Эволюция пейзажа у Пушкина

ВВЕДЕНИЕ


Человечество связано с окружающей средой нерасторжимыми связями со времени своего появления на земле, оно не мыслило себя вне природы, естественной частью которой себя и осознавало на протяжение тысячелетий. Один из крупнейших исследователей мифологии А.Н. Афанасьев писал, что «сочувственное созерцание природы» сопровождало человека уже «в период создания языка», в эпоху архаических мифов.

Взаимоотношения человека и природы стали объектом внимания искусства, философии, эстетики. Важное значение в литературе пейзаж стал обретать, начиная с 18 в. И уже во второй половине 19 в. появляется ряд обстоятельных исследовательских работ, посвященных литературному пейзажу.

Степень исследованности

Активное изучение темы природы в литературе начинается с 1960-х годов, когда со всей наглядностью проступили результаты экологического кризиса. С этого времени регулярно издаются труды, в которых исследуются различные аспекты изображения и осмысления природы: А.Ф. Бритиков - « Мастерство Михаила Шолохова» (1964), E.H. Купреянова - «Эстетика JI.H. Толстого» (1966). Среди работ, появившихся в эти годы, особый интерес вызывают монографии К.В. Пигарева - «Русская литература и изобразительное искусство (XVIII - первая четверть XIX в.). Очерки» (1966) и «Русская литература и изобразительное искусство. Очерки о русском национальном пейзаже середины XIX века» (1972). В них широко и панорамно освещается проблема природы в литературе и изобразительном искусстве.

Литературный пейзаж является одним из существенных элементов композиции художественного произведения, связанным с его узловыми событиями и проблемами, выполняет психологическую, эстетическую и философскую функцию, раскрывая сложные взаимоотношения литературного героя с миром и самим собой. Он представляет собой своего рода «связующее звено» между литературным героем и происходящими событиями, благодаря ему в сознании читателя формируется психологический портрет литературного героя.

Именно это и обуславливает актуальность данной курсовой работы, анализ эволюции пейзажа в лирике метра пейзажных зарисовок, способствует привлечению ещё большего внимания к теме роли пейзажа в художественной литературе

Цель курсовой работы - проследить эволюцию пейзажа в лирике А.С. Пушкина, определить роль пейзажа в этих произведениях.

Объект исследования - пейзаж в лирике А.С.Пушкина

Предмет исследования - языковые средства и способ создания и описания пейзажа.

Задачи исследования:

. Рассмотреть понятия «литературный пейзаж»

. Выявить элементы текста, включающие природные описания.

. Проанализировать характерологическую функцию природного описания.

Материалом для исследования стали произведения А.С. Пушкина сборник стихотворений, поэма «Евгений Онегин». Выбор текстов для анализа продиктован поставленными целями и задачами, а также внутренней логикой научного изыскания.

Методы исследования - контекстологический, анализ словарных дефиниций, базой для которых выступили теоретические труды 14.Левина, В. Н. (Принципы классификации текстовых пейзажных единиц / В. Н. Левина // Вестник МГОУ. Серия Русская филология. -2011. -№ 3. - С. 21-26), 21.Фомичев С.А. (Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. - Л.: Наука, 1986. С.280.) и др.

Цели и задачи нашей работы определили её структуру, которая состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Объём текста 36 страниц.

Новизна исследования определяется более детальным подходом к анализу именно эволюции пейзажа у А.С. Пушкина, изменение его роли и значимости в различных произведениях, различного периода его творчества.

Практическая значимость. Материала данной работы можно использовать в школьном курсе преподавания литературы на внеклассных мероприятиях.


ГЛАВА I. ПЕЙЗАЖ И ЕГО РОЛЬ В ЛИТЕРАТУРЕ


1.1 Пейзаж в художественном произведении


Пейзаж (франц. paysage от pays - страна, местность) - это один из содержательных и композиционных элементов литературного произведения, выполняющий многие функции в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), с которым он связан, метода писателя, цели автора (раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям, установить композиционные связи между элементами произведения, отразить загадку природы и ее отчужденность от цивилизации), а также от рода и жанра произведения.

В русском былинном эпосе, в средневековой повести развернутые описания природы отсутствуют, а те ее явления, которые по ходу действия должны служить фоном для героев, изображаются при помощи условных повторяющихся эпитетов, иногда очень выразительных, метких, но мало индивидуальных. Элементы развернутого пейзажа иногда можно встретить лишь в сравнениях, когда описание явления природы нужно для уподобления ему действия или состояния героев, напр.: "Словно как мак в цветнике наклоняет на бок головку, пышный, плодом отягченный и крупною влагой весенней, так он голову на бок склонил, отягченную шлемом" ("Илиада", песнь VIII). Уже в "Одиссее" пейзаж начинает приобретать большее значение, чем в "Илиаде" (см. напр. описание сада Алкиноя, песнь VII), a в позднейшей греческой поэзии возникают жанры, где при всей ничтожности количественного объема пейзажа качественно он приобретает большой вес и значение: такова "буколическая" поэзия, идиллии Феокрита, в которых изображение сельского пейзажа и быта входит как основной необходимый элемент в произведениие. То же надо сказать о поздней римской литературе, знающей специальные "описательные поэмы". Крупнейшим произведением этого рода были "Георгики" Вергилия. В XVI веке и особенно в XVII, сначала в Италии, а потом и по всей Европе, в связи с подъемом дворянско-аристократической культуры, прославлявшей "утехи бытия" на лоне поместной "идиллии", наблюдается расцвет идиллической и "описательной поэзии", делающей своим объектом сельскую жизнь, природу, ее окружающую. С этого времени пейзаж постоянно встречается в произведениях разных стилей, которые развиваются, живут и умирают в течение XVIII-XIX веков в европейской литературе, причем характер пейзажа, определяясь характером стиля, приобретает свое функциональное своеобразие в каждом данном случае.

В так наз. классической придворной поэзии XVIII в. - одах и героических поэмах по преимуществу - образ природы занимает незначительное место, внимание поэта сосредоточено на прославлении представителей своего класса, на монументальных образах царей, полководцев и т. п. Пейзаж большей частью выступает в качестве фона для портрета того героя или для того события, которое воспевается поэтом; причем он берется в тех же монументальных и величавых тонах, подчеркивая эти же стороны в образах, фоном для которых он служит.

Совершенно иными чертами рисуется более поздний пейзаж в поэзии консервативного дворянства, гл. обр. нарождающегося сентиментализма в конце XVIII в. По мере развития капиталистических отношений дворянские писатели, отстаивающие неприкосновенность феодально-крепостнического порядка, все резче выступают против капитализма, обрушиваясь на городскую культуру и противопоставляя ей простоту сельской жизни, идиллические отношения помещиков и крестьян.

