой древней письменности вообще на территории Средней Азии!

(К.А. Акишев осторожен в своих выводах относительно этой находки, поскольку надпись из кургана Иссык еще не расшифрована. Кроме того, пока эта находка - единственная, хотя, как пишет исследователь, в свое время археологами были найдены отдельные знаки, указывающие на возможность существования письменности в Семиречье эпохи саков.) Тщательный анализ показал, что надпись на чаше, состоявшая из двух строк, содержит в общей сложности 25 или 26 знаков, среди которых удалось распознать 16 или 17 различных, что свидетельствует об алфавитном характере надписи. И этот анализ, проведенный крупнейшими специалистами Института востоковедения АН СССР, заканчивается такой фразой: «Весьма возможно, что надпись на чаше написана неизвестным ранее алфавитом».

Скифы не оставили после себя письменности, среди тысяч и тысяч археологических находок, сделанных в скифских курганах, не обнаружено даже следов ее существования. И сложилось убеждение, что в скифских обществах вообще не было письменности, так как уровень их развития позволял обходиться без нее. И вот так несправедливо обойденные историей саки, долгое время казавшиеся глубокой периферией скифской культуры, дарят надежду на то, что и это мнение не столь уж незыблемое.

Верования древних людей предполагало существование постоянного обновления жизни через возрождение, которому предшествовала смерть. Так, головной убор «Золотого человека» украшает сложная композиция из бляшек с изображением животных, растительных мотивов и геометрических фигур. Бляшки животных изображены в неестественной позе, в природе перекрученное туловище животного, ни бегущий галопом олень не могут оказаться в таком положении. Возможно, в искусстве кочевников так изображалось жертвенное животное, а его поза - это условная композиционная схема, закрепленная традицией. Искусство «звериного стиля» являлось как бы зеркалом, отображающим взаимоотношения людей с окружающим их природой, восприятие человеком действительности как вечного поединка добра и зла, жизни и смерти. Золотой человек стал олицетворением связи времен, мужества защитников земли, на которой жили предки сегодняшних казахов - саки, гунны, уйсуни, кипчаки.


Заключение


«Золотой человек» на крылатом барсе стал одним из национальных символов Казахстана. Копии сакского воина установлены во многих городах Казахстана, одна из них венчает монумент Независимости на главной площади Алма-Аты. На штандарте президента Казахстана также изображена фигура юного вождя эпохи саков на крылатом барсе. Копии «Золотого воина» выставлены в музеях города Алматы и города Астаны.


Список литературы


1.Акишев К.А. Курган Иссык. Искусство саков Казахстана - М., 1978.

2.Акишев К.А., Кушаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. - Алматы, 1963.

.Акишев К.А. Искусство и мифология саков. - Алматы, 1984.

Приложение 1


Рис. 1 - Изображение «Золотого человека» на памятной золотой монете номиналом 1000 тенге

Приложение 2


Рис. 3 - Марка Казахстана, посвященная «Золотому человеку»


Приложение 3


Рис. 4 - Деревянная погребальная камера


Рис. 5 - Золотая гривна


Рис. 6 - Золотые бляхи, украшавшие кафтан


Теги: "Золотой человек" кургана Иссык  Контрольная работа  История
Просмотров: 10910
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: "Золотой человек" кургана Иссык
Назад