Родина и революция в лирике С. А. Есенина

Родина и революция в лирике С. А. Есенина

Суровые, грозные годы!

Но разве всего описать?

С. Есенин

Очень своеобразный и противоречивый поэт, бунтарь и лирик — Есенин бесконечно любил Россию, ей посвящал свои лучшие стихи, помыслы и только с ней связывал свою жизнь.

Вначале родина видится поэту кроткой и безмятежной.

Вот оно, глупое счастье

С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

Здравствуй, златое затишье,

С тенью березы в воде!

Галочья стая на крыше

Служит вечерню звезде.

Потом постепенно в его лирике нарастает драматизм: не все так просто и спокойно в окружающем мире.

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

Кто-то тайный тихим светом

Напоил мои глаза.

Поэт очень часто обращается к родине, как к живому существу, втягивая в беседу, призывая к лучшей жизни.

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь.

Октябрьская революция была воспринята Есениным как стихийный «вихрь», сметающий прогнивший «старый мир», но события оказались чрезвычайно сложными и запутанными для его понимания. Социализм мыслился поэтом как «мужицкий рай», где «нет податей за пашни», где живут вольготно и весело, отдыхают «блаженно», «мудро» и «хороводно».

Братья миряне.

Вам моя песнь.

Слышу в тумане я

Светлую весть.

А потом странными кровавыми событиями обернулась революция. И поэт устрашился ее железной поступи.

Не жалейте же ушедших,

Уходящих каждый час, —

Там на ландышах расцветших

Лучше, чем в полях у нас.

Есенин переживает тяжелый период упадка, ему не пишется. Он ищет прибежища в кабаке, но постепенно талант и жизнелюбие берут свое. Поэт находит в себе силы и желание работать.

Пора приняться мне за дело,

Чтоб озорливая душа

Уже по-зрелому запела.

И пусть иная жизнь села

Меня наполнит Новой силой.

Есенин пишет в разных поэтических жанрах, стремится создать стихи серьезного политического содержания, обращается к историко-революционной теме. Такова «Баллада о двадцати шести» — расстрелянных бакинских комиссарах. В январе 1925 года закончена поэма «Анна Онегина». О революции и гражданской войне поэт рассказывает словами самого народа, со знанием крестьянской психологии, социальных проблем, классовых противоречий. Село Радово и деревня Криуши — часть необъятной России, здесь происходят события всероссийского значения. Скажи: Отойдут ли крестьянам Без выкупа пашни господ? Кричат нам. , Что землю не троньте, Еще не настал, мол, миг. За что же тогда на фронте Мы губили себя и других? Поэт уловил самое существенное в крестьянских разговорах: толкуют «о новых законах», о ленинском декрете, объявившем крестьян хозяевами натруженной земли. Теперь Есенин не чувствует себя чужим в шумной мужицкой толпе. Крестьяне уважают поэта:

Ты — свойский, мужицкий, наш,

Бахвалишься славой не очень

И сердце свое не продашь,

Бывал ты к нам зорким и рьяным,

Себя вынимал на испод...

Пройдя через многие тяжелые испытания, поэзия Есенина оживает, сбрасывает с себя уныние, набирает разбег, веру в новую жизнь.

Небо — как колокол,

Месяц — язык,

Мать моя — родина,

Я — большевик.

Ради вселенского Братства людей

Радуюсь песней я Смерти твоей.

Через десять лет после известного стихотворения «Русь» (1914) поэт создает своеобразную трилогию: «Возвращение на родину», «Русь советская» и «Русь бесприютная», объединенные в 1925 году автором в программном для него сборнике «Русь советская». Изменился Есенин, но еще больше изменилась деревня. Трудно поэту сразу осмыслить и понять те социальные процессы, которые затронули крестьянскую жизнь, народный быт, колокольня без креста, иконы выброшены с полок, дед украдкой ходит в лес молиться осинам. Ломается старый порядок. Беседа поэта с дедом «печальная», но есть молодое поколение, созидающее новую жизнь.

На стенке календарный Ленин.

Здесь жизнь сестер,

Сестер, а не моя, —

Но все ж готов упасть я на колени,

Увидев вас, любимые края.

Конечно, мне и Ленин не икона,

Я знаю мир... Люблю мою семью...

Но отчего-то все-таки с поклоном

Сажусь на деревенскую скамью.

«Возвращение на родину» — обращение к большой и сложной теме. Драматизм переживаний не только не исчезает, но и приобретает форму горестных размышлений. Пытаясь разобраться в нахлынувших чувствах, поэт не спешит объявить себя певцом обновленной земли. Нужно еще доказать, что он «с народом дружен»:

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен:

Моя поэзия здесь больше не нужна

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Постепенно деревенская лирика согревается особенным внутренним теплом, нежностью, воспоминаниями и надеждами. «Я очень люблю родину», — не риторически восклицает поэт. Его стихи, ясные и простые, наполняются красками и образами. Поэт, как близкий друг, обращается в стихах к каждому, доходит до души и сердца. Его поэзия учит ценить данность, глубоко и искренне любить родину, несмотря на все перемены, происходящие вокруг.

Цветите, юные! И здоровейте телом.

У вас иная жизнь, у вас другой напев.

А я пойду один к неведомым пределам,

Душой бунтующей навеки присмирев.

Но и тогда. Когда во всей планете

Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, —

Я буду воспевать Всем существом в поэте

Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Теги: Родина и революция в лирике С. А. Есенина  Сочинение  Литература
Просмотров: 42826
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Родина и революция в лирике С. А. Есенина
Назад