Отдел образования администрации Центрального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4
Секция история
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
По теме Творчеством одержимый
Сорока Александра Александровна
Очкасова Ксения Николаевна
Учащиеся 11 В класса МОУ СОШ №4
Центрального района
Руководитель: Шилкова Марина Сергеевна,
учитель истории
I квалификационной категории
Новосибирск 2008
Содержание
Введение
Основная часть. Творчеством одержимый
1. Биография
2.а. Деятельность
2.б. Монумент Славы
2.в. Замыслы и идеи
Заключение
Список источников и литературы
Приложение
Введение
Актуальность:
Год назад к нам в школу приходил один из членов гуманитарно-просветительского клуба Зажги свечу - Александр Сергеевич Чернобровцев. Нам очень понравился его рассказ, как он говорил, что говорил, и нам захотелось узнать о нем поподробнее.
Информации об Александре Сергеевиче Чернобровцеве очень мало, а та, которая имеется, носит сухой безличностный характер. Мы хотим своей работой наполнить эти сухие строчки информацией о его биографии характере увлечениях идеях и замыслах.
Я, Очкасова Ксения, в январе этого года стояла на посту№1, где большую работу сделал Александр Сергеевич, панно погибших солдат, скорбящих матерей. Когда я стояла, я думала о том, что мало таких людей как Александр Сергеевич, которые помнят о том, что благодаря тем людям, которые погибли на войне, живем мы. И эту благодарность и чувства Чернобровцев выражает через свое творчество. К нам приезжала наша школа посмотреть, как красиво то место, на котором мы несем пост.
Цель исследования познакомится с жизненным путем и деятельностью А.С. Чернобровцева.
Задачи:
1. Проследить биографию Александра Сергеевича
2. Проследить деятельность Чернобровцева
3. Проследить постройку Монумента Славы
4. Узнать о его замыслах и идеях
Предмет исследования: деятельность А.С. Чернобровцева
Хронологические рамки работы 1930 – 2008 гг.
Источниками являются: интервью с А.С.Чернобровцевым, его автобиография, фотоальбом.
Этапы работы:
Март 2007 Знакомство с А.С. Чернобровцевым
Сентябрь 2007 Идея и формулировка плана работы
Ноябрь 2007 Интервью с А.С. Чернобровцевым
Декабрь 2007 Выезд на места проектов А.С. Чернобровцева
Январь 2008 Представление нашей работы на районном конкурсе сайтов
16 февраля 2008 Представление нашей работы на школьной НПК
Наша работа может быть использована на уроках истории, рисования, черчения.
Апробация прошла на районном конкурсе сайтов и школьной НПК.
Структура работы обусловлена логикой исследования и предполагает:
I Введение
II Основная часть
III Заключение
Список источников и литературы
Приложение
Основная часть «Творчеством одержимый»
II.1 Биография
Родился 12 Сентября 1930 года в городе Липецке. Его мать, по профессии архитектор, будучи убежденным и очень сильным человеком, оказала огромное влияние на становление личности будущего художника. Довоенное детство прошло в Ленинграде, также повлиявшее на мироощущение мальчика, который к 1941 году уже довольно профессионально рисовал[1]. Любимым композитором признает Мусоргского, а художником Левитана. В военные годы А.С. Чернобровцев жил в Сибири в Забайкалье. После войны в 1946 году он поступил в Ленинградское Высшее художественное училище им В.И.Мухиной. Уже в то время проявилась его активная жизненная позиция. Еще не окончив институт, студентом, он уже руководил коллективами энтузиастов по восстановлению разрушенного войной здания института, участвовал в различных конкурсах. После окончания с отличием Высшего училища в 1954 году живет и работает в Новосибирске.
Художник, активно работающий в сфере монументальной живописи и декоративно - прикладного искусства. Заслуженный деятель искусств России. С 1956 года бессменный руководитель народной изостудии. Основатель Новосибирского художественного училища. Член гуманитарно-просветительского Клуба "Зажги свечу", входит в состав его учредителей. В 27 лет Александр Чернобровцев отрастил свою знаменитую бороду, по которой теперь художника можно легко узнать на любом «культурном мероприятии». Говорит в знак протеста: Чтобы выглядеть солидней — а то чиновники «бастовали», не хотели воспринимать всерьез, отказывались тогда вести переговоры с «безусым юнцом». Теперь знаменитая борода Александра Сергеевича стала совсем белой, ему — 78… Возраст зрелости и мудрости. Но он говорит, что возраст «не его» — внутренне он ощущает себя иначе, моложе.
