Введение
1. Э. А. Павлюченко «В добровольном изгнании»
1.1 Глава 1. Самые счастливые
1.2 Глава 2. Спасибо женщинам
1.3 Глава 3. «Дамская улица»
1.4 Глава 4. «Они благословили нас в новый путь...»
1.5 Глава 5. Сестра декабриста
1.6 Глава 6. Дети
Заключение
Список использованных источников информации
Декабристы – это первые русские революционеры, главной целью борьбы которых являлось уничтожение крепостничества и свержение царского самодержавия. Из экономического и политического развития России первой четверти XIX века вытекала необходимость замены феодально-крепостнического строя, ставшего тормозом дальнейшего развития страны, новым буржуазным строем [2, стр. 14].
14 декабря 1825 года «Россия впервые видела революционное движение против царизма». Смелый вызов самодержавию был сделан в столице Российской империи – в Петербурге, на одной из её центральных площадей. 30 декабристов – военных и штатских – вывели на Сенатскую площадь 3 тысячи солдат столичной гвардии и матросов Гвардейского морского экипажа[2, стр. 25].
Восстание 14 декабря 1825 года – отправная дата начала революционно-освободительной борьбы в России. До декабристов в России происходили стихийные восстания крестьян, либо выступления одиночек-революционеров, наиболее выдающимся из которых был А.Н. Радищев. Декабристы впервые в истории России создали революционные организации, разработали политические программы, подготовили и осуществили вооруженное выступление. Оно явилось кульминационным событием и вместе с тем итогом движения декабристов. Вся предшествующая деятельность декабристов, начиная с их первой тайной организации Союза спасения, была подчинена идейной и организационной подготовке революционного выступления против самодержавно-крепостнического строя в России. Восстание 14 декабря явилось серьезным экзаменом для декабристов, экзаменом их революционным возможностям. В нем, как в фокусе, отразились все сильные и слабые стороны их дворянской революционности: отвага, смелость, самопожертвование декабристов, но вместе с тем свойственные дворянскому революционеру колебания, отсутствие решительности и последовательности в действиях, умения владеть «искусством восстания», но главное – отсутствие связи с народными массами, даже боязнь революционной инициативы масс [3, стр. 56].
Актуальность данной работы предопределена большим интересом к истории России, к восстаниям и движению декабристов.
Теоретическое значение изучения книги Э. А. Павлюченко «В добровольном изгнании» заключается в том, что данное произведение является наиболее удачным среди аналогичных ему. Книга написана доступно и интересно, что позволяет наиболее широко осветить необходимые вопросы, связанные с декабристами в России.
Объектом данного исследования является книга Э. А. Павлюченко «В добровольном изгнании».
Предметом исследования являются вопросы, связанные с книгой Э. А. Павлюченко «В добровольном изгнании», ее содержание и структура.
Целью исследования является рецензирование книги Э. А. Павлюченко «В добровольном изгнании».
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решены следующие задания:
1. Ознакомиться с текстом книги Э. А. Павлюченко «В добровольном изгнании».
2. Осветить актуальность рассмотрения вопросов, связанных с книгой Э. А. Павлюченко «В добровольном изгнании».
3. Выявить характерные особенности в написании произведения, сделать выводы.
Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы, связанной с рецензированием книги Э. А. Павлюченко «В добровольном изгнании».
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды, результаты исследований видных отечественных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных развитию декабристского движения в России, справочная литература, другие актуальные источники информации, что описано в разделе использованных источников информации.
Книга Э. А. Павлюченко «В добровольном изгнании» посвящена женам и сестрам декабристов. Данная книга по характеру своего написания рассчитана на научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и всех, кто интересуется героическим прошлым русского народа.
Источниками информации для написания данной книги автору послужили дневники декабристов, их записки, воспоминания, письма родным и близким, а также исторические хроники того времени.
