Творчество И.А. Гончарова

Введение


К судьбе наследия И.А. Гончарова полностью приложимо такое замечание М.М. Бахтина: по прохождении лет «великие произведения… как бы перерастают то, чем они были в эпоху своего создания». На пороге XXI столетия «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» прочитываются совсем иначе, чем более века назад. «Племя молодое, незнакомое» влечется к «старинным, длинным» книгам Гончарова вечным, неиссякаемым стремлением к познанию и восчувствованию мира и себя в нем. И, возможно, опыт последнего столетия реально помогает этому племени увидеть в «Обломове», к примеру, ту полноту мудрости, что была «сокрыта» от современников появления романа.

Сам Гончаров рассуждает о двух вариантах творческого процесса, определяемых тем, что преобладает в художнике, «ум пли фантазия и так называемое сердце». У писателей, которых Гончаров относит к первой группе («сознательное творчество»), «ум тонок, наблюдателен и превозмогает фантазию и сердце». У писателей иной породы («бессознательное творчество») «при избытке фантазии, и при - относительно меньшем против таланта - уме образ поглощает в себе значение, идею». К последним Гончаров относил самого себя, опираясь, вернее всего, на отзыв В.Г. Белинского (статья «Взгляд на русскую литературу 1847 года»), в котором автор романа «Обыкновенная история» как преимущественно поэт-художник противопоставлялся автору романа «Кто виноват?» как преимущественно поэту мысли. В своих статьях Гончаров придал оценке собственного дарования дополнительную односторонность: «увлекаюсь больше всего <…> своей способностью рисовать… Рисуя, я редко знаю в ту минуту, что значит мой образ, портрет, характер». И, наконец: «Хорошо, что я не ведал, что творю!». Гончаров заявлял, что осознание написанного приходит позднее, при этом с помощью критических истолкователей, каковыми для него были Белинский и Добролюбов.

Но парадоксально, что эти же самые статьи Гончарова, прославляющие бессознательность творчества, насыщены более чем сознательной (сугубо рациональной) интерпретацией собственных романов. Гончаров, разъясняя «общий их смысл», писал: «Все они связаны одной общей нитью, одной последовательной идеею - перехода от одной эпохи русской жизни, которую я переживал, к другой - и отражением их явлений в моих изображениях, портретах, сценах, мелких явлениях и т.д.». Борьба «старого» (всероссийский усадебный застой) и «нового» (петербургская нарождающаяся буржуазность) определяет суть «первой галереи» романной «трилогии» - «Обыкновенной истории». Она, в свою очередь, служит «преддверием к следующим двум галереям, или периодам русской жизни, уже тесно связанным между собой, то есть к «Обломову» и «Обрыву», или к «Сну» и «Пробуждению». И «первом романе, и в двух последующих соответственно каждый герой воплощает то или иное социальное явление русской жизни конкретного периода. В первом: «застой» - младший Адуев, движение - старший. Их споры - отражение ломки старых понятий и рождение новых. Вследствие подобной логики даже Наденька Любецкая становится символом «безмолвной эмансипации»: ее увлечение блестящим графом трактуется как «сознательный шаг русской девушки», а бесследное исчезновение из романа сразу после разрыва с Александром объясняется так: «Мне она не была нужна как тип, а до нее как до личности мне не было дела».

В интерпретации наследия Гончарова необходимо (но и очень непросто!) избежать односторонности, то есть: или, обратившись к тексту и письмам, проигнорировать самооценки в статьях, или, наоборот, только на них и строить концепцию творчества. Встает задача уяснения сложного, подчас неорганичного переплетения разных тенденций творчества: социальных, конкретно-исторических, а также иных, ориентированных на погружение в сферу психологии и поведения (менталитета) отдельного человека и целой нации.

Советские исследователи творчества Гончарова, начиная с середины 20-х годов 12, как правило, добровольно отказывались от предложенного романистом подбора «собственного ключа», старательно цитируя его поздние статьи, тем более что за гончаровской трактовкой стояли мнения таких столпов революционно-демократической критики, как В.Г. Белинский и Н.А. Добролюбов.

Цель работы: проанализировать творчество И.А. Гончарова как предмет изучения в средней школе.

Задачи работы:

1.Сформулировать основные подходы к анализу романа «Обыкновенная история» в средней школе.

2.Проанализировать изучение романа «Обломов» как центрального произведения И.А. Гончарова.

.Дать рекомендации к изучению романа И.А. Гончарова «Обрыв» в связи с его сложностью и неоднозначностью.

роман гончаров обрыв обломов

1. Изучение романа «Обыкновенная история»


Роман «Обыкновенная история» (1847) рассматривается подчас лишь как подступ к более сложным и многоплановым последующим двум. Тем более, что несколько схематичное построение романа облегчает подобную задачу: несложно увидеть в нем исходный чертеж для будущего полнокровного создания - «Обломова». Но если же взглянуть на «Обыкновенную историю» как на завязь, из которой развилась вся романистика, как сгусток творческой энергии, что придал импульс всему творчеству Гончарова, то именно этот роман потребует самого пристального рассмотрения. В «Обыкновенной истории» уже проявились все предпочтения Гончарова в выборе традиций, жанра, сюжета, героя и соответственно всех других элементов романа, при этом предпочтения столь определенные, что хотя они и претерпели в дальнейшем изменения, но не в той степени, чтоб изменилось само существо сделанного выбора. Одновременно в первом романе уже дала о себе знать не только свобода творческого выбора, но и его «несвобода», сказалась зависимость от рекомендаций, выдвигаемых временной ситуацией и авторитетами в искусстве.

Обсуждение «Обыкновенной истории» в школе возможно на двух уровнях: общечеловеческом, доступном любому читателю, и конкретно-историческом (традиционном для уроков в школе и семинаров в вузе). На наш взгляд, в обоих случаях наиболее удачным источником для школы является статья В. Розова «Как жить?», которая неоднократно печаталась в качестве предисловия к изданиям романа и вошла в сборник «Вершины», предназначенный для школы. Различие жизненной позиции дяди и племянника автор статьи определяет как приоритет рассудка или сердца (такой подход был намечен в статье Белинского). В общечеловеческом аспекте учитель может рассмотреть роман как соотношение двух «вечных» типов людей, дополнительно мотивированное возрастом и личными обстоятельствами (план №1), в другом аспекте - как соотношение мироощущений, дворянского патриархально-идеалистического (романтического - в широком значении слова) и пробуржуазного (план №2).

План №1. Как жить?

Сердце и разум в жизни Александра и Петра Ивановича Адуевых

Образ Александра Адуева. Романтизм как юношеский максимализм и идеализм. Условия жизни в деревне и учебы в университете: устроенность быта, отсутствие «борьбы за жизнь», общая любовь. Стремление прожить жизнь по высшей норме. Идеальные представления о дружбе (полное растворение в заботах друга, совместное переживание восторгов и печалей), любви (единственное, все затмевающее чувство), смысле жизни (служение человечеству, дающее право на славу), творчестве (красивое и свободное излияние души). При сознании несоответствия идеалов и действительности - отрицание действительности, мысль о том, что мир «не достоин» высоких порывов.

