Устройство идеального государства по произведению Томмазо Кампанелла "Город Солнца"

Минобрнауки Р.Ф.

Владимирский государственный университет

Кафедра истории и культуры

Древнего мира и средних веков


Курсовая работа на тему:

«Устройство идеального государства по произведению Томмазо Кампанелла «Город солнца»»


Выполнила:

Студентка Группы И-42

Исторического факультета ОЗО

Соломатина Л.А.

Проверил:

Спиридонова Т.В.


Владимир 2012 г


Содержание


Введение

Глава 1. Государственное устройство Города Солнца

§1. Система управления островом

§2. Социальный строй

Глава 2. Черты государства

§1. Всеобщая трудовая повинность

§2. Религия в Городе Солнца

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Тема социальной утопии, надежды на лучшую жизнь, на справедливую и честную власть, социальное равенство и отсутствие классовой системы еще с древнейших времен занимала величайших мыслителей самых разных цивилизаций. Об тех самых местах, которых нет, и не может быть, говорили еще в древнем Китае, эту тема развивал Платон, но создание той самой модели этого совершенного государства, пусть и без указания путей образования этого места в реальном мире, бесспорно, является заслугой Томмазо Кампанеллы, написавшего «Город Солнца».

Томмазо Кампанелла жил в переходное время от феодализма к капитализму. Он собственными глазами наблюдал как феодалы грабили простой народ. Но и новые порядки, которые шли на смену феодальным, были основаны на эксплуатации трудящихся. И он был одним из тех немногих благородных умов человечества, который поставил в общей форме вопрос: чем объяснить, что во все времена плохо живется тем, кто трудится, и хорошо - праздным бездельникам? Виноват во всем социальный строй, покоящийся на собственности, и этот строй должен быть в корне изменен. Кампанелла нарисовал идеальный общественный порядок в своем сочинении «Город Солнца» и наивно думал, что такой порядок может быть осуществлен, едва только люди познакомятся с ним.

На развитие утопической мысли всегда влияла социально-историческая обстановка. В средние века - прежде всего волнения крестьянской и городской бедноты. В XV - XVI вв., с зарождением буржуазии, формируется новое, гуманистическое мировоззрение. Гуманисты - предшественники будущей эпохи Просвещения - верили в прогресс человечества, отвергали пессимистические взгляды «отцов церкви» на возможность счастья лишь в загробном мире, отстаивали самоценность личности и право каждого на свободное бытие.

Вместе с тем и эта эпоха не лишена социальных проблем и противоречий. Сложный характер эпохи отразился в творении Томмазо Кампанеллы «Город Солнца».

Итак, предметом исследования данной работы является устройство идеального государства по роману Томмазо Кампанеллы «Город Солнца». Объектом данного исследования будет являться средневековое итальянское общество конца XVI - начала XVII века.

Проблема данной работы состоит в рассмотрении государства и общества Италии того времени, с целью исследования представлений об идеальном государстве и его устройстве в средние века по роману Томмазо Кампанеллы «Город Солнца». Для этого необходимо будет решить следующие задачи: утопия роман кампанелла

рассмотреть систему управления средневековым обществом;

познакомиться с социальным устройством;

выяснить степень развития сельского хозяйства и ремесла;

выяснить, какую роль играла религия в идеальном государстве.

Выбранная мною тема является актуальной и в наши дни. На протяжении многих веков людей не составляет желание устроить свою жизнь на земле по возможности счастливее и лучше. Однако разные люди в разное время представляли счастье по-своему, и видели различные пути его достижения. Сделать счастливыми на этой земле всех не удавалось еще никому, и тем не мене навязчивая идея построения рая на земле не оставляет умы людей и до сих пор. Так рождались различные модели идеальных систем. Подобная система представлена в романе Томмазо Кампанеллы «Город Солнца».

Характеристика исторического источника.

«Город Солнца» произведение Томмазо Кампанеллы (1568-1639) написано в 1602 г. Произведение является нарративным источником. Томмазо Кампанелла (до пострижения в монахи его имя было Джованни Доменико) родился в 1568 году. Это один из величайших итальянских мыслителей, один из основоположников утопического социализма. Родился около Стило в Калабрии. В 1582 году вступил в орден доминиканцев. С юных лет он занимался изучением философии. Несмотря на свою причастность к монашескому ордену, Кампанелла выступает против схоластики и иезуитов, за что подвергался преследованию со стороны инквизиции. Одним из произведений, направленных против официальной схоластики и теологии, была «Философия, доказанная чувствами», написанная в 1589 году в стенах монастыря. В 1598 году Томмазо Кампанелла был арестован по обвинению в участии в заговоре и приговорен к пожизненному заключению. Освобождён лишь в 1626 году. Последние годы своей жизни провёл во Франции, где и умер в 1639 году.

