Формирование творческих способностей дошкольников

Введение


Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики.

Исследования отечественных и зарубежных ученых показали, освоение полного цикла творчества в одном виде деятельности. Перенос обычно возникает по причине сложности соответствующих видов деятельности. Это позволяет считать, что овладение и повышение уровня способностей в одном виде деятельности позволяет неординарно подходить к решению вопросов в других видах деятельности.

В условиях современного общества значение приобретает формирование человека не только интеллектуального, но и, прежде всего, творческого, что и требует развития у детей уже в дошкольном детстве творческих способностей. Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок начинает открывать для себя окружающий мир. Большую роль в этом призваны сыграть художественно-эстетические образовательные программы, главная задача которых - развитие эмоционально-познавательной сферы ребенка, его творческой деятельности. В настоящее время идет активное их внедрение не только в школьную практику, но и в сферу дошкольного воспитания детей.

Развитие творческих способностей современного дошкольника - это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: Асафьев Б.В., Блонский П.П., Брюсова Н.Я., Луначарский А.В., Шацкий С.Т., Яворский Б.Л. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со «старейшинами» - Гродзенской Н.Л., Румер М.А., Рошалем Г.Л., Сац Н.И. продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.

Работы, посвященные «исследовательскому обучению», как развитию творческого потенциала, мы находим в трудах доктора педагогических наук Савенкова А.И., [25, с. 47] который считает, что необходимо активизировать обучение дошкольников, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать ребенку инициативу в организации своей познавательной деятельности, так как дети по природе своей исследователи.

Однако многие вопросы исследования творческих способностей дошкольников остаются актуальными и в настоящее время.

Объект исследования: творческие способности дошкольников.

Предмет исследования: формы и методы психолого-педагогической деятельности по формированию творческих способностей дошкольников.

Целью данной работы является изучение форм и методов психолого-педагогической деятельности по формированию творческих способностей дошкольников.

Метод исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.

Структура курсовой работы: введение, два параграфа, заключение, список используемых источников.


1. Теоретический анализ проблемы формирования творчества и творческих способностей


Термином «творчество» охватываются все формы создания и появления нового на фоне существующего, стандартного, и критерием, его определяющим является уникальность результата творчества.

Большинство исследователей трактует «творчество» как ступень развития возможностей человека или его потенциал (Г.С. Альтшуллер, А.В. Хуторской, Е.Л. Яковлева, А.И. Савенков и др.).

По мнению исследователя творческих способностей Л.Б. Ермолаевой- Томиной, творчество можно классифицировать по нескольким признакам, в соответствии с которыми автором определяются несколько кругов творчества [8, с.2].

. Первый круг творчества, который касается создания новых, не существовавших ранее форм материи (творчество природы, сотворение мира);

. Второй круг творчества - изменение, обновление, преобразования и совершенствование уже существующего (сюда можно отнести и творчество человека);

. Третий круг творчества - разрушение «старого» и построение на его месте нового (появление новых направлений в искусстве, стремящихся разрушить сложившиеся стереотипы).

При внимательном изучении человеческой деятельности, все его действия можно классифицировать на два типа: репродуктивные (воспроизводящие) и творческие.

Репродуктивный вид деятельности заключается в том, что «человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия» [10, c.81].

Сущность творческой деятельности заключается в создании новых образов или действий. Таким образом, под понятием «творческая деятельность» мы понимаем деятельность человека, в результате которой им создается нечто новое, которое приводит к новым знаниям о мире, отражает новое отношение к действительности.

В основе творческой деятельности лежат творческие способности личности.

Чтобы понять, что такое творческие способности, необходимо дать определение термина «способности» в целом.

В научной литературе существует множество трактовок, определений термина «способности». Например, Б.М. Теплов трактует способности, как «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей» [28, с. 120].

К.С. Платонов под способностями понимал «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней» [12, с. 2].

По определению известного психолога Н.С. Лейтеса, способности - «это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности» [16, с. 6].

Другой ученный, Л.А.Венгер, считает, что способности - это психологические качества, которые необходимы для выполнения деятельности и которые в ней проявляются [5, с. 32-38].

