Пермская деревянная скульптура


Пермская деревянная скульптура


Содержание

пермская деревянная скульптура

Введение

Глава 1. Основные особенности Пермской деревянной скульптуры

.1 История христианизации Пермского края

.2 Особенности Пермской деревянной скульптуры

Глава 2. Туристские ресурсы

2.1 Основные особенности туристских ресурсов

.2 Туристские ресурсы Перми и Пермского края

Глава 3. Развитие туризма в Перми и Пермской художественной галереи

.1 Туристская привлекательность Перми

.2 Перспективы развития Пермской художественной галереи

Заключение

Список используемой литературы

Приложение


Введение


Пермь - это место, где существовала древняя очень мощная универсальная культура, где возник удивительный пермский стиль, где совершенно неожиданное скрещение православия, буддизма, язычества, и как результат - пермская деревянная скульптура, совершенно уникальное явление.

Актуальность этой темы в том, что живые неутраченные традиции фундаментальной культуры и то, что было заложено в средние века, первом тысячелетии - здесь это не утрачено. Важно, когда человек сохраняет свою память - дети должны сохранить память своих отцов, дедов и если это хранится, тогда и возникает будущее. Здесь люди думают о прошлом и это замечательно. Когда люди животворно думают о прошлом, оплодотворяют прошлое сегодняшней мыслью, тогда и есть будущее и у региона, и у нации, и у культуры.

«Открывателем» Пермской скульптуры называют Н. Н. Серебренникова, который с 1923 по 1926 года организовал шесть экспедиций по сбору памятников искусства и старины. Большую часть коллекции составляют скульптуры, найденные в сельских храмах севера Пермской области. В 1925 г. в экспедиции участвовал И. Э. Грабарь, первым из крупных художников и искусствоведов оценивший значение и культурную ценность находок.

Объектом данного исследования являются основные особенности формирования Пермской деревянной скульптуры и перспективы развития Пермской художественной галереи.

Предметом данного исследования является туристский потенциал Перми и посещаемость Пермской художественной галереи, развитие Пермской деревянной скульптуры.

Цель данного исследования: рассмотреть основные особенности Пермской деревянной скульптуры.

Задачи данного исследования:

1.Проанализировать историю христианизации Пермского края;

2. Рассмотреть особенности Пермской деревянной скульптуры;

. Выявить туристские ресурсы Перми;

.Рассмотреть туристскую привлекательность Пермской художественной галереи;

.Выявить перспективы развития туризма в Пермской художественной галереи.

В исследовательской работе было использовано 11 источников. Наиболее значимые из них: Т.Н. Третьякова «Историко-культурное наследие региона», «Уральская историческая энциклопедия», учебник М.Б. Биржакова «Введение в туризм» и Г.К. Вагнер «Скульптура Древней Руси».

В «Уральской исторической энциклопедии» описаны основные этапы исторического развития Перми и его основные направления в индустрии. Учебник Третьяковой содержит в себе информацию об основных особенностях Пермской деревянной скульптуры и история христианизации Пермского края. В учебнике Биржакова «Введение в туризм», рассмотрены все основные особенности туристских ресурсов. В электронной книге Г.К. Вагнера «Скульптура Древней Руси» описаны особенности Пермской деревянной скульптуры.


Глава 1 Основные особенности Пермской деревянной скульптуры


.1 История христианизации Пермского края


История религий Пермского края интересна и удивительна. В определённое время религию народов древнего Пермского края можно назвать троеверием. Когда по территории государства Российского стало распространяться христианство, многие коми-пермяки не спешили его принимать. Они очень терпимо относились к новой религии, её богам и предметам культа. А сами были приверженцами сначала древнего язычества, поклоняясь зверям, птицам и явлениям природы. Люди создавали тотемные фигурки животных: считалось, что каждый человек имеет связь с каким-либо животным, обращались к нему, просили помощи и удачной охоты. Особенно популярны были фигурки лося, медведя, птиц. Многие из них сохранились и до наших дней. Археологи выделяют их в особый культурный слой - пермский звериный стиль <#"justify">Дело в том, что канонически церковью строго запрещалось объемное (трехмерное) изображение Христа. В 1722 и 1767 годах Святейший синод строжайше запретил объемное изображение Иисуса - разрешалось только иконическое «плоское». В истории России были два факта объемного изображения фигуры и лица Иисуса Христа. Т.е. в двух случаях были сделаны исключения: первый - на саркофаге со святыми мощами в Киево-Печерской лавре, а второй на Северном Урале!

Надо оговориться, что церковники разрешили вырезать из дерева не самого Христа, а только святых, но до наших времен уцелели и христовы скульптуры. Уникально в этих фигурах все: техника исполнения, позы, сюжеты, а главное лицо Христа. Дело в том, что коренным населением Северного Урала были коми-пермяки и ханты-манси (вогулы), а они относятся к азиатскому типу с характерными чертами лица.