Образ Петра Ивановича Адуева. Рассудочность зрелого человека. Самостоятельный путь к жизненным благам и успеху. Трудное начало пути и деятельная жизнь по достижении положения в обществе. Соизмерение своих способностей и цели жизни: сознание своей обычности, конкретность и умеренность цели. Расчет и снисходительность в дружбе и любви. Изучение жизни и приспособление к ней (сознание себя сыном делового века).

Образ Елизаветы Александровны. Елизавета Александровна - зрелый, думающий человек. Невостребованность ее души в отношениях с мужем. Дружба с племянником как заполнение душевного вакуума. Трагедия героини в финале романа: перерождение Александра как знак того, что ее порывы не нужны в мире преуспевающих людей.

Эволюция героев в эпилоге романа. Дядя - старик, желающий сохранить домашний очаг. Минуты сомнения в правильности своих расчетов. 30-летний Александр, наверстывающий в своей карьере то, что упустил за время романтической юности. Сходство дяди и племянника в поклонении деньгам и карьере. Их отношение к Елизавете Александровне. Эволюция дяди - отступление от одноплановости. Эволюция Александра - полная смена жизненных ориентиров.

Вопрос о закономерности эпилога. Несогласие Белинского с авторским вариантом эволюции Александра: он должен остаться романтиком, возведя идеализм в теорию. Параллель с пушкинскими героями как материал для обсуждения финала. Два варианта судьбы Ленского. Меньший сравнительно с Ленским масштаб личности Александра Адуева, определяющий закономерность авторского финала.

План №2.

Дворянин-романтик и деятельный буржуа в перспективе русской жизни середины XIX века

А. Адуев как представитель дворянского романтизма. Дворянский усадебный быт как источник «гипертрофии» сердца. Учение в университете 30-х гг.: атмосфера восторженности, идеализма, жажда великих свершений. Сознание своей исключительности как условие «претензий» к жизни.

Культура нежных чувств в жизни молодого дворянина-романтика: деревенские опыты и ожидание большой любви в столице. Любовные истории в жизни Александра: деградация чувства и превращение позиции страдальца в байроническую позу. Роль «вещественных знаков невещественных отношений» в проявлении и поддержании переживания.

Философская основа романтизма Александра (русское шеллингианство). Установка на интуитивное постижение мира в его идеальных началах. Отношение к знанию как источнику духовного развития человека. Ориентация на поэзию и музыку при оценке духовности бытия.

Речь Александра: патетика, обобщенность слова, музыкальность интонаций - проза, рожденная стихом. Поэтические штампы в речи и творчестве героя. Точность реакции современника (дяди): «А не пишешь ли ты стихов?».

П. Адуев как предтеча новых людей (буржуазный практицизм - вариант демократизма героя дела). Быт делового петербуржца (европейца): комфорт, умеренность, расчет. Буржуазный тип карьеры: труд от младых ногтей и успех как награда за упорство. Отождествление себя с другими и многими, живущими по законам века и общества. Практический подход к знанию: источник конкретных сведений и «лоска», условие успеха в труде и обществе.

Подчинение чувства рассудку. Теория брака «с расчетом». Роль иронического наставника в отношении племянника, умеренный интерес к успехам и неудачам человека другого типа.

Материализм (позитивизм). Механистическое понимание человека в шутках о любви.

Связь с миром журнальной беллетристики и науки (как промышленности). Признание великих художников людьми принципиально иного склада, чем все. Художественное как сфера отдыха «порядочных» людей.

Речь: аргументированность, четкость и краткость фразы, конкретность значения слова. Проза, демонстрирующая дисциплину ума. Научное слово рядом с бытовым как источник комизма в речи Петра Ивановича.

Елизавета Александровна. По плану №1.

Финал романа и вопрос о его закономерности. Итоги сопоставления двух культурно-социальных типов. «Дворянская» карьера Александра: связи, родство, женитьба в основе достижения чинов и богатства. Радость и удивление дяди как признание того, что такой путь короче, чем его собственный. Александр эпилога как «низший» сравнительно с дядей общественно-исторический тип. Обыкновенная история: примитивный карьеризм торжествует над буржуазным рационализмом в остановившейся русской жизни.

Болезнь Елизаветы Александровны: бессилие практицизма перед лицом живых чувств. Пренебрежение чувством у дворянского карьериста Александра как знак его остановки в развитии. Возвеличение Александра-романтика в грустном воспоминании Елизаветы Александровны. Перекличка образа Александра-романтика с предысторией дяди (периода «желтых цветов»). Высокое достоинство дворянской культуры чувств и «знаков». Обыкновенная история: лучшее равно хрупко у людей нового и старого типов. Объективность Гончарова в сложном соотношении этих типов.

Социально-философский подтекст несогласия Белинского с финалом истории Александра: никчемность дворянского романтизма не должна быть «прощена», но возведена в ранг ложной идеологии (Белинский - противник славянофильства, к которому, по его мнению, должен обратиться Александр).


2. «Обломов» как наиболее значительное произведение И.А. Гончарова


Ни к одному из русских романов термин «монография» не приложим, вернее всего, с таким основанием, как к «Обломову». «У меня всегда есть один образ и вместе главный мотив, - признавался Гончаров, - он-то и ведет меня вперед - и по дороге я нечаянно захватываю, что попадется под руку, то есть, что близко относится к нему». Илья Ильич Обломов - средоточие идеи этого романа, более того, всех трех романов писателя, поскольку в нем «душа Гончарова в ее личных, национальных и мировых элементах».

Работа над романом рассчитана примерно на 8 часов. Общая тема уроков может быть сформулирована так: «Система образов в романе И.А. Гончарова «Обломов».

В ходе занятий учащиеся знакомятся с категорией системы образов как организованного единства, в котором суть целого и частей выявляется через взаимосвязь, соотношение (сходство и различие) этих частей, т.е. образов.

Постижение понятия происходит постепенно: сначала идет подготовка к его восприятию через разговор о повторяемости основных типов героев в романах Гончарова (1-й урок), затем на материале романа «Обломов» ученики видят, как «работает» над выявлением сути типов соотношение двух образов, наконец, оценивают художественное значение системы основных образов. В этот момент можно вернуться к 1-й части романа, заключающей в себе принципиально иначе построенную систему персонажей, и сравнить две системы образов. В начале романа все герои необходимы только для пояснения Обломова, они относятся к уже известным в литературе типам и, выполнив свою роль в отношении Ильи Ильича, уходят из романа навсегда или появляются там, где герой отпадает от связей с другой системой (Тарантьев). В романе в целом главные герои равны по своему значению, сопоставление образов обогащает представление читателя о каждом из них, делая невозможным выбор «лучшего» и осуждение «худшего». Таким путем учащиеся получают доказательство объективности Гончарова, декларированной учителем во вводной лекции.

-й урок закрепит представление об особенностях системы образов и об объективности писательской манеры Гончарова: широкий диапазон интерпретаций романа возникает в основном в сопоставлении образов Обломова и Штольца, которое остается «открытым», не исчерпанным до нашего времени. Оптимально, если к концу занятий у учащихся возникнет желание изложить собственное представление о соотношении типов.

Урок 1

Тема: Романы Гончарова как трилогия. Место романа «Обломов» в творчестве писателя.

Цель: дать общее представление о романах писателя в их единстве, согласно авторскому пониманию его.

Эпиграф: «Вижу не три романа, а один» (И.А. Гончаров).

Форма занятия: лекция с элементами опроса и привлечением докладов учеников.

