Социально-культурная адаптация детей 2-3 летнего возраста к дошкольному муниципальному образовательному учреждению

Введение


Дети 2-3 летнего возраста переживают значительный период в жизни, так как в это время они проходят очень большой путь развития. Это период не только физического роста, но и психического, социального. Формирование ребенка как личности происходит под воздействием окружающего его мира, и особенно значительную роль в этом играют детский сад и семья. Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома-то это будет залогом оптимального течения адаптации детей 2-3 летнего возраста к детскому саду. Доктор педагогических наук профессор В.В. Гузеев, профессор кандидат педагогических наук М.Е. Бершадский, доктор педагогических наук профессор Г.Г. Левитас, кандидат филологических наук доцент А.В. Рафаева, занимающиеся проблемами адаптации детей 2-3 летнего возраста в детских дошкольных учреждениях, считают, что программы детских садов, рассчитанные на адаптацию детей младшего дошкольного возраста, недостаточно для успешной социально-культурной адаптации. [1] Характерной особенностью исследований проблемы социально-культурной адаптации детей является рассмотрение её с позиций различных наук: философии (Э. Дюркгейм, В.В. Зеньковский, И. Кант, Т. Парсонс и др.), социологии и психологии (И.С. Кон, В.В. Рубцов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), педагогики (С.Т. Шацкий, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) Изучением этой проблемы в разное время занимались В.Р. Беспалова, П.П. Блонский, Е.А. Радина, П.М. Саморукова и другие педагоги.

В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в психолого-педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, Н.Д. Ватутиной, где рассматриваются особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребёнка и основные закономерности его психического развития в раннем дошкольном возрасте. Данная проблема до сих пор остаётся актуальной, что и определило тему дипломной работы.

Объект: процесс адаптации детей 2-3 летнего возраста к условиям дошкольного муниципального образовательного учреждения.

Предмет: факторы, способствующие успешной социально-культурной адаптации детей 2-3 летнего возраста в дошкольном муниципальном образовательном учреждении.

Цель: Сравнить эффективность программ социально-культурной адаптации детей 2-3 летнего возраста в дошкольном муниципальном образовательном учреждении в формировании социально-бытовых, культурно-гигиенических навыков и межличностных отношений.

Задачи:

изучить психолого-педагогическую, социальную, юридическую литературу, нормативно-правовые акты по данному вопросу;

провести эксперимент по сравнению эффективности программ социально-культурной адаптации в формировании социально-бытовых, культурно-гигиенических навыков, и межличностных отношений детей 2-3 летнего возраста в дошкольном муниципальном образовательном учреждении;

проанализировать результаты эксперимента и сделать выводы.

Методы исследования:

а) Эмпирические методы - наблюдение, эксперимент.

б) Теоретические методы - математические и статистические.

Гипотеза: Программа адаптации детей 2-3 летнего возраста к детскому дошкольному учреждению «Развивайка», на наш взгляд является более эффективной в формировании навыков, необходимых для успешной социально-культурной адаптации.


1. Теоретическая часть. Факторы, способствующие успешной социально-культурной адаптации детей 2-3 лет в детском дошкольном образовательном учреждении


1.1 Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста


Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С 2-3 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности - игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности, произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении с взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие с взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. [2]


1.2 Характеристика понятия «адаптация» и факторы, влияющие на неё


С поступлением ребенка 2-3 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.

Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться.

Термин «Адаптация» (от лат. Adaptare - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной социальной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). [3] Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Период привыкания детей - неизменно сложный процесс. В настоящее время существенную помощь в решении данной проблемы оказывают научно-практические разработки психологов, которые вооружают знаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребенка раннего возраста, об особенностях его психического развития, уровнях общения с взрослым. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться. [4]


1.3 Взгляды авторов педагогических трудов на проблему социально-культурной адаптации детей к детскому дошкольному образовательному учреждению


Галигузова Л.Н. считает, что существует тесная связь между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием в саду. У детей, которые умеют длительно и разнообразно играть, адаптация протекает сравнительно легко. [5] Для ребенка, умеющего увлеченно играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами необходимыми для этого. По мнению Л.Н. Галигузовой, трудно адаптирующиеся дети не умеют сосредоточиться на игре, мало инициативны, нелюбознательны. Высокий уровень предметной деятельности, умение налаживать деловые контакты со взрослыми создают у ребенка положительные эмоциональные переживания во время пребывания в саду и обеспечивают быструю адаптацию к нему. Галигузовой Л.Н. установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно ребенок раннего возраста справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны и с физическим, и с психологическим состоянием ребенка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены.

Первый это - состояние здоровья и уровень развития; Здоровый, развитый по возрасту, малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями.

Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому. Исходя из возрастных особенностей психики, можно предполагать более легкое привыкание к условиям детских яслей в возрасте до девяти-десяти месяцев и после полутора лет, так как в этом интервале отрыв от матери переносится особенно болезненно.

Третий фактор, сугубо психологический - это степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности. В раннем возрасте на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое, в ходе которого формируются особые связи с окружающими людьми. Е.О. Смирнова изучала различия в адаптации ребенка 2 и 3 лет. Если 3-х летний ребенок, готовясь к детскому саду, уже владеет речью, некоторыми навыками самообслуживания, имеет опыт общения с взрослыми и испытывает потребность в детском обществе, то 1,5-2 летний ребенок менее приспособлен к отрыву от родителей, более слаб и раним. Именно в этом возрасте адаптация к детскому саду происходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Результаты проведенных некоторыми учеными исследований (Атанасовой А.Г., Голубевой Л.Г.) показывают также, что в начальный период адаптации маленький ребенок не имеет желания участвовать в «играх с игрушками». Незнакомая обстановка угнетает обычную активность детей. Иногда даже самые интересные игрушки не привлекают детей, это «чужие» игрушки. Ребенок тяготеет к своим любимым игрушкам. Практика показывает, что любимая игрушка, книжка с рисунками или даже какая-нибудь тряпочка, к которой ребенок привык, облегчает процесс адаптации, если ребенок приносит их с собой. Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.


1.4 Основы формования культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях


Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. [6] В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.

Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу. Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей социально-культурных навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

Н.К. Крупская писала: «Одна из важнейших задач детского сада - привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье». В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания - единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример. При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. В дошкольном учреждении, где старшие не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом.

Определенное внимание следует уделить воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, связанных с едой. Напоминайте ребенку, что за столом сидят прямо, не горбясь, не наклоняясь в одну сторону. Пищу берут ложкой или вилкой, понемногу.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. [7] Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств. Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «Застегните», «Завяжите», «Оденьте». Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. [8]

Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой. Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе с взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: «Я хороший, потому что всё делаю правильно!». Дети 2-3 летнего возраста только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ними нравственных норм. Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественное требование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.