Наверное, мастера тоже были представителями местного населения, т.к. черты лица Иисуса явно азиатские. До сих пор в г. Чердыни, в музее истории религии и веры можно увидеть Христа с ярко выраженными азиатскими скулами и глазами!

Однако пермяки по-прежнему сохраняли свою приверженность язычеству. Тогда православная церковь была вынуждена разрешить населению изображать христианских святых в виде статуй, вырезанных из дерева. Таким образом, появилась пермская деревянная скульптура <#"justify">.2 Особенности Пермской деревянной скульптуры


Коллекция Пермской государственной художественной галереи, насчитывающая 350 инвентарных номеров, скомплектована сотрудниками галереи за 60 лет. Наиболее активно сбор памятников шел в довоенный период. Только с 1923 по 1926 год Н.Н. Серебренников и А.К. Сыропятов (первый директор галереи) по труднейшим маршрутам провели шесть экспедиций. Было приобретено 412 отдельных фигур. В последующие годы коллекция пополнилась еще на одну треть.

Заслуги Н.Н. Серебренникова, собирателя и исследователя пермской деревянной скульптуры, неоценимы.

Большинство скульптур было найдено на территории Верхнекамья. С юга Пермской области привезены лишь отдельные образцы. Обстоятельство связано, очевидно, с более ранним освоением севера русскими поселенцами, с более ранним укоренением здесь русской культуры. Самые древние из сохранившихся произведений датируются концом XVII - началом XVIII столетия. Это время расцвета прикамской архитектуры, начало интенсивного каменного строительства. В конце XVII века создаются городские ансамбли Чердыни, Соликамска, Кунгура, строятся замечательные по красоте и убранству церковные здания.

Эволюция стилей пермской скульптуры чутко отражает историческое развитие края. Произведения начала XVIII века - «Параскева Пятница» из села Ныроб, «Никола Можайский» из села Покча, «Распятие» из города Соликамска - и по форме, и по сюжетам связаны с традициями древнерусской резьбы. Композиции этих скульптур фронтальны и симметричны, объемы предельно обобщены, многослойная роспись обладает иконописной структурой. Технология изготовления скульптуры также напоминает иконную. Из древесных пород мастера предпочитали сосну и липу. Дерево они обрабатывали с помощью топора и ножа. В XVIII веке употреблялись также тесла, долота, стамески, пилы, буравы, струги и дорожники. Для росписи на поверхность дерева наносился левкас (меловой грунт). Роспись производилась яичной темперой, нередко дополняясь позолотой (листовым или «твореным» золотом) и серебрением. В XIX веке скульптуры начали расписывать масляной краской.

Грандиозное произведение барочной резьбы - иконостас первой половины XVIII века из Пыскорского монастыря <#"justify">Статуи Николы из с. Дубровское и Параскевы Пятницы из с. Ныроб выполнены именно в древнерусских традициях. Обе они прямы, неподвижны. Главенствует в них не объем, а плоскость. Точка зрения предполагается одна, фронтальная. И это главное, принципиальное отличие их от классических европейских скульптур, которые всегда раскрываются во множестве точек зрения, при круговом обходе.

Но именно эта скованность, обобщенность ранних пермских скульптур делает их особенно выразительными. Здесь действует своеобразный закон сохранения энергии - внешняя неподвижность и прямизна таят в себе огромную духовную мощь. Вот почему особое впечатление производят в такой скульптуре каждый намек на движение, каждый изгиб формы или, в особенности, огромные выразительные глаза, словно проникающие в глубину души. «Ревнители натуралистического понимания формы, вероятно, найдут в предельно обобщенной фигуре Параскевы безжизненность, но она - сама жизнь, взятая не в отдельном преходящем моменте, а в вечности, - пишет Г.К. Вагнер. - Только большие и чуждые мелочности чувства, прошедшие к тому же через горнило самых тяжелых испытаний, могли создать такой величественный и нежный, внутренне напряженный и чистый образ»[2, с.255].

Скульптура Николы Можайского из Покчи, подтверждает длительную актуальность древнерусских канонов, выделяется высокой одухотворенностью. Незыблемость фигуры-столпа кажется следствием не физической силы, а огромного духовного превосходства. Меч и «град» в тонких руках святого имеют чисто символическое значение. Образ окрашивается не в «воинственные», а в «учительные» тона, что подчеркивает и особенность темной монашески-сдержанной росписи с преобладанием холодных цветовых оттенков.

Скульптура Параскевы Пятницы - единственная в коллекции. Фигура самой Параскевы выполнялась в начале ХVIII века. Несмотря на небольшие размеры и укороченные пропорции, она производит монументальное впечатление. Небольшие фигуры предстоящих Екатерины и Варвары добавлены через несколько десятилетий. Еще позднее вся композиция была перемонтирована и размещена на другой доске. Так изменялись и другие скульптуры, нередко «поновляемые» двумя-тремя слоями поздней, часто масляной, краски. Многие скульптуры включая и «Параскеву», помещали в киоты с расписными створками. Сейчас почти все киоты утеряны.