Ход урока

Лекция о творчестве Гончарова. Основной материал при подготовке к лекции - статья Гончарова «Лучше поздно, чем никогда». Нужно кратко сообщить о времени и обстоятельствах ее написания. Лекция должна осветить следующие вопросы: хронология создания романов Гончарова; Гончаров о единстве трех романов, отражающих три эпохи русской жизни; связь основных типов с образами романа «Евгений Онегин»; писатель о своих удачах и неудачах в обрисовке героев; Белинский об особенности таланта автора «Обыкновенной истории»; Гончаров об объективности своей писательской манеры.

Работа над ученическим конспектом лекции. Во время лекции учащиеся самостоятельно делали краткие записи. По окончании ее 2-3 ученика зачитывают свои конспекты. Учитель оценивает прочтенное, побуждая учеников к дополнению и уточнению своих записей.

Краткая беседа о романах «Обыкновенная история» и «Обрыв». Беседу можно повести, оттолкнувшись от последнего пункта лекции - об объективности Гончарова. Вопросы могут быть такими: «Является ли, на ваш взгляд, объективным сопоставление двух главных героев «Обыкновенной истории»? Кто из них вам нравится больше и почему? Вполне ли выдержана объективность изображения в последнем романе Гончарова? Есть ли в нем герои, отношение писателя к которым можно назвать субъективным? Как вы относитесь к ним?» Если класс слабо готов к такому разговору, то к работе можно привлечь учеников с краткими сообщениями о сюжете и героях романов.

Доклад ученика о творческой истории романа «Обломов».

Продолжение лекции учителя. Центральное место романа в творчестве писателя и его значение для развития общественного сознания 60-х гг. XIX в. Восторженный прием книги критикой и читателем, увидевшими в ней «знамение времени».

Фронтальный опрос по сюжету романа. Опрос поможет установить степень начитанности учащихся и характер самостоятельного восприятия ими произведения. Итоговое задание: кратко (в объеме одного предложения) пересказать фабулу романа. Варианты формулировок обсуждаются. Ученики замечают, сколь незначительны события, изображенные в произведении, если обращать внимание только на их внешнюю сторону.

Работа над композицией романа. Задание: составить план произведения, выявив главное событие каждой из его частей и назвав основных героев. Учитель отмечает, что 1-я часть особенно бессобытийна, в ней только один главный герой, причем недействующий, хотя довольно много второстепенных лиц.

Домашнее задание: прочесть 1-ю часть романа, приготовиться к выразительному чтению портрета Обломова. Индивидуальные задания: сопоставить образы гоголевских Ноздрева и Кочкарева и образ Тарантьева из романа Гончарова.

Урок 2

Тема: 1-я часть романа - экспозиция системы образов. Характеристика Обломова на традиционном литературном фоне.

Цель: рассмотреть первую часть романа как портрет-очерк одного героя.

Эпиграф: «И поверхностный наблюдатель, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумья, с улыбкой» (И.А. Гончаров).

Форма занятия: беседа.

Ход урока

. Выразительное чтение начала романа (портрет Обломова). Урок может быть начат высказыванием Добролюбова в пользу неторопливости и обстоятельности повествования в романах Гончарова. Потом имеет смысл прочесть вслух первую страницу романа, подчеркнув, что за подробностями изображения стоит важная мысль: автор не позволяет читателю быстро оценить героя, настаивает на долгом размышлении о нем. Прослеживая интонационное движение первых абзацев (2-5), учитель обнаружит, что писатель готовит читателя к сюжетному ходу романа «музыкально»: интонация строится на плавном подъеме и медленном спаде (за время действия романа Обломов «встал с дивана», а после снова «лег на него»). Характерно описание движений героя («Движения его…»): интонация и видимая картина совпадают.

Беседа: Общее впечатление от портрета Обломова. Что означают выражения «добряк», «простота»? Какому человеку, по мнению автора, может принадлежать такое определение? Что подразумевается под определением «человек поглубже и посимпатичнее»? Почему он должен отойти от героя с улыбкой? А что в описании Обломова вызывает улыбку у вас? О чем мог раздумывать человек, отошедший от Обломова с улыбкой? На какие размышления наталкивает вас описание Обломова?

Составление плана к портрету. Вопрос: какими компонентами можно было бы дополнить портретное описание человека?

Беседа: Выражение авторского отношения к герою через портрет. Какова доминирующая черта внешности героя? Как создается двойственное впечатление от него, зачем эта двойственность? Какие черты портрета говорят в пользу героя и против него? Каким образом костюм Обломова и интерьер его комнаты характеризуют героя?

Беседа: Илья Ильич и его посетители.

а. Зачем пришли к Обломову Волков и Судьбинский? Надеются ли совместно с ним отправиться на гуляние? Зачем вообще бывают у него? Какой стороной характера они обращены к Обломову? А он к ним? Как судит Обломов об образе жизни своих посетителей по их уходу? Какие известные литературные типы представляют Волков и Судьбинский? Завидует ли Обломов их жизненным успехам? Почему он не пошел таким путем? Как образы Волкова и Судьбинского оттеняют образ Ильи Ильича?

б С какими целями явился к Обломову литератор Пенкин? Почему его привлекают разговоры с Обломовым? Зачем Илья Ильич нужен Пенкину на гулянье? Нравится ли вам Пенкин? Если фамилия Пенкина говорящая, то о чем она говорит?

Фрагмент лекции. Учитель должен восстановить в памяти учеников представление о «натуральной школе», подчеркнув, что образом Пенкина Гончаров указывает на крайности журнального, беллетристического ее проявления, условно говоря, «пену», заполнявшую наравне с вульгаризированным романтизмом издания для массового читателя в середине XIX в. Вместе с тем нужно сказать и о том, что установка «натуральной школы» на анализ «физиологии» общества в ущерб интересу к внутреннему миру человека - реальная черта школы, которая сделала ее жизнь довольно краткой (крупные писатели, начинавшие в рамках этой школы, уже в ранних сочинениях выходили за пределы ее эстетики). Позиция Гоголя, как справедливо отметил Обломов, сложнее установок «натуральной школы», вдохновителем которой его считал Белинский.

Задание: прочесть по ролям спор Пенкина и Обломова о литературе.

Продолжение беседы. Какой тип литератора представлен образом Пенкина? О чем и как он пишет? Что приемлет и чего не приемлет в его творчестве Обломов? Почему отказывается прочесть хвалимую Пенкиным поэму? Имена каких писателей упоминаются в разговоре героев или присутствуют в его подтексте? Каким образом упоминание гоголевского «смеха сквозь слезы» проясняет авторское отношение к герою и нравственную цель романа? С какими из суждений Обломова о литературе вы согласны? Согласны ли в чем-то и с Пенкиным?

Почему Обломов назвал посещение его Волковым, Судьбинским и Пенкиным раутом? Нравилось ли Илье Ильичу то, как оживленно он провел утро?

в Постоянные посетители Обломова Алексеев и Тарантьев. Ровня ли они Илье Ильичу? Зачем так часто бывают у него? Зачем он принимает этих «пролетариев»? Как характеризует Обломова это знакомство? Что роднит Илью Ильича, принимающего гостей, и Алексеева, ходящего по гостям? Каких гоголевских героев напоминает Тарантьев? Почему такой деятельный человек не преуспел в жизни? Что он понимает под деятельностью (делом, дельцем)? За что и почему осуждает Штольца?

