Формирование личности обучающегося на основе межпредметных интеграций в средней школе

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Факультет профессиональной переподготовки педагогических работников

Кафедра социальных дисциплин, истории и культурного наследия


РЕФЕРАТ

Формирование личности обучающегося на основе межпредметных интеграций в средней школе


Выполнил:

Слушатель курсов по программе

«Содержание и методика преподавания истории и социальных дисциплин»

Беличенко Дмитрий Юрьевич

Щелковский район МО, поселок Медвежьи Озера

Проверила:

Доктор педагогических наук, профессор

Санина Елена Ивановна


Москва 2014 г.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение.

Глава 1. Сложности, возникающие при попытках интеграции предметов гуманитарного цикла.

Глава 2. Необходимость, и вместе с тем, невозможность прямой интеграции предметов гуманитарного цикла.

Глава 3. Интеграция предметов гуманитарного цикла с точки зрения сдачи Единого государственного экзамена.

Глава 4. Способы интеграции предметов гуманитарного цикла.

Глава 5. Интеграция по ключевым моментам как наиболее реальный вид интеграции предметов гуманитарного цикла.

Заключение.

Список литературы.


ВВЕДЕНИЕ


.Актуальность темы.

В современном мире вопрос гуманизации образования особенно актуален. Объём изучаемой информации становится всё больше, а времени на изучаемые дисциплины, соответственно, меньше. Но главная проблема даже не в этом, а в том, что для человека с неразвитым духовным миром эта информация так и останется просто информацией, а не средством освоения действительности, многогранной и многоплановой. А ведь именно это и является основной задачей образования, обозначенной лучшими педагогами-мыслителями прошлых веков. Поэтому данная тема определяется необходимостью найти отвечающий сегодняшним требованиям подход к образованию, который позволил бы объединить и связать между собой предметы гуманитарного цикла для их взаимоактуализации и построения единого культурного поля.

. Противоречие.

В современных условиях гуманизация и демократизация образования определяют собой важность эстетического и гуманитарного роста современной молодежи, формирования ее духовного мира, духовной культуры.

О роли искусства как составной части художественно-эстетического воспитания и образования говорится в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», в разделе «Приоритеты образовательной политики». О пользе комплексного воздействия различных видов искусства на личность, на формирование его духовного «я» говорили философы, педагоги, психологи, писатели, музыканты и художники: К. Д Ушинский, Н. Г. Чернышевский, В. Г. Белинский, Л. Н. Толстой, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. А. Сухомлинский и другие.

Н. Г. Чернышевский отмечал, что художественное слово действует тем, что ставит перед нашим воображением предмет как эстетический образ.

А. Н. Толстой писал в «Книге для детей»: «Язык - орудие мышления. Язык есть те магические волны, посредством которых художник, писатель, поэт... передает читателю свои чувства, свои пластические видения, свои идеи…».

Эстетическое воспитание включает в себя воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве.

Художественное же воспитание, как его определяет педагогическая наука последних десятилетий, есть «...развитие у подрастающих поколений любви и интереса к искусству, а также навыков и умений художественной деятельности, являясь, таким образом, частью эстетического воспитания».

Важность и необходимость комплексного воздействия искусств и предметов гуманитарного цикла на развитие личности школьников, таким образом, вполне обоснованы.

Однако об интегративном подходе к предметам гуманитарного (да и не только гуманитарного) цикла говорят уже многие десятилетия, но по-настоящему революционных сдвигов пока не видно. Значит ли это, что несмотря на стремление учителей, методистов и исследователей объединить различные учебные дисциплины, сделать это невозможно в принципе?

. Цель.

Моя цель - доказать, что интеграция предметов гуманитарного цикла как условие формирования целостной картины мира при обучении в основной школе всё же возможна, несмотря на сложности, возникающие при реализации данной идеи.

. Объект.

Объектом исследования в данном случае выступают сами предметы гуманитарного цикла в их взаимосвязи. Так, например, русский язык, как учебный предмет, изначально разрушает границы между различными дисциплинами школьного курса. Ведь это орудие мышления и общения, показателя интеллектуального и духовного развития. Увеличение активного и пассивного словаря расширяет возможности учащегося. Целенаправленное внимание к русскому языку как хранителю знаний о мире, орудию самопознания и самовыражения, отражению духовной жизни нации, ее культуры, делает его объединяющим началом.

Литература, как изначальный носитель языка, история, мировая художественная культура, обществознание и право должны изучаться не обобщенно, а комплексно с целью эффективной реализации субъектного подхода развития художественного мышления и речи в процессе обучения.

