Формирование познавательных интересов в обучении

Оглавление


Введение

. Познавательный интерес учащегося

. Развитие познавательного интереса в процессе обучения

. Практические и активные методы обучения

Заключение

Литература


Введение


Проблема активизации познавательной деятельности, изучается уже давно, и является очень актуальной темой и по сей день. Активность в познании, является необходимым условием формирования умственных качеств человека. Каждый человек должен уметь и хотеть развиваться, но не каждый имеет стремления к этому. В педагогической науке существуют такие именитые личности как: Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, которые определяли познавательную активность, как стремление учащихся к знаниям.

С самого раннего детства, мы посещаем различного вида учреждения. Например, детский сад, где ребенок воплощает свои мысли, путем общения и взаимодействия с окружающим его миром. Т.е. мы начинаем осознано мыслить, и пытаться узнать неизведанное. Сначала средней школы, у детей формируются дальнейшие предрасположенности к деятельности, закладывается фундамент познавательного интереса в образовательном процессе.

Самым сложным для преподавателей, является период средней школы, где ребенок, под давлением взрослого ходит в школу. Его заставляют изучать какие-либо предметы, то что ему может быть совсем не интересно. Тут и встает вопрос о том «Как же заинтересовать учащегося к познавательному процессу?». Существует много разных методов и форм. Привлечение учащегося, который находится под влиянием разных факторов мешающих ему встать на путь развития и познания мира, и является главной задачей педагога.

Рассматриваемая тема в данной работе достаточно актуальна. Ведь в мире постоянно возникает проблема поиска новых педагогических материалов для привлечения к познавательной деятельности учащихся. И как уже было сказано, она является главной задачей преподавателя.

«Формирование познавательных интересов в обучении» - эта формулировка уже говорит сама за себя. Она рассматривает широкий круг вопросов, но она так же имеет и конкретные виды вопросов такие как:

Мотивация учащегося для привлечения к познанию мира.

Методы и виды обучения

Формы познавательной деятельности

Потенциал и возможности для развития учащегося

Эти вопросы являются фундаментом в системе образования, ибо сам процесс обучения зависит от желания учащегося к познанию всего окружающего.

Далее становится вопрос о применении полученных знаний в развитии познавательного интереса. Не каждый преподаватель, имеющий такие знания, может воплотить их в жизни. Но такие учителя есть. Практическое применение прогрессивных идей по проблеме интереса в обучении нашлись в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого. Они рассматривали важнейшую проблему педагогики, которую теперь рассматриваем и мы, и они показали решение этого вопроса. Но они не смогли до конца раскрыть ''как повысить познавательный интерес учащихся'' в образовательном процессе.

На данный момент, эта проблема интересна не только в образовательных учреждениях, но и в обычной жизни людей. Каждый человек уникален по своей природе. Все люди на земле, начинают свой путь в познании мира одинаково, но не каждому интересно развиваться дальше не только на примитивном уровне. А в наше эпоху технологий, привлечь обучающегося к познанию не только самих «технологий», но и к познанию мира - очень тяжело! Исходя из актуальности этой серьезной проблемы, именно по этому мной была выбрана эта тема. И я постараюсь как можно тщательней раскрыть проблему связанную с познавательной деятельностью учащихся.


1. Познавательный интерес учащегося


Любая деятельность человека имеет определенную цель. Цель деятельности учителя - это развитие познавательных способностей учащихся, а применение различных приемов активизации являются средством достижения этой цели.

Интерес - мощный побудитель активности личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а действительность становится увлекательной и продуктивной.

Целью данной темы является изучение формирования познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Ее предметом является формирование этого интереса, дабы привлечь обучающегося к образовательной деятельности. Интерес к обучению учащегося, является объектом данной темы.

И одним из особых значений в школьном возрасте, в процессе обучения у ребенка стоит «интерес к предмету». Проблема педагога состоит в том, что бы привлечь внимания ученика к тому или иному предмету, создать такую атмосферу для учащихся, в которой происходит их движение к решению поставленных обучением целей.

