Современная ассирийская диаспора

Содержание


Введение

Глава I. Диаспора как инструмент сохранения национальной культуры и этнического самосознания

.1 Характеристика понятия «диаспора»

.2 Типы диаспор

.3 История появления ассирийских диаспор

.4 Места компактного проживания ассирийцев и их численность

Глава II. Развитие и жизнь ассирийских диаспор в условиях процесса глобализации

.1 Демографические тенденции в развитии диаспор

.2 Ассирийская Церковь Востока и проблема национальных меньшинств

Глава III. Роль ассирийских диаспор в современном мире

.1 Молодежные движения

.2 Неправительственные организации

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение


Начиная обсуждение данной курсовой работы, в которой, главным образом, речь идет о современной ассирийской диаспоре в целом, также о тенденциях, которые в ней наблюдаются, о ее жизни и развитии, хочется сказать о том, насколько важно и актуально на сегодняшний день изучение такого феномена как диаспора, будь она крупной или малочисленной по своему масштабу.

Диаспора является важным направлением внешней политики, что осознают многие страны. В некоторых странах диаспоры могут оказывать политическую и экономическую поддержку своей исторической родине, и это может играть значительную роль в экономическом поле такой страны. Также диаспора имеет большое значение в поддержании и сохранении национальной культуры и в формировании и развитии национального самосознания. На мой взгляд, именно национальное самосознание является стержневой основой такого явления как диаспора.

Еще с древних времен возникновение народов, их государственности, а также их упадок в ходе эволюции развития человечества определяется многочисленными факторами социально-экономического и политического процессов, происходящих в рамках государств и межгосударственных отношений. Многим компетентным ученым, историкам, социологам и просто любительским исследователям кажется необычайным и феноменальным сохранение ассирийской нации, разбросанной по всему свету и не имеющей своей государственности уже более двух с половиной тысяч лет.

Особенность ассирийской диаспоры определяется её малочисленностью и жизненным укладом, который передался ассирийцам от их предков. Этот уклад характеризуется патриархальностью жизни, который сегодня определяется главным образом в семейных отношениях. В таких семьях принято за правило уважение к старшим, мужчина играет роль главы семьи, женщина же является хранительницей домашнего очага: она занимается воспитанием младшего поколения. Кроме того, до сих пор сохраняется и передаётся детям осознание принадлежности к тому или иному ассирийскому племени и роду.

Тесные родственные связи среди ассирийцев, включающие в себя уважительное отношение друг к другу и к другим народам, а также религиозность, крайне уважительное отношение к памяти предков и единство профессиональной деятельности обуславливают феномен стойкости ассирийской общины в том или ином государстве.

Степень изученности проблематики данной работы является объектом научного интереса многих авторов. Однако нельзя гиперболизировать значение роли становления и развития ассирийских диаспор в литературе в мировом масштабе.

Непостоянство политики, а также изменчивый характер самих диаспор, в частности, обуславливают новизну и актуальность данной работы. Ассирийские диаспоры и их нынешнее положение рассматриваются исследователями Института центрально-азиатских и кавказских исследований Швеции, также Институтом стратегических исследований Кавказа, Азербайджанской Республики, кубанскими этнологами В.В. Бойцовым, И.В. Кузнецовым и Р.Ш. Кузнецовой для Южного Регионального Ресурсного Центра (ЮРРЦ) г. Краснодара, кандидатом исторических наук В. Эрлихманом, председателем Общественной организации ассирийцев Татарстана А.В. Саввой, а также ассирийцами, создавшими новостные сайты, посвященные событиям, связанным с жизнью ассирийских диаспор в Российской Федерации - г. Москвы, г. Казани, г. Краснодара и др. Практика создания и развития информационных сайтов осуществляется не только в России и во многих других странах мира. Кроме того, существует сайт Международного ассирийского новостного агентства, в котором также освещаются события, происходящие в ассирийских диаспорах без учета рамок государственных образований.

Цель написания данной работы - рассмотреть процессы в современных ассирийских этнических группах для определения и характеристики роли ассирийских диаспор в этно-политической сфере.

Определенная мною цель работы позволяет четко сформулировать задачи, посредством решения которых она будет достигнута:

)Дать характеристику понятию «диаспора»;

)Изучить историю формирования ассирийских диаспор;

)Выявить основные места компактного проживания ассирийцев и их численность;

)Выявить тенденции, наблюдающиеся в современной ассирийской диаспоре;

)Выявить роль диаспоры в современном мире.

Объектом в работе является ассирийская диаспора.

Предметом работы выступает комплекс основных тенденций развития и жизни ассирийцев.

Территориальные рамки очень сложно определить. Поскольку ассирийские диаспоры расположены на обширных территориях, они охватывают страны постсоветского пространства, Западную и Восточную Европу, Северную Америку, Австралию, а также страны Передней Азии.

Хронологические рамки в данной работе таковы: в своей работе я затрагиваю исторический период с древности до настоящего времени, в особенности, изучению поддается период с 1915 года по современность.

Выбор хронологических рамок конкретно с 1915 года обусловлен тем, что именно в этом году происходит расселение ассирийцев из территории их компактного места проживания, т. е. их исторической Родины, в европейские страны, страны постсоветского пространства, также в Северную Америку и Австралию.

Структура работы: моя работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая освещает диаспору как инструмент сохранения национальной культуры и этнического самосознания. В рамках данной главы я даю характеристику понятию «диаспора», ее типологию, а также исследую историю появления и формирования ассирийских диаспор и места их компактного проживания. Вторая глава посвящена событиям, связанным с современной жизнью и развитием ассирийских диаспор. В данной главе я исследую численность народа и наблюдающиеся демографические тенденции в рамках диаспор. А также я исследую вопрос о религии ассирийцев, которая является их консолидирующим фактором, в частности, об Ассирийской Церкви Востока и о проблеме национальных меньшинств. Третья глава в моей курсовой работе посвящена выявлению роли ассирийской диаспоры в современных международных отношениях и в современном мире, в частности, в рамках данной главы я исследую ассирийские молодежные движения и неправительственные организации: их деятельность и цели.

Глава I. Диаспора как инструмент сохранения национальной культуры и этнического самосознания


.1Характеристика понятия «диаспора». Типы диаспор


С целью качественного изучения и рассмотрения предмета курсовой работы, я считаю необходимым рассмотреть характеристику понятия «диаспора», ее значение и типологию. Таким образом, будет достигнуто правильное понимание проблематики исследования и, в конечном итоге, его верного изучения.

Важно вспомнить этимологию слова «диаспора», т.е. его происхождение. Это поможет нам обозначить его значение и смысл. Слово «диаспора» имеет греческое происхождение, оно обозначает рассеяние, пребывание определенной части народа вне страны его происхождения.