1.5 Формирование социально-бытовых навыков у детей 2-3 летнего возраста в дошкольном муниципальном образовательном учреждении


Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего развития личности ребенка. [9] От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Педагог всероссийского уровня Анкудинова Н.Е. утверждает, что недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма. Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными социально-бытовыми навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости. Таким образом, овладение младшими дошкольниками социально-бытовыми навыками - эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.

Логинова В.И. в научном труде «Особенности осознания своих умений у детей 2-3 лет» утверждает, что ребенку трехлетнего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. [10]«Я сам! - заявляет он, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста занимает самообслуживание. Организуя труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавить стремление к самостоятельности, это великое «завоевание» трехлетнего ребенка - важный фактор в формировании его трудолюбия.

Воспитателю необходимо помнить, что, если не обращать внимание на то, как ребенок выполняет действие (как завернул рукава, зашнуровал ботинки, убрал в шкаф сменную обувь), у него не только не формируются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки (небрежность, неряшливость и т.д.).

В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает развитие социально-бытовых навыков, связанных с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате и на участке. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. Особое место в системе воспитания детей занимает дошкольное учреждение, целью деятельности которого является развитие детей. Существуют различные методы формирования социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста, выбор которых осуществляется в соответствии с особенностями ребенка, с конкретными условиями и т.д. Овладение данными навыками способствует развитию необходимых умений для социализации человека, для формирования самостоятельности, независимости в бытовом отношении, что, безусловно, является и фактором личностного развития.

Формирование социально-бытовых навыков происходит постепенно и планомерно. Очень важно при этом активное сотрудничество детского сада и семьи, так как в первую очередь ребенок берет пример со своих родителей.


1.6 Межличностные отношения детей 2-3 летнего возраста, посещающих дошкольное муниципальное образовательное учреждение


Исследованиями последних лет Пыжьяновой Л., Павловой Л.Н, Заводчиковой О.Г., Айсиной Р. и других авторов доказана исключительно важная роль в подготовке ребенка к поступлению в детский сад (ясли), развития у него потребности в общении с взрослыми и детьми, а также формирования навыков общения, необходимых для удовлетворения этой потребности. [11] Родители нередко сужают круг общения маленького ребенка, ограничивая его членами семьи. Неудивительно, что дети, воспитывающиеся в таких условиях, боятся посторонних людей. Поэтому самым распространенным в конце первого года жизни является страх перед незнакомыми людьми. При приближении незнакомцев ребенок морщит лицо, переводит взгляд с него на мать и через несколько секунд начинает плакать. Если незнакомец подойдет к малышу медленно, заговорит с ним мягко, начнет с ним играть, возможно, малыш не проявит никакого беспокойства, но почти наверняка ребенок испугается, если человек, которого он видит впервые, подойдет к нему быстрым шагом, будет вести себя слишком или неприветливо, попытается взять ребенка на руки. Страх этот можно объяснить тем, что ребенок, сравнивая схемы знакомых ему лиц с впечатлением о незнакомце, не может соотнести их. Чем старше ребенок, тем он быстрее распознает отличие. Более того, младенцы постарше, сравнивая лицо незнакомца с восстановленным в памяти образом знакомого лица, не найдя сходства, теряются и могут расплакаться. Есть случаи, когда у ребенка родители вызывают отрицательное отношение к посторонним. «Вот дядя придет, тебя заберет»; «Видишь, какая нехорошая тетя. Отдам тебя ей, если будешь плакать», - говорят иногда малышу родители, не сознавая, какой вред наносят этим.

Зубова Г. Утверждает, что отсутствие общения с другими людьми, отрицательная оценка их родителями, а иногда и отрицательный опыт общения с незнакомыми взрослыми, приводят к нежеланию и неумению детей устанавливать с ними контакт. Чем уже круг общения, чем меньше у ребенка близких людей, тем меньше опыт его общения и тем труднее ему установить контакт с незнакомыми взрослыми. А при поступлении ребенка в детский сад, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.

Правильно поступают те родители, которые уже на первом году жизни ребенка не ограничивают его общение в узком кругу семьи. [12] Соблюдая необходимые гигиенические требования, целесообразно уже в этом возрасте расширить круг общения ребенка - предполагает педагог, доктор педагогических наук Костина В.П. Полезно, если гостья семьи подержит младенца на руках, позабавит его. Сначала лучше в присутствии матери, другого близкого лица. Впоследствии надо оставить малыша на непродолжительное время с новым человеком наедине. Всем своим поведением, улыбкой, словами выразить расположение к тому лицу, в общение с которым родители хотят вовлечь ребенка. Постепенно следует расширять круг лиц, вступающих в контакт с ребенком, увеличивать продолжительность пребывания ребенка без близких. Дети, которые привыкли к общению не только с близкими, но и с другими взрослыми, легко вступают в контакт и с воспитателем, когда их впервые приводят в группу; период адаптации у них протекает легче и менее продолжителен, чем у детей, общение которых было ограничено членами семьи. Благодаря этому воспитатель получает возможность познакомить такого ребенка с окружающей обстановкой в первые же дни. Правда, поначалу малыш стремится все время быть возле воспитателя, но постепенно его самостоятельность возрастает, что позволяет ему не следовать постоянно за воспитателем, как в первое время, а самому находить себе занятие, выбирать игрушки.

Контакты детей с ровесниками складываются позже, чем общение с взрослыми. Воспитатель начинает включать ребенка в игры с другими детьми, формирует навыки общения с ними. Ребенок узнает и учится выполнять простейшие правила: не отнимать игрушки, обмениваться ими, не нарушать игру других детей, уступать игрушку, играть рядом с другим ребенком, а затем - и совместно. Побуждать ребенка к контактам со сверстниками целесообразно только после того, как у него возникнет доверие и расположение к воспитателю. Если малыш боится взрослого, а тот берет плачущего ребенка за руку и ведет к играющим детям, то по всей вероятности, не только не успокоит его, но еще больше испугает. Ведь и опыта общения с детьми у него еще нет. Скорее всего, он не видел так много детей одновременно. Наиболее легко привыкают к условиям детского сада те дети, у которых еще до поступления имелся опыт общения не только с взрослыми, являющимися членами семьи, но и со сверстниками. Примером являются семьи, проживающие в семейных общежитиях. Здесь родители и дети из разных семей тесно контактируют между собой. Даже самые маленькие дети знают проживающих по соседству женщин, охотно остаются с любой из них, если матери надо отлучиться. Дети постарше, кроме того, много самостоятельно играют и резвятся в коридорах. Таким образом дети из этих семей приобретают опыт общения с взрослыми и сверстниками, который помогает им легко адаптироваться при поступлении в дошкольное учреждение.

