Горькое послевкусие


Горькое послевкусие

зорин пьеса варшавский мелодия


Шишкова Анна

продюсерский

Леонид Генрихович Зорин - драматург разносторонний. Он глубоко чувствует нерв времени. Это выражено в его произведениях. Он успешно пишет интересные социальные драмы, пьесы, обращенные к истории.

Отправляя своих героев искать и находить нравственные истины, драматурги гораздо успешнее ведут дискуссии, чем погружаются в сферу тех чувств. К разговору о любви обращаются все, но мало кому в руки дается эта волшебная, хрупкая материя. Автор «Варшавской мелодии» - в числе этих немногих.

«Варшавская мелодия» - пьеса, написанная в 1967 году, одна из граней его дарования. Это богатая, сценическая история, жизнь которой на сцене продолжается и сегодня. Пьеса очень яркая и сложная. Её играли в 150 городах нашей страны и в 16 странах мира.

«Варшавская мелодия» имеет счастливую судьбу. Она живет 45 лет. Это много. Зачастую пьеса выдерживает несколько сезонов и благополучно умирает. А «Варшавская мелодия» со сцены не сходит, по сей день.

Эта пьеса на первый взгляд привязана к советской эпохе, но оказывается вполне актуальной для нашего времени, так как она об обреченности любви. Она несет в себе богатую пищу для размышления.

Любить по-настоящему и быть счастливым ничуть не проще, чем в средние века. Любовь - такая искренняя и неподдельная, трагическая и тяжелая, с надрывом и десятилетием томительного ожидания: «настоящий букет создается выдержкой».

Современные Ромео и Джульетта не сумели сохранить счастья, подаренного им их любовью. Их любовь приговорена. И каждый из нас найдет в этой истории, что-то близкое для себя и спроецирует этот смысл на своё не сбывшееся.

«Варшавская мелодия» - лирическая драма, два лирических героя с драматической судьбой. Удивительно чистый и стройный сюжет убедителен от начала и до конца.

Фабула пьесы несложна: 47 год, сталинские времена, он - русский студент, она - студентка из Польши, будущая певица. Он - сильный и смелый, он любит жизнь; она - хрупкая и нежная, война оставила в ней огромное чувство страха, с которым она смотрит в будущее.

Счастью молодых людей жестоко препятствуют политические обстоятельства - железный занавес разводит их. В течение двух действий герои проживают 20 лет.

«Варшавская мелодия» прежде всего, пленила очарованием самой любви. В любви всегда есть загадка, чудо, не поддающееся рациональному толкованию. Леонид Зорин это знает, но всё же не боится приблизить нас к области непостижимого. История любви - вечность, как неизменность человеческих чувств той же любви и предательства, осторожности, страха, непонимания и сожаления.

Воспоминания героя возвращают нас к поре, когда любовь родилась и росла, затем воссоздают встречу после десятилетней разлуки и, наконец, еще одну встречу, снова через десять лет, когда можно подвести грустные итоги жизни друг без друга, когда становится ясно, что никакие жизненные успехи не возмещают потерь от несостоявшегося счастья и любви. Влюбленные обладают радостью взаимного открытия, взаимообогащения. В пьесе важной оказывается не лирическая дымка воспоминаний, почти неощущаемая, а живая плоть отношений, переданная с тонким психологическим мастерством, в богатстве оттенков, она говорит сама за себя.

Эта пьеса из разряда тех, которые способны изменить что-то в сознании. Как не странно, но есть еще один главный персонаж в сюжете - это политический режим, который разрушает жизнь двух любящих.

Пьеса сильна прямым эмоциональным зарядом. Здесь также можно проследить тему войны. Вечный диалог России и Европы в пьесе Зорина «материализованный» в героях, Виктора и Гелены.

Началом действия, завязкой является первая встреча героев в консерватории на концерте. Всего два героя и оба - главные, оба студента: она мечтает о карьере певицы, он в будущем - винодел. Первые секунды пьесы - Виктор, солдат Второй Мировой, ошарашен звуками настраиваемых инструментов. Как он смущен и подавлен колоритом мирной жизни! Как звуковая палитра и акустика консерватории действует на его поврежденный войной слух, привыкший слышать чудовищные выстрелы и взрывы!