На мой взгляд, весьма интересным является факт того, что появление диаспор датируется VI в. до н.э., когда вавилонский правитель Навуходоносор II после завоевания Палестины насильно переселил евреев в Вавилонию, где они жили до завоевания персидским властелином Киром. Это понятие, употребленное к конкретному народу, в дальнейшем, в процессе исторического развития человечества, стало применяться ко всем этническим группам, которые по тем или иным причинам были оторваны от своего народа и продолжали не просто жить, но и сохраняться как особая этническая общность.

В дальнейшем понятие «диаспора» использовалось по отношению к религиозным и культурологическим группам населения, вынужденным жить среди представителей другой религии или другой культуры.

В средневековье число таких диаспор постоянно возрастало после завоевательных походов, войн, в условиях этнических и религиозных преследований, притеснений и ограничений. Особенно примечательна в этом смысле судьба армянского народа: его диаспора берет свое начало в основном с XIV в., после того, как орды Тимура вторглись в пределы Армении и истребили значительную часть населения.

Новая и новейшая история внесла новую страницу: диаспоры стали появляться в связи с экономическими преобразованиями, потребовавшими значительные трудовые ресурсы (США. Канада, Латинская Америка, Индия, ЮАР, Австралия). Поводом для образования диаспор вне своей исторической Родины для ряда наций стало также аграрное перенаселение, потребность в иной сфере приложения рабочих рук, притеснения и ограничения в общественной жизни, которые могли трактоваться как этническое преследование (поляки, ирландцы, немцы, итальянцы и др.).

В научной литературе до сих пор нет ясности в употреблении этого термина. В ряде случаев их объединяют с понятием этническая группа или этническая общность (которые включают в себя не только те группы и общности, которые живут в отрыве от исторической Родины). Это понятие гораздо шире и объемнее - этнической общностью можно назвать значительное количество образований - от нации, народа до малой этнической группы. Нельзя согласиться и с тем, что диаспора отождествляется с понятием малочисленные народы, перед которыми хотя и стоит ряд задач, аналогичных диаспорам, но которые имеют свой конкретный исторический ареал расселения и в обозримый исторический отрезок времени не покидали свою Родину.

Необходимо рассматривать понятие «диаспора», исходя из того, что одним из его главных признаков является пребывание этнической общности людей за пределами страны (территории) их происхождения, т.е. в ином этническом окружении. Этот отрыв от своей исторической Родины и образует тот исходный отличительный признак, который отражает сущность данного феномена. Особенно важно знание отношения людей к своей диаспоре и истории ее появления.

Диаспора - это не просто часть одного народа, живущего среди другого народа, - это такая этническая общность, которая имеет основные или важные характеристики национальной самобытности своего народа, сохраняет их, поддерживает и содействует их развитию: языка, культуры, сознания. Нельзя назвать диаспорой группу лиц, хотя и представляющих определенный народ, но вступивших на путь ассимиляции, исчезновения их как ветви данного народа (в чем нет ничего предосудительного, так как история изобилует свидетельствами и фактами как национального возрождения, так и ассимиляции народов, на что в свое время обратил внимание и обстоятельно исследовал Л.Н. Гумилев).

Еще одной немаловажной характерной чертой диаспоры является то, что она имеет определенные организационные формы своего функционирования, начиная от землячества, и заканчивая наличием общественных национально-культурных и политических движений. Иначе говоря, нельзя отнести к диаспоре любую группу лиц определенной национальности, если у них нет внутреннего импульса, потребности к самосохранению, что обязательно предполагает определенные организационные функции.

Наконец, следует отметить такой отличительный признак диаспоры как осуществление ею социальной защиты конкретных людей.

Анализируя эти признаки, следует обратить внимание на тот факт, что нередко большие этнические группы, живя в иноязычном окружении, не создают своих диаспор, ограничиваясь организациями типа землячеств или групп по интересам. Пример тому немцы и англосаксы в США, представленные во всех сферах общественной жизни. Они не нуждались в обособленном этническом развитии.

Особо следует сказать о таком признаке как религиозный фактор. История диаспор показывает, что религия в ряде случаев стала цементирующим фактором в консолидации представителей единоверцев (часто совпадающих с определенной национальностью). Так, греко-католическая церковь играет огромную роль в сплочении украинцев в Канаде, Латинской Америке. Особенно сильная роль религии проявляется в жизни армянских общин. Важнейшим обстоятельством, в громадной степени определившим судьбу армянского народа, был монофизитский выбор, сделанный армянской церковью в V в. н.э. Монофизитство представлялось еретическим как для католиков, так и для православных, и потому оно окончательно выделило армян в этнос-религию. Подобно другим народам, у которых существовала связь этноса и религии (евреи, например), у армян она привела к особой устойчивости этноса, его сопротивляемости ассимиляции. В средние века этнические барьеры были очень слабыми, а переход из одного этноса в другой - делом относительно легким. Но для армян, как и для евреев, хотя и в меньшей степени, он наталкивался на необходимость перехода в другую веру.

Естественно, что диаспоры мусульманских народов консолидирует религия, которая пронизывает всю их культуру и определяет их жизнедеятельность. Следовательно, религия способствует формированию и функционированию диаспоры.

Способностью создавать диаспору обладает не каждый этнос, а только этнос, устойчивый к ассимиляции. Устойчивость к ассимиляции достигается объективно - благодаря фактору организации диаспоры (а также организации органов самоуправления, учебной деятельности, культурных мероприятий, политических аспектов и др.), субъективно - существованием некоего стержня, будь то национальная идея, историческая память, религиозные воззрения или нечто другое, что сплачивает, сохраняет этническую общность и не позволяет ей раствориться в иноэтнической среде.

Таким образом, диаспора - это устойчивая совокупность людей единого этнического происхождения, живущая в иноэтническом окружении за пределами своей исторической родины (или вне ареала расселения своего народа) и имеющая социальные институты для развития и функционирования данной общности. Особо хотелось подчеркнуть признак, который в значительной степени определяет, можно ли назвать данную этническую общность диаспорой. Признак этот - внутренняя способность к самоорганизации, которая позволяет диаспоре функционировать длительное время и при этом оставаться относительно самодостаточным организмом.


.2 Типы диаспор


Существующие типы диаспор могут быть различными, это обуславливает сложность определения их типологических признаков. Также диаспоры имеют собственную классификацию. Для рассмотрения типологии диаспор следует знать, кто является представителем той или иной диаспоры, а также необходимо знать то, какие страны или народы относятся к их исторической Родине.

Чаще всего, диаспоры имеют собственные национальные государства (немцы, поляки, финны и др.). Диаспора является частью этноса, представители которого проживают за пределами своего национального государства.

Некоторые ученые, расширяя значение слова «диаспора» полагают, что к таковым нужно относить и этнические общности людей, проживающих не только за пределами своего государства, но и внутри него (чуваши, татары, буряты, башкиры и др.). Справедливой же точкой зрения считается разделение диаспор на внутренние - проживающие в пределах одного государства, но в иной этнической среде, и внешние - проживающие за пределами родного государства.

