Электоральная коммуникация в системе политико-коммуникационных процессов

Опись документов


Отчет по результатам проделанной работы

Основная часть

Лекция №1. Тема: Электоральная коммуникация в системе политико-коммуникационных процессов (2 часа)

Заключение

Приложения

Текст лекции

1. Электоральная коммуникация как разновидность политической коммуникации: сущность и особенности

2. Роль СМИ в электоральных коммуникациях: эволюция исследований эффективности медийного воздействия

3. Избирательная кампания как разновидность политико-коммуникационного процесса: основные этапы и стратегические модели

4. Политическая реклама в избирательной кампании. Ее роль и основные виды

Отчет по результатам проделанной работы


Педагогическая практика - это вид учебной деятельности, в процессе которого студентам предоставляется возможность реального педагогического взаимодействия с обучающимися общеобразовательных школ, учреждений профессионального образования для совершенствования педагогических умений и навыков.

Цель педагогической практики состоит в выработке умения готовиться к проведению лекционных и семинарских занятий по политологическим дисциплинам; в овладении методами преподавания политологических дисциплин и навыками практического преподавания для решения задач профессиональной деятельности; в закреплении и усовершенствовании знаний, полученных в процессе обучения по направлению 030200.68 "Политология".

Педагогическая практика позволяет углубить свои знания по методике преподавания политологических дисциплин, проверить себя в качестве преподавателя, а также организатора внеаудиторной работы со студентами.

Задачи педагогической практики определены следующим образом:

систематизировать знания, полученные в процессе обучения по направлению 030200.68 "Политология";

ознакомиться с деятельностью профессорско-преподавательского состава кафедры и учебно-методическим комплексом, читаемой дисциплины;

уметь преподавать политологические дисциплины в высших учебных заведениях;

владеть методикой подготовки к лекциям, методикой их чтения, ведения семинарских занятий;

владеть методикой обучения студентов;

уметь организовать самостоятельную работу студентов;

уметь анализировать научно-методическую литератору (учебники, учебные пособия);

разработать методические документы: планы практических занятий, методические указания, тесты и т.д.

применить полученные знания на практике;

сформировать и развить личностные и профессиональные качества в ходе общения и деятельности с обучаемыми студентами и преподавателями.

Данная педагогическая практика помогает магистранту синтезировать и проанализировать знания, полученные за время обучения, а также применить теоретические умения и навыки непосредственно на практике. Необходимо учесть, что такого вида практика помогает правильно ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной педагогической деятельности, и взаимодействовать с профессорско-преподавательским составом; ориентирует магистрантов на приобретение практических навыков не только преподавательской, но и как будущих кураторов студенческих групп, навыков организационной и воспитательной работы.

Помимо перечисленных достоинств педагогической практики, стоит также учесть и то, что данный вид деятельности помогает получить навыки публичной речи и её непосредственного применения, наладить коммуникацию с аудиторией, сформировать профессиональную позицию преподавателя политологии, освоить стиль поведения и профессиональную педагогическую этику.


Основная часть


В самом начале прохождения педагогической практики совместно со своим научным руководителем по педагогической практике Васильевой Татьяной Александровной было определено, что в рамках описываемой практики будет читаться дисциплина "Политические коммуникации".

Курс "Политические коммуникации" является неотъемлемой частью политической науки, и входит как в число основных разделов общего курса политологии, так и специальных, самостоятельных курсов на факультетах политических наук. Программа курса опирается на знания, полученные студентами в процессе обучения политической теории, политической социологии, политической психологии и др.

В ходе подготовительной работы была ознакомлена со структурой и профессорско-преподавательским составом кафедры политологии Школы региональных и международных исследований ШРМИ ДВФУ, а также со спецификой ведения учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной работой в высшем профессиональном учебном заведении.

На кафедре политологии имеется учебно-методический комплекс дисциплины "Политические коммуникации", который состоит из следующих документов:

I. Аннотация;. Рабочая учебная программа дисциплины "Политические коммуникации" по направлению 030200.68 "Политология" (магистратура), включающая такие разделы, как:

1. Цели освоения дисциплины;

. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры;

. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины;

. Структура и содержание теоретической части курса;

. Структура и содержание практической части курса;

. Контроль достижения целей курса;

. Тематика и перечень рефератов;

. Учебно-методическое обеспечение дисциплины;

. Материально-техническое обеспечение дисциплины;

III. Конспекты лекций;. Материалы семинарских занятий;. Материалы для организации самостоятельной работы студентов;. Контрольно-измерительные материалы;. Список литературы;. Глоссарий;. Дополнительные материалы.