Таким образом, большинство ученых под способностями понимают индивидуальные не врожденные качества личности, которые обеспечивают высокую степень овладения определенной деятельностью.

Говоря о творческих способностях, многие люди под этим понятием понимают способность к различным видам художественной творческой деятельности. Например, умение красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Стоит отметить, что элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, а значит, понятие «творческие способности» необходимо применять не только в вопросах художественных творческих способностей, но и в математических творческих способностях, в технических творческих способностях и т.д.

Таким образом, под «творческими способностями» мы можем понимать индивидуальные особенности качества человека, необходимые для успешного выполнения им творческой деятельности.

Развитие творческих способностей предполагает их совершенствование, то есть достижение новых ступеней качества в своем развитии. Стоит отметить, что творческие способности человека могут развиваться как спонтанно, то есть сознательно не контролируемый и неуправляемый процесс развития способностей, без заранее продуманного плана целенаправленных действий, так и организованно: сознательные действия, направленные именно на развитие соответствующих способностей.

В своем учебном пособии по практической психологии Р.С. Немов [17, с. 22-23] отмечает, что «любые способности не только проявляются, но и развиваются в том виде деятельности, которым под влиянием возникшего интереса занялся человек», и указал два пути развития способностей: один - теоретический, второй - практический, которые взаимосвязаны между собой, так как для развития способностей необходимы как знания, так умения и навыки.

Там же автором были определены эффективные условия развития способностей. В первую очередь, наличие у человека определенных задатков; во-вторых, своевременное выявление задатков; в третьих, активное включение человека в тот вид деятельности, в которой соответствующие способности развиваются (например, у детей дошкольного возраста необходимо повышать интерес к тому виду творческой деятельности, с которым связано развитие способностей); в четвертых, наличие грамотных, подготовленных педагогических кадров, хорошо владеющих методикой развития соответствующих способностей; и в пятых, применение для развития способностей современных, эффективных средств обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Наличие оптимальных условий для их развития ведет к наиболее полному усвоению необходимых знаний, умений, навыков, благоприятствуют успешному выполнению определенной деятельности и, в соответствии с этим, эффективному развитию способностей.

Говоря о формировании способностей, нужно остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует совершенствовать творческие способности детей. Психологи называют разные сроки от полутора до 5 лет. Также есть гипотеза, что развивать творческие способности нужно с самого раннего возраста. Эта гипотеза обретает доказательство в физиологии.

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются постоянными. Если эти способности не употребляются, то они начинают утрачиваться, деградировать и тем скорее, чем меньше функционирование.

Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей именовал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно плохо воздействует на формирование творческих способностей. Разрыв во времени меж моментом созревания структур, нужных формирования творческих возможностей и истоком целенаправленного развития данных возможностей ведет к суровому затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к понижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Б.П. Никитина, именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как традиционно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности действенного развития творческих способностей. И маленькое количество в обществе людей с высочайшим творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве только очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей [18, c. 255-299].

С психологической точки зрения дошкольное детство является подходящим временем для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети очень пытливы, у них имеется огромное желание узнавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, привлекая их в разные виды деятельности, содействуют расширению детского эксперимента. А накопление опыта и познаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников наиболее свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно наиболее независимо. А это свойство нужно всячески совершенствовать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, как были применены эти способности, во многом станет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Проанализировав различные точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей, можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

) развитие воображения;

) развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Одним из важных причин творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На базе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса выделили 6 главных критерий успешного развития творческих способностей детей [7, c. 29 - 50].

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое формирование малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с разными приборами и материалами.

Вторым принципиальным условием развития творческих способностей малыша является создание обстановки, опережающей формирование детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить малыша такой средой и таковой системой отношений, какие стимулировали бы его самую различную творческую активность и исподволь развивали бы в нем конкретно то, что в соответствующий момент способно более эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно приобрести кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это содействует раннему овладению чтением.