Образ природы приобретает у них большое самостоятельное и функциональное значение, несет в себе большое идейное (реакционное по существу) содержание, т. к. через него автор выражает любимую антитезу город - деревня, служащую для раскрытия основных идейных тенденций.

В прозе сентименталистов, в "сельской" повести, в многочисленных "путешествиях" пейзаж играет самую почетную роль. Включаясь в общую систему реакционных, искажающих действительность образов, пейзаж в литературе сентименталистов имеет слащавый, прикрашенный характер, связан с лживыми, идиллическими образами благоденствующих у помещика крестьян и т. п. Наоборот, в литературе, отражающей рост буржуазной идеологии, пейзаж принимает совершенно иной характер, дается в реалистических тонах, разоблачает эксплуатацию крепостных и т. п., служа утверждению этой иной идейно-художественной системы.

Пейзаж в романтическом произведении имеет уже совершенно иное значение, чем пейзаж у сентименталистов. Пейзаж романтиков призывает не любоваться усадебной "пейзанской" природой, а служит средством выражения бурных страстей романтика. В некоторых случаях мы имеем пейзаж, контрастирующий по сравнению с героем, и тогда задача контраста - еще более оттенить, подчеркнуть состояние героя. В романтической лирике часто можно встретить произведения, для которых пейзаж является и основной темой, вполне выражающей основную тенденцию романтического стиля при отсутствии героя и сюжета.

С постепенным снижением романтизма в буржуазно-дворянской литературе 30-60-х гг. пейзаж изменяет свой характер и свое назначение в литературном произведении. Знаменитые пейзажи несут чрезвычайно сложные и разнообразные функции в романах и лирических пьесах этих авторов; объединяющим признаком остается исключительная любовь к русскому поместному пейзажу, сочувственное изображение внешнего вида усадьбы и крепостной деревни и некоторая идеализация сельского фона, на котором они показывают своих героев.

Рядом с "идеализирующим" реализмом деревенского пейзажа писателей буржуазно-дворянского лагеря появляется вырастающий из натурализма реализм писателей, близких к революционной демократии 60-х гг., и позднее народников. Создавая деревенский пейзаж, писатели-демократы не только не смакуют и не идеализируют его, а с особой охотой обнажают его неприглядные стороны, устанавливая тесную связь между ним и экономическим бытом населения. Реалистический пейзаж народников является одним из существенных средств в их художественном арсенале, помогает им в критике общественного строя. С развитием буржуазно-демократической литературы деревенский пейзаж все чаще оттесняется описанием города, которое по аналогии обозначается как пейзаж городской. Большой промышленный город как центр капиталистической культуры делается предметом изучения писателей и находит свое внешнее отображение в их творчестве. С увеличивающимся значением крупных промышленных центров в конце XIX и начале XX вв. растет и дифференцируется городской пейзаж в литературе. В творчестве представителей буржуазно-дворянской литературы городской пейзаж принимает символический характер. Он выявляет страх представителей деградирующих социальных групп перед тем будущим, которое несет им современный город. С другой стороны, тот же рост капитализма вызывает тягу к "природе", что выражается в литературе появлением пейзажа экзотического характера или стилизованного в старинном "усадебном" или "крестьянском" духе. Эти пейзажи знаменовали собой стремление бежать от современности в прошлое, в вымышленный мир от гнетущей действительности и т. п.

Взаимоотношения человека и природы стали объектом внимания искусства, философии, эстетики. Важное значение в литературе пейзаж стал обретать, начиная с 18 в. И уже во второй половине 19 в. появляется ряд обстоятельных исследовательских работ, посвященных литературному пейзажу.

Активное изучение темы природы в литературе начинается с 1960-х годов, когда со всей наглядностью проступили результаты экологического кризиса. С этого времени регулярно издаются труды, в которых исследуются различные аспекты изображения и осмысления природы: А.Ф. Бритиков -«Мастерство Михаила Шолохова» (1964), E.H. Купреянова - «Эстетика JI.H. Толстого» (1966). Среди работ, появившихся в эти годы, особый интерес вызывают монографии К.В. Пигарева - «Русская литература и изобразительное искусство (XVIII - первая четверть XIX в.). Очерки» (1966) и «Русская литература и изобразительное искусство. Очерки о русском национальном пейзаже середины XIX века» (1972). В них широко и панорамно освещается проблема природы в литературе и изобразительном искусстве.

Серьезный вклад в разработку вопроса о законах существования темы природы в литературном произведении внесли Б.Е. Галанов - «Живопись словом. Человек, пейзаж, вещь» (1972), Г.Б. Курляндская - «Художественный метод Тургенева-романиста» (1972), JI.C. Ачкасова - «Гуманизм в творчестве К. Паустовского» (1972), И. Кузьмичев - «Писатель Арсеньев: Личность и книги» (1977), И. Страхов - «Художественное мышление И.С. Тургенева и JI.H. Толстого в изображении пейзажей» (1980), В.А. Смирнова - «Иван Соколов-Микитов. Очерк жизни и писательства» (1983), С.А. Липин - «Человек глазами природы» - (1985), Т.Я. Гринфельд-Зингурс - «Природа в художественном мире М.М. Пришвина» (1989), С. Семенова - «Преодоление трагедии» (1989), H.H. Киселев - «В гармонии с природой» (1989), Е.А. Яблоков - «Художественное осмысление взаимоотношений природы и человека в советской литературе 20-30-х гг.» (1990), К.Г. Богемская - «Пейзаж: страницы истории» (1992), Тихонова Т.М. - «Описания природы по произведениям К.Г. Абрамова» (1994), А.И. Смирнова - «Не то, что мните вы, природа»: Русская натурфилософская проза 1960 - 1980-х годов» (1995), Н.В. Кожуховская - «Чувство природы в русской литературе XIX века» (1995), Л.В. Гурленова - «Чувство природы в русской прозе 1920-1930-х годов» (1998), Степаненко Л.Г. -«Шолоховские описания природы. Пейзажи мастера и исследователя» (2003), Рудзевич И. - «Человек и природа в творчестве Сергея Залыгина» (2003).

Ценные историко-литературные и теоретические сведения обобщающего характера - о видах пейзажа и формах его существования в произведении -содержатся в монографии В.А. Никольского «Природа и человек в русской литературе 19 века» (1973), полезная попытка систематизации образов природы, видов пейзажей в русской поэзии и художественных средств их создания предпринята М.Н. Эпиггейном («Природа, мир, тайник вселенной»: Система пейзажных образов в русской поэзии», 1990).