Взаимоотношения детей 2-3 летнего возраста в группе детского образовательного учреждения отражены во многих педагогических исследованиях, таких как А.И. Аржанова, Л.В. Артемова, В.Я. Воронова, В.Г. Горбачева, Г.Н. Ибрагимова; Д.В. Менджерицкая; В.Г. Нечаева; Г.И. Жуковская; Р.М. Пембург. Авторы пришли к выводам, что в детском саду дети усваивают определенные нормы взаимоотношений со сверстниками, у них складываются те или иные способы поведения, постепенно закрепляются как более или менее устойчивые нравственные качества личности.

Наиболее важное значение для развития личности имеет игра. Беря на себя роль взрослых, воспроизводя их деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с доступными для них правами и мотивами поведения, которыми руководствуются взрослые в трудовой и общественной деятельности. Те действия и взаимоотношения, которые дети развивают в соответствии с взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками. В процессе реальных взаимоотношений, развивающихся по поводу игры - при обсуждении содержания игры, распределении ролей - дети учатся учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить свой вклад в общее дело.

Группа детского сада - это первое детское общество, возникающее на основе сложно ролевой игры, где имеются благоприятные условия для формирования качеств общественности, начал коллективизма. Воспитательное влияние группы на дошкольника обуславливается как исключительной значимости общества сверстников, так и эмоциональной притягательностью. Группа детского сада для ребенка - источник переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности - игровой, трудовой, изобразительной.


2. Эффективность программ социально-культурной адаптации в формировании социально-бытовых, культурно-гигиенических навыков, и межличностных отношений детей 2-3 летнего возраста в дошкольном муниципальном образовательном учреждении

адаптация дошкольный муниципальный образование

Деятельность муниципального детского дошкольного образовательного учреждения детский сад №87 «Золотой ключик». Подготовка к проведению эксперимента по программам социально-культурной адаптации «Вместе весело шагать» и «Развивайка» детей 2-3 летнего возраста к дошкольному муниципальному образовательному учреждению.

Муниципальное образовательное учреждение №87 детский сад «Золотой ключик» общеразвивающего вида осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом о некоммерческих организациях, законом РФ «Об образовании и иными правовыми актами», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. №91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Приоритетным направлением в работе педагогического коллектива является сохранение психического и физического здоровья детей, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка, оказание помощи семье в воспитании, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, адаптация к жизни в обществе.

Продолжительность воспитательно-образовательного процесса осуществляется с 2-х до 7-летнего возраста ребенка.

В муниципальном образовательном учреждении №87 детский сад «Золотой ключик» действуют 10 групп, из них 3 группы - для детей с нарушениями речи, 1 группа - для детей с задержкой темпа нервно-психического развития, 1 группа - для детей с нарушениями иммунной системы.

Воспитательно-образовательную работу с детьми, под руководством заведующей, заместителя заведующей и методиста, ведут 13 высококвалифицированных педагогов-воспитателей, а также 3 логопеда, 2 музыкальных руководителя, психолог.

Данный сад был выбран нами в качестве базы проведения эксперимента.

Выборку групп исследования составили две младшие группы: №1 «Мальвина», которая включает в себя 10 детей 2-3 летнего возраста, и группа №2 «Арлекино», состоящая из 12 детей 2-3 летнего возраста. Все дети стали посещать детский сад в двух группах одновременно с первого сентября 2010 года. Дети из обеих групп проживают в полных благополучных семьях, это нами было выяснено до проведения эксперимента у психолога и воспитателей выбранных нами групп. Сложностью проведения эксперимента являлось длительное согласование с заведующей детским садом получения разрешения на проведения эксперимента, а также отсутствие педагогического опыта в моей деятельности, что закладывало определенную тревожность и опасения в проведении исследования.

Эксперимент (от лат. <#"justify">Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана проведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов. В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ В.В. Петухов выделил:

констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления;

проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

Наш эксперимент, в соответствии с вышеперечисленными видами, является проверочным, уточняющим.

При проведении экспериментального исследования в соответствии с классификацией Валеева Г.Х нами были выделены следующие этапы <#"justify">а) диагностический этап:

) определение объекта экспериментального исследования - программы адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному муниципальному образовательному учреждению;

) формулирование проблемы - программы детских садов, рассчитанной на адаптацию детей младшего дошкольного возраста, недостаточно для успешной социально-культурной адаптации;

) формулирование темы - сравнение эффективности программ адаптации;

) актуальность - программы детских садов, рассчитанной на адаптацию детей младшего дошкольного возраста, недостаточно для успешной социально-культурной адаптации;

б) прогностический этап:

) определение цели и задач - сравнить эффективность программ;

) гипотезы эксперимента - программа адаптации «Развивайка», на наш взгляд является более эффективной в формировании навыков, необходимых для успешной социально-культурной адаптации;

) составление плана-программы эксперимента - план программы «Вместе весело шагать» и план программы «Развивайка»

в) организационно-подготовительный этап:

) выбор конкретных объектов эксперимента - программы адаптации «Вместе весело шагать» и «Развивайка»;

) выбор необходимых характеристик для отслеживания в эксперименте - уровень формирования культурно-гигиенических, социально-бытовых навыков, межличностных отношений;

) методическое обеспечение эксперимента - устав детского сада №87 «Золотой ключик», необходимые нормативно-правовые акты, педагогическая и юридическая литература;

) организационное обеспечение эксперимента - ознакомление с исследуемыми группами, с персоналом, с заведующей детским садом, получение разрешения на проведение эксперимента, собрание с родителями;

) сбор необходимых данных для эксперимента - возраст детей, социальное положение семей, дата поступления, уровень формирования культурно-гигиенических, социально-бытовых навыков, межличностных отношений до проведения эксперимента, уровень социально-культурной адаптации детей;

г) практический этап: непосредственно проведение эксперимента:

) согласование с кадрами содержания эксперимента;

) в первые пять дней проведения эксперимента помощь воспитателей в заполнении листов адаптации детей;

) проведение занятий, согласно программам адаптации;

4) наблюдение за детьми и заполнение листов адаптации;

5) проведение занятий с родителями, согласно программам адаптации;

д) обобщающий этап:

) анализ результатов проведенного эксперимента;

) подведение итогов;

Любой вид деятельности несет в себе определенные особенности и в связи с этим, мы, несомненно, воспользовались рекомендациями опытных специалистов детского сада в своей работе.

Эксперимент по программе адаптации детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело шагать»

Эксперимент по программе адаптации детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело шагать» проводился в младшей группе №1 «Мальвина».

Содержание программы адаптации детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело шагать»

Автором программы является заведующий детским садом №161 «Лесовичок» г. Тольятти Олемская Татьяна Семеновна, педагог-психолог высшей категории детского сада №161 «Лесовичок» г. Тольятти Маханькова Асия Ханзатовна, разработана в 2008 году в г. Тольятти.