В процессе изучения УМКД по дисциплине "Политические коммуникации" (магистратура) по направлению 030200.68 "Политология" была проанализирована основная цель освоения дисциплины - анализ теоретических концепций и моделей политической коммуникации как необходимого компонента взаимодействия субъектов политики между собой и окружающей социальной средой, направленного на завоевание, удержание и использование власти, сохранение, укрепление или изменение существующих властно-управленческих отношений в обществе.

В ходе методической работы не было выявлено каких-либо затруднений в плане изучения учебно-методического комплекса дисциплины, наблюдалось всяческое содействие и поддержка научного руководителя в освоении базовых знаний педагогической деятельности и применении методов активного обучения.

Сформировав общее преставление о специфике работы кафедры, уяснив основные положения учебно-методического комплекса дисциплины и выслушав рекомендации научного руководителя, была получена возможность приступить к подбору, изучению, анализу и систематизации информации и материалов по курсу "Политические коммуникации".

В ходе научной работы была изучена проблематика дисциплины "Политические коммуникации", сформирован список основной и дополнительной литературы по теоретической проблематике курса, и также были выработаны и утверждены планы лекционного и практических занятий, составлены тестовые задания.

Таким образом, в конце проделанной научной работы была составлена лекция, в которой было проанализировано понятие "электоральная коммуникация", выявлены её особенности и сущность, а также рассмотрены вопросы влияния СМИ на электоральное поведение. Помимо этого в лекции были систематизированы знания в области политической рекламы, и проанализированы модели проведения избирательных кампаний.

Непосредственная учебная работа с применением навыков, полученных в процессе обучения, проводилась со студентами-бакалаврами 2 и 3 курса направления 030200.62 "Политология" очной формы обучения (профиль подготовки - "Государственная политика и управление, политическая конфликтология").

Педагогическая практика велась в группах Б5201 и Б5301, были проведены лекционные (06.03.14 г. и 13.03.14 г.) и практические занятия: семинар, деловая игра, дебаты (20.03.14 г., 27.03.14 г. и 03.04.14 г.). В конце каждого лекционного занятия студентам давалась самостоятельная работа, для того чтобы проконтролировать, усвоили ли они материал. Самостоятельная работа состояла из 7 понятий, студентам требовалось дать соответствующие определения. В группе Б5201 девять работ из десяти были оценены на "отлично", одна на "хорошо", а в группе Б5301 оценку "отлично" получили все студенты. Это говорит о том, что материал лекционного занятия студенты слушали внимательно, и он был им понятен и интересен.

В ходе подготовки, исходя из специфики групп, нами ставились следующие задачи:

наладить коммуникационные связи со студентами группы;

качественно донести необходимый материал по определенной теме дисциплины "Политические коммуникации";

попытаться, как можно более полно, осветить каждый вопрос в лекционных занятиях, исходя из самостоятельной работы студентов и ограниченного количества лекционного времени;

профессионально, с педагогической точки зрения, ответить на вопросы студентов, возникающие в ходе изучения материала;

сделать исчерпывающие выводы, тем самым систематизировать знания, полученные студентами;

закрепить практическими занятиями у студентов полученные знания.

Учащиеся данных групп характеризуются как ответственные, внимательные, обладающие теоретическими знаниями по теории политики, достаточными для объективного и адекватного восприятия подготовленного нами материала, студенты.

Необходимо отметить, что в ходе учебной работы не возникало никаких коммуникационных затруднений: студенты активно принимали участие в обсуждении, выносимых на дискуссию, вопросов; высказывали свои точки зрения по той или иной теме, подкрепляя их обоснованными доводами; давали оценку обсуждаемым ситуациям и пытались спрогнозировать развитие обсуждаемых явлений. Активно участвовали в процессе деловой игры и в дебатах.

В ходе работы со студентами была проведена лекция, включающая в себя следующие вопросы:


Лекция №1. Тема: Электоральная коммуникация в системе политико-коммуникационных процессов (2 часа)


Проблемные вопросы:

1.Электоральная коммуникация как разновидность политической коммуникации: сущность и особенности;

2.Роль СМИ в электоральных коммуникациях: эволюция исследований эффективности медийного воздействия;

.Избирательная кампания как разновидность политико-коммуникационного процесса: основные этапы и стратегические модели;

.Политическая реклама в избирательной кампании. Ее роль и основные виды (См.: Приложение №1).