Следует отметить специфичность диаспор, которые представляют этносы, не имеющие своей государственности и живущие дисперсно (цыгане, ассирийцы, уйгуры и др.). Особое место в данной классификации занимают этносы, большая часть которых проживает в диаспоре (например, евреи). Можно также назвать этнические общности, компактно или дисперсно расселенные в иноэтническом окружении, которые имеют численность, достаточную для образования диаспоры, но отнюдь не объединяющихся в нее.

Диаспоры можно классифицировать и по тем основным видам деятельности, которые они выполняют. Наиболее распространена деятельность, которая связана с Духовной культурой народа, с выполнением культурно-просветительских функций, направленных на пропаганду национальной литературы, искусства, на распространение и поддержание родного языка, на создание благоприятных условий для развития национального самосознания членов диаспоры. Анализ реально существующих диаспор показывает, что 60-70% из них решают национально-культурные проблемы.

Некоторые диаспоры имеют свои организации, которые заняты в сфере экономической деятельности, что обычно связано с созданием определенных производств по выпуску национальных товаров и услуг, по развитию народных промыслов и ремесел.

В последнее время значение национальных диаспор возросло еще и потому, что они стали более активно и целенаправленно создавать организации, осуществляющие социальные функции - функции социальной защиты, охраны прав, получение гарантий и обеспеченности людей согласно провозглашенной ООН Декларации прав человека.

И, наконец, особой формой деятельности для ряда диаспор является выполнение ими некоторых политических функций, когда основное внимание создаваемых ими организаций сосредоточено на поддержании целей независимости (абхазская диаспора), на достижении национального примирения (таджикская диаспора), на противостоянии политическим процессам в своих республиках (узбекская, азербайджанская, туркменская диаспоры).

Диаспоры можно рассмотреть и с точки зрения их сплоченности: они охватывают или стремятся охватить основные сферы жизни своих членов (как татарская), или сосредотачиваются на отдельных процессах (как, например, «Общество друзей Сарьяна» в рамках армянской диаспоры).

Диаспоры могут рассматриваться также с точки зрения позитивности и деструктивности. В целом это позитивное явление, но иногда они сосредотачиваются на националистических, экстремистских идеях и ценностях. Они могут выступать в виде лоббистов специфических национальных интересов. Не исключается и криминальный аспект в их деятельности, ибо и мы имеем такое специфическое образование, как этническая преступность. Именно эти деструктивные явления и ставят вопрос об истоках и причинах их возникновения и существования, обстоятельный анализ которых показывает невозможность их объяснения только исходя из истории и реальной жизни данного народа: как правило, эти причины имеют более обширный характер и так или иначе зависят от более широкого круга проблем.

Вместе с тем, к диаспорам применимо утверждение, что у этноса нет универсального внешнего отличительного признака. «Нет ни одного реального признака для определения этноса, применимого ко всем известным нам случаям. Язык происхождение, обычаи, материальная культура, идеология иногда являются определяющими моментами, а иногда - нет».

1.3 История появления ассирийских диаспор


На сегодняшний день существует множество стран, территории которых являются местами компактного расселения ассирийцев, а значит, и ассирийских диаспор.

Численность ассирийцев в мире составляет более чем четыре миллиона.

История зарождения и формирования ассирийских диаспор, которые нам удается видеть по сей день, возводится к началу XX века, а именно ко времени до и после Первой мировой войны.

В 1915-1918 гг. был совершен геноцид христианского ассирийского населения турками. Число жертв геноцида, убитых турками точно не определен. Однако согласно разным оценкам можно утверждать, что число убитых составило от 275,000 до 750,000 человек.

Геноцид был совершен в местах исторического проживания ассирийцев, входящих в Османскую империю, в частности, и в Иранской области под названием Урмия (одноименное ассирийское село будет создано чуть позже в Краснодарском крае, на территории Российской Федерации). Это событие совпало с геноцидом и других народов, таких как армяне и греки (среди них турками было уничтожено еще большее количество людей).

Итак, в поисках спасения от неминуемого уничтожения турками-мусульманами на территории Османской империи, ассирийцы двинулись в различных направлениях. Несомненно, люди знали, что отыщут поддержку в странах, чьей государственной религией является христианство. Так и было. Помощь и социальную опеку ассирийцам оказали такие государства как Великобритания, Швеция, Грузия, Российская империя (далее СССР) и др.

Именно на данных территориях сейчас сосредоточены ассирийские диаспоры, как не только существующие, но и являющиеся в процессе своего культурного развития (насколько это может происходить в рамках диаспоры).


.4 Места компактного проживания ассирийцев и их численность


Ассирийская диаспора в Швеции

Ассирийская община в Швеции была основана в конце 60-х годов XX столетия, в результате очередных гонений на ассирийцев-христиан, которые были учинены в Турции.

Следствием дискриминационной политики сам факт существования ассирийцев на территории Турции был поставлен под сомнение. В соседнюю Сирию вместе с тысячами беженцев и перебралась Патриархия Сирийской Православной Церкви Востока во главе с Патриархом. Затем часть беженцев перебралась из Сирии в Ливан, а оттуда оставшиеся, используя французские торговые суда, перебрались во Францию и другие страны Западной Европы, в том числе и в Швецию.

Изначально численность переселившихся в страну «Тре крунер» было не велико, однако в середине 70-х гг. к своим немногочисленным соплеменникам ринулось большая масса ассирийцев из Сирии, собственно Турции, Ливана и даже Ирака. Поводом послужила новая миграционная политика Шведских властей предоставлявшей щедрые льготные программы, социальные условия для переселения и основания в чужой стране (что происходит по сей день). Так уже к 1975 году в Швеции были зарегистрированы несколько организаций различного толка, клубы, футбольные команды, которые до сих пор успешно функционируют и участвуют в жизни гражданского общества страны. К примеру, можно привести последних, сегодня в Высшей лиге футбольного первенства выступает команда «Сурьянска», а в первой лиге первая команда ассирийцев Швеции "Ассирийска", которая в свою очередь имела опыт выступления в высшей лиге футбольного первенства.

Деятельность спортивной части ассирийцев велико, созданы базы и школы, фан-клубы и серьёзная спонсорская база, основаны дочерние команды, которые участвуют в региональных первенствах, функционирует даже женская футбольная команда. Ассирийцы в Швеции также добиваются высоких показателей в Швеции в области культуры и искусства, кинематографа и театральной и общественной деятельности, радио и телевидения.

На сегодняшний день лишь в парламенте королевства ассирийцы представлены 6-ю депутатами, на протяжении 30-летнего существования общины (два министра в правительстве страны и несколько меров городов). Многие ассирийцы трудятся на государственной службе, в частности, в полиции, в сфере безопасности, в пограничной службе, также они трудятся в качестве ведущих инженеров в крупнейших автоконцернах Швеции. Опять же, к примеру, на протяжении 1992-1996 гг. главным конструктором "Вольво" был ассириец. Из Швеции на весь мир вещает 3 ассирийских телеканала, их названия: «Сурьёё ТВ», «Ассирия ТВ» и «Сурьёё Сат». На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что Швеция стала для ассирийцев лучшей страной для их интеграции и развития своего потенциала.

