Шулешко Е.Е. Понимание грамотности

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Институт педагогики, психологии и социологии


Работа по дисциплине "Педагогика. Теории и педагогические системы"

Доклад по теме: "Шулешко Е.Е. Понимание грамотности"


Красноярск 2013


Оглавление


1. Исторический контекст

2. Философские основания

3. Психологические основания

4. Дидактические и методические теории

5. Практические организационные формулы и процедуры

Список литературы


1. Исторический контекст

шулешко обучение письмо чтение

Шулешко Евгений Евгеньевич (1933-2006) - российский ученый, стоявший (совместно с В.М. Букатовым) у истоков социоигровой педагогики и развивающего обучения (совместно с В.В. Давыдовым), ученик А.В.Запорожца. Автор оригинальной методики по обучению детей письму, чтению и счету. Ввел в педагогику термин "ровесническое образование". В своей работе использовал равноправные (партнерские) взаимоотношения, итогом которых (по мнению автора) является организация такой детской общности, где каждый ребенок чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими) справиться с любой, адекватной его возрасту задачей. Только в этом случае к 6-7 годам дети могут соорганизоваться и решить любую (адекватную их возрасту) проблему так, чтобы не было тех, у кого "не получилось", и тех, кто уже давно все сделал. Последним и поэтому, наверное, самым любимым детищем Евгения Евгеньевича был детский сад в п.Лыткарино Московской области. Вместе с тем, детских садов, применявших и адаптировавших к своим региональным условиям не только методику, но и идеи Е.Е.Шулешко, было очень много.

География весьма широка: Москва, Красноярск, Магадан, Дивногорск, Запорожье, Донецк, Рига, Новосибирск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Ростов-на-Дону и др.

Среди наиболее известных работ: Шулешко Е.Е. Понимание грамотности. - М.: Мозаика-Синтез, 2001. - 384 с. Шулешко Е.Е. Социоигровые подходы в педагогике. - Красноярск: краевой институт усовершенствования учителей, 1990. - 116 с.

Начинались исследования Евгения Шулешко и его соратников с вопроса о том, "как сделать так, чтобы не было двоечников?" Как разбить предрассудок о невозможности свободного освоения письменной речи каждым ребёнком? Для этого Шулешко отыскивал, увязывал между собой, закручивал в новые круговороты полузабытые научные традиции, находки практиков, театральные приёмы, бесчисленные игры... Решения были найдены.

Но в конце семидесятых годов с углублением и расширением исследований делалось очевидным, что гарантии успеха каждого ребёнка в начальных классах закладываются раньше. Так Шулешко пришёл к Александру Владимировичу Запорожцу в Институт дошкольного воспитания. За время их совместной работы дошкольная часть "шулешкинской" программы во многом стала "фокусом", итогом многолетней научной работы этого крупнейшего советского исследовательского центра.

Сама же программа приобрела уникальные черты: в ней отстаивается и преемственность, "созвучие" в работе садов и школ, и сохранение дистанции в манерах поведения воспитателя детского сада и учителя начальной школы.

При решающем для его практики значении преемственности, Шулешко категорически против учительской работы с дошкольниками. Губительными считает он любые попытки работать с пяти-шестилетками в учительской манере.


2. Философские основания


Любой прародитель новых педагогических идей начинает разговор о себе с красивых теоретических построений. Далее выступают дидактика и методика, уже не столь беспроблемные. Конкретные приёмы полагают темой низменной; обсуждать же не предполагаемый, а реальный результат в большинстве случаев руки и вовсе не доходят. Потому педагогические деятели чувствуют себя как рыба в воде именно в разговорах о концепциях. У Шулешко всё не как у людей. О философии он склонен говорить как можно реже и как можно с более узким кругом людей. В качестве визитной карточки предпочитает предъявлять не философские основания, а именно результат. Будь то результат самый примитивно понятый - знания, умения, навыки, или более человечный: способности и самочувствие детей, или отношения родителей к своим детям, или профессиональное самочувствие педагогов; возможен целый ряд других измерений - но разговор всё равно начнется с результата.

