Экологическое воспитание школьников в рамках обучения биологии

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО"

Кафедра методики преподавания биологии и экологии


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ


Квалификационная работа СПЕЦИАЛИСТА

студента (ки) 5 курса 521 группы

Савиной Ксении Александровны

Научный руководитель:

канд. биол. наук, доцент Т.Б. Решетникова

Зав. кафедрой:

канд. биол. наук, доцент Т.Б. Решетникова


Саратов - 2014

Содержание


Введение

1. Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания

1.1 Содержание, сущность, цель, критерий эффективности экологического воспитания

1.2 Методы и формы экологического воспитания

2. Экспериментальная часть

2.1 Экологическое воспитание в рамках уроков биологии по теме "Человек"

2.2 Экологическое воспитание в рамках внеклассной работы по биологии

2.3 Результаты работы

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение


Происходящее в последние десятилетия интенсивное антропогенное воздействие и преобразование окружающей человека среды привело к природному дисбалансу. Обострение экологической обстановки в мире вызвало повышение интереса к экологическим проблемам общества и путям их преодоления. Основным вариантом решения проблем в системе "человек-природа" является, по мнению многих ученых, воспитание экологической культуры, формирование нового типа экологического сознания у подрастающего поколения. Таким образом, одним из основных социальных институтов, призванных к разрешению выше обозначенной проблемы, является школа [14].

Задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствует приобретению навыков научного анализа явлений природы, сознанию значимости своей практической помощи природе.

В этом процессе одновременно участвуют семья и школа, т.е. воздействие со стороны школы подкрепляется активной деятельностью родителей в том же направлении.

Целью данной работы было выяснить роль учителя биологии в экологическом воспитании школьников, а также выбрать на практике наиболее доступные и эффективные методы экологического воспитания.

Для достижения цели ставились следующие задачи:

по литературным источникам выяснить роль и задачи экологического воспитания;

изучить различные методы и формы экологического воспитания в рамках обучения детей биологии;

теоретически обосновать и доказать возможность широкого использования сведений экологического характера во внеклассной работе для формирования у детей нового ответственного отношения к окружающей природной а также социальной среде;

Объект исследования: ученики в 8 "4"классе;

Предмет исследования: практика экологического воспитания учеников на уроках биологии и во внеурочной работе.

1. Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания


Экология имеет точную формальную дату своего рождения, ее "отцом" был последователь Чарльза Дарвина Эрнест Геккель, в 1886 году определивший экологию как "Общую науку об отношениях организмов с окружающей средой". Однако факт рождения науки не означает, что до этого никто не занимался ее предметом - "отношениями организмов и среды". Тема эта постоянно была в поле зрения биологов, и без своего названия наука как система знаний фактически существовала всегда.

Большой вклад в формирование экологических знаний внесли такие выдающиеся ученые как шведский естествоиспытатель Карл Линней и французский исследователь Жорж Бюффон. Огромное значение для развития экологии имели труды известного русского зоолога Н.А. Северцова. Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды великого английского ученого-естествоиспытателя Чарльза Дарвина - основателя учения об эволюции органического мира. Большой вклад внесли Тимирязев, Сукачев, Вернадский, известный английский химик Роберт Бойль оказался первым, кто осуществил экологический эксперимент.

Экология - это наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки. Поэтому воспитание экологически грамотного человека должно начинаться с раннего детства, с начальной школы [11].

Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Эпиграфом к этой книге послужил девиз "Пусть течет все свободно, без применения насилия". Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Ян Амос Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. И доказывается это принципом природосообразности. Все рождающиеся существа таковы, что усваивают все легче и лучше в раннем возрасте. Воск легче лепится, если он горячий. Неровности ствола дерева можно исправить, если дерево маленькое. Ян Амос Коменский говорил о том, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как "природа не делает скачков, а идет вперед постепенно". В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как "всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным". То есть Коменский вывел дидактические принципы обосновывая их примерами природы. Например, здесь обосновывается принципы постепенности и обучение от общего к частному. Как видим, Ян Амос Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, о их неотделимости друг от друга [19].

Ж.-Ж. Руссо в книге "Эмиль, или О воспитании" предлагал воспитывать детей в дали от испорченной цивилизации на "лоне природы". Руссо считал природу ребенка совершенной и поэтому не надо портить ее цивилизацией.

Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Следует отметить, что познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное для учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе. В его учебнике "Родное слово" ребята знакомятся с животными, растениями и грибами при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок.

Вот как раскрывается логика природы паука: "Паука нельзя назвать красивым животным; многие чувствуют к нему отвращение и даже боятся его: такой у него разбойничий вид. Но не забудем, что ядовитые змеи бывают иногда очень красивы, паук же не только безвреден, но даже очень полезен, истребляя множество наших крылатых мучителей - комаров и мух".

(Тут открывается эстетическая сторона экологического воспитания)

Идеи Ушинского о воспитании средствами природы в дальнейшем разрабатывались многими педагогами-натуралистами [7].

Проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII-XVIII веках, хотя в то время еще не было такого термина, как и науки экологии [5], [6].


1.1 Содержание, сущность, цель, критерий эффективности экологического воспитания


На мой взгляд, рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Я считаю, что экологическое воспитание - составная часть воспитания нравственного. Поэтому под этим понятием я понимаю единство экологического сознания и поведения. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения, которые формируются на уроках биологии. Для формирования этих представлений у учеников я дополняла каждый урок экологическими вопросами. Экологические знания на протяжении ряда уроков переводила в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание (мировоззрение).

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение) [17].

Выявив в сущности экологического воспитания две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение; я пришла к выводу, что первое формируется скорее на уроках биологии, а второе на внеклассных мероприятиях.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Содержание экологического воспитания отражается в следующих его аспектах:

Научный - ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.

Ценностный - экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.

Нормативный - система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера.

экологическое воспитание биология урок

Деятельностный (формирование познавательных, практических и творческих умений, видов и способов деятельности экологического характера).

Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников [19], а также анкетирование.


1.2 Методы и формы экологического воспитания


Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности.

Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения. [16]

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.

Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым. Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание рассматривается как крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся.

Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность [18].

2. Экспериментальная часть


2.1 Экологическое воспитание в рамках уроков биологии по теме "Человек"


Педагогический эксперимент проходил в МОУ "Физико-технический лицей №1 г. Саратова" во время прохождения педагогической практики в 2012 г. на базе школьной программы по биологии раздела "Человек".

Методика заключалась в практическом применении знаний по экологии, а в частности про бытовые санитарные требования. У ребят должен был появиться интерес к экологическим знаниям, которые являются основой экологического мировоззрения.

На уроке "Осанка" методом совместной познавательной деятельности - лабораторной работы ученикам прививался здоровый образ жизни и здоровое отношение к себе и к своему рабочему месту.

Ученики проводили лабораторную работу "Выявление нарушений осанки" (приложение В) с помощью сантиметровой ленты. Сделали статистический подсчет, выявили у 75% класса нарушения. Как выяснилось, эти ребята много времени проводят за компьютером дома, не соблюдая санитарных требований к рабочему месту. Я рассказала ребятам, каким должно быть правильное рабочее место. В конце урока многие ребята, по моим наблюдениям, внимательно следили за своей осанкой и сидели прямо. Это говорит об эффективности метода лабораторной работы для формирования экологического сознания.


2.2 Экологическое воспитание в рамках внеклассной работы по биологии


В ходе моей педагогической практики было проведено 2 внеклассных мероприятия о биологии:

1.Совместная деятельность взрослых и детей по благоустройству территории МОУ ФТЛ №1.

Запланированный руководством школы субботник с краткой десятиминутной обзорно-воспитательной лекцией "Экология как часть биологии", которая была проведена мной успешно и своим личным примером на уборке территории я способствовала привитию ученикам экологического поведения.

Рядом с территорией ФТЛ есть зеленая зона на аллее по ул. Астраханская.

Мы подрезали кусты вдоль аллеи (чтобы свет лучше попадал на другие ярусы) и рыхлили почву граблями, для лучшего аэрирования. Во время субботника я рассказывала ребятам о том, как лучше готовить деревья к зиме. Так как почти у всех ребят у родителей/бабушек есть дачи, им было интересно послушать. Итогом такой совместной работы стало приобщение к окружающей среде, формирование экологического мировоззрения и поведения.

2.Интегрированное внеклассное мероприятие экологической тематики.

В конце четверти было проведено интегрированное внеклассное мероприятие среди 2-х восьмых классов - викторина "Занимательный окружающий мир". (Приложение Б). По просьбе учителей в игру были включены кроме биологических знаний знания по химии. Цель - мероприятия расширить кругозор, научиться работать в команде, и самое главное понять взаимосвязь вещей в природе.