Пытки и двадцатисемилетнее заключение не сломили Т. Кампанеллу. В тюрьме он написал большинство своих философских трактатов, в том числе и диалог «Город Солнца».

Первоначальный текст «Города Солнца» был написан на итальянском языке; сохранилось 11 списков, которые все относятся к первым десятилетиям XVII века. В 1613 году произведение было переведено на латинский язык, но перевод остался неизданным ещё в течение 10 лет. Впервые латинский текст был издан в 1623 году Т. Адами во Франкфурте. Итальянский текст был впервые опубликован в 1904 году. На русский язык «Город Солнца» был переведён в 1906 году и издан в Санкт-Петербурге. Отдельной книгой в России сочинение было издано в 1907 году (в Петербурге) в переводе с латинского Генкеля А.Г. При написании работы использовался перевод Ф.А. Петровского.

Что касается литературной формы «Города Солнца», то он написан в форме диалога между Гостинником (владелец постоялого двора) и Мореходом, прибывшим из дальнего странствия и видевшего необычную страну, которая называется Город Солнца. Основная часть повествования ведётся от первого лица.

Обратимся к историографии вопроса. В «Философском словаре» Томмазо Кампанелла назван одним из родоначальников утопического социализма. Однако некоторые исследователи не согласны с таким определением. Например, А.И. Володин "Утопический социализм в России" (Хрестоматия под ред. А.И.Володина)
Москва, Политиздат, 1985г., отрицает то, что Кампанелла является основоположником утопического социализма. Он считает его произведение «реакционными в своей положительной части». Жизнь и творчество исследовались Петровским Ф.А., Кампанелла. Биографический очерк.1947г; Рутенбургом В.И. Кампанелла. - Л., 1956,; Штекли А.Э. Кампанелла. М.: «Молодая гвардия», 1966; Горфункелем А.Х. Томмазо Кампанелла. М., «Мысль», 1969,; Львовым С.Я. Гражданин Города Солнца: Повесть о Томмазо Кампанелле. М.: Политиздат, 1979.

Главному произведению Кампанеллы «Городу Солнца» также посвящено немало исследований, в том числе прочитанные нами работы Волгина В.П. Коммунистическая утопия Кампанеллы. 1950г.; Вступительная статья к академическому изданию «Города Солнца», 1954., Штекли А.Э. "Город солнца": утопия и наука. М., 1978 г., Горфункеля А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М.: Высшая школа, 1980. - С. 301-328.

Среди исследователей нет единодушия, можно ли считать «Город Солнца» частью ренессансной культуры или относить его к последующему периоду. С.Д.Сказкин История Средних веков, М. 1977 г., причислял Кампанеллу к гуманистам Возрождения. В.П.Волгин говорил о «Городе Солнца» как о замечательном произведении, сочетающем принципы гуманизма с принципами общности - с социализмом.


Глава 1. Государственное устройство Города Солнца


§1. Система управления островом


Кампанелла полагал, что в обществе, основанном на общей собственности, сохранится государство. Однако государство, им описанное, резко отличалось от всего, что было известно ранее. Власть и управление в Городе Солнца основываются на трех принципах: 1) главными задачами нового государства будут организация производства и распределения, управление воспитанием граждан; 2) эти задачи государства обусловливают значительную роль ученых в осуществлении власти и управления; 3) новый общественный строй требует участия народа в управлении государством.

Кампанелла изображает совершенно новую организацию государственной власти, не имеющую аналогии в истории.