Перед каждым дошкольным учреждением стоит задача обеспечения благоприятных социально-педагогических и социально-культурных условий для адаптации малышей. Дети могут испытывать повышенную тревогу, боязнь, чувство одиночества при расставании с родителями в период адаптации к детскому саду. Значимость проблемы подтверждается также вниманием к ней учёных, педагогов и психологов. В психолого-педагогической литературе описывается факт психотравмирования ребёнка при поступлении в детский, как острое эмоциональное реагирование на отрыв от матери (Н.М. Аксарина, Р.Р. Тонкова-Ямпольская, К.Л. Печора, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и др.). Важность снятия остроты эмоционального переживания ребёнка обуславливается не только трудностями взрослых по организации его поведения, но и последствиями в психосоматическом здоровье. Выявлено, что у ребёнка, начавшего посещать дошкольное учреждение, могут проявляться беспокойство, страх, повышенная возбудимость, раздражительность, негативизм и упрямство, депрессивные реакции, особенно ярко у детей с высоким уровнем эмоциональной зависимости от родителей. Теперь ребёнка окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые совсем не похожи на его семью. Как сделать вхождение ребёнка в детский сад безболезненным? Как облегчить его страдания и помочь перенести стресс из-за разлуки с близкими людьми?

За основу программы «Вместе весело шагать» взята программа Т.Н. Дороновой «Из детства в отрочество». Новизна программы заключается в значительном сокращении срока адаптации детей с осложнённым её характером в период от 1 до 2 месяцев. Это достигается за счёт комплекса психолого-педагогических методов взаимодействия с детьми и их родителями, а также целенаправленной просветительской и практической работы с семьей, создания определённых условий в адаптационной группе.

Данная программа разработана с целью создания благоприятных социально-педагогических условий для адаптации детей 2-3 летнего возраста к детскому дошкольному образовательному учреждению. Программные задачи решаются через: мотивационную деятельность и развивающую среду ребенка в адаптационный период, формирование консультативного блока информации для повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей. Данная программа разработана для педагогов детских дошкольных учреждений, родителей детей, поступающих в детский сад. Продолжительность программы составляет 1-1,5 месяца.

Ожидаемые результаты исследования по данной программе: благоприятный адаптационный период детей 2-3 летнего возраста, снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду, повышение психолого-педагогических знаний у родителей, развитие позитивного и доверительного взаимодействия родителей и сотрудников детского сада, всестороннее развитие личности ребенка, формирование навыков, необходимых для успешной социально-культурной адаптации детей 2-3 летнего возраста в детских дошкольных образовательных учреждениях.

Учебно-тематический план работы, разработанный в соответствии с программой адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду «Вместе весело шагать»

Изучив программу адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду «Вместе весело шагать», мы разработали свой учебно-тематический план работы на основе примерного учебно-тематического плана программы адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду «Вместе весело шагать», который представлен в приложении А.

Структура занятий программы адаптации детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело шагать»:

Вводная часть

Информационно-подготовительная;

Ритуал приветствия, знакомство;

Настрой на предстоящую деятельность;

Просмотр домашнего задания.

Задача вводной части: обеспечение и создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы, снятие напряжения, тревоги.

Основная часть.

Сопровождение адаптационного периода;

Проигрывание специально подобранных игр, игровых упражнений с детьми и родителями;

Продуктивная деятельность;

Релаксация.

Задача основной части: обучение позитивным способам взаимодействия, умению чередовать занятость и расслабление для снятия напряжения.

Заключительная часть.

Оценка эффективности психопрофилактической работы;

Получение домашнего задания;

Обмен мнениями с родителями;

Информирование родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка (педагог-психолог, воспитатель, медицинский работник).

Задача заключительной части: закрепление всего позитивного и нового, что возникло в личностном мире каждого из участников.

Проведение эксперимента в младшей группе №1 «Мальвина» по программе адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому дошкольному образовательному учреждению «Вместе весело шагать»

Перед проведением эксперимента, нами была изучена программа адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому дошкольному учреждению «Вместе весело шагать» и в соответствии с учебно-тематическим планом, предложенным в программе, мы разработали свой учебно-тематический план. Для каждого занятия нами был подготовлен дидактический и практический материал. Перед началом проведения эксперимента провели собрание с родителями детей выбранной группы, в целях разъяснения задач эксперимента и получения согласия на проведение эксперимента.

В соответствии с программой адаптации детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело шагать» и учебно-тематическим планом программы, мы провели эксперимент в младшей группе №1 «Мальвина», осуществляя свою деятельность с использованием личностно-ориентированного подхода к детям. При выполнении заданий программы тщательно следили за эмоциональным состоянием детей, за уровнем формирования навыков, необходимых для успешной социально-культурной адаптации, не допуская переутомляемости и перегрузок. К занятиям эксперимента готовились ответственно, детально изучая пункты программы, учитывая её особенности. В работе с родителями проявляли понимание к проблемам воспитания и обучения детей с точки зрения их субъективного подхода. Старались помочь всем участникам эксперимента развить положительное взаимодействие между участниками группы.

В соответствии с программой адаптации детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело шагать», в занятиях должны принимать участие не только дети, но и их родители, поэтому в своей работе мы столкнулись с определенными трудностями в организации занятий. Некоторые родители не посещали занятия, ссылаясь на высокую занятость, не выполняли совместно домашнее задание с детьми, не поддерживали детей в период проведения эксперимента по программе адаптации детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело шагать», что воспрепятствовало эффективному проведению исследования. Многие родители принимали активное участие в работе группы адаптации: обеспечивали систематическое посещение занятий, выполняли домашние задания, принимали участие в игровой и практической деятельности, поддерживали и устанавливали положительное взаимодействие.

Для диагностики эмоционального состояния детей, уровня формирования навыков, способствующих успешной социально-культурной адаптации, межличностных отношений детей, мы использовали «Листы адаптации», разработанные группой исследователей Богиной Т.Л., Тереховой Н.Т., Кониной Е.Ю. и других исследователей в 2003 году. Листы адаптации включают в себя следующие критерии: настроение, аппетит, сон, активность, межличностные отношения, формирование культурно-гигиенических навыков, формирование социально-бытовых навыков. В течение 1 календарного месяца мы проводили с детьми в соответствии с учебно-тематическим планом занятия по программе адаптации детей раннего дошкольного возраста «Вместе весело шагать»:

а) занятия с детьми:

1) знакомство:

Игры, упражнения направленные на развитие общения ребёнка с детьми и взрослыми. Установление контакта. Участие в беседе «Давайте познакомимся», «Как тебя зовут», ответы на вопросы «Кто к нам в гости пришёл», конструирование «Красивые бабочки», игры, релаксация «Отдыхают наши ножки», выполнение игр с мячом, релаксация «Отдых на траве».

