Искусственный интеллект: научно-художественная проблематика

АНОТАЦІЯ


Омельченко Є. А ,Штучний інтелект: науково-художня проблематика.- Донецький національний університет, 2014. - Рукопис. - 65 с.

У дипломній роботі розглянуто такі науково-художні проблеми, як місце штучного інтелекту у структурі твору, специфіка штучного інтелекту як літературного героя, його унікальність та звязок із масовою культурою. Унікальність штучного інтелекту в тому, що він, на відміні від штучного розуму, не може бути самостійним літературним героєм та цілком залежить від тих героїв, що його програмували. Розглядується звязок новітніх досліджень у галузі робототехніки зі змінами поведінки штучного інтелекту в фантастичних творах.

Ключові слова: штучний інтелект, штучний розум,наукова фантастика, робототехніка, індивідуальність, свідомість.


АННОТАЦИЯ


Омельченко Е. А. Искусственный интеллект: научно-художественная проблематика - Донецкий национальный университет, 2014. - Рукопись. - 65 с.

В дипломной работе рассмотрены такие научно-художественные проблемы, как место искусственного интеллекта в структуре произведения, специфика искусственного интеллекта как литературного героя, его уникальность и связь с массовой культурой. Уникальность искусственного интеллекта в художественной литературе в том, что он, в отличие от искусственного разума, не может быть самостоятельным литературным героем и полностью зависит от тех героев, которые его программировали. Рассматривается связь новейших достижений в области кибернетики с изменениями поведения искусственного интеллекта в фантастических произведениях.

Ключевые слова: искусственный интеллект, искусственный разум, научная фантастика, робототехника, индивидуальность, сознание.


SUMMARY

. E.A. Artificial Intelligence: scientific and artistic problems - Donetsk National University, 2014. - Manuscript. - 65 p.this work we talking about scientific and artistic problems of Artificial Intelligence in science fiction, about place of Artificial Intelligence in structure of heroes in books and about specificity Artificial Intelligence as a hero in literature. Uniqueness of Artificial Intelligence in dependence from those heroes, who programming him, he cant be personality, not like Artificial mind. We talking about newest achievements in cybernetics and their relations with the changes in behaviour of Artificial Intelligence in science fiction.words: Artificial Intelligence, Artificial mind, science fiction, robotics, mind, personality.


Содержание


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Искусственный интеллект

.1 История искусственного интеллекта

.2 Искусственный разум: в чем отличие от интеллекта

Выводы к главе 1.

ГЛАВА 2. Литературный герой: что это такое?

Выводы к главе 2.

ГЛАВА 3. Черный Дайвер и Дэниел Оливо: разум или интеллект?

.1 Черный Дайвер и его самостоятельность

3.2 Дэниел Оливо и гуманистические взгляды доктора Фастольфа

Выводы к главе 3.

ВЫВОДЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность данного исследования заключается в том, что исследование специфики искусственного интеллекта как литературного героя проведено еще не было, если только не учитывать такие первые проявления искусственного интеллекта, как Галатея, Монстр Франкештейна, Пиннокио и др. Выбор именно этого направления для исследований обусловлен тем, что научная фантастика и ее специфические проблемы не получают должного внимания в исследованиях теоретиков литературы, хотя именно фантастика и ее подраздел - научная фантастика - создали мощнейший культурный пласт, влияющий на все дальнейшее развитие литературы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

В нем впервые предпринята попытка разделить такие понятия как «искусственный разум» и «искусственный интеллект» в рамках теории литературы.

В нем констатирована уникальность искусственного интеллекта как литературного героя, не подходящего ни под одну из литературоведческих классификаций, и так страдающих незаполненностью.

В нем осуществлено сравнение искусственного разума и искусственного интеллекта в свете последних научных достижений в области робототехники в рамках научной фантастики

Цель работы - выявить и упорядочить специфику искусственного интеллекта как литературного героя, выявить случаи логических нарушений в рамках изображения искусственного интеллекта в научной фантастике, провести границу между искусственным разумом и искусственным интеллектом.