Беседа включает выступления учащихся, готовивших индивидуальные задания.

г Каким могло бы быть развитие сюжета при существующей в первой части романа системе образов, т.е. без появления Штольца? Какое место заняли бы в нем Алексеев и Тарантьев? Какой была бы оценка Обломова в таком сюжете, т.е. первой части романа, взятой как отдельное произведение? Как бы вы определили жанр такого произведения?

. Беседа: Обломов и Захар (тема может составить отдельный урок, на котором имеет смысл увеличить время для чтения по ролям). Опишите Захара по плану, составленному к портрету Обломова. Сравните впечатление от портрета Захара и его барина: какое из них яснее, однозначнее? Каковы обязанности Захара и как он к ним относится? Какие развлечения у него есть? Что вам кажется в них странным? Чем вы объясняете эту странность? Есть ли у Захара основания считать себя хорошим слугой? А хороший ли барин Илья Ильич? Обижает ли слугу? Чем и когда? Что в отношениях героев показывает, что они привыкли друг к другу и хорошо понимают один другого? Какие общие убеждения и привычки у них есть?

Задание: прочесть по ролям один из диалогов Захара и Обломова. Перед чтением приготовить режиссерский комментарий. Сравнить его с авторским комментарием к текстам. Вопросы: «Почему вы выбрали для чтения именно этот диалог? Какие качества обнаруживают в нем барин и слуга?».

Продолжение беседы. Какую сцену между Захаром и барином вы сочли бы кульминационной для их отношений в первой части романа? Какие сильные чувства руководят героями в этой сцене? Кто из героев больше волнуется в ее начале, середине, конце? Какими «жалкими» словами Обломов доводит Захара до раскаяния и слез? Почему эти слова «жалкие»? У кого и к кому они должны вызвать жалость? В чем вина Захара? Соответствует ли пафос Об-ломова степени его вины? Зачем Обломов организует чувствительную сцену? Почему затеял ее именно сейчас? На какие важные размышления натолкнула Обломова сцена с Захаром? Бывали ли подобные сцены раньше? Почему тогда Обломов легко успокаивался?

Понимает ли Захар причину волнений барина? Как объясняет его вздохи? Доволен ли Захар своим существованием? А Обломов? Есть ли различие в том, чем заняты мысли слуги и барина во время лежания?. Что говорит автор о внутренней жизни лежащего Обломова (Ч. I, гл. VI)?

Почему Захар «больше Обломов», чем сам Илья Ильич? Кто и по какому поводу так сказал?

Зачем, на ваш взгляд, автор кончает 1-ю часть романа приездом Штольца? Какие перспективы это открывает перед героями?

Домашнее задание: читать I-IV главы II части романа. Возможно письменное задание: сочинение-миниатюра на тему «Обломов и Волков» и т.п.

Урок 3

Тема: «Сон Обломова» - ключ к характеру героя.

Цель: целостный анализ одного эпизода, который объясняет все стороны характера героя, в идейном плане соответствуя целому роману.

Эпиграф: «Сон Обломова» это великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, был первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его Обломовщиной» (А.В. Дружинин. Пунктуация критика).

Форма урока: комментированное чтение.

Ход урока

. Лекция учителя. Чтобы настроить школьников на восприятие «Сна» как художественного целого, нужно сообщить им, что этот фрагмент был опубликован задолго до написания всего произведения (в 1849 г.). Кроме слов А.В. Дружинина, может быть процитировано высказывание Аполлона Григорьева: «Сон» - настолько содержательное произведение, что роман в целом уже не добавил ничего существенного. Все его новое высказано было гораздо прежде в «Сне Обломова».

На фоне высказываний о «Сне», подчеркивающих содержательность фрагмента, необходимо выделить похвалы его форме. В 1912, юбилейном, году писатель Петр Дмитриевич Боборыкин заметил: «Когда в нашей литературно-художественной критике будут заниматься детальным изучением того, что представляет собою «письмо», т.е. стиль, язык, пошиб, ритм, - тогда ценность гончаровского письма будет установлена прочно. И такое единственное в своем роде стихотворение в прозе, как «Сон Обломова», останется крупнейшей вехой в истории русского художественного письма». Приведя цитату, можно пояснить ученикам, что при анализе прозы «Сна» они должны быть так же внимательны к его стилю и музыкальности языка, как если бы рассматривали стихотворение. В предварительно напоминается о том, что такое ритмизованная проза.

. Комментированное чтение и составление плана текста. Данный ниже список вопросов и заданий разделен согласно пунктам плана.

а Риторическое вступление к «Сну Обломова». Чтобы уловить особенность слога «Сна», сравним его первый абзац с первым абзацем романа. В чем различие в выборе слов и структуре предложений? Какое настроение рождает у нас чтение первого абзаца романа? Как создается чувство приподнятости, торжественности в первом абзаце «Сна»? При чтении какого из абзацев вы ждете необычного, а где - обыденного? Какой из этих абзацев более информативен? Какова роль «неинформативного» абзаца «Сна»? Как называются вопросы, не предполагающие ответов, но украшающие поэтическую речь? Есть ли такие здесь? Какие слова «пришли» в абзац из волшебной сказки? Кто здесь волшебник? Кого имеет в виду автор, говоря «мы»? Опишите настроение этого «мы». Разделяете ли вы это настроение? Как нам определить функцию первого абзаца, чтобы озаглавить пункт плана?

б Вступление в форме картины, контрастной к пейзажу «Обломовки»: грандиозные, дикие, угрюмые и страшные море и скалы. Какая картина предваряет описание «чудного края»? Почему вид моря и скал не привлекает автора? Какие чувства, с его точки зрения, они вызывают у человека? Как риторические приемы показывают, что неприятие картины нарастает от абзаца к абзацу? Как меняется в них порядок слов? Тон какие из абзацев (первых или последних) кажется вам более взволнованным? Почему? Каковы размеры абзацев? Почему автор сделал их почти одинаковыми? Так ли соразмерны абзацы первой страницы романа? Что, на ваш взгляд, соответствует соразмерным абзацам в стихотворной речи? Есть ли в отрывке нечто подобное рифме? Зачем рифма в стихах? Зачем этот прием в прозе Гончарова?

Убедил ли вас автор, что к морю и скалам нужно относиться так, как говорится в его «стихотворении»? Приведите примеры произведений искусства, дающих образцы иного отношения к морю. Какие переживания они отражают? Какие чувства картина моря вызывает у вас? Какой странный вопрос о море задан повествователем в начале описания? Мог ли его, на ваш взгляд, задать сам Гончаров? Каким было его отношение к морю и путешествиям? От чьего же лица шла речь о море? Кто лирический герой «стихотворения»? Какими эпитетами определяет автор этого человека? Каковы его сердце, ум, воля? Какими тремя эпитетами определена картина моря и скал? Подберите к ним антонимы, которые предварили бы описание вида, приятного для лирического героя. Зачем описанию «чудного края» предшествовало изображение моря и скал? Сформулируем второй пункт плана.