А также три практических занятия:

Практическое занятие №1. Тема: Электоральная коммуникация в системе политико-коммуникационных процессов (2 часа).

Проблемные вопросы:

1.Электоральные и выборные политические коммуникации: сущность и функции;

2.Роль СМИ в электоральных коммуникациях (У. Липпман; Д. Лернер, К. Ховланд; П. Лазарсфельд и другие теории);

.Избирательная кампания как разновидность политико-коммуникационного процесса. Основные этапы избирательной кампании. Модели избирательных кампаний;

.Особенности электоральной коммуникации в условиях современных политических реформ в Российской Федерации. (См.: Приложение №2).

Также, на практическом занятии №2 было проведено контрольное тестирование (См.: Приложение №5). Судя по его результатам, можно сказать, что студенты успешно усвоили материалы лекции, закрепив их на семинарском занятии. Большинство получили оценки "хорошо" (пять студентов из шести).

Практическое занятие №2. Тема: "Электоральные коммуникации на современном этапе" (2 часа)

Данное занятие включало в себя проведение деловой игры на тему: "Выборы президента группы" (См.: Приложение №3).

Деловая игра - это метод активного обучения студентов, является групповым упражнением по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную обстановку. Образовательная функция деловой игры значительна, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.

В ходе деловой игры студенты показали себя активными и находчивыми, легко справлялись с поставленными задачами, подходили к ведению игры творчески и с большим энтузиазмом.

Практическое занятие №3. Тема: "Присоединение Крыма к России".

Данное занятие включало в себя проведение дебатов на тему: "Присоединение Крыма к России: ЗА и ПРОТИВ" (См.: Приложение №4).

Дебаты - это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, пытаясь убедить жюри и нейтральную сторону в своей правоте, показать, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.

В ходе дебатов студенты показали высокий уровень построения аргументации, корректно отстаивали свою точку зрения, а капитаны обеих команд проявили лидерские и организаторские качества.

электоральная коммуникация избирательная кампания

Заключение


В ходе проделанной работы нами были реализованы поставленные задачи, а именно:

систематизированы знания, полученные в процессе обучения по направлению 030200.68 "Политология";

изучена деятельность ППС кафедры политологии ШРМИ и учебно-методический комплекс дисциплины "Политические коммуникации";

проанализирован широкий спектр литературы по дисциплине "Политические коммуникации";

разработаны лекционное занятие по дисциплине "Политические коммуникации";

применены полученные знания на практике;

сформированы личностные и профессиональные качества в ходе общения и деятельности с обучаемыми студентами и преподавателями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогическая практика является неотъемлемой частью учебного процесса, помогающей, во-первых, сгруппировать и систематизировать, полученные в процессе обучения знания; во-вторых, попробовать себя в качестве преподавателя и объективно оценить свои возможности в данном виде деятельности; в-третьих, получить необходимый и значимый коммуникативный опыт работы с аудиторией, а также освоить этику поведения преподавателя и умение грамотно выстраивать диалог.

Для повышения эффективности работы во время прохождения педагогической практики, необходимо чаще использовать медийные устройства (презентации, видео-ролики, аудиозаписи), т.к. студенты легче воспринимают и запоминают аудиовизуальные образы. Также, можно порекомендовать, в конце проведения лекционного занятия проводить мини-тест по главным тезисам (для того, чтобы повысить внимание студентов, и проконтролировать, усвоили ли они материал). Немаловажно использование активных методов обучения, т.к. это позволяет студентам качественнее изучить учебный материал, и применить полученные знания на практике.

Приложения


Приложение № 1


Лекция № 1 на тему: "Электоральная коммуникация в системе политико-коммуникационных процессов" (2 часа)

План:

1.Электоральная коммуникация как разновидность политической коммуникации: сущность и особенности;

2.Роль СМИ в электоральных коммуникациях: эволюция исследований эффективности медийного воздействия;

.Избирательная кампания как разновидность политико-коммуникационного процесса: основные этапы и стратегические модели;

.Политическая реклама в избирательной кампании. Ее роль и основные виды.

Список литературы:

Основная:

1.Каптерев, С.Е. Политическая коммуникация: основы управления избирательным процессом: Учебное пособие / Под общ. Ред. акад. О.А. Колобова; научный редактор д. и. н., профессор С.В. Устинкин. - Н. Новгород: ННГУ, 2003. - 342 с.

