Экспериментальное изучение проблемы индивидуального подхода в работе с неуверенными детьми

Содержание


Введение

. Теоретический анализ литературы по проблеме особенностей индивидуального подхода в работе с неуверенными детьми

.1 Общая характеристика понятия "индивидуальный подход"

.2 Психолого-педагогические особенности неуверенных детей

.3 Особенности диагностики неуверенных в себе детей

. Экспериментальное изучение проблемы индивидуального подхода в работе с неуверенными детьми

.1 Экспериментальное выявление неуверенных детей

.1.1 Ход эксперимента

.1.2 Описание используемой методики

.1.3 Анализ полученных результатов

.2 Коррекционно-развивающая работа с неуверенными в себе детьми

.2.1 Сущность и основные принципы психолого-педагогической коррекции

.2.2 Особенности коррекционной работы с неуверенными в себе детьми

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение


Проблема индивидуальных различий детей и индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе издавна волнует учителей и учёных и является и социально-психологической, и философской, и собственно педагогической проблемой.

Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания воспитания к отдельному ребенку, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются "трудные" воспитанники, малоспособные школьники, неуверенные в себе дети, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

В отечественной психологии и педагогике серьезно разрабатывали проблему индивидуального подхода к детям следующие ученые: Коменский Я.А., Ушинский Н.Д., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Люблинская А.А., Эльконин Д.Б. и др.

За последние годы проблеме индивидуализации и индивидуального подхода посвящен ряд педагогических работ Унт И.Э., Мурашовой Е.В., Кирсанова А.А., Суворовой Г.Ф., Клюевой Н.В., Смирновой Е.О., Юркевич В.С., Крюковой С.В., Шевченко С.Д. и др. авторов.

В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы, предложены пути и средства её реализации.

Цель исследования - изучить особенности коррекционно-развивающей работы с неуверенными в себе детьми, основанной на применении индивидуального подхода.

Объект исследования: индивидуальный подход в учебно-воспитательном процессе.

Предмет исследования: особенности индивидуального подхода в работе с неуверенными в себе детьми.

Задачи исследования:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей индивидуального подхода в работе с неуверенными в себе детьми;

2.Выявить в группе дошкольников неуверенных в себе детей;

.Изучить особенности коррекционно-развивающей работы с неуверенными детьми, основанной на применении индивидуального подхода.

В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, беседа, наблюдение, методика диагностики уровня позитивности и адекватности самооценки "Лесенка", констатирующий эксперимент, статистическая обработка данных.


1. Теоретический анализ литературы по проблеме особенностей индивидуального подхода в работе с неуверенными детьми


.1 Общая характеристика понятия "индивидуальный подход"


Изучение индивидуальных особенностей и проблемы их учета в процессе образования не является открытием педагогики сегодняшнего дня. Корни ее уходят в глубокое прошлое. И, пожалуй, самый идеальный вариант учета индивидуальных особенностей существовал в бытность индивидуального обучения, домашнего воспитания. В это время педагог, воспитатель, работая с очень небольшим количеством воспитанников, мог строить процесс обучения, направленный на развитие конкретных качеств личности, выработки у нее определенных умений и навыков. С распространением массового обучения (при работе с десятками учеников) учесть особенности каждого стало практически невозможно. Учитель был поставлен в сложную ситуацию, когда, работая с большими группами учеников, он должен был добиваться высокого уровня обучения каждого ученика.

Проблема индивидуального подхода к детям волновала передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще до революции. Педагоги и общественные деятели дореволюционной России уделяли внимание разработке теоретических положений индивидуального подхода к детям дошкольного возраста, внедрению их в практику. Так, Водовозова Е.Н. указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки.

В педагогической системе Коменского Я.А. - великого чешского педагога - четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.

Замечательный русский педагог Ушинский К.Д. разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек.

Крупская Н.К. рассматривала развитие индивидуальных качеств каждого ребенка как обязательное и необходимое условие его всестороннего воспитания. Ее советы ориентируют воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир. [5, с. 94]

Макаренко А.С. считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например, при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее "коррективы" в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые "запутанные узлы". Этим определением Макаренко А.С. подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка прежде всего нужно выявить положительные стороны характера и поступков, и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

Придавая большое значение индивидуальному подходу, Макаренко А.С. не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется не изолированно от общей системы воспитания.

Развитие индивидуальности Макаренко А.С. связывал не только с особенностями человека, но и с темпераментом, с чертами характера. Он считал, что учет проявлений характера и темперамента сложен и должен быть очень тонок по своей воспитательной инструментовке. Он подчеркивал, что цели индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии личных способностей и направленностей в области не только знания, но и характера. [20, с. 19]

Методологическое обоснование и теоретические положения в трудах Крупской Н.К. и Макаренко А.С. являются исходными для дальнейшего развития в педагогике проблемы индивидуального подхода к детям.

Вскрыв сущность индивидуального подхода в воспитании, установив его связь с жизнью, они обосновали положение о том, что методы и подходы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависят от общих целей и задач воспитания, учета возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности ребенка. Индивидуальный подход к детям осуществлялся ими в плане проектирования лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и исправления недостатков.

Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении Сухомлинского В.А. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка. Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка Сухомлинский В.А. считал нужным начинать с его семьи, одновременно подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей. При этом он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами. [18, с. 46]

В учебных пособиях по педагогике индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения. Рубинский Е.С. подробно рассматривает значимость индивидуального подхода как одного из общепедагогических и дидактических принципов и дает ее обоснование. Во-первых, принцип индивидуального подхода, в отличие от других дидактических принципов, подчеркивает необходимость систематического учета не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого ребенка. Во-вторых, в индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок без исключения. Этот признак рассматриваемого принципа вытекает из положения о гуманном подходе к личности ученика. В-третьих, индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика.

Таким образом, индивидуальный подход понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности ученика, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий. Он является дидактическим принципом, вносящим свои коррективы в организацию процесса обучения и воспитания. [10, с. 5-7]

Целью индивидуального подхода в работе с детьми является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую уникальную личность. [2, с. 19]

Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. Психологи Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Люблинская А.А., Эльконин Д.Б. и другие занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности.

Проблема формирования личности включает учение о характере, и советские психологи уделяли большое внимание воспитанию характера. Характер - совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека. По мнению Рубинштейна С.Л., Он формируется в зависимости от объективных общественных условий и конкретных жизненных обстоятельств, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств - прежде всего темперамента - в результате его деяний и поступков. [15, с. 414]

Характер не является врожденным, его нужно воспитывать и развивать. При этом следует отметить, что основными условиями становления характера являются, с одной стороны, целенаправленная деятельность, с другой - единые требования к поведению ребенка как в детском саду и школе, так и в семье.

Проблеме воспитания навыков организованного, произвольного поведения уделяли большое внимание советские психологи Ананьев Б.Г., Запорожец А.В., Суровцева А.В., Рубинштейн С.Л. и др. Особое внимание они обращали на индивидуальный подход в воспитании у детей нравственных качеств личности, поискам адекватных приемов воспитательного воздействия.

Деятельность - важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В деятельности обязательно должна быть поставлена определенная цель, что придает действиям направленность и осознанность. Основными видами деятельности ребенка являются игра, а также посильный труд, как физический, так и умственный, учебная деятельность.

В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Проблема индивидуального подхода поэтому не может рассматриваться вне деятельности, без учета отношения ребенка к окружающим, его интересов.

Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительный характер в свойствах личности ребенка.

Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача - не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности.

В чем же заключаются психологические основы индивидуального подхода в воспитании?

Воспитатель всегда имеет дело с конкретной развивающейся личностью, которая обладает целым рядом индивидуально-психологических особенностей. Этим и объясняется, что воспитательные меры, с успехом примененные к одному школьнику, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношению к другому. Поэтому общие воспитательные мероприятия должны дополняться индивидуальным подходом. Индивидуальный подход предполагает чуткость и такт воспитателя по отношению к учащимся, умения предвидеть психологические последствия педагогического воздействия. Он требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы не только наличной ситуации, но и особенностям личности ребенка, состоянию, в котором он данное время находится, вследствие чего давали бы максимальный эффект.

По мнению Суворовой Г.Ф., индивидуальный подход обеспечивает:

öустранение трудностей в учении отдельных школьников;

öвозможность развития всех сил и способностей учащихся. [17, с. 9]

Реализация индивидуального подхода в работе с детьми - не разовое мероприятие, это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребёнка, уровнем его знаний, сформированности умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии с чем изменяются цели, содержание, приёмы подхода к ребёнку. Поэтому важно видеть перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними.

Кирсанов А.А. выделяет следующие элементы индивидуального подхода, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:

öсистематическое изучение каждого ученика;

öпостановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;

öвыбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;

öфиксация и анализ полученных результатов;

öпостановка новых педагогических задач.

Он подчеркивает, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности. [8, с. 69]

Основными способами изучения индивидуальных особенностей детей являются планомерные систематические наблюдения за ребенком, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи, связанные с положением ребенка в коллективе, с отношением к товарищам, его позицией в группе. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и опираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков. В этом, на наш взгляд, и состоит сущность "индивидуального подхода".


.2 Психолого-педагогические особенности неуверенных детей


Стеснительность, тревожность, застенчивость, нерешительность - все эти качества личности определяются одним общим свойством темперамента - сдержанностью и в большинстве случаев связаны с низкой самооценкой. Сдержанные дети проявляют свой темперамент с первого дня своего рождения, реагируя на все новое с осторожностью и нерешительностью. Такие дети склонны отступать или раздражаться при встрече с незнакомыми явлениями, пугаться незнакомых, искать убежища у матери. Согласно исследованиям, около 20 % здоровых малышей легко возбуждаются от незнакомого окружения и потом тяжело успокаиваются. Большая часть из них впоследствии становятся несмелыми, осторожными, неуверенными детьми. [13, с. 12]

Иногда человек тянет проблему "стеснительности" из детства во взрослую жизнь практически без изменения, смиряясь с ней и даже не пытаясь с ней справиться. И тогда появляются взрослые мужчины и женщины, - "тюхти", "мямли" и "рохли", которых "каждый может обидеть", которые "совершенно не умеют настоять на своем", "постоять за себя" и т.д. и т.п.

Главная проблема таких людей состоит не в том, что у них не хватает сил или способностей. Способностей у них зачастую с избытком, силы и даже решительность тут тоже ни при чем, так как иногда в критических, угрожающих обстоятельствах именно "рохля" ведет себя хладнокровно и решительно, направляя и организуя действия других. Дело в том, что в обычной жизни человек с низкой самооценкой (чаще подсознательно, но иногда и сознательно) уверен в том, что он и не заслуживает больше того, что реально имеет. Снаружи, для других, такой человек может огорчаться и даже негодовать, но про себя уверен, что в мире все устроено справедливо, и он получил именно то, что ему "положено по статусу", то есть согласно самооценке. [13, с. 14]

По мнению Мурашовой Е.В., у стеснительности есть всего одна причина - чрезмерно низкая самооценка. Она отмечает, что на ум приходит только одно исключение - некоторая доля стеснительности и опасливой осторожности в норме характерна для детей в возрасте от семи месяцев до двух с половиной - трех лет. В этом возрасте в той или иной степени стесняются и опасаются незнакомых взрослых (и иногда детей) почти все здоровые дети. Здесь, наоборот, может вызвать тревогу ребенок, этой нормальной осторожности не проявляющий. Во всех же других возрастных категориях - только низкая самооценка. [13, с. 14]

При низкой, негативной и неадекватной самооценке у детей отмечается неуверенность в себе, тревожность, различные формы отклоняющегося поведения, что закономерно приводит к значительным трудностям в социальной адаптации. [9, с. 91]

Согласно краткому психологическому словарю, самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям. [7, с. 24]

Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.

Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.

Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и неравномерен. В раннем возрасте, когда ребенок не осознает себя как отдельное от окружающих существо, отношение к себе складывается через отношение взрослых. Ребенок значительно раньше начинает ощущать себя любимым или отвергнутым, а лишь затем приобретает способности и средства когнитивного самопознания. Иначе говоря, ощущение "какой я" складывается раньше, чем "кто я". Материнское отношение - принятие, привязанность, одобрение становится первым социальным "зеркалом" для сознания ребенка. Поведение родителей, их установка важны для развития ребенка, т.к. искажения развития встречаются не только у лиц, в раннем детстве разлученных с матерью, но также и у тех, кто испытал влияние неправильных родительских установок.

К концу третьего года жизни происходит "отделение" ребенка от других людей и осознание собственных возросших способностей и возможностей. Оценка своих поступков становится возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других. Сравнение вначале касается не личностных качеств, а внешних атрибутов. Постепенно меняется предмет оценки. Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств. Усвоение норм и правил поведения становится теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Достигая старшего дошкольного возраста, ребенок усваивает моральные нормы и начинает учитывать последовательность своих поступков, использовать их в качестве меры для оценки себя и окружающих. [1, с. 45-47]

По мере развития ребенка влияние разных факторов, определяющих его самооценку, меняется. По мнению Ермоловой Т.В., Мещеряковой С.Ю., Ганошенко М.И., после прохождения кризиса трех лет, на котором отношение к себе преломляется через успешность в достижении результата в предметно-практической деятельности, основным источником его отношения к себе (до 5,5 лет) продолжает выступать опыт в продуктивной деятельности. С 5,5 лет в сферу отношений ребенка к себе проникает опыт взаимоотношений со сверстником, и он начинает смотреть на себя его глазами, что отчасти снижает сложившуюся ранее в общении с родителями завышенную самооценку ребенка. В 5,5-6 лет ребенок перестает связывать самоотношение со своими успехами-неуспехами в продуктивных видах деятельности напрямую. К 7 годам мнение окружающих его людей (сверстники, воспитатели) непосредственно определяют самоотношение ребенка. Знания о себе и своей состоятельности ребенок получает через оценки своей успешности другими людьми. Механизмом смены ориентира с предметной деятельности на взаимоотношения с другими людьми выступает смена формы общения. Оценки мнения людей касаются не его деятельности, а его самого как личности и ориентируют дошкольника на восприятие и оценки окружающих в том же качестве. Будучи интериоризированным ребенком, эти оценки начинают выступать критерием его собственной самооценки. [3, с. 22]

Таким образом, самооценка ребенка развивается под влиянием успешности в деятельности, а затем, в старшем дошкольном возрасте - под влиянием взаимоотношений со сверстниками, взрослыми людьми.

Чем же вызвана заниженная самооценка, отрицательное отношение ребенка к себе и, как следствие, - чувство неуверенности? Соколова Е.Т. утверждает, что главная причина этого - неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком, которое в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение личности собственного "Я". [16, с. 126]

Нельзя недооценивать и влияние наследственности. Как правило, дети и родители имеют одинаковый тип нервно-психического реагирования. Так, если один из родителей - неуверенный в себе человек, то ребенок может иметь некоторую предрасположенность к неуверенности. Очень важна психологическая атмосфера, в которой растет ребенок. Психика ребенка - своего рода лист бумаги. И если качество этой "бумаги" определяется наследственностью, то текст, который на ней будет написан, целиком зависит от окружения ребенка. Свои "автографы" на его психике оставляют родители, родственники, друзья и знакомые, воспитатели и учителя. Пройдет немало лет, прежде чем ребенок научится различать, какие внешние влияния нужно воспринимать, а каким необходимо сопротивляться. Но к тому времени "лист бумаги" уже испещрен разного рода пометками и чувство вины за то, что ты не так хорош, как Вася и Петя, прочно засело в подсознании. Результат - заниженная самооценка, ощущение враждебности внешнего мира и окружающих людей, чувство одиночества. [19, с. 4]

Разница между уверенным в себе человеком и неуверенным особенно заметна в тот момент, когда нужно сделать решительный шаг. Первый концентрирует перед собой поставленную задачу, думает о том, что он должен сделать. Второй умудряется припомнить все свои провалы, несчастья и проблемы вместе взятые.

Каждый человек в какой-то момент ощущает неуверенность в собственных силах. В основе неуверенности лежит сомнение. Неуверенность в себе имеет и положительную сторону - она заставляет людей постоянно совершенствоваться, не останавливаться на достигнутом. Одним словом - развиваться. Проблемы начинаются, когда сомнения разрастаются до гигантских размеров, парализуя человека, на корню уничтожая его попытки проявить инициативу сделать что-то существенное, разорвать порочный круг.

Неуверенность в себе может проявляться по-разному: одни стараются быть незаметными, сутулятся, избегают яркой одежды (им кажется, что это не для них). Очень переживают, как отнесутся к их словам и действиям окружающие, правильно ли поймут коллеги и знакомые.

Но есть и другое проявление неуверенности. Такие люди не сутулятся. Наоборот, с осанкой у них все в порядке. Высокомерный взгляд и презрительная усмешка (или вовсе непроницаемое лицо) дополняют их внешний облик. Они сумели приспособиться к этому миру, так и не решив своих внутренних проблем, а просто уверовав в формулу: чтобы тебя любили, нужно быть лучшим или, по крайней мере, казаться таковым. Жизнь "приспособившихся" - вечная погоня за самым лучшим, модным, престижным и дорогим: от одежды до должности, от автомобиля до спутника жизни. Воистину для них нет ничего невозможного. Кроме, пожалуй, одного. Счастье им неведомо, психологический комфорт недостижим. Их существование отравляет детский страх, что "обман" раскроется и все увидят, что они вовсе не самые лучшие. Поэтому такие люди окружают себя своего рода "стеной", тщательно следя, чтобы ни одна живая душа не проникла в их внутренний мир. [19, с. 9]

Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.

1.3 Особенности диагностики неуверенных в себе детей


В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. Великий русский педагог Ушинский К.Д. в своем труде "Человек как предмет воспитания" подчеркивал, что если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. [5, с. 269]

Каковы же основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей?

Изучение личности ребёнка через его деятельность - один из важнейших принципов, которому должны следовать учитель воспитатель. Многие особенности личности вскрываются непосредственно на занятии, другие - дома.

Другой принцип - изучение положения ребенка в коллективе. Индивидуальные особенности ученика можно выяснить через выявление отношения коллектива к ученику и ученика к коллективу. При этом определяется, как относится ученик к коллективу класса в целом (его успехам и неудачам), чувствует ли ответственность за класс, за порученное дело; с кем дружит, каковы мотивы создания малых коллективов, членом которых он является; как относится коллектив к данному ученику.

Не менее важным принципом является изучение личности в развитии. Ушинский К.Д. требовал от воспитателя знания истории характера ученика. Часто "разгадка" личности ребёнка содержится в условиях семейного воспитания.

Итак, для воспитания всесторонне развитой личности организатор воспитательного процесса обязан знать особенности, специфические качества воспитуемых и с их учетом выбирать методы, приемы и средства педагогического воздействия.

Как отмечалось выше, неуверенные дети обладают низкой самооценкой, поэтому для диагностики неуверенности нам необходимо провести исследование уровня самооценки у детей.

Данные самооценки - важные показатели уровня развития сознания личности, умения критически относиться к своим поступкам, осознание своего места в коллективе. Метод самооценки дает возможность определить характерологические особенности человека: уровень притязаний, скромность или самовосхваление, уверенность или неуверенность, понимание собственных особенностей. Это проявляется в том, что одни оценивают себя объективно, а другие - переоценивают или недооценивают. [12, с. 67]

В качестве методов диагностики уровня самооценки можно использовать следующие известные методики: "Самооценка" Дембо-Рубинштейн, "Уровень притязаний" Липкиной, "Тревожность" Тэммла, Дорки и Амена, "Нарисуй себя", "Запомни и воспроизведи рисунок", "Дом. Дерево. Человек" и др. Мы рассмотрим некоторые из них:

Методика "Нарисуй себя"

Тест предназначен для детей 4-6 лет и направлен на выявление уровня самооценки ребенка.

Среднее время выполнения задания - 30-40 минут.

Необходимые материалы: стандартный лист белой нелинованной бумаги, сложенный пополам, четыре цветных карандаша - черный, коричневый, красный и синий.

Первая страница остается чистой, здесь после проведения работы записываются необходимые сведения о ребенке. На второй, третьей и четвертой страницах в вертикальном положении сверху большими буквами напечатано название каждого рисунка - соответственно: "Плохой мальчик/девочка" (в зависимости от пола ребенка), "Хороший мальчик/девочка", "Я сам(а)".


Инструкция: "Сейчас мы с вами будем рисовать. Сначала мы нарисуем плохого мальчика или плохую девочку. Будем мы его рисовать двумя карандашами - коричневым и черным. Чем хуже будет мальчик или девочка, которого вы нарисуете, тем меньше должен быть рисунок. Совсем плохой займет очень мало места. Но все равно должно быть ясно, что это рисунок человека". После того как дети закончили рисовать, дается следующая инструкция: "А теперь мы нарисуем хорошего мальчика или хорошую девочку. Рисовать мы их будем красным и синим карандашом. И чем лучше будет девочка или мальчик, тем больше должен быть рисунок. Очень хороший займет весь листок". Перед третьим рисунком дается такая инструкция: "На этом листочке пусть каждый из вас нарисует себя. Себя вы можете нарисовать всеми четырьмя карандашами".

Рисунки анализируются и оцениваются в баллах при помощи процедуры содержательного анализа. Результатом анализа является получение числового показателя, характеризующего уровень самооценки (от адекватного позитивного отношения к себе до негативного отношения, вплоть до полного неприятия себя).

Методика "Запомни и воспроизведи рисунок"

Она была разработана группой американских психологов под руководством Д. Макклелланда и в 1968 году опубликована на английском языке в книге "Фантазии, действия и общество". В русскоязычном варианте методика появилась в сборнике психодиагностических тестов доктора психологических наук профессора Немова Р.С. [14]

Ребенку последовательно показывают две картинки с изображениями, каждую - на 1 мин.

За время экспозиции ребенок должен внимательно рассмотреть картинку и запомнить то, что нарисовано на ней, чтобы затем уже по памяти на чистом листе бумаги с рамкой такого же формата точно воспроизвести то, что было изображено на данной картинке (размеры как самих картинок, так и листа, на котором они воспроизводятся, - 14х14 см).

Рисунки, сделанные ребенком, анализируются и оцениваются в баллах при помощи процедуры содержательного анализа. Результатом анализа является получение числового показателя степени развитости у ребенка потребности в достижении успехов. Показатель этой потребности получается как сумма баллов, набранных ребенком за выполненные им два рисунка.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1.Сущность индивидуального подхода заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и опираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков.

2.Основными способами изучения индивидуальных особенностей детей являются планомерные систематические наблюдения за ребенком, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи, связанные с положением ребенка в коллективе, с отношением к товарищам, его позицией в группе.

3.Неуверенность детей в себе, тревожность, различные формы отклоняющегося поведения отмечаются у детей с низкой, негативной и неадекватной самооценкой.

4.В качестве методов диагностики уровня самооценки можно использовать следующие известные методики: "Самооценка" Дембо-Рубинштейна, "Уровень притязаний" Липкиной, "Тревожность" Тэммла, Дорки и Амена, "Нарисуй себя", "Лесенка", "Запомни и воспроизведи рисунок", "Дом. Дерево. Человек" и др.


2. Экспериментальное изучение проблемы индивидуального подхода в работе с неуверенными детьми


.1 Экспериментальное выявление неуверенных детей


.1.1 Ход эксперимента

Наше исследование проводилось в я/с №36 г. Бреста, в эксперименте принимали участие 22 ребенка в возрасте 5-6 лет.

Цель исследования: выявить в группе дошкольников неуверенных в себе детей и изучить особенности коррекционно-развивающей работы с такими детьми, основанной на применении индивидуального подхода.

Задачи исследования:

1.Выявить в группе дошкольников неуверенных в себе детей;

2.Изучить особенности коррекционно-развивающей работы с неуверенными детьми, основанной на применении индивидуального подхода.

Исследование проводилось в соответствии с методикой.


.1.2 Описание используемой методики

В качестве метода диагностики уровня позитивности и адекватности самооценки была выбрана методика "Лесенка". [9, с. 46]

Детям давалась инструкция: "Начертите лесенку снизу-вверх из 10 ступенек. Внизу, на первой ступеньке находятся самые плохие (хуже их не бывает) дети, а на последней - десятой - самые хорошие (лучше их не бывает) дети.

Напишите номер той ступеньки, где, как вы считаете, вы находитесь".

Анализ результатов:

Дети, поместившие себя на первую, вторую или третью ступеньку, обладают заниженной самооценкой.

Если ребенок ставит себя на 4, 5, 6 или 7 ступень, то он обладает средней (позитивной) самооценкой, а если он ставит себя на 8, 9 или 10, то самооценка ребенка завышена.


.1.3 Анализ полученных результатов

По результатам проведенного экспериментального исследования нами была составлена таблица 1: в первой строке таблицы зафиксированы номера ступенек лестницы; знаком "+" отмечена ступенька, на которой "остановился" ребенок.


Таблица 1

Имена детейЗаниженная самооценкаСредняя (позитивная) самооценкаЗавышенная самооценка12345678910Катя Л.+Вова П.+Женя О.+Света И.+Инна К.+Олег О.+Валерия С.+Максим Д.+Рома А.+Илья Н.+Артем В.+Настя К.+Света Н.+Юля Д.+Ира Д.+Аня К.+Оля Ф.+Юра М.+Вова С.+Валера Н.+Лена П.+Таня В.+25522132Итого:2146Итак, из таблицы 1 видно, что дети в указанной группе имеют различный уровень самооценки:

ö6 испытуемых, что составляет 27,3% (Вова С., Ира Д., Настя К., Артем В., Валерия С. и Вова П.), "остановились" на ступеньках, соответствующих завышенной самооценке;

ö2 испытуемых, что составляет 9,1% (Максим Д. и Света И.), выбрали ступеньки, соответствующие заниженному уровню самооценки;

öостальные испытуемые (14 человек), что составляет 63,6%, имеют среднюю (позитивную) самооценку.

Таким образом, мы констатировали наличие в данной группе 2 неуверенных в себе детей.


.2 Коррекционно-развивающая работа с неуверенными детьми


.2.1 Сущность и основные принципы психолого-педагогической коррекции

Одно из значений термина "коррекция" в переводе с латинского языка -поправка, частичное исправление или изменение. Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствует гипотетической "оптимальной" модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза. [4, с. 17]

Существуют две основные формы отставания в развитии: отставания, связанные с органическими нарушениями нервной системы и требующие специальной клинико-психологической или медицинской помощи и внимания, и временное отставание в психическом развитии, неадекватное поведение, связанное с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей.

Воспитатель пользуется психолого-педагогической информацией, полученной в ходе диагностики, для сопоставления ее с теоретическими данными о закономерностях возрастного развития и составляет программу коррекционной работы с конкретным ребенком.

Наиболее широким понятием, с позиций которого может быть охарактеризован коррекционный процесс, является понятие психолого-педагогической помощи. Психолого-педагогическая помощь - это система мер, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности людей с целью стабилизации их психического здоровья и преодоления психологических затруднений.

Коррекция - одна из форм оказания психолого-педагогической помощи. Она может осуществляться воспитателем в ходе его обычной деятельности через изменение своего отношения к детям, реорганизацию деятельности детей, системы их взаимодействия, а также посредством использования методов индивидуально-дифференцированного подхода, специальных методов, тренингов, консультирования. [6, с. 4]

Основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства - способствовать полноценному психическому и индивидуальному развитию ребенка.

Основная задача - психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.

Основные принципы:

1.Единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

2.Единство возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития. Коррекционная работа предполагает знание основных закономерностей психического развития, понимание значений последовательных возрастных стадий формирования личности ребенка. Существуют возрастные ориентиры нормального развития. Под нормальным развитием понимают гармоничное психическое развитие, соответствующее возрасту. Такая ориентировочная возрастная норма в значительной степени обусловлена культурным уровнем и социально-историческими требованиями общества. Ценность каждого возраста бесспорна. Именно полноценное проживание каждого этапа онтогенеза гарантирует реализацию возможностей развития того или иного возраста, что является определяющим для обеспечения всех сторон формирования личности ребенка. Но при этом следует учитывать, что для каждого конкретного ребенка возраст выступает как индивидуальный вариант развития. Это основано на важнейших психологических закономерностях, к которым относятся: постепенность, неравномерность развития, наличие "латентных" периодов, когда развитие происходит в скрытом, недоступном для наблюдения виде и проявляется лишь через некоторое время в виде резкого "рывка", причем продолжительность этих периодов у детей различна, различны индивидуальные темпы как развития в целом, так и отдельных его свойств, процессов и качеств, своеобразие эмоциональной сферы и силы переживаний ребенком различных жизненных ситуаций и многое другое. Поэтому коррекционная работа должна своей целью быть ориентирована на некий образец, норму нормального развития, но не должна своей целью ставить "подгонку" под этот ориентир каждого ребенка именно сейчас, в данный момент. Ориентир предполагает широкое поле поиска и деятельности как в пространстве возможностей ребенка, так и во времени их актуализации.

.Единство диагностики и коррекции развития. Психодиагностика помогает получить информацию об индивидуально-психологических особенностях детей, о трудностях в обучении, которые испытывают младшие школьники, в возрастной динамике индивидуальных различий у детей. Большое значение при постановке психологического диагноза имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития конкретного ребенка.

.Деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Этот принцип предполагает проведение психолого-педагогической коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности самого ребенка в сотрудничестве со взрослым. Коррекционные усилия взрослых в детском саду, должны быть как раз и направлены на то, чтобы создать условия воспитания и обучения детей, которые бы восполнили, если это необходимо, проблемы и недостатки в развитии, возникли в предшествующие годы жизни ребенка.

.Подход к коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психо-коррекционная работа, не должны восприниматься как дети "второго" сорта. Они требуют не снисходительности, не жалости, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы. Несформированные способности и интересы ведут к недоразвитию личности. Коррекция недостатков в развитии способностей и интересов ребенка - важнейшее направление психолого-педагогической работы. [4, с. 20-21]

индивидуальный неуверенный дошкольник коррекция

2.2.2 Особенности коррекционной работы с неуверенными в себе детьми

Диагностический блок

Цель - выявить индивидуально-типические проявления неуверенности у детей, проследить взаимосвязь ее с тревожностью, чувством неполноценности, положением в группе, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми, с реальными достижениями ребенка.

Методы:

öнаблюдение за детьми в самых различных ситуациях (параметры проявления неуверенности: "я не могу", "я не справлюсь", негативные ожидания в ситуации соперничества, низкая мотивация, повышенная чувствительность к критике, нерешительность и т.п.);

öбеседы с учителями и воспитателями о поведении детей, о проявлениях неуверенности в различных ситуациях;

öиспользование методик типа "Самооценка" Дембо-Рубинштейна, "Уровень притязаний" Липкиной, "Тревожность" Тэммла, Дорки и Амена, "Нарисуй себя", "Лесенка", "Запомни и воспроизведи рисунок", "Дом. Дерево. Человек";

öизучение положения детей в группе, с использованием социометрии;

Установочный блок

Цель - создать установку у детей на активный коррекционный процесс, задействовать соответствующие мотивационные механизмы.

Методы:

öвыявление детей, нуждающихся в коррекции неуверенности в себе, обсуждение основных направлений работы с такими детьми;

öиндивидуальные беседы с детьми с целью создания установок на коррекцию неуверенности в себе;

öпроведение ненавязчивого настроя самих воспитанников на выполнение определенной деятельности, игру ("предвкушение" деятельности, занятия).

Коррекционный блок

Цель - постепенное устранение комплекса неуверенности, повышение уверенности в себе, уровня адаптированности к различным видам деятельности и взаимоотношениям.

Методы:

öизменение отношения воспитателей к неуверенным детям (создание ситуаций успеха, позитивная оценка малейших положительных сдвигов, привлечение детей к самооценке с акцентом на положительные стороны);

öрациональное объединение детей для выполнения определенной деятельности, игры и т.п.;

öактивизация положительного "общественного мнения", позитивных оценок других детей по отношению к неуверенному ребенку;

öобсуждение с учителями, воспитателями конкретной тактики работы с ребенком дома, в школе, нацеливание их на изменения отношений с ним;

öиспользование специальных психотерапевтических форм, методов и приемов Нарушение развития самосознания неуверенного в себе ребёнка требует применения таких методов, как психологический массаж, идентификация, зеркальное отражение, подтверждение уникальности ребёнка, развитие позитивного восприятия других. Можно дополнить эту группу методом самовнушения - "Я хочу", "Я могу", "Я буду" (примерные конспекты занятий с дошкольниками, нуждающимися в коррекции неуверенности в себе, см. в приложении к курсовой работе).

Оценочный блок

Цель - оценка эффективности проведения коррекционной работы.

Используются методы диагностического блока, прослеживаются изменения по всем параметрам (внешнее проявление неуверенности, изменения по тестовым данным, по отзывам учителей и воспитателей, по повышению статуса в группе).

Примером такой программы может служить коррекционно-развивающая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей дошкольного и младшего школьного возраста "Я учусь владеть собой", авторами которой является Крюкова С.В. и Слободяник Н.П., которая направлена на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе, в первую очередь, произвольности. [11]

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Часть 1. Вводная: цель вводной части занятия - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы - приветствия, игры с именами.

Часть 2. Рабочая: на эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры:

öэлементы сказкотерапии с импровизацией;

öэлементы психодрамы;

öигры на развитие навыков общения;

öигры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;

öрисование, кляксография, пуантилизм.

Часть 3. Завершающая: основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

Каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:

öупражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);

öдыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему);

öмимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);

öдвигательные упражнения, включающие попеременно или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию);

öчтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).

В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Поскольку дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по много раз, занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер, как правило, они индивидуальны в каждой группе.

Во время занятий дети сидят в кругу - на стульчиках или на полу. Круг - это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

Основная цель программы - через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка и тем самым помогать ему адаптироваться к условиям дошкольного учреждения.

В соответствии с этой целью формулируются задачи программы:

öсформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным;

öразвивать навыки социального поведения;

öспособствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;

öформировать позитивное отношение к своему "Я";

öформировать позитивное отношение к сверстникам.

Первые два занятия программы являются вводными. Их основу составляют подвижные, динамичные действия, дающие возможность детям привыкнуть к новой для них групповой форме работы, поэтому рекомендуется проводить их физкультурном или музыкальном зале. Последующие занятия можно проводить в помещении группы детского сада, рассаживая детей на стульчики, поставленные в круг.

Таким образом, мы попытались дать самую общую характеристику коррекционному процессу. Показали, что коррекция - это неотъемлемая часть психолого-педагогической помощи, что данный процесс строится не стихийно, а на определенных принципах, коротко рассмотрели этапы построения программы коррекции.

Средства профилактики и коррекции неуверенных в себе детей разнообразны по объекту, предмету, цели и содержанию. Их целесообразное сочетание в практической деятельности педагогов и психологов, направленность на преодоление недостатков развития личности ребёнка, улучшение условий его обучения и воспитания могут дать положительные результаты.

Необходимо постоянно помнить, что осуществление индивидуального подхода невозможно без педагогического такта по отношению к учащимся, т.е. способности находить правильный, умелый подход к воспитаннику.

Работа с запущенными в воспитательном отношении детьми представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы. При этом всегда надо помнить: легче предупредить возникновение отрицательных привычек и проявлений личности, нежели потом ликвидировать уже укоренившиеся привычки и проявления, корректировать личность.


Заключение


В первой главе курсовой работы подчеркивалось, сущность индивидуального подхода заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и опираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков. Методы и подходы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависят от общих целей и задач воспитания, учета возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности ребенка.

Для воспитания всесторонне развитой личности организатор воспитательного процесса обязан знать особенности, специфические качества воспитуемых и с их учетом выбирать методы, приемы и средства педагогического воздействия. Важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. При низкой, негативной и неадекватной самооценке у детей отмечается неуверенность в себе, тревожность, различные формы отклоняющегося поведения, что закономерно приводит к значительным трудностям в социальной адаптации.

Коррекционно-развивающая работа - одна из форм оказания психолого-педагогической помощи таким детям. Она может осуществляться воспитателем в ходе его обычной деятельности через изменение своего отношения к детям, реорганизацию деятельности детей, системы их взаимодействия, а также посредством использования методов индивидуально-дифференцированного подхода, специальных методов, тренингов, консультирования.

Воспитатель пользуется психолого-педагогической информацией, полученной в ходе диагностики, для сопоставления ее с теоретическими данными о закономерностях возрастного развития и составляет программу коррекционной работы с конкретным ребенком

Во второй главе курсовой работы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование с целью выявления неуверенных в себе детей в вышеуказанной группе детского сада.

Проведенный в работе анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить сущность, основные принципы и методы коррекционно-развивающей работы, основанной на индивидуальном подходе к неуверенным в себе детям. Один из примеров программы коррекции также был нами рассмотрен в практической части работы.

Таким образом, цель исследования - изучить особенности коррекционно-развивающей работы с неуверенными в себе детьми, основанной на применении индивидуального подхода - достигнута; задачи реализованы.


Список использованной литературы


1.Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет. - М., 1977

2.Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. - 1965. - №7

.Ганошенко Н.И., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет // Вопросы психологии. - 1999. - №1

.Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Мн., 1997

.Дошкольная педагогика. Ч. 2 / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М., 1995

.Зайцева Т.В., Красиков А.С. Организация психолого-педагогической коррекции // Детский дом. - 2005. - №15

.Карпенко Л.А., Петровский А.В. Краткий психологический словарь. - М., 1981

.Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. - Казань, 1982

.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1997

.Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя детского сада. - М., 1985

.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М., 2000

.Максименко С.Д. Общая психология. - М., 1999

.Мурашова Е.В. Стеснительный ребенок // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1995. - №1

.Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Психодиагностика. - М., 1998

.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 2000

.Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1989

.Суворова Г.Ф. Особенности индивидуального подхода при обучении // Начальная школа. - 1986. - №11

.Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М., 1979

.Цветкова И. Мир и я в нем. Психическое здоровье ребенка// Семейный доктор. - 2000. - №6

.Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек // Педагогика и психология. - 1986. - №11


Приложение


Занятие №1

Цели:

öповышение у детей уверенности в себе;

öсплочение группы;

öзнакомство с чувством робости.

Материалы:

öклубочек шерсти.

Ход занятия:

Здравствуйте, я рада вас видеть!

У меня в руках клубочек. Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будем называть свое имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня. (Цель - сплочение детей).

Итак, я - Света. Больше всего я люблю гулять в парке со своей собакой...

Далее по очереди высказываются дети.

Здорово!

А теперь послушайте мою историю... (Цель - знакомство с эмоцией "робость" и ее внешними проявлениями).

Мальчик Костя первый раз пришел в детский сад. Он вошел в раздевалку, переоделся, познакомился с воспитателями и подошел к двери в группу. Он чуть приоткрыл дверь и заглянул внутрь. На его лице была робость. Давайте попробуем изобразить робость: глаза чуть опущены, голова слегка наклонена в бок. Кто хочет изобразить Костю?.. Что могут сделать дети, чтобы помочь мальчику?..

Хорошо!

А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется "Я - лев". (Цель - повышение у детей уверенности в себе). Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев - царь зверей. Сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.

Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: "Я - лев Гоша". Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой.

Отлично!

Садитесь на стульчики. Пусть каждый скажет о себе: "Я очень хороший" или "Я очень хорошая". (Цель - создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности). Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово "Я" шепотом, потом - обычный голосом, а затем - прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами "очень" и "хороший" (или "хорошая").

И, наконец, дружно: "Я очень хороший(ая)!"

Молодцы! Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет - шепотом, обычным голосом или прокричит, например: "Я - Наташа! Я очень хорошая" или "Я - Кирилл! Я очень хороший"

Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: "Мы очень хорошие!" - сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим.

На этом наше занятие заканчивается. До свидания.

Занятие №2

Цели:

öповышать групповую сплоченность;

öповышать у детей уверенность в себе.

Материалы:

öмагнитофон и кассета с записью спокойной музыки;

öклубок достаточно прочных ниток;

öсвечка в безопасном подсвечнике.

Ход занятия:

Здравствуйте, я рада вас видеть!

Давайте поприветствуем друг друга и поиграем в "Эхо". (Цель этого упражнения - настроить детей друг на друга, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания).

Тот, кто сидит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: "Ва-ся, Вас-ся", а мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Васина соседка справа Ира, а мы снова повторяем. Таким образом, все по очереди назовут и прохлопают свое имя.

Теперь, когда мы с вами проговорили наши имена, я спою песенку про то, как я рада вас видеть. "Я очень рада, что Сережа в группе есть..." В руках я держу клубочек. Когда я начну петь, то отдам его тому, про кого спою. Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него, ребенку. Когда моя песенка закончится, мы с вами будем соединены одной ниточкой. Я начинаю...

Отлично!

Клубочек ко мне вернулся. А сейчас давайте все вместе поднимем руки вверх, опустим их вниз, положим на колени. Старайтесь все делать одновременно, ведь если кто-то замешкается, наш круг разрушится. А теперь аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол.

А сейчас покажите мне свою правую руку, а теперь - левую руку. Давайте подружим наши пальчики. (Цель упражнения - координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти).


Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять!

Начинаем счет опять.

Один, два, три, четыре, пять!

Вот и кончили считать.


Дети складывают руки в замок и поочередно соединяют пальчики правой и левой рук, начиная с мизинцев.

Очень хорошо!

А сейчас встаньте в круг и возьмитесь за руки. Поиграем в игру, которая называется "Доброе животное". (Цель - развитие чувства единства).

Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох - все делают шаг вперед. Выдох - шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д.

Отлично!

Наше занятие заканчивается. Я вас всех благодарю. Мне было очень приятно с вами работать.

А сейчас с зажгу свечку, и все мы будем передавать ее друг другу и говорить спасибо за совместную работу.

Занятие №3

Цели:

öповышать у детей уверенность в себе;

öразвивать координацию движений;

öразвивать слуховое восприятие.

Ход занятия

Дети сидят в кругу на стульях.

Здравствуйте.

Давайте начнем нашу встречу с игры "Паровозик с именем" (цель - настроить детей на совместную работу).

Сейчас каждый будет превращаться в паровоз. Когда "паровоз" будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть свое имя. Я начну: "Све-та, Све-та..." Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас, и он станет паровозиком вместо меня. Я выбираю Олю. Теперь она будет называть свое имя и хлопать в ладоши, а я стану ее вагончиком, положу руки ей на плечи и вместе с ней буду повторять ее имя... Поехали!

Вот мы и проехали целый круг, теперь Оля выберет того, кто станет "паровозиком", и мы уже строем будем повторять его имя.

И так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре.

Отлично!

Мы приехали на нашем поезде на солнечную полянку и теперь поиграем в игру, которая называется "Узнай по голосу" (цель - развитие слухового восприятия).

Давайте встанем в круг, возьмемся за руки. Нам нужен один человек внутри круга. Кто хочет встать в центр?.. Отлично, Саша! Все остальные будут вокруг тебя водить хоровод и петь песенку. А Саша пусть ее внимательно слушает и делает то, о чем мы будем его просить. Слушайте песенку...


Саша, ты сейчас в лесу.

Мы зовем тебя: "Ау!"

Ну-ка глазки закрывай, не робей.

Кто зовет тебя - узнай поскорей.


Теперь, Саша, закрой глаза, а тот, до кого я дотронусь, сделает шаг вперед и позовет: "Саша! Ау!" А ты попробуешь угадать, кто тебя звал.

Если ребенок отгадал правильно, то он займет место ведущего, если нет, можно позвать ребенка еще раз. Игра повторяется несколько раз.

А теперь давайте оглядимся вокруг.

Какое сейчас время года? Правильно, осень... Представьте себе, что мы стоим возле сливы. Давайте ее рассмотрим... (цель игры - развитие координации движений).

Я всем предлагаю потанцевать возле нее. Запомните, что когда я хлопну в ладоши, вы должны будете быстро сесть на свои места.


Мы танцуем возле сливы (3 раза) - солнечным осенним днем.

Так мы кружимся на месте (3 раза) - солнечным осенним днем.

Так мы топаем ногами (3 раза) - солнечным осенним днем.

Так мы хлопаем руками (3 раза) - солнечным осенним днем.

А вот так мы моем руки (3 раза) - солнечным осенним днем.

Так мы руки вытираем (3 раза) - солнечным осенним днем.

Так мы руки вытираем и бежим скорее к маме.


По хлопку все дети бегут и садятся на стульчики.

А сейчас, когда мы с вами дома, давайте соберем все необходимое и отправимся на охоту. (Игра "Мы охотимся на льва", цель - развитие межполушарного взаимодействия).

Это упражнение на ритмизацию, чередование темпа и громкости речи. Необходимо построчно выразительно проговаривать текст, сопровождая его движениями, соответствующими происходящим событиям.

А дети должны повторять за Вами текст и движения или импровизировать, совершая свои движения в такт произносимому тексту.


Мы охотимся на льва.

Не боимся мы его.

У нас длинное ружье

И подзорная труба.

Ой! А что это?

А это - поле: топ-топ-топ.

Ой! А что это?

А это - болото: чав-чав-чав.

Ой! А что это?

А это - море: буль-буль-буль.

Ой! А что это?

А это тропинка: шур-шур-шур.

Под ней не проползти.

Над ней не пролететь.

Ее не обойти, а дорожка напрямик.

Вышли на полянку.


Кто это здесь лежит? Давайте его потрогаем. (Дети "трогают воображаемого льва). Да это же лев! Ой, мамочки! Испугались его и побежали домой.


По тропинке: шур-шур-шур.

По морю: буль-буль-буль.

По болоту: чав-чав-чав.

По полю: топ-топ-топ.

Прибежали домой.

Дверь закрыли.

Ух! (на выдохе) Устали.


Молодцы!

На этом наше занятие заканчивается, до свидания.

Занятие №4

Цели:

öповышать у детей уверенность в себе;

öразвивать произвольность;

öформировать позитивное отношение к сверстникам.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках в кругу.

Доброе утро!

Приготовьте свои ручки для работы. Давайте попробуем прочитать стихи и выполнить под них движения.

Дети должны в такт произносимому тексту менять местами лежащие на коленях ладони (можно перемещать ладони с одного плеча на другое).

Три мудреца в одном тазу

Поплыли по морю в грозу.

Будь попрочнее старый таз,

Длиннее был бы наш рассказ.

Замечательно!

А сейчас я расскажу вам сказку. Она называется "Заяц-хваста".

В одном лесу жил-был заяц. Он считал себя самым умным, самым красивым, самым храбрым зверем в лесу. Бегает заяц по лесу, красуется, а никто из зверей на него внимания не обращает. Ну разве не обидно? Влез он на пенек и давай хвастаться:

Я - самый храбрый, я - самый красивый, я - самый умный зверь в лесу! Я никого не боюсь, ни волка, ни лесу. Вот если бы я ее встретил, все сразу бы узнали, кто из нас сильнее!

А в это время пролетала мимо ворона. Услышала она, как заяц хвастается, и разозлилась.

Это кто это самый умный? Это кто это самый смелый? Это кто это самый красивый? - спросила ворона и села прямо перед зайцем. - Ну какой же ты красивый? Уши-то у тебя длинные, хвост - куцый! Волка он не боится. Да стоит ему только появиться, тебя как не бывало.

Обиделся заяц и решил доказать вороне, что зря она его высмеивает, да где там! Ворона сама на пенек залезла и давай хвалиться:

Вот если есть в нашем лесу кто-то красивый, так это я. Клюв у меня длинный, сильный, перышки черненькие, на солнышке переливаются! А если волк появится, то я уж не растеряюсь. Как в нос его клюну, так он и был таков!

А в это время шел мимо волк. Услышал он слова хвастливой вороны и сильно рассердился.

Это кто смеет надо мной смеяться? Откуда взялась эта пташка залетная? Ну, берегись, сейчас я тебя проучу, - так сказал волк и бросился прямо на хвастунишку.

Испугалась ворона и закричала:

Спасите! Помогите! Волк меня сейчас съест!

Услышал заяц, что рядом волк, и от страха прыгнул в сторону, да прямо на волка и угодил. Испугался волк: "Что это сверху на меня упало?" Бросил он ворону и убежал прямо в лес.

А ворона глаза открыла и видит, волка нет, а перед ней заяц стоит, сам от страха дрожит.

Ой, спасибо тебе, косой! Если бы не ты, съел бы меня волк. Ты и вправду самый храбрый, самый сильный, самый красивый зверь в лесу!

Заяц сразу приободрился. Влез на пенек и говорит:

А ты как думала? Я и вправду самый смелый, самый красивый и самый сильный зверь в лесу!

С этого дня заяц начал сам верить, что он самый, самый, самый...

Вот такая сказка. А сейчас мы с вами будем изображать зайца. Давайте показывать его по очереди, по кругу. Для этого надо зайчиком проскакать по кругу, встать на "пенек" (на стул) и похвастаться: "Я самый красивый, я самый умный, я самый храбрый, я никого не боюсь".

Отлично у вас получилось! А сейчас появляется ворона. Она встанет перед пеньком и будет говорить: "Да какой же ты красивый? Хвост-то у тебя куцый, уши длинные! Да какой же ты храбрый? Тебе только скажи, что рядом волка видели, ты сразу убежишь". А заяц все равно будет стоять на пеньке и дальше себя нахваливать: "А я все равно самый лучший зверь в лесу!" А мы с вами будем зайца поддерживать. Кто хочет быть зайцем? Вороной?

Замечательно! А теперь давайте попробуем хвалить не себя, а соседа. Я начну. "Самый лучший сосед - мой сосед справа. Он очень добрый, внимательный мальчик, помогает малышам..." А теперь вы похвалите друг друга по очереди.

На этом наше занятие заканчивается, до свидания!


Теги: Экспериментальное изучение проблемы индивидуального подхода в работе с неуверенными детьми  Курсовая работа (теория)  Педагогика
Просмотров: 17165
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экспериментальное изучение проблемы индивидуального подхода в работе с неуверенными детьми
Назад