Формирование творческой личности через системы досуговой деятельности

Министерство образования и науки Архангельской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Котласский педагогический колледж»


Курсовая работа

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Специальность 050148 «Педагогика дополнительного образования»


обучающейся 2 курса, 24 группы

Вишнякова Надежда Николаевна

руководитель:

Емельянова Ирина Владимировна


Котлас 2014


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

1. ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПСОХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

2.1 Основные понятия и их особенности

2.2 Организация досуговой деятельности школьников как средство развития творческой личности

2.3 Основные направления и формы развития детского творчества в учреждениях дополнительного образования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

дополнительное образование досуг личность ребенок


ВВЕДЕНИЕ


Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так или иначе, обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами, способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность-это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности.

Несмотря на многочисленные различия, существующие между ними, почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, человек не рождается, а становиться в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

Формирование личности - это, как правило, начальный этап становление личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: предпочтения индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей развития творческой личности через систему досуга.

Объектом курсовой работы является личность школьника.

Предметом курсовой работы является процесс формирования творческой личности через систему досуговой деятельности.

Задачами курсовой работы являются:

рассмотреть теоретические основы обучения и развития в школьном возрасте;

изучить различные факторы формирования и развития личности;

раскрыть проблему развития творческих способностей через систему досуга;

проанализировать основные направления и формы развития детского творчества в учреждениях дополнительного образования.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы: анализ понятийного аппарата, психолого - педагогический анализ литературы по проблеме.

Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, раскрывающие теорию проблемы, заключение, список литературы.


1. ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. Это значит: воспитание и обучение включают в себя сам процесс развития ребенка, а не надстраиваются над ним. Задача воспитания и обучения не в том, чтобы приспосабливать педагогический процесс к будто бы независимой от него природе ребенка, а в том, чтобы формировать развитие.

Педагогический процесс как деятельность учителя-воспитателя формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как учитель руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее. Всякая попытка учителя-воспитателя «привнести» в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает основы здорового умственного и нравственного развития ребенка.

Формирующиеся в ходе развития личностные свойства ребенка, его способности и характерологические особенности являются не только предпосылкой, но и результатом его деятельности; их развитие в ходе ее не только проявляется, но и совершается.

Традиционно принято выделять несколько подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития.

1. Обучение и развитие являются независимыми процессами. Обучение - чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие ребенка. Прежде чем появится возможность чему-то научить ребенка, должны созреть определенные функции. Развитие предшествует обучению, следовательно, обучение просто надстраивается над развитием, и здесь снимается всякий вопрос о коррекции дефективного развития, активности ребенка.

2. Обучение и развитие - это одно и то же. Развитие равно обучению. Ребенок приобретает индивидуальный опыт. В этом случае он полностью зависит от той культурной среды, в которой растет, и его можно научить всему, что необходимо взрослому. По мнению У. Джемса и Э. Торндайка, развитие и обучение - не совпадающие по времени процессы. Ребенок провозглашается пассивным существом, личностно не включенным в процесс обучения. Он не субъект, а объект обучения.

3. Обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Развитие и обучение - не совпадающие по времени процессы, между ними существует сложная, меняющаяся в течение жизни взаимосвязь. Этот подход характерен для культурно - исторической теории развития Л. С. Выготского. Здесь обучение понимается более широко: как общение, как сотрудничество ребенка и взрослого, в ходе которого взрослый помогает открыть ребенку предметы и способы их употребления. Обучение - движущая сила развития, побуждает к развитию те процессы, которые без него невозможны. Основная роль обучения - создание возможности овладения собственным поведением. [1,с.12]

Решая проблему взаимосвязи обучения и развития, Л. С. Выготский выделяет два уровня развития ребенка: один проявляется в его самостоятельной деятельности (актуальный уровень развития), другой - в сотрудничестве с другими людьми (зона ближайшего развития). Данная идея имеет принципиальное значение для понимания процесса организации обучения, диагностики индивидуального развития и успешности обучения.[2,с.125] Развитие человека - это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного, нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственного созревания, по существу, означает превращение ребенка, биологического индивида, обладающего задатками человека как представителя биологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества.[4,с.76]