Имеются работы, рассматривающие трактовку темы в пределах художественного направления. Это статьи Н.Д. Кочетковой «Портрет и пейзаж в литературе русского сентиментализма» (1986), В.Ю. Троицкого «Романтический пейзаж в русской прозе и живописи 20-30-х годов XIX века» (1988); Г.И. Роговой «Природа в художественном сознании символистов» (2002), монография И.О. Шайтанова «Мыслящая муза. «Открытие природы» в поэзии XVIII века» (1989) и др.

Можно отметить и ряд коллективных трудов: «Человек и природа в I советской прозе» (Сыктывкар, 1980), «Человек и природа в художественной прозе» (Сыктывкар, 1981), «Пейзаж как развивающаяся форма воплощения авторской концепции» (Москва, 1984), «Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения: Человек - природа - искусство» (Москва, 1986), «Пейзаж в литературе и живописи» (Пермь, 1993), «Природа в художественном мире писателя» (Волгоград, 1994), «Древнерусская литература. Изображение природы и человека» (Москва, 1995), «Тема природы в художественной литературе» (Сыктывкар, 1995), «Чувство природы» в русской литературе» (Сыктывкар, 1995), «Природа и человек в русской литературе» (Волгоград, 2000), «Природа и человек в художественной литературе» (Волгоград, 2001), «Природа: материальное и духовное» (СПб, 2002). Круг рассматриваемых в них вопросов: эволюция литературного пейзажа и ее основные направления, возможная типология природоописаний, роль и функции пейзажа на разных этапах историко-литературного процесса.

Как большую итоговую работу можно рассматривать и коллективную монографию «Эстетика природы», выпущенную Институтом философии в 1994 г. Основная проблема монографии выражена уже во вступительной статье K.M. Долгова: «Эстетика природы - это не столько обсуждение того, присущи ли красота и эстетический облик природе, сколько выяснение возможностей. формирования и развития человеческой эстетической чувственности и эстетического сознания, художественной ценности природы»

Здесь мы находим многие основополагающие идеи в понимании природы как эстетической категории.

Своеобразными центрами, разрабатывающими проблему литературного пейзажа можно признать Пермский государственный педагогический университет, Ленинградский государственный областной университет имени A.C. Пушкина, Волгоградский государственный университет и Сыктывкарский государственный университет. Наиболее крупным из них является последний университет, в котором на базе кафедры русской и зарубежной литературы вот уже около тридцати лет целенаправленно ведутся исследования по литературному пейзажу. Первый межвузовский сборник был выпущен здесь еще в 1980 г. («Человек и природа в советской прозе»), в следующем 1981 г. вышел другой сборник - «Человек и природа в художественной прозе». В 1995 г. в стенах данного университета прошла первая всероссийская научная конференция «Тема природы в художественной литературе» и в том же году наряду с материалами конференции выходит коллективная монография «Чувство природы в русской литературе». В 1989 г. доцент Сыктывкарского университета Т.Я. Гринфельд - Зингурс выпустила монографию «Природа в художественном мире М.М. Пришвина», в 1995 г. Н.В. Кожуховская вывела в свет свою монографию «Эволюция чувства природы в русской прозе XIX века», а через три года JI.B. Гурленова издала другую монографию «Чувство природы в русской литературе 1920 - 1930-х годов». Все три исследовательницы вслед за монографиями защитили докторские диссертации.

Обратим внимание и на следующий факт: в 1995 г. в Сыктывкаре прошла первая всероссийская научная конференция, посвященная теме природы в художественной литературе, затем в 1998 и 2000 гг. в Волгограде состоялись две всероссийские конференции по сходной теме, а в 2002 г. - в Санкт -Петербурге.

В справочно-филологических источниках указывается, что «пейзаж в литературе - один из композиционных компонентов и вид словесно-художественной детализации» [7, 102]; «пейзаж - описание природы, иногда вообще внешнего мира, открытого пространства» [1, 165]; «изображение в произведениях искусства естественной или измененной человеком природы» [2, 261]; «один из содержательных и композиционных компонентов художественного произведения: описание природы, шире - любого незамкнутого пространства» [3, 272]; «изображение природного окружения человека и образ любого незамкнутого пространства, в том числе, «городской пейзаж» [11, 100].

Свое понимание пейзажа предлагают и авторы различных монографических работ. По мысли Б.Е. Галанова, пейзаж - это изображение природы, обозначающее время и место действия в произведении и создающее определенное настроение [15, 185]. В.Н. Стасевич размышляет о пейзаже как о «преображенной действительности, для создания которой реальный мир является необходимым стимулом и неиссякаемой кладовой» [1, 108]. Искусствовед A.A. Федоров-Давыдов определяет пейзаж как «отображение находящейся вне человека действительности», как «высшую степень художественного отображения природы» [2; 4, 6]. «Целостным отображением природы в системе взаимозависимых предметных деталей» называет пейзаж и М.Н. Эпштейн [16, 7 - 8].

В коллективной монографии «Чувство природы» в русской литературе» дается следующее определение: «Пейзаж - это собственно картина, результат оформленности чувства природы в образе, оно же само - много шире, вмещает философию природы, социально-эстетические идеи эпохи, имеет в виду направленность мировоззрения художника, включает в себя нравственные традиции осмысления темы человека и природы, своеобразие поэтики пейзажа, конкретный стиль данного произведения» [5, 3 - 4].

Во время работы над диссертацией мы также учитывали мнение В.Е. Хализева, выраженное в его учебнике по теории литературы: «Формы присутствия природы в литературе разнообразны. Это и мифологические воплощения ее сил, и поэтические олицетворения, и эмоционально окрашенные суждения, и описания животных, растений, их, так сказать, портреты, и, наконец, собственно пейзажи (фр. pays - страна, местность) - описания широких пространств» [4, 206].

Обобщая ряд разъяснений, можно отметить, что пейзаж - это изображение природы, выполняющее в произведении различные функции в зависимости от стиля и метода писателя. Чаще всего это - вид, описание видимого мира.


.2 Классификация пейзажных зарисовок


Разнообразные функции пейзажа, нашедшие отражение в различных монографических исследованиях, определяют и принципы классификации пейзажа. В литературоведческих работах встречается множество обозначений типов пейзажей. Стремление привести их в какую-то систему наблюдается еще в работах рубежа 18-19 веков -К.К. Арсеньева, В.Ф. Саводника, в трудах исследователей 20 в. - E.H. Купреяновой, Б.Е. Галанова, И.В. Страхова, В.А. Никольского и др. Остановимся на некоторых из них.