) основная часть:

Общение с детьми и взрослыми, выполнение традиций детского сада «Приветствие с Буратино и его друзьями», активность в игровой деятельности. Участие в ролевой игре, повторение игровых действий и слов игра «Носик», лепка «Угощение для гостей», релаксация. Занятие с музыкальным руководителем детского сада «Кто к нам в гости пришёл». Участие в играх с погремушками, звукоподражание, выполнение аппликации, активное общение. Звукоподражание «Кто как поёт», участие в пальчиковых играх, рисование пальцами, ладонью, активное общение. Выполнение заданий на логику, внимание «Кто в домике живёт», «Кто спрятался», рисование «Дорожка», релаксация, активное общение. Выполнение заданий «Строим дом», «Собери пирамидку», аппликация «Подарок - пирамидка», активное общение. Конструирование из кубиков «Лесенка Ёжику», лепка «Яблочки», активное общение. Участие в рисовании «Точки на спинке у коровки», выполнение пальчиковых игр, активное общение. Сочетание движений и слов «Речевая зарядка», игры на звукоподражание, развитие пространственных представлений. Развитие сенсорного восприятия (цвет, форма, вкус, ощущения), воспитание добрых чувств, приветствие и прощание при встрече.

) заключительная часть

Активное участие в игровой деятельности, свободное общение с детьми и взрослыми. Участие в экскурсии по группе, установление контакта с педагогом - выполнение игровых заданий. Сюжетная игра «Путешествие», лепка, разучивание стихотворения «Наша Таня», звукоподражание. Игровые упражнения, пальчиковые игры «Водят мыши хоровод», «Мы по коврику гуляли. Сюжетная игра «Чаепитие».

б) занятия с родителями:

Активное участие в игровой деятельности с детьми, беседа «Давайте познакомимся», информирование «Выручалочки для мамы», беседа «О чём бы вы хотели спросить», домашнее задание. Газеты «Солнышко», папки-передвижки «Книга адаптации», «Вместе весело шагать», участие в игровой деятельности с детьми, работа с дневниками «Адаптация к детскому саду»,

беседы с администрацией и медиками, педагогами детского сада. Беседа «Мнение о работе группы», информирование «Ступеньки адаптации», индивидуальные беседы, ответы на вопросы родителей.

По окончании проведения исследования, проведенного по программе адаптации детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело шагать» мы подвели итоги, результаты которых внесли в листы адаптации, согласно приложению Б.

Анализ результатов исследования, проведенного по программе адаптации детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело шагать»

Данные, полученные в ходе проведенного исследования, мы зафиксировали в листах адаптации. На рисунках 1,2,3 мы отразили проанализированные нами критерии для успешной социально-культурной адаптации детей младшей группы №1. По данным результатам можно сделать соответствующие выводы о степени формирования у детей культурно-гигиенических навыков.

Степень сформирования культурно-гигиенических навыков у детей после проведения эксперимента остался прежним, что составило 80%, это говорит о невысокой эффективности программы в формировании культурно-гигиенических навыков, которые отражены в листах адаптации в соответствии с приложением Б. У 20% детей уровень формирования культурно-гигиенических навыков повысился, следовательно, можно судить об индивидуальном характере воздействия программы.

Исходя из того, что уровень формирования культурно-гигиенических навыков не снизился после проведения эксперимента, можно предположить, что программа не препятствует формированию культурно-гигиенических навыков детей, следовательно, её можно использовать в практической деятельности педагогов, воспитателей.

Следующие критерии, которые были проанализированы после проведенного эксперимента, это степень формирования социально-бытовых навыков.

По результатам данных, полученных из листов адаптации детей младшей группы №1 «Мальвина», мы можем сделать выводы о динамике развития межличностных отношений детей 2-3 летнего возраста. У 20% детей уровень межличностных взаимоотношений повысился, дети стали более дружелюбные, отзывчивые, коммуникабельные, научились проявлять сострадание, сочувствовать. В играх с другими детьми стали делиться игрушками. Возможно, программа носит индивидуальный, личностно-ориентированный подход. Развитие межличностных отношений у 70% детей осталось на прежнем уровне, а у 10% детей уровень межличностных отношений снизился, возможно, по объективным причинам, которые не были учтены в программе.

Исследование, проведенное в муниципальном детском дошкольном образовательном учреждении детский сад №87 «Золотой ключик» в младшей группе №2 «Арлекино» по программе адаптации детей младшего дошкольного возраста «Развивайка»

Для нашего эксперимента мы изучили программу адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому дошкольному учреждению «Развивайка», ознакомились с планом занятий, необходимым для нашего эксперимента. Для каждого занятия по программе был подготовлен дидактический и практический материал. Перед началом проведения эксперимента, было проведено собрание с родителями детей исследуемой группы, в целях разъяснения задач эксперимента и получения согласия на его проведение.

Содержание программы адаптации детей младшего дошкольного возраста «Развивайка»

Автор программы Павлова Л.Н - кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования. Программа «Развивайка» разработана в 2005 году и содержит практический материал, способствующий комфортной адаптации ребенка к дошкольному учреждению, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающему миру. Предпосылкой для создания данной программы послужил многолетний мониторинг адаптации детей к условиям детского сада. Она включает в себя комплексные занятия для детей 2-3 летнего возраста, направленные на развитие познавательной, речевой, социально-бытовой, культурной, эмоционально-волевой сферы, сферы межличностных отношений ребёнка как со сверстниками, так и с взрослыми людьми. Благодаря всесторонне-развивающим занятиям происходит воздействие на все структуры мозга ребенка. Система занятий способствует формированию базовых понятий, составляющих ядро картины мира дошкольника, происходит преодоление детского эгоцентризма, формированию межличностных отношений ребенка, воспитанию всесторонне развитой, высоконравственной личности. Несмотря на большое число работ, посвященных изучению адаптации детей, многие из них не содержат практической направленности. Ряд исследователей Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина и другие отмечают зависимость успешной адаптации от возраста, в котором происходит изменение привычных условий. В период интенсивного развития какой-либо функции адаптация протекает более тяжело, чем в стабильный период развития. В кризисные периоды происходят качественные изменения в развитии личности ребенка, выработка новых способов деятельности. Кризисы являются важными моментами в развитии ребенка, и от того, как будут пройдены переломные этапы, зависит его дальнейшее развитие.