Гуманизация, демократизация и гуманитаризация школы выдвигают на первый план, как приоритетную, проблему разработки педагогических основ эффективного воспитания и развития учащихся средствами интегрированных курсов гуманитарных предметов. Изобразительное искусство, литература, мировая художественная культура и история имеют немало точек сопри.косновения. Но самое главное: обращаясь к чувствам человека, данные учебные предметы позволяют расширять и углублять мир его эмоций, его духовный мир.

. Задачи.

Цель реферата - показать возможности по интеграции предметов гуманитарного цикла

Опыт показал, что совместное изучение этих предметов дает учащимся представление о развитии культуры разных эпох, помогает выявить место русской культуры в историческом процессе. Например, чтобы погрузиться в художественный мир отдельного писателя, нужно понять его эпоху, чувства творческой личности в то время. Возникает насущная потребность обратиться к истории общества, культуре, философии, чтобы ученик сам увидел, какие достижения политической, философской мысли, тенденции в искусстве той поры формировали интеллектуальную атмосферу эпохи.

Сама по себе интеграция открывает новые возможности перед педагогами, позволяет получать школьникам дополнительную информацию по различным предметам. Ученики получают реальную возможность научиться «пропускать через себя» полученные знания, уметь видеть в них общие проблемы, находить оригинальные пути решения; в объединении, взаимопроникновении различных школьных дисциплин ярче проявляется диалектичность познания.


ГЛАВА 1. Сложности, возникающие при попытках интеграции предметов гуманитарного цикла


Об интеграции в своё время говорили многие. Так, К.Д. Ушинский в своей работе «О народности в общественном воспитании» писал о том, что главной целью воспитания является духовное развитие человека, а достичь его без опоры на культурно-исторические традиции народа, в особенности его национального характера - невозможно.

При этом вызовы времени определяются растущими объемами информации по каждой из предметных составляющих, что требует, как минимум, углубления в изучение каждой дисциплины.

То есть, с одной стороны - углублённое изучение каждого предмета в отдельности с целью наилучшего его понимания. И некая потеря логической связи между ними: когда, например, ученик говорит «Мне это не нужно, я это сдавать не буду». В действительности же ему это очень даже нужно, он просто еще этого не понял и не осознал. С другой - понимание общности каждого из предметов, что особенно хорошо видно на предметах гуманитарного цикла. Но тут, видимо, не обойтись без неких компромиссов по степени углубленности изучения каждого предмета в отдельности. Иначе мы рискуем лишить ученика представления о картине мира в целом.


ГЛАВА 2. Необходимость, и вместе с тем, невозможность прямой интеграции предметов гуманитарного цикла

интеграция предмет гуманитарный цикл

А нужна ли интеграция предметов гуманитарного цикла в основной школе?

Вопрос, в какой-то мере риторический. Несомненно, нужна. Но возможна ли она? Попытка примитивного объединения существующих школьных программ на интегративной основе - дело бесперспективное, поскольку идёт оно за счет уменьшения качества изучения нескольких предметов за счёт какого-либо одного. Например: история с элементами литературы и искусства (учебники Данилова и Косулиной, Загладина). Искусство с элементами истории и литературы (учебник Даниловой). Литература с элементами истории и литературоведения (учебник Г.Я. Коровиной). То есть, по идее, можно раздвинуть границы информативных элементов другого предмета, но без структуризации и интеграции предметов на основе освоения общего культурного поля это будет малоэффективно.

Например, в УМК по всемирной истории Н.В. Загладина в каждой теме несколько параграфов посвящены изложению событий внутренней и внешней политики, и один, отдельный - длинному списку исследователей, философов, путешественников и людей искусства, вперемежку с тем, что они открыли, изобрели, нарисовали и провозгласили. Думаю, мало кто из учителей будет возражать, что именно этот, последний параграф и является самым сложным, потому что он логически не вытекает из предыдущих, в то время, как войны и смены династий с большей или с меньшей степенью закономерности предвосхищают дальнейшие события.

В УМК по искусству и МХК Г.И. Даниловой виды искусств и их особенности даны с неким подобием хронологии, но хронология эта условна и не даёт ясного представления о привязанности к развитию цивилизации.

В литературе (УМК В.Я. Коровиной) присутствует литературная хронология, но она слабо соотносится с историческими событиями, в то время как целые литературные направления, жанры, сюжеты напрямую связаны с эпохой в её хронологическом течении.