В.А. Никольский в монографии «Природа и человек в русской литературе XIX века (50-60-е годы)» выделяет описания природы, разнообразные по содержанию и по построению, общие характеристики природы, характеристики конкретных ее состояний, виды местности или пейзажи в собственном смысле, отмечает, что «пейзаж как необходимый ингредиент художественной картины мира утверждается уже сентиментализмом.

Чувствительный герой сентиментальных повестей ищет успокоения и счастья в «объятиях натуры». Он умиляется при созерцании приятной, изящной природы или погружается в уныние и меланхолию. Чем ближе человек к природе, тем он нравственнее. Картины природы, созданные сентименталистами, слишком общи и лишены национального колорита. Их краски однообразны» [7,4 - 5].

Природа, отмечает В.А. Никольский, влечет к себе и романтиков. В картинах природы, которые романтики обильно вводят в свои произведения, раскрывается идея ценности и независимости человеческой личности. По его мнению, эта природа необычна, потому что необычны герои, ею восторгающиеся и стремящиеся с нею слиться. Это природа таинственная, дикая, поражающая кипением стихийных сил, экзотическая, то мрачная, то грозная, то полная ликования. Романтики предельно психологизировали описания природы, создавая своеобразные «пейзажи души». Такие описания природы исследователь считает условными, заданными даже в тех случаях, когда романтики стремятся придать им национальную характерность [7, 5)].

Огромный шаг вперед в развитии литературного пейзажа, пишет В.А. Никольский, «связан со становлением и утверждением реализма как принципа художественного отображения жизни и реалистического направления, как направления господствующего. На «эстетической карте» родины появляются изображения «обыкновенных» среднерусских ландшафтов, девственных украинских степей, предгорий Кавказа. Реалистический пейзаж многофункционален. Он бывает исполнен патриотического чувства и помогает раскрыть национальное самосознание русского человека. В отношении к природе обнаруживаются характерологические черты литературных героев. Пейзаж выступает в своей сюжетной функции, конкретизируя художественное пространство и время в произведении» [7, 5 - 6].

О полифункциональности пейзажа в литературе и живописи говорит и К.И. Пигарев: «В пейзаже художник может не только запечатлеть внешний облик природы, но и раскрыть ее жизнь, выразить волнующие человека думы и чувства, помочь ощутить дыхание исторической эпохи» [11, 8]. В зависимости от того, что в художественном образе природы является преобладающим, пейзаж, по классификации Пигарева, может быть эпическим, лирико-психологическим, социально направленным, пейзажем-жанром, пейзажем историческим, пейзажем философским. Он же добавляет: «Но прежде всего пейзаж должен быть проникнут одним чувством - чувством любви к родине. Только при таком условии он станет пейзажем подлинно национальным» [11,8].

Прослеживает историю пейзажа, его функции и Б.Е. Галанов. По методу он определяет пейзаж классицизма, сентиментализма и реализма. Так, классицизм вносит в картины пейзажа, на его взгляд, принцип симметрии. Сентиментализм находит в природе прекрасный способ выявить, обнаружить в ее изображении человеческие эмоции - в этом случае предметный ряд пейзажа, его реальная ощутимость могут быть неясными, черты - размытыми, детали - рассеянными. Романтическая мечтательность оттеняется экзотическими очертаниями природы, таинственностью и отчужденностью ее от привычного пошлого мира. Величайшим достижением русской художественной мысли, с точки зрения Б. Галанова, явился реализм, благодаря которому отчетливо определилось чувство природы у человека нового времени, обладающего большим кругом научных познаний об окружающем мире.

Как бы подводя итоги размышлениям о многообразии функций пейзажа, Б.Е. Галанов отмечает: «В общем движении повествования пейзажу отводится разнообразная роль: обозначить время и место действия, создать определенное настроение, помочь проявиться каким-то существенным чертам в душевной жизни человека и в окружающей его действительности. Наконец в пейзаже и через пейзаж художник выражает свое чувство родины, свою к ней любовь» [15, 185].

М.Н. Эпштейн считает, что задача выделения пейзажных комплексов важна для понимания законов поэтизации природы, и выделяет четыре вида классификаций: сезонная и ландшафтная (по типу времени или местности -зимний, весенний, степной и т.д.); по степени масштабности, тематической обобщенности (локальный, экзотический, национальный, планетарный, космический); жанрово-стилевой (величественный или унылый, бурный или тихий, таинственный или пустынный). В особую группу он выделяет фантастический пейзаж [16, 21]. Заметим, что М.Н. Эпштейн, создавая свою классификацию, опирался на поэтические тексты.

Общие результаты систематизации пейзажей в прозе представлены в работе Т.Я. Гринфельд-Зингурс «Природа в художественном мире М.М. Пришвина». Анализируя целый ряд монографических работ второй половины XX века, автор выделяет следующие виды пейзажа:

) по отношению к сюжету и положению в композиционной системе: пейзаж-экспозиция, пейзаж-лейтмотив, пейзаж - сквозная деталь, пейза-жи-«полифункциональные»;

) по протяженности в занимаемой площади повествования: микропейзажи, «средние по масштабу», большие пейзажные полотна и «картины-панорамы», среди которых отмечены «собственно картины природы» в прозе И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого;

) по отношению к теме, к типу повествования, к авторской цели, к характеру персонажей: трудовой пейзаж, индустриальный, эпический, лирический, с экономической функцией, с дидактической или философской направленностью, психологизированный;

) в литературоведении, кроме того, рассматривается: социальный пейзаж, призванный как можно убедительнее передавать общественную идею;

) отмечается как разновидность пародийный и фантастический пейзажи; исторический, идиллический, условный, отвлеченный, портретный, зрительный, слуховой, риторический;

) реже встречается пейзаж - этнографическая картинка и пейзаж - типичное место действия;

) природоописания различаются по принадлежности авторов к тому или иному литературному методу. Исследователи применительно к пейзажам Н.М. Карамзина, A.C. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.П. Чехова различают сентименталистский, романтический, реалистический.

