Реферат
Цветная лирика С. Есенина
Автор: Евстратова В. П.
Оглавление
Введение
Глава 1. Становление С. Есенина как поэта-лирика «бревенчатой избы»
.1Есенинская поэтическая одухотворенность мира, его правдивость
.2Любовь к человеку, к народу, к Родине в творчестве С. Есенина
Глава 2. Символика цвета в лирике С. Есенина
.1Цветная лирика юности
.2Цвет революции в стихах поэта
.3Расцвет поэтического творчества С. Есенина
.4Цвета любви
.5Краски уходящей юности, безысходности, драматичности
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Творчество Сергея Есенина почитаемо и любимо народом. Оно отразило красоту родной земли. Его стихи зовут к добру и свету, воспитывают чувство красоты, любовь к Родине, требовательное отношение к себе, правдивость и искренность. Они являются для нас не только источником радости, предметом эстетического наслаждения, но и фактором большой нравственной силы, потому что в их основе лежит высокая человечность.
Целостный подход к наследию Есенина предполагает трезвую, критическую оценку тех его произведений, которые связаны с трудными моментами его биографии, которые отразили противоречивое восприятие им сложных социальных процессов. Мы глубоко чтим и восхищаемся всем тем, что навеки породнило Есенина с Русью, с её историческими эпохами и с великими гуманистическими традициями русской поэзии.
Много ученых и искусствоведов изучали творчество С. Есенина, его жизненный путь. В реферате использованы труды доктора филологических наук И. С. Эвентова, который воссоздал весь жизненный путь С. Есенина. Описал его детство, учение, жизнь в Москве, Петрограде, участие в войне, в революции 1917г., его путешествие в Европу и Америку, любовь к Айседоре Дункан, его жизненную драму, роковые дни.
Приводятся выдержки из критико-биографического очерка о С. Есенине Корнелия Зелинского с дореволюционными стихами, размышления Захарова А.Н. о поэтике Есенина. Подробно описано творчество поэта Прокушевым Ю. « Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха». Приводятся стихи послереволюционного периода в жизни С. Есенина, опубликованные в книге Т. С. Аверкиной.
Целью данного реферата является изучение символики цвета в лирике С. Есенина. Этот стилистический приём связан у него с романтизацией деревенского бытия и со стремлением выразить красоту сильного лирического чувствования. Образы людей, животных, природы носят зрительный, красочный характер. Есенин словно направляет на изображаемый предмет ярчайшие краски чистых и сильных тонов.
Для изучения символике цвета в лирике С. Есенина положен принцип поэтапного жизненного пути, становления характера, влияние политических событий на его творчество, незащищенность поэта перед трудностями жизни и быта, которые встретились на его пути.
Может быть, под влиянием внезапных разочарований, душевной усталости, Есенин и оборвал свою жизнь.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Всё равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
С. А. Есенин
«Спит ковыль. равнина дорогая…»
Глава 1. Становление С. Есенина как поэта - лирика «бревёнчатой избы»
.1 Есенинская поэтическая одухотворённость мира, его правдивость
С. Есенин родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. Все детство его прошло в деревне. Бабка водила Сергея с 8 лет по разным монастырям. В доме ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед, обладавший прекрасной памятью, зная великое множество народных песен, а старуха приживальщица, ухаживая за малышом, рассказывала ему народные сказки. Большой след оставили в его памяти деревенская улица, дружба с мальчишками, участие в крестьянских работах. На всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы: холмистый берег Оки, избы с соломенными крышами, церковь в центре села, стройные многолетние берёзы с множеством грачиных гнезд, огромные луга, усеянные цветами. Любимыми воспоминаниями поэта были выезды в ночное, сенокосы. Он был озорником, с ребятами делали набеги на сады и огороды, лазил по деревьям, играл в лапту. С пяти лет Сергей научился читать, и это наполнило новым содержанием его мальчишескую жизнь. В девять лет он поступает в Константиновское земское четырёхгодичное училище, которое закончил в 1909 году с отличием. Первые стихи Сергей написал в 9 лет, но сознательное творчество он сам относит к 16-17 годам, когда заканчивал церковно-учительскую школу. В лирических стихах Есенина обращает на себя внимание одухотворённость мира. Предмет, который он рисует, и прежде всего природа, всегда движется. Месяц, который сравнивается с кудрявым ягненочком, «гуляет» в голубой траве. Рога месяца, отразившегося в затихшем озере, «бодаются» с осокой. Если взглянуть на озеро «с тропы далекой», то покажется, что «вода качает берега». Полынь не пахнет, а «веет запахом», сад не цветет, а «пышет, как пенный пожар» и т.д.