Геля - осторожная, она боится громких жестов, вскриков, пыла пока еще не знакомого Витека. Они молоды, горячи, и как полагается студентам - бедны. Стесненность средств позволяет больше ценить жизнь, радоваться счастливому случаю, когда удается достать билет в консерваторию или заработать на туфли любимой девушке.

Они - такие разные - словно созданы друг для друга. Студентка из Польши должна была потянуться к сильному русскому парню, прошедшему войну: ей на родине не раз смерть смотрела в глаза, и от ужасов фашистской оккупации осталось щемящее чувство беды и незащищенности. Может быть, потому так горька покорность Виктора обстоятельствам, помешавшим счастью, так похожа на предательство. Казалось бы, у любви нет границ, для неё не важна национальность. Герои становятся заложниками советского строя. Их история любви разворачивается на протяжении многих лет, которые они были вынуждены провести в разлуке.

Удивительно тонко и точно переданы в героях глубина чувств и все оттенки человеческих отношений, зарождение любви, её развитие и высшую точку взаимопонимания и нежности друг к другу. Первый взгляд, первое прикосновение, первый поцелуй. А потом и расставание, мысль о котором уже где-то витает в воздухе. А потом чувство потери и невозможности вернуть любовь. Прочерчена линия: женщина на время отступает, но не предает своё чувство, и лишь чуть расходится мрак, готова начать всё сначала; мужчина сдается сразу и навсегда.

Их встреча в Варшаве, стала кульминационным моментом, спустя 10 лет. Мы видим, что они по прежнему любят друг друга. Но как же они изменились, повзрослели - не столько от времени, сколько от неудовлетворенности жизнью. Очень интересна высказанная Гелей мысль: «Люди не вино, они со временем портятся».

Она готова бросить всё и бежать с ним на конец света, в ней бурлит любовь к жизни к нему, а он… он уже советский человек до мозга костей, который не может представить, как он не придет ночевать в номер, и что о нем в таком случае подумают остальные участники делегации? Его поведение огорчает ее, и она со словами: «Ты же сильный, ты же смелый…», в которых звучит отчаяние и укор, уходит. Им суждено встретиться в третий раз, но ничего уже общего между ними нет, нет той ниточки любви, которая их связывала. Он смотрит на нее с восхищением, а она на него с горечью и разочарованием. Становится понятно, почему Геля с самого начала интуитивно не верила своему счастью.

Нереализованная любовь губит обоих героев. На протяжении этих 20 лет Виктор стареет внутри, стареет от мук совести. Он ничего не смог, не захотел сделать. Это образ человека, принявшего время, в котором ему выпало жить, как данность. И от того любовь перелилась в горечь невозможности, что-либо изменить. И боль никак не проходит.

А сколько внутренней боли и разочарования у Гели! Её трагедия не столько в том, что их разлучили, а что Виктор оказался не тем человеком, которого она ждала. Приехав в Варшаву, он решает позвонить ей только из-за сентиментальности.

Женщина в пьесе Зорина сильнее и трагичнее. Она глубже любит и страдает, сильнее меняется с течением времени, но даже 20 лет спустя, в неузнаваемой маске эстрадной певицы, сохраняет слабую тень надежды: «Позвони, если будет время…Отель «Варшава», двести восьмой. Тебе записать или ты запомнишь?» Любить трудно. Трудно преодолеть внешнее препятствие.

Не сумев спасти и отвоевать свою любовь, она превратилась в театральную «Снежную королеву», а он, бывший красавец, в заурядного сморчка. Спустя 20 лет им уже ничто не мешает воссоединиться: ни закон, ни семейные узы. Но он всё так же не свободен, неловок и жалок, а она независима, самоуверенна, но опустошена и холодна. В ней словно умерли все чувства. Гордая полячка в итоге сама оказывается сильнее.

Любимая фраза винодела Виктора: «Букет всегда создается выдержкой». Но оказалось, что в реальной жизни выдержка не всегда создает букет, и послевкусие оказывается горьким.

Жанр пьесы - драма, самый реалистичный жанр, в основе которого лежит любовный конфликт.