в. Пейзаж «чудного края»: этюд мирного, ласкового (идиллического) вида. Вычлените следующую часть. Озаглавьте ее. Выделите и впишите в план эпитеты, противопоставленные автором «грандиозному, дикому, угрюмому». Докажите, что этот отрывок также образец ритмизованной прозы. Прочтите отрывок вслух, подчеркивая его ритм. Как вы определите его настроение? Какими языковыми средствами достигается эффект покоя, умиротворенности? Как уточняется в конце отрывка представление о сердце, которому приятна картина «чудного края»? Может ли эти переживания разделить всякий человек, в том числе и автор? Какая часть предшествующего описания композиционно соответствует рассуждению о сердце? Какой философский мотив их объединяет?

г Природные стихии в «чудном крае»: спокойствие и благотворность. Выделим следующую часть текста. Какие приметы способствуют этому? Как зам помогло содержание текста, а как - его музыка? Сравните картину этой части с предшествующим пейзажем Гончарова. Где описание конкретнее? Какие выражения текста заставляют вас говорить о конкретности? Кем заселен «чудный край» в этом описании? Какие детали крестьянского быта появились в тексте? О каком отношении мужика к природе они говорят? Какие черты слога мешают вам видеть в картине только описание конкретной деревни? Каким образом сохраняется чувство волшебного? Как создается эффект взволнованности, торжественности речи?

д Контраст условно-экзотической картины. Отделим следующую часть. Какую из уже рассмотренных нами она напоминает по содержанию и функции? Почему «поэту и мечтателю» не может нравиться «чудный край»? Красива ли картина, которую предпочел бы «мечтатель»? Каковы ее краски и линии? Могли бы вы нарисовать ее по описанию? Что нарисовать проще: эту картину или картину «чудного края»? Почему? Какие черты «чудного края» выявляет сравнение? Как новое сравнение возвращает нас к стихам Некрасова? Сформулируем пункт плана.

е Обломовка: естественный (природный) и национальный образ жизни. Укажите границы следующей части. Как коротко озаглавить ее? Внесем в заглавие слова, характеризующие ритм жизни и состояние души обломовцев. С какими из них вы встречались раньше, какие - новы? Как продолжена в этом описании конкретизация картины «чудного края»? Что все-таки мешает счесть ее изображением одного провинциального уголка? Какие черты сказочности есть в описании- ? А в сознании обломовцев? Что такое сказка? Когда и кем она создана? Чем интересна для людей других эпох? Почему автор постоянно адресуется к ней? Какова сказочная география тихого уголка? Каково его конкретно-историческое положение в русской жизни? Почему в сонном мире Обломовки сказка играет такую важную роль? Какое качество современной Гончарову русской жизни обозначено единством определений «сонно» и «сказочно»? Какой уровень развития, по мысли автора, характерен для русской глубинки? Какие общенациональные черты русских людей обусловлены этим уровнем? Какие из них, по вашему мнению, хороши, а какие дурны? Легко ли их разделить? Какие высокие вечные идеалы неведомо для большого мира сохранились в забытом уголке?

ж. Детство Ильи Ильича Обломова: развитие сердца и воображения. Внимание учеников к этому отрывку можно привлечь цитированием противостоящих друг другу по смыслу высказываний Добролюбова и Дружинина. Первый писал так: «Причина апатии заключается отчасти в его внешнем положении (Обломов - владелец «300 Захаров» - О.С.), отчасти же в образе его умственного и нравственного развития». По мысли критика, ложное воспитание привело к тому, что Илья Ильич - «с малых лет привык быть байбаком», отчего «его внутренние силы никнут и вянут». По Дружинину, «Сон Обломова не только осветил, уяснил и разумно опоэтизировал все лицо героя, но еще тысячью невидимых креп связал его с сердцем каждого русского читателя». Ученики должны подтвердить основательность слов Добролюбова и Дружинина, отобрав соответствующие эпизоды текста.

Какие внутренние силы Обломова увяли, а какие развились его воспитанием? Какова в этом роль наблюдений мальчика над бытом семьи, а какова - сказок и преданий? Чем хорошо и чем дурно, по мнению автора, влияют на детское развитие сказки? К каким из них и почему Гончаров относится наиболее неприязненно? Расскажите, как, оставаясь на уровне сказочного отношения к жизни, взрослые обломовские жители подпадают под власть суеверий. Зачитайте отрывки текста, которые доказывают, что сознательное отношение к важнейшим жизненным вопросам они заменяют интуицией, инстинктом, привычкой (отношение к добру и злу, цели жизни, смерти, любви, детям). Как относятся в Обломовке к труду? А к хозяйству? К деньгам? Хорошо ли это или дурно? Перескажите сцену обломовской жизни, которая вам особенно понравилась. Хотелось бы вам так пожить? Какое настроение у вас рождает эта сцена? А с каким настроением «смотрит» сон Илья Ильич? Почему все выбранные вами сцены массовые? Как это характеризует отношение обломовцев друг к другу?

. Отрочество Обломова: пора просвещения. Понимают ли взрослые обломовские жители необходимость просвещения? Что неправильно в их отношении к нему? Кто и как противостоит влиянию Обломовки на подростка Илью Ильича? Имело ли новое влияние успех? Как изменился слог последней части сравнительно с другими? «Стихотворение» ли это? Есть ли здесь черты сказочности? Кто из героев мог говорить таким слогом? Чьему сознанию и взгляду на воспитание теперь близки авторские? Что, по мысли автора, должно противостоять обломовскому сну, развить сказочное сознание, сделать его современным?

Почему сон кончается веселой сценой игры в снежки?

. Беседа: Выводы урока. Попытайтесь сформулировать тему и идею «Сна» как отдельного произведения. Какие хорошие и какие дурные черты русской жизни, воспитавшей Обломова, отметил автор? В чем источник ее развития? Почему «Сон Обломова» выполнен в форме стихотворения в прозе? Как это характеризует Обломова? Как - отношение автора к корням русской жизни, русского национального характера?

Домашнее задание: выучить наизусть одну из частей «стихотворения», прочесть I-V главы II части романа.

Урок 4

Тема: Обломов и Штольц (Социально-историческое и нравственно-психологическое содержание очеркового сопоставления героев в начале романа).

Цель: рассмотреть один из компонентов системы образов, т.е. соотношение образов двух главных героев, воплощавших для автора противоположные начала русской жизни переломного времени.

Эпиграфы: «Они сошлись. Волна и камень. Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой» (А.С. Пушкин); «Он не тот человек, который сумеет на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово: «Вперед!» (Н.А. Добролюбов).

Форма занятия: беседа.

Ход урока

Беседа: Обстоятельства, сформировавшие характер Штольца. Сравните портрет Штольца с портретом Обломова. Какую доминирующую черту в портрете Штольца выделяет автор? Что нам известно о происхождении и воспитании героя? В чем их двойственность? Почему она необходима автору и подчеркивается им? Какие качества сознательно формировал в сыне отец? Каким хотела видеть его мать? Кто оказал большее влияние на Андрея?

Выразительное чтение и комментирование: Внутренний мир героя. Перечитайте сцену прощания Андрея с отцом. Какие чувства переживают эти герои? Почему они их скрывают? Вспомните подобные сцены суровых встреч и прощаний в других произведениях русских, писателей («Тарас Бульба» Гоголя, «Капитанская дочка» Пушкина). Чем там объяснялась сдержанность в выражении чувств? Как раскрывается внутреннее состояние Андрея в его реакции на нежность чужой женщины?