Во главе общины стоим верховный правитель, он же первосвященник, именуемый Солнце или Метафизик, и обозначаемый Кампанеллой с помощью солнечного символа . Верховный правитель - мудрейший философ и первосвященник одновременно. Он должен знать историю и нравы всех народов, математику, абстрактные науки, физику, астрологию, а также технические искусства (Кампанелла впервые из мыслителей поднял на такую высоту ручной труд). Таким образом, правитель, пусть совершенно неопытен в правлении государством , не будет ни жестоким, ни преступным, ни тираном именно потому, что он мудр. При нем имеются три соправителя -Мощь, Мудрость и Любовь (Пон, Син и Мор), - ведающие : вопросами войны и мира, военным искусством и ремеслами ; свободными искусствами, науками, учебными заведениями; вопросами контроля за деторождением, воспитанием, медициной, земледелием и скотоводством. Избрание (пожизненное, за исключением тех случаев, когда верховные правители сами сочтут нужным передать свои должности более достойным) высших четырех правителей основано на совершенстве их познаний во всех необходимых науках.

Это правительство избирает (а по существу, назначает) всех остальных должностных лиц, причем избрание их утверждается малым Советом. Под началом Мощи есть Стратег, Начальник единоборств, Заведующий чеканкой монеты, Казначей, Начальник арсенала, Конюший, Начальник разведки, Начальник конницы, Начальники пехоты и артиллерии, Инженер, Юстициарий. Число подчиненных Мудрости должностных лиц соответствует числу наук : имеются Астролог, Космограф, Геометр, Историограф, Поэт, Логик, Ритор, Грамматик, Медик, Физик, Политик, Моралист. Любви подчиняются Заведующий деторождением, Воспитатель, Медик, Заведующий одеждой, Агроном, Скотовод, Заведующий приручением животных, Главный Кухмистр. У них столько же должностных лиц, сколько мы насчитываем добродетелей: Великодушие, Мужество, Целомудрие, Правосудие, Усердие, Благотворительность, Бодрость, Воздержание... Судьи и низшие должностные лица - учителя и священники.

Высший правительственный орган - Совет, состоящий из первосвященника, трех помощников и нескольких высших сановников. Он сам себя пополняет, выбирая членов из намеченных народом кандидатов. В Городе Солнца существует народное собрание (Большой Совет), который критикует деятельность правящих, заявляет требования об их смещении, намечает кандидатов на посты. Он собирается каждое новолуние и полнолуние. В нем присутствуют все от двадцати лет и старше, и всем предлагается поодиночке высказаться о том, какие есть в государстве недочеты, какие должностные лица исполняют свои обязанности хорошо, какие - дурно... Должностные лица (кроме высших) сменяются по воле народа... Все по отдельности подсудны старшему начальнику своего мастерства. Таким образом, все главные мастера являются судьями и могут присуждать к изгнанию, бичеванию, выговору, отстранению от общей трапезы, отлучению от церкви и запрещению общаться с женщинами... Тюрем и палачей у них нет...Смертная казнь исполняется только руками народа, который убивает или побивает осужденного камнями, и первые удары наносят обвинитель и свидетели.

Должностным лицам помогают советом, так называемые жрецы, которые определяют дни посева и жатвы, ведут летопись, занимаются научными изысканиями (в том числе модной тогда астрологией, которую Кампанелла в духе времени считал важной наукой).

В Городе Солнца существуют право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Солярии спорят друг с другом почти исключительно по вопросам чести. "Они преследуют у себя неблагодарность, злобу, отказ в должном уважении друг к другу, леность, уныние, гневливость, шутовство, ложь, которая для них ненавистнее чумы". Процесс гласный, устный, быстрый. Для уличения необходимо пять свидетелей (это определяется тем, что солярии всегда ходят и работают отрядами). Пытка и судебные поединки, свойственные феодальному процессу, не допускаются. Наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку.

Представления Т. Кампанеллы о путях утверждения нового общества туманны. Город Солнца основан неким мифическим народом, сведущим в философии и астрологии. По мере распространения необходимых познаний весь мир придет к тому, что будет жить согласно их (соляриев) обычаям. Порядки Города Солнца он называет, "образцом для посильного подражания", государственным устройством, "открытым посредством философских умозаключений".