Интересу к жизни и энергии художника можно только позавидовать. И планов у заслуженного деятеля России, почетного гражданина города, лауреата премии Ленинского комсомола сегодня по-прежнему громадно. Его жизненный и творческий путь можно считать лишним подтверждением известной истины, что под лежачий камень вода не течет. Многие творческие замыслы художника, иногда, казалось бы, фантастические, осуществились именно благодаря тому, что он не просто был талантливым и полным идей, но и умел настаивать, убеждать, рисковать, брать ответственность на себя и даже проявлял склонность к авантюризму.
II .2 Деятельность и идеи
II .2.а Деятельность
За свою жизнь Александр Сергеевич Чернобровцев создал много памятников, за которые он получил большое признание и известность. В городе Александра Чернобровцева знают главным образом как автора монумента Славы, панно в сквере Героев Революции и росписи часовни на Красном проспекте. Добавим также, что и интерьер станции метро «Октябрьская», и памятник «Паровоз Лунина», и панно в консерватории, интерьеры кафе “Снежинка” и “Веснушка” и ресторана “Центральный”, не говоря уже об иногородних объектах - монументах Славы в Бердске, Довольном и Туве — это тоже Чернобровцев…
Один из самых востребованных художников города[3]. Монумент славы посвящен памяти сибиряков, погибших в Великой Отечественной войне. С одной стороны монумента рельефы, на которых фамилии 30 тысяч погибших сибиряков, а с другой тема победы и тема памяти. Сквер Героев Революции – панно «Реквием». Чернобровцев делал этот проект три с половиной года. До него в сквере была стена склада декораций. Он был открыт 2.11.1960 года. Часовня на Красном проспекте была расписана Чернобровцевым. По проекту его сына было спроектировано 8 церквей, которые расписал отец. Этот проект он делал 5 лет, из них три с половиной года он учил каноны, так как для этого проекта надо знать законы церквей. Кафе “Снежинка” на площади Ленина Александр Сергеевич расписал в виде сказок, а на стены спроектировал выпуклые фигуры в форме снежинок, но это кафе сначала носило имя ‘”Мороженое” а после того как снежинки спали, сказки протерлись, кафе переименовали в “Снежинку”.
Так же Чернобровцев рисует портреты, правда большинство для себя. В данный момент рисует портреты директоров одного из журналов по случаю юбилея этого журнала.
В январе 2008 года Чернобровцев участвовал в Сибирской выставке картин в художественном музее
чернобровцев монумент художник новосибирск
II .2.б Монумент Славы
Вот почти уже 40 лет 9 мая, в день победы, Александр Сергеевич приходит к Монументу Славы и, неопознанный, радуясь тому, как много там людей, как им хорошо там, и тому, какое большое и хорошее дело он сделал для них. Когда ему предложили эту монументальную работу о подвиге новосибирцев в годы Великой Отечественной войны, она не сразу стала Монументом славы. Нужно было найти такое художественное решение, чтобы выразить главную мысль: хотя Новосибирск был в глубоком тылу, весь народ поднялся на защиту Родины, вся страна жила одной мыслью: "Всё для фронта! Всё для победы!". И эта великая жертва принесена на алтарь Победы, а память о павших будет жить в веках, сколько бы времени не прошло. Сибиряки на фронте покрыли себя неувядаемой славой, но 30 тысяч наших земляков не вернулись с войны. Подвигу сибиряков и память о павших посвящён этот мемориальный ансамбль.
В то время Чернобровцеву казалось, что он слился со своим городом. Наверное, такое единение - высшее творческое счастье художника. Место, которое он нашел для памятника, как будто ждала его. Он разместил на него две площади. Одну большую, торжественную: для митингов и парадов - как бы одну сторону медали, - и другую интимную сторону медали, - для памяти и скорби. На ней он разместил березовую рощу - символ Родины. В центре, там, где соединились две площади, две темы: тема подвига и тема памяти - он поместил Вечный Огонь. По сторонам от него - лампады, он поставил семь пилонов, похожих на солдат в шинелях, вставших на защиту Родины. На одной стороне пилонов - рельефы: Призыв, Мужество, Фронт, Победы и Мир. На другой стороне - плиты с именами всех, кто не вернулся с фронта в родной город. С ними скорбящая Мать-Родина, выполненная Б.Л.Ермишиным, и перед ней могила её сына - неизвестного солдата.
За монументом Сквер Славы - целый мемориальный ансамбль. В нем Аллея орудия и памятник Единству Фронта и Тыла. Недавно появилось дополнение: небольшой мемориал "Плакучая Ива". Торжественное открытие монумента произошло 6.11.1967 года. За все свои монументальные работы Александр Чернобровцев получил звание Лауреата Премии Ленинского Комсомола и звание Заслуженного деятеля искусств России. Признание было щедрым, но известность обязывает. Он стал членом Правления Союза художников России. Членом многочисленных советов и выставочных комитетов. Членом президиумов Комитета Защиты Мира, Общества "Знание" и многих других. Александра Сергеевича избрали седьмым Президентом болгаро-советского клуба творческой интеллигенции. Эта большая общественная нагрузка отнимает время, но она помогает художнику чувствовать пульс современности[4].