Книга по своей структуре состоит из шести глав и послесловия редактора. Рассмотрим каждую из этих частей произведения.
В первой главе рассказывается об аресте К. Ф. Рылеева, полковника Трубецкого, несостоявшегося диктатора восставших, Андрея Розена – поручика лейб-гвардии Финляндского полка, члена Северного общества декабристов, Никиты Муравьева, одного из лидеров Северного общества, автора конституции, подполковника Александра Поджио и многих других участников восстания декабристов.
Отставного генерал-майора Михаила Александровича Фонвизина нашли в подмосковной деревне Крюково и 12 января 1826 г. доставили в Петропавловскую крепость с царским напутствием: «Посадить, где лучше, но строго, и не давать видеться ни с кем». Наталья Дмитриевна, жена генерала, осталась с двухлетним Дмитрием на руках в ожидании другого сына: он родится во время пребывания отца в крепости[1, стр. 47].
Рассказывается также о том, как жены арестованных последовали за ними, когда узнали, на какую участь обречены их мужья. Приводятся фрагменты переписки арестованных декабристов с женами и сестрами.
Ни одна из женщин не сомневалась в своем решении и готова была до конца поддерживать близкого человека, даже осознавая его вину.
Вторая глава данной книги повествует том, как женщины пошли в ссылку за своими мужьями, братьями и близкими. Переходя на положение «жен ссыльнокаторжных», женщины сознательно и бесповоротно порывали с прошлым, отказывались от привилегий, от прежних представлений о жизни и от прежнего образа жизни. И поскольку разрыв этот означал публичную поддержку государственных преступников, женщины оказывались в оппозиции к властям, их поведение становилось формой общественного протеста.
Таков социально-политический аспект отъезда женщин за мужьями-каторжанами в Сибирь.
Среди женщин, отправившихся в Сибирь, были А. И. Давыдова, А. Г. Муравьева, Н. Д. Фонвизина, М. Н. Волконская, А. В. Розен, М. К. Юншевская, П. Гебль. Следуя за своими мужьями и продолжая супружескую с ними связь, они делаются причастными их судьбе и теряют прежнее звание, а прижитые в Сибири дети поступают уже в казенные крестьяне.
Описывается также в подробностях участь каждого сосланного с указанием меры наказания, а также сведения о женах декабристов и о том, на какие жертвы им пришлось пойти: добровольное изгнание, лишение прав и привилегий, разлука с детьми и близкими, бедствия и лишения.
В третьей главе автор рассказывает о героических и самоотверженных поступках жен декабристов. Приведем выдержку из текста: «…Мария Волконская приезжает второй. Сергей, гремя кандалами, бежит к жене. «Вид его кандалов,— вспоминала через много лет Мария Николаевна,— так взволновал и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени И поцеловала сначала его кандалы, а потом и его самого…».
Жены декабристов в Сибири жили практически в нищете, но при этом старались, как могли, помогать обездоленным людям на улице. Женщины жили вблизи тюрьмы в простых деревенских избах, сами, готовили еду, ходили за водой, рубили дрова, топили печь.
Далее приводятся выдержки из дневников декабристов, в которых повествуется об их жизни в ссылке, письма женщин домой родным.
Четвертая глава книги повествует об окончании ссылки для некоторых декабристов. Рассказывается также об Андрее Розене и его жене, Анне Васильевне. «...Розен познакомился с Анной Васильевной в 1822 г. через сослуживца — И. В. Малиновского, ее брата. Она говорила и читала по-английски и по-французски всю лучшую иностранную литературу, а из русских писателей восхищалась Карамзиным и Жуковским. А. В. Малиновская-Розен выросла в высококультурной семье, среди книг, ученых разговоров и дискуссий. Ее отец был хорошо известен не только своей образованностью, но и передовыми взглядами, антикрепостническими настроениями.»