Задачи исследования в свете цели, которая была поставлена, становятся следующие:

·Теоретически обосновать специфику искусственного интеллекта как литературного героя

·Выявить закономерности поведения искусственного интеллекта и искусственного разума

·Выявить отличия в функционировании искусственного разума и искусственного интеллекта

·Применить полученные знания для анализа литературного произведения, выявить, где в материале исследователь имеет дело с разумом, а где - с интеллектом.

Объект исследования в данном случае являются произведения Айзека Азимова и Сергея Лукьяненко, а точнее серия «Позитронные роботы», включающая в себя четыре повести и серия «Диптаун» с тремя повестями соответственно.

Предметом исследования является поведение искусственного интеллекта в рамках взаимодействия с другими персонажами, особенности изображения искусственного интеллекта и отношения с автором искусственного интеллекта как литературного героя.

Методы исследования, учитывая специфику исследования, используются такие: аксиоматический метод, заключающийся в том, что все факты из сферы робототехники без личной проверки остается лишь принимать как аксиомы и ,уже отталкиваясь от них, делать логические выводы. Описательный метод, характеризующий положение искусственного интеллекта в литературе на сегодняшний день. Типологический метод определяется тем, что искусственный интеллект появляется во множестве литературных произведений и поддается классификации, так как способов изображения искусственного интеллекта авторы научно-фантастических произведений используют ограниченное количество. А также используется метод мифопоэтического анализа, так как искусственный разум, в отличие от искусственного интеллекта, имеет глубокие мифологические корни.

Материалом исследования послужили повести «Стальные пещеры», «Обнаженное солнце», «Роботы утренней зари», «Роботы и Империя» Айзека Азимова и повесть Сергея Лукьяненко «Фальшивые зеркала».

Источник исследования в данном случае - классическая научно-фантастическая литература конца XX - начала ХХІ века.

Теоретическая ценность данной работы заключается в том, что в ней впервые осуществлен анализ искусственного интеллекта как литературного героя в фантастической литературе.

Практическая ценность заключается в том, что данный материал может быть использован при прочтении курса зарубежной литературы начала ХХІ века и анализе жанра научной фантастики.


Глава 1. Искусственный интеллект


.1 История искусственного интеллекта


Традиционно рождение мифологемы искусственного разума относят к средним векам. «Наконец осуществилась мечта средневековых оккультистов - создан механический разум» - указывает современный автор [46,c 88 ] однако прежде чем рассмотреть истоки этой мифологемы, проанализируем культуру, близкую ей, но в которой она не возникла и не могла возникнуть. Обратимся к античности.

Древние греки были прекрасными механиками: начиная с мифического Дедала и до реального Герона Александрийского они создали множество удивительных технических устройств, в том числе и человекоподобных. Представление о человекообразных автоматах встречается уже в «Илиаде» Гомера (373-377,417-420). В древнегреческих мифах рассказывается как бог-кузнец Гефест изготовил для себя золотых механических служанок, которые помогали ему в кузнице; они были говорящими и могли выполнять самые трудные поручения, которые он им давал.

Гефест же выковал медного стража Талоса, который должен был трижды в день обегать о. Крит и швырять камни во все корабли чужестранцев, а трижды в год ему следовало не спеша обходить все критские деревни, знакомя их с законами Миноса, начертанными на бронзовых табличках. Когда жители Сардинии попытались вторгнуться на Крит, Талос раскалил себя докрасна и, злобно смеясь, уничтожил их всех в своих огненных объятиях. Говорят, что отсюда и пошло выражение «сардонический смех». Отсюда же очевидно, что механический гигант способен был и к незапрограммированному поведению.

Знаменитый Дедал заставлял ходить деревянное изваяние Афродиты, влив в него ртуть. Аристотель обсуждает эту модель разумной души наравне с другими (а не как казус), однако отвергает этот - демокритовский по его мнению - подход [3,c 381] Современный автор, обсуждая возможности кибернетического моделирования разума, пишет: "В некоторых отношениях кибернетика, несомненно, представляет собой весьма старую точку зрения, выступающую в новом облике, поскольку ее философскими предшественники были материалисты Древней Греции (например, Демокрит)..." [23, c 20]

Даже Платон, считавший такого рода занятия скорее игрой, все же конструирует антропоморфный автомат - водяной будильник, предназначенный собирать ранним утром учеников академии на занятия с учителем [21, c 33] .