Формирование личности - процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится всегда. Не существует двух одинаковых трактовок «личность», потому что это многогранное понятие. Существует два кардинально разных профессиональных взгляда на явление человеческой личности. Согласно одному из них, на развитие личности влияют природные данные человека, которые являются врожденными. Второй же взгляд оценивает личность как социальное явление, то есть признает исключительно влияние на личность социальной среды, в которой она развивается. Из множества теорий личности, представленных разными психологами, можно четко выделить главную мысль: личность формируется на основе биологических данных человека и процесса обучения, получения жизненного опыта и осознания себя. Формироваться личность человека начинает уже в раннем детстве, а продолжается всю жизнь. Влияет на него рад факторов, как внутреннего, так и внешнего характера. Рассмотрим их более подробно. Внутренние факторы - это, в первую очередь, темперамент человека, который он получает генетически. К внешним факторам можно отнести и воспитание, и окружающую среду, и социальный уровень человека, и даже время, век в котором он живет.

Развитие человека не может быть сведено лишь к количественному изменению унаследованных и заложенных в нем от рождения признаков.

Развитие - это, прежде всего качественные изменения в организме и психике человека. Эти изменения происходят в условиях определенной домашней и социальной среды, воздействия окружающих его людей.[8,с.94]

В процессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности, проявляя внутренне присущую ему активность в игре, труде, учении. Эта деятельность обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует его развитию, приобретению опыта социальных контактов. Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами, и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников своих потребностей. В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит формирование его личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

В. В. Зеньковский предлагал следующую схему факторов развития личности:

1. Наследственность:

а) физические (таланты, нравственный потенциал родителей, психофизиологические способности);

б) социальная;

в) духовная.

2.Среда:

а) социальная наследственность (традиции);

б) социальная среда (круг общения);

в) географическая (среда).

3. Воспитание:

а) социальное;

б) активность (самовоспитание).

Рассмотрим более подробно две стороны формирования личности - биологическую и социальную.

Самое первое, что влияет на формирование личности - это генетический материал, который человек получает от родителей. Гены содержат информацию о той программе, которая была заложена в предках двух родов - материнском и родительском. То есть, новорожденный человек - это продолжатель двух родов. Но здесь следует внести ясность: человек не получает от предков черты характера, одаренность. Он получает основу для развития, которую уже и должен использовать. Так, например, от роду личность может получить задатки певца и холерический темперамент. Но то, сможет ли человек быть хорошим вокалистом и контролировать вспыльчивость своего темперамента зависит от его непосредственного воспитания, мировоззрения.

Следует так же отметить, что на личность влияет культура, социальный опыт предыдущих поколений, которые никак не могут передаться с генами. Значительность биологического фактора формирования личности нельзя не учитывать. Именно благодаря ему люди, которые растут в одинаковых условиях, становятся разными и уникальными. Биологические факторы закладывают основу для развития личности, но социализация человека тоже играет не менее важную роль. Личность формируется последовательно и поэтапно, причем эти этапы имеют некую схожесть у всех нас. Воспитание, которое человек получает в детстве, влияет на восприятие им мира. Нельзя недооценивать и влияние на личность общества, частью которого она является. Существует термин, который указывает на присоединение человека к системе общества - социализация. Социализация - это вхождение в общество, поэтому она имеет рамки по длительности. Социализация останавливается, когда личность заканчивает формирование своего отношения к миру и осознает собственную роль в нем. Фактически, социализация личности продолжается всю жизнь, но главные ее этапы должны быть пройдены в срок. Если родители, воспитатели и педагоги упускают некоторые моменты в воспитании ребенка или подростка, то у молодой личности могут появиться трудности в социализации. [6,с.12]


2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

2.1 Основные понятия и их особенности

В данном параграфе мы попытаемся разобраться в понимании творчества, творческих способностей, выяснить, как они определяются в психолого-педагогической литературе, рассмотреть различные подходы к характеристике творчества, творческих способностей и связанных с этой категорией понятий.

В психолого-педагогической литературе понятие творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности[3,с.19]. Творчество - это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.