На самом деле философские (или философско-этические? или психолого-лингвистические?) основания у шулешкинских разработок существуют, и они достаточно фундаментальны, но принципиально не то, что "основания" выстроены у Шулешко лучше, чем у других - а то, что они играют совершенно иную роль. Пожалуй, они находятся не только не в центре, а вовсе за бортом педагогической системы, и выступают для автора никак не путеводной звездой, а чернорабочими средствами построения педагогической практики.

Его концепция не обрисовывается идеальной схемой, в соответствии которым в едином ключе должны разрабатываться наборы методик и программ. Зато они обладают той силой притяжения, которая позволяет увязывать между собой мощные педагогические традиции с самыми разными родословными. И собственные шулешкинские взгляды на возможности ровесничества, и лингвистическое наследие Пешковского, и традиции театральной педагогики, и наследие крупнейшего отечественного знатока дошкольного детства А.В.Запорожца, и множество приёмов, заимствованных из традиционных и инновационных практик, и, наконец, достойные черты самых разных укладов местной жизни.

Шулешко предложил совершенно новый подход в педагогике. Речь шла не о том, насколько детям нужны те или иные знания-умения-навыки, а интересны ли дети друг другу, обращены ли они к своим товарищам, ровесникам.


3. Психологические основания


Особенностью детей старшей группы является их стремление к установлению личных контактов с другими по собственному желанию, стремление к поиску собственных решений для выполнения своих замыслов. Игровая форма организации жизнедеятельности наиболее соответствует устремлениям детей к демократичным формам принятия решений. Испытание на себе того, что по рассказам других может быть и бывает, делает детей настойчивыми в самоутверждении. У них возникает желание самим упорядочивать, изменять известный ход событий. Разнообразие и вариативность во всех дела - наиболее привлекательная для них сторона деятельности.

___К сожалению, взрослый по праву сильного часто захватывает позицию лидера в жизни детей. Для лидера все окружающие - это другие, появление которых для него случайно. У педагогов - безоговорочных лидеров - не хватает терпения дать детям сыграться, разыграться, получить удовольствие от доигрывания, от самой игры, и они при каждом отклонении прерывают детей своими поспешными объяснениями и показами.

___Но смысл "игровых заданий" с нашей точки зрения не только и не столько в том, чтобы детям нравилось учиться, и они усваивали новые знания в ненавязчивой форме. Суть в том, что сами знания становятся предметом активного самовыражения детей, вводятся в их повседневные игры. Так обеспечивается продвижение детей к самостоятельности в работе, а педагог получает время для наблюдений и возможность спокойно ожидать, пока все дети достигнут нужного уровня. Таким образом дальнейшее продвижение становится посильным для всех детей, и на этом основывается радость учащегося ребенка.

___Когда предупреждают, что новое дело - трудное, то оно делается "трудным" вдвойне. Поэтому лучше отказаться от подобной "мотивации" нового и предлагать его детям как видоизменение уже известного им дела.

___К тому же любое известное дело правильно сопровождать рассказом о том, как его выполняют другие дети. Взрослый, предлагая что-то новое в известной деятельности, приглашает детей к содействию с собой и с другими детьми и избегает прямого инструктирования.

___А всегда ли ребенок согласиться с предложенным другими детьми или воспитателем игровым заданием? Конечно, нет. Но на самом деле каждый ребенок склонен к признанию согласия. Особенно легко ему признавать согласившимися других. Труднее признавать собственное согласие. Труднее потому, что для него согласие ведет иногда к потере себя. Удержание же образа своей самостоятельности внешне часто выражается видимым несогласием, отказом. Но подлинный отказ связан с безразличием, которое нормальному ребенку чуждо. Он как чувствующий человек постоянно ищет сочувствующих, ищет тех, по отношению к которым он сочувственно признал бы себя согласившимся.

___Прежде всего такими людьми для него являются сверстники. Если педагог слишком резко, неестественно изменил ситуацию, и ребенок не успел или не смог присоединиться к кому-то из присутствующих на занятии, - он помимо желания оказывается в собственном отказе от работы и, как утопающий за соломинку, хватается за образ своей самостоятельности. Взрослому не следует придавать большого значения содержанию как согласия ребенка, так и содержанию его отказа. Для ребенка существеннее не с чем, а с кем он соглашается либо не соглашается. И чуткий педагог всегда сможет увидеть, как ребенка, который ни к кому не смог присоединиться, окружить такой ситуацией, в которой тот смог бы оказаться сочувственно присоединившимся или признавшим по отношению к кому-то из сверстников свое согласие.