Обобщая опыт всей античности, Герон Александрийский в своем сочинении «Театр автоматов» описывает множество храмовых и театральных автоматов. По его собственным словам, «представления автоматических театров пользовались в старину большой любовью, во-первых, потому, что в устройстве их проявлялось много механического искусства, а затем и потому, что самое представление бывало поразительным, ибо как раз при устройстве автоматов для различных их деталей приходится пользоваться всеми познаниями механики». [10,c 17]

Более того, именно в Древней Греции была создана наука, без которой серьезные исследования разума невозможны - логика (Аристотелем). Но общие представления о разуме и о человеке были таковы, что в античности не могла возникнуть идея об автономном искусственном разумном существе. Греки сомневались даже в разумности человека.

В последнее время наблюдается возрастание интереса к искусственному интеллекту, вызванное повышением требований к информационным системам. «О «философских машинах» думали еще Луллий и Лейбниц», - отмечал известный кибернетик А. Моль. [47, c 57]

Становится умнее программное обеспечение, бытовая техника. Мы неуклонно движемся к новой информационной революции, сравнимой по масштабам с развитием Интернета, имя которой - искусственный интеллект.

Все уже, наверное, слышали об электромеханических собаках в Японии, способных узнавать хозяина в лицо, выполнять некоторые простейшие команды и имеющие некоторую способность к обучению. Слышали и про холодильники с выходом в Интернет и про внедрение Microsoft в будущие версии Windows элементов искусственного интеллекта.

Термин «искусственный интеллект» имеет, по крайней мере, три взаимосвязанных значения. Во-первых, искусственным интеллектом называют направление научных исследований, целью которых является «интеллектуализация» вычислительных машин, моделирование процессов познания и мышления и т.п. Как научная дисциплина искусственный интеллект сформировался в конце 1950-х - начале 1960-х гг.

Однако отдельные попытки создать механизмы, по своим возможностям не уступающие разуму человека - гораздо старее. Второе значение термина «искусственный интеллект» как раз и объединяет различные устройства, механизмы, программы, которые могут быть названы, по тем или иным критериям, «интеллектуальными».

Любопытно отметить, что первоначально в общественном сознании фиксировалось именно второе значение термина искусственный интеллект. Так, например, в энциклопедическом словаре 1979 года данный термин определяется как условное обозначение кибернетических систем, моделирующих некоторые стороны интеллектуальной деятельности, а в 1990-е годы уже как раздел информатики, в котором разрабатываются методы и средства моделирования и воспроизводства с помощью ЭВМ отдельных интеллектуальных действий человека. Более того, первое понимание термина искусственный интеллект начинает пониматься как дилетантское: «Для людей непосвященных выражение искусственный интеллект ассоциируется с каким-то особым техническим устройством, своего рода искусственным мозгом... Искусственный интеллект понимается как хитроумный механизм, который помещается внутри робота и управляет его разнообразными действиями...» [36,c 13].Специалисты вкладывают в эти слова несколько иной смысл. Для них данный термин обозначает, прежде всего, всю сферу их исследований. Можно сказать, что в своем третьем значении искусственный интеллект есть некоторая мифологема, лежащая в основе этих исследований и отражающая важные черты современной культуры (мировоззрения, взгляда на мир).

В развитии естествознания и познания в целом такого рода мифологемы играют существенную роль, а их развертывание приводит к конкретным научным результатам. Такими мифологемами в истории были, например, идея «философского камня» (Lapis Philosophorum) или идея «вечного двигателя» (perpetuum mobile).

Искусственный интеллект это еще и область информатики, предметом которой является разработка компьютерных систем, обладающих возможностями, традиционно связываемыми со способностями естественного интеллекта.

К области ИИ принято относить ряд алгоритмов и программных систем, которые могут решать некоторые задачи так, как это делает человек.