2.Ковлер А.И. Избирательная кампания: организация и методы работы с избирателями. - М., 1995.

.Ковлер А.И. Стратегия избирательной кампании и ее планирование / А.И. Ковлер, З.М. Зотова. - М.: РЦОИТ, 1999. - 73 с.

4.Коркмазов Р.Р. Средства массовой информации в электоральном процессе [Электронный ресурс.] - Режим доступа: #"justify">10.Парфенов К.В. Избирательные технологии и электоральная коммуникация: постановка проблемы // Вестник Университета. Серия "Государственное и муниципальное управление". - 2006. - №1. - С.31-37.

.Парфенов К.В. Политические коммуникации в современной России: проблемы организации избирательных кампаний. (АДК). - М., 2006. - 22 с.

12.Шарков Ф.И. Политическая коммуникация как система и процесс // POLITBOOK <#"justify">Дополнительная:

1.Василик, М.А. Политология / М.А. Василик. - М.: Гардарики, 2000. - 843 с.

2.Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития / М.Н. Грачев. - М.: Прометей, 2004. - 328 с. [Электронный ресурс.] - Режим доступа: #"justify">5.Лисовский С.Ф. Политическая реклама. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2000. - 256 с.

6.Максимов, А. Как эффективно провести избирательную кампанию / А. Максимов. - М., 2009. - 647с.

7.Политические коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред.А.И. Соловьева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 331 с.

.Политология: Учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. - М.: Проспект, 2009. - 224 с.

.Политология: Учебник для высших учебных заведений / К.С. Гаджиев. - М.: Логос, 2001. - 488 с.

.Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 559 с.

11.Электоральная политическая коммуникация [Электронный ресурс.] - Режим доступа: #"center">Текст лекции


1. Электоральная коммуникация как разновидность политической коммуникации: сущность и особенности


Прежде чем говорить об электоральной коммуникации, необходимо вспомнить понятие политической коммуникации.

Существует несколько подходов к определению политической коммуникации.

. Политическая коммуникация - это постоянный процесс передачи политической информации, посредством которого политические тексты циркулируют между различными элементами политической системы, а также между политической и социальной системами.

. Политическая коммуникация - это весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику.

. Политическая коммуникация - это непрерывный обмен политическими смыслами между индивидами и политическими силами общества с целью достижения согласия.

Теперь перейдем к определению электоральной коммуникации.

1 подход

Электоральная коммуникация является разновидностью политической коммуникации, связанной в сюжетно-тематическом, временном и пространственном отношениях с выборами (плебисцитом, референдумом).

Электоральная коммуникация играет важную роль в системе политико-коммуникационных процессов. Сам акт голосования рассматривается, прежде всего, как ответ тех, кем управляют, на коммуникативные действия тех, кто управляет (реакция людей на действия элиты, на предвыборную компанию).

Особенности электоральных коммуникаций:

Особенность. Выборы являются, с одной стороны, политическим институтом, а с другой - коммуникативной ситуацией, ограниченной во времени и пространстве, и коммуникативным действием (акт голосования Выборы - кульминация процесса политической коммуникации).

2Особенность. Избирательная кампания (как разновидность коммуникационной кампании) направлена на получение конкретных результатов или эффекта на относительно большой группе людей в пределах четко обозначенного периода времени, посредством организационного комплекса коммуникационных действий.

Электоральная коммуникация выступает:

*во-первых, как итог политической коммуникации в перерывах между выборами,

*во-вторых, в качестве своеобразного механизма отбора, "фильтра" для кандидатов;

*в-третьих, в виде канала для ввода избирателями своих требований, запросов и оценок в политическую систему;

*в-четвертых, является одним из средств обратной связи.

Электоральная коммуникация - это многоуровневое воздействие субъектов избирательной кампании на потенциальных избирателей для продвижения того или иного кандидата или политической группы.

Оно заключается:

1.в предварительном исследовании настроений электората (т.е. общности избирателей),

2.выявлении его "слабых мест", предпочтений,

3.формировании и преподнесении целевой аудитории образа, соответствующего их запросам и естественно включающее в себя непосредственную агитационно-пропагандистскую деятельность с использованием разнообразных ресурсов.

Крайне важно наличие обратной связи - принципа, согласно которому, каждое последующее воздействие на управляемый объект определяется сведениями о результатах предыдущего воздействия.