Свою классификацию разновидностей пейзажа предлагает и Л.В. Гурленова в монографии «Чувство природы в русской прозе 1920 - 1930 годов»:

) по принадлежности к методу, направлению и течению: сентименталистский, романтический, реалистический, воссоздающий - пересоздающий природу, символистский, экспрессионистский, авангардистский и т.д.;

) по принадлежности к роду и стилю: эпический, лирический, объективный, субъективный, экспрессивный, нейтральный, иносказательно-философский, обобщенно-символический и др.;

) по жанровой форме описаний природы: миниатюра, очерк, сказка;

) по соотнесенности с другими видами искусства: живописный, пластический, графический, динамичный, статичный;

) по соотнесенности с аспектами мировоззрения: философский, социальный, метафизический;

) из меры соотношения с реальностью: реальный, условный, фантастический, конкретный, обобщенный, библейский, мифологический;

) по основной их функции: психологический, живописный, символический;

) по отражению научных сведений: естественно-научный, флористический, фаунистический;

) по передаваемому пространству и времени: природная панорама, планетарный, «движущийся пейзаж», локальный, утренний, дневной, вечерний;

) по сезону и ландшафту, нарисованному в пейзаже: зимний, весенний, морской, горный, равнинный;

) по эмоциональному тону: унылый, печальный, величественный, радостный, веселый;

) по отражению в нем светил: солнечный, лунный;

) по мере света: светлый, темный, «облачный»;

) по характеру ощущений человека: зрительный, слуховой, моторный [16, 19-20].

Приведенные наименования пейзажей показывают, насколько разнообразны формы описаний природы и их функции в художественном произведении. В главах нашего исследования мы пользовались многими из упомянутых обозначений.

В произведении пейзаж может выполнять различные функции, такие как:

1) иллюстративная (создает фон, на котором происходят различные события в произведении). Благодаря пейзажу читатель легко может представить себе, где и когда происходит действие. В некоторых случаях (особенно часто в лирике) это еще и основной предмет описания. Нередко пейзаж обозначен уже в заглавии произведений: «Деревня» Пушкина, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «На вилле» У.С. Моэм, Д.Г. Лоуренс «Англия, моя Англия»и другие. Место и время действия в произведении редко обозначены точно (если в нем не описываются исторические события), но их часто можно определить по особенностям пейзажа, а также по реалиям времени.

) эмоционально-психологическая функция. Эта функция наиболее частая в произведении, пейзаж оказывается средством раскрытия характера героя. Явления природы могут предвещать те или иные события в жизни персонажа, создавать определенное настроение.

) воздействие природы на формирование личности героя

) символическая функция, позволяющая воплощать философские взгляды автора на мир и человека

Литературный пейзаж имеет очень разветвленную типологию. В зависимости от предмета, или фактуры описания, различают пейзажи деревенской и городской, или урбанистический («Собор Парижской Богоматери» В. Гюго), степной («Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Степь» А.П. Чехова), морской («Зеркало морей» Дж. Конрада, «Моби Дик» Дж. Мелвилла), лесной («Записки охотника», «Поездка в Полесье» И.С. Тургенева), горный (его открытие связывают с именами Данте и в особенности Ж.-Ж. Руссо), северный и южный, экзотический, контрастным фоном для которого служит флора и фауна родного автору края (это характерно для жанра древнерусских «хожений», вообще литературы «путешествий»: «Фрегат "Паллада"» И.А. Гончарова) и т. д. В каждом из видов пейзажа свои традиции, своя преемственность: не только «подражание», но и «отталкивание» (по терминологии И.Н. Розанова) от предшественников.

Пейзаж в художественных произведениях может быть статичным или "пейзажем-маршрутом", описанным динамически.

Взгляд искусства на природу можно обобщить словами Ф. Тютчева: Пейзаж в литературе есть постижение "языка" природы посредством образного слова.

При анализе пейзажа в литературном произведении очень важно уметь увидеть следы той или иной традиции, которой автор следует сознательно или же невольно, в безотчетном подражании стилям, бывшим в употреблении.

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ А.С.ПУШКИНА


.1 Эволюция пейзажной лирики в произведениях А.С. Пушкина


О лирике Пушкина говорить и трудно, и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии:


Свободен, вновь ищу союза

Волшебных звуков, чувств и дум.


В лицейские годы Пушкин пробует себя в разных поэтических жанрах и произведениях. В это время его лирика ещё во многом подражательна. Подражателен и пейзаж в стихотворениях этого периода. Например, в Воспоминаниях в Царском Селе Пушкин рисует оссианический пейзаж, основываясь на традициях средневекового балладного изображения природы [11,56].

Непременным условием творчества поэт считает свободу. Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими маститыми светилами, как Державин, Капнист. Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты от ума. Их творчество холодно и тенденциозно. Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. Там все в норме: ритм, форма, содержание.

Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзаж. В разные периоды своего творчества Пушкин по - разному изображал природу. На протяжении всего творческого пути функция пейзажа в его лирических произведениях усложнялась.

Находясь в южной ссылке, Пушкин посвятил немало стихотворных строк описанию южной природы. Пока это только крымский морской пейзаж. Позже, побывав на Кавказе, Пушкин создаёт серию стихотворений с изображением Кавказской горной природы. Стихотворения с южным пейзажем связаны в творчестве Пушкина с романтизмом [18,94]. Пушкин - романтик восхищался морем, бескрайним пространством, свободной, ни от кого не зависящей стихией. Больше всего он любил морскую бурю, в которой видел романтический бунт:


Взыграйте ветры, взройте воды.

Разрушьте гибельный оплот.

Где ты, гроза - символ свободы?

Промчись поверх невольных вод.

В стихотворении Узник тоже есть романтический пейзаж:

Мы вольные птицы, пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора.

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляет лишь ветер... да я!


Это стихотворение символично, в нём присутствуют все романтические символы свободы: гора, море, орёл, ветер. Темница символизирует земное существование человека, тоскующего по романтическому идеалу. Лирический герой романтических стихотворений Пушкина не смог слиться с морской стихией, океаном, не смог стать таким же свободным:


Ты ждал, ты звал... я был окован,

Вотче рвалась душа моя,

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я.


Пушкин прощается с романтическим пейзажем и романтизмом в послании К морю. В любовных стихотворениях Пушкина часто переживания лирического героя связаны с южным пейзажем. В любовной поэзии На холмах Грузии... описание ночной мглы, с которого начинается стихотворение, противопоставляется светлой, наполненной любовью речи лирического героя. Романтическая любовь, таинственная страсть в стихотворениях Пушкина изображаются на фоне южной экзотической природы. В стихотворении Ненастный день потух... унылая северная природа противопоставляется яркому южному пейзажу, при изображении которого лирический герой сразу же вспоминает и свою страстную любовь.

Для Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года. Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений.

В раннем творчестве Пушкина мы находим пейзаж, который описывался в основном поэтически, с характерными условными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя. Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно есть детали, указывающие на время года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна.