§2. Идеи социального равенства


В тюрьме Кампанелла, безусловно, размышлял о неравенстве и о наилучшем государственном устройстве. Люди нового времени, по сути, оставались рабами. Рабами своих королей, своих работодателей. Ни о каком равенстве в правах речи и не шло. «Город Солнца» - идеальное, с точки зрения автора, общество, где трудятся все и нет «праздных негодяев и тунеядцев». Эта мысль была особенно актуальна для угнетённого народа. Кампанелла пришёл к выводу: существующий государственный строй несправедлив. Чтобы люди жили лучше, его должен сменить другой, более совершенный строй, где все люди будут равны между собой. Подробности этой идеи Т. Кампанелла тщательно прорабатывает и описывает. Они все принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве: знать это полагается каждому, так как знания эти считаются у них почётными.
Так как должность каждого определяется с детства сообразно с расположением и сочетанием звезд, наблюдавшихся при его рождении, то благодаря этому все, работая каждый в соответствии со своими природными склонностями, исполняют свои обязанности как следует и с удовольствием, так как для всякого они естественны. Это одинаково относится как к военному делу, так и ко всякого рода другим занятиям. Однако если у человека нет зрения, он может чесать шерсть, щипать перья для подушек; хромой может стоять на страже; у глухого есть зрение и т. д. В крайнем случае, калека может быть послан в деревню, где ему точно найдётся какая-то работа, соответствующая его здоровью.

Личные предпочтения людей считаются не такими значимыми, как их наклонности. Люди занимаются тем, к чему они наиболее способны, но при этом изучают и другие науки и ремесла. Производство и потребление в городе Солнца носит общественный характер. Четырёхчасового труда оказывается достаточно, чтобы удовлетворить все потребности общества.

Таким образом, власть в Городе Солнца существует, и она отдалена от народа. Это власть народных избранников, власть узкой группы людей. Другие причины народного несчастья, по Кампанелле, это невежество и непонимание необходимости перехода к новому, более совершенному общественному порядку. Поэтому мыслитель особое внимание уделял народному образованию и воспитанию.

С момента рождения дети начинают обучаться и воспитываться в обществе. Основной метод для этого - обучение по картинам, которыми исписаны стены домов города. Идея, кстати, это свежая и интересная. Да и город украшает, если художник хороший попадётся.

Начиная с 10 лет, начинается практическое обучение детей, не по картинкам. При этом дети проходят, наряду с общими предметами, ремесленное дело и сельское хозяйство.

В оставшееся от 4 часов работы время, предполагалось, что люди будут развиваться душой и телом. Либо изучать науки, либо заниматься физическими упражнениями. Всю жизнь. Все. Можно представить, как им это надоест. Государство вмешивается и сюда, заставляя людей заниматься тем, что им нужно, по мнению самого государства.


Глава 2. Черты государства


§1. Всеобщая трудовая повинность


Всеобщее участие в труде - это почетное и уважаемое дело, важнейшая черта общественного строя Города Солнца. Солярии «того почитают за знатнейшего и достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела».

Никакой труд не является позорным в обществе соляриев, «никто не считает для себя унизительным прислуживать за столом или на кухне, ходить за больными и т.д. Всякую службу называют они учением… Поэтому каждый, на какую бы службу ни был он назначен, исполняет ее как самую почетную». «Самые тяжелые ремесла, например, кузнечное или строительное, считаются у них и самыми похвальными, и никто не уклоняется от занятия ими, тем более что наклонность к ним обнаруживается от рождения, а благодаря такому распорядку работ всякий занимается не вредным для него трудом, а, наоборот, развивающим его силы».

Труд в известном смысле реабилитируется: он перестает быть уделом угнетенных. А участие в труде всех обеспечивает возможность резко сократить рабочий день и избавить работающего от чрезмерного перенапряжения. Использование же человека в общественном производстве «сообразно с его природными наклонностями» делает труд привлекательным. Люди обретают радость труда.

Т. Кампанелла ясно сознавал, что в условиях, когда ликвидирована частная собственность и потребление организовано на коммунистических началах, вопрос о том, кто станет выполнять самые непривлекательные и грязные работы, сам по себе не решится. Мысль об использовании труда невольников не казалась ему целесообразной. Воплощение в жизнь принципа «каждый работает сообразно со своей природой» многое решало, но не все. Воспитание подрастающего поколения в духе трудовой дисциплины и наказания нерадивых проблемы тоже не решало. Упор, по мысли Т. Кампанеллы, следовало делать на моральные факторы.

Существует у соляриев и разделение труда, прежде всего связанное с биологическими особенностями людей. Хотя женщины воспитываются и обучаются наравне с мужчинами, они освобождаются от особенно тяжелых видов работ «… никто не вынужден участвовать в труде, губительном для личности, а только в труде, сохраняющем личность».