Таким образом, сам познавательный интерес ученика можно назвать избирательным. Т.к. ребенок сам принимает решение «начинать развиваться» с помощью педагога, или продолжать развиваться на примитивном уровне. Особенностью интереса к обучению является способность активизации и обогащения не только познавательной деятельности, но и любой деятельности человека, ибо познавательный фундамент имеется в каждом из нас.

«Познавательный интерес» имеет довольно широкое понятие, и в нем можно выделить особый вид познавательного интереса - интерес к предмету. Эта проблема актуальна в наше время потому, что в мире произошли значительные изменения. Т.к. на земле очень сильно развиты интернет технологии, учащийся получает слишком много разной информации, которые в свою очередь стремительно нарастают в объеме, и идут в противоречие с самими возможностями ее усвоения.

Познавательный интерес является одним из важнейшим фактором в развитии личности человека. Дабы интеллект человека развивался в нужном направлении, в процессе обучения человек начинает активный поиск нужной ему информации, составляет догадки, выводит гипотезы. Готовность к решению любой задачи является важным явлением в развитии учащегося.

Формирование нужных навыков и способностей, школьника в процессе обучения, нарабатываются с помощью специальных тренировок гибкости мышления, использование фантазии и воображения ученика, использование его интуиции в той или иной ситуации. Также на развитие познавательных интересов оказывают влияние возрастной аспект, поскольку приобретенные знания содействуют переводу интереса на более высокий уровень. Получается, чтобы у ребенка пошло развитие творческой и познавательной активности, нужно научить его самостоятельности в принятие тех или иных решений. Нужно научить его владеть новой полученной информацией, и применять свои навыки в подборки этой информации.

Но как же стимулировать обучаемого к обучению? И что значит само понятие стимул? Понятие стимул означает - сильный побудительный момент в человеке, то что побуждает на какие-либо действия или поступки. В педагогической деятельности, нужно уметь стимулировать обучающегося к познаниям. Этим стимулом может быть эмоциональная похвала, благодаря которому обучаемому станет легче в познавательной деятельности.

Стимулирование изучал такой деятель как А.С. Макаренко, который в свою очередь разработал целую систему разных требований к детям, к группе и отдельным личностям. Т.к. все люди развиваются и размышляют по разному, к каждому обучаемому у него были свои требования в обучении.

Стимулировать ребенка можно совершенно по разному. Одним из действенных приёмов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуации успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в учёбе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Вот почему опытные учителя так подбирают для учеников задания, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, а затем уже переходили бы к выполнению более сложных упражнений. Например, с этой целью используются специальные сдвоенные задания, одно из которых вполне доступно для ученика и создает базу для последующих усилий по решению более сложной задачи. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Так, слабоуспевающим школьникам могут быть даны карточки-консультации, планы предстоящего ответа, которые позволяют им на данном уровне подготовленности справиться с соответствующим заданием, а затем уже выполнить упражнение, аналогичное первому, самостоятельно. Ситуации успеха учитель организует, поощряя промежуточные действия школьников. Для ситуаций успеха необходима благоприятная морально-психологическая атмосфера. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности.

Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. В практике работы учителей используются настольные игры с познавательным содержанием. Например, это игры-путешествия, викторины. Весьма широко используются игры на факультативных занятиях.

В качестве приёма, стимулирующего интерес, выступает также приём удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозность цифр, свидетельствующих о небывалом научно-техническом процессе, достигнутом в нашей стране, - всё это при умелом сопоставлении данных, при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у учащихся.

Одним из приёмов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкований отдельных явлений.

Например, ученикам предлагается сравнить житейское и научное объяснение явления невесомости, житейское и научное объяснение законов свободного падения, законов плавания.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Без всего этого речь учителя, конечно, остаётся информативно полезной, но она не реализует в должной мере функцию стимулирования учебно-познавательной деятельности учеников. В этом ещё раз проявляется отличие методов организации познавательной деятельности от методов её стимулирования.

Также к видам стимулирования подходит вид поощрения. Поощрения всегда вызывает положительные эмоции у ребенка, ведь преподаватель оценивает его труд и поступки. Если они действительно таковы и есть. Но злоупотреблять им не стоит, ведь ребенок быстро к этому приспосабливается, а потом могут образовываться отрицательные стороны этого вида стимула. Надо помнить, что поощрять нужно не только учеников с высокой успеваемостью, но и тех кто отстает от других. Это даст больше сил, и стимула к дальнейшему развитию учащегося. Он будет знать, что он может делать то, что могут и другие.