После южной ссылки в творчестве Пушкина наблюдается тяготение к реализму. Экзотический крымский пейзаж сменяется реалистическим описанием русской природы [21,53]. Русский пейзаж в стихотворениях Пушкина можно разделить на осенний и зимний; зимний - на ночной и утренний; осенний - на романтический приподнятый и подчеркнуто стихийный, реалистический. В стихотворении Румяный критик мой... невзрачный, неприглядный пейзаж иллюстрирует поэтическую позицию Пушкина в творчестве, его отказ от романтизма и утверждение реализма. В Осени, наоборот мы видим торжественно - романтическое, особенное изображение осени. Это позволяет Пушкину показать своё глубоко личностное восприятие природы, особенно осенней природы. Отношение поэта ко всем временам года можно найти именно в этом стихотворении. Оно содержит почти все мотивы пейзажной поэзии художника слова, посвященной разным временам года. Пушкин так описывает свою странную любовь к осени:


Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

Порою нравиться. На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева,

Играет на лице ещё багровый цвет,

Она жива ещё сегодня, завтра нет.


Пушкин воспринимает осень как гибель, но поэт говорит, что гибель тоже может быть красивой. На основании этого текста можно сделать вывод, что Пушкин, как и весну, не любит лето за зной, да пыль, за комаров, мух и жару. Именно из-за тихой красоты, которая пробуждает все самое лучшее в человеке, Пушкин любит осень больше, чем другие времена года.

С увяданием природы осенью пробуждается поэт, его организм приходит в норму, и вместе со здоровьем организма возвращается вдохновение, поэт чувствует прилив сил, его душа просыпается, и он начинает творить:


Я забываю мир - и в сладкой тишине,

Я сладко усыплен моим воображением,

И пробуждается поэзия во мне...

В Осени есть фраза, что лирический герой зимой более доволен, чем летом и весной. Что же нравится ему в зиме? Отвечая на этот вопрос, Пушкин рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, зимних праздников блестящие тревоги, катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Стихотворения с зимним утренним пейзажем могут быть оптимистические, жизнеутверждающие; лирический герой этих стихотворений восхищается красотой природы и радуется жизни:


Под голубыми небесами

Великолепными коврами...


В стихотворении Зимнее утро тихое великолепное утро после бури. Если вчера вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась, то сегодня мороз и солнце; день чудесный и снег лежит великолепными коврами. После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь. О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рассказывают ещё два стихотворения Пушкина: Зимняя дорога и В поле чистом.... Оба текста проникнуты одним и тем же настроением. Луна, неизменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этих текстах: пробирается луна, льет печально свет она, отуманен лунный лик, светит месяц.

В стихотворении Бесы зимний пейзаж символичен: дорога - это жизненный путь человека, буря - жизненные потрясения, бесы - человеческие страсти, сбивающие людей с истинного пути. Символический пейзаж мы встречаем и в таких стихотворениях Пушкина Анчар и Пророк. Анчар - это символ зла в мире, а пустыня в Пророке символизирует духовную пустоту, духовное перепутье человека.

В последние годы жизни Пушкин пишет все больше стихотворений на философские темы. Пейзаж в этих стихотворениях становиться тоже философским, теперь он напрямую связан с философскими размышлениями лирического героя. Проанализируем два стихотворения с философским пейзажем: Брожу ли я... и Вновь я посетил....


Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ли в многолюдный храм,

Сижу ль средь юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.


Так начинается одно из самых блистательных стихотворений Пушкина. Музыкальное повторение у и ли не кажется нарочитым, но создает особую мелодию стиха, всецело подчиняемую общей идее произведения.

В стихотворении Брожу ли я... мы видим философский конфликт между вечной природой и смертным человеком. Лирический герой размышляет о бренности земного существования человека, о быстротечности жизни, о смерти. Природа выступает здесь как символ красоты, гармонии. Она вечна в своей красоте, в смене времен года. Поколения людей тоже сменяют друг друга, но человек не вечен. Природа безучастна, у неё нет души, а каждый человек - это неповторимая индивидуальность. Поэта мучает мысль о скоротечности жизни, о том, что на смену ему придут новые поколения и он, возможно, будет забыт. Эта печальная мысль развивается на протяжении нескольких строф, но затем, по мере того как она уступает место философскому примирению с действительностью, меняется и звуковой настрой стихотворения. Элегическая протяженность исчезает, последние строки звучат торжественно и спокойно, лирическому герою стихотворения ничего не остается делать, как смириться с естеством природы:


И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Пушкин решает этот философский конфликт между природой и человеком в стихотворении Вновь я посетил.... Спасение человека от забытья смерти Пушкин видит в продолжении рода. В стихотворении Я памятник себе воздвиг... Пушкин говорит о другом способе жить вечно:


Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жить будет хоть один пиит.


Исключительное художественное чутье Пушкина руководило им в выборе ритма, размера стихотворения Долго ль мне гулять на свете.... Удивительно точно воспроизводится тряска дорожного экипажа:


Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?


Когда читаешь стихотворение «Обвал», невольно приходит на память гулкое горное эхо, возникают в воображении угрюмые очертания скал и обрывов:


...И ропщет бор,

И блещут средь волнистой мглы

Вершины гор.


На зловещем контрасте безмятежной природы и ужасов крепостничества строится Деревня. Идиллистическое описание природы призвано подчеркнуть ужас рабства и произвола непосвященных помещиков. Стихотворение условно можно разделить на две части. Первая часть - это «приют спокойствия», где все полно счастья и забвенья. По тону первой части ничто не предвещало взрыва негодования. Подбор оттенков говорит нам о радужных картинах сельской природы: душистые скирды, светлые лучи, лазурные равнины. Иначе, везде следы довольства и труда. Но вторая часть стихотворения несет антикрепостническую направленность.

Пушкин преимущественно изображал природу в её спокойные моменты; разгул стихийных сил, полный мрачной красоты, почти не нашёл себе отражения в поэзии Пушкина, за исключением трех стихотворений: Буря (1825), Бесы (1830) и Туча(1835). При этом последнее стихотворение изображает момент утихания бури, пронесшейся над землей и омрачившей на время ликующий день. Этот выбор момента чрезвычайно характерен для отношения Пушкина к природе...

Поэзия бури была понятна Пушкину, как и поэзия человеческих страстей, но едва ли не дороже была его душе ясная красота покоя. Поэтому, приветствуя ликующий день, он обращается к последней туче рассеянной бури, ещё наводящей на мир унылую тень, с бодрым призывом:


Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.


Уже неоднократно, почти по поводу каждого стихотворения, приходилось указывать на замечательную красоту и безыскусственность изображения, столь характерных для творчества Пушкина вообще. Обыкновенно Пушкин рисует известную картину путем простого перечисления ее отдельных элементов и признаков. Типичным примером пушкинских приемов изображения природы может служить картина утра в Полтаве:

Зари багряной полоса

Объемлет ярко небеса.