Одним из уникальных произведений древнерусской пластики является рельеф «Собор архангелов» из с. Губдор, представляющий собой довольно высокий «вынесенный» рельеф с трехчастной композицией, как бы замкнутой в круг плавными взмахами архангельских крыльев. Удивительна гармония колорита, основанная на сочетании синего и оранжевого цветов. Крупные цветовые пятна точно выделяют узлы композиции и вторят «обтекаемым» формам рельефа. Светло-коричневые оттенки кудрявых волос, легкая подрумянка ликов, тонкие «летучие» пробела дополняют и чуть приглушают основной цветовой контраст, столь характерный для северной иконописи, начиная с устюжского «Собора архангелов» ХIII столетия.

Центральным образом пермской - да и всей русской деревянной скульптуры - может считаться образ Христа, причем Христа страдающего - распятого или истязаемого в темнице. Распятия очень разнообразны по типу, стилю, манере резьбы. Распятие из северного города Соликамска - образец классической древнерусской резьбы, уходящей своими корнями в домонгольское время.

Огромное «Распятие» из г. Усолья сразу поражает размерами и, конечно, необыкновенной реалистичностью исполнения. Если распятия древнерусской традиции всегда ориентированы на плоскость, то усольское распятие может вполне считаться круглой скульптурой. Своей тяжестью и массивностью и, вместе с тем, отличной проработанностью всех деталей и форм это распятие близко европейской возрожденческой пластике. Его пластика означает начальную стадию традиции так называемого «стихийного реализма», распространившегося по всей России во второй половине ХVIII - первой половине ХIХ века. «Поклонный крест» из с. Вильгорт обладает совершенно иным выразительным строем. Художник представляет распятого Христа маленьким неказистым мужичком с печальным выражением большеносого неправильного лица. Почти вдавленное в крест тело кажется совершенно бесплотным - огромная голова обретает самостоятельное значение и становится своеобразным центром композиции, включающей Саваофа, Св. Духа в виде белого голубя в медальоне, маленьких ангелочков, слетающих к распятию и утирающих слезы платками. Очевидно, это первое изображение в пермской скульптуре, выполненное в духе примитивизма.

Земной страдальческий путь Христа и его ближайших последователей когда-то вдохновили мастеров разных стран, разных школ и разных воззрений на создание скульптур мирового значения. Здесь особенно очевидна эта общность творческого порыва, искренность и человечность художественных исканий[3, с.210-215].

Таким образом, уральские мастера вложили в пермскую деревянную скульптуру всю свою душу, профессиональное мастерство, свои самые сокровенные мысли и чувства. Поэтому шедевры пермской деревянной резьбы отличаются человечностью и обаянием, глубинными чертами самобытной культуры Северного Урала.

Глава 2. Туристские ресурсы


.1 Основные особенности туристских ресурсов


Ресурсы - это то, что нас окружает в мире - материальные объекты природного или рукотворного происхождения, природные, техногенные, общественные и социально - экономические явления. Ресурсы, доступные туристам, а также и иным потребителям, и вызывающие у них прямо и опосредованно интерес, - туристские ресурсы. Туризм основан на целевом и разумном использовании туристских ресурсов.

Там, где нет каких - либо туристских ресурсов, туризм не возможен, быть в принципе.

Некоторые ресурсы и объекты приобретают статус национального символа или святыни, природного или культурного наследия, и тогда к ним устремляется неиссякаемый поток поклонником и интересантов.

Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.

Экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика.

Туристические ресурсы существуют вне связи с туристами как таковыми, а могут успешно использоваться и другими категориями потребителей, не теряя при этом своих туристских свойств.

Ресурсы приобретают туристские свойства только в совокупности прямо или опосредованно с туристскими услугами, которые предоставляет туристская индустрия. Важным критерием является показатель доступности туристских ресурсов.

Туристский интерес - перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и (или) потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной, априори частично известной, туристской услуге (работе), туристском товаре и туристском продукте, основанных на определенном комплексе туристских ресурсов, выступающих в виде объектов туристского интереса.

Для того чтобы те или иные объекты были бы реально использованы в целях туризма, необходима надлежащая инфраструктура и индустрия туризма, которая обеспечит:

а) доведение информации до туриста о данном туристском объекте, необходимой и достаточной для уверенной мотивации выбора путешествия именно в эту местность и к этому объекту;

б) обеспечит достаточно комфортную и безопасную доставку (доступ) туриста к этой местности и объекту;

в) размещение;

г) питание;

д) развлечение.

Туристское впечатление - комплекс эмоций, в общем случае положительных, и душевного и физического состояния туриста, возникший или достигнутый им в результате потребления туристских услуг (работ), приобретении туристских товаров, потребления туристского продукта. Туристское впечатление о туристских ресурсах складывается из многих компонентов.

