Эпоха и ее герой


Эпоха и ее герой

хайям поэт творческий


Не спрашивают мяч согласия с броском.

По полю носится, гонимый Игроком.

Лишь Тот, Кто некогда тебя сюда забросил, -

Тому все ведомо, Тот знает обо всем.

(Омар Хаям)


Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль-Хайям Нишапури (18 мая 1048, Нишапур - 4 декабря 1131, там же) персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог. В имени отображены сведения о жизни поэта: Гийяс ад-Дин - «Плечо веры», означает знание Корана; Абу ль-Фатх Омар ибн Ибрагим - кунья. «Абу» - отец, «Фатх» - завоеватель, «Омар» - жизнь, Ибрагим - имя отца; Хайям - прозвище, лакаб - «палаточный мастер», ссылка на ремесло отца. От слова «хайма» - палатка. Нишапури - ссылка на родной город Хайяма - Нишапур. Он знаменит во всём мире своими четверостишиями «рубаи». О поэзии Омара Хайяма исследователи судят по-разному. Некоторые считают, что поэтическое творчество было для него просто забавой, которой он предавался в свободное от основных научных занятий время. И все же рубаи Хайяма, пережив века и династии, дошли до наших дней. В алгебре он построил классификацию кубических уравнений и дал их решения с помощью конических сечений. Также он известен созданием более точного по сравнению с европейским календаря, который официально использовался с XI века.

Детство Хайяма пришлось на жестокий период сельджукского завоевания Центральной Азии. Погибло множество людей, в том числе значительная часть учёных. Позже в предисловии к своей «Алгебре» Хайям напишет горькие слова: «Мы были свидетелями гибели учёных, от которых осталась небольшая многострадальная кучка людей. Суровость судьбы в эти времена препятствует им всецело отдаться совершенствованию и углублению своей науки. Большая часть тех, которые в настоящее время имеют вид учёных, одевают истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек». Как и другие крупные учёные того времени, Омар не задерживался подолгу в каком-то городе. Нишапур - Самарканд - Бухара - Исфахан. После смерти родителей Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд, где он настолько поразил всех своей учёностью, что его сразу же сделали наставником в медресе. Через четыре года он покинул Самарканд и переехал в Бухару и, в течении десяти лет работая в хранилищах книг, написал четыре фундаментальных трактата по математике. В 1074 году его пригласили в Исфахан, центр государства Санджаров, ко двору сельджукского султана Мелик-шаха I. По инициативе и при покровительстве главного шахского визиря Низам аль-Мулька Омар становится духовным наставником султана. Через два года Малик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из крупнейших в мире. Там он стал еще и известным астрономом. С группой учёных он разработал солнечный календарь, более точный, чем григорианский. Составил «Маликшахские астрономические таблицы», включавшие небольшой звездный каталог. Здесь же написал «Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида» из трёх книг. Однако в 1092 году, со смертью покровительствовавшего ему султана Мелик-шаха и визиря Низам ал-Мулка, исфаханский период его жизни заканчивается. Обвинённый в вольнодумстве и богоотступничестве, поэт был вынужден покинуть сельджукскую столицу.

О последних часах жизни Хайяма известно со слов его младшего современника - Бехаки, ссылающегося на слова зятя поэта. Однажды во время чтения «Книги об исцелении» Абу Али ибн Сины Хайям почувствовал приближение смерти (а было тогда ему уже за восемьдесят). Остановился он в чтении на разделе, посвященном труднейшему метафизическому вопросу и озаглавленному «Единое во множественном», заложил между листов золотую зубочистку, которую держал в руке, и закрыл фолиант. Затем он позвал своих близких и учеников, составил завещание и после этого уже не принимал ни пищи, ни питья. Исполнив молитву на сон грядущий, он положил земной поклон и, стоя на коленях, произнёс: «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал Тебя, постольку я к Тебе приблизился». С этими словами на устах Хайям и умер.

Живя в эпоху гонений на науку и рискуя быть казненным за свое вольнодумство, он все равно смог внести бесценный вклад в поэзию, математику, астрономию. Календарь Омара Хайяма был утверждён и лёг в основу иранского календаря, который вплоть до настоящего времени действует в Иране в качестве официального с 1079 года. А его рубаи, наполненные житейским юмором, лаконичностью покоряют читающего своей мудростью. Творчество Хайяма - еще одно доказательство того, что в средние века, в период инквизиции, всеобщего гнета темных религиозных сил, духовное развитие человеческого общества не останавливалось и не могло остановиться.


Теги: Эпоха и ее герой  Сочинение  Литература
Просмотров: 9566
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Эпоха и ее герой
Назад