В 1839 г. А. Е. Розен получил разрешение по болезни выйти в отставку и жить безвыездно, под надзором полиции на родине, близ Нарвы. В 1856 г. Андрей Евгеньевич и Анна Васильевна поселились в имении жены на Украине[1, стр. 98].
Далее рассказывается о смерти Александры Муравьевой и героических поступках Н. Д. Фонвизиной. Помощь Н. Д. Фонвизиной и декабристам и петрашевцам основывалась прежде всего на ее религиозно-нравственных представлениях о любви к ближнему. Однако вера Фонвизиной не предполагала бездеятельности, покорности. На долю Натальи Дмитриевны Фонвизиной выпало немало тяжких испытаний. В числе их – вечная разлука с родителями и детьми.
В завершении главы повествуется об амнистии и возвращении на родину оставшихся в живых декабристов.
Особое место среди женщин-декабристок принадлежит сестре Михаила Лунина – Екатерине Сергеевне Уваровой. Подобно Н. Д. Фонвизиной и М. Н. Волконской, Уварова в своих действиях перешла от исполнения личного долга к более активным формам борьбы.
Когда декабристов начали отправлять в Сибирь, Екатерина Сергеевна поселилась в Ярославле, через который везли заключенных, надеясь в последний раз увидеть брата.
Где бы ни находилась Екатерина Сергеевна – в Москве, Петербурге или Берлине, она писала в Сибирь каждую неделю, за чрезвычайным исключением. Сначала – в Нерчинские рудники, затем в Иркутск и на Акатуйскую каторгу[1, стр. 149].
В 1841 г. на имя Михаила Лунина пришло двадцать одно письмо, сто девяносто рублей, девять посылок. В 1842 г. – тридцать писем, семь посылок, более восьмисот рублей. Не приходится сомневаться, что отправителем в большинстве случаев была его преданная сестра.
Приводятся также выдержки из писем Екатерины Сергеевны брату, эпизоды ее нелегкой судьбы и стремление помочь брату любым образом.
«Первые мои воспоминания – тюрьма и оковы. Но несмотря на всю суровость этих воспоминаний, они лучшие и самые отрадные в моей жизни». Так начинает свои записки дочь декабриста Ивана Анненкова – Ольга.
В 1840 г. осиротели трое детей Ивашевых – пяти, четырех и двух лет, они остались на попечении старой бабушки, к тому же плохо владевшей русским языком. Заботу о детях тут же взяли на себя товарищи отца: Н. В. Басаргин и И. И. Пущин[1, стр. 167].
Никита Муравьев умер, его дочь осталась круглой сиротой. Четырнадцатилетнюю девочку с фельдъегерем отправляют к бабушке, в Москву. Девочку тут же определяют в Екатерининский институт под фамилией «Никитина».
Подобно тому, как когда-то Александра Григорьевна Муравьева своей смертью купила облегчение участи живых, так теперь ее дочь прокладывала дорогу другим: вскоре двух девочек Трубецких приняли в Иркутский институт под фамилией отца.
Амнистия вернула детям декабристов утраченные привилегии: отцовские фамилии, дворянство, титулы. Дети выросли, женились, вышли замуж, у них появились собственные дети – внуки декабристов.
Три поколения одной семьи – два этапа в русском освободительном движении: дворянский и буржуазно-демократический, разночинский. Декабристы подготовили этот второй этап, больше того, они передали эстафету в руки своих детей[1, стр. 175].
В данной работе была прореферирована книга Э. А. Павлюченко «В добровольном изгнании». Рассмотрены основные структурные части произведения, сделан краткий пересказ. Поставленные во введении задачи автором выполнены.
1. Э. А. Павлюченко «В добровольном изгнании». – Наука, 1989 г.
2. Декабристы. Б. Йосифова. - М.: Прогресс, 1989. - 576с.
3. Декабристы и Сибирь. Н.Н. Гончарова, М.Д. Сергеев, А.Ф. Серебряков. М.: Сов. Россия, 1988. – 263с.