4. Дидактические и методические теории


В методике Шулешко периоду освоения буквенной записи в тетради (март, апрель, май) предшествует период освоения движения руки вдоль всей строки во время записи слоговой структуры слов (январь-февраль). Начальный период - с сентября по декабрь, включает формирование правильной постановки тела, головы, рук, пальцев и создание обобщенного образа рукописной записи. В это время воспитывается умение согласовывать действия руки и голоса.

При обучении письму основное внимание уделено освоению ориентировки в пространстве (на разных таблицах, в размещении букв на строке, в структуре алфавита), работе по организации темпа и ритма письма, анализу состава (структуры) слов и слогов на основе особых модельных записей, постоянной работе над соблюдением норм произнесения целого слова.

В результате обучения дети научатся:

1.выбирать удобные для себя параметры буквенной записи - высоту строки, размер букв, степень наклона букв в строке - и сохранять четкость записи и общепринятую графику;

2.писать самостоятельно фразу из знакомых слов;

.самостоятельно определять объём безошибочно списываемого текста;

.читать рукописный текст с той же скоростью, что и печатный.

Дети смогут читать небольшие рукописные и печатные тексты по слогам и целым словам со скоростью 25-30 слов в минуту, писать рукописные строчные и прописные буквы, писать небольшие тексты самостоятельно и под диктовку с другого голоса при полном сохранении естественности речи лица, произносящего текст (или того лица, которое произносит текст).

Успех обучения, по нашему мнению, определяется тем, насколько практически удается не нарушать способность воображения каждого ребёнка. И только в прямой связи со всеми видами занятий в детском саду возможно достичь наибольшего эффекта в обучении письму.

В самой же организации обучения должны быть реализованы следующие принципы.

Первый принцип. Необходимо отказаться от обучения чтению и письму по буквам; признать значение строки и значение слога как меры самосохранения речи.

Второй принцип. Овладение рукописными движениями по сути дела есть освоение образной основы этих движений. В этом оно аналогично спортивному умению (а не умению владеть инструментом).

Третий принцип предполагает развитие пространственно-временной организации движений пишущего в "поле" строки.

Четвёртый принцип предполагает формирование у ребёнка способности наблюдать за образами действующих лиц: выговаривающего, всматривающегося, вслушивающегося.

Пятый принцип. Деловые взаимоотношения между детьми становятся главным условием воспитания самостоятельности в чтении, письме и рассказывании.

Методические теории

Чтобы вручную построить графический образ, надо воспринять и выразить сходства и различия всего набора элементов букв. Была создана таблица 24 элементов букв. Фоном для каждого элемента стал квадрат. Его поверхность, как фон, представляет себе только тот, кто научился вручную самостоятельно строить квадрат как пересечение полос одинаковой ширины.

Ряд квадратов, стоящих вплотную друг к другу, образуют полосу - строку для записи.

Характерность каждого элемента обнаруживается в сравнении начал их написания ("входы" в поле, где они размещены), концов их написания ("выходы" их квадратов) и линии перехода от движения руки к себе к движению от себя. Эта линия нигде не описывается словами, а следовательно, не замечается детьми.

Форма этого переходного звена должна получить имя. Графически она должна быть воспринята как пропорциональная фигура. Боковая сторона стилизованного листика или капли (свисающей, но не падающей) называется "полкапли", "пол-листика". При вводе этих форм через рисование в качестве исходного трафарета был использован медиатор фабричного производства (пластмассовая пластинка для игры на струнных инструментах). Рисование этой формы от руки - темповое - обеспечивается выполнением особого петельного росчерка в крупном размере на настенной доске. Потом размер рисуемой формы уменьшается в соответствии с предметным содержанием рисунка (голова муравья, шляпка гриба и т. п.).

В ряду росчерков - ритмизованных узоров, на которых при желании можно обнаружить почти все элементы букв, если вообразить написанной в этом месте определенную букву.