Часть ресурсов, имеющая особое значение для человечества, отнесена к объектам и памятникам мирового значения.

Под культурным наследием понимаются:

памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.

Под природным наследием понимаются:

природные памятники, созданные физическими и биологическими образованиями или группами таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки;

геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения;

природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, сохранения или природной красоты.

Сегодня для всех регионов мира насущной задачей является разработка новых подходов к решению задач сохранения природной среды.

Социальная задача и метод туризма:

предоставление, прежде всего нематериальных благ потребителю в виде широкого спектра услуг;

формирование общеобразовательного, культурного, социального уровня населения;

расширение межнациональных, межгосударственных, межэтнических, межличностных отношений;

обеспечение отдыха, восстановления жизненных сил, здоровья потребителей;

согласование интересов отдельных групп населения с долговременными интересами общества, в том числе сохранение благоприятной экологической, социальной, культурной среды.

Экологический туризм - это формы и виды туризма, при которых главной мотивацией туриста к совершению путешествия является наблюдение и общение с природой и которые способствуют сохранению окружающей среды и культурного и природного наследия, оказывая на них минимальное воздействие.

Пропускной потенциал - это та максимальная нагрузка, которую может выдержать тот или иной туристский объект без серьезного ущерба для местных ресурсов, негативного воздействия на впечатления от поездки и возникновения социально-экономических проблем у населения [1, с.221 - 263].

Таким образом, в данном параграфе дано определение туристских ресурсов, рассмотрены основные особенности туристских ресурсов, затронута тема экологического туризма и пропускного потенциала.


.2 Туристские ресурсы Перми и Пермского края


В последнее десятилетие мировой туризм получил значительное развитие. Этот процесс явился результатом научно-технического прогресса, роста познавательных, оздоровительных потребностей людей и необходимости в деловых международных контактах. Показатели развития туризма значительно опережают параметры развития других отраслей.

Пермь - крупный многоотраслевой промышленный, научный и культурный город России - обладает благоприятными туристскими ресурсами[2, с.390].

Пермь - это город в глубине России, раскинувшийся на обоих берегах могучей уральской реки Камы. Еще совсем недавно город носил статус закрытого, являясь крупнейшим центром оборонной промышленности.

Сегодня этот крупнейший из городов Урала открыт для всех - открыта его история, самобытная культура и его гостеприимные жители.

Экскурсии по городу приводят туристов в прошлое и настоящее Перми. Исторический центр города и старая Мотовилиха живо воссоздадут картины основания города и его бурного развития как крупного промышленного и торгового центра Урала.

Музей артиллерии под открытым небом раскроет страницы развития оружейного производства. Здесь можно увидеть образцы продукции разных лет: пушки, артиллерийские системы, гарпунные пушки и многое другое.

Путешествуя по городу, туристы поймут, что Пермь - город театральный. Особую гордость горожан составляет Академический театр оперы и балета имени Чайковского. Его называют колыбелью современной отечественной оперы и третьей, после Москвы и Питера, балетной Меккой страны.

Быть может, впервые посетители Перми узнают о том, что последний период палеозойской эры - пермский период - получил свое название по имени Пермской губернии. Так слово «Пермь» появилось в геохронологической шкале, являясь единственным российским названием среди эталонов такого ранга. Отправившись в эту экскурсию по Перми вы сможете побывать на том месте, где когда-то стоял знаменитый шотландский исследователь Родерик Мурчисон, заметивший эти древние отложения на поверхности земли и присвоивший им название пермских.

Многое расскажут о городе и его жизни центральные улицы и площади, музеи и памятники архитектуры, здания театров и вузов. Они свидетели множества событий. В них судьбы и истории замечательных людей. Николай Славянов, Александр Попов, Сергей Дягилев, Борис Пастернак, Виктор Астафьев - судьбы этих известных людей тесно связаны с городом, и Пермь гордится ими. Пермь, к сожалению, стала одним из звеньев в трагической цепочке событий, связанных с уничтожением династии Романовых. Экскурсоводы расскажут туристам о том, как проводил в Перми свои последние дни жизни великий князь Михаил Романов.

Ну и, конечно же, экскурсия по Перми не может обойтись без посещения одной из главных улиц - набережной реки Камы.