Беседа с элементами лекции: Социальная и национальная характеристика Штольца. Чем занимается взрослый Андрей Штольц? Какие черты европейца и буржуа вы можете в нем найти? В чем современность этого образа? Здесь учитель может поставить вопрос о том, какими видятся ученикам качества национального характера немцев и, адресуясь к статье «Лучше поздно, чем никогда», упомянуть «о роли немецкого элемента» в развитии экономики России вообще. Важно подчеркнуть, что речь в романе идет о русских немцах, т.е. очень постепенном и органичном слиянии русского и европейского, а не о заимствовании.

Беседа: Обломов и Штольц в их дружбе и спорах. Что связывало героев в детстве и юности? Что делает их взаимно интересными сейчас? Почему Захар любит Штольца, не любя немцев вообще? Как действует присутствие Штольца на Захара и Обломова? Одинаково ли это влияние?

Каким образом между Штольцем и Обломовым возникает спор о смысле жизни (Ч. II, гл. IV)? К чему, по мнению Обломова, стремятся все люди на их жизненном пути? Чего не принимает в суждениях Обломова Штольц? Каким словом он определяет идеал Ильи Ильича? Как реагирует на это слово Обломов? Для чего, с точки зрения Штольца, должны жить и трудиться люди? Какую деятельность может рекомендовать Обломову Штольц? Были ли у Обломова попытки жить активной жизнью? К чему это повело? Какое условие своей деятельности называет Обломов? Удалось ли Штольцу убедить Илью Ильича переменить образ жизни? А переменить взгляд на нее? Каково ваше отношение к мнениям спорящих? Одинаково ли они понимают ключевое для романа слово «обломовщина»? Почему по-разному его произносят? Как Вам хочется его сказать?

Есть ли в этой части романа черты, которые могли заставить автора считать образ Штольца неудачным, схематичным? Чем вы объясните такую неудачу? Что, напротив, с вашей точки зрения, художественно убедительно в этом образе? Согласны ли вы с суждением Добролюбова о Штольце (эпиграф)?

Составление плана по теме «Обломов и Штольц». План составляется каждым учеником самостоятельно, потом корректируется классом.

Домашнее задание: читать II часть романа до конца и приготовиться к устному ответу по теме «Обломов и Штольц». Индивидуальные задания: сравнить О. Ильинскую и ТЛарину, приготовить музыкальный комментарий к арии Нормы из оперы В. Беллини «Норма».

Урок 5

Тема: Обломов и Ольга. Сопоставление в общечеловеческой ситуации любви.

Цель: рассмотреть другое соотношение двух образов, которое покажет Обломова вне социальных условий.

Эпиграф: «Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… голубь; ты прячешь голову под крыло - и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая…» (И.А. Гончаров).

Форма занятия: беседа.

Ход урока

Беседа: Общая характеристика Ольги Ильинской. Своеобразие условий, сформировавших характер Ольги: положение в семье и свете. Кому и почему она нравится, а кому нет. С какой пушкинской героиней она сопоставима?

Сообщение ученика: Ольга Ильинская и Татьяна Ларина.

Беседа: Знакомство Ольги и Обломова. Что способствует сближению Обломова и Ольги? В какой ситуации Обломов неожиданно оказывается «выше» Ольги и Штольца и заставляет героиню полюбить себя? Как музыка помогает сближению героев? Назовите такие эпизоды. Как меняются от эпизода к эпизоду чувства героини и манера ее пения? - Ч. II, гл. V, VIII, X.

Музыкальный фрагмент урока (прослушивание арии Нормы, комментарий). Учитель имеет возможность украсить урок любимой арией Обломова. Она может стать лейтмотивом образа, дающим ему иной эмоциональный тон, чем тот, который вызвали комические сцены с Захаром. Сделать комментарий к музыке арии поручается ученику, имеющему специальную подготовку.

Продолжение беседы: Развитие любовного чувства Ольги и Обломова. Каким образом природа «участвует» в отношениях героев? Какую роль в них играет ветка сирени? Что она символизирует в каждый из моментов отношений? Зачитайте сцены, где есть эта деталь. Как по-разному относятся герои к тому, что «сирени поблекли»? Чем вызвано это различие (Ч. II, гл. VI, VIII, X)? Как смена времен года отмечает душевное состояние героев? Какое из них является для Обломова символом счастья? Приведите отрывки текста, подтверждающие ваше мнение.

Как изменился быт влюбленного героя? Изменился ли Захар? Легко ли Обломову быть другим, чем о привык?

Почему Обломов мучает героиню сомнениями в ее любви? Зачем требует от нее ненужных жертв? С какой целью он написал Ольге «прощальное» письмо? Что об этом говорит Ольга? Как относится к своему чувству героиня?

Как обломовщина проявляет себя во внесоциальной ситуации любви на фоне природы? Каким образом во второй части романа подготавливается развязка отношений героев?

Домашнее задание: читать роман до конца.

Урок 6

Тема: Пушкинская система образов главных героев в романе «Обломов» (Обломов, Штольц, Ольга Ильинская, Агафья Пшеницына).

Цель: показать, как в завершенной системе образов первоначальная оценка героев становится более сложной, тонкой, в каждом герое на первый план выходит его человеческая ценность.

Эпиграф: «Только то, что составляет заметную черту жизни, что поступает, так сказать, в ее капитал, будущую основу, то и входит в художественное произведение, оставляющее прочный след в литературе» (И.А. Гончаров).

Форма занятия: беседа.

Ход урока

Беседа: Обломов и Пшеницына. Почему Обломов оказался в доме Пшеницыной? Чем его положение здесь напоминает ситуацию в первой части романа? В чем отличие? Сравните дом Пшеницыной и Обломовку.

Сравните внешность Агафьи Матвеевны и Ольги Ильинской. Какую деталь в портретах героинь вы назвали бы художественной доминантой? Чем внешность Пшеницыной понравилась Обломову? В чем, на ваш взгляд, достоинство каждой из героинь? Как они проявляют свое расположение к Обломову? Каковы их требования к нему? С какой героиней сна Обломова может быть сопоставлена Пшеницына? Как символика природы в отношениях с Ольгой сменяется символикой вещей в доме Пшеницыной? Появление какого предмета означает возврат Ильи Ильича к прежней жизни? Как чувствует себя Захар у Пшеницыной? С какой пушкинской героиней вы могли бы ее соотнести? Какую героиню Гоголя (Пульхерия Ивановна) она вам напоминает? Как эти сравнения влияют на вашу оценку героини?

Устное рисование. Опишите картину, на которой художник изобразил бы Ольгу Ильинскую. А каким должно быть изображение Агафьи Матвеевны? Каков был бы жанр изображений? Что окружало бы героинь? Какова была бы композиция работ? Какие краски предпочел бы художник?

Беседа: Развязка отношений Обломова и Ольги. Как меняются обстоятельства их встреч? Почему герой начинает тяготиться отношениями с Ольгой? Отчего пугается разговоров о женитьбе и посторонних глаз? В чем Илья Ильич считает себя благоразумнее, мудрее Ольги? Как вы сформулируете причину разрыва героев? Как сам Обломов понимает ее? Как ее понимает Ольга? Почему после разрыва Обломов считает свою жизнь конченной? Прав ли он?