Благодаря ритмизации своих действий с помощью речи многообразие образов превращается в вариацию графического движения по размеру и по переходу от движения вперед по строке к движению назад по строке. Речевое ритмическое сопровождение при письме росчерков по структуре осуществляется на трех уровнях: пословном, слоговом и звуковом (при уменьшении размеров росчерков до ширины строки и половины ширины строки). В соответствии с этим формируется рабочая поза пишущей руки и уверенность в своем умении предусматривать необходимые изменения в направлении своего движения, продвигаясь по строке без подглядывания за тем, что выходит (т. е. без дополнительного зрительного контроля).

В работе мелом на доске координируются движения плеч и локтей при заданном повороте головы. Это определяет постоянство в наклоне линий относительно направляющей горизонтали - строки. В работе фломастером на альбомном листе бумаги и мелом на настольной подставке координируются движения локтя и кисти правой руки к соположению с левой рукой. Осуществляется коррекция движений при переходе от положения стоя к положению сидя.

В работе по кальке и в тетради координируются движения пальцев и кисти руки, осуществляется согласование выработанного образа продвижения по строке с темпом собственной речи, вносятся индивидуальные оттенки в характер выполнения записи. Так создается вручную сплав общепризнанного графического облика с неповторимостью момента речи для пишущего. Весь ход такого обучения может быть представлен набором образцов-упражнений, которые развивают у начинающего воображение и самостоятельность.


5. Практические организационные формулы и процедуры


1.Таблица "Аквариум"

"Аквариум" - таблица большая, 120х150 см. На ней изображен слегка вытянутый в высоту аквариум - стеклянный параллелепипед с голубоватой водой, в которой плавают среди водорослей и ракушек рыбки, а на стенках - буквы алфавита.

Буквы в "Аквариуме" размещены группами. Ориентирами к местоположению каждой группы букв является конкретный элемент изображения аквариума. Вместе с тем таблица "Аквариум" должна быть достаточно яркой и привлекательной для детей.

Каждой букве в таблице соответствует её порядковый номер-цифра от 1 до 33.

Цифры расположены не ровным горизонтальным рядом, а маленькими "лесенками", идущими вверх или вниз, соответствующими каждой группе букв. Каждая буква находится точно под (или над) своей цифрой.

Над цифрами располагаются все гласные буквы, под цифрами - согласные и знаки - мягкий и твёрдый.

Группы букв отмечены не только пространственным расположением, но и цветом. Каждая буква имеет свой цвет, в тот же цвет окрашена и соответствующая ей цифра.



2.Малые таблицы

Таблицу "Аквариум" дополняют четыре так называемые "малые таблицы", в которых наряду с печатными буквами представлены письменные - строчные и заглавные.

Каждый квадрат в малых таблицах разлинован на 16 малых квадратов клеток. В клетках на строчках стоят буквы. В нижних и верхних рядах - печатные, а в двух средних - письменные.

В малых таблицах печатные буквы даны перевернутые, в зеркальном изображении. Это сделано для того, чтобы рукописные буквы сразу воспринимались, как совершенно отдельные, отличные от печатных. Такой приём обеспечивает большую устойчивость образа рукописных букв.

Основной способ работы с этими таблицами таков. Видно, что буквы и цифры различаются цветом. При этом они размещены так, чтобы можно было сказать, над какой или под какой цифрой найти букву. Цвет этой буквы и цвет цифр одинаков. Адресуя вопрос к собеседнику, ребёнок станет уточнять местоположение того предмета, на который надо смотреть. Таким образом он будет строить адрес места буквы. В итоге у ребёнка возникает представление о неповторимости буквы по личному названию, по месту, по цвету, по облику.



.Таблица элементов букв в квадратах

В специальной таблице даны в правильном начертании все элементы букв в квадратах.

Таблица служит для обсуждения каждого элемента, для сравнения работ детей с эталоном с целью выявления ошибок и неточностей. Не для копирования!

Психофизиологические возможности ребёнка таковы, что он может, изменяя размеры буквы, сохранить её пропорциональность, если его движения координированы. На этой основе создано новое описание рукописных букв.