Первый шаг в исследованиях по ИИ был сделан в направлении изучения естественного интеллекта. При изучении этого вопроса был сделан ряд открытий в различных областях знаний. Так, в 1962 году Фрэнком Розенблаттом были предложены модели мозга, имитирующие биофизические процессы, которые протекают в головном мозге и которые были названы персептронами. Персептроны представляют собой различного вида сети из искусственных нейронов, в основе которых лежат модели, разработанные еще в 1943 году Уильямом Маккалоком и Уолтером Питтсом.

Первоначально, изучение персептронов было связано с задачей распознавания образов, однако, в настоящее время нейронные сети широко используются для решения задач аппроксимации, классификации и распознавания образов, прогнозирования, идентификации и оценивания, ассоциативного управления [5]. Нейронные сети представляют собой низкоуровневые модели мозговой деятельности человека.

Другое направление моделирования естественного интеллекта связано с созданием высокоуровневых моделей деятельности мозга человека, которые позволяют моделировать процессы рассуждений и принятия решений.

В целом можно сказать, что изучение разумного поведения человека привело к появлению эвристических методов, моделирующих деятельность человека в проблемной ситуации и к разработке программно-аппаратных средств, реализующих эти методы, то есть к разработке систем искусственного интеллекта, называемых решателями задач.

Другим результатом этих исследований можно считать создание экспертных систем, то есть систем искусственного интеллекта, основанных на знаниях человека-эксперта.

В подобном развитии области искусственного интеллекта нет ничего необычного. Здесь уместно привести гипотезу о встречной эволюции человека и компьютера: человек сначала учиться видеть, ходить, разговаривать, а уже потом развивает способности к вычислениям и логическим выводам. Механизм же наоборот, рождается как вычислительная система, базирующаяся на формальной логике, в процессе развития приобретает способности к распознаванию образов, синтезу речи и управлению в реальном времени.

В настоящее время различают два основных подхода к моделированию искусственного интеллекта (AI - artificial intelligence): машинный интеллект, заключающийся в строгом задании результата функционирования, и искусственный разум, направленный на моделирование внутренней структуры системы.

Моделирование систем первой группы достигается за счет использования законов формальной логики, теории множеств, графов, семантических сетей и других достижений науки в области дискретных вычислений. Основные результаты заключаются в создании экспертных систем, систем разбора естественного языка и простейших систем управления вида «стимул-реакция».

Системы второй группы базируются на математической интерпретации деятельности нервной системы во главе с мозгом человека и реализуются в виде нейроподобных сетей на базе нейроподобного элемента - аналога нейрона.

Нейроподобные сети в последнее время являются одним из самых перспективных направлений в области искусственного интеллекта и постепенно входят в бытность людей в широком спектре деятельности.

Что же такое нейроподобная сеть? Это искусственный аналог биологической сети, по своим параметрам максимально приближающийся к оригиналу. Нейроподобные сети прошли длинный путь становления и развития, от полного отрицания возможности их применения до воплощения во многие сферы деятельности человека. Были предложены различные нейросетевые парадигмы, определяющие область применения.

Сети первой группы используются для распознавания образов, анализа и синтеза речи, перевода с одного языка на другой и прогнозирования. Это вызвано такими особенностями сетей как восстановление изображения по его части, устойчивостью к зашумлению входного сигнала, прогнозирование изменения входов и параллельность вычислений. Также, немаловажной характеристикой является способность функционировать даже при потере некоторой части сети.

Сети второй группы используются как системы управления в реальном времени несложных объектов. Это управление популярными в последнее время интеллектуальными агентами, выполняющими роль виртуальных секретарей. Особенностями данной группы является появление некоторых внутренних стимулов, возможностью к самообучению и функционированию в реальном времени.

И, наконец, сети третьей группы, являющиеся дальнейшим развитием предыдущих, представляют собой уже нейроподобные системы и нацелены они на создание экзотических в настоящее время виртуальных личностей, информационных копий человека, средой обитания которых является глобальная сеть интернет. Данное направление только зарождается, но есть немалый шанс, что мы станем свидетелями ситуации рождения виртуальных людей, подробно описанной фантастами и режиссерами.