В три года ребенок осознает себя как активный субъект в мире предметов и у него формируется новообразование. Трудности, связанные с поступлением в детский сад, могут отразиться на наиболее уязвимых функциях - формировании личности и речевом развитии.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество занятий: 25. Программа включает в себя:

формирование культурно-гигиенических навыков;

развитие мелкой моторики;

развитие внимания;

развитие памяти;

развитие логического и творческого мышления;

развитие речи;

развитие коммуникативных навыков;

развитие культурно-нравственной сферы;

пальчиковую гимнастику;

артикуляционную гимнастику;

знакомство с органами чувств и их функциями;

начальные навыки классификации, сравнения, выделения определенных свойств (цвет, форма, размер);

игры с кубиками Зайцева;

игры с блоками Дьенеша;

игры и упражнения по формированию начальных навыков счета, чтения и письма;

аппликацию, рисование, лепку;

игры и упражнения на коррекцию эмоционально-волевой сферы: тревожности, агрессивности, гиперактивности, самооценки, общения.

Цели занятий:

гармонизация эмоционального состояния;

снятие нервно-психического напряжения;

содействие успешной социально-культурной адаптации ребенка;

психологическая профилактика дезадаптации ребенка к условиям детского сада;

развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка, воображения;

повышение групповую сплоченность;

коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы;

развитие мелкой моторики рук и координации движений;

формирование культурно-гигиенических навыков;

формирование социально-бытовых навыков.

Задачи:

укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов ребенка, его коммуникативных возможностей;

снятие психомоторного напряжения, тревожности;

формирование положительной самооценки, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости;

стабилизация нервных процессов;

повышение внимания друг к другу;

способствовать сплочению детского коллектива.

способствовать успешной социально-культурной адаптации детей.

Используемые методы и техники: игротерапия, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, музыкотерапия.

Все занятия - игровые, так как игра - это основная деятельность ребенка.

Эффективность программы, по мнению авторов:

У ребенка с положительным представлением о себе и адекватной самооценкой отсутствует страх контактов с другими людьми, боязнь неудачи, неуспеха, а соответственно - стремление избежать принятия решения. Такие дети свободно выражают собственную точку зрения, желания, чувства. Развитие познавательных психических процессов (памяти, восприятия, внимания), мышления, мелкой моторики способствует развитию речи психологической комфортности ребенка и профилактике дезадаптации.

При апробации программы в 2005 году было отмечено, что изменение отношения к посещению дошкольного учреждения в положительную сторону (к концу первого месяца) было выявлено у 87% детей. У детей наблюдалось преобладание позитивных эмоций, снизилось количество соматических заболеваний, фиксируется положительная динамика в речевом развитии, поведении и эмоциональной сфере.

Поэтапная работа проведения эксперимента по формированию социально-культурной адаптации у детей 2-3 летнего возраста с помощью программы «Развивайка» в младшей группе №2 «Арлекино»

В соответствии с программой адаптации детей младшего дошкольного возраста «Развивайка» нами был проведен эксперимент в младшей группе №2 «Арлекино», осуществляя свою деятельность с использованием индивидуального подхода к детям. Эксперимент продолжался один календарный месяц, в соответствии с программой адаптации. При выполнении заданий программы мы наблюдали за эмоциональным состоянием детей, за уровнем формирования навыков, необходимых для успешной социально-культурной адаптации, не допуская переутомления и перегрузок. При проведении эксперимента ответственно готовились к занятиям, детально изучая все пункты программы и учитывая все её особенности. В работе с родителями проявляли понимание к проблемам воспитания и обучения детей с точки зрения их субъективного подхода. Старались помочь всем участникам эксперимента развить положительное взаимодействие.

Наша работа включала в себя деятельность, направленную на формирование культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой моторики, развитие внимания, развитие памяти, развитие логического и творческого мышления, развитие речи, развитие коммуникативных навыков, развитие культурно-нравственной сферы, пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику, знакомство с органами чувств и их функциями, начальные навыки классификации, сравнения, выделения определенных свойств (цвет, форма, размер), игры с кубиками Зайцева, игры с блоками Дьенеша, игры и упражнения по формированию начальных навыков счета, чтения и письма, аппликацию, рисование, лепку, игры и упражнения на коррекцию эмоционально-волевой сферы: тревожности, агрессивности, гиперактивности, самооценки, общения.

Занятия программы:

- «Назови себя ласково»:

Дети сидят в кругу. Педагог кидает каждому ребенку мяч и просит назвать себя ласково.

«Солнышко»:

Каждый ребенок подходит к педагогу и кладет свою руку на ладонь педагога со словами: «Я люблю…»

Педагог сверху рук детей кладет свою вторую ладонь со словами: «Посмотрите, какое ласковое доброе солнышко у нас получилось и к каждому ребенку идет лучик доброты, ласки, любви».

«Волшебные палочки»:

Педагог предлагает каждому ребенку высыпать счетные палочки из коробки. Спрашивает: «Сколько палочек у нас?»… «Правильно, много!» Давайте выложим из палочек елочку. Сколько елочек у Даши? Правильно одна. А у Марины? Тоже одна и т.д. А теперь солнышко (педагог раздает кружочки детям разного цвета, а дети из палочек выкладывают лучики. Посмотрите, а солнышко у всех разное. Какого цвета у Саши солнышко? А у Димы? Марины? Сколько у Марины солнышек? Одно. Ребята, люди придумали специальные значки, по которым можно узнать, сколько предметов. (раздает цифру 1 каждому ребенку). Это цифра 1, обозначает один предмет. Давайте пальчиком проедим по цифре 1. Давайте посмотрим, что у нас одно. Правильно, один стол, один мальчик, одна картина и тд.

«Мартышки» (Обыгрывание стихотворения):


Мы веселые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Все в ладоши хлопаем

И ногами топаем.

Надуваем щечки,

Скачем на носочках

И друг другу даже

Языки покажем.

Оттопырим ушки,

Хвостик на макушке,

Пальчик поднесем к виску

И подпрыгнем к потолку.

Шире рот откроем - «А»,

Рожицы состроим.

Как скажу я слово: «Три»,

Все гримасою замри.


Педагог рассматривает «мартышек» и по имени называет детей, у которых получились смешные позы и мимика.

Кубики Зайцева:

Давайте построим башню. (Дети строят башню из одного, двух, трех кубиков) А теперь давайте споем все гласные звуки.

Поем звуки: а о у и, э

Сказка «Курочка Ряба»:

Жили-были дед да баба. (Дети соединяют ладони рук над головой и показывают дом).

И была у них курочка ряба. (Одной рукой щепоткой из большого и указательного пальца клюем зернышки из другой руки).

Снесла курочка яичко: (Дети катают грецкий орех одной рукой по полу).

яичко не простое, а золотое. (Перекатываем из одной руки в другую)

Дед бил, бил - не разбил. (Дети держат орех в левой руке и стучат им об пол).

Баба била, била - не разбила. (Дети держат орех в правой руке и стучат им об пол).

Мышка бежала…ну-ка, мышка, отними яичко. (Дети прячут орех между ладонями).

Мышка не нашла яичко и убежала в норку.