Третье, очень принципиальное, условие действенного развития творческих способностей выливается из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем удачнее, чем чаще в собственной деятельности человек добирается «до потолка» собственных возможностей и равномерно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда малыш уже ползает, но еще не может говорить. Процесс познания мира в это время идет чрезвычайно интенсивно, но пользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего невозможно. Поэтому в этот период малы обязан более, чем когда либо, заниматься творчеством, решать очень много совсем новых для него задач без помощи других и без подготовительного обучения (если, разумеется взрослые разрешают ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не обязаны торопиться вынуть ему эту игрушку из под дивана, если малыш может решить эту задачу сам. [7, c. 50]

Четвертое условие успешного развития творческих способностей содержится в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в длительности занятий одним каким либо занятием, в выборе методик и т. д. Тогда желание малыша, его энтузиазм, эмоциональный взлет послужат надежной, гарантией того, что уже большее усилие ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, напротив, подразумевает ненавязчивую, разумную, доброжелательную помощь взрослых это и есть пятое условие удачного развития творческих способностей. Самое основное тут не превращать свободу во вседозволенность, а содействие в подсказку. К сожалению, подсказка распространенный среди родителей метод " помощи " детям, но она лишь вредит занятию. Нельзя делать что либо за малыша, если он может сделать сам. Нельзя мыслить за него, когда он сам может додуматься [7, c. 88].

Давно понятно, что для творчества необходимы удобная психологическая амуниция и присутствие свободного времени, благодаря чему на шестом месте условие удачного развития творческих способностей тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые обязаны сотворить безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и личных открытий. Важно непрерывно провоцировать малыша к творчеству обнаруживать сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в настоящей жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание подходящих условий мало для обучения малыша с высочайшим творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и в данный момент считают, что творчество изначально свойственно ребенку и, что нужно лишь не препятствовать ему свободно само выражаться. Но практика указывает, что такового невмешательства недостаточно: не все дети могут открыть путь к созиданию, и навечно сохранить творческую активность. Оказывается, (и педагогическая практика обосновывает это), если выбрать соответствующие способы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высочайшего уровня, чем их необученные само выражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще немало споров о том, чему же и как учить деток, но тот факт, что учить нужно не вызывает сомнений.

Воспитание творческих способностей детей будет действенным только в том случае, если оно станет представлять собой целеустремленный процесс, в ходе которого решается ряд личных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в предоставленной курсовой работе мы, на базе исследования литературы по данной теме, попробовали найти главные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих возможностей как творческое мышление и фантазия в дошкольном возрасте [13, c. 115].


2. Формы и методы психолого-педагогической деятельности по формированию творческих способностей дошкольников


В настоящее время идет поиск новых эффективных технологий развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала. С каждым годом возрастают требования к умственной деятельности, удлиняются сроки обучения, растет объем усваиваемых знаний, но беспредельно увеличивать время обучения невозможно.

Возникает противоречие: требования к умственной деятельности непрерывно растут, а способность усваивать и использовать полученные знания, создавать на их основе что-то новое остается на довольно низком уровне.

По-прежнему традиционное обучение строится преимущественно на использовании репродуктивной деятельности по усвоению готовых истин, а исследовательский поиск остается вспомогательной дидактической структурой педагогического процесса. Вследствие такого информационно-рецептурного обучения ребенок утрачивает главную черту исследовательского поведения - поисковую активность. И это неудивительно: такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании». Итогом становится потеря любознательности, способности мыслить, а значит и творить.

Умение ребенка самостоятельно ис?ать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшая черта детского поведения. Исследовательское поведение - один из основных источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на естественно стремлении ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Главная цель исследовательского обучения - формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере культуры. Умение легко преодолевать трудности и противоречия - одна из черт творческого мышления, которое отличается принципиальной новизной и оригинальностью подхода. Попытки выстроить образовательную деятельность на основе исследовательских методов обучения предпринимались с давних времен, однако это не привело к их широкому использованию в практике.

Проблема заключается в тoм, что теоретически тема развития творчества детей раскрыта многими авторами, но недостаточно исследован такой аспект проблемы, как развитие творческих способностей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В дошкольной педагогике имеется достаточное количество теоретических разработок, касающихся развития воображения и детского творчества. Однако пути решения этих проблем в практике работы специалистов дошкольного образования недостаточно представлены среди научно-методических и практических разработок.