Но за поощрением, стоит и наказание. Это один из важнейших видов стимула, дает ребенку понять, что надо исправлять свои ошибки, поступки и мысли. Каждый педагог имеет свою систему наказаний и поощрений. Они играют огромную роль в заинтересованности учащегося к обучению. Но применять их надо очень осторожно, т.к. это может наоборот повлиять на ухудшение в процессе обучения. Ведь чрезмерное наказание и поощрение отдельного ученика, ведет к понижению знаний и интересов к обучаемости. К ухудшению успеваемости, к потери интереса к какому-либо предмету и самое главное преподаватель начинает падать в глазах ученика. Затем падает воспитанность и организованность целой группы.

Уделение внимания каким-либо отдельным ученика имеет свои стороны в обучении. Обычно, если исходить из практики преподавателей, можно увидеть, что педагог чаще стимулирует детей, которые не дают нормально заниматься группе. И в тоже время мешают самому преподавателю. Исходя из чего, преподаватель делает замечания, что в последствии ухудшает заинтересованность группы к данному предмету. И это действительно так! Когда я обучался в школе, так и происходило на самом деле. Стоит преподавателю отвлечься, и сделать замечание, мы начинали заниматься чем-то другим, но не образованием. А потом уже и не хотелось что-то изучать.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что педагоги не должны отвлекаться на одного ученика и постоянно применять виды стимула. Они должны балансировать между всеми учениками в группе. Это даст больший потенциал к развитию ученика, и больший плюс для педагога.

По мнение знаменитого Русского писателя и мыслителя Л.Н. Толстого интерес ребенка к обучению, может начать раскрываться в благоприятных для него условиях, где он не будет чувствовать себя стесненным в проявлениях своих способностях и навыков. Л.Н. Толстой полностью полагался на интересы детей, а преподаватель мог лишь фиксировать их увлечения и давать им стимул.

Цель преподавателя состоит в том, чтобы учащийся достиг определенных целей в обучении. Чтобы он имел возможность самостоятельно выполнять какие-либо задания, без помощи преподавателя. А так же самостоятельно активизироваться и раскрываться в той или иной деятельности. О неспособности самостоятельности учащихся, писал К.Д. Ушинский. Каждый педагог, должен помнить, что он передает не только навыки и умения ученику, но и должен передавать любовь к самостоятельному изучении к познанию мира. Но в чем же выражается эта самостоятельность? Под этим понятием выражается наличие у человека своих собственных суждений и свободы в поступках.

Что способствует повышению степени самостоятельности?

Это построение обучения, в ходе которого осуществляется переход от выполнения заданий преподавателя, к самостоятельному изучению предмета, и решений каких-либо проблем.

Учебный процесс должен формироваться так, что бы ученик выполняя задание обдумывал не часть процесса, а задумывался полностью и на перед над всем процессом.

Конечно же, уровень самостоятельности может возрасти, если дать ученику попробовать сделать открытие, чтобы он сам достиг того, чему преподаватель хочет его обучить. Т.е. переходить от владения навыком в готовом видео, к самостоятельному его открытию.

Ученик должен научиться осознавать необходимость в овладении каким-либо навыком, и плавно переходить к осознанию важности целостности обучения.

Ну и разумеется, преподаватель должен научить ученика в решении репродуктивных задач и творческих.

Т.е. речь идет о плавном прекращении помощи преподавателя, дабы учащийся сам осуществлял свою учебную деятельность.

Существует несколько форм познавательной деятельности.

материальная

речевая

умственная

Так сложилось, что ведущей формой в обучении является умственная.

Речевая форма является средством выражения мысли и эмоций. А материальная нужна лишь при практической подготовки, т.е. она используется ограниченно.

Взаимосвязи этих форм предполагают организованное усвоение разных методов, которая присущая каждой форме. Поэтому материальная форма деятельности связанна с работой, речевая форма осуществляется в процессе подготовки к какому-либо выступлению (доклады, рефераты).Все эти формы довольно широко используются в образовательной деятельности. От них зависит развитие интереса в обучении.