Но каким образом это появляется в литературе? Чтобы это понять, следует, в первую очередь, понять, каким образом, хотя бы приблизительно, будет действовать в перспективе настоящий искусственный интеллект. Для начала необходимо разобраться в некоторых терминах, которые нам помогут в дальнейшем анализе.

«Человекоподобие или антропоморфизм - (от греч. - человек и - форма, вид), уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ. А. возникает как первоначальная форма мировоззрения и выражается не только в наделении животных человеческой психикой, но и в приписывании неодушевлённым предметам способности действовать, жить и умирать, испытывать переживания и т. д. (земля спит, небо хмурится и т. п.). Эта форма антропорфизма господствовала на ранних ступенях развития общества. Отголоски такого понимания мира представлены в языке современных культурных народов (напр., безличные глаголы типа «моросит», «светает» и др.), в искусстве, особенно в поэзии, где известная антропоморфность ряда образов связана с требованием высокой эмоциональной выразительности. Антроморфизм характерен для религиозного мировоззрения, что выражается в перенесении облика и свойств человека на вымышленные предметы, присущем большинству религиозных представлений о богах и др. сверхъестественных существах. Антропоморфными, в частности, являются обычно боги т. п. высших религий, хотя в теологии это обстоятельство отрицается. Антропоморфизм несовместим с научным мировоззрением. В современном научно-технической, в частности кибернетической, литературе употребляются антропоморфные понятия (машина «запоминает», «решает задачу» и т. п.), но при этом, конечно, учитывается существ. различие деятельности человека и действий машины». [67]

Как мы видим человекоподобный же робот , помимо уже обозначенного внешнего сходства с человеком, должен обладать еще и тем, что отличает человека от всех остальных существ - разумом. Но давайте рассмотрим термин «разум» немного внимательнее.


1.2 Искусственный разум: в чем отличие от интеллекта?


В контексте искусственного интеллекта и робототехники мы можем выбрать из множества определений разума то, что нам подходит больше всего для анализа и синтеза суждений.

Итак: «Разум - это способность некоторой системы обладать сознанием, подсознанием, памятью, интеллектом и на основе этих составляющих направлять собственную деятельность в соответствии с ведущими законами и принципами своего существования.» [ 31, c. 46-47]

Мы видим, что без определений, что такое сознания, память и интеллект мы не можем четко и ясно определить, что такое разум и как он соотносится с роботами. Подсознание мы упустим вполне сознательно для того, чтобы не углубляться излишне в психологию человека.

«Сознание системы - та часть управляющего информационного центра, посредством которой она воспринимает себя как некоторую целостность, отделенную от окружающего мира, и это восприятие существует в виде ощущения-представления «Я».» [ 31, c. 46-47]

Этот момент по отношению к роботам можно прокомментировать однозначно - Я у робота является не осознанным актом, как это есть у человека, но программой, которая заставляет ее носителя говорить Я по отношению к себе. Для робота Я- название для устройства, которое хранит в себе эту программу, поэтому Я - фикция, сделанная для того , чтобы человеку было комфортнее общаться с роботом. Когда мы будем анализировать роман Стальные пещеры Айзека Азимова, будет проведено сравнение с произведением С. Лукьяненко и мы увидим разницу между наличием сознания у робота и его программным заменителем.

«Память - это способность системы хранить важную информацию и при необходимости пользоваться ею.» [ 31, c. 46-47]

Любой компьютер способен хранить информацию, а также оперировать ею при наличии некой задачи, но есть вполне закономерная разница между человеком и роботом в данном случае - человек может решать, какая информация важна, а робот хранит все без разбора, не вникая в хранимое, если того не требует задача.

«Интеллект - способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи.» [ 31, c. 46-47]

Проясним термин эвристический.

«Эвристическими методами называются логические приемы и методические правила научного исследования и изобретательского творчества, которые способны приводить к цели в условиях неполноты исходной информации и отсутствия четкой программы управления процессом решения задачи.» [46,c 320]

Таким образом, если говорить проще, то интеллект решает задачи с высоким уровнем неизвестных в уравнениях и может выполнить задание, имея в памяти неполные данные, но умея по уже известным алгоритмам находить ответ. Правильным или неправильным будет ответ, зависит от полноты данных и оптимальности выбранного алгоритма. Но результат, вне зависимости от того, какой он, все равно будет.