Творчество начинается с непредвзятого взгляда на мир, с внутренней свободы, с нестандартного мышления. Искусство должно организовывать, формировать, выявлять закономерности возникновения тех или иных факторов действительной жизни и психологических типов, которые были бы характерны для данного исторического времени. Хотя творчество существует столько же, сколько и само человечество, этот феномен последние пять столетий относили к изящным искусствам, его приписывали только гению, чему - то необыкновенному. С уверенностью можно сказать, что в основной научной деятельности, как и любой другой, лежат те же творческие способности, что и в художественной (творческой). Творчество - это общечеловеческий феномен, который не возникает из ничего, основываясь на знаниях, на мужестве переживать новое. Оно позволяет, с одной стороны, находить в знакомом и близком новые аспекты, а с другой стороны встречаться с новым и неизвестным, создавая из него с помощью имеющегося знания новые переживания.

Рассматривая творчество, как свойство личности, дадим ей определение. Термин личность обозначает:

- человеческого индивида как субъекта отношений и социальной деятельности;

- устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности.

Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важных критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как творческий механизм, обеспечивающий появление творчества. Таким образом, творчество - как личностное качество, базируется на потенциальных возможностях каждого человека к актуализации, не осознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью, свободой, но присоединяющейся ко всеобщему через продукты своего творчества, гармонически сочетает индивидуальные и социально - значимые интересы. Для творчества нет стандартов, поскольку оно всегда индивидуально и может быть развито только самим человеком.

Творчество - это способность, вбирающая, в себя целую систему взаимосвязанных способностей - элементов: воображение, фантазия, мечтательность (Л.С. Выготский, Я.А. Понамарев, Д.Б. Эльконин, А.И. Леонтьев).

Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуры этих высших способностей к творчеству, но и самого ребенка. При этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленной деятельности.

Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, что обеспечивает творчество, многие исследователи указывают на воображение (Л.С. Выготский, Д. Кабалевский и др.). Хотя в психологии существует и другой взгляд, утверждающий, что центральным компонентом творчества является познавательная активность человека. Рассмотрим точку зрения, в которой утверждается, что творчество обеспечивается развивающимся воображением и, соответственно, творчество во многом зависит от воображения. Поэтому обратимся к данной характеристике. В философском словаре под воображением (фантазией) понимается психологический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предыдущем опыте. Различают воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого и более или менее отдаленного, т.е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта. Следует отметить, что ученическое творчество без соприкосновения с культурно - историческими достижениями не позволяет ребенку переходить на новые уровни развития и включаться в культурные общечеловеческие процессы. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии.

Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Б.М. Теплов отмечает, что вовлечение детей в творческую деятельность полезно для творческого развития, вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка. У детей подросткового возраста широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, театральное, литературное. Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.

Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях. Так, концепция Л.С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на комбинирующей способности мозга[6]. Отсюда продукты творческой деятельности выступают как кристаллизованное воображение. Л.С. Выготский выделил четыре формы, связывающие воображение с действительностью:

1. Воображение опирается на опыт, новое создается из элементов действительности. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.

2. Воображение выступает как средство расширения опыта. Это высшая форма связи воображения с реальностью, которая возможна только благодаря чужому или социальному опыту.

3. Эмоциональная связь, которая проявляется двояко:

воображение руководствуется эмоциональным фактором - внутренней логикой чувств, чувства влияют на воображение. Это наиболее субъективный, наиболее внутренний вид воображения.

Воображение влияет на чувства, проявляется закон эмоциональной реальности воображения.

Воображение становится действительностью, когда оно кристаллизуется, воплощается, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Это полный круг творческой деятельности воображения, возможный так же и для субъективного воображения, опирающегося на эмоции.

Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов творчество, как и способность к нему развивается, причем развивается непрерывно на всех возрастных ступенях. Развитие осуществляется вместе с развитием личности и интеллекта.

Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В некоторых психологических концепциях интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже и др).

Исследования интеллекта по-прежнему определяются двумя направлениями: генотипическим подходом, который исходит из наследственности, и фенотипическим, который считает факторы окружающего мира столь же определяющими, как и наследственность.