Форма организации познавательной деятельности в обучении, можно считать решающим этапом для развития заинтересованности учащегося к какой-либо работе. Если сам процесс обучения будет скучным, и утомительным, обучающимся не захочется хорошо заниматься и подходить к обучению с творчеством. Соответственно и не будет развития интереса в получении знаний и навыков, что приведет в конечном счете к неуспеваемость ученика в учебе.

Но как же правильно выбрать форму познавательной деятельности?

Этот довольно тяжелый вопрос поднимали многие преподаватели. Но главным в это процессе является наблюдение за обучаемыми. За их увлечениями, за их поступками, за их общением с другими людьми. Уже после наблюдения у преподавателя должны формироваться итоги и осознание о каждом отдельном ученике. Далее задачей преподавателя является формулировка общей картины об учениках. И уже только тогда, педагог может выбирать формы познавательной деятельности, т.е. как он будет работать с группой. Затем педагог начинает внедрять свою форму обучения в группу учащихся, а в конце подводить итоги. Получилось ли у него вызвать интерес в обучении у воспитанников или же нет.

Каждый уважающий себя педагог, должен помнить, что от его поступков, организованности и добросовестной работы зависит дальнейшее развитие учеников не только в его предмете, но в любой другой деятельности. Если же обучаемые заинтересовались в одном предмете, то наверняка у них появился интерес и к другим предметам, и в других отраслях образовательного процесса.

В чем же заключается сущность в процессе обучения? Другими словами, что представляет из себя главное звено, исходя из которого зависят все стороны и части обучения?

Давайте представим, что ученик изучает какой-либо материал. Другими словами, ученик познает мир вокруг него. Его мозг работает и совершенствуется процесс познания. Само учение означает познавательную деятельность. Для педагога, само преподавание и есть мыслительно познавательная деятельность. Но не всякая деятельность относится к учению и преподаванию. Ведь существуют и другие виды формы познания, такие как: искусство, труд, наука и т.п. В этих видах деятельности мы так же познаем окружающий нас мир.

Познание всего окружающего нас, происходит в несколько этапов:

Это чувственное познание, которое дает представление о многообразии предметах и событиях.

Абстрактное познание всего окружающего. Не просто одностороннее мышление, которое есть у людей с детства, а то, которое надо развивать в себе. Оно создает различные тенденции в мышлении человека и умственной деятельности в целом. Хороший педагог должен знать механизмы появления и разрешения противоречий, дабы умело справляться с развитием интереса к обучению учащегося.

Конечно же существует и высший этап познания, когда обучаемый овладев высокоразвитым абстрактным мышлением, может формировать общее представлению об окружающим его мире. Тогда соответственно обучение переходит на высший уровень, которое помогает в повышении интереса к обучению учащегося.

Главными факторами в последствии становятся мотивы. Которые могут быть положительными, негативными и конечно же нейтральными. Что такое мотивы учения? Это существенная сторона процесса обучения.

Положительными мотивами учащегося являются: стремления к знаниям, подражания любимым педагогам, желание получить хорошую оценку от преподавателя и конечно же заслужить уважение в лице взрослого человека. Главной задачей является укрепление и развитие этих мотивов ученика. На этом этапе у педагога встает вопрос: «Каким способом мотивации можно привлечь ученика к развитию»

Разумеется достаточно много мотивов, которые тормозят развитие учения, и отрицательно влияют на само развитие познавательного процесса учащегося. Обычно главное место занимает отсутствие желания и неумение учиться, отсутствие умения собраться с мыслями и организовывать свой план по выполнению той или иной задачи. Это может быть и разногласия в семейной жизни, неумение общаться со сверстниками, а иногда даже бывает, что такой темп развития дал ему сам педагог.

Нейтральных мотивов может быть довольно много, например: интернет, игры со сверстниками в место учебной деятельности, какое-либо хобби и т.п. Данный вид мотивации довольно сильно влияет на развития интереса к обучению, так как согласитесь любимое «хобби» может быть интересней. Соответственно, задачей педагога является знать нейтральные мотивы, и сделать так, чтобы эти мотивы помогали ему в учебной деятельности, а главное развитию познавательного процесса.