Разница между человеческим интеллектом и человеком заключается также в том, что человек делает выводы вне зависимости от количества информации, в то время как роботу необходимо предоставить четкую и ограниченную задачу, если тот, кто задает задачу - хочет ее правильного решения.

Тут встает один очень сложный вопрос, а может ли искусственный интеллект быть похож на человеческий?

Мозг животного (включая человека) и компьютер работают по совершенно разным схемам. Мозг является трехмерной сетью, «заточенной» под параллельную обработку огромных массивов данных, в то время как нынешние компьютеры обрабатывают информацию линейно, хотя и в миллионы раз быстрее, чем мозги. Микропроцессоры могут выполнять потрясающие расчеты со скоростью и эффективностью, значительно превышающими возможности человеческого мозга, но они используют совершенно другие подходы к обработке информации. Зато традиционные процессоры не очень хорошо справляются с параллельной обработкой больших объемов данных, которая необходима для решения сложных многофакторных задач или, например, распознавания образов.

Тут, кстати, возникает любопытный парадокс, который обрисован в статье Елиезера Юдковского «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ПОЗИТИВНЫЙ И НЕГАТИВНЫЙ ФАКТОР ГЛОБАЛЬНОГО РИСКА», которая была опубликована в сети Интернет, но так и не издана ни в одном из издательств. Парадокс звучит следующим образом:

«Примером опасной системы команд может служить такой анекдот: астронавт попросил робота удалить из комнаты все круглые предметы, и тот оторвал ему голову. Хорошая система целей для Искусственного Интеллекта должна не требовать буквального послушания, а следовать принципу: «Делай то, что я имею в виду, а не то, что я сказал буквально».»

<#"645" src="doc_zip1.jpg" />


Список литературы


1.Аверинцев С. С., Греч. литератуpa и ближневосточная «словесность», в кн.: Типология и взаимосвязи литератур древнего мира/ Аверинцев С. С., Москва: 1971. - 150

.Азимов А. ,Роботы и Империя /Азимов А., Москва : Эксмо, 2007.- с. 379.

.Азимов А., Обнаженное солнце / Азимов А.,- Москва: Эксмо, 2007.- с. 20.

.Азимов А., Роботы Утренней Зари/ Азимов А., Москва : Эксмо, 2007. - с. 13.

.Азимов А., Стальные пещеры/ Азимов А., Москва ,Эксмо, 2007. - с. 133.

.Азимов А., Я, робот, Хоровод/ Азимов А., Москва: Эксмо, 2002. - c. 45

.Аникин В. П., Русская народная сказка./ Аникин В. П. , Москва, 1959. - с. 10.

.Антология мировой фантастики. Том 1. Конец света, Москва Аванта+, 2003. - c. 330

.Аристотель, Об искусстве поэзии/ Аристотель, Москва, 1957; с. 58-59

.Аристотель, О душе, Сочинения в четырех томах. Т.1./ Аристотель ,Москва: Мысль, 1976. - c. 381.

.Аскольдов С., Психология характеров у Достоевского, в кн.: Достоевский Ф. Москва, Статьи и материалы/ Аскольдов С. ,Ленинград: 1924. - с. 24

.Баткин Л., Ренессансный миф о человеке, «ВЛ», 1971, № 9;

.Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского/ Бахтин М. М., Москва: Советский писатель, 1963. - с. 62-102.

.Бахтин М.М., Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве , Эстетика словесного творчества, издание 2-е./ Бахтин М.М. , Москва: Искусство, 1986. - с. 9-191, 404-412.

.Боголюбов А.Н. Творения рук человеческих. Естественная история машин./ Боголюбов А.Н. , Москва: 1988. - с.17 .

.Бочаров С. Г., Характеры и обстоятельства, в кн.: Теория лит-ры. Осн. проблемы в историческом освещении/ Бочаров С. Г., Москва: 1962. - с. 126.

.В МИРЕ НАУКИ. (Scientific American. Издание на русском языке). 1990. № 3

.В.Я.Пропп., Морфология "волшебной" сказки/ В.Я.Пропп., Москва: Лабиринт,1998. - с. 55.