Субъектами электоральной коммуникации являются: избиратели, политическая элита и контрэлита, группы интересов, политические партии, т.е. тот, кто формирует власть и претенденты на власть, которые будут ее отправлять от имени народа. Объектом электоральной коммуникации выступает формирующаяся власть.

Качество электоральной коммуникации зависит от различных условий, оказывающих влияние на процесс формирования сознания и поведения избирателей. К числу таких факторов относятся

политическое,

социально-экономическое состояние общества,

тип его политической и избирательной систем,

уровень развития средств массовой коммуникации,

культурных и моральных составляющих.

Условия протекания электоральной коммуникации зависят от внутренней обстановки в стране, влияния и дееспособности политических институтов общества, тактики политических партий и организаций, общего соотношения политических сил в стране.

2 подход (критика первого)

Однако есть и другая точка зрения на электоральную коммуникацию. Можно провести границу между "электоральной" и "выборной" коммуникацией. Термин "электорат", происходящий от латинского "elector" (избиратель), тесно связан с процессом выборов, однако его значение гораздо шире. Наиболее всеобъемлющей является трактовка понятия электората как совокупности граждан, имеющих право голосовать (вневременной связи с избирательной процедурой). Граждане приобретают его по достижению определенного возраста, а не в связи с выборами, и утрачивают одновременно с гражданством или по решению суда (постоянно или на определенный срок).

В связи с этим, можно рассматривать термин "электорат" как собирательное понятие, объединяющее всех граждан, являющихся носителями активного избирательного права, а электоральную коммуникацию в правовом демократическом государстве - как процесс прямого и опосредованного взаимодействия выборных должностных лиц, депутатов представительной власти всех уровней со своими избирателями, т.е. гражданами, обладающими активным избирательным правом.

Сущностной особенностью электоральной коммуникации при таком подходе выступает приоритет участия граждан во всех коммуникативных актах. Электоральная коммуникация представляет собой непрерывный процесс, активность которого имеет спады и подъемы. Последние, как правило, связаны во временном отношении с проведением выборов, однако коммуникативные процессы, протекающие в этот период, шире собственно электоральной коммуникации.

Итак, мы рассмотрели два подхода к пониманию сущности электоральных коммуникаций, познакомились с определением и особенностями данного явления.


2. Роль СМИ в электоральных коммуникациях: эволюция исследований эффективности медийного воздействия


ИСТОРИЯ

Общепринятой концепцией понимания места и роли средств массовой информации в политическом процессе в 60-х годах XX века стала теория Клаппера Джозефа, в которой он выразил общие тенденции оценивания средств массовой информации как имеющих минимальное влияние на политической арене, отводя им роль усиления уже существующих предпочтений, сообщения о ходе предвыборной кампании. Работа Клаппера Дж. имела огромные последствия для дальнейших исследований политической коммуникации, поскольку поиск индикаторов непосредственного воздействия средств массовой информации на аудиторию исчез из поля зрения большинства исследователей. Заключение американских исследователей Паттерсона Т. и Мак-Клюэ Р., о том, что средства массовой информации действуют на усиление уже сформировавшихся установок, эмпирически подтверждался исследователями в дальнейшем в течение длительного времени. В результате многочисленных дискуссий среди самих ученых, политиков, журналистов в 70-е годы XX века появилась концепция, весьма популярная и в наши дни. Основываясь на анализе работ Липпмана У., Коэн Б. сформулировал ныне классическое определение такого эффекта массовой информации, как "установление пунктов повестки дня", которое состоит в том, что "пресса не может заставить людей думать определенным образом, но может указать своим читателям, о чем думать".

Что касается современного периода развития концепций роли средств массовой информации в политическом процессе, то, начиная с 80-х годов XX века, в научной среде отсутствует единодушие, характерное для ранних этапов. Часть исследователей вернулась к позиции максимального влияния средств массовой информации на избирателей, другие оценивают возможности СМИ оказывать воздействие на общество более осторожно. Но все же можно выделить тенденцию, свидетельствующую о возрастании возможностей средств массовой информации влиять на общество, об их активном использовании как механизма формирования поведения и общественного мнения.

Например, один из сторонников возрождения концепции значительного влияния средств массовой информации в политическом процессе Джон Зеллер строит три коммуникативные модели, в которых подтверждается гипотеза о том, что влияние СМИ возрастает с увеличением числа полученных сообщений, и влияние это может принимать совершенно определенную форму, зависящую от относительной интенсивности коммуникативных потоков. В итоге Зеллер Д. делает вывод о значительном влиянии средств массовой информации на индивидуальное и общественное сознание, на политические установки и поведение избирателей.

