"Внутренний человек" в психологическом учении Августина


"Внутренний человек" в психологическом учении Августина


Ф.В. Петров

Представление о том, что женщина в ее телесной данности уступает мужчине, было традиционным для античных и христианских авторов. Однако в христианском богословии было разработано учение о том, что человек несет в себе образ Божий; при этом образ Божий в человеке связывался не с его телесностью, а только с внутренним человеком, т.е. с его разумной душой. В этом смысле к душе как образу Бога не должно было бы применяться разделение на "мужское" и "женское". Однако в сочинениях Августина можно обнаружить места, где такое разделение имеет место. В целом общая идея Августина состоит в том, что когда душа обращена вниз, к материальному, это ассоциируется с "женским" началом, а когда в ней преобладает разум и она устремляется вверх, к Богу, в ней проявляется "мужское" начало.

В настоящей статье рассматривается один из аспектов психологического учения Августина, а именно то, как он говорит о "внутреннем человеке", т.е. о "мужском" и "женском" применительно к душе.

Разъясняя слова Книги "Бытия" о том, что Бог создал человека по своему образу и подобию (De Gen. III, [19]; De Gen. imp.), Августин традиционно соотносил образ Божий с душой человека (Soliloq. I, 1).

Во фрагменте (64) трактата "О восьмидесяти трех различных вопросах" (PL 40, col.11 - 100) Августин применяет категории "мужского" и "женского" к душе в ходе истолкования евангельской притчи о женщине-самарянке (Ин 4: 7-42).

Сюжет евангельской истории таков. Христос по пути из Иудеи в Галилею через Самарию, жители которой враждовали с иудеями, подойдя к колодцу, попросил напиться у женщины-самарянки. Та ответила ему: "Как ты, будучи иудеем, просишь пить у меня, самарянки?". Христос ответил притчей, сказав, что помимо простой воды, утоляющей телесную жажду, есть вода, утоляющая духовную жажду, под которой он подразумевал свое учение. Женщина не смогла понять смысла его слов и стала просить Христа дать ей простой воды, не понимая, что Христос зовет ее к духовному преображению. На просьбу Христа призвать мужа своего и вновь прийти сюда, женщина отвечала, что у нее нет мужа. Христос одобрил ее признание такими словами: "Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе.". Женщина, удивившись тому, что путник знает подробности ее личной жизни, стала спрашивать Христа о вопросах духовной жизни, о Боге и о том, где ему молиться. Поверив в то, что перед ней Мессия, она побежала в город рассказать людям о своей встрече с ним, неся вместо обычной воды "воду живую", т.е. веру.

Августин полагает (De div. quaest.64,7), что под "пятью мужами" женщины-самарянки следует понимать пять телесных чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание) , которые вполне естественны, а значит "законны" (id est mariti, tamquam legitimi), особенно в детстве. Действительно, ребенок руководствуется почти исключительно ими, но это правило не должно распространяться на взрослого человека, который, в отличие от младенца, способен пользоваться разумом и должен это делать. Согласно Августину, когда Христос в Писании приказал женщине - самарянке призвать своего мужа, он имел в виду, что она должна воспользоваться духом понимания (spiritus intelligentiae), т.е. разумом, который есть "законный муж" каждой души взрослого человека. Все люди со временем достигают возраста, когда надлежит пользоваться разумом. Если же к тому времени человек сумеет познать Истину, то он будет в меньшей степени полагаться на свои плотские чувства. Такой человек будет обладать "свойственным законному мужу" spiritus intelligentiae, посредством которого он будет управлять своими чувствами. Если душа такого человека не подвластна плотским чувствам, то она получает божественный разум как своего законного супруга.

Августин полагает, что когда женщине-самарянке было приказано Богом призвать своего мужа, это означает, что она должна была обратиться к собственному разуму так, чтобы ее душа смогла достичь уровня размышления о божественной Истине или идеях, которые, согласно Августину (De div. quaest.46), пребывают в уме Бога. Таким образом, не умеющая пользоваться рассуждением душа, обращенная к материальному, соотносится Августином с "женским" началом, а душа, в которой пробудился разум и которая подняла взор к идеям и Богу, соотносится с "мужским" началом.