Беседа: Ольга и Штольц. Расскажите о том, как развивался роман Ольги и Штольца. Что удивило Штольца в Ольге при их первой встрече за границей? Почему Штольц перестал беспокоиться, узнав, что героем романа Ольги был Обломов? Прав ли был Штольц, считая, что чувство к Илье Ильичу 'не было любовью? Как самолюбие, гордость Штольца проявляются в истории его любви? Какой национально-исторический подтекст имеет мотив гордости европейца Штольца? Самолюбив ли Обломов? Горд ли он? Хорошо это или дурно? Какая национальная черта Обломова противостоит европейской гордости Штольца? Какова роль Штольца в духовном развитии Ольги? Когда и чем на глазах героини смиряется гордость Штольца?

Почему в конце романа героиня все чаще возвращается к мысли об Обломове, упрекая мужа в невнимании к нему?

Как система образов оттеняется звучанием имен героев? Можно ли считать фамилию Обломова «говорящей»? О чем она говорит?

. Беседа: Угасающий Обломов как нравственный центр IV части романа. Сравните домашний быт Пшеницыной в III и IV частях романа. Как и почему он изменился? Как изменилась вдова? За что она любит Обломова? Сравните смысл, который вкладывает в слово «барин» любящая Пшеницына, и тот, что имел в виду Обломов при его объяснении с Захаром в начале романа. Кто те «другие», которым Обломов противопоставлял себя Захару? С кем неосознанно сравнивает Илью Ильича вдова? Какова роль Обломова в жизни Пшеницыной?

Что новое можно заметить в отношениях Обломова и Штольца в конце романа? Почему Илья Ильич говорит с другом смелее, увереннее, чем прежде? Какие добрые и решительные поступки успевает совершить угасающий Обломов? Сравните поведение Обломова в ситуации сознания бесцельности своего бытия с поведением и самооценкой других «лишних людей». Кто из них, на ваш взгляд, выигрывает от сравнения и в чем?

Какую роль в оценке героев играет заключительная сцена встречи Штольца с Захаром? Пойдет ли Захар доживать к Штольцу? Почему нет? Каково место сына Ильи Ильича среди героев? Каким человеком, на ваш взгляд, он должен вырасти?

Домашнее задание: составить конспекты статей Добролюбова и Дружинина о романе.

Урок 7

Тема: Роман «Обломов» в русской критике.

Цель: сопоставительный анализ двух статей, дающих представление о вариантах интерпретации романа.

Эпиграф: «Каждая эпоха произносит о них свое суждение и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за нею эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего» (В.Г. Белинский).

Форма занятия: семинар.

Ход урока

. Лекция. Вопросы: 1. Два течения русской критики середины XIX века (эстетическая и революционно-демократическая, «реальная»), их представители; 2. Время написания и место публикации статей Добролюбова и Дружинина.

Опрос: пересказ составленных учениками конспектов. План конспектирования можно дать заранее. Он может быть таким: 1. Понятие об объективности Гончарова; 2. Оценка первой части романа; 3. Определение значения «Сна Обломова» в романе; 4. Толкование обломовщины; 5. Отношение к Обломову-человеку; 6. Отношение к Штольцу. Суть сомнений в достоинствах Штольца как человека и совершенстве его образа; 7. Отношение к образу Ольги. Как определяется его роль в романе? 8. Кто из героев романа больше понравился критику и почему? 9. Какую часть статьи вы считаете лучшей? Выразительно зачитайте ее.

Лекция или доклады учеников: Другие трактовки образов в критике и науке (по выбору учителя).

Беседа: Подведение итогов. Какая из трактовок романа кажется вам самой убедительной? А самой оригинальной? Что новое, на ваш взгляд, может увидеть в героях романа современный читатель? Как, по вашему мнению, отнесся бы к Обломову современный вам представитель «реальной» критики? Изменилась ли бы теперь общая оценка романа у критика, придерживающегося норм эстетического направления?

Урок 8 - написание сочинения или анализ домашних сочинений.


3. Работа с романом «Обрыв»


Работа над романом «Обрыв» наиболее трудна. В основании грандиозного здания этого романа заложено много неразрывно связанных друг с другом социально-политических и нравственно-философских проблем, из которых, не разрушая единства произведения, нельзя отобрать те, что, на взгляд учителя, доступны классу. Поэтому неизбежно придется вести речь о нигилизме. В противном случае Волохов может быть воспринят как соблазнитель, нечестный и дурно воспитанный человек, вовлеченный в сюжет ради мелодраматического эффекта, либо как блестящий хулиган, достойный подражания. Тема занятий: «Старая» и «новая правда» в романе Гончарова «Обрыв».

Лучшая форма урока по роману «Обрыв», на наш взгляд, лекция с элементами беседы. Ниже мы даем сначала план к лекции и небольшой список вопросов по тексту.

План лекции

Расстановка и оценка социальных сил. Социально-политическая позиция писателя во второй половине 60-х гг.: удовлетворенность реформой, уверенность, что в обществе отпала необходимость протеста и лучшие силы просвещенных сословий едины в желании практически осуществлять реформу, направив Россию по европейскому пути развития.

Бабушка как тип старой дворянки, ведущей натуральное хозяйство. Тушин (помещик и промышленник) - новый тип деятельного русского человека, связанного с корнями национальной жизни. Протест Волохова как социально избыточный, устаревший. Неудачная судьба героя, ригоризм его отрицания. Смешение времен как один из художественных просчетов: нигилист 60-х гг. в атмосфере дореформенной жизни.

Нравственная традиция и самостоятельный поиск в жизни человека и общества. Тема обрыва. Доминанта нравственности при оценке Гончаровым движения истории: высказывания о «старой» и «новой правде» и их должном соотношении.

Следование традиции (послушание) в счастливой судьбе Марфеньки. «Обрыв» в жизни бабушки и Веры. «Обрыв» Веры в отличие от «ложного шага» Беловодовой.

Спор Веры с Волоховым о страсти и долге, самоопределении и следовании устоявшимся нормам этики. Нравственное торжество Веры над Марком.

Нигилист Волохов и отношение к нему автора. История создания образа. Долгие размышления над ним по окончании романа. Привлекательность умного и честно мыслящего человека. Странности быта и поведения в связи со взглядами и без связи с ними (бедность, одиночество, желание подразнить Райского и др.). Критика и Гончаров-критик о Волохове. Материализм Волохова и анимализм Райского (люди сопоставляются с животными) в суждениях о страсти: сближение героев в размышлениях на запретную для литературы XIX в. тему. Притяжение лучших героев к Марку. Отношение Гончарова к нигилистам 60-х гг.: сожаление об ошибках ума, оттеснившего сердце.

. Райский. Опыт исследования художественного типа мышления. Дарование, упорный труд и духовный поиск как составные художественного творчества (по статьям Гончарова).

Дворянский дилетантизм и незнание жизни как причина творческих неудач Райского. Попытки героя понять суть бытия, изображенные в первой части романа. Неудача с портретом Беловодовой: желание оживить мертвое. Пророческие возможности творчества: «пьяная» и «грешница» на портрете и «ложный шаг» героини в продолжении сюжета.

Столкновение с жизнью в провинции и проникновение в ее суть через любовь к Марфеньке, Вере, Бабушке. Удачный портрет Марфеньки. Русская жизнь периода «пробуждения» как тема будущей скульптурной группы.

Эстетические представления Гончарова и образ «объективного» художника Райского.