.Виноградов И. А., Борьба за стиль, в его сб.: Борьба за стиль/ Виноградов И. А., Ленинград: 1937. - с. 150.

.Волков И. Ф., Романтизм как творческий метод, в кн.: Проблемы романтизма/ Волков И. Ф., Москва:1971. - с. 150.

.Гегель Г.В.Ф. , Эстетика, т. 1/ Гегель Г.В.Ф., Москва: Искусство, 1968. - с. 244-253.

.Геннадий Осипов, Искусственный интеллект: состояние исследований и взгляд в будущее, #"justify">.Гинзбург Л. Я. , О Литературном герое/ Ленинград: Советский писатель, 1979. - с 98.

.Гинзбург Л. Я., О психологической прозе/ Гинзбург Л. Я., Ленинград: Intrada,1971. - с. 101.

.Горохов В.Г., Знать, чтобы делать. История инженерной профессии и ее роль в современной культуре / Горохов В.Г. , Москва: Знание, 1987. - с. 33.

.Громова А., Двойной лик грядущего, в кн.: Н. Ф. Альманах научной фантастики, в. 1,/ Громова А., Москва: Знание, 1964. - с 75.

.Гуковский Г.А. ,Изучение литературного произведения в школе , Методологические очерки по методике / Гуковский Г.А., Москва-Ленинград : Просвещение, 1966. - С. 208.

.Девятков В. В., Системы искусственного интеллекта / Девятков В. В., Москва: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. - 352 с

.Джордж Ф. , Мозг как вычислительная машина / Джордж Ф. , Москва: Издательство иностранной литературы, 1963. - с.20.

.Дидро Д., Беседы о «Побочном сыне», Собр. соч., в 10 тт., т. 5 / Дидро Д., Москва - Ленниград: Academia, 1963. - с 110.

.Драгомирецкая Н., Характер в художественной литературе, в кн.: Проблемы теории литературы / Драгомирецкая Н., Москва: Академия Наук СССР, 1958. - с. 112.

.Дубровский Д. И., Сознание, мозг, искусственный интеллект: сб. статей / Дубровский Д. И., Москва : Evidentis, 2007. - c.204-205

.Емцев М., Парнов Е., Наука и фантастика / Емцев М., Парнов Е., «Коммунист», 1965, № 15;

.Иллюстрированный энциклопедический словарь / Москва 1995.- с.279

.Ильясов Ф. Н., Разум искусственный и естественный/ Ильясов Ф. Н., Известия АН Туркменской ССР, серия общественных наук. 1986. - с. 46-47

.Иностранная литература, 1967, № 1;

.К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1/ К. Маркс и Ф. Энгельс , Москва: 1957, с. 9;

.Каган М. С., Литератуpa как человековедение, «ВЛ», 1972, № 3.
Ревякин А. И., Проблема типического в художественной литературе /Москва:Учпедгиз, 1959 . - с. 159. .Кагарлицкий Ю., Вглядываясь в будущее: книга о Герберте Уэллсе/ Кагарлицкий Ю., Москва: Книга, 1963.- с. 253.

.Кожинов В., Художественное творчество как «мышление в образах», «ВЛ», 1959, № 10; Гей Н. К.,

.Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия/ Лессинг Г. Э., Москва - Ленинград: Academia , 1936. - с. 38-39;

.Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / Москва: Росмэн, Под редакцией проф. Горкина А.П. , 2006.

.Литературные манифесты западно-европейских романтиков, Новалис / Москва: Изд-во МГУ, 1980. - с. 98.

.Лихачев Д. С., Человек в литературе древней Руси / Лихачев Д. С., Москва - Ленинград: Наука, 1958. - с. 110.

.Лотман Ю.М. , Избранные статьи / Лотман Ю.М. , Таллин: Александра, 1992. - с. 377

.Лукьяненко С. В. ,Фальшивые зеркала / Лукьяненко С. В., Москва : АСТ, 2008 . - с. 416

.Лукьяненко С.В., Лабиринт отражений / Лукьяненко С.В., Москва: АСТ, 2004. - с. 28.