Зачастую педагоги сталкиваются с проблемами в связи с недостаточными знаниями технологии осуществления творческого развития и неумением дифференцировать творческие задачи среди задач иного уровня. Это приводит к тому, что, несмотря на все желания и усилия, результативность этого процесса невысока.

Следовательно, возникает необходимость обучения педагогического коллектива технологиям осуществления творческого развития дошкольников.

В теории и практике по проблеме формирования творческой личности ребенка определились общие подходы, позволяющие разработать технологии обучения детей дошкольного возраста, формирующие творчески мыслящие личности.

Данная технология, как правило, включает следующие кoмпоненты:

факторы и условия, влияющие на развитие творческих способностей;

принципы, стимулирующие творческую активность участников процесса;

общие задачи развития креативности личности;

частные (локальные) задачи развития творческих способностей дошкольника по возрастам (3-7 лет);

этапы технологии;

методы и приемы, развивающие творческий потенциал дошкольника;

развивающий кoмплекс упражнений и методические рекoмендации к их проведению.

Большинство используемых в технологиях методов и приемов не претендуют на новизну в теоретическом плане и представляют собой сплав теоретических и методических идей, представленных в исследованиях как российской школы, так и представителей зарубежных теорий креативного развития личности.

Особое внимание заслуживают исследования проблемы развития креативности личности Е.П. Торренса [3, с. 43]. Ученый выделяет факторы, влияющие на развития творческого потенциала и творческих способностей ребенка. Анализируя теоретическое положения Е.П. Торренса, важно учитывать, в каких условиях развивается ребенок. Поэтому, внимание педагогов необходимо направить на изучение условий, эффективно развивающих творческий потенциал дошкольника. Следует выделить педагогические условия, которые необходимо учитывать при организации коллективной творческой деятельности:

сформированность представлений об оптимальной организации совместной деятельности о тoм, что существуют различные способы кооперации, эффективно влияющие как на процесс, так и на результат творчества;

овладение индивидуальными способами выполнения творческих действий, а также умениями и навыками работы в группе, способствующими эффективной организации как персональной творческой деятельности, так и совместной деятельности детей; при выборе такой стратегии необходимо соблюдать последовательность в обучении: ребенок должен вначале овладеть индивидуальными способами выполнения тех или иных действий, прежде чем включиться в групповую деятельность. Уровень индивидуальных умений и навыков будет различным у каждого ребенка, но при формировании коллективных способов творческих действий трудности снимаются за счет способности к активному вариативному сотрудничеству с ровесниками;

организация коллективной творческой деятельности расширяется за счет усложнения форм делового взаимодействия: создания групповых творческих продуктов; организация работы в малых творческих объединениях, ? когда педагог решает параллельно еще одну существе?ную задачу - в доступном практическом варианте учит ребенка сотрудничать с другими. Однако групповая деятельность далеко не всегда осуществляется детьми, симпатизирующими друг другу, и не всегда это связано с ее регламентацией педагогом; в этом случае результативной оказывается деятельность лишь при наличии лидера с доброжелательным отношением к другим детям;

создание эмоционального комфорта: взаимодействие с партнером, позволяющее добиваться большей содержательности и результативности творческого процесса; предоставление возможности периодически, по желанию, остаться ребенку одному, заниматься своими делами, так как избыток шефства может затруднить творчество;

разнообразие видов совместной детской деятельности: ребенок при этом может удовлетворить не только потребность сотрудничества со сверстниками, но и актуальную для дошкольников необходимость в общении. В каждом виде деятельности ребенок проявляет и приобретает определенные знания, умения, качества личности, совместная же деятельность позволяет реализовать внутренний потенциал, сформировать адекватную самооценку, которая складывается под влиянием партнера по творчеству;

использование видов деятельности, развивающих творческие способности: организуя занятия, необходимо создавать ситуацию (игровую, соревновательную), привлекательную для творчества, инициирующую фантазию, воображение, неординарность технических решений.