В обществе, избавленном от эксплуатации, свободный труд, соответствующий природным наклонностям человека, не только служит самовыражению личности, но и является оплотом сохранения индивидуальности. Участие всех в общественно полезной работе трактуется как важнейшее экономическое условие, позволяющее обществу избавиться от подневольного труда, целиком обеспечить себя рабочей силой.

Всеобщий труд - залог подлинного процветания как государства, так и всех его граждан. Трудиться человеку необходимо не только из экономических соображений: безделье губит человека и физически, и нравственно. Кампанелла убежден, что некоторые болезни возникают «от недостаточной работы».

Хотя самым благородным в Государстве Солнца считалось наряду с военным делом земледелие и скотоводство. Деревня как таковая в ней сколько-нибудь значительной роли не играет, ибо все основные экономические функции ее жителей, заключающиеся в обеспечении государства продуктами питания и сырьем, переданы городу. Сельское хозяйство ведется руками городских жителей.

Занятие сельским хозяйством - одна из первейших обязанностей граждан Города Солнца. Обработкой полей, уходом за посевами и скотоводством занимаются все городские жители. Есть ли основание утверждать, будто элита освобождена от участия в сельскохозяйственных работах, обязательных для всех остальных? Имеется в виду не поголовный и одновременный выход всех в поле - рациональная организация хозяйства вовсе этого не требовала, сколько сам принцип, в силу которого определенные лица освобождаются от сельского труда по своему положению.

В Городе Солнца, по мнению А. Х. Горфункеля, сохраняется «разделение умственного и физического труда: в то время, как одна часть общества (большинство) занимается физическим трудом, функции организации производства, научного и политического руководства обществом целиком переданы в руки особой группы».

Кампанелла отмечает, что в Государстве Солнца царит изобилие. И обеспечивает его не щедрость природы, а именно труд граждан. «Всего у них изобилие, потому что всякий стремится быть первым в работе, которая невелика и плодотворна, а сами они очень способны».

Коллективный труд на полях и в мастерских, избавленный от всяких тягот несправедливости и эксплуатации, обеспечивал, по Кампанелле, всеобщий достаток и невиданной досель сокращение рабочего дня. Достичь этого было можно путем обобществления производства, справедливого распределения и эффективного труда - большей, как сказали бы в настоящее время, его производительности.

Кампанелла говорит, что в Городе Солнца каждый исполняет работу «сообразно со своей природой», в труде, таким образом, человек не губит собственную индивидуальность, а сохраняет ее. Производство организуется так, чтобы людям работалось всегда «с радостью». Мастерские соляриев - это общественные мастерские, где торжествует новый способ производства, основанный на обобществлении собственности, всеобщем коллективном труде и справедливом распределении материальных благ.

Относительно принципа распределения, положенного в основу «Города Солнца», нет единодушия. И. И. Зильбербарф, к примеру, полагал, что продукты в Городе Солнца распределялись «по потребностям», а В. П. Волгин предпочел более пространную формулировку: «Каждый гражданин получает от общества все, что необходимо для удовлетворения его потребностей»; но Кампанелла считает возможным чрезмерный спрос со стороны граждан на те, или иные продукты. Поэтому власти следят за тем, чтобы никто не получил больше, чем ему надо. Говорится что соляриям неоткуда делать друг другу подарки, «потому что все, в чем они нуждаются, они получают от общины, и должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получил больше, чем ему следует, никому, однако, не отказывая в необходимом».

Т. Кампанелла подчеркивал, что солярии трудятся на совесть. Фраза о магистратах, следящих за тем, чтобы никто не получал больше других, совершенно не противоречит ни рассказу о поощрении юных соляриев, отличившихся на лекциях, в научных диспутах и военных занятиях, ни подробностям, связанным с чествованием героев и героинь. Как в первом, так и во втором случае разговор шел, прежде всего, о воспитательной мере, а не о подлинном «материальном поощрении».

Т. Кампанелла считает, что предложенный им способ распределения убережет общину от бед: «И никто не имеет возможности что-либо присвоить себе, так как все принимают пищу за общим столом и, получив у ведающих одеждой должностных лиц одежды нужного качества, пользуются ими сообразно с временами года и со своим здоровьем». «Невозможность присвоить» - хотя и важная, но далеко не самая существенная сторона дела. Т. Кампанелла убежден в разумности граждан своего идеального государства и произносит знаменательную фразу: «Ведь никто не может отвергать такой способ распределения, так как все совершается на основании разума».