Комсомольский проспект (бывшая Кунгурская улица) - бульвар в центре города с посадкой лип и тополей, выходящий к р. Каме Улица Сибирская (бывш. Сибирский тракт)

Пермская государственная художественная галерея - располагается в бывшем Кафедральном соборе Спасо-Преображенского мужского монастыря.Основное здание музея располагается в историческом центре г. Перми, у самой набережной реки Камы, на живописной возвышенности. Центр Перми знаменит такими зданиями как: Петропавловский собор (1757-1764) - первое каменное здание города, памятник русского провинциального барокко; Комплекс зданий бывшей пермской семинарии (1826-1844 гг., архитектор И.И. Свиязев) в стиле классицизма, в семинарии учились П. Бажов, Н. Попов, Д. Мамин-Сибиряк. Ротонда в городском саду им. А.М. Горького (1824 г., архитектор И.И. Свиязев) в стиле русского классицизма; Дом бывшего Благородного собрания (1830 г., архитектор И.И. Свиязев) в стиле русского классицизма; Дом Грибушина (нач. ХХ в., архитектор А.Б. Турчевич) в стиле модерн; Казанская церковь Успенского монастыря (190501908 гг., архитектор Ю. Скавронский) - поиски нового стиля в русском зодчестве нач. ХХ в., майоликовые панно на наружных плоскостях стен работы Н.К. Рериха, М.В. Нестерова или В.М. Васнецова); Бывшее Кирилло-Мефодиевское училище (1909 г., архитектор В.А. Кендржинский) в стиле модерн [4].

Среди музеев Перми художественная галерея с одной из самых богатых провинциальных коллекцией, где хранится уникальные собрания деревянных скульптур XVII-XVIII в. из храмов Пермского края.

Для развития туризма в малых селах и городах была создана разработка создания собственной ассоциации - «Ассоциации малых исторических городов Урала». «Уральский регион - это 20 миллионов потребителей. И такая ассоциация в рамках нашего края может иметь хорошие результаты. Кунгур, Тобольск, Чердынь, например, уже давно сделали ставку на туризм, а ассоциация укрепила бы их положение»

Исследуя районы, где были найдены «Пермские Боги» можно выделить достопримечательности этих местностей.

Село Ныроб. До него можно добраться рейсовыми автобусами по единственной дороге из Перми, Соликамска и Чердыни. В настоящее время Ныроб стал заметно доступнее строительство полностью асфальтированного шоссе до поселка практически завершено, а все паромные переправы заменены современными мостами. История села в том, что Михаил Романов, вместе со своими четырьмя братьями, были обвинены Борисом Годуновым в заговоре и сосланы в каторжные места, такие как Ныроб, Пелым, Яренск, Усолье и Сийский монастырь. Этим и прославилось с.Ныроб.

Главная достопримечательность Ныроба - это комплекс сооружений, связанных с именем Михаила Романова. В первую очередь обращает на себя внимание сад, обнесенный красивой оградой - металлическими решетками на каменных столбах. Сад был сооружен в 1913 - 1915 году по проекту А.Н. Зеленина и окружал яму, в которой содержался высокородный узник и часовню над ней. В настоящее время часовни нет, и над ямой стоит ажурная беседка.

Невдалеке располагается удивительной красоты Никольская церковь 1704 года постройки. В путеводителях и описаниях говорят правду - нет ей равных в регионе по красоте и количеству каменных узоров. Из-за роскоши Никольской церкви, можно не обратить внимания на церковь за ней. Это остатки Богоявленской церкви возведенной в 1736 году. Ее единственная главка утрачена, что мешает идентификации сооружения как культового. В церкви находилась гробница Михаила Романова, а также и его цепи, хранящиеся в настоящее время в Чердынском краеведческом музее. Ансамбль двух церквей дополнялся еще высокой четырехъярусной колокольней, которая была разобрана в 1934 году.

Нельзя также не отметить, что само село располагается в красивом месте на высоком холме, с которого открывается прекрасный вид в западном направлении на широкую пойму реки Колвы. Интерес представляют и рубленые деревянные дома, которые кое-где еще стоят на улицах поселка.

Село Ныроб знаменито находкой Серебренникова скульптура Параскевы Пятницы - единственная в коллекции. Фигура самой Параскевы выполнялась в начале ХVIII века[8].

Село Вильгорт находиться в Чердынском районе, знаменито зданием каменной Свято-Троицкой церкви 1779 г. Расположена на высоком холме в северо-восточной части с. Вильгорт. Древняя, восточная, часть церкви (алтарь и куб) сооружена в XVIII в. Западная часть с трапезной и трехъярусной колоколней пристроена в начале ХХ в. Церковь сложена из большемерного кирпича (древняя часть) на известковом растворе. Алтарь снаружи пятигранный, в интерьере имеет полукруглые очертания. Богатый многорядный карниз проходит по всему периметру центрального куба. На южном фасаде к нему примыкают завитки наличников верхних окон. В центре композиции южного фасада расположена икона Троицы. Она находится под стеклом в нише, украшенной двумя трехчетвериковыми колоннами. Двухэтажный кирпичный пятиглавый храм. Троицкая церковь была возведена в два этапа на северном косогоре. Старая часть церкви 1779 года имеет типологическое сходство с памятниками Чердыни. Облик здания XVIII века дополняет карнизный пояс с традиционным зубчатым и "жучковым" орнаментом. Южный фасад куба украшает ниша с колончатым обрамлением и ступенчатым карнизом, над которым рельефом выложены крест и плоские вазы. Внутри храма сохранились настенная живопись и тябловые иконостасы, датированные 1763 годом. В 1902 году к белокаменному основному храму был пристроен громадный двухэтажный куб из красного кирпича, в котором разместились двустолпные трапезные, паперти, ризницы. Ведущую роль в облике церкви строители отвели новой колокольне. Фасады нового здания, решенные в новорусском стиле, целиком соответствуют внутренней функциональной организации. Художественную ценность имеет железная ограда с каменным основанием и столбами. В центральную арку массивных главных ворот вставлена решетка с датой "1892 г.". Село Вильгорт знаменито находкой «Поклонного креста», который обладает совершенно иным выразительным строем. Это первое изображение в Пермской скульптуре, выполненное в духе примитивизма[7].