Христос, являющийся вечной Истиной (которая, согласно тяготеющему к христианскому платонизму Августину, тождественна идеям), есть основа разума человеческого существа и его истинный и законный супруг.

Напротив, если душа человека, находящегося в том возрасте, когда он способен обращаться к разуму (capax rationis), не стремится к вечной Истине, то она, охваченная плотскими чувствами, попадает под влияние дьявола, действующего так, как если бы не было никакого разума вообще (tamquam intellectu absente) . В этом случае, если разумная часть души (или разумный [rationalis] ум) не соприкасается с Истиной, душа вовсе теряет силу ума, который должен контролировать более слабые ее части.

Из сказанного становится ясно, что в представлении Августина разумный (rationalis) ум в своем действии зависит исключительно от нахождения в постоянном контакте с вечной Истиной.

В сочинении "О Книге Бытия" (De Gen. III,20 [30] [4, c.380]) Августин пишет:

"образ Божий, по которому сотворен человек, заключается в том, что человек превосходит неразумных животных. А это называется умом, или разумом, или сознанием, или иным каким, более подходящим именем".

Отсюда можно заключить, что Августин связывает образ Божий в человеке с его душой. Также в этом трактате Августин отмечает, что хотя женщина, как и мужчина, является образом Бога, между ними должны быть различия в отношении разумного ума (De Gen. III, 22 [34] [4, c.382-383]):

"хотя и высказывается весьма утонченное соображение, что сам ум, в котором человек сотворен по образу Божию, то есть некая разумная жизнь, соответствует, с одной стороны, к истине вечного созерцания, а с другой - к управлению временными предметами и, таким образом, человек является как бы одновременно мужчиной и женщиной, ибо в первом случае ум есть сила совещательная, а во втором - исполнительная; однако при подобном разграничении образом Божиим была бы, строго говоря, только та сторона ума, которая имела бы отношение к созерцанию непреложной истины".

Возможно, Августин полагает, что женщина, хотя ее разумение уступает мужскому (ей всегда требуется совет высшего мужского ума), была сотворена по образу Божьему в том, что касается высшей части ее души, и эта часть души (mens) является истинным и подлинным образом Бога в душе у обоих полов.

В отношении вопроса о том, имеет ли женщина сама по себе образ Божий, важно обратить внимание на пассаж из трактата "О Троице" (XII,

7[10]), где Августин пишет, что женщины обретают образ Божий только тогда, когда они рассматриваются вместе с мужчинами:

"жена вместе со своим мужем есть образ Божий так, что вся эта человеческая природа (substantia) в целом есть единый образ Божий; [и оттого, что], когда жена рассматривается как помощник, каковое определение относится лишь к ней одной, она не есть образ Божий, хотя муж, рассматриваемый в том, что относится только к нему, есть образ Божий, столь же полный и цельный, сколь и тогда, когда жена соединяется с ним в одно".

Августин приходит к такому выводу, следуя апостолу Павлу, который говорил, что мужчинам запрещено покрывать свои головы по причине того, что они суть отражение Бога, а женщины должны покрывать головы, так как они всего лишь отражения мужчин (I Кор 11: 7).

Таким образом, на уровне телесности "женщина" (femina, mulier) не причастна образу (imago) Божьему, но женщина как "человек" (homo) причастна.

внутренний человек душа августин

Список литературы


1.Августин. Монологи // Блаженный Августин. Творения.Т. I: Об истинной религии / сост.С.И. Ереемеев. - СПб.; Киев: Алетейя - УЦИММ-Пресс, 1998.

2.Августин. О бессмертии души // Блаженный Августин. Творения.Т. I: Об истинной религии / сост., подг. текста С.И. Ереемева. - СПб.; Киев: Алетейя - УЦИММ-Пресс, 1998.