Для проведения мероприятия учитель и учащиеся провели активную подготовку. Заранее класс разделили на 2 команды. Было дано задание для каждой команды - придумать название и выбрать капитана. Мною был подготовлен материал для проведения урока: конверты с вопросами, презентация, музыка, слайды с яркими изображениями, правильно сформулированные вопросы. Кабинет биологии был соответствующе подготовлен.

После проведения мероприятия, жюри подвело итоги и огласило победившую команду. Всем командам были вручены сладкие призы.


2.3 Результаты работы


Для проверки результатов экологического воспитания я проводила анкетирование в начале четверти на уроке и в конце. (приложение А)

Вопросы анкеты имеют эколого-нравственный характер.

Объем вопросов 25 - я считаю самым оптимальным - ребенок не успеет устать. Начинается, как и любая другая анкета, с общих вопросов.

В середине анкеты - основные нравственные вопросы.

Для хорошего результата ученикам надо было получить более 30 баллов - показатель экологической культуры; удовлетворительный - от - 21 до 29 баллов - показатель экологического сознания



Заключение


В ходе педагогического эксперимента мы выяснили что:

Анализ учебно-методической литературы показал, что экологическое воспитание существовало еще до появления науки "Экологии"

Роль учителя биологии в экологическом, как и в любом, воспитании учеников очень важна;

Анкетирование показало, что отношение к природе учеников изменилось, и стало осознаваться глубоко и правильно. Об этом говорят следующие результаты: на 9% повысился уровень экологической культуры., на 55% - уровень экологического сознания;

В ходе эксперимента был определен наиболее эффективный метод экологического воспитания - совместная работа детей и взрослых. Такой вывод был сделан на основе анкетирования в конце четверти (последний вопрос анкеты, Приложение А)

Но при этом успешное экологическое воспитание школьников может быть обеспечено лишь при тех условиях, что семья своим примером тоже подкрепляет сознание ребенка.

Список использованных источников


1. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Издательский центр "Академия", 2007. С.280.

. Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. Учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1976. С.384.

. Бруновт, Е.П. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека: пособие для учителей / Е.П. Бруновт, И.Д. Зверев, Г.Я. Малахова и др. / 2-е изд., испр. Москва: Просвещение, 1978. С.297-299.

. Всесвятский, Б.В. Системный подход в биологическому образованию в средней школе: Кн. для учителя / Б.В. Всесвятский. М.: Просвещение. 1985.144 с.

. Белинский, В.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. действ. чл. АПН Е.Н. Медынского / В.Г. Белинский. М.; Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1948.280 с.

. Писарев, Д.И. Сочинения / Д.И. Писарев. М.: Изд.5, Т. V, СПб. 1911.328 с.

. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения /Под ред.А.И. Пидкасистого. М.: Педагогика, 1974. Т.1.584 с.

. Колесов, Д.В. Маш, Р.Д. Беляев, И.Н. Биология. Человек. /Учеб. для 8 класса общеоразоват. Учреждений - 2004.336 с. - разраб. Под рук. Пасечника В. В.

. Цингер, Я.А. Занимательная зоология. Очерки и рассказы о животных / сост. Я.А. Цингер.3-е издание. Изд. Государственное учеб. - пед., 1963.184 с.

. Аксенова, М.Д. Биология. Энциклопедия для детей / сост. М.Д. Аксенова, С.Т. Исмаилова; Т2. М.; Изд. Аванта+, 1993.672 с.

. Старостин В.И. Природа в системе эстетического воспитания. - М. Просвещение, 1990. - 56с.

. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя /Н.И. Кнященко, Н.Л. Лейзеров, М.С. Каган и др. - М.: Просвещение, 1983. - 303с.

. Экологическое образование и воспитание. Метод. рекомендации. - Улан - Удэ, 1990. - 29с.

. Популярный экологический словарь. Под. ред. A.M. Гилярова. - М.: Устойчивый мир, 1999. - 186 с.

. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. - С. 36-38.

. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1984.

. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя /Составитель Мельчаков Л.Ф. - М.: Просвещение, 1981. - 215 с.

. Букин.А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991-135с.

. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989. - 347с

Литература:

Научная:

. Колесов, Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК уч. для 8 класса общеобразовательных учреждений 2004 - 336 с. Разраб. под рук. Пасечника В. В.