Ассирийская диаспора на Ближнем Востоке

В Ираке живёт 850 тысяч местных ассирийцев. После падения режима Саддама Хусейна в 2003 г. происходили похищения и убийства ассирийцев, поджоги их храмов.

тысяч ассирийцев живут в Иране. В Турции живут 20 тысяч ассирийцев. Раньше их называли «турками-семитами». Сейчас Турция признает ассирийское меньшинство и использует в публичной сфере самоназвание народа - «сурьяни». В Сирии насчитывается более 100 тысяч ассирийцев.

Хасеке - город на северо-востоке Сирии, административный центр одноимённой мухафазы. Второй по населению город мухафазы (81 809 человек) после г. Эль-Камышлы. Большинство населения составляют ассирийцы и курды. Через Хасеке протекает приток Евфрата Хабур. Расстояние до Дамаска - 600 км, до Алеппо - 494 км, до Дейр-эз-Зора - 179 км.

Первые поселения в Хасеке появились в османскую эпоху, ввиду выгодного географического положения. В 20-е годы прошлого столетия город перешел, как и остальная часть Сирии, под контроль Франции. Изначально все население города было христианским и представлено только ассирийцами. Затем в Хасеке переехали сирийцы из других частей страны и курды с юга Турции. Сегодня в городе большое число церквей, самая известная из которых - собор Св. Георгия.

Экономика города основана на сельском хозяйстве. Хасеке держит первое место в Сирии по выращиванию пшеницы и второе - по хлопку.

Ассирийская диаспора в Армении

Ассирийцы являются третьим крупнейшим этническим меньшинством в Армении после езидов и русских. По данным переписи 2001 года в Армении насчитывалось 3409 ассирийцев, а по данным главы ассирийской общины Арсена Микаелова на июнь 2011 года в Армении проживало 7000 ассирийцев.

На территории Армении современные ассирийцы впервые оказались после русско-персидской войны 1826-1828 годов, когда власти разрешили активным сторонникам России (армянам и ассирийцам из района озера Урмия) переселиться на территорию Российской империи. В Армении ими были основаны три села: Арзни, Койласар (Димитров) и Верхний Двин.

История появления ассирийцев в Армении восходит ко времени более раннему, предшествующему принятие армянами христианства. Обратясь к истории армянского народа (изд. в Ереване в 1971 г., том I, стр. 760-764), мы читаем, что ассирийское влияние ассирийцев - их участие в государственном и культурном строительстве Армении - замечается, начиная со времени царствования зачинателя аршакидской династии Трдата I, т.е. с середины I в. н.э. Доказательством этого служат писания армянских историков, начиная с самого первого из них - Агатангехоса, затем последующих за ним - Фавстоса, Корюна, Хоренаци, Парбеци и др. Все они указывали на то, что в Армянской Церкви особенно впервые века христианства превалировать влияние ассирийцев. Это выражалось в многочисленности пришлого ассирийского духовенства, занимавшего высокие ступени в церковной иерархии, зачастую вплоть до высшей - католикоса всей Армении, в преобладании школ с обучением на ассирийском языке, в переводах ассирийской литературы, в распространенности проассирийских настроений среди армянских светских и духовных лиц. Например, Тер-Миносян, армянский историк советского периода отмечал тот факт, что порой ассирийский язык становился языком армянской церкви, вытесняя во многом даже греческий. Это влияние продолжалось вплоть до VII века. Ассирийские монахи устремляются в Армению, многие из них оседают там навсегда. В армянских хрониках мы часто встречаем имена которые являются явно ассирийскими - Мармара, Брикишо, Шалыта, Авдышо. После осуждения и ссылки Нестора и преследования его сторонников, среди которых были ассирийцы, влияние их в Армении заметно ослабло, а затем и вообще прекратилось.

Традиционное занятие ассирийцев Армении - земледелие, садоводство, виноградарство, в Иране, Турции, Сирии и Ираке превалирует отгонное скотоводство, в России - ремесла. В Армении значительную прослойку составляет также интеллигенция, в том числе чиновничий класс. Отмечена в целом высокая степень интегрированности.

Достаточно высок процент смешанных ассирийско-армянских браков. Среди ассирийцев Европы и Закавказья существует высокий процент ассимиляции с другими народами. Однако особенным образом эта тенденция отмечается в Армении и в диаспоре, где соседствуют армянские и ассирийские общины.

Ассирийская диаспора в Грузии

История ассирийско- грузинских взаимоотношений имеет глубокие корни. Ещё в период правления ассирийского царя Тиглатпаласара I (I тыс. до н.э.) им упоминается страна Даэни, расположенная к северу от Урарту.

Многие ученые полагают, что это первое упоминание о древнейшем картвельском государстве. Более тесные контакты между грузинами и ассирийцами имеют место в период распространения христианства в Закавказье.

Ассирийские миссионеры внесли большой вклад в укрепление новой религии в Грузии, вследствие чего сыграли особую роль в становлении новой постхристианской грузинской культуры. По преданию, святая Нино, обратившая в христианство жителей Восточной Грузии, была по происхождению ассирийкой.

В Грузии проживает 3299 ассирийцев по переписи 2002 года (в 1989 году - 6206 чел). На сегодняшний день, по большей части, они проживают в крупных городах, таких как Тбилиси, Кутаиси и Батуми; некоторые же проживают в селах, к примеру, в селе Гардабани. По вероисповеданию ассирийцы Грузии - христиане-несториане. В быту они говорят по-грузински, по-русски и по-ассирийски (причем, диалекты могут отличаться друг от друга, в зависимости от рода и племени, к которому они принадлежат). Жители города Гардабани близ Рустави сохраняют также бохтанский новоарамейский язык. Они носят русифицированные или грузинизированные фамилии (например, Бит-Мурад - Мурадов, Мурадели).

Самым крупным ассирийским селом Грузии является Дзвели-Канда в Мцхетском муниципалитете (к северо-западу от города Мцхета или в 25 км от Тбилиси). По переписи 2002 года, из 1109 жителей села ассирийцы составляют 68% населения (это более чем 750 чел.)

Большей частью это потомки переселившихся в Закавказье во время Первой мировой войны беженцев из Османской империи, осуществлявшей геноцид ассирийцев.

История ассирийцев в Грузии начинается ещё в VI веке, когда в неё прибыли тринадцать ассирийских отцов во главе с Шио Мгвимским, основавшие сыгравший большую роль в грузинской культуре Шио-Мгвимский монастырь.

Во второй половине XVIII века при царе Ираклии II при поддержке Российской империи, фактически сделавшей Грузинское царство протекторатом, из Османской империи в Грузию переселилось большое число христиан-иммигрантов, в том числе ассирийцев. Новая волна иммиграции началась уже в присоединенную к империи Грузию после Туркманчайского мирного договора 1828 года, когда ассирийцы приезжали из Персии и Турции как рабочие. Наконец, крупнейший исход ассирийцев в Грузию приходится на 1915-1917 годы и связан с геноцидом.