Основой появления положительных мотивов в учение является учебная деятельность, другими словами развитие познавательных интересов в обучении. В школе, учитель играет главную роль. Особенно в начальной школе. Ибо дети не имеют опыта руководить собой, и перевоспитывать себя. Опытный педагог, который хорошо понимает общие интересы группы, индивидуальные особенности учащегося, спокойно находит нужные методы и приемы активизации познавательной деятельности. Он умело связывает изучаемый материал, с личным опытом учащихся, что конечно же способствует лучшему изучению материала. Благодаря такой форме, детям становится ближе и понятнее предмет изучения. Очень сильно повышает желание к обучению разные интересные занятие как: экскурсия, активное участие во внеклассной и внешкольной работе.

Роль педагога состоит в том, что бы создать гармонию интересов, желаний и стремлений связанных именно с обучением.

Поразмыслив над мотивами к развитию познания ученика, можно сделать вывод, что огромную роль в увлечении знаний играет педагог. Он является примером, и может показать учащимся на ту тенденцию развития, которая больше всего подходит для их уровня знаний. И одним из важнейших вопросов является то, как педагогу подобрать эту тенденцию для ученика? Это и есть самая сложная задача. Такой педагогический деятель как С.П. Баранов показывает нам разные стороны, которые рассматривает педагог для мотивации:

хобби

предпочтения

воспитанность

активность в обучении

активность в социуме

положение среди сверстников и членов семьи

физические способности

Разобрав и рассмотрев эти стороны совокупности, педагог может дать со стороны мотивации, сильную систему развития познавательного процесса.


2. Развитие познавательного интереса в образовательном процессе


В нашей системе образования предусмотрено непосредственное развитие интереса учащегося к обучению. И в каждом образовательном учреждение используются «свои» методы развития учеников.

Разные учреждения пытаются внедрить совершенно новые технологии, которые смогут создать уютную атмосферу для активизации познавательного процесса. Главной задачей является - активизации стремления учащегося к образованию.

Если рассмотреть работы разных педагогов, то можно выявить общее мнение по поводу образовательной деятельности. Что нужно завести беседу с учеником. Выявить его интересы, увлечения, понять как размышляет ученик в той или иной ситуации. По мнению большинства включать в образовательный процесс разного вида игры и дополнительные занятия - это необходимо. Дабы привлечь ученика к образованию.

Выявить на практике интересы обучаемого и узнать его поближе не так уж и трудно. Достаточно провести какой-нибудь тест, в котором будут рассматриваться различные варианты деятельности, или же провести разного вида групповые игры. Которые выявляют активность ученика и его интересы. Из них можно будет сделать свои выводы, о творческом потенциале ученика, и о его познавательной активности. Рассмотрим несколько примеров, когда и где в практике применяются игровая деятельность. Возьмем в пример урок английского языка, где педагог дает детям какое-либо творческое задание. Начиная опрашивать учащихся, дети могут быть не склонны к ответу. Но когда педагог говорит, что проведет опрос в игровой форме и разделяет учеников по нескольким группам, то сразу почти у всех появляется заинтересованность в познании данного материала. Ибо ответы будут уже на уровне соревнований. Как уже было написано ранее, соревнования - это очень сильный стимулятор активности учащихся, который влечет за собой проявления личностных качеств и его развития в той или иной деятельности. Соответственно можно сделать вывод, что создавая конкуренцию для ученика, он начинает стимулироваться и работать гораздо активнее.

Использование наглядных пособий, такие как развивающие фильмы или экскурсии так же способствуют активному участию ученика в образовательной деятельности. Очень важно использовать наглядные материалы. Это помогает заинтересовывать ученика к изучению предмета, т.к. само ощущение предмета может дать больше информации, нежели обычные творческие знания об этом же предмете. К примеру возьмем урок биологии. Допустим на уроке изучается тема «строение клетки». Преподаватель дает большую лекцию по данной теме, а учащиеся недовольно записывают материал. Кому-то это может быть интересно, а кому-то нет. Но когда преподаватель говорит, что сейчас рассмотрим клетку в микроскоп, учащиеся тут же «оживают». У них начинает активизироваться познавательный процесс. Это и есть наглядный пример применения наглядных пособий и материалов на занятие. Любой хороший педагог, из своего опыта делает какой-либо вывод, что применять такого вида работы гораздо эффективнее, ибо заинтересовывает детей гораздо сильнее.