Обществознание, как прикладная дисциплина, не связана культурно-временными рамками, поскольку обращается к психологии, социологии, философии, экономике, политике и правоведению. Но при этом тоже имеет свои рамки изучения понятий, которые не совпадают, да и не могут совпадать с изучением других предметов.

Таким образом, как мы видим, объединить все направления в одной дисциплине нереально. Казалось бы, зачем и пытаться это сделать? Но в данном случае, кроме функций обучения и воспитания, которые изначально предусматривают интеграцию школьных дисциплин для формирования личности через понимание цельной картины окружающего мира и взаимосвязи личности и мира, существует ещё и контроль уровня знаний в форме единого государственного экзамена по литературе, истории и обществознанию.


ГЛАВА 3. Интеграция предметов гуманитарного цикла с точки зрения сдачи Единого государственного экзамена


Бытует мнение, что экзамен по обществознанию достаточно лёгок. Это не так, поскольку ряд вопросов в части В, и особенно в части С, а также эссе, требуют определённого уровня общих знаний по литературе, истории, искусству. Экзамен же по истории изначально считается сложным, потому что включает в себя массив вопросов по науке, искусству, литературе, анализ исторического текста, работу с картой и описание исторического портрета (по сути то же эссе). Экзамен по литературе сложен тем, что кроме умения знать и распознавать понятия, необходимо анализировать текст с применением сложного инструментария, включающего в себя основные знания по истории, художественной культуре, литературоведению и психологии. А уж про введённое недавно сочинение не приходится и говорить: оно выявило пробелы учеников в понимании исторического, историко-литературного процесса, неумение производить компрессию текста, находить ключевые слова, анализировать текст.

Столкнувшись с явными пробелами в знаниях учеников на ЕГЭ, учителя с той или иной степенью успешности стараются решить данную проблему. Как правило - посредством заучивания и натаскивания, что даёт эффект в области так называемой «быстрой» памяти, но в перспективе забывается.

Таким образом, если мы имеем целью формирование личности ученика, его гражданской идентичности, его обучение и воспитание, возможность успешной сдачи экзаменов, нам необходимо, так или иначе интегрировать предметы гуманитарного цикла, логически связать их между собой.

Как это возможно сделать? И можно ли?


ГЛАВА 4. Способы интеграции предметов гуманитарного цикла


Самый простой и логичный способ интеграции предметов гуманитарного цикла, к которому приходили в своё время все - через предмет «История», поскольку он имеет чёткую хронологическую составляющую. Роль истории и интеграция уроков истории с другими предметами в формировании личности школьников рассматривались в трудах В. Белова, М.Т. Студеникина, Е.Е.Вяземского.

Теория и практика интеграции на уроках истории разработаны А.И. Пайгусовой, М.К. Енисеевым, Е.М. Калининой, А.А. Абрамовой, В.И. Хлебниковой и другими.

Были попытки создания учебника Россия и мир, где сочетались бы история (российская и всеобщая), искусство, философия и литература. При несомненных плюсах подобного интегративного подхода к изучению культурного поля, вместо четырех предметов мы получаем один, причем до безобразия сокращённый. Так, опытом развивающей образовательной системы «Школа 2100» был так и не вышедший учебник «Россия в мире», где изучение темы шло через проблемный вопрос, а составляющие предметов «История», «Литература», «МХК», «Обществознание» давались поочередно, в качестве составляющих.

Плюсы: интегративное понимание эпохи. Минусы - все остальные предметы, кроме истории, даются без углубления и являются лишь дополнениями.

Возьмём параграф из учебника «Россия в мире». За собственно историческими фактами идут сведения из географии, искусства, литературы. Заключение делается объединяющим, сопоставляющим все предметные знания в едином культурном пространстве. Для иллюстрации данного утверждения, хочу продемонстрировать заключение к пятому параграфу учебника «Россия и мир», написанному мною в соавторстве.

«Сегодня, когда мы говорим о литературе и культуре Древней Руси, что нам представляется прежде всего? В лучшем случае - «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», Золотые ворота в Киеве и Софийский собор. При попытке вчитаться в старославянский текст или в его адаптированный вариант, вязнешь в лексических оборотах, образном языковом строе, потоке незнакомых слов и выражений, ссылок на неизвестные источники. И когда доходишь до смысла, вроде бы - не такого глубокого, возникает вполне осознанный вопрос: зачем? Зачем нам изучать тот малозаметный росток, что давно и успешно развился, распустился в пышный цвет великой российской культуры? Он архаичен и неактуален.

Давайте вместе подумаем, зачем мы отправляемся в столь далёкое путешествие к истокам?