II. 2.в Замыслы и идеи
«Более 50 лет тому назад группа студентов по рекам страны догребли до Сталинграда». За этим событием следила вся страна. Этому подвигу дали название «Спортивный подвиг». На набережной в память этому подвигу Александр Сергеевич хотел сделать памятник под названием «В честь перехода». На памятнике должна была стоять дата перехода, 1954 год.
Однажды Чернобровцеву пришла идея, возвести памятник «Крылья». Он показал свой эскиз меру городу Городецкому. Он сказал, что поставит этот памятник в том случае, если он будет посвящен рождению города на Оби. Сначала памятник должен был быть 15 метров, но потом вырос до 30 метров. Но мэр очень долго думал и обещал позвонить. Хотя крылья могли бы стать символом города.
Оформление фонтана перед театром музкомедии. Фонтан должен был состоять из музыкальных инструментов. А вечером из каждого инструмента вытекала вода разных цветов.
Беседка любви. Состояла из 8 металлических трубок в форме арки, лепестков. Этот проект был выполнен, но далеко не по задумке Чернобровцева.
До березовой рощи было кладбище и церковь Георгиевских кавальеров. Александр Сергеевич придумал пересадить березы в круг, а внутри него соорудить звонницу, сверху которой должен был быть колокол, который в 12 часов бил 3 раза в честь погибших [2].
Будем надеяться, что кто – нибудь откликнется на эти идеи и поможет воплотить их в жизнь.
Заключение
А.С. Чернобровцев родился 12 сентября 1930 года в Липецке. довоенное детство его прошло в Ленинграде,а военные годы провел в Сибири. В 1946 году он поступил в Ленинградское Высшее художественное училище им В.И.Мухиной. После окончания с отличием Высшего училища в 1954 году живет и работает в Новосибирске. С 1956 года бессменный руководитель народной изостудии. Основатель Новосибирского художественного училища. Член гуманитарно-просветительского Клуба "Зажги свечу", входит в состав его учредителей.
В городе Александра Чернобровцева знают главным образом как автора монумента Славы, панно в сквере Героев Революции и росписи часовни на Красном проспекте. Добавим также, что и интерьер станции метро «Октябрьская», и памятник «Паровоз Лунина», и панно в консерватории, интерьеры кафе “Снежинка” и “Веснушка” и ресторана “Центральный”, не говоря уже об иногородних объектах -монументах Славы в Бердске, Довольном и Туве — это тоже Чернобровцев…Один из самых востребованных художников города.
Вот почти уже 40 лет 9 мая, в день победы, Александр Сергеевич приходит к Монументу Славы и, неопознанный, радуясь тому, как много там людей, как им хорошо там, и тому, какое большое и хорошее дело он сделал для них.
Так же Александр Сергеевич Чернобровцев полон идей, которые, может быть, в будущем осуществятся.
Список источников и литературы
Список источников :
1. Интервью
2. Автобиография
3. Фотоархив
4. Чернобровцев А.С. Песня в камне./Дело, которому служим // Сибирская горница. Под ред. Щукина М.Н. Новосибирск, 2006.
Список литературы:
1.Мартынов Е. Творчество одержимый/Созидатели. Очерки о людях, писавших своё имя в историю Новосибирска. Новосибирск, 2003.
2.Новосибирск.Энциклопедия.Под ред. Ламина В.А. Новосибирск, 2003.
3.Рублёв Г. Творчество молодых монументалистов. Москва, 1999.
4.Л.Усольцева. Подвигу сибиряков посвящается. Новосибирск, 1977.
5.50 лет Новосибирской организации Союза художников РСФСР. Каталог. Новосибирск, 1985.
Приложение
- Как вы решили стать художником монументалистом?
- Моя мама – архитектор и она оказала огромное влияние на меня
- А кто-нибудь еще в семье занимается в этой сфере деятельности?
- Да, мой сын архитектор, жена архитектор и внуки тоже учатся на архитектора
- А у вас есть совместные проекты?
- Да, я с сыном отреставрировал часовню на Красном проспекте
- А чем вы сейчас занимаетесь?
- Я рисую портреты директоров для одного из журналов
- У вас есть любимый композитор?
- Конечно, я очень люблю Мусоргского
- Вы правда член клуба Зажги свечу?
- Я был одним из его учредителей, но правда покинул его по некоторым обстоятельствам
- Скажите, все ваши идеи сбылись?
- Нет, некоторые до сих пор в планах
- А что вы делаете в свободное время?
- Я люблю гулять по набережной и смотреть на реку
- Спасибо большое, что согласились на интервью с нами!!!
- да не за что мне было очень приятно, что хоть кто-то интересуется моим творчеством!!!!!!!!!!!