На практике очень хорошо видно, что монотонность на уроке не прибавляет интереса к предмету, а наоборот делает только хуже. По этому введения разнообразия на занятиях, очень важный момент в опыте педагога.

Приведем список методов для развития познавательной активности учащегося: познавательный обучение стимулирование учение

Кооперативные формы обучения

Деловые игры

Проектное обучение; выполнение творческих заданий

Дидактические моделирование системы уроков по каждому предмету

Создание групп по проведению дискуссий

Имитация ситуаций

Споры, мозговые штурмы

Если придерживаться этим перечисленным пунктам, то можно гораздо сильнее увеличить познавательный процесс у учащихся в образовательном процессе.


. Практические и активные методы обучения


В процессе изучения материала школьником, огромную значимость имеет уровень развития познавательных процессов, такие как: память, мышление, восприятие, внимание. Совершенствование и рост процессов познания, гораздо эффективней при целенаправленной работе в тех или иных видах деятельности. Что в конечном счете повлечет за собой и расширение возможностей самих детей.

Что такое активные методы обучения? Это такие методы, побуждающие учащихся к активному мышлению в процессе изучения учебным материалом. Оно предполагает работу с такой системой методов, которая дает возможность ребенку получать знания не только с помощью преподавателя, но и самостоятельно овладевать знаниями и навыками в активной мыслительной деятельности. И конечно же практической деятельности.

В основе активных методов обучения, заложены активизации практической и мыслительной деятельности обучаемого. Что в своем роде является некой особенностью активных методов.

Появление активных методов связанно с тем, что перед обучением появились новые задачи: не только передать навыки и знания учащимся, но и развить формирование познавательных интересов и способностей. Творчески мыслить и научиться самостоятельно изучать предмет. Как уже было написано ранее, возникновение новых задач перед педагогами обусловлено тем, что идет бурное развития информационных технологий. В частности интернет. Ведь именно от туда выплывает огромное количество информации. Допустим, если раньше знания, полученные в вузе, школе или техникуме могли помогать человеку на протяжении его жизни, то в век информационного бума им необходимо постоянно обновляться. Соответственно это может быть достигнуто только путем усердной работы над собой. А это в свою очередь требует от обучаемого познавательной активности и самостоятельности. Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик в процессе познания предмета. Его задача развиваться и стремиться вперед, а так же выполнять индивидуальные и общие задания. Так же существует познавательная самостоятельность, что означает стремление и умение ученика мыслить самостоятельно, находить лазейки в решение какой-либо задачи, а так же иметь желание не только понять пройденный материал, но и добывать знания из других ресурсов.

Познавательная активность и самостоятельность - это качества, которые показывают умственные способности учащихся к обучению. Как и любые другие способности, они проявляются и растут благодаря усердной работе.

Существуют несколько отличительных особенностей активного обучения, которые стимулируют активность в познании всего окружающего:

Это самостоятельная и творческая обработка решений;

Принудительная активизация мышления, когда ученик обязан быть активнее, даже если он сам того не хочет;

В настоящее время распространена классификация методов обучения по источнику получения знаний. Выделяют:

Практические методы, где обучаемый получает знания и учится вырабатывать их умения, делая практические задания

Метод эмоционального стимулирования

Метод поощрения и порицания в обучении

Метод создания ситуации творческого поиска

Методы связанные с моделированием деятельности

6) Игровые - специально созданные ситуации моделирующие реальность, из которых ученику предлагается найти выход

7) Неигровые - это обычные учебные ситуации.

В данной ситуации нас интересуют практические методы, ибо они близко связаны с развитием познавательного интереса учащихся. Практические методы включают в себя разного рода упражнения, практические и лабораторные работы.

Упражнения.

Они подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. Чтобы выполнить такие рода упражнения, обучаемый совершает умственную и конечно же практическую работу.

Устные упражнения.

Которые помогают развитию логического мышления, развитию памяти, внимания.

Письменные упражнения.

Они используются для закрепления материала и выработки умений их применять.