.Августин. О восьмидесяти трех различных вопросах / пер.Д. Смирнова // Блаженный Августин. Трактаты о различных вопросах. - М.: Империум - Пресс, 2005.

.Августин. О книге Бытия // Блаженный Августин. Творения.Т. II: Теологические трактаты / сост.С.И. Ереемеев. - СПб.; Киев: Алетейя - УЦИММ - Пресс, 1998.

5.Августин. О книге Бытия буквально. Книга неоконченная. - URL: http://aleteia. narod.ru/august/genes/ <http://aleteia.narod.ru/august/genes/> genes0. htm (март, 2011).

.Августин. О количестве души // Блаженный Августин. Творения.Т. I:

7.Обистинной религии / сост. С.И. Ереемеев. - СПб.; Киев: Алетейя - УЦИММ-Пресс, 1998.

.Августин. О порядке // Блаженный Августин. Творения.Т. I: Об истинной религии / сост. С.И. Ереемеев. - СПб.; Киев: Алетейя - УЦИММ-Пресс, 1998.

.Августин. О страхе Божием // ПроповЪди блажентаго Августина / пер. с лат. прот. Дм. Садовского. - Серпевъ Посадъ: Типографія Св. - Тр. Серпевы Лавры, 1913.

10.Августин Аврелий. О Троице / пер. с лат.А. А. Тащиана. - Краснодар: Глагол, 2004.

.Аврелий Августин. Исповедь / пер. М.Е. Сергеенко // Аврелий Августин. Исповедь. - М.: RENAISSANCE, 1991.

12.Аврелий Августин. О блаженной жизни // Аврелий Августин. Творения. - СПб.: Алетейя, 1998.

13.Августин. О восьмидесяти трех различных вопросах / пер.Д. Смирнова // Блаженный Августин. Трактаты о различных вопросах: богословие, экзегетика, этика. - М.: Империум-Пресс, 2005.

.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета в русском переводе с приложениями. - Брюссель, 1973.

.Блаженный Августин. О Граде Божием в 22 книгах.Т. I - IV. - М, 1994 (репринт. Киев, 1905-1910).

16.Блаженный Августин. Против академиков / Пер. и комменТ.о.В. Головой. - М.: ГЛК, 1999.

.Григорий Нисский. О жизни Моисея или о совершенстве в добродетели. Ч.2: Взгляд на жизнь Моисееву // Антология. Восточные отцы и учители церкви IV века.Т. II. / сост. Иеромонах Иларион (Алфеев). - Долгопрудный: Изд-во МФТИ, 1999.

.Платон. Пир / пер. С.К. Апта // Платон. Собр. соч.: в 4 т. Т.2. - М.: Мысль, 1990-1994.

.Смирнов Д. Предисловие // Блаженный Августин. Трактаты о различных вопросах. Богословие, экзегетика, этика. - М.: Империум Пресс, 2005.

.Степанцов С.А., Фокин А.Р. Августин Аврелий // Православная энциклопедия. Т.1. - М.: Церковно-научный центр, 2001.

21.Столяров А.А. Августин Аврелий. Жизнь, учение и его судьбы // Аврелий Августин. Исповедь. - М.: Ренессанс, 1991.

.Augustines Works (Dates and Explanations) // Augustine through the Ages / Ed. A. D. Fitzgerald. - Cambridge, 1999.

.ODaly, G. Augustines Philosophy of Mind. - London, 1987.

.Matter E. A. Augustine on Women // Augustine through the Ages / Ed. A. D. Fitzgerald. - Cambridge, 1999.

.Matter E. Arist, God and woman in the thought of St. Augustine // Augustine and his Critics / Ed. R. Dodaro, G. Lawless. - London - New York, 2005 (12000).

.Wolfskeel С. W. Some remarks with regard to Augustines conception of man as the image of God // Vigiliae Christianae. - 1976. - № 30.


Теги: "Внутренний человек" в психологическом учении Августина  Реферат  Культурология
Просмотров: 23851
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: "Внутренний человек" в психологическом учении Августина
Назад