января 2005 года Джордж Буш-младший встречался с лидерами ассирийской общины во время визита в Грузию. Ему задавались вопросы о судьбе ассирийцев после войны в Ираке. Это отражает факт того, что голоса глав ассирийских диаспор и общин, так или иначе, учитываются политическими лидерами и, как минимум, доходят до них…

Члены диаспоры и по сей день живут на территории Грузии.

Ассирийская диаспора в России

Волны миграции ассирийцев в Россию и СССР

Ассирийцы приехали в Россию и Советский Союз и Россию тремя волнами. Первая волна проходила по подписании Туркменчайского договора в 1828 году, когда ассирийцы оказались разделены границей между Россией и Персией. Многие ассирийцы оказались под суверенитетом России и тысячи их родственников пересекли границу, чтобы присоединиться к ним.

Вторая волна миграции последовала в результате геноцида во время и после Первой мировой войны.

Также множество представителей ассирийской народности и прибыли в Россию в результате геноцида со стороны турок, происходившего на территории Османской империи в 1915 г.. Часть ассирийцев поселилась в России после того, как осуществила побег из Турции в 1914-1918 гг. Беженцев было не менее 100 тысяч. Святейший Синод несториан настаивал на немедленном переходе ассирийцев в православие, альтернативой было возвращение обратно, в Турцию. В этой безвыходной ситуации ассирийцы записывались православными, но продолжали исповедовать свою христианскую веру с несторианским уклоном.

Тогда уже в Советской России оказалось около 30 тыс. ассирийцев, чаще всего, без документов. Большинство их жило в лагерях беженцев на юге России до 1920-х годов, а затем ассирийцы расселялись оттуда в Петроград, Москву, Ростов и на Кубань.

Третья волна пришла после Второй мировой войны, когда Москва безуспешно пыталась создать зависимое государство в Иранском Курдистане. Советские войска были выведены из Ирана в 1946 году и оставили ассирийцев, которые подверглись точно такому же геноциду, как и во время геноцида от турок, 30 лет назад. Опять же, многие ассирийцы нашли убежище в Советском Союзе.

С 1937 по 1959 год численность ассирийцев в СССР выросла на 587,3 %. В СССР в 30-е годы ассирийцы подверглись гонениям из-за религии и преследованиям религиозных и других лидеров.

В 1930-1940-е годы многие ассирийцы, особенно проживавшие в Грузии, и Азербайджане, подверглись репрессиям. Вторая волна репрессий против ассирийцев в СССР прошла в 1949-1950 годах. Ассирийский народ был обвинён в измене Родине, шпионаже и вредительстве. Ассирийцы подверглись высылке из Закавказья и Крыма в Сибирь. Также в Москве построили Ассирийскую церковь. По воспоминаниям друзей, художник Хнанья Бриндаров в 1950 году хотел издать книжку ассирийских сказок со своими иллюстрациями, и в издательстве ему сказали, что называть этот народ нельзя. Книжка вышла под названием «Охотник Харибу. Восточные сказки». По данным переписи населения 2002 года, на территории России проживало 13,6 тысячи ассирийцев, из них владеющих ассирийским языком 7762 человека.


.5 Численность ассирийцев на территории СССР (согласно переписи населения 1989 г.) и РФ (согласно переписи населения 2010 г.). Динамика населения


Численность ассирийцев на территории СССР согласно переписи населения 1989 г.:

  • Общая численность лиц данной национальности
  • 26 тыс. чел. - мужчины и женщины
  • Из них считают родным язык этой же национальности - 59,6 %
  • Из общей численности лиц данной национальности свободно

владеют вторым языком народов СССР:

1)русским - 43, 7%;

2)другими - 19,9%.

Численность ассирийцев на территории РФ согласно переписи населения 2010 г.:

  • Городское и сельское население:
  • 11084 чел. - мужчины и женщины. Из них мужчин 5534, в женщин 5550.
  • Городское население:
  • 8437 чел. - мужчины и женщины. Из их мужчин 4098, а женщин 4339.
  • Сельское население:

2647 чел. - мужчины и женщины. Из мужчин 1436, женщин 1211.

Динамика населения

В сравнении с данными численности населения 1989 г. В СССР численность ассирийцев, проживающих на территории РФ, сократилась больше, чем в 2 раза (на территории РФ представителей данной национальности меньше порядка 15-ти тыс. чел., чем в СССР). Причинами данного явления могут являться как смертность, так и миграция.

Также можно отметить, что более 60-ти процентов представителей данного этноса, проживавшего на территории СССР, считали язык данной национальности родным языком. Это свидетельствует не только о наличии, но и о силе национального самосознания среди ассирийцев.

Анализируя демографическую ситуацию согласно данным переписи населения 2010 года, стоит отметить, что женщины доминируют в отношении численности. Однако, наблюдая за положением статистики сельского населения, мы видим обратное явление - в деревнях и селах мужчин большинство.

Стоит также отметить, что большая часть ассирийцев проживает в городах.


Глава II. Развитие и жизнь ассирийских диаспор в условиях процесса глобализации


.1 Демографические тенденции в развитии диаспор


Для наглядного обозрения изменения в численности ассирийцев на территории той или иной страны, я решила создать диаграмму.


.2 Ассирийская Церковь Востока и проблема национальных меньшинств


Основателем Ассирийской Церкви Востока является апостол Фома. Именно с него и его проповеди в 35-37 гг. начинается история церкви. Позже, по преданию, в 54 г., в данной церкви проповедовал апостол Петр. Центром новой церкви стала община столицы Парфянской империи - Селевкии-Ктесифон. (ныне город Багдад). В 310 году ее епископ объединил общины по апостольскому образцу и, централизовав церковь и сосредоточив власть в своих руках, принял титул Католикос Востока. Из-за того, что главенствующей религией Парфии, а затем Персии, был зороастризм, правители подозрительно относились к христианам, видя в них сочувствующих своему главному врагу - Риму (позднее Византии). Поощряемые шахиншахами, народные массы время от времени устраивали христианам погромы.

В 410 г., на проходившем синоде церкви, католикосом был принят новый титул - Патриарх. На нем же были получены и одобрены решения Никейского Вселенского Собора и его символ веры. После поражения несториан в 431 году, преследуемые на западе, многие из них перебрались в Персию, они создали мощную теологическую школу в Эдессе. Ассирийская Церковь приняла символ веры, который проповедовался Несторием, отвергнув решение Халкидонского собора. Таким образом, Ассирийская Церковь обособилась от прочих христианских церквей.

В VII-XI вв. Ассирийская Церковь была самой обширной по территории христианской церковью. Ее посланники дошли до Китая и Монголии, куда первые принесли христианскую веру. В период расцвета насчитывалось более 300 епархий и 50 митрополий церкви. Значительным было ее влияние в Индии, где до XVI века существовала обширная община (которая была частично присоединена к католицизму португальцами).