Блеснули долы, холмы, нивы,

Вершины рощ и волны рек,

Раздался утра шум игривый,

И пробудился человек.


Простота художественных приемов Пушкина сказывается также в самом выборе эпитетов и поэтических метафор, при помощи которых поэт придавал своей картине яркость и изобразительность. Их отличительная черта - точность и объективность; в большинстве случаев они передают непосредственное зрительное впечатление, сообщая ему особенную наглядность. пейзаж пушкин природный описание

Изредка Пушкин прибегает к обычному у поэтов приему одушевления природы путем перенесения на нее человеческих чувств, страстей, стремлений, когда на нее переносятся черты человеческой психологии, когда неодушевленная природа наделяется разумом, волей, страстями. Так, например, зима иногда представлена Пушкиным в виде старухи-волшебницы, то добродушной (и рады мы проказам матушки - зимы), то злой и мрачной (отдаленные седой зимы угрозы); в завывании зимней вьюги он слышит дикие голоса бесов и ведьм, в снежном вихре видит их кружащиеся хороводы; в вечном шуме моря то ропот друга заунывный, то зов его в прощальный час. Море представляется ему живым и одушевленным: оно проникнуто чувством безграничной свободы и титанической силы (гордая краса, свободная стихия, своенравные порывы). Эти характерные черты его особенно ясно чувствуются при сравнении с собственным состоянием (я был окован, могучей страстью очарован).

Возвращение весны радостно приветствуется природой (улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро города), старые сосны, как добрые друзья, ласково встречают поэтам (знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал). Стих особенно выразительный благодаря своей звукоподражательности.

В Медном всаднике Нева изображается в виде какого- то разъяренного чудовища, злобно кидающегося на беззащитный город. Иногда это одушевление природы выражается в одном лишь эпитете: печальная звезда, ликующий день.

Пушкин тяготеет к простому, скромному русскому пейзажу, с его неяркими красками, с его широким и плоским простором, от которого веет каким-то эпическим спокойствием и сладкой грустью [8,12]. С какой любовью изображает Пушкин эти задумчиво - грустные картины родного края:


На небе серенькие тучи,

Перед избой соломы кучи,

Да пруд под сенью ив густых

Раздолье уток молодых.


У Пушкина природа, скромная и такая простая на вид, засверкала всеми яркими красками. Пушкин учит любить и утреннюю свежесть весны, и очарование русской золотой осени, и великолепные зимние снежные покровы. А любовь к природе пробуждает в нас любовь к родному краю и к Родине.

Поэзия Пушкина обладает удивительным даром. Она как живительный бальзам воздействует на человека. Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет, но только через какое-то время, иногда много лет спустя, мы открываем для себя заново сказочный мир его поэзии и не устаем поражаться ее кристальной чистоте, ясности, одухотворенности. Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке.

Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, потому что каждое время года совпадало у поэта с определенным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова.

Таким образом, пейзаж в лирике Пушкина проходит сложную эволюцию, он связан непосредственно с различными периодами творчества поэта. В стихотворениях лицейского периода, подражая известным авторам, молодой Пушкин пробует себя в создании идиллического и оссианического пейзажей. В период увлечения поэтом романтическими идеалами пейзаж в стихотворениях тоже превращается в романтический, он часто сливается с описаниями любовных переживаний лирического героя. В Михайловский период Пушкин реалистически изображает русскую природу, утверждая реализм в своем творчестве.

Трудно назвать другого поэта, лирика которого была бы настолько насыщена философскими раздумьями, как лирика Пушкина. Стремление охватить действительность во всем ее многообразии, постичь глубины жизни обусловило многоплановость, многозначность стихотворений Пушкина. В поздней лирике Пушкина пейзаж выполняет символическую и философскую функции, помогая поэту в выражении своей особой философской позиции.


.2 Роль пейзажа в лирики А.С. Пушкина


Лирика Пушкина необыкновенно богата и разнообразна и по содержанию, и по форме. Но у него сравнительно немного пейзажных стихотворений. Природа не занимает в его творчестве такого места, как, например, у Ф. Тютчева, А. Фета. Но образы русского пейзажа постоянно входят в стихи, посвященные самым разнообразным темам. Картины природы мы встречаем в политической декларации поэта, стихотворении Деревня, где он говорит о бесчеловечности крепостного строя, в стихотворении Осень, где Пушкин размышляет о поэтическом вдохновении, в стихотворении Брожу ли я вдоль улиц шумных..., где он задумывается над быстротечностью человеческой жизни, в стихотворении К морю, где поэт повествует о своей судьбе, о своих думах [9,70].

Любовная тема в стихотворении Зимнее утро тесно переплетается с картинами русской природы. Пейзаж у Пушкина всегда реалистичен, конкретен. В стихотворении Деревня пейзаж играет очень большую роль. Композиционно стихотворение делится на две части.

В первой части Пушкин описывает идиллический сельский пейзаж Михайловского. Все дышит покоем: и темный сад с его прохладой и цветами, и луг, уставленный душистыми скирдами. Мирный шум дубков и тишина полей создают творческую атмосферу.

Картины лазурных равнин озер, белеющий иногда парус рыбаря - ничто, как кажется, не предвещает той напряженности чувств, накала эмоций, которыми проникнута вторая часть стихотворения. В ней поэт с гневом говорит о рабстве тощем, диком барстве. Как прекрасна и гармонична природа и как жестоко и бесчеловечно общественное устройство! Стихотворение К морю - и монолог поэта, и разговор его с морем.

Мысль о море, впечатление от его бескрайних просторов, от его могущества и свободы и заставляют Пушкина обратиться к раздумьям о своей судьбе. В стихотворении как бы подводятся итоги прошлого и вместе с тем Пушкин с тревогой задумывается о будущем. Образ моря, свободной стихии, - это символ абсолютной свободы, которая присуща природе и ее явлениям, не зависящим от воли человека. И тем острее чувство собственной несвободы, невозможности самому распорядиться своей судьбой. Пушкин дает точное и проникновенное описание моря:


Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

Читая это стихотворение, не только видишь волны голубые, блеск южного моря, но и как будто бы слышишь всплески волн, шум набегающего прибоя. Описания моря, связанные с ним ассоциации, способствуют раскрытию внутреннего мира поэта. Казалось бы, Осень - один из немногих образцов пейзажной лирики Пушкина. Простой и скромный пейзаж средней России передан здесь во всей его поэтичности [19,33].