Во-первых: культура формирует личность. Факт это общеизвестный. Образный строй языка является частью когнитивной системы и языкового сознания говорящего. Это облегчает понимание образа носителями одного языка и, наоборот, затрудняет, если языковой обмен идёт между представителями разных культур.

Минимальная содержательная единица образного строя языка - так называемая «базовая метафора» (устойчивая модель, закрепляющая в данном языке ассоциативное сочетание разнородных объектов, например: жизнь - копейка, время - вода и т.д.) (Лакофф Дж. Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. «Теория метафоры. М., 1990) Зная базовые метафоры языка, можно нарисовать примерный портрет его носителя. Например, Россия, как страна, связанная с сельским хозяйством, имеет в языке ряд базовых метафор, связанных с сельскохозяйственными работами, таких, как «сеять добро», «вырастить смену» и др. Зная образный языковой строй литературных произведений Древней Руси, мы можем представить себе людей того времени и ответить на многие вопросы, связанные с историей.

Во-вторых, частично ответ содержится и в вопросе. Чтобы рассуждать о будущем российской культуры, необходимо знать её прошлое, её истоки. Во многом вопрос о «вторичности» древнерусских текстов не менее политичен, чем спор о возникновении на Руси государственности.

В-третьих, древнерусские литературные памятники - давно уже часть мирового наследия человечества. А поскольку литература, как и культура в целом, несмотря на то, что возникает в какой-то временной отрезок, существует ВНЕ времени, вопрос о том, что текст устарел, просто не рассматривается в виду его несерьёзности. Да, древнерусская литература требует специальной подготовки… как и любой образец элитарной культуры, которая от этого не становится ненужной и неактуальной. Но при этом она позволяет увидеть лексическую, грамматическую и историческую основу сегодняшней российской цивилизации. Не говоря уже и о том, что памятники древнерусской литературы заслуживают того, чтобы их прочитали».

( Д.Д. Данилов, А.А. Вахрушев, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, С.А. Козлова, А.В. Горячев, Е.В. Сизова, Д.Ю. Беличенко «Россия в мире». Учебник для 10-11 класса

Итак, если мы говорим не о дополнении одного предмета другими предметами, а именно об интеграции, то единый учебник, совмещающий разные дисциплины - не лучший метод объединения. Но объединять предметы тем или иным способом нужно. Привожу опрос, проведенный в октябре-ноябре 2014 года в Медвежье-Озерской школе среди учеников 8а, 8б, 9а и 9б классов (всего 82 человека).

На вопрос, нужен ли в линейке учебных дисциплин такой предмет как искусство, ответы расположились следующим образом:

Не нужен:

а 8 из 20, 8б 5 из 20, 9а 11 из 21, 9б 4 из 21.

Нужен, но более интересный:

а 10 из 20, 8б 7 из 20, 9а 15 из 21, 9б 7 из 21.

Нужен ли такой предмет, как литература:

Не нужен:

а 1 из 20, 8б 0 из 20, 9а 3 из 21, 9б 2 из 21.

Нужен, но с более интересным содержанием:

а 11 из 20, 8б 9 из 20, 9а 15 из 21, 9б 8 из 21.

Нужен ли такой предмет, как история:

Не нужен:

а 2 из 20, 8б 0 из 20, 9а 1 из 21, 9б 0 из 21

Нужен, но с более интересным содержанием:

а 4 из 20, 8б 7 из 20, 9а 3 из 21, 9б 7 из 21.

Проведённый вопрос, как мы видим, показывает определённую степень непонимания значения такого предмета, как искусство в 8 и 9 классе. На втором месте стоит литература. В среднем половина школьников хотела бы видеть содержание этого предмета иным. Самой стабильной здесь остаётся история, но и к ней, как видите, возникают вопросы.

и 9 классы - это уже пубертантный период, время максимализма, чёрно-белой картины миры, некоего отрицания существующих приоритетов. Если в 5-7 классах вопрос «почему изучать» не стоит так резко в силу традиций, инертности мышления, то в 8-9-х он становится актуальным. И тут уж предмет «Искусство» страдает в полной мере, поскольку воспринимается многими как «устный», то есть - необязательный, ненужный, бесполезный. В определенной мере «устным» предметом считается и литература, потому что к текстам дети сегодня относятся без трепета. Возможно, в будущем, феномену компьютерного общения, когда человек, пишущий в почте, чате, блоге, контакте и пр. воспринимает себя как автор, творец и т.д., и при этом не умеет разобрать и проанализировать текст, не владеет критическим мышлением, не может правильно построить диалог, доказательство, опровержение и пр., посвятят научные работы. Пока же можно с грустью констатировать, что современное поколение детей возраста средней и старшей школы в массе своей не владеет элементарными навыками работы с научным и художественным текстом. Методы учителей, впрочем, тоже разнообразием не блещут - от диктовки под запись, за что учителя еще лет десять назад метко окрестили «говорящей головой», до своеобразного понимания «самостоятельной работы», когда ни слова не сказав, учеников усаживают за конспектирование параграфов и глав, что они, с большим или меньшим усердием делают, тренируя, в основном, мелкую моторику.

