А.С. Пушкин "Зимнее утро"
Цели урока:
1. Дать понятие о двусложных размерах стиха, особенностях стихотворной речи.
2. Развивать умение анализировать, понимать и чувствовать своеобразие речи поэта, ощущать её сущностную и эмоциональную насыщенность.
3. Воспитывать эстетические вкусы, любовь к малой родине, родному уголку и природе.
Оборудование:
. Русская литература: учебник для 6-го класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с бел. и рус. яз. обучения. / Т.Ф. Мушинская, Е.В. Перевозная, С.Н. Каратай. - Минск: Нац. Ин-т образования, 2009.
. Иллюстрации, заранее подготовленные детьми.
Тип урока: комбинированный.
Предварительное домашнее задание: один из учащихся готовит сообщение «История создания стихотворения»; другие создают иллюстрации или находят репродукции с зимними пейзажами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
1. Чтение стихотворения «Няне» наизусть.
2. Ответы на вопросы 1,2 «Обобщаем впечатления и наблюдения» (с. 151)
III. Подготовка к восприятию новых знаний.
1. Сообщение учителя (с элементами беседы).
Каждое из произведений писателя и поэта часто автобиографично. И мы с вами уже сталкивались с этим явлением. Давайте вспомним, в каких произведениях автор говорит не только о ком-то, но и о себе. Может быть это один из изученных нами рассказов? («Уроки французского» В. Распутина.)
Или стихов? («Зимний вечер», «Няне» А.С. Пушкина.)
А сейчас мы с вами познакомимся с историей написания еще одного стихотворение и давайте подумаем, есть ли в нём элементы автобиографичности.
2. Сообщение «История создания стихотворения «Зимнее утро»» (выступление заранее подготовлено одним из учеников).
Стихотворение «Зимнее утро» написано Пушкиным в годы «северной» ссылки. Эти годы, проведённые в Михайловском, были наполнены не только горестным чувством одиночества и зависимости, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви и, самое главное, творческого вдохновения. Это чувство выражается в стихотворении как нельзя явно, оно переливается вихрем эмоций и настроений в любовании природой, красотой девушки, шутливом комплименте, ощущении тепла и уюта, воспоминаниях о вьюжном вечере, мимолётной грусти о прошедшем лете.
Стихотворение написано очень быстро, в один день - 3 ноября 1829 года в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении В.И. Вульфа. В Тверскую губернию к своим добрым знакомым Пушкин заехал на этот раз по дороге с Кавказа.
3. Рассуждения учителя. Учитель помогает ученикам понять, как поэтом в стихотворении могут быть изображены конкретные картины зимнего утра, прекрасного пробуждения в уютном доме друзей.
IV. Усвоение новых знаний.
1. Чтение стихотворения учителем.
2. Беседа с учениками:
Как вы думаете, какое настроение у этого стихотворения? (Прекрасное, доброе и др.)
Что именно вызывает такие замечательные эмоции у поэта? (Прекрасная погода, красота за окном и др.)
Какие картины природы здесь изобразил автор? (Вьюжный грустный вечер, солнечное утро и др.)
А какие картины представляются вам? (….)
3. Выставка иллюстраций к стихотворению, нарисованных или найденных самими детьми. Каждая картина подписана цитатой. Автор-художник объясняет, почему он выбрал именно эту картину и как она расширяет наш взгляд на стихотворение.
4. Словарная работа (разбор непонятых слов и словосочетаний):
Сомкнуты - закрыты. Сомкнутые ресницы.
Взоры - здесь в значении «глаза». Отвести взор.
Нега - однокоренное слово нежный. Нежиться.
Аврора - в греческой мифологии богиня утренней зари.
Вечор(устаревшее) - вчера вечером.
Янтарь - застывшая смола хвойных деревьев, драгоценное вещество, которое используют в изготовлении украшений.
Звезда севера - самая яркая звезда.
V. Проверка понимания учащимися нового материала.
1. Литературоведческие минутки. Работа со словарём.
В поэтической речи имя прилагательное нередко становится художественным определением - эпитетом.
Эпитет - художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчёркивающее один из признаков предмета или одно впечатление о нём.
2. Работа с учебником.
а) Комментированное чтение учителем статьи «Стихотворная речь» (с. 153 - 155)
б) Ответы на вопросы после статьи (с. 155)
VI. Закрепление изученного материала.
1. Анализ стихотворения. Работа в тетради. Подобрать эпитеты к словам:
День, друг, небо, тучи, небеса, ковры, лес, блеск, треск, конь, берег.
2. Работа с учебником. Вместе отвечаем на вопросы 1-5 «Перечитываем, размышляем» (с. 152, 153)
VII. Домашнее задание.
1. Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро».
. Ответить на вопрос 2 «Наше творчество» (с. 153).
пушкин зимний стихотворение утро
Литература
1. Поурочные разработки по литературе/ Егорова Н.В.М., 2005.
. Русская литература: учебное пособие для 6-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения/Т.Ф. Мушинская, Е.В. Перевозная, С.Н. Каратай. - Минск: Национальный институт образования, 2009.
. Словарь литературоведческих терминов/ред.-сост.:Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев.М., 1974.