Тучи - как озера,
Месяц - рыжий гусь.
Пляшет перед взором
Буйственная Русь.
Дрогнул лес зеленый,
Закипел родник.
Здравствуй, обновленный
Отчарь мой, мужик!
Или:
На корточках ползали слухи,
Судили, решали шепча.
И я от моей старухи
Достаточно их получал
Однажды вернувшись с тяги,
Я лег подремать на диван.
Разносчик болотной влаги,
Меня прознобил туман.
В жизни Есенина происходило много событий, встреч, разочарований. Его тяготила жизненная неустроенность, назойливость лжедрузей. Он осознавал загубленность молодости. Это был период декаденства в творчестве Есенина. «У собратьев моих, - писал он, - нет чувства Родины во всем широком смысле этого слова, поэтому у них так и несогласованно все».
Все это пагубно отразилось на его творчестве. В лирике Есенина возникли кабацкие, «разгульные», озорные мотивы. Герой его стихов все чаще выступал в образе ночного гуляки, сорванца, повесы, скандалиста:
Я московский озорной гуляка.
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.
Или:
Низкий дом без меня ссутулится,
Старый пес мой давно издох.
На московских изогнутых улицах
Умереть, знать, судил мне бог.
Есенин быстро разобрался в своих лжедрузьях, ушел от декаденства. Но старые связи, назойливые домогания непрошенных гостей портили ему жизнь до конца его дней.
И уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтрему все заживет!»
В декабре 1923 году он печатает стихотворение «Пускай ты выпита другим…», в котором говорит:
Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.
1.2 Любовь к человеку, к народу, к Родине в творчестве С. Есенина
есенин поэт цвет лирика
Все поэтические образы Есенина движутся, превращаются, а человек и природа неразделимы. Однако мысль о том, что мир и человек находятся в дороге, подводила поэта к другой мысли - о конце этого движения, о смерти. В пятнадцать лет он написал стихи о прекрасной девушке, которая поила коня «из горстей в поводу». Заканчивает свое стихотворение сценой, как эту девушку несут мимо его окон хоронить. Такова правда жизни у Есенина: красивое, как и вся жизнь, скоротечно, непрочно. Горький акцент сопровождает лирику Есенина на всем ее пути.
…Теперь года прошли.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по иному…
…Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть…
…Мы теперь уходим понемногу
В ту сторону, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Или в стихотворении «Стансы»:
…Хочу я быть певцом
И гражданином,
Чтоб каждому,
Как гордость и пример,
Был настоящим,
А не сводным сыном -
В великих штатах СССР.
Даже поездка в Европу и Америку с любимой женщиной Айседорой Дункан тяготила Есенина. Ему хотелось домой, в обновленную Россию, в ширь степей, глубину озер, где все знакомо до боли и радует душу. Возвращение на Родину было праздником для поэта: родились стихи «Мой путь».
…Устав таскаться
По чужим пределам,
Вернулся я
В родимый дом.
Зеленокосая,
В юбчонке белой
Стоит береза над прудом.
Много красоты и богатства таится в глубоко человечной лирике Есенина. Удивительна способность поэта раскрывать прелесть самой жизни, заражать его великой любовью к Родине, которую он умеет вложить решительно во все, что изображает: и в березку, и в поле, и в сноп соломы.
Социальная сторона жизни деревни, революция, классовые противоречия, не питало его чисто лирических впечатлений. Общедемократические и гражданские мотивы звучат в стихах «Капли», «У могилы», «Кузнец», «Русь», поэме «Марфа Посадница». Однако главным, что будило поэтическое восхищение у Есенина, откуда он брал краски, образы, - была «древляя», патриархальная Русь, с ее кротостью и буйством, смирением и широтой, с ее прелестью естественных отношений.
…Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок - ветер по самые плечи
Заголил на березке подол…
Или:
…Да сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Восхищаться уже я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души…
Далее он пишет:
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
И уже в 1925 году, за несколько месяцев до смерти, С. Есенин пишет стихи о полевой России. Он, наконец - то понял, что прогресс не повернуть назад, что «тележная», «соломенная» Россия должны уйти в прошлое. А он будет любить Россию обновленную, потому что она - его Родина.
…Мне теперь по душе иное…
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.
Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь…
Глава 2. Символика цвета в лирике С. Есенина
.1 Цветная лирика юности
Красота родной природы, деревенский быт, широта души русского человека воспитали Есенина как поэта - лирика. Его поэзия многоцветна и очень гармонично сливается с его внутренним миром. В его первых стихах преобладают голубые, алые, зеленые тона. Есенин воспевает Русь, деревенское бытие.
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Его ранняя поэзия в этот период спокойная, безмятежная.
Выткался на озере алый цвет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где - то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.
В 1911 году Есенин переезжает в Москву. Но город привлекает его как место, где можно заняться литературным образованием и опубликовать свои стихи. Он чужд поэту. «Москва, - писал он, - это бездушный город, и все, кто рвется к солнцу и свету, большей частью бегут от нее. Москва не есть двигатель литературного развития, а она всем пользуется готовым из Петербурга. Здесь нет ни одного журнала. Положительно ни одного. Есть, но которые только годны на помойку, вроде «Вокруг света», «Огонек».
В этот период в его стихах появляются резкие, контрастные цвета.
…Бродил я в каменной пещере,
Как искушаемый монах.
Как муравьи, кишели люди
Из щелей выдолбленных глыб,
И, схилясь, двигались из груди,
Что чешуя скорузлых рыб.
2.2 Цвет революции и войны в стихах поэта
Благотворное действие оказало пребывание в московской рабочей среде. Есенин знакомится с наборщиками, печатниками, переплетчиками, среди которых было не мало потомственных пролетариев. Сам устраивается на работу в типографию. В марте 1913 года Есенин участвует в забастовке протеста против гонений на пролетарскую печать. Была закрыта властями большевистская газета «Наш путь». События эти отразились в поэзии Есенина. В стихотворении «Кузнец» он призывает рабочих сбросить с себя постыдный страх, «…разогнать черные тучи, хмурые дни…», за которыми для всех «…засияет блеск солнца в голубом сиянье дня…».
Душно в кузнице угрюмой,
И тяжел несносный жар,
И от визга и от шума
В голове стоит угар.
К наковальне наклоняясь,
Машут руки кузнеца,
Сетью красной рассыпаясь,
Вьются искры у лица.
Взор отважный и суровый
Блещут радугой огней,
Словно взмах орла, готовый
Унестись за даль морей…
Куй, кузнец, рази ударом,
Пусть с лица струится пот.
Зажигай сердца пожаром,
Прочь от горя и невзгод!
Закали свои порывы,
Преврати порывы в сталь
И лети мечтой игривой
Ты в заоблачную даль.
Там вдали, за черной тучей,
За порогом хмурых дней.
Реет солнца блеск могучий
Над равнинами полей.
Тонут пастбища и нивы
В голубом сиянье дня,
И над пашнею счастливо
Созревают зеленя.
Взвейся к солнцу с новой силой,
Загорись в его лучах.
Прочь от робости постылой,
Сбрось скорей постыдный страх.
/1914/
В одном из писем образным языком, но достаточно прозрачно говорится о настроениях поэта, вызванных террором властей, и о том, что можно ждать впереди.
«Печальные сны охватили мою душу. Злой рок обманул, и деспотизм еще будет владычествовать, пока не загорится заря. Сейчас пока меркнут звезды, и расстилается тихий легкий туман, а заря еще не брезжит, но всегда перед этим или после этого угасания владычества ночи, всегда бывает так. А заря недалека, и за нею светлый день….»