Важным этапом в психодиагностике творческих способностей человека явились работы Дж. Гилфорда, который предложил в разработанной им модели интеллекта различать конвергентное и дивергентное мышление.

Дивергентное мышление - важный элемент творческой деятельности. Оно лежит в основе творчества, а факторы дивергентного мышления могут служить критериями для выявления и оценки творческих способностей.[9]

Если конвергентное мышление это последовательный, логический процесс, протекающий строго от ступени к ступени и приводящий к единственно правильному решению, то дивергентное мышление - это процесс, идущий одновременно в нескольких направлениях, меньше ограничен заданными факторами, допускающий изменение путем решения проблемы и приводящий к неожиданным выводам и результатам. Конвергентное мышление развивается в задачах, имеющих жесткую структуру и предполагающих единственно правильный ответ. Дивергентное, или творческое мышление, позволяет видеть различные аспекты проблемы, находить разнообразные связи элементов действительности, различные пути решения определенной задачи. Дивергентное мышление по Гилфорду характеризуется 27 факторами. В качестве основных Дж. Гилфорд выявляет беглость, гибкость, оригинальность. Дивергентное или творческое мышление - это активность, плюсами которой является логика и фантазия, результат внутри межличностного общения. Это, прежде всего субъективная реакция на какой-либо стимул, который превращается в объективную формулировку, восприятие. Творческое мышление удерживает полюса в равновесии и объединяет кажущиеся противоположными элементы. Это собственный продукт, и поэтому оно ценно. Нет никаких логических методов для создания новых идей и логической реконструкции творческого процесса. Ведь каждое открытие содержит иррациональный момент или творческую интуицию.[9]

Гетцельс и Джексон (1962г.) исследовали отношение между интеллектом и творчеством, а также между дивергентным формами проявления творчества и интеллектуальными конвергентными способностями. И обнаружили следующее: у двух групп детей, коэффициент интеллекта которых отличался на 20 пунктов, академические показатели были одинаковыми, причем дети с более низким коэффициентом интеллекта имели высокий уровень творческих способностей. Следует различать детей с высоким интеллектом и детей, у которых очень рано проявляются особые дарования в определенной области. Ранние достижения являются следствием определенных способностей, которые в процессе развития ребенка еще могут измениться. Если происходит слишком ранняя концентрация на определенные способности, это может привести к интеллектуальной ограниченности.

Способность к творчеству нужно сопоставлять с интеллектом не как противоположность, а как дополнение и расширение существующих понятий интеллекта. Структуру творчества можно определить как оптимальное развитие всех потенциальных возможностей индивидуальности и личности, которая определяется по трем основным направлениям: что хочет, что может и что есть в реальности. Таким образом, структура творческого процесса состоит из трех основных составляющих:

1. Обладания необходимыми качествами интеллекта и творческими операциями для осуществления поисков способов передачи того нового, что музыкант стремится передать слушателям;

2. Умения контактировать, взаимодействовать с миром и самостоятельно видеть и ставить проблемы и темы в искусстве от интеллектуальной инициативы;

3. Умения опираться на свои индивидуальные особенности, находить способы воплощения задуманного в конкретной деятельности;

Таким образом, специальные способности тесно переплетаются с творческими и личностными образованьями.

Потребность делать нужное для других, ориентировка на будущее, почти автоматически порождает способность творить, высвобождая ее от пут стандарта и шаблона. Поскольку в результате творчества у ученика непременно происходит процесс познания, то вместе с творческой деятельностью осуществляется и когнитивная (познавательная) деятельность.

Процесс творчества протекает в трех основных фазах - подготовительная, поисковая, искательная. Каждая из фаз обращена к разным психическим процессам и личностным образованиям, и имеет свой продукт. Как об этом говорилось выше, первая фаза связана с контактом, со средой и умением видеть необходимости, потребное будущее, ставить проблемы и темы, задаваться вопросами и выдвигать идеи. Вторая фаза связана с центральной мыслительной переработкой и поиском способов решения проблемы. Третья - с воплощением найденного решения в конкретный продукт.