.Люгер Дж. Ф. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем = Artificial Intelligence: Structures and Strategies for Complex Problem Solving / Люгер Дж. Ф. , Под ред. Н. Н. Куссуль. - 4-е изд.. - Москва: Вильямс, 2005. - 864 с.

.Ляпунов Б., Любителям научной фантастики [библиография], в сб.: Мир приключений, в. 8 / Москва, 1962, в. 11, Москва, 1965, в. 13, Москва, 1967;

.Методичні вказівки до виконання курсових, дипломних і магістерських робіт за спеціальностю «Переклад» / уклад.: Н. В. Пирлік, І. В. Подгаєвська. - Донецьк : ДонНУ, 2009. - 99 с.

.Михелькевич В. Н., Радомский В. М. ,Основы научно-технического творчества / Михелькевич В. Н., Радомский В. М. , Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - с. 320.

.Моль А., Фукс В., Касслер М. ,Искусство и ЭВМ / Моль А., Фукс В., Касслер М. ,Москва: Мир, 1975. - с.57

.Н.Гей, Р.Эльсберг, Типический характер и проблема художественности, в кн.: Социалистический реализм и классическое наследие, / Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1960.- 428 с.

.Налимов В.В., В поисках иных смыслов / Налимов В.В., Москва: Прогресс, 1993. - с.88 .

.Нудельман Р., Разговор в купе, в сб.: Фантастика / Нудельман Р., Москва: 1964

.Обломиевский Д. Д., Французский классицизм/ Обломиевский Д. Д., Москва,: Наука, 1968. - с. 70.

.Пенроуз. Р., Новый ум короля. О компьютерах, мышлении и законах физики/ Пенроуз. Р., Москва: УРСС, 2005.

.Поспелов Г. Н., Эстетическое и художественное, Москва, 1965;

.Проблема характера в современной советской литературе. Сб. ст./ Москва - Ленинград, 1962;

.Роднянская И., Перед выбором (заметки о социальной фантастике)/ Роднянская И., ВЛ, 1963, № 7.

.Ростов Телеком #34 (55) «Искусственный интеллект: новая информационная революция»

.Скафтымов А. П., Поэтика и генезис былин/ Скафтымов А. П., Москва - Саратов: 1924. - с. 88, 95.

.Советский энциклопедический словарь/ Москва 1979.- с.513

.Соловьев А.В., Когнитивная психология и искусственный интеллект: Научно-аналитический обзор/ Соловьев А.В., Москва : ИНИОН. 1992. - с.13.

.Стругацкий А., Стругацкий Б., Через настоящее - в будущее, «Вопросы литературы»/ 1964, № 8.

.Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 3 изд. / Тимофеев Л. И., Москва: Просвещение, 1966. - с. 65-66.

.Томашевский Б., Теория литературы. Поэтика, 6 изд./ Томашевский Б., Москва - Ленинград: Аспект Пресс, 1931. - с. 152-56;

.Тумановский Р., Сов. фантастика 1964-65 гг., Библиографич. указатель, в сб.: Фантастика. 1966, в. 3, Москва, 1966;

.Файнбург З., Совр. об-во и научная фантастика, «Вопросы философии», 1967, № 6;

.Философский энциклопедический словарь. - Москва: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

.Хализев В.Е., Теория литературы, Художественный вымысел. Условность и жизнеподобие / Хализев В.Е., Москва: Высшая школа. - с. 116.

.Хант Э. Искусственный интеллект = Artificial intelligence / Под ред. В. Л. Стефанюка. - Москва: Мир, 1978. - 558 с.

.Чернышева Т.А., Природа фантастик / Чернышева Т.А., Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1985 . - с 94-95

.Чернышевский Н. Г., Эстетика / Чернышевский Н. Г., Москва: Правда, 1958. - с. 134-38.

75.Юдковский Э., <http://spkurdyumov.ru/biology/iskusstvennyj-intellekt/2/>,- Singularity Institute for Artificial Intelligence Palo Alto, CA


Теги: Искусственный интеллект: научно-художественная проблематика  Диплом  Литература
Просмотров: 36299
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Искусственный интеллект: научно-художественная проблематика
Назад