Лепка:

Давайте слепим для бабы и деда угощения: крендельки и плетеночки.

Рисуем букву:

Педагог показывает детям красивую букву «А» и читает стихотворение:


Нарисуем уголок,

Посредине - поясок.

Познакомиться пришла

К нашим деткам буква А.


Педагог раздает детям букву А, нарисованную на бумаге. Дети сначала проводят пальцем по направлению написания буквы, затем - с помощью кисти и гуаши.

«Солнышко и туча» (напряжение и расслабление мышц туловища):

Солнце зашло за тучку, стало свежо (сжаться в комок, чтобы согреться, задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки, жарко (расслабиться); разморило на солнце (на выдохе). Когда солнышко прячется и появляется тучка: Вам грустно или весело? А когда светит солнышко? Как можно радоваться солнышку?

Психолог раздает детям листы бумаги, на которых изображен круг. Необходимо дорисовать лучики, глазки и веселый рот.

«Звукоподражание»:

Мы сейчас с вами отправимся в путешествие. Раздается гудок: «ду-ду-ду!» (гудят дети)


Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу! Чу-чу-чу! Бежит паровоз,

Далеко, далеко ребят он повез.

Чу-чу-чу!


На дорожке козлик стоит, копытцем стучит и громко кричит. (Показывает игрушку) Как он копытцем стучит?

Цок-цок-цок-цок!

Как он кричит?

Ме-е-е, ме-е-е, ме-е-е!

Петушок по дорожке идет и громко песенку поет. Как он песенку поет?

Ку-ка-ре-ку-у-у-у!

Курочка зернышки нашла и цыпляток позвала. Как она их позвала?

Ко-о-о! Ко-ко-ко-о!

Ворона корочку хлеба нашла, своих деток позвала. Как она деток звала?

Кар-кар-кар-кар!

Гуси травку едят, нас увидали, тянут шеи и шипят. Как они шипят?

Ш-ш-ш-ш!

К нам корова пришла, молочка принесла и деток позвала. Как она позвала?

Му-у-у! Му-у-у! Молока кому-у-у?

«Найди свою маму»:

Педагог раскладывает на ковре картинки животных, а детям раздает каотинки детенышей животных.

Маша, у тебя какое животное?. Где его мама? Правильно, его мама … корова. Это домашнее или дикое животное?

«Кто чем питается»:

Педагог раскладывает картинки с пищей животных и предлагает накормить свое животное.

«Сенсорная доска»:

Педагог вывешивает сенсорную доску (Каждый край доски окрашен в свой цвет: красный, синий, желтый, зеленый), раздает детям предметные картинки и просит расположить их в соответствии с цветом. Затем определить четвертый лишний. Психолог фиксирует внимание детей на расположении картинок: «Яблоко находится в верхнем левом углу и т.д.»

«Проверка слуха»:

(Педагог надевает белый колпак и белый халат).

Здравствуйте, ребята! Я доктор Ухо, будем знакомы. (Тихо произносит психолог.) Мы сейчас проверим, как слышат ваши ушки.

Психолог показывает детям, что на столе у нас находятся разные предметы: резиновая игрушка, стеклянная ваза, деревянный кубик, железная машинка. Сейчас я постучу палочкой, а вы запомните звучание предметов. Затем по очереди ребенок встает спиной к столу и отгадывает по звуку предмет.

«Шумелочки»:

(Педагог берет по одному киндер-сюрприз в котором находится: горох, манка, фасоль, рис и др., фиксирует, как они звучат и передает по кругу.

«Блоки Дьенеша»:

Педагог высыпает блоки Дьенеша и предлагает найти все круги, треугольники, квадраты. Это - печенье.

Потрогай и скажи, какое у тебя печенье: большое или маленькое, толстое или тонкое, красное или желтое. А теперь все желтое печенье положите в коробку, на которой изображен желтый кружок, а все красное - в коробку, на которой изображен красный кружок.

«Катины подарки»:

Педагог помещает на наборное полотно большую картинку, на которой изображены Катя и ее игрушки: кукла, мартышка, попугай, трубочист, носорог. Предлагает детям рассмотреть, назвать игрушки. Далее психолог раскладывает маленькие картинки и дает объяснение, что Катя привезла от бабушки своим игрушкам подарки: кукле - сумку, мартышке - бант, попугаю колокольчик, трубочисту альбом, носорогу носок. Затем психолог убирает картинки и просит детей вспомнить и для каждой игрушки положить подарок.

Клеим платочки:

Педагог раздает квадратный лист бумаги и геометрические фигуры: 4 круга и один квадрат. Просит детей разместить круги по углам платочка, а круг - в середине платочка. Затем приклеить фигуры к платочку.

«Здравствуй, я котик»:

Педагог приносит большую игрушку котенка и предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя по имени: «Здравствуй, я Саша».

«Котик ласкает»:

Ведущий в роли котенка ласкает по очереди каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька» и т.п.

«Котенок веселый-грустный»:

Педагог просит всех детей превратиться в котяток, а затем показать веселых котяток, когда они играют, после этого - грустных котяток, когда они скучают по маме. И, наконец, опять веселых котят, когда им купили новую игрушку.

«Таня, ты сейчас в лесу»:

Дети встают в круг, один ребенок - в центре круга. И произносят слова:

Таня, ты сейчас в лесу,

Мы зовем тебя: «Ау!»

Ну-ка, глазки закрывай,

Кто позвал тебя, узнай.

«Собери картинку»:


Педагог говорит детям, что наш котенок играл, перепутал и разорвал все картинки. Давайте соберем картинки. (Дети составляют картинки из 2-х, 4-х частей).

«Проверка зрения»:

(Педагог надевает очки, белый колпак и белый халат)

Здравствуйте, ребята! Я доктор Глаз, будем знакомы. Попрошу вас ответить: чем вы видите - глазами или ушами? (Дети: «Глазами!») А это мы сейчас проверим.

Подойдите к плакату (в середине листа изображен глаз, а вокруг него разные геометрические фигуры, цветовые пятна) и назовите то, что вы видите. Получается, что ваши глазки все могут определить.

«Потерялся ребенок»:

Дети - в кругу, педагог делает объявление по радио: «Внимание, внимание, потерялась девочка…» и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает этого ребенка, нужно громко крикнуть: «Это я тебя нашла, в детский садик к вам пришла».

Проведя эксперимент, мы действовали согласно намеченному плану, были удовлетворены результатами. В нашей работе нам активно содействовали воспитатели группы, относились с уважением. Дети быстро к нам привыкли и стали воспринимать, как воспитателя.

Анализ результатов исследования по формированию социально-бытовых, культурно-гигиенических навыков и межличностных отношений по программе адаптации детей младшего дошкольного возраста «Развивайка» в младшей группе №2 «Арлекино»

Данные, полученные в ходе проведенного исследования по программе адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому дошкольному образовательному учреждению «Развивайка» мы фиксировали в листах адаптации в соответствии с приложением В, за основу взяты листы адаптации в соответствии с приложением Б. Выводы о степени формирования у детей культурно-гигиенических навыков.