Город Усолье расположен на севере Пермского края, на правом берегу Камы в 183 км от областного центра. Центр Усольского района. До конца XVIII в., Усолье было главным селением Строгановых на Каме.

Уникальный архитектурный комплекс Усолья имеет большое историческое значение. В нем представлены часовня Спаса-Убруса (конец XVII в.), Спасо-Преображенский собор (1724-1733 гг.), Соборная колокольня (1730 г.), Дом Голициных (1818 г.), Никольская церковь (выстроена в память о победе над Наполеоном в 1812 г.), многочисленные гражданские постройки.

Строгановский ансамбль - остатки старой столицы торговой империи купцов Строгановых, после постройки Камского водохранилища оказавшейся на островах (теперь его называют "Уральской Венецией"). Здесь сохранились уникальные образцы строгановского архитектурного стиля.

В городе Усолье найдена Пермская деревянная скульптура «Распятие» она обладает необыкновенной реалистичностью исполнения[9].

Таким образом, проанализировав Пермский край и места где, были найдены «Пермские Боги» можно сказать, что районы обладают благоприятными туристскими ресурсами. И по программам «Ассоциации малых исторических городов Урала» можно развить туристский потенциал этих селений и городов, так как объекты обладают большой историей и сохранившимися постройками.


Глава 3 Развитие туризма в Перми и Пермской художественной галереи


.1 Туристская привлекательность Перми


Пермь - город <#"justify">·Корпоративный, рекреационный отдых;

·Экстремальный туризм;

·Экологический туризм;

·Паломнический туризм;

·Индустриальный туризм;

·Сельский туризм;

·Водный туризм.

Пермь - крупный транспортный узел. Город занимает особо выгодное географическое положение, так как находится в центре страны на пересечении железнодорожного пути из Европы <#"justify">По показателям характеристик основных гостиниц эконом-класса Перми можно обобщить, что из 4 гостиниц, которые в среднем составляют 147 номеров, средняя цена на одноместный номер равна 1 450(рублей/сутки).

По показателям характеристик основных гостиниц бизнес-класса Перми можно обобщить, что из 14 гостиниц, которые в среднем составляют 1006номеров, средняя цена на одноместный номер равна 2 630 (рублей/сутки).

Еще один сайт показал, что столицу Западного Урала уже давно считают перспективным городом для бизнеса. Это объясняет многочисленные потоки деловых туристов из других регионов и стран. Достопримечательностей в Перми не так уж много, но и те, что есть, достаточно привлекательны для гостей города. Аналитики рынка недвижимости говорят о том, что гостиничный бизнес в Перми недостаточно развит. Не только не хватает мест, но и остаются проблемы с облуживанием, и с сертификацией мест размещения <#"justify">По наличию услуг общественного питания:

На протяжении пяти последних лет оборот общественного питания в Пермской области растет в среднем на 12 процентов ежегодно. Причем если в 90-е годы преимущественно открывались рестораны и дорогие бары, то в последнее время вновь открываемые точки общественного питания ориентированы в первую очередь на потребителя со средними доходами. В Перми работает около двух с половиной тысяч предприятий общественного Питания, из них 20 ресторанов, 121 кафе, 115 баров и примерно 900 закусочных и столовых. При этом проводимые исследования показали, что за последнее время существенно (на 6 процентов) снизился спрос на общедоступные столовые.

Это обусловлено несколькими факторами: во-первых, в Пермской области резко возросло количество предприятий "быстрого обслуживания", которые успешно функционируют на рынке. При интенсивной нагрузке они имеют более высокие экономические показатели, чем предприятия универсального типа, так как оборачиваемость посадочных мест более высокая, чем в рядом расположенных столовых. Кроме того, общедоступные столовые имеют низкое качество продукции. Ассортимент там, как правило, не богат.

По проводимым исследованиям можно сказать, что в Перми посвящают развитию индустрии гостеприимства региональные конференции. Органы власти и предприниматели обсуждают возможности совместных действий по поиску инвестиций и развитию туризма в регионе[5].