Методическая:

. Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. Учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1976. С.384.

. Зверев, И.Д. Общая методика преподавания биологии. Пособие для учителя / И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова. М.: Просвещение, 1985.190 с.

Научно-популярная и художественная:

. Медицинский атлас для школьников и поступающих в медицинские вузы/ сост. С.А. Моллис. М.; Просвещение, 1981.223 с.

Приложения


Приложение А


Анкета "Моё отношение к природе"

№ п/пВопросы Ответы и баллыданетПо разному1Задумываетесь ли Вы о своем отношении к природе? 2012Делите ли вы природные объекты на привлекательные (красивые) и непривлекательные (некрасивые) 0213Всегда ли вы бережно относитесь к природе? 2014Заслуживают ли внимание, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления? 2015Всегда ли Вы обращаете внимание на окружающую вас природу? 2016Все ли в окружающей природе Вас интересует? 2017Проявляется ли этот интерес в ваших поступках? 2018Цените ли Вы разнообразие в природе? 1209Влияет ли природа на ваше настроение? 20110Можете ли Вы объяснить, чем привлекает Вас те или иные объекты природы или природные явления? 10211Вмешиваетесь ли Вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями? 20112Любите ли Вы читать описание природы в книгах? 20113Влияет ли окружающая природа на Ваши мысли? 20114Влияет ли природа на Ваше поведение? 20115Часто ли Вы отдыхаете среди природы? (в том числе в городских скверах и парках) 12016Приходилось ли Вам вольно или невольно чем-то вредить природе? 02117Есть ли какие либо занятия, которые Вы любите среди природы? 20118Часто ли Вы проявляете равнодушие к природе? 02119Вы начали принимать посильное участие в охране природы в 1-5 классах? 20120Или в более старшем возрасте? 02121Любите ли Вы рассматривать пейзажи или изображения животных на картинках? 20122Знакомы ли Вам музыкальные произведения, связанные с природой? 20123Приходилось ли Вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом? 20124Всегда ли Вы добросовестно к выполнению какой либо работы по уходу за окружающей средой? 20125Повлияли ли на Ваши отношения к природе уроки ли другие учебные занятия? Если да, то укажите по каким предметам или занятиям. 201

Если Вы набрали менее 20 баллов - очень жаль, но судя по всему, ни впечатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство, ни полученные занятия об окружающем Вас мире до сих пор не затронули Ваше сердце. Вы эгоистичны по отношению к природе, не осознаете своей связи с ней. Вам необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего Вас мира природы. Полезно для Вас будет знакомство с историей человека в неразрывной связи с историей природы, её влиянием на жизнь общества. Кроме того, постарайтесь следовать тем советам, которые приведены ниже.

От 21 до 29 баллов - ваше отношение к природе мало осознанно и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания. Старайтесь найти в ней привлекательные для Вас стороны, задумывайтесь над происходящими в природе явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями искусства отображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих Вас людей. Если вы будете делать это регулярно, ваши отношения к природе, а тем самым и окружающим Вас людям, станет более осмысленным и активным.

От 30 до 39 баллов - отношение к природе осознается Вами глубоко и правильно.

Приложение Б


Интегрированное внеклассное мероприятие

"Занимательный окружающий мир"

Дата проведения: 25.10.2012

Тема - знания о человеке и окружающем мире.

Цель - расширить биологический и экологический кругозор учеников.

Задачи:

1. образовательная - познакомить учащихся с знаниями об окружающем мире

. развивающая - развить у учащихся способность работать в команде;

. воспитательная - воспитать бережное отношение к природе.

Форма проведения - игра - беседа.

План мероприятия

Мероприятие проводилось среди двух 8-х классах в кабинете биологии, оформленном в виде лабиринта.

Предварительно каждому взводу давалось следующее задание:

.Составить команду из 6 человек

2.Придумать название команды

.Подготовить рекламную паузу на биологическую тематику.

(Звучит музыка в форме гимна). Под музыку каждая команда садится за отдельный столик, на котором лежат деревянные флажки зелёного цвета, обозначающие готовность отвечать.

Сигнальными флажками пользуется только капитаны, учитывая мнение своего взвода. На груди у каждого игрока бейджик, где указана должность игрока, имя и фамилия, так как, кроме командного, ведётся и индивидуальный учёт баллов.