Творчество проявляется в успешном осуществлении всех трех фаз - учении самостоятельно видеть и ставить проблемы, находить их решения и творчески воплощать их в конкретный продукт.

Творческие способности же, как личностная характеристика, проявляются главным образом в том, что человек творческое начало вкладывает во все виды деятельности. Творческий музыкант, например, может быть одновременно и столь же творческим исследователем, организатором, педагогом. Творческая личность проявляет творчество во всем - в одежде, приготовлении пищи, организации отдыха, во взглядах на мир, в постоянном стремлении к самосовершенствованию и совершенствованию окружающей среды.[2]


2.2 Организация досуговой деятельности школьников как средство развития творческой личности

Проблема развития творческих способностей школьников, поддержка и развитие ярких, нестандартных, мыслящих личностей в ниши дни приобретает особую актуальность. Важность активного использования человеком отдыха, способность его приносить большую пользу рассматривалась еще в трудах К.Д. Ушинского: «Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а заключается в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после умственного труда. Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти минуты портятся голова, сердце и нравственность». Из этого следует, что свободное время школьников содержит в себе не просто большие возможности для отдыха, но является непременным условием развития личности.

Проблемой творческого развития школьников занимались П.П. Блонский, Г.С. Костюк, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Е.Л. Яковлева и др.

В результате исследований, авторы отмечают, что творческие дети более автономны, честны, обладают чувством юмора и склонностью к игре.

Первым и основным психологическим условием развития творческой личности Е.Л. Яковлева считает трансформацию когнитивного содержания в эмоциональное. При развитии творческого потенциала личности, по мнению автора, необходимо систематически осуществлять обращение человека к собственным эмоциональным переживаниям, целенаправленно трансформируя интеллектуальную проблему в эмоциональную.[10]

Вторым психологическим условием развития творческого личности Е.Л. Яковлева считает организацию взаимодействия детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психологии. Когда «Я» развивается, индивид стремится к любви, у него имеется потребность в позитивном отношении со стороны других. Желание нравиться может привести к полной диссоциации между своим образом «Я» и базовым внутренним опытом. Следовательно, необходимым условием является безусловное позитивное принятие.

И третьим условием является процесс развития в соответствии с принципом развивающего обучения. Суть проблем развивающего обучения и воспитания сформулированы в работах В. В. Давыдова, Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и основывается на известном положении о том, что обучение ведет за собой развитие.

Наиболее благоприятен для развития творческих способностей младший школьный возраст. Уже в этом возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые лучше всего выражаются в играх.

По мнению Л. С. Выготского, игра ребенка представляет пример самого подлинного, самого настоящего творчества. Дети в своих играх многое воспроизводят из того, что видели, однако игра ребенка - это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование из них новой действительности. Эта творческая деятельность, основанная на комбинирующей способности, в психологии называется воображением или фантазией.

Широкий простор для проявления творческих способностей детей заложен в художественно творческой деятельности. Общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования детей, клубы, студии, дома творчества и т. д. ставят своей задачей развитие у детей способностей, направленных на предметную деятельность в области изобразительного искусства, музыки, танца, театрального искусства, одновременно являясь и образовательными учреждениями и прекрасной базой для организации творческого досуга детей. Л.С. Выготский, исследуя своеобразие воображения у детей и подростков, отмечает, что художественное творчество является постоянным спутником детского развития. Связывая свои размышления с детским творчеством и необходимостью его воспитания у детей, он писал: «Типичные особенности детского творчества выясняются лучше всего не на вундеркиндах, а на обычных нормальных детях» [8].

Изучая механизмы творческой деятельности в детском возрасте, Л. С. Выготский рекомендовал находить всевозможные связи между воображением и реальностью.

Б.М. Теплов, изучая психологические вопросы художественного воспитания, говорил о том, что всякая способность должна формироваться и развиваться в процессе такой деятельности, которая с необходимостью требует этой способности и не может без нее осуществляться. Он считал, что наиболее непосредственно художественное воспитание влияет на те сферы психики, затрагивающиеся в первую очередь образной и эмоциональной природой искусства. Таким образом, занятия искусством являются школой воображения и чувств, и воображение должно занимать центральное место в процессе художественного творчества.