Вопросы для беседы с учащимися

К какому сословию принадлежат герои романа? Какое положение в нем занимают? В чем сходство и различие в жизни дворян, показанных в первой и других частях книги («свет» и провинциалы)? Где Райский увидел пробудившуюся жизнь?

Какие черты патриархального образа жизни можно увидеть в доме Татьяны Марковны? Как она ведет хозяйство, относится к слугам, знакомым? Перспективен ли такой уклад хозяйствования? Есть ли кому его продолжить? Сравните дом Бабушки и дом в «Сне Обломова».

Как хозяйствует Тушин? Какой представляет Гончаров хорошо идущую русскую фабрику? В чем источник социальной гармонии на фабрике Тушина?

Какое место в социальном мире романа занимает Волохов? Как автор показывает, что его протест не нужен современному обществу? В какой форме выражается этот протест?

Что сделало Татьяну Марковну Бережкову самым уважаемым человеком в городе? Какие провинциальные предрассудки она разделяет? Чем возвышается над ними? Почему она сначала принимала Тучкова, а потом изгнала его из своего дома? Как проявилось нравственное родство Райского, Веры и бабушки в этой сцене? Можно ли добавить к этому списку Волохова?

Как бабушка воспитывает внучек? За кого и почему больше боится? Кто из них и чем больше похож на нее? Почему об «обрыве» Веры бабушка говорит: «Мой грех»? В чем отличие «обрыва» Веры от «ложного шага» Беловодовой? Почему Райский осуждает Беловодову и не судит Веру?

В чем суть спора Веры и Марка о любви? Откуда мы узнаем, что Марк терпит поражение в споре?

Как Марк Волохов попал в город? Как он относится к его жителям, кого и почему выделяет? Какие хорошие и дурные поступки совершает? Почему стыдится первых, как оправдывает вторые? Чем объясняются странности в поведении Марка? Осуждаете ли вы их?

Сравните Волохова и Базарова. Какие общие черты у них есть? Одинаково ли они мотивированы? Одинаково ли отношение Гончарова и Тургенева к нигилизму? Справедливо ли мнение В.Ф. Переверзева о том, что Волохов на голову выше других героев романа и кроме него Вере некого выбрать? Как это положение корректирует ваше представление об отношении Гончарова к шестидесятникам?

Расскажите, почему и как Райский стал живописцем. Что мешало ему сразу сделаться хорошим художником? Почему его произведения были неудачными?

С какой целью Райский поехал в провинцию? Что хорошо и дурно было в созданном здесь портрете Марфеньки? Почему не был написан портрет Веры?

Почему именно после жизни в провинции Райский оказывается в Италии накануне создания сложного, содержательного произведения? Опишите задуманную Райским композицию из фигур Бабушки, Веры и Марфеньки, как вы ее себе представляете. Какой комментарий сделали бы вы к ней? Как вы объясните то, что, занимаясь прежде живописью, Райский теперь намерен стать скульптором?


Заключение


Основной объем учебного времени в школе традиционно отдается роману «Обломов». «Обыкновенной истории» школьники касаются в меньшей мере, «Обрыв» чаще всего только упоминается в лекции учителя. Последние из названных романов могут быть даны ученикам для внеклассного чтения. При этом необходимо помнить, что они отличаются друг от друга по мере доступности для детского восприятия. «Обыкновенная история» понятна любому читателю: история молодого человека, входящего во взрослую жизнь, - вечная тема юношеского чтения и размышления. «Обрыв» - произведение структурно и идейно сложное. При неквалифицированном чтении его проблематика не уясняется и на первый план выходит беллетристическое начало романа (эффектность сюжета, обилие любовных историй, элемент «клубнички»). «Обрыв» обязательно должен читаться с помощью учителя, даже если чтение внеклассное.

Гончаровский призыв, прозвучавший в «Обломове», - выйти из состояния «невзросления» через устремленность к Прогрессу и Просвещению - был обращен к будущему русской нации. Но за полтора века трагических потрясений этот призыв так практически и не смог реализоваться: инфантилизм по-прежнему остается влиятельной чертой национальной русской психологии. В эпоху большевистского правления еще более усугубилось давление власти на личность россиянина, казалось бы, и ранее (в сравнении с Европой) абсолютно подчиненную государству и не познавшую воздуха свободы. Большевистских правителей абсолютно устраивала доставшаяся им по наследству готовность народа избежать испытания свободой, подчинившись авторитету. В итоге семидесяти лет жестоких репрессий страх парализовал инициативную волю, отвратив массу народа от испытаний творческим усердием.

Гончаровское открытие - «обломовщина» (в его социальной интерпретации) помогло русской общественности в 60-е годы прошлого века осознать пороки прошлого и решиться отринуть негативное наследие. В наши дни оно в категориях менталитетных достойно включения в число таких понятий, которыми оперирует не одна литературная критика, но и газетно-журнальная публицистика, всерьез озабоченная возрождением страны.


Литература


1.Боборыкин П.Д. Творец «Обломова»: (Из личных воспоминаний) // Боборыкин П.Д. Воспоминания: В 2 т. - М., 1965

2.Дановский А.В. Постижение художественного мира И.А. Гончарова в средней школе // И.А. Гончаров. - Ульяновск, 1998

.Дунаев М.М. Обломовщина духовная, душевная и телесная // И.А. Гончаров. - Ульяновск, 1998

.Ермолаева Н.Л. Иван Александрович Гончаров: Уроки лит. в X кл. ср. школы. Пособие для учителей. - Иваново, 1997

.Краснощекова Е.А.И.А. Гончаров: Мир творчества. - СПб.: Пушкинский фонд, 1997

.Кулешов В.И. Иван Александрович Гончаров (1812-1891) // Кулешов В.И. История русской литературы XIX в: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1997

.Лебедев Ю.В. Над страницами романа И.А. Гончарова «Обрыв» // Лит. в шк. - М., 1995. - №4, 5.

.Ляпушкина Е.И. Русская идиллия XIX века в романе И.А. Гончарова «Обломов». - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996

.Недзвецкий В.А. «Капитальнейшая вещь»: Роман И.А. Гончарова «Обломов» // Лит. в шк. - 1997. - №7

.Недзвецкий В.А. Романы И.А. Гончарова: В помощь преподавателям и абитуриентам. - М.;: Изд-во МГУ: Изд-во «Просвещение», 1996

.Сердюкова О.И. Гончаров - романист: Учеб. - метод. пособие для студ. пединститутов и учителей словесников / Самар. гос. пед. ун- - Самара, 1994

.Тихомиров В.Н. Проблема «отцов» и «детей» в интерпретации И.А. Гончарова: («Век нынешней и век минувший») // Гончаровские чтения. - Ульяновск, 1995. - 1994

.Фатеева И.А. Произведения И.А. Гончарова в критических статьях А.В. Дружинина // Вестн. Челябин. ун-та. Сер. 2, Филология. - 1997. - №1

.Щеблыкина Л.И. «Не три романа, а один» (о текстологич. общности романов И.А. Гончарова): Учеб.-метод. пособие в пом. студ. фак. рус. яз. и лит. пед. ун-тов. - Пенза, 1997

.Якимова Е.В. Петр Адуев: имя, характер: (По роману «Обыкновенная история») // Гончаровские чтения. - Ульяновск, 1995. - 1994


Теги: Творчество И.А. Гончарова  Лекция  Литература
Просмотров: 23654
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Творчество И.А. Гончарова
Назад