Учащиеся, которые не вошли в состав команд, приглашаются на мероприятие в качестве жителей города болельщиков.

Конкурсы мероприятия оцениваются жюри из числа учителей.

Ведущий-1 (Савина К. А.): Добрый день!

Ведущий-2 (Сосновская Р. Л): Мы рады приветствовать Вас на викторине под названием "Забавная анатомия". Сегодня лабиринт, сотканный из испытаний на прочность, объединил учащихся двух параллелей 8-х классов. В итоге сформировалось 2 взвода с названиями "Биологическая защита" и "Нанотехнологии в области биологии".

Ведущий-1: Насколько хорошо каждый взвод знает тайны биологии, оценит компетентное жюри в составе:

Председатель (аплодисменты) Ефимова А. В учитель химии

Члены жюри: (аплодисменты). Машина К.А. учитель русского языка

Сосновская Р.Л. учитель биологии

Савина К.А. студентка-практикант

хранитель флага биологии ученик 8 класса Дмитрий.

В городе паника. Вся природа увядает. Жители ищут путь спасения всего живого - болельщики - (аплодисменты)

Испытание №1 "Азбука Морзе

Регина Леонидовна: Первое испытание, которое выпадает командам - это "Азбука Морзе": каждой команде поочередно задаются вопросы (правильный ответ оценивается в 5 баллов), в случае неправильного ответа или его отсутствия вопрос переадресовывается болельщикам (цена правильного ответа - 1 балл). Болельщик в свою очередь может подарить балл любой из команд. После верного ответа звучит фрагмент зашифрованной мелодии. (песня "Капитан, капитан, улыбнитесь")

№ 1. Чьи глазки разноцветные и никогда не моргают? (Цветы Анютины глазки)

№ 2. У кого есть усы, но нет лица? (У клубники, огурцов, кабачков)

№3. У кого есть косточки, но нет скелета? (У абрикоса, у вишен, у сливы и прочего)

№4. У кого есть почки, но нет желудка и печени? (У дерева)

№5. Её голова плавно переходит в хвост, даже шеи нет. (Змея)

№6. Ему хвост помогает охотиться. Удар его хвоста опасен даже для крупных животных. Покрытый роговыми пластинками, он тяжёлый, как бревно. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит огромной зубастой пастью. (Крокодил)

№7. Какая водоплавающая птица написала известные книги? (Гоголь)

№8. Какой злак может расти. на человеке? (Ячмень, воспалённый бугорок у корней ресниц.)

Предоставляю слово жюри для подведения итогов первого испытания (в дальнейшем ведущие предоставляют слово жюри после каждого конкурса).

Испытание №2 "Противоядие"

Ксения Александровна: В нашем лабиринте есть источники очищения загрязнённой окружающей среды от радиации. Второе испытание называется "Противоядие". Вам предстоит при помощи химических реактивов, соблюдая правила техники безопасности, определить, в каком сосуде находиться чистая вода. При правильном ответе команда получает 2 балла. Для участия в этом испытании приглашаются по 2 участника от команды.

(Учащиеся из перечня реактивов должны выбрать индикаторы и с их помощью определить в каких пробирках находятся щёлочь, кислота и вода.)

Ответы: Пробирка №2 - пробирка с чистой водой - правильный ответ 2 балла

Испытание №3 "Зелёная аптека"

В нашем лабиринте растут удивительные растения, отгадайте их: для этого выслушав задание необходимо поднять сигнальный флажок (зелёного цвета) правильный ответ оценивается 3 баллами. В случае неправильного ответа вопрос адресуется болельщикам - жителям города с правом передачи 1 балла любому из взводов.

№1. Какие лекарственные растения вам известны? Назовите их как можно больше. (алоэ, боярышник, валериана, зверобой, мелисса, полынь, пустырник, женьшень, мать-и-мачеха, солодка, эвкалипт, одуванчик, ромашка)

№2. Согласно древней легенде, если цветок этого растения положить под голову, то он усыпит и подскажет во сне, что ожидает человека. Если носить это растение с собой. То никакая нечистая сила не подступится. Этот цветок растёт в местах, где есть залежи никеля и кобальта, он накапливает их в себе. При избытке металлов растение вянет. Назовите его (Сон-трава, или прострел) - демонстрация растения.