По сути, драма - это локальность. В центре неё - частный человек, осознающий своё противостояние среде. Здесь затронуто много проблем внутренней жизни человека. Раскрыта потребность героя заглянуть внутрь себя и внутрь другого человека.… Здесь нет катарсиса, а сам герой развивается на протяжении действия и обязательно изменяется.

Современная драма стремится к камерности в противовес многоликости жизни. Многолика жизнь, многосложны войны, которые ведут люди в мире и в самих себе, самобытны таланты, открывающие драматизм отношений человека и стремительно бегущего времени.

Так же это лирическое произведение, так как ведется разговор о значительном, высоком, прекрасном. Это своего рода экспозиция идеалов и жизненных ценностей человека. Их соединение несет лирически окрашенный, эмоциональный психологизм.

Характерными чертами «лирической драмы» являются: открытый финал - автор не приходит, да и не может придти к какому-нибудь выводу, произнести приговор своим героям; проявленная позиция автора - обращение к поэзии, музыки, к воспоминаниям, мечтам о прекрасном будущем; символика. Все эти приёмы помогают автору возвысить своих героев над обыденностью и увидеть надежду.

Для Зорина характерно создать в своих произведениях острый социально значимый конфликт, и это у автора превосходно получилось, как бы вознесение реальной жизненной ситуации над бытовой жизнью и грубоватыми земными условностями.

Идея у Зорина - диалог России с Европой и вытекающая из этого боль за уязвимость любви и разрушительную силу внешнего мира. Зорин создал пьесу, безошибочно улавливающую малейшие вибрации времени - социального, политического времени человеческой жизни. В «Варшавской мелодии» против любви - бездушное государство.

Пьеса ничуть не устарела. Боль разрушенной жизни вне времени и пространства. К тому же молодежи любых стран и времен присуща способность к любви и это актуально всегда.

«Варшавская мелодия» - пронзительная, вне времени и пространства история. Счастья в жизни не было, но любовь длинною в жизнь была. Автор обратился к теме неограниченной временем, как бесконечны темы, связанные с именами Ромео и Джульетты, Тристана и Изольды… Любовь во все времена остается любовью. И когда на ее пути встречаются какие-либо препятствия, она становится драмой, независимо от того, кто и что эти препятствия создает.

Диалоги Зорина сродни репризам, они полны юмора и философского смысла, а фразы могут быть и не столь короткими, но афористичная острота реплик, скорость реакций адресует к высокому стилю драматургии.

Темпоритм выстраивается таким образом: двое героев, как будто бы на качелях, летят к мечте и надежде, и уже именно этот «качельный синдром» и представляет поочередно каждого из персонажей: то «в блеске и великолепии», то в момент растерянности и опустошения.

Ритм и темп всегда связаны между собой - это волнообразный процесс, где нарастания и спады складываются из суммы действий, эпизодов и сцен. Как говорил К.С. Станиславский: «Темпоритм пьесы - это целый ряд больших и малых комплексов, разнообразных скоростей, размеренностей гармонически соединенных в одно большое целое».

Музыка здесь - это атмосфера и среда, порой словно бы провоцирующая и мысли и ощущения и поступки. Их знакомство происходит на концерте в консерватории под удивительную музыку Шопена. Не зря драматург использует именно великолепную музыку этого композитора. Шопен, сам в середине жизни покинул Польшу, и оставил после себя шедевры ставшие мировой классикой, которая ведь тоже «на все времена». Волшебная музыка, полная гармонии и правды жизни, передающая душевные волнения героев. Музыка в этой пьесе возникает каждый раз в момент напряжения действия, акцентирующая их, предваряющая или создающая «послевкусие», о котором много говорит Виктор.

Важным моментом является выбор названия пьесы. Я думаю, Л. Зорин хотел сделать акцент на музыкальности своего произведения и на месте, где происходит кульминация.

Время идет по кругу и многое повторяется, я считаю, что и пьесы Зорина будут неизменно популярны у зрителей.


Теги: Горькое послевкусие  Резюме / рецензия  Литература
Просмотров: 7408
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Горькое послевкусие
Назад