Учебно-трудовые упражнения.

Их целью является применение теоретических знаний учащихся в какой-либо деятельности (например трудовой).

) Творческие задания.

Упражнения могут давать какой-либо эффект только тогда, когда учащийся будет сознательно подходить к выполнению ряда требований. Когда учащийся будет соблюдать дидактические последовательности в выполнение упражнения.

Ролью преподавателя является, помощь учащимся в образовательном процессе практическими и активными методами. Педагог обязан показать все положительные стороны в обучении и передать нужные ему знания. Активные или практические методы обучения, нужно выбирать в зависимости от возможностей учащихся. Для их развития мышления и интереса к обучаемости, подходят практические методы, ибо они развивают творческую натуру ученика.


Заключение


Познавательный процесс является важнейшей деталью учения и в то же время это жизненно-важный фактор становления личности. Интерес познания окружающего мира, помогает в направленности деятельности ученика. Он так же влияет на формирование личности и имеет определенные условия:

Взаимодействие интереса к познаниям

Сила, глубина и устойчивый рост интереса личности

Многосторонность характера и интереса ученика

Связь развития с перспективами и жизненными планами

Познавательная заинтересованность к разным предметам закладывается в начальной школе, по этому нужно уметь использовать момент и сосредоточить ребенка на будущее. Дабы процесс формирования личности проходил в правильных условиях, нужно направлять обучающегося в верное направление и подбирать методы стимулирования по его возможностям.

Этот вопрос очень важен в современном мире и требует постоянных доработок, изменений и введение каких-либо новшеств. В настоящее время основы по развитию интереса к учебе немного изменилась, и привлечь внимание ребенка стало куда сложнее. Знаменитые всем педагоги (А.С. Макаренко, Г.И. Щукина, С.Т. Шацкий и др.) изучали этот вопроси давали предложения по их решению. «Современные» методы отличаются от «старых», и в этом можно убедиться на практике. Время идет, но в образовательных учреждениях до сих пор имеются педагоги, которые придерживаются старых порядков. И на предметах этих преподавателей гораздо меньше заинтересованных лиц. В современных образовательных учреждениях нужно вводить больше коллективной деятельности, внедрять новые технологии и разнообразить систему урока. Одно из главнейших ролей играет, выявление у ученика его индивидуальных способностей в умении работать с коллективом. Уже после этого педагог выбирает форму проведения занятия, опроса и оценивание на уроке. Конечно же нужно уметь наказывать и поощрять ученика, ибо это может дать положительный стимул к познанию окружающего мира.

Что же касается мотивации, то педагог всегда должен следить за своими действиями., ибо действия могут быть не только положительными, но и отрицательными. Мотивы ученик создает для себя сам, а педагог просто должен их поддерживать.

Очень важными в процессе обучения являются методы обучения. Я рассмотрел активные и практические методы. По моему мнению, они являются самыми значимыми при поиске решения проблемы. В них заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет развития познавательной активности.

Рассмотрев теоретическое обоснование знаменитых педагогов, я получил новые знания по данной теме. Разумеется, получил ответы на заданные мной вопросы, которые помогли разобраться в вопросе «развития познавательного интереса», а также предложить путь решения этой проблемы.


Список литературы


Краевский В.В., Меняев А.Ф., Полонский В.М., Пидкасистый П.И., Щуркова Н.Е. Педагогика. - М., Педагогическое общество России, 2005

Бордовская Н., Реан А. Педагогика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008

Баранов С.П., Болотина Л.Р., Воликова Т.В., Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие. - М., Просвещение, 1981

Разбегаева Л. П. Теория и практика гуманитарного образования: ценностно-коммуникативный подход.- Волгоград, ВГПУ, 2009.

Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения.- СПб, Питер, 2006

Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М., Просвещение, 1988

Актуальные вопросы формирования интереса в обучении./ Под редакцией Г.И. Щукиной.- М., Просвещение, 1988

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М., Просвещение, 1985

Е.В.Зарукина, Н.А.Логинов, М.М.Новиков - Активные методы обучения 2010


Теги: Формирование познавательных интересов в обучении  Реферат  Педагогика
Просмотров: 12605
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Формирование познавательных интересов в обучении
Назад