Мы выявили, что у 70% детей уровень формирования социально-бытовых навыков повысился после проведения занятий, что является хорошим результатом для столь краткосрочной программы. И только лишь у 30% детей он остался прежним.

На диаграмме отмечено, что у 70% детей повысился уровень межличностных отношений как со сверстниками, так и с взрослыми. Дети стали менее конфликтными, обидчивыми, агрессивными. Стали внимательнее относиться к требованиям воспитателей, выполнять данные им поручения с большим старанием, нежели раньше. Детям очень понравились совместные игры с группой. Они стали выражать желание играть в групповые игры, предпочитая их индивидуальным. На занятиях по развитию мелкой моторики (рисование, лепка, аппликация) дети проявляли интерес к работам других.

Сравнительный анализ программ социально-культурной адаптации «Вместе весело шагать» и «Развивайка» детей младшего дошкольного возраста к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №87 «Золотой ключик»

Для того чтобы проанализировать две программы по уровню эффективности мы взяли за основу критерии адаптации детей раннего дошкольного возраста, разработанные доктором педагогических наук высшей категории М.А. Аксариной и кандидатом педагогических наук К.Л Печера в 2003 году. Классификация включает в себя:

легкую адаптацию:

ребенок спокойно входит в кабинет, внимательно осматривается, прежде чем остановит свое внимание, на чем-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается, вступает в контакт по своей инициативе, может обратиться с вопросом к другому человеку, попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы - заместители. Способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение. Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что нужно делать, хорошо чувствуют его настроение, поддерживают в случае необходимости. Родители уверенны в себе, с доверием относятся к специалисту, отстаивают свои взгляды, проявляют в общении инициативу и самостоятельность;

адаптацию средней тяжести:

ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями психолога либо через включение телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, малыш способен вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. Речь развита в пределах возрастной нормы, а возможно ниже или выше. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила, и нормы поведения. Родители часто не доверяют ребенку, пытаются дисциплинировать малыша, делая ему замечания. Со специалистами они могут быть откровенны или держать на дистанции. Как правило, рекомендации принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения;

тяжелую адаптацию:

контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. О развитии речи можно узнать только со слов родителей. Замечания или похвала специалиста оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям. Те игнорируют потребности ребенка или опекают его во всем. Нередко в такой ситуации родители проявляют тревожность, воспринимая встречу со специалистом как экзамен, в таком случае они нуждаются в дополнительных консультациях;

очень тяжелую адаптацию:

с ребенком за время первой встречи не удается, установит контакт. Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Часто такие родители авторитарны, вступают в конкуренцию со специалистами, демонстрируют свою сверх компетентность по всем вопросам.

Сравнивая показатели первой диаграммы до и после проведения эксперимента по программе «Вместе весело шагать» в младшей группе №1 «Мальвина» отмечается повышение на 10% уровня легкой адаптации и снижение на 10% уровня тяжелой адаптации.

Рассмотрим результаты второй диаграммы до и после проведения эксперимента в младшей группе №2 «Арлекино» по программе «Развивайка» в соответствии с рисунком 8. Очевидно виден результат повышения степени легкой адаптации у детей с 40% до 80%, а также снижение уровня средней степени адаптации с 50% до 20% и к концу эксперимента исчезновение тяжелой степени адаптации. Это превосходный результат показателя адаптивности программы «Развивайка».


Заключение


В соответствии с поставленной целью, в работе был проведен эксперимент по сравнению эффективности программ социально-культурной адаптации детей 2-3 летнего возраста «Вместе весело шагать» и «Развивайка» в дошкольном муниципальном образовательном учреждении. Изучив педагогическую, юридическую литературу по данному вопросу, мы выделили составляющие социально-культурной адаптации. Социально-культурная адаптация состоит из: формирования культурно-гигиенических, социально-бытовых навыков и межличностных отношений ребенка. Нами сравнивался уровень формирования вышеперечисленных навыков по каждой из программ и проанализированы полученные данные. Результаты показали: эффективность программы «Развивайка» значительно выше, чем эффективность программы «Вместе весело шагать».

Также нами была проанализирована степень адаптации детей до и после проведенного эксперимента в исследуемых группах по программам «Развивайка» и «Вместе весело шагать». У первой программы легкая степень адаптации возросла с 40% до 80%, а у второй программы с 40% до 50%. Уровень средней степени адаптации по первой программе снизился на 30%, у второй остался прежним, уровень тяжелой адаптации после эксперимента по программе «Развивайка» не наблюдался ни у кого из детей, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Дети стали прибавлять в весе, более свободно общаться в коллективе, стали меньше болеть, с желанием идти в детский сад, легче расставаться с родителями по утрам, легче засыпать и просыпаться в тихий час. При реализации программы «Развивайка» родители стали занимать более активную позицию в воспитании детей. Многие из них узнали о возрастных особенностях детей, о многообразии психолого-педагогических программ адаптации, об их особенностях, научились владеть техникой развивающих занятий с детьми, и это, несомненно, внесет большой вклад в детско-родительский компонент воспитания. В работе мы использовали такие методы исследования, как наблюдение, эксперимент, математические и статистические методы. В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в детские учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и в семье и т.д. В методической литературе даны педагогические рекомендации, как облегчить ребенку привыкание к новым условиям, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, в какой мере считаться с его привычками и др. Однако, для того чтобы по-настоящему управлять поведением детей (а не только направлять его) в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания. Именно поэтому нами была проведена работа по выявлению более эффективной программы адаптации детей 2-3 летнего возраста к детскому дошкольному учреждению.


Список литературы


1 Фирсанова Е.Ю. Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста. // Психолог в детском саду. 2005, №1.

Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2005.-467 с.

Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О.Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007. -79 с.

Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. 2003. -49 с.

Белкина Л.В. Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ/ - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.

6 #"justify">7 Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007. -12 с.

Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.О. Дробинская. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -400 с.

9 #"justify">18 Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007. - 176 с.

19 #"justify">20 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: «Академия», 2007. -336 с.

#"justify">Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям/ В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина и др. - Ярославль: Академия, 2001. - 93 с.

23 #"justify">24 Аксарина М. Воспитание детей раннего возраста: Учебник для учащихся отделений мед. сестер детских учреждений. - М.: Медицина, 1972. - 112 с.


Теги: Социально-культурная адаптация детей 2-3 летнего возраста к дошкольному муниципальному образовательному учреждению  Диплом  Педагогика
Просмотров: 30618
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Социально-культурная адаптация детей 2-3 летнего возраста к дошкольному муниципальному образовательному учреждению
Назад