Почти полностью церковь уничтожил Тамерлан. В результате этого холокоста, в 1450 году выбранный патриарх издал закон, по которому эта должность стала передаваться только в пределах его семьи (обычно должность патриарха наследовал его племянник, так как сам патриарх придерживался целибата).

В XVI веке в Османскую империю прибыли католические миссионеры. Первоначально они должны были проповедовать веру среди турок, но по исламским законам каждому отступнику от веры Аллаха грозила смерть, и поэтому миссионеры были вынуждены ограничиться деятельностью среди местных христиан. В 1551 г., после выбора очередного патриарха, часть влиятельных семей выбрала в качестве альтернативного патриарха Иоанна Сулаку, монаха из монастыря Раббан Хормизд. Новоизбранный патриарх совершил путешествие в Рим, и он, и его сторонники признали примат папы, создав таким образов ассирийскую униатскую Халдейскую Церковь Вавилона. В 1692, Халдейский патриарх Шимун XIII отказался от унии. Тем временем в 1607 г. Ассирийский патриарх Илия VIII перешел в унию, однако уже его преемники также отказались от нее. Таким образом, в 1692 г. стало два ассирийских патриарха. Один - Шимун находился в Азербайджане, а другой - Илия - в Элокше, недалеко от Мосула. В 1804 г. старшая линия Илии пресеклась, так как последний не имел племянника, который бы ему наследовал. Таким образом, линия Шимуна стала единоличной главой Ассирийской Церкви Востока.

Из-за гонений во время первой мировой войны многие из них переселились в США и Европу. В том числе и Патриарх, чьей резиденцией стал Сан-Франциско. В 1964 г. начались диспуты, вызванные решением Мар Шимуна о принятии Григорианского календаря. Кроме того, оппозиция была недовольна проживанием патриарха в США, они считали, что патриарх должен находиться в Ираке - рядом с верующими. Кроме того, недовольство вызывала и старинная традиция наследования престола. Оппозицию поддерживал Мар Фома Дармо, ассирийский митрополит Индии. В 1968 г. он приехал в Багдад и рукоположил трех епископов. Они собрали синод и выбрали Мар Фому патриархом, в противовес Шимуну. В следующем году Фома умер, и в 1970 его преемником стал Мар Адаи, митрополит Багдада. В 1975 г. церковь потрясло убийство патриарха Шимуна XXI. Линия наследования патриаршего титула прервалась. Новый патриарх Дынха IV перенес резиденцию в Чикаго. Однако раскол не прекратился. У патриарха Дынхи 11 епископов (400 тысяч верующих ассирийцев, из них в Ираке 58 тыс. и 100 тыс. верующих в Индии), у Адаи - 5 (около 100 тысяч верующих, из них в Ираке 23 тысячи). Последнее нестроение в Ассирийской церкви произошло в конце 2005 года, когда калифорнийский епископ Мар Баваи был уличен в переговорах с Римом о присоединении к католической церкви, после чего он был отстранен от управления епархией и извержен из сана. Однако Мар Баваи низвержения из сана не признал и начал судебную борьбу за приходское и епархиальное имущество. На сегодняшний день митрополитом Ассирийской Церкви Востока является Мар Дынха IV.

Ассирийцы, исповедующие христианство (каковых подавляющее большинство), проживая на территории мусульманских стран, которые являются их непосредственной исторической родиной, испытывают притеснения со стороны иноверцев. Так, рассматривая нынешнее положение ассирийцев в Ираке, я обратила внимание на последние события, произошедшие на территории государства.

На территории Иракской республики исламисты препятствуют христианам продавать свои дома. Как сообщает Iraq Press, в городе Мосул ассирийцы были вынуждены сотнями покинуть свои дома под давлением боевиков «Исламского государства Ирака и Шама». При этом, согласно AINA, христиане, которые хотят выехать за пределы государства, захваченной боевиками, не имеют возможности продавать свои дома. Исламисты убивают риелторов, которые имеют дело с христианами. Анонимный источник в Ниневии сообщило том, что в течение последнего года по выше указанной причине были убиты десять агентов недвижимости. Одним из последних убитых боевиками агентов стал владелец El Nour Realty Office в Мухандисине, который был похищен и впоследствии найден обезглавленным за попытку продать дом христианской семьи. Как известно, одна из ассирийских женщин, которой все же удалось продать дом в прошлом году, рассказала Iraq Press, что брокер, занимавшийся продажей, был впоследствии убит. Рашель Ишу, ассирийка, проживающая в Мосуле, обратилась за помощью к оперативному командованию шиитских сил безопасности в Ниневии с просьбой найти решение данной проблемы, затронувшей не только ее, но и порядка пяти тысяч христианских семей.

Данные проблемы ассирийские диаспоры испытывают постоянно.

Сколько кого сейчас на востоке.

Несмотря ни на что, Ассирийская Апостольская Церковь Востока продолжает существовать.

Епархии Ассирийской Церкви Востока

В настоящее время Ассирийская Церковь Востока имеет Епархий по всему миру, они расположены на территориях стран различных континентов. А именно, существует Епархия США, Патриаршая епархия Восточного США, Епархия Ливана, Епархия Сирии, Епархия всего Ирака и России, Епархия Духока и Северного Ирака, Епархия Ирана, Епархия Западного США, Епархия Западной Калифорнии, Епархия Австралии и Новой Зеландии, Епархия Европы, Епархия Канады, Индийская (Кочинская) епархия.

Официальный титул главенствующей личности - католикос-патриарх Святой Апостольской Католической Ассирийской Церкви Востока. Ныне это Мар Динха IV (Мар Динкха IV) (р. 1935), избранный в 1976 году. Резиденция патриарха расположена в Мортон-Гров, штат Иллинойс (США). Число верующих: по различным данным от 200 до 400 тысяч человек. Последователи Ассирийской Церкви Востока живут в Ираке, Сирии, Иране, США, Армении, Швеции, России и других странах.

Епархии Древней Ассирийской церкви востока (Мар Аддай II):

Существовала Епархия Багдада, Епархия Киркука, Епархия Ниневии, Епархия Сирии и Ливана, Епархия Запада США.