Началась война 1914 года. Есенин видел, какое опустошение приносит она России, русской деревне. На сенокосе не хватало мужских рук, часть урожая погибала под дождем. А когда стало известно о разгроме русских войск в Восточной Пруссии, о многих тысячах жертв, он легко вообразил себе трагедию женщин, потерявших на фронте мужей, кормильцев, отцов своих детей. В его творчестве появляются седые черные краски, красная - цвет крови, белые, печальные тона.
Понакаркали черные вороны:
грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.
Повестили под окнами сотские
Ополченцам идти на войну.
Загыгыкали бабы слободские,
Плач прорезал кругом тишину.
В стихотворении «Узоры» он рисует трагедию этих лет.
Девушка в светлице, вышивает ткани,
На канве в узорах конья и кресты.
Девушка рисует мертвых на поляне,
На груди у мертвых - красные цветы.
…В трепетном мерцанье, в белом покрывале
Девушка, как призрак, плачет у окна.
2.3 Расцвет поэтического творчества С. Есенина
Москва тяготит Есенина. Он переезжает в Петербург. Встречается с редакторами, поэтами. Познакомился со многими писателями, ходил на творческие вечера. Со временем он стал более разборчив в своей дружбе, связях. Он явственнее приближался к демократическому лагерю литературы. Он познакомился с Блоком, а позднее с М. Горьким, В. Маяковским, В. Шишковым, П. Орешиным. Его стихи начинают печатать в журналах. В 1916 году вышла его книга «Радуница». Это был великий праздник для поэта. Ему было всего 21 год.
Простота языка, реализм, близость к фольклору, задушевность авторского голоса, непосредственность чувства - все это отличало Есенина от других поэтов. О нем заговорили как о самобытном поэте - лирике, творце «дивных красок», художнике с будущим.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
«Береза».
Поэзия Есенина связана с романтизацией деревенского бытия и стремлениям выразить красоту сильного лирического чувствования. Это чувства восхищения природой, влюбленностью в женщину, любви к человеку, к жизни, к красоте бытия вообще. Эти образы чаще всего носят зрительный , красочный характер. Есенин словно направляет на изображаемый предмет ярчайший спектр самых чистых и сильных тонов. Если Есенин говорит о том, что и его коснулся новый свет, то «все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы». Вообще «золотой» и «синий» - самые любимые цвета поэта. Золотой блеск переливается в его стихах, переходя от солнца к соломе, волосам, молодости, жизни, женщине и т.д.: «сердце станет глыбой золотою», «Эх ты, молодость, буйная молодость, золотая сорвиголова!». «Синий свет, свет такой синий! В эту синь даже умереть не жаль». Синее струится во всем: «синий май», «несказанное, синее, нежное…», «Предрассветное. Синее. Раннее…», «воздух прозрачный и синий…» и т.д. Золотое становится «желтым», синее - голубым, на листьях крапивы - «яркий перламутр». Цвета характеризуют предмет, смешиваются, играют.
О Русь - малиновое поле
О синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
«Запели тесаные дроги…»
Революция 1917 года открыла Есенину путь к массовому читателю. Он выступает в концертных залах, в Академии художеств, на литературных вечерах. Революцию он принял с восторгом. Поэт внутренне был уже подготовлен к ней, весь его человеческий темперамент гармонировал с Октябрем. Рождаются стихи «Небесный барабанщик».
Смыкайтесь же тесной стеною!
Кому ненавистен туман,
Тот солнце корявой рукою
Сорвет на златой барабан.
Сорвет и пойдет по дорогам
Лить зов над озерами сил -
На тени церквей и острогов,
На белое стадо горилл.
Осенью 1918 года Есенин написал стихи по случаю открытия мемориальной доски на Кремлевской стене у могил героев Октябрьской революции. В стихах цвет красных зарниц, золотого солнца, утренней зари, ассоциирующие с переменами в стране.
Спите, любимые братья!
Снова родная земля
Неколебимые рати
Движет под стены Кремля.
Новые в мире зачатья,
Зарево красных зарниц…
Спите, любимые братья,
В свете нетленных гробниц.
Солнце златою печатью
Стражем стоит у ворот…
Спите, любимые братья,
Мимо вас движутся ратью
К зорям вселенским народ.