Характерность элемента буквы зависит от своеобразия начала его, записи переходного элемента и его конца.

Сравнить элементы по трём характерным признакам возможно при вписывании их в квадрат. Тогда графически и словесно выразимы их сходства и различия.

Выделяются три уровня начала записи - по центру, выше его, ниже его. Степень точности размещения начала передается графически на образце. Конец линии элемента всегда в правой половине квадрата. Чаще всего он не в углу, а левее него.

На фоне квадрата отчётливо виден наклон элемента. Практическое подтверждение увиденного и услышанного рождает у ребёнка уверенность в успехе, уверенность руки.



.Таблица росчерков

Специальная таблица, где приведены примеры росчерков от самых простых, петельного типа, до сложных.



5.Раздаточный материал

Набор слоговых структур

Набор состоит из 8 лесенок по 5 ступенек в каждой. На каждой ступеньке лесенки изображена строчка и вписанный в неё слог. На двух лесенках слоги из двух звуков даны синим цветом.

На двух лесенках даны слоги в три звука красным цветом. На трёх лесенках слоги в 4 звука даны зелёным цветом. На одной лесенке слоги в 5 звуков даны коричневым цветом. Знание соответствия цвета числу звуков позволяет сделать выбор слога и точным, и быстрым.



Трафареты с росчерками

Волчок, спицы, медиатор

Объясним назначение волчка, спиц и медиатора. Волчок запускается тем, у кого сложилась правильная и соответствующая возрасту старшего дошкольника координация всех звеньев руки. Эти запуски имеют диагностический характер для определения точки отсчёта в дальнейшем совершенствовании движений.

Спицы нужны для обучения набиранию петель на них, чтобы установить и правильное силовое распределение усилий, и правильный уклад пальцев обеих рук, и правильную позу, постановку локтей, и правильное размещение объекта работы на близком расстоянии от глаз. У того, кто привыкнет удерживать эти черты рабочей позы существенно повысится успешность работы пером.

Медиатор - это пластмассовая пластина своеобразной формы. Выбор этой формы обусловлен тем, что линия бокового контура медиатора совпадает с линией элемента буквы как переходная часть у нижней линии строки. Это чётко видно на элементе, соединяющим буквы.

Именно это переходное звено обычно опускается в описании облика буквы. А то, что не названо, то в графике и не видится, и не воспроизводится.

Работа с формой медиатора создает надежную воспроизводимость и точность облика как элементов букв, так и буквосочетаний.

Медиаторы можно приобрести в магазине музыкальных инструментов или вырезать их из картона в количестве по 6-8 штук на каждого ребёнка.

Для работы на доске нужно вырезать 5-7 больших картонных медиаторов (размер в 5 раз больше, чем у маленького медиатора).

Инструменты для письма

Для письма детям необходимы мел (цветной), фломастеры (цветные, лучше с толстым стержнем, дающие жирную линию), кисточки (с какой-либо водяной краской), а позже - ученические ручки с перьями и чернильницы.

Материалы для письма

Белая бумага в размер альбомного листа (можно альбом), позже - тетради в одну линейку.

Настольные подставки

Наклонные настольные подставки для письма очень нужны для занятий с письмом детьми дошкольного возраста. Они обеспечивают правильное положение тела и удобное расположение писчего листа. При работе за обычным столом при зажимании пальцами тонкого стержня у ребёнка затекают руки и шея.

Этого не происходит, если ребёнок действует в такой позе, которая позволяет писать с наклоном намеренно. Когда дети пишут на настольной подставке, они её размещают удобно для себя, подгоняя её расположение под комбинацию своих размеров и высоты стола, ставя её под правую руку с разворотом вправо.

Локоть включается в работу локоть при стабильном положении кисти, удерживающей мел, фломастер или "мокрый карандаш" - тряпочку, свёрнутую трубочкой.

Ребёнок намеренно выделяет наклонные полосы, пересекающие горизонтальную линию. Дисграфии не возникает. Глаз не утомляется, так как крупно выписывается образ, впервые увиденный на настенной доске.


Теги: Шулешко Е.Е. Понимание грамотности  Доклад  Педагогика
Просмотров: 6313
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Шулешко Е.Е. Понимание грамотности
Назад