Одним из распространенных видов искусства, посредством которого происходит развитие творческих способностей ребенка, является музыка. Исследователи детского музыкального творчества, наблюдавшие за творческими проявлениями детей в различных ситуациях и видах деятельности, использовали соответственно и разные термины - детское музыкальное творчество, сочинительство, импровизация, музицирование. Авторы считали, что элементы творчества должны быть неотъемлемой частью разнообразной музыкальной деятельности: пения, слушания музыки, игры на музыкальных инструментах, музыкальных сочинениях.

Еще одним видом деятельности, характерной для младшего школьного возраста является рисование. Рисуют все дети охотно, и стадии, через которые проходит эта деятельность, являются общими для детей одного возраста. Любимыми творческими занятиями в этом возрасте также являются лепка из пластилина, изготовление различных поделок из бумаги, резьба по дереву, аппликации, модели, макеты, шитье и др.

В период полового созревания ребенка, как считает Л. С. Выготский, доминирует литературное творчество. Именно в этом возрасте только и можно говорить о словесном творчестве, ведь нужен определенный словарный запас, личный опыт общения с людьми, умения анализировать отношения, чтобы создавать в слове нечто свое.

В. А. Левин в своей работе «Воспитание творчества», говоря о развитии у детей понимания литературного творчества, подчеркивает: «В попытках создавать художественные произведения ребенок на практике овладевает выразительными средствами искусства (и это позволяет ему при восприятии узнавать их и открывать заключенное в них значение), приобретает индивидуальный опыт творческой деятельности.

И самое главное, что до сих пор не привлекало к себе того внимания, какого заслуживает: в творческом опыте школьника формируются эстетические ценностные ориентации и особая потребность в общении средствами искусства, необходимая для развития художественного восприятия» [5].

Ближе всего к литературному творчеству стоит театральное. Оно представляет собой самый частый и распространенный вид школьного творческого досуга. Театр более всего связывает художественное творчество с личными переживаниями. Драма ближе, чем всякий другой вид, связана с игрой и сочетает в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют, готовят декорации.

В.В. Лубенко, создавший программу нравственно-эстетическо-интеллектуального развития детей, считает, что главным направлением творческого развития ребенка должно быть его саморазвитие через синтез искусств. Причем саморазвитие рассматривается в данной программе для того, чтобы «вывести личность на новый, более высокий уровень творческой активности в решении жизненно важных для нее творческих задач и проблем» [7].

Подростковый и юношеский возрасты являются важными периодами в формировании творческой личности, когда растет общественная активность ребенка, появляются стремление занять новое положение во взаимоотношениях с товарищами, тяготение к групповым формам досуга. Такие формы дают возможность школьникам выработать навыки общения, удовлетворить те интересы, которые не реализованы в школе.

На содержание творческой досуговой деятельности школьников оказывают влияние не только возрастные особенности, но и традиции и особенности школы, класса, индивидуальные различия детей, интересы педагога. Содержание творческого досуга школьников исходит из задачи усвоения ими опыта старших, систематического накопления положительных черт личности.


2.3 Основные направления и формы развития детского творчества в учреждениях дополнительного образования

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:

художественно-эстетическое;

научно-техническое;

спортивно-техническое;

эколого-биологическое;

физкультурно-оздоровительное;

туристско-краеведческое;

военно-патриотическое;

социально-педагогическое;

культурологическое;

экономико-правовое.

Содержание дополнительного образования детей обуславливается, во-первых, его специфическими условиями, во-вторых, целями и задачами, в-третьих, социально-культурными и социально-экономическими факторами. Развитие ребенка в процессе дополнительного образования осуществляется в трех взаимопроникающих направлениях:

личностный рост ребенка;

совершенствование и развитие его в избранном виде деятельности, т.е. предметно-деятельной сфере;

повышение его функциональной грамотности.

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств воспитания. Организация содержательного досуга с целью формирования у подрастающих поколений эстетического вкуса и стремления к самосовершенствованию - одна из ведущих задач учреждений образования.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.[2]

При всем многообразии досуговых форм любой досуг способен выполнять четыре главные функции:

отдых,

развлечение,

общение,

саморазвитие.

