От предков к потомкам – Иван Купала


От предков к потомкам - Иван Купала

купала христианство папоротник костер


Ночь…Луна… На берегу деревенского озера на холме возвышается огромный костер с соломенным чучелом. В свете полной луны водная гладь отражает языки пламени ярко алого цвета. На берегу озера молодые девушки в снежно белых одеждах с рукодельными украшениями и свежими цветами замерли в ожидании заветного часа. Каждая из них, затаив дыхание, ждет того момента, когда можно будет выпустить в воду венок со свечой, проследить за ним и узнать свою судьбу. А если посчастливится - найти цветущую «папараць-кветку». Это древний языческий обычай, существующий ещё со времен Леля.

С момента прихода христианства в наши края этой обычай почти не изменился. Христианская церковь не смогла искоренить и уничтожить этот любимый народом обычай, празднование ночи Ивана Купалы. В библейской истории подобрали свое объяснение празднику - подобранное по дате рождения Иоанна Крестителя - дабы не создавать конфликт между истинным восприятием мира и природы жителей нашей местности и христианской религии.

Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях.

Главным героем растительного мира в Иванов день становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они не находились.

Почему же после прихода христианства, а в некоторых случаях насильного обращения в эту веру, у людей, спустя более двух тысяч лет, сохранились пусть не в первозданном виде, но в близком к этому состоянию обряды, традиции в отношении именно этого праздника? Наверное, это значит, что наши предки что-то знали, вкладывали какой-то смысл в этот день. И именно этот день наиболее важный из всех летних дней, который стоит чтить, помнить, даже на уровне генетической памяти.

Разве не удивительно, что сегодняшняя молодежь, которая совсем не знает истоков происхождения этого праздника, с большим удовольствием пускает венки со свечами на воду, бегает по лесу в поисках цветущего папоротника, прыгает через костер и верит в реальность этого таинства.

Это наша культура, передающаяся не из уста в уста, не через книги и газеты, это заложено в нас природой. Но как ни странно, не только молодежь, но и люди, жившие в советские времена, когда было запрещено все, с удовольствием приходят на купаловские праздники, проходящие во всех районах города где есть водоемы.

Возможно, никто и не найдет папоротник, но вера в прекрасное и хорошее существует. И это замечательно. Не исключено, что именно для этого наши предки придумали, а может и знали об этом празднике, о чем-то загадочном и сверхъестественным и смогли донести эту загадку до современности, иначе неспроста он существует и по сей день…


Теги: От предков к потомкам – Иван Купала  Сочинение  Культурология
Просмотров: 7231
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: От предков к потомкам – Иван Купала
Назад