«Кантата».
В этот период жизни он встречается с Дзержинским, Свердловым, Луначарским, Калининым.
2.4 Цвета любви
Как все люди С. Есенин влюблялся и был любим. Очень много стихов он посветил женщинам, матери, любви. Эти стихи переливаются всеми цветами радуги.
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато - карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
…Только б тонкой касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Что желать по житейскую ношею,
Проклиная удел свой и дом?
И хотел бы теперь хорошую
Видеть девушку под окном.
Чтоб с глазами она васильковыми
Только мне -
Не кому - нибудь -
И словами и чувствами новыми
Успокоила сердце и грудь.
Любовь представала его взору как убежище от метели и бед, как подарок судьбы:
Ах, метель такая, просто, черт возьми,
Забивает крышу белыми гвоздями.
Только мне не страшно, и в моей судьбе
Непутевым сердцем я прибит к тебе.
«Ах, метель такая…»
2.5 Краски уходящей юности, безысходности, драматичности
Повзрослевший поэт грустит о быстротечности времени, в стихах проглядывает грусть. Ему жаль своей жизни прожитой в гульбе и кутежах, загубленной молодости. В стихах появляются краски осени, увяданья, «свинцовой свежести полынь», он как бы прощается с юностью.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? не ты ль приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Или:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Молодая Россия строится, развивается промышленность. Он вроде бы хочет перемен, как истинный патриот, но с грустью смотрит на безвозвратно уходящую старину. Его творчество снова окрасилось в тона безысходной драматичности, пессимизма.
Спи ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
...
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на Родине любимой,
Все любя, спокойно умереть.
Заключение
Приведенные наблюдения приводят к выводу: Есенин вырос в традиции народного, классического русского стиха. Он был деревенским мальчиком с мягким характером и лиричной душой. Он умел подмечать красоту природы, человеческую жизнь, политические и экономические изменения в стране. Свои чувства он выражал в стихах. Они были одухотворенными. Предметы, которые он рисует, и прежде всего природа, всегда движутся. Он очень много пишет стихов о природе, красоте полей, убогости деревни, подмечает жизненные эпизоды, одушевляет животных.
Жизнь в городе его тяготила. Он жил там только потому, что ему хотелось напечатать свои стихи, учиться литературе, ему нужно было встретиться с писателями и поэтами, с аудиторией слушателей.
В жизни Есенина происходило много событий, встреч, разочарований. Его тяготила жизненная неустроенность, назойливость лжедрузей, дружеские попойки. Он осознавал загубленность молодости и все это описывал в своих стихах. Горький акцент сопровождает лирику Есенина на всем ее пути.
Очень велика была любовь Есенина к Родине. Он принимал ее и любил разную: бедную, убогую, с классовыми противоречиями, революционную, обновленную. Даже заграница его не прельстила. Можно сказать, что все стихи Есенина автобиографичны.
Его поэзия многоцветна и очень сливается с его внутренним миром. В его стихах преобладают голубые, синие, зеленые, золотые, желтые тона. Его ранняя поэзия спокойная и безмятежная.
В осенний период в жизни страны он окрашивает в алые и красные, черные тона, цвета крови и печали.
Революцию он воспринял как блеск солнца в голубом сиянье дня, разогнавшего черные тучи. Есенин понимал, что начавшийся прогресс в стране изменил Россию, его убогую деревню. Назад уже ничего не вернешь. И он любит Родину обновленную. В его стихах появляется «цвет стали», «золото барабанов». Но как сказал сам Есенин, он так и остался поэтом «золотой бревенчатой избы».
Список используемой литературы
Аверкина, Т.С. Стихотворения и поэмы Есенина, С.А. - М., 1993.
Захаров, А.Н. Поэтика Есенина. - М. 1995.
Зелинский, К. Сергей Есенин. - М., 1988.
Марченко, А. Поэтический мир Есенина. - М. - 2-е изд., 1989.
Прокушев, Ю. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха.-5-е изд.-М., 1989.
Эвентов, И.С. Сергей Есенин. Биография писателя. - М., 1987.