Пушкин восторгается видом русской природы, ее осенней пышностью и красотой и воспринимает эту красоту как символ вечного обновления жизни:


Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…


Сила пушкинского пейзажа в том, что он в конкретных образах показывает нам в целом всю красоту и тихую прелесть русской природы. Пушкин находит прекрасное в самых простых, повседневных явлениях жизни. Мы чувствуем красоту легкого бега саней, суровой зимы, промерзлого льда, который звенит под копытами коня.

Перед нами проходит весь цикл времен года - весна, лето, осень, зима. О весне он пишет весьма иронично: …Я не люблю весны: Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен… Лето также не очень нравится ему:


Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.


Но даже чувствуя авторскую иронию, мы понимаем, что насмешка его не злая, а скорее добродушная. Осень - любимое время года поэта. Он пишет о ней во многих стихах, в романе Евгений Онегин и признается в безграничной любви к ней:


Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой…


Последние строфы стихотворения Осень посвящены главной теме - теме возникновения творчества, рождения поэзии.

Они подготовлены всем предыдущим содержанием. Восхищение красотой, гармонией природы пробуждает в поэте творческое вдохновение: И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута - и стихи свободно потекут. Точные и яркие образы солнечного зимнего утра сплетены в стихотворении Пушкина Зимнее утро с темой любви.

Жизнерадостная картина морозного утра созвучна чувствам влюбленного человека. Это стихотворение пронизано светом, радостным ощущением зимней русской природы. Этот зимний пейзаж легко представить себе зрительно. Голубое небо, ослепительный солнечный свет, искрящийся снежный ковер, чернеющий вдали типично русский пейзаж.

Природа не только гармонична и прекрасна, она не только пробуждает вдохновение, но и заставляет задуматься о быстротечности человеческой жизни:


Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.


Так пишет Пушкин в стихотворении Брожу ли я вдоль улиц шумных…. Вечная красота природы рождает в душе поэта мысли о смысле человеческой жизни [18,44]. И Пушкин заканчивает стихотворение мудрыми и светлыми словами:


И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.


Так пережили и помнят самого Пушкина сосновые аллеи Михайловского. В поэзии Пушкина находит отражение подлинная красота русской природы. Пушкинский пейзаж всегда тесно связан с внутренним миром лирического героя и дает ключ к пониманию человеческой души. Природа, описываемая поэтом, делает каждого добрее, отзывчивее, учит понимать прекрасное. Тютчев говорил, что животворный океан поэзии Пушкина дает человеку причастность к жизни всего мира.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Пейзаж Пушкина отличается широтой и многогранностью изображения, ощущением гармонии. Опираясь на народные традиции, он создал замечательные художественные образы, словно акварелью написанные, помогающие нам лучше видеть, слышать, чувствовать родную природу. Так чувствовать и видеть может только человек, поэт, имеющий высочайшие нравственные идеалы.

Пушкинский пейзаж богат разнообразием, он передаёт различные оттенки восприятия природы поэтом. Если к этому добавить, что в поэмах Пушкхтна и в романе "Евгений Онегин" самые различные персонажи в различных обстоятельствах воспринимают окружающую их природу, то несправедливость мнения 3. Саводника станет очевидной. Всё дело как раз в том, что природа у Пушкина в различных ситуациях воспринимается и описывается по-разному, потому что хтзображение природы у него характеризует сущность персонажа, его отношение к народному мировидению, его внутренний мир, его состояние в определённый момент.

Таким образом, пейзаж в лирике Пушкина проходит сложную эволюцию, его функции в стихотворениях связаны непосредственно с периодами творчества поэта. В стихотворениях лицейского периода, подражая известным авторам, молодой Пушкин пробует себя в создании разных типов пейзажа: идиллического, оссианического... В период увлечения поэтом романтическими идеалами пейзаж в стихотворениях становится тоже романтическим, он часто сочетается с описаниями любовных переживаний лирического героя. В Михайловский период Пушкин реалистически изображает русскую природу, утверждая реализм в своем творчестве. В поздней лирике Пушкина пейзаж выполняет символическую и философскую функции, помогая поэту в выражении особой философской позиции.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Авилова Н.С. Пейзажи у русских классиков // Русский язык. 1999. - № 41.-С. 14-15.

Арсеньев К. Пейзаж в современном русском романе // Вестник Европы. Кн. V.- 1885.

Арсеньев К.К. Пейзаж в современном русском романе // Арсеньев К.К. Критические этюды по русской литературе. СПб, 1888. - Т. 2. - С. 294 -336.

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. Т. 1. -М., 1994.

Белая Г. Вечное и преходящее. Человек и природа в интерпретации современной прозы // Литературное обозрение. 1979. - № 2. - С. 11-16.

Белецкий А.И. В мастерской художника слова // Избранные труды по теории литературы. М., 1964. (Гл. 6: Изображение живой и мертвой природы.)

Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М., 1992.

Бонди С.М. О Пушкине: статьи, исследования. - М., 1983.

Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. - М., 1974.

Виноградов В.В. Язык Пушкина и история русского литературного языка. - М., 2001

Витрук, О. А. Пейзаж как текстовое явление / О. А. Витрук. - Ростов-на-Дону: Юж. федер. ун-т., 2011. - 173 c.

Галанов Б. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь. М., 1974. - 1841. С. 184

Карантиров С. И. 1300 новых золотых страниц русской литературы М., ЗАО Славянский дом книги 2004г.

Левина, В. Н. Принципы классификации текстовых пейзажных единиц / В. Н. Левина // Вестник МГОУ. Серия Русская филология. -2011. -№ 3. - С. 21-26

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

Литературная энциклопедия Т. 6 / Ком. Акад.; НИИ лит. и искусства; Ред. коллегия: Лебедев-Полянский П. И., Маца И. Л., Нусинов И. М., Скрыпник И. А. Фриче В. М.; Отв. ред. Луначарский А. В.; ученый секретарь Гельфанд М. С. - М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1932. - [IV], 920 стб.: ил.

Мейлах Б.С. творчество А.С. Пушкина: развитие художественной системы. - М., 1993.

Одинцов В.В. Лексика стихотворной речи Пушкина // Русский язык в школе. - 1981. - № 3.

Саводник В. Ф. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева очерки по истории русской литературы ХIХ века М., 1997г.

Тарханов В. Л. Русская литература ХIХ века М., Просвещение 2000г.

Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. - Л.: Наука, 1986. С.280.


Теги: Эволюция пейзажа у Пушкина  Курсовая работа (теория)  Литература
Просмотров: 23468
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Эволюция пейзажа у Пушкина
Назад