Распределение труда «поровну» не означала, обязанности каждого сделать ровно столько, сколько сделают остальные. Ибо такое равенство оборачивалось бы, по сути, несправедливостью: люди разных навыков и разной силы оказывались бы в неравных условиях. Поэтому «делить труды поровну» - значило работать «справедливо»: каждому, в полную меру своих возможностей. Вероятно, об этом и говорят слова: «труды распределяют соответственно пригодности и силе». Главное тут в ином отношении к труду: солярии работают «всегда с радостью». В труде, сообразном с природной склонностью, Кампанелла видит залог «сохранения» личности. Не случайно его солярии внимательней относятся к природным наклонностям человека, их выявлению. Однако нельзя сказать, что в этом внимании преобладают интересы личности - на первом месте по-прежнему стоят интересы общины, стремление найти наиболее рациональное применение для каждого из ее членов. Да и проявление способностей все еще поставлено в жесткие рамки давно предначертанных понятий о «нужном» и «ненужном». Только учитывая это, можно сказать, что в Городе Солнца солярии требовали от каждого участия в труде «соответственно пригодности и силе».


§2. Религия в Городе Солнца


Как и в «Государстве» Платона, в Городе Солнца господствует духовная аристократия. Однако у Т. Кампанеллы это не замкнутая каста «с особым распорядком жизни и особым воспитанием». Во главе государства у Кампанеллы стоит не просто философ, как у Платона, но и первосвященник в одном лице. Собственно, так как Т. Кампанелла сам был священником, религия в «Городе Солнца» не отвергалась.

Наука и религия в Городе Солнца сливаются в единый магический культ. Решение всех вопросов хозяйственной, культурной и даже личной жизни граждан идеального государства принадлежит своеобразной духовной иерархии.

Политическая власть в Городе Солнца соединяется со священнослужением: первосвященником является Метафизик, священниками - высшие должностные лица. Они ведают богослужением и исповедуют граждан. При храме существует особая коллегия из 12 жрецов, которые также принадлежат к ученой элите: кроме пения псалмов, на их обязанности лежит наблюдать звезды, отмечать из движения при помощи астролябии и изучать их силы и воздействие на дела человеческие... Они определяют часы для оплодотворения, для посева, жатвы, сбора винограда, записывают замечательные события и занимаются научными изысканиями. Характеристика религии соляриев, закона природы, близкой к христианству, соединена в Городе Солнца с изложением натурфилософских, научно-астрономических и астрологических учений самого Кампанеллы.

Не только политическая власть связана с религией, но и та и другая связаны с наукой, как ее понимал Т. Кампанелла, - в неразрывном единстве с магией и астрологией. Осознание практической цели знания приобретает в философии Кампанеллы специфику, связанную с историческими особенностями возникновения новой науки в недрах натурфилософии эпохи Возрождения - форму учения о магии как искусстве практического применения знаний о мире. Кампанелла писал об естественной магии (использовании активных и пассивных сил природы, связанном с физикой и астрологией) и искусственной ( воздействие технических изобретений, но лишь тех, механизм действия которых еще неизвестен широким массам). Таким образом, маг в его понимании - это философ, который не ограничен созерцанием, но действует, основываясь на знании глубочайшей взаимосвязи мира, вводя вещи приятные и полезные всем, а немногих противящихся убеждая, что они хороши, а магия должна служить практической деятельности в целях всеобщего преобразования. Вместе с тем магическая религия соляриев имеет еще важную общественную функцию в утопической программе Кампанеллы. Сохраняя в идеальном государстве религию, Кампанелла исходит из представления о важнейшем значении духовного единства в жизни общества. Общность душ создается и сохраняется благодаря основанной на науке религии, которая есть душа политики и защита естественного закона, - писал он в Политических афоризмах.

Религия соляриев (жителей города Солнца) не имеет ничего общего с христианством. В их храме нет ни изображений святых, ни иных предметов слепого почитания. На алтаре разложены карты земли и неба, а вместо креста храм увенчивается книгой, написанной золотыми буквами. Во главе государства в качестве светской главы и верховного жреца стоит философ; его управление совершается с помощью силы мудрости и любви. Мудрость, т. е. разум повелевает не только науками, но и нравственностью. Среди изображений великих людей, законодателей, ученых и полководцев рядом с Магометом, Моисеем и Озирисом на почетном месте находится Христос. Любовью управляется все, имеющее отношение к сохранению индивидуумов и к совершенствованию рода. Женщины распределяются властями, никто не обладает собственной семьей или домом.