Можно вывести следующие основные характеристики досуга:

досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;

досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

досуг формирует и развивает личность;

досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

досуг стимулирует творческую инициативу;

досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

досуг способствует самовоспитанию личности;

Творческие способности могут не только обогатить нашу жизнь, но и перенести нас в другую реальность или вооружить иным взглядом на мир. До недавнего времени многие считали способность к творчеству сверхъестественным даром, присущим лишь немногим художникам, музыкантам и ученым. Разумеется, сегодня мы понимаем, что это всего лишь миф и что почти все рождаются с потенциальной способностью к творчеству.

Когда ребенок приходит в школу, от него требуется не придумывание нового и оригинального, а в большей степени усвоение им необходимых знаний, которые составят базис для последующего успешного обучения. Как способствовать не только успешному обучению, но и реализации творческого потенциала ребенка, составляет одновременно и проблему обучения, и проблему выявления творческих возможностей детей в целом.[4,с.65]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие творческой личности - есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основное предназначение системы дополнительного образования молодежи заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения. Реализации этой задачи способствуют: многообразие видов деятельности, личностно-ориентированный характер образовательного процесса, его направленность на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение детей, их самореализацию.

Творчество - это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. В данной ситуации родители, учителя, педагоги учреждений дополнительного образования должны помочь ребёнку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности. Поэтому тема творческого развития личности школьника считается актуальной в наше время экономического прогресса науки и техники.

Творчество как процесс познания лучше осуществляется через взаимосвязь поэзии, живописи, музыки, танцев, которые по своей природе должны развивать все стороны творческой личности: воображение, интуицию, эстетический вкус и эмоциональную сферу, художественное мышление, целостный охват явлений и способность к синтезу. Именно такой фундамент развития закладывается в школьном возрасте в процессе творческой деятельности. Базой воспитания и обучения, способствующей развитию и формированию такой личности, являются учреждения дополнительного образования и воспитания.

Деятельность ребёнка в учреждении дополнительного образования развивает интеллект и творчество. Здесь создаётся база, реальные возможности для систематического единого процесса воспитания, обучения, и развития детей. Творчество рождается потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершённости или не определённости, имеет 3 составляющие: творческие способности, творческие умения, творческая мотивация. Только при наличии всех 3-х факторов можно ожидать от ребёнка выдающихся достижений, т.к. в основе деятельности любой направленности преобладают желания, склонности, интересы, потребности связанные с их содержанием.

Таким образом, учреждение дополнительного образования направляют деятельность ребёнка на развитие, с одной стороны творческого мышления с опорой на логическое, и с другой - связано с воображением, оригинальностью и разнообразием идей.

Педагогическая ценность данных учреждений состоит в том, что они создают условия для самореализации творческого потенциала личности, гибко реагируют на изменение в потребностях и запросах детей и подростков.


ЛИТЕРАТУРА

1. Анин Б. Родители за круглым столом/ Анин Б.- М.: Советская Россия, 2012.

2. Выготский Л.С. Психология / М.: ЭКСМО - Пресс 2009.

3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М., 1956

4. Доронова Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей в школе/ Доронова Т.Н/ Методическое руководство- М.: Просвещение, 2010

5. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов - М.: Академический Проект, 2003. - 304 с.

6. Зеньковский В.В. Задачи и средства воспитания / Зеньковский В.В./ Русская школа за рубежом. Исторический опыт 20х годов.- М., 2007.

7. Колесов Д.В. О психологии творчества / Колесов Д.В // Психологический журнал.- 2001. № 6.

8. Кузнецов А. А. Проблема влияния внутренних противоречий на развитие личности / Кузнецов А. А. // Сборник статей по конфликтологии 2011.

9. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности/ Лосева А.А. - М.: Академический проект, 2004. - 151 с.

10. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя/ Хуторской А. В./ - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 320 с.


Теги: Формирование творческой личности через системы досуговой деятельности  Курсовая работа (теория)  Педагогика
Просмотров: 10125
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Формирование творческой личности через системы досуговой деятельности
Назад