Исходя из анализа факторов и условий, влияющих на развитие творческих способностей детей, можно обозначить общий круг проблем, связанных с готовностью педагога решать их задачи:

выделять необходимые и достаточные дидактические, психолого-педагогические условия реализации поставленных задач;

развивать в себе готовность отказаться от прошлого опыта, полученного при решении задач подобного рода;

видеть многофункциональность вещи;

соединять противоположные идеи из разных областей опыта и использовать полученный результат для решения проблемы;

осознавать стереотипную (привлекательную, навязанную авторитетом) идею и освобождаться от ее влияния.

В конкретных ситуациях развития творческих способностей детей дошкольного возраста педагогу необходимо учитывать возрастные особенности и возможности творческого развития личности.

Опыт работы показал, что к проявлению творчества как интегративного вида деятельности уже способны дети младшего дошкольного возраста, следовательно, при конструировании педагогического процесса и выделении конкретных задач, способствующих творческому развитию, необходимо учитывать динамику в развитии психических процессов у детей 3-7 лет.

Формирование творческих способностей дошкольников требует реализации определенных принципов:

свободы выбора: в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор;

открытости: не только обучать, но и воспитывать жажду знания и саморазвития; использовать открытые задачи, имеющие разные пути решения, допус?ающее варианты условие, набор вероятных ответов;

деятельности (деятельностный подход), который предполагает освоение дошкольниками знаний, умений, навыков, т.е. педагог готовит для каждого ребенка свой набор для опыта, обследования предмета и т.д.; формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, ? моделях и контекстах, ? дополнять знание, находить новые простейшие связи;

обратной связи, предполагающий рефлексию педагогический деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей;

амплификации развития (по А.В. Запорожцу) [10, с. 81]: максимальное использование возможностей дошкольного периода детства с целью оптимизации процесса обучения детей. Данный принцип соотносится с принципом идеальности, как один из ключевых аспектов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), согласно которой, «красивое» решение ситуации характеризуется тем, сколько сил, времени и средств было затрачено на это решение. Идеальность действия тем выше, чем больше польза и меньше затраты.

Реализация принципов формирования творческих способностей дошкольников отражается в типе обучения детей, которые имманентно приобретают исследовательский характер.

Стратегия исследовательского обучения ориентирована:

на раскрытие резервов творческого мышления;

формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности;

обогащение творческого воображения;

развитие способности к достижению оригинального результата решения задач и т.п.

Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка при максимальной самостоятельности второго и общем руководстве первого. Схема технологии исследовательского обучения состоит из нескольких блоков:

осознание общей проблемной ситуации, ее анализ;

формулировка конкретной проблемы;

решение проблемы (выдвижение гипотез, их обоснование и исследовательская проверка);

проверка правильности решения проблемы. Проблемная ситуация, составляющая основу исследовательского обучения, содержит неизвестное ребенку явление (объект), раскрывающееся в процессе выполнения творческого задания. У него возникает потребность применять новые оригинальные способы действий и добиваться ранее неизвестного ему результата.

При реализации технологии исследовательского обучения педагогу необходимо:

содействовать переходу из обычных состояний сознания в (У) необычные (на определенные короткие промежутки времени);

вызывать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций;

обеспечивать реалистичное столкновение с проблемой, погружение в нее, эмоциональную вовлеченность;

сталкивать противоположные понятия, образы, идеи;

соблюдать педагогические постулаты: «от простого к сложному», «закрепление - мать учения», «ни пресыщения, ни принуждения», «радоваться успехам, но не захваливать», «действовать самостоятельно - без подсказки, но иметь право на помощь».

Результативность технологии исследовательского обучения проявляется в следующих интеллектуальных умениях:

видеть проблему;

выдвигать гипотезу;

классифицировать;

проводить эксперимент (в том числе в продуктивных видах деятельности: рисунки, поделки и т.д.);

формулировать выводы и умозаключения.

В комплексе данные умения складываются в такие личностные качества ребенка, как критичность и пытливость ума, любознательность и сообразительность, логичность и убедительность в действиях, высказываниях и поступках.

Методы и приемы формирования творческих способностей дошкольников в соответствии с целями и задачам развития возможно классифицировать и разделить на группы.