Богослужение мало походит на христианское, это скорее культ верховного существа. Верующие поют радостные гимны в честь христианских, иудейских и языческих героев, воспевают любовь, мудрость и добродетели. Молитва к божеству выражается в просьбе дать здоровый дух в здоровом теле. Характер божества весьма неясен, можно подумать, что солярии единственным божеством признают животворящее Солнце.


Заключение


В своих книгах Т.Кампанелла и другие утописты, пытались найти черты, которыми должно обладать идеальное общество. Размышления о наилучшем государственном строе проходили на фоне жестоких нравов, неравенства и социальных противоречий Европы 16-17 вв.

Т. Кампанелла предложил новый государственный строй, строй всеобщего равенства. Правда, подобные идеи существовали еще с античности (напр. Платон), Мор и Кампанелла же развили их и адаптировали к реалиям нового времени. Идеи Кампанеллы, были, безусловно, прогрессивны для своего времени, но они не учитывали одну важную деталь, без которых утопия - общество без будущего. Социалисты-утописты не учли психологию людей. Дело в том, что любая утопия, делая людей принудительно равными, отрицает возможность сделать их счастливыми. Ведь счастливый человек - это чувствующий себя в чем-то лучшим, в чем-то превосходящим остальных. Он может быть богаче, умнее, красивее, добрее. Утописты же отрицают любую возможность для такого человека выделиться. Он должен одеваться как все, учиться как все, иметь ровно столько имущества, сколько и все остальные. Но ведь человек по своей природе стремится быть лучше других. Социалисты-утописты предлагали карать любое отклонение от заданной государством нормы, параллельно пытаясь изменить менталитет человека. Сделать его неамбициозным, послушным роботом, винтиком системы. Возможно ли это? Вероятно, да. Но для этого нужно много времени и полный информационный вакуум - только государственная пропаганда. Какое же общество с полным правом можно назвать идеальным, учитывая достижения современной социологической мысли? Безусловно, это будет общество полного равенства. Но равенства в правах и возможностях. И это будет общество полной свободы. Свободы мысли и слова, действий и перемещений. Наиболее близко к описанному идеалу стоит современное западное общество, в отдельных странах. Где есть капитализм с социалистическим лицом. У него много минусов, но оно делает людей счастливыми. Если общество действительно идеально, как может в нём не быть свободы?

Кампанелла создал единую утопию справедливого общественного устройства, основанную на ликвидации частной собственности, всемирном объединении человечества в одном государстве, преодолении национальных, государственных, религиозных противоречий.

«У них все общее - основная программа Кампанеллы состоит в упразднении частной собственности, причины неравенства : Община делает человека одновременно богатым и вместе с тем бедным : богатым - потому, что у них есть все, бедным - потому, что у них нет никакой собственности, и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им. Каждый гражданин получает от общества все, что необходимо для удовлетворения его потребностей, но власти следят за тем, чтобы никто не получил больше, чем ему надо


Список использованной литературы


Т. Кампанелла «ГородСолнца» #"justify">Волгин В. П. Коммунистическая утопия Кампанеллы. М., 1950 г.

Володин А.И. "Утопический социализм в России" (Хрестоматия под ред. А.И.Володина) М., Политиздат, 1985г.

Горфункель А. Х. Томмазо Кампанелла. М., «Мысль», 1969.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М.: Высшая школа, 1980. - С. 301-328.

Кампанелла Т. Город Солнца. М., Издательство Академии наук СССР, 1947.

Львов С. Л. Гражданин Города Солнца: Повесть о Томмазо Кампанелле. М.: Политиздат, 1979.

Петровский А. Ф. Кампанелла. Биографический очерк.

Рутенбург В.И. Кампанелла. - Л., 1956

Сказкин С.Д. История Средних веков, М. 1977

Штекли А. Э. «Город Солнца»: утопия и наука. М.: «Наука», 1978.

Штекли А. Э. Кампанелла. М.: «Молодая гвардия», 1966.


Теги: Устройство идеального государства по произведению Томмазо Кампанелла "Город Солнца"  Курсовая работа (теория)  Литература
Просмотров: 45351
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Устройство идеального государства по произведению Томмазо Кампанелла "Город Солнца"
Назад