Важнейшим фактором, обеспечивающим влияние СМИ на электоральное поведение является язык политики. Язык политики - особый язык, насыщенный абстракциями, эвфемизмами и иносказаниями. Потребитель массовой информации должен критически подходить к различного рода сообщениям, а не "проглатывать" их. Рассмотрим методы анализа текстов, выступлений, высказываний, которые позволяют раскрыть истинное назначение того или иного текста, дают возможность адресату объективно воспринять сообщение. Такими методами являются контент-анализ и инвент-анализ.

На протяжении всей истории исследований по данной проблематике можно проследить развитие двух основополагающих подходов к изучению способов воздействия средств массовой информации на электоральное поведение, установки избирателей и той роли, которую играют СМИ в политическом процессе.

1подход

Ученые и исследователи утверждают, что средства массовой информации оказывают значительное воздействие на аудиторию, формирование политических ориентации и установок избирателей. Основой для данной концепции послужили работы У. Липманна.

2 подход

Роль средств массовой информации в электоральных коммуникациях сводится к минимуму, их воздействие определяется рядом опосредованных факторов. Исследования Д. Лернера, К. Ховланда показали, что аудитория так же активна, как и сами средства массовой коммуникации. Их работы опровергают концепцию прямого воздействия средств массовой информации на аудиторию.

Кроме названных ученых, необходимо выделить крупного исследователя роли средств массовой информации в избирательном процессе и их влияния на формирование политических ориентации избирателей П. Лазарсфельда. Он пришел к выводу, что средства массовой информации не являются единственным источником политического информирования, межличностное общение здесь не менее важно. П. Лазарсфельд выделил такие характеристики, влияющие на политические предпочтения избирателей, как социальный статус, доход, профессия, религиозная принадлежность и другие, а средства массовой информации работают на усиление уже существующих, ранее сформированных политических установок и ориентации.

Средства массовой информации обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и, прежде всего, радио и телевидение.

Они активно влияют не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий, но и на их отношения к политике в целом. Как политическая пассивность населения в каком-либо вопросе, так и его массовая активность непосредственно связаны с позицией СМИ в этом вопросе. Особенно велика роль средств массовой информации в переходные периоды общественного развития, поскольку без их активной деятельности невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения и добиться массовой поддержки политики социальных преобразований.

В последнее время особой популярностью пользуются глобальные компьютерные сети. Интернет охватывает в той или иной степени все аспекты общественной жизни страны. По данным на 2014 год интернетом пользуется 46% или 53,2 млн чел ежедневно! (данные ФОМ) Увеличение числа пользователей неизбежно влечет за собой и постепенное увеличение влияния сети на политическую жизнь страны.

Наиболее наглядно влияние СМИ на электоральное поведение граждан проявляется в ходе предвыборных кампаний. Поскольку прямые выборы федерального уровня в силу своей массовости исключают для большинства избирателей возможность содержательной личной коммуникации с избираемыми, постольку выбор фактически осуществляется между их образами, транслируемыми через различного рода посредников. В такой ситуации чрезвычайно возрастает роль средств массовой информации как одного из основных инструментов доведения образов конкурирующих политических субъектов до избирателя.

Выборы - это поле деятельности для СМИ. В связи с этим наблюдается обострение отношений "пресса - власть". Увеличение конфликтов в информационной сфере следует рассматривать не как чрезвычайную ситуацию, а периодически возникающую реальность. Она характеризуется обострением политической борьбы, возрастанием ответственности всех участников процесса - избирателей, кандидатов, СМИ. Предвыборная кампания позволяет сделать выбор, и здесь роль СМИ переоценить невозможно.

Следует отметить, что именно телевидение играет доминирующую роль в избирательных кампаниях в России. Хотя контроль над электронными СМИ не гарантирует победу на выборах, телевидение обладает огромными возможностями для формирования содержания кампании и управления ею. Необходимым условием для создания такой ситуации является доминирующая позиция того или иного канала и эксплуатация этого СМИ для политических целей. Влияние СМИ имеет многоаспектный характер. Люди в большинстве своем подвержены влиянию всего информационного поля, а не только одного конкретного СМИ. И чем более согласованными оказываются сообщения, получаемые индивидом из различных источников, тем большего эффекта достигает воздействие. Восприятие индивидом того или иного политического персонажа определяется не только (и не столько) последней полученной информацией, но всей суммой ранее воспринятой и усвоенной информации.

