Рассказ А.П. Чехова "Дама с собачкой"

Рассказ «Дама с собачкой» датируется 1899 годом. Время написания совпадает со временем повествования. В художественном мире произведения акцентируется внимание на пары, связанные узами брака, но не узами любви, что в итоге приводит к частым супружеским изменам.

Главное действующее лицо - Дмитрий Дмитриевич Гуров, мужчина сорока лет, филолог по образованию. Его женили рано, без любви. Чехов описывает его жену, как женщину с темными бровями, высокого роста, причисляющую себя к числу «мыслящих». Гуров не любит ее, более того боится, часто изменяет. Это является причиной его презрительного отношения к женщинам, в его понимании они низшая раса, без которых, он, однако, не может прожить и дня.

Отдыхая на Ялте, Гуров встречает незнакомое лицо - молодую блондинку, невысокого роста, полную внешнюю противоположность его жене. Он легко определяет в ней замужнюю женщину, и мысль о курортном романе овладевает им.

Спустя некоторое время, они знакомятся, быстро заинтересовываются друг другом, начинают проводить вместе много времени. Первый пиковый момент сюжета - сцена в номере Анны Сергеевны, дамы с собачкой, где произошло ее «падение». Чувствуя себя порочной женщиной, она заливается слезами. Гуров вместо утешений, принимается равнодушно есть арбуз, промолвив только усталое «Полно, полно…». Казалось бы, все что хотел, он получил. Так почему же он не спешит покинуть ее?

Следующим событием явилось письмо от мужа Анны Сергеевны, в котором он просит ее вернуться домой. Настал момент, когда наши герои расстаются. Поезд отходит, ставя точку на мимолетном романе. Однако не все так просто. Гуров, как бы сильно не старался, не может избавиться от мыслей об Анне Сергеевне. Вконец измученный воспоминаниями, он едет в город С., чтобы увидеться с ней. Он не решается войти в ее дом, встречаются они позже, в Театре. Анна Сергеевна напугана, растеряна, но счастлива снова видеть его. Конец рассказа повествует о тайных встречах Гурова и Анны Сергеевны в одной из гостиниц Москвы. Дальнейшее развитие событий остается неизвестным.

Все произведение поставлено таким образом, словно в мире не существует никого, кроме главных героев. Портреты их супругов даны бегло, без упоминания имен. Несмотря на это, чувствуется некая сила, не дающая героям быть вместе. чехов дама собачка рассказ

Присутствуют элементы компоновки художественного мира, которые соответствуют внутренним переживаниям героев. Например, момент, когда Гуров жадно ищет глазами Анну Сергеевну в Театре, его напряженности и тревоге как нельзя лучшее подходит звучание настраиваемого оркестра. Или сцена встречи влюбленных: «Она сидела, он стоял, испуганный ее смущением, не решаясь сесть рядом. Запели флейта и скрипка…». Как музыкальные инструменты добиваются единого звучания, так и герои желают быть вместе, невзирая на препятствия.

Это не единственные детали «Дамы с собачкой». С первых строк героиню сопровождает белый шпиц, который исчезает после сцены в гостиничном номере на Ялте. Если вспомнить, что собака олицетворяет верность, а белый цвет чистоты и непорочности, то можно сделать вывод, что это вовсе не случайность. Также не случайны слова чиновника, друга Гурова «А осетрина-то с душком!», которые возмутили Гурова. Возможно, они его задели, потому что он почувствовал в них скрытый упрек в свою и Анны Сергеевны сторону? Как бы сделанное невзначай упоминание гейш, женщин обязанных одаривать вниманием посетителей, но не имеющих права быть счастливыми в любви, невольно заставляет провести параллель с самой Анной Сергеевной.

Обратим внимание и на цветовую палитру рассказа. В первой части она содержит яркие оттенки: синие море, южные пейзажи. Во второй же краски становятся тусклее, преобладают серые цвета: серый забор, разделяющий любовников, серое одеяло, которым накрывается Гуров, его же серая от пыли чернильница, серое платье Анны Сергеевны, что указывает на депрессивное состояние героев.

Чехов использует такие художественные детали, как жестикуляция: «Она пожала ему руку и стала быстро спускаться вниз, все оглядываясь на него.» - интерес, нежелание расставаться, «Она спрятала лицо у него на груди и прижалась к нему.» - поиск защиты, «-Как? Как? - спрашивал он, хватая себя за голову.» - защитный жест. Стоит обратить внимание, что в жестах Гуров часто проскальзывает неуверенность, некая неискренность - «Тогда он поглядел на нее и вдруг обнял и поцеловал в губы, и тотчас же пугливо огляделся: не видел ли кто?», « И часто на сквере или в саду, когда вблизи никого не было, он вдруг привлекал ее к себе и целовал страстно.», «Он стоял, не решаясь сесть рядом.», « Тихо постучал в дверь.».

Детали, которые на первый взгляд случайны, есть одна из составляющих писательского стиля Чехова. Эту особенность отметил однажды Л.Н. Толстой: «Он странный писатель, бросает слова некстати, а между тем у него все живет. Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна.»

Думаю, главная тематика «Дамы с собачкой» не пресловутый курортный роман, а ситуации, когда люди встают перед выбором: либо отказаться от любви, либо противостоять мнению общества.

По жанру это прозаический рассказ, затрагивающий актуальные вопросы и проблемы, с глубоким содержанием, но небольшой по размеру. А.П. Чехов мастерски создает жизненные ситуации, обрисовывает реалистические характерами со своими слабостями, а главное дает шанс самим поразмыслить над тем, к чему приводят союзы без любви.


Теги: Рассказ А.П. Чехова "Дама с собачкой"  Сочинение  Литература
Просмотров: 48175
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Рассказ А.П. Чехова "Дама с собачкой"
Назад