ноября 1994 года глава Ассирийской церкви Востока Map Динха IV и папа Иоанн-Павел II подписали в Ватикане «Совместную Христологическую Декларацию», где говорилось, что католики и ассирийцы «объединены ныне в общем исповедании Сына Божия». Была учреждена двусторонняя комиссия по богословскому диалогу, которая собирается ежегодно. Вследствие этого улучшились отношения Ассирийской церкви Востока и с ранее отколовшейся от нее Халдейской Католической Церковью. В ноябре 1996 года Map Динха IV и халдейский патриарх Рафаил I Бидавид встретились в Саутфилде, штат Мичиган, и подписали «Совместное патриаршье заявление», которое поручает обеим Церквям наладить совместную работу по воссоединению и закладывает основу сотрудничества в таких пасторских вопросах, как написание общего катехизиса, открытие семинарии в районе Чикаго-Детройта, сохранение арамейского языка и прочие общие пасторские программы для приходов и епархий во всем мире. 15 августа 1997 года два патриарха встретились в Розелле, штат Иллинойс, и приняли «Совместное синодальное постановление, способствующее соединению», которое подписали члены обоих Священных Синодов. Были подтверждены области пастырского сотрудничества, упомянутые в «Совместном патриаршем заявлении», указано, что ассирийцы и халдеи должны признать законность обрядов каждой Церкви, учреждена ассиро-халдейская «Смешанная комиссия воссоединения» и провозглашено, что каждая из сторон признает апостольское преемство, таинства и христианское свидетельство другой стороны. В постановлении особо выделены моменты, вызывающие озабоченность того или иного участника диалога. Так, обе Церкви хотели бы сохранить арамейский язык и культуру, но ассирийцы настаивают на сохранении своей независимости и самоуправления, а халдеи ратуют за полное общение с Римом. В середине 1997 года было объявлено, что Ассирийская Церковь Востока и Сирийская Православная Церковь готовы начать двусторонний богословский диалог. Во имя улучшения отношений с Ориентальными Православными Церквями Ассирийский Священный Синод в 1997 году решил удалить из богослужебных текстов анафемы, направленные против других Церквей.

Религия явилась важнейшим инструментом сохранения самобытности этноса. Именно христианство служило этноконсолидирующим фактором для ассирийцев, оно позволяло нации сохраниться в окружении зороастрийского, иудейского и мусульманского населения.


Глава III. Роль ассирийских диаспор в современном мире


Современные тенденции в диаспоре

Многие энтузиасты, всей душой стремящиеся сохранить родной язык и культуру, активно действуют, создавая различные движения, кружки, танцевальные коллективы и музыкальные группы. В Российской Федерации с 90-х гг. проводятся ежегодные народные гуляния в начале мая с песнями, танцами, футбольным турниром и многочисленными гостями из разных уголков нашей страны. Приезжают также ассирийцы, живущие в Крымском, Динском и Северском районах нашего края. Большую поддержку урмийцам оказывает Краснодарская краевая ассирийская ассоциация «Хаядта» (Возрождение) под руководством О.И. Георгизова.

Стоит отметить, что на сегодняшний день работа по изучению народов, проживающих в таком многонациональном государстве как Российская Федерация, представляется весьма важным аспектом в деле просвещения широких слоев общества, а также предотвращения национальной розни.

Молодежные движения

Организация «БНЕТА» - была основана 1 апреля 2012 года, по идее инициативной группы, которая сформировалась в течении многолетнего опыта работы, а также из числа лиц, которые ранее работали в других организациях. Если отследить поимённо, то это: Шауль Биджамов, Юрий Шимко, Георгий Слывус, Далила Биджамова, Семирамида Данилова,Анна Мурадова, Лена Гусева, Роман Бакоза, Иосиф Зайя и Эдгар Битбунов.

Основной целью создания организации является объединение профессионалов, работающих в области исследования ассирийской культуры, языка, истории, традиций, защиты прав и свобод человека.

Организация объединяет профессионалов различных сфер, к примеру, в данной организации состоят юристы, психологи, экономисты, финансисты, востоковеды, языковеды, историки, социологи и др.

Президентом Региональной Общественной Культурно-Просветительской Организации Ассирийцев под названием «БНЕТА», является Эдгар Битбунов.

Целями «БНЕТА», являются:

1.Повышение уровня активного участия ассирийской молодежи в развитии и популяризации ассирийской культуры, языка, традиций, защита позиций миротворчества и толерантности;

2.Укрепление гражданских процессов интеграции и межкультурного диалога;

.Развитие высоконравственного общества, а также закладка основ ассирийского неправительственного сектора в РФ, в особенности в тех направлениях и сферах, где они слабо развиты и нуждаются в серьёзном анализе и институциональном подходе разрешения проблем.

За два года деятельности сотрудниками Региональной Общественной культурно-просветительской организации ассирийцев «БНЕТА» накоплен значительный опыт работы. Собственными силами, а также в партнёрстве с другими организациями, «БНЕТА» осуществила целый ряд образовательных проектов и культурных мероприятий.

Основными задачами, стоящими перед организацией сегодня, являются:

1.Способствование развитию и популяризации ассирийской культуры, традиций и самобытности;

2.Способствование изучению и популяризации ассирийского языка, истории Ассирии;

.Борьба против дискриминации личности по национальному и религиозному признаку;

.Развитие международных связей;

.Создание условий для повышения уровня образования в среде ассирийской молодёжи;

.Осуществление ряда мер по овладению традиционными профессиями;

.Участие в многочисленных программах, тренингах, семинарах, которые способствуют развитию гражданского общества, семьи и государства;

.Проведение научно-исследовательских работ по изучению ассирийской истории и языка, а также анализ социального и психологического состояния населения;

.Проведение конференций, семинаров, круглых столов, форумов по вопросам исторического, культурного, социологического характера, как на местном, так и на международном уровне.

Региональная Общественная Культурно-Просветительская Организация Ассирийцев «БНЕТА» осуществляет плановую работу и имеет партнёрские связи с ассирийскими организациями, как в стране, так и за рубежом. Мы готовы сотрудничать со всеми организациями, как в Российской Федерации, так и за её пределами, разделяющими наши взгляды. Главной задачей и целью организации является восстановление Ассирийской государственности и возрождения величия и процветания ассирийского народа.

Неправительственные организации

Среди неправительственных организаций, созданных ассирийцами на территории Российской Федерации, в городе Москве имеются такие Региональные национальные организации как:

1.Региональная НКА ассирийцев г. Москвы, председателем которой является Иосиф Юрьевич Зая;

2.РОО сохранения культурных традиций и национальных интересов ассирийцев «Хаядта», председателем правления которой является Сергей Лазаревич Мирза.

.Общественная организация ассирийцев г. Казани, председателем которого является Арсен Владимирович Савва.

Общественная Организация ассирийцев г. Казани возникла в 1997 г. В сентябре 1997 г. прошло учредительное собрание, и уже в марте 1998 г. организация была зарегистрирована.

С января 1997 г. в Казани издается Ежеквартальный Независимый Бюллетень ассирийцев Татарстана с одноименным названием «Бара».

За годы работы организации ею уже достигнуты определенные результаты по возрождению и сохранению ассирийской культуры и языка в среде ассирийцев Татарстана: открыто ассирийское отделение в Казанской воскресной многонациональной школе, где казанские ассирийцы изучают свой язык, историю, фольклор и танцы, создан танцевальный коллектив «Хыдьюта» (с ассирийского языка слово переводится как «радость»).

Данная организация входит в состав Ассоциации Национально-Культурных Организаций Республики Татарстан.

Важным для меня представляется то, что организацией возрождаются традиции ассирийцев: отмечается ассирийский традиционный праздник Хаб-Ниссан (Новый Год, который отмечается 1-го апреля), вместе с ассирийцами всего мира члены организации скорбят 7-го августа, отмечая день геноцида ассирийского народа. Справляются и многочисленные конфессиональные праздники.