.2 Основные формы, методы и средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста


Психологи и педагоги, занимающиеся анализом программ дошкольного воспитания, давно говорят о том, что в них фактически не содержатся специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие детского воображения. В этих условиях оно развивается в основном лишь стихийно и в результате часто не достигает даже среднего уровня своего развития.

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному.

Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.

В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается обще дидактическим принципам:

научности

систематичности

последовательности

доступности

наглядности

активности

прочности

индивидуального подхода

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

. Каждая игра представляет собой набор задач.

. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.

. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.

. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.

. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:

развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;

задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;

творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Наряду с принципами используют и методы:

практические

наглядные

словесные

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.

Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.

Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно-

исполнительские, творческие.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.

К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.

Словесными методами являются: расс?аз, беседа, чтение, перес?аз.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другoм.

Конечно, наилучший вариант - это введение специальной программы занятий по развитию детского творчества. В последнее время появилось большое количество методических разработок таких занятий.

В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс "Развитие Творческого Воображения" (РТВ). В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г.С. Альтшуллера. [1, с. 10-60]

Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, ? школах и дошкольных учреждениях, ? где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческие воображение, но и творческое мышление детей.

Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видoм деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. И если дети изо дня в день играет в одни и те же «дочки - матери» или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.

Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время.

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является с?азка. Существует множество приемов работы со с?азкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" с?азки, придумывание с?азки наоборот, придумывание продолжения с?азки, изменение конца с?азки. Можно сочинять с?азки вместе с детьми. Неоценимую помощь в этом окажут карты Проппа [11, с. 410 - 413]. Говоря о развитии детского воображения с помощью с?азки, нельзя не вспомнить замечательную книгу Дж. Родари «Грамматика фантазии» [21, с. 318].

Одной из особенностей детского мировосприятия является его целостность, ребенок всегда видит целое раньше частей. Однако очень скоро дети теряют эту способность, потому что традиционная методика дошкольного воспитания входит в противоречие с этим объективным законом познания. Так как при изучении какого-либо предмета или явления воспитателю предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние признаки и лишь затем раскрывать его целостный образ. Однако форсирование аналитический тенденции в познавательном развитии дошкольников может приводить к существенному снижению их творческих способностей. Имеются данные, что страхи и другие негативные переживания у аффективных детей напрямую связаны с их неумением видеть целое раньше частей, т.е. улавливать в отдельных событиях смысл, задаваемый контекстом целостной ситуации. Отсюда вытекает необходимость развития у дошкольников системности мышления. Это качество развивается корректным анализом систем и специальными играми.


Заключение


Проблемы формирования творческих способностей детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества является наиболее актуальной, так как творческие способности в жизни ребенка играют исключительно важную роль в его развитии как личности.

Развитие ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка.

В процессе подготовки данной работы, можно сделать вывод, что под «творческими способностями» мы можем понимать индивидуальные особенности качества человека, необходимые для успешного выполнения им творческой деятельности.

Из всего выше, сказанного следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст - сенситивный период для развития этого процесса.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось подчеркнуть, что их результативное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

эмоциональный познавательный дошкольник способность


Список используемых источников


1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979.С. 10-60.

. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей / Ю.А. Антонова. М: 2007. 280 -288 с.

. Белова Е. С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста П.Торренса // Психологическая диагностика. 2004. № 1. С. 21-40.

. Богат В., В. Нюкалов. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) , 2008. с.17-19

. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982№11. стр. 32-38.

. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб: Союз, 1997. 92стр

. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994.

. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2003. C. 2-304

. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2000.

. Запорожец А.В.. Психология и педагогика игры дошкольника, c.81

. Комарова, Т. С. Школа творческого воспитания [Текст] / Т. С. Комарова. М.: Зимородок: Карапуз, 2006. - 415 с. Библиогр.: 410 - 413 с.

. Котова Е. В., Кузнецова СВ., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.

. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.

. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.

. Лейтес Н.С.. Психология одаренности детей и подростков, 1996


Теги: Формирование творческих способностей дошкольников  Курсовая работа (теория)  Педагогика
Просмотров: 65750
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Формирование творческих способностей дошкольников
Назад