Таким образом, в настоящее время туризм в Перми развит не достаточно хорошо по ряду причин. И чтобы устранить причины, уже ищут новые варианты решения развития данной отрасли.


.2 Перспективы развития Пермской художественной галереи


Пермская художественная галерея относится к культурно-массовой, исследовательской и учебной организации. Количество посетителей за последний год составляет 113800 человек.

Проведя исследования по сайтам Перми было выявлено, что у Пермской художественной галереи большие перспективы развития из-за, того что проектируют новое здание. Договор о его создании подписал министр культуры Пермского края. Решение о строительстве "новой" галереи в Перми принято давно. Уже предусматривает подготовку и проведение конкурса на лучшую архитектурную идею нового здания галереи. Предположительно, участниками конкурса станут архитекторы из Голландии, Дании, Москвы и Перми.

Площадь нового здания музея должна составить 16 тысяч кв. метров. Архитектурный ансамбль станет не только собственно музеем, но и культурным пространством с ресторанами, кафе, парковкой, синематекой. Кроме основной экспозиции в нем будут действовать музеи моды и современных технологий. Отдельный павильон будет отведен визитной карточке Пермского края - пермской деревянной скульптуре.

Кроме собственно художественных задач музей выполняет особую миссию для города, всего Пермского края. В первую очередь, это создание нового культурного наследия, способного стать мировым достоянием; а также развитие того наследия, которое нынешние пермяки получили от предшественников. Точно так же, как деревянные боги, собранные Серебренниковым в начале XX века, коллекция Пермского музея современного искусства должна стать бесценным символическим капиталом Перми. Однако миссия музея не ограничивается созданием наследия. Музей современного искусства станет культурной институцией новой формации, решающей вопросы социально-экономического развития Пермского края, а именно: 1)Повышение качества жизни горожан.

Формирование качественного культурного досуга, доступа к мировым шедеврам и значимым культурным явлениям мирового уровня. Повышение статусности жителя Перми, появление мотивации жить и работать именно здесь, влиять на положительные миграционные процессы, привлекать в город творческих людей.

)Формирование творческой среды.

Для людей творческих профессий музей станет точкой роста. Здесь они будут встречаться с коллегами со всего мира, здесь они будут знакомиться с высокими образцами современного искусства, здесь они будут реализовывать свои творческие амбиции. Музей станет штабом творческих процессов и преобразований в городе, создаст контекст для появления в Перми новых культурных институций. Вовлечение творческой молодежи в деятельность музея превратит её в соучастников художественного и социального развития города. Создание при музее специализированного пространства (физического и виртуального) для творческой реализации обеспечит возможности для качественного роста и появления новой генерации конкурентных художников.

)Развитие городской среды

По отношению к городу музей будет играть роль продюсера, отвечающего на запрос на самом высоком художественном уровне. Музей, как культурный оператор, средствами современного искусства предполагает привнести в градостроительную систему Перми художественную эстетику, насытить городское пространство новыми достопримечательностями. Касается ли это публичного искусства или мемориалов памяти. Территория станет привлекательной для инвесторов, набережная превратится вместо отдыха, Пермь обретет еще один центр.

) Формирование имиджа города.

Уникальность коллекции сделает Пермь видимой точкой на карте мира. Музей внесет значительный вклад в создание индивидуального и узнаваемого образа Перми как современного динамично развивающегося города со статусом региональной столицы, с активными культурными процессами, способными проявить его на мировой карте уникальных городов и значимых культурных событий. Насыщение города творчеством должно приводить к возникновению новых ресурсов, обеспечивающих развитие Прикамского региона и созданию серьезного преимущества в региональной конкуренции. Создавая масштабные выставки, музей сделает Пермь "городом на слуху", городом, в котором центральные медиа имеют своих корреспондентов. И, таким образом, повысится освещаемость всех событий, а не только тех, которые связаны с самим музеем. Пермь станет привлекательна даже для тех, кто в ней ни разу не был. Станет местом, куда хочется приехать.

) Международная культурная интеграция.

Привлечение в Пермь звезд мирового уровня, проведение образовательных семинаров и мастер-классов, создание коммуникации с творческими людьми со всего мира, расширит кругозор пермских деятелей культуры и будет содействовать возникновению широких творческих связей. Международная культурная экспансия Перми, участие в художественных выставках, биеналиях, фестивалях достойно представит город и выполнит роль пермской миссии, создаст предпосылки для развития всесторонних отношений с городами и территориями мира. Участие в международных художественных проектах, развивающих исторический "дягилевский" вектор стимулирует появление в Перми творческих продюсеров. Сотрудничество с музеями всего мира привлечет в Пермь и мировую экономическую элиту (во всем мире коллекционеры и члены попечительских советов музеев - это крупные бизнесмены и политики).

) Развитие туризма.