Также на территории города Казань существует еще одна ассирийская организация. Компания Общественной организации ассирийцев г. Казани «БАРА» ("СВЕТ") осуществляет следующие виды деятельности (в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при регистрации). Виды ее деятельности таковы:

1.Деятельность общественных объединений;

2.Деятельность коммерческих, предпринимательских и профессиональных организаций;

.Деятельность профессиональных организаций;

.Рекламная деятельность (представительские функции и сопутствующая деятельность);

.Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации;

.Предоставление прочих видов услуг и др.

Организация входит во Всемирный альянс ассирийцев, Его генеральный секретарь, бывший американский сенатор от штата Иллинойс Джон Нимрод недавно посетил с визитом Грузию. Активно работает в Альянсе и конгрессмен от штата Калифорния Анна Ишо. Недавно в Испании прошел 33-й съезд этого объединения.

Сейчас во всем мире идет консолидация ассирийского народа. Поэтому главные текущие задачи - изучение языка, традиций и истории. Об этом много говорили на съезде в Испании. Но в исторической перспективе главная наша цель - возвращение ассирийцев на историческую родину.

Сегодня правительство, решая проблемы живущих в Татарстане народов, предоставляет огромные возможности для возрождения ассирийской культуры и языка. Лично президент неоднократно удовлетворял просьбы ассирийцев, указывая на необходимость сохранения этого этнического «меньшинства» и его культуры, чем снискал огромный авторитет и уважение в диаспоре ассирийцев Республики Татарстан и среди ассирийцев всей Российской Федерации, с которыми ассирийцы Татарстана общаются.

С января 1997 года В Казани издаётся Ежеквартальный Независимый Бюллетень Ассирийцев Татарстана «Бара» («Свет»), с сентября 1997 г., открыта воскресная школа по изучению ассирийского языка, культуры и истории. В марте 1998 г. зарегистрирована Ассирийская Общественная Организация г. Казани, которая входит в Ассоциацию Национально-Культурных Обществ Республики Татарстан. Всё это ставит ассирийцев в Татарстане на равный уровень положения ассирийцев в других республиках бывшего СССР. К примеру в Москве с конца 80-х гг. существуют три ассирийских организации «ЛАРОС», «Хаядта», «Всероссийский Ассирийский Конгресс», На радио «Москва» существует «Ассирийский отдел» («Кала д-Атураи»), вещающий на весь мир; издаются «Ассирийская газета», Бюллетень «Милта» («Слово»), строится ассирийский храм, в котором ведётся служба Восточной Ассирийской Церкви. Равняясь на Москву с начала 90-х гг. существуют организации ассирийцев в Грузии, Казахстане, Украине, Армении и других республиках.

Ветер перемен для ассирийцев Татарстана, на который они возлагают большие надежды по возрождению своей нации, является долгожданным. Ассирийцы живут в нашей республике с 1918 года и во весь голос заявляют о себе, как о полноправной нации, живущей среди других братских народов в Республике Татарстан - своей Родине.


Заключение


Подводя итог анализируемого исследования, я считаю нужным отметить, что важнейшим фактором существования и развития ассирийских автономий и диаспор является их стремление к поддержанию своей национальной самобытности и культуры, следование обычаям предков на бытовом и других уровнях жизни, а также яркое этническое самоопределение и самосознание.

Так, еще одно немаловажное значение имеют то, что

В настоящее время бурно развивается деятельность по привлечению людей и пробуждению их интереса к национальной принадлежности. Данный процесс объясняется стремлением подчеркнуть свои четкие позиции в надежде на возможную перспективу появления государства.


Список использованных источников и литературы

ассирийская диаспора национальный этнический

1.Дятлов В. Диаспора: попытка определиться в понятиях // Диаспоры, 1999. № 1

.Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. М., 1990. С. 54 - 60

.Иваненко И.Т. Межнациональные отношения: Термины и определения. Киев, 1991. С. 25; Иларионова Т.С. Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры). М., 1994. С. 18

.Дятлов В. Диаспора: экспансия термина в общественную практику современной России// Диаспоры. 2004. № 3

.Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Социологические исследования. 1992. № 1. С. 52

.Фурман Д. Армянское национальное движение: История и психология // Свободная мысль. 1992. № 16. С. 22 - 23

.Ананян Ж., Хачатурян В. Армянские общины в Росси. Ереван, 1993. С. 15 - 17

.Милитарев А. О содержании термина «диаспора» (к разработке дефиниции) // Диаспоры. 1999. N 1

.Соколовский С.В. Русскость: исторические, географические и социальные измерения // Русские в ближнем зарубежье. М., 1994. С. 78 - 79; Этносоциальные проблемы города. Л., 1980. С. 154 - 155

.Козлов В.И. Диаспора// Свод этнографических понятий и терминов. М., 1986

.Дятлов В. Диаспора: экспансия термина в общественную практику современной России// Диаспоры, 2004. № 3

.Попков В.Д. Феномен этнических диаспор. М.: ИС РАН, 2003

.Левин З.И. Менталитет диаспоры М.: ИВ РАН «КРАФТ+», 2001

.Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования // Социологические исследования, 2004. №3

.Национальные диаспоры в России и за рубежом в XIX-XX вв. Сб. ст. Под ред. Ю.А. Полякова и Г.Я. Тарле. - М.: ИРИ РАН, 2001

.Albert Habib Hourani, Minorities in the Arab World, London, Oxford University Press, 1947, p. 76

.Вартанов, Ассирийцы в Сибири: Воспоминания, «Дружба народов», 2001

.Iran A Country Study By Federal Research Division - Page 128 (Перепись 1976 года)

.Российский исторический журнал «Родина» 2006 г.-№ 8 к.и.н В.Эрлихман, «Непокоренные»

.#"justify">.Курды-езиды и ассирийцы Грузии: Проблемы диаспор и возможность интеграции в современное общество

.#"justify">.Сайт ассирийского академического общества

.#"justify">.Assyrian American National Federation

.#"justify">.Савва М. В., Бойцов В. В., И. В. Кузнецов, Кузнецова Р. Ш. Ассирийцы Краснодарского края/Сборник методических материалов. ЮПРРЦ

.#"justify">.Assyrian International News Agency

.#"justify">.Святая Апостольская Соборная Ассирийская Церковь Востока - Сайт Московской Церковной Общины

.#"justify">.Атраньюс - сайт русскоязычных ассирийцев

.#"justify">.Сайт новостей ассирийских диаспор

.#"justify">.2006 Census Table: Australia

.#"justify">.Сайт Организации Объединенных Наций, Статистический раздел

.#"justify">.Савва А. В. Вестник АНКО. 1999, № 1 Наследники великих предков // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://assyria.narod.ru/predok.html


Теги: Современная ассирийская диаспора  Курсовая работа (теория)  Культурология
Просмотров: 34553
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Современная ассирийская диаспора
Назад