Почему это происходит? Корень проблем со школьными дисциплинами, что сегодня, что десять лет назад - один: отсутствие межпредметных связей, взаимопроникновения.

На сегодняшний момент существуют три известных способа интеграции школьных предметов гуманитарного цикла:

А) Пытаться вести предметы параллельно (т.н. «динамическое расписание», когда один и тот же предмет рассматривается разными дисциплинами, например: дождь как природное явление, дождь в истории, дождь в поэзии, дождь в искусстве). Частично используется программой Занкова.

Б) Предусматривать продуктивные задания с использованием нескольких предметов (когда в задании по литературе присутствуют исторические факты и наоборот; обществознание используется при анализе исторической ситуации, а искусство и МХК - при описании исторической эпохи) внедрялось Образовательной системой «Школа 2100» на основе общего подхода к написанию УМК. При всех плюсах этого подхода предполагает целую систему написанных на одной основе УМК, что сегодня не очень реально.

В) Предусмотреть в каждой четверти так называемые «ключевые» моменты, когда можно либо провести совместные с другими учителями общие уроки по гуманитарному циклу, либо совместить все предметы при анализе исторического, либо литературного момента (предметы «Искусство» и «Обществознание» менее привязаны к хронологии, поэтому могут быть использованы вне зависимости от периода изучения - либо как повторение, либо как освоение нового).


ГЛАВА 5. Интеграция по ключевым моментам как наиболее реальный вид интеграции предметов гуманитарного цикла


Третий вариант, интеграция по ключевым моментам истории, на настоящий момент видится мне наиболее реальным, потому что не требует, во-первых, единой системы учебников (каковой, кстати, сейчас и не существует), а заодно избавляет завуча, составляющего динамическое расписание от поисков веревки и мыла - чтобы воплотить в жизнь идею динамического расписания нужна, как минимум, малоформатная частная школа и подготовленные ученики.

История, как наиболее структурированная дисциплина, как мне кажется, должна послужить основой для интеграции. В определенные моменты это может быть литература, например во время изучения новых литературных течений периода литературного авангарда, когда без объяснения исторических реалий того времени просто не обойтись. В каждом классе надо отталкиваться от программы по истории, и делать не более трех интегрированных уроков в четверти (десять-двенадцать за год). Если брать за основу девятый класс, одним из таких уроков могла бы стать к примеру, «Литература и революция» (1917-1920 годы). С литературной стороны - А. Блок, С. Есенин, Бунин, Гумилёв. С исторической стороны - первые декреты, разруха, военный коммунизм. Со стороны искусства - живопись авангарда. Со стороны обществознания - эволюция и революция как пути общественного развития, анализ системы управления молодым советским государством. Далее все эти направления продолжают изучаться предметно, но у учеников они уже «связались» воедино. Для уроков следует выбирать действительно ключевые моменты, и тогда единая картина мира будет построена.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Интеграция предметов гуманитарного цикла является необходимой составляющей воспитания функционально грамотной личности, объединяющей в себе качества успешного человека и гражданина своей страны, духовно чуткого и морально образованного индивида, что и является задачей сегодняшнего образования, прописанной в Федеральном государственном образовательном стандарте.


Список литературы


1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.

3. К.Д. Ушинский «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Том 1, глава 39 «Идея причины, цели, назначения и случая». <http://az.lib.ru/u/ushinskij_k_d/text_1867_chelovek_kak_predmet_vospitaniya_tom_1.shtml>

. Толстой, А. Н. Книга для детей. - М.:Учпедгиз, 1953.-86 с.

. Лакоценина, Т. П. Современный урок. Интегрированные уроки.- Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2008. - 256 с.

. Стяжкина, Н. А. К вопросу об интеграции // Искусство в школе. - 2010.- №2. - с. 30.


Теги: Формирование личности обучающегося на основе межпредметных интеграций в средней школе  Реферат  Педагогика
Просмотров: 16338
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Формирование личности обучающегося на основе межпредметных интеграций в средней школе
Назад