Люди, по тем или иным причинам посетившие Пермь (по работе или в качестве туристов), уедут с ощущением, что побывали в современном европейском городе. Мысль о возвращении в Пермь будет для них приятна, они станут невольными "рекламными агентами" Перми. В целом это послужит развитию туристического, гостиничного бизнеса. Музей привлечет в город арт-туристов.

В мире известны случаи, когда появление одной дополнительной арт-институции мирового уровня увеличивает поток приезжих вдвое (Кёльн, Кассель, Мюнстер, Бильбао).

) Экономическое развитие.

Музей окажет влияние на повышение привлекательности инвестиций в Пермский регион, культурное обеспечение инвестиционных проектов, налаживание тесных связей пермского бизнеса с мировой элитой. Формирование новой экономики, развитие творческих индустрий, культурного предпринимательства, художественных промыслов, уникальных местных сувениров.

) Новые инициативы.

Успешность музея будет напрямую влиять на реализацию новых проектов. Воодушевившись примером музея, в Перми будут появляться новые проекты. Известные влиятельные люди будут чаще посещать Пермь, насыщая город своими идеями, даря городу свои возможности. Таким образом, появится великолепный музей современного искусства в Перми, и Пермский край станет очень значимыми и будет притягивать внимание всего мира.

Заключение


Данное исследование показало, что Пермь - крупный многоотраслевой промышленный, научный и культурный город России - обладает благоприятными туристскими ресурсами. Пермь - это место где существовала древняя очень мощная универсальная культура, где возник удивительный пермский стиль. По истории религий Пермский край можно назвать троеверием (православие, буддизм, язычество)

Православная церковь разрешила населению изображать христианских святых в виде статуй, вырезанных из дерева. Именно поэтому Пермская деревянная скульптура имела свое существование. Огромную роль в деле формирования коллекций сыграл Н.Н. Серебренников. Сейчас Пермская деревянная скульптура хранится в Пермской художественной галереи.

Особенность пермской деревянной скульптуры является, то, что уральские мастера вложили всю свою душу, профессиональное мастерство, свои самые сокровенные мысли и чувства. Поэтому шедевры пермской деревянной резьбы отличаются человечностью и обаянием, глубинными чертами самобытной культуры Северного Урала.

Композиции этих скульптур фронтальны и симметричны, объемы предельно обобщены, многослойная роспись обладает иконописной структурой. Зрительно в зале создается вольность пространства, при этом всегда раскрываются скульптуры во множестве точек зрения, при круговом обходе. Скованность, обобщенность ранних пермских скульптур делает их особенно выразительными. Здесь действует своеобразный закон сохранения энергии - внешняя неподвижность и прямизна таят в себе огромную духовную мощь. Земной страдальческий путь Христа и его ближайших последователей когда-то вдохновили мастеров разных стран, разных школ и разных воззрений на создание скульптур мирового значения, но именно в Пермских деревянных скульптурах общность творческого порыва, искренность и человечность художественных исканий.

По Пермскому краю можно сделать вывод о том, что он является объектом туристской деятельности. Край обладает большим туристским потенциалом и содержит в себе огромное количество достопримечательностей и объектов, которые действительно стоит посетить.

Сейчас в Пермском крае рассматривается вопрос по поиску инвестиций и развития туризма в регионе.

Чтобы Пермская художественная галереи развивалась необходимо сформировать творческую среду, повысить качество жизни горожан, развивать городскую среду, сформировать имидж города, развить международную культурную интеграцию, повысить экономическое развитие, реализовать новые инициативы.

У Пермской художественной галереи большие перспективы развития - проект нового здания. А значит и развитие показов Пермской деревянной скульптуры.

Список используемой литературы


1.Биржаков М.Б. Введение в туризм. - Издание 9-е, переработанное и дополненное.- СПб.: «Издательский дом Герда», 2007. - 576 с. Гл. 8 Туристские ресурсы. С.221 - 263.

.Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси. - В сб.: Триста веков искусства. М., 1976. С. 255// #"justify">.География России: энциклопедический словарь. Гл. ред. Горкин А.П. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. стр. 390

4.Источник: Памятники истории и культуры Пермской области. Пермь, Перм. кн. изд-во, 1976 г. с. 114-115//www.perm1 <#"justify">Пособие. В 2 ч. / Т.Н.Третьякова, С.В. Федорова, М.С. Лонтева/ - Челябинск; Издательский центр «Уральская академия», 2007. - ч.2. -210-215с

.Уральская историческая энциклопедия / гл. редактор В.В. Алексев; УрО РАН. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Екатеринбург.: Академкнига, 2000. 410 с.

.#"justify">8.#"justify">Приложение


Христос в темнице


«Распятие» из г. Усолья

«Собор архангелов» из с. Губдор


Приложение 4 . Николай Можайский из Покчи

Параскева Пятница из с. Ныроб


Теги: Пермская деревянная скульптура  Курсовая работа (теория)  Культурология
Просмотров: 16561
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Пермская деревянная скульптура
Назад