№3. Какую траву и лекарство любят кошки? (валериана)

№4. Лесное травянистое растение, содержащее много кремния в своём стебле и способное поцарапать сталь. (Хвощ) - демонстрация растения.

№5. Листья этого растения используют при ранениях, ушибах. Что это за растение? (подорожник)

№6. По легенде, в древние времена, соцветия этого растения использовались степными гномами в качестве зонтиков. А в настоящее время отвар из соцветий этого растения используется в качестве противовоспалительного средства. (Ромашка) - демонстрация растения.

Регина Леонидовна: Посмотрите, мы нашли поникшую ромашку. Надо её освежить, ведь наши команды не зря искали чистую воду. (Обрызгиваем обработанные индикатором лепестки ромашки сделанной из бумаги слабым раствором лимонной кислоты. Изменение цвета лепестков).

Действительно, в нашем городе может погибнуть вся природа.

Испытание №4 "Человек"

Это испытание будет посвящено самому главному и решающему этапу - знаниям в области анатомии. Командир каждой команды должен подойти к столу и выбрать по конверту. В конверте будут вопросы. Первая буква ответа позволит пройти лабиринт команде и достичь финиша.

Конверт № 1. Конверт № 2

Регина Леонидовна: Вот и подошла к концу викторина под названием "Занимательная анатомия".

Ксения Александровна: Просим жюри подвести итог игры.

Регина Леонидовна: Мы благодарим взводы и жителей города, жюри за великолепную игру.

Ксения Александровна: Хотим пожелать Вам разгадать все тайны окружающего мира. В чём, мы уверены, помогут знания по биологии и других предметов.

Приложение В


Конспект урока

Дата проведения: 12.09.2012.

Тема урока: Осанка

Тип урока: Изучение нового материала, лабораторная работа

Вид урока: Урок - беседа.

Задачи урока:

Образовательная: ознакомить учащихся с классификацией и систематикой животных;

Развивающая: развить умения сравнивать, анализировать, обобщать развивать логику мышления, связанную речь, умение работать с текстом учебника и рисунками.

Воспитательная: сформировать умения внимательно слушать, сформировать экологическое мировоззрение, правильное отношение к своему здоровью.

Оборудование:

сантиметровая лента

вспомогательные: компьютер, доска, проектор, презентация на тему "Осанка".


Содержание урока


1-й этап (организационный) 2 минОрганизация урока Приветствие, подготовка класса к уроку, проверка отсутствующих, проверка подготовки класса к уроку (наличие учебников, тетрадей, ручек, карандашей). Объявление темы урока и его целей. 2-й этап (опрос домашнего задания) 5 мин Учитель Вопрос 1 Ученик 1 3 мин Вопрос 2 Ученик 2 20 мин 15 мин Дополнительный материал - 5 мин Домашнее задание - 3 минОпрос (проверка знаний) На прошлом занятии мы рассмотрели § 13 - "Строение мышц" Давайте вспомним: Какие виды мышц вы знаете? Как он работают? Актуализация знаний Какие отделы позвоночника вы знаете? В начале урока мне ы хотелось чтобы вы вспомнили кое-что из ранее пройденного. шейный, грудной поясничный, крестцовый, копчиковый Слайд 2. Все правильно. Как это ни странно, позвоночник имеет не прямую, а S - образную форму. Это связано, естественно, с адаптацией гоминид к прямохождению. Начиная с австралопитека, позвоночник имеет S-образную форму, благодаря чему центр тяжести смещен назад и тело находится в равновесном состоянии. 2. Объяснение нового материала Если под воздействием каких-либо причин физиологические изгибы превращаются в деформации, в норме не встречающиеся, говорят об искривлениях позвоночника. Различают кифоз (искривление кзади), лордоз (искривление кпереди) и сколиоз (искривление в боковой проекции). Самое распространенное - СКОЛИОЗ. Сколиоз - стойкое боковое отклонение позвоночника от нормального (физиологического) выпрямленного положения. Обнаружить на ранних стадиях непросто, потому что деформация видна только при утомлении мышц спины, а после отдыха исчезает. В дальнейшем искривление отмечается постоянно, у пациента нарушается осанка, форма грудной клетки, лопатки и плечи находятся на разной высоте. Чем опасен сколиоз? При прогрессировании заболевания подвижность позвоночника значительно уменьшается, физические нагрузки приносят боли, на этой стадии пациенты нередко предъявляют жалобы на боли неврологического характера. В крайней степени сколиоза затрудняется работа многих внутренних органов, и возникают сопутствующие заболевания. Сколиоз - одно из самых распространённых заболеваний. По статистике 15-20% детей страдают боковым искривлением позвоночника, при котором позвонки разворачиваются вокруг своей оси. Если болезнь запущена, то искривление может увеличиваться из-за того, что от высокого давления межпозвонковые диски сдвигаются. Такие изменения раздражают нервы. Рекомендации: сон на жёсткой и ровной поверхности; индивидуальный подход к разработке режима дня и комплексу упражнений лечебной физкультуры; специальная обувь, которая выбирается на основе рекомендаций лечащего врача; достаточная двигательная активность; контроль положения тела во время работы и при ходьбе лечебное плавание; Как правильно сидеть за столом. - слайд 5 Чтобы предупредить такие нарушения, а впоследствии патологии позвоночника, необходимо прежде всего правильно сидеть за рабочим местом. Следите за своим положением тела: туловище - выпрямлено, спина опирается пояснично-крестцовой областью на удобную спинку стула, между поясницей и стулом должен помещаться кулак - как на картинке, ноги согнуты под прямым углом, стопы стоят на полу, предплечья лежат на столе. При этом расстояние от края стола до груди должно быть около 3-4 см. Постепенно вы привыкните к такой позе и формирование правильной осанки не будет доставлять вам неудобства или дискомфорт. При работе с монитором: взгляд сверху вниз соответственно голова строго прямо угол с воображаемой линией горизонта около 30 градусов что обеспечивает поддержание шеи прямо. Рекомендуемое расстояние до монитора - 50 см, но тут также влияние оказывают, яркость, размер изображения и т.п. Правильная осанка стоя. - слайд 6. Посмотрите на картинку - как вы думаете, под каким номером человек стоит правильно? №1. сейчас объясним почему, какие признаки определяют "правильность" осанки стоя. Вот основные правила по правильному вертикальному положению для равномерного распределения нагрузки: макушка должна быть самой высокой частью, подбородок не следует ни опускать ни выпячивать глаза смотрят прямо шею держать прямо плечи выровнены, отведены назад и вниз, но не напряжены бедра расположены на одном уровне живот и ягодицы должны быть втянуты, чтобы поддерживать позвоночник и предупреждать появление чрезмерного поясничного изгиба коленные чашечки должны смотреть вперед и быть втянуты; 3. Лабораторная работа. Для выявления сутулости сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступая на 3-5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше ее, значит нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки. Встаньте спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит - нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь - осанка нормальная. Плоскостопие. Для предупреждения плоскостопия существуют очень простые меры. Есть, например, комплекс из нескольких упражнений которые легко выполнять в домашних условиях. ходьба на цыпочках ходьба на внешнем и внутреннем своде стопы Попеременное сжимание пальцев стопы а также такое упражнение, как поднять и бросить пальцами стопы какой-то небольшой предмет полезно заниматься плаванием и различными спортивными играми; Диагностика плоскостопия может быть проведена как в медицинском учреждении, так и в домашних условиях. Вашим д/з будет померить у себя плоскостопие. Существует несколько довольно простых способов определить, если ли плоскостопие у человека. Самый простой и быстрый метод выяснить, есть ли у вас плоскостопие, состоит в следующем. Найдите жирный крем, гуталин, любое красящее вещество и обильно смажьте им всю поверхность стопы. Затем возьмите белый лист бумаги и станьте на него смазанной кремом стопой. Стоять нужно прямо, опираясь при этом на всю стопу, в противном случае метод окажется просто бесполезным. Далее возьмите этот лист бумаги и внимательно изучите образовавшийся отпечаток ступни. По линии внутреннего края стопы следует выемка, которая в норме занимает чуть больше половины стопы посередине. Т.е., если провести отрезок от середины среднего пальца до середины пятки, то при здоровой стопе линия выемки должна образовывать синусоиду относительно данного отрезка, как на рисунке 39 в учебнике на странице 74. Листок с измерениями вклейте в тетрадь для лабораторных работ. Прочитать параграф 15.


Теги: Экологическое воспитание школьников в рамках обучения биологии  Курсовая работа (теория)  Педагогика
Просмотров: 42283
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экологическое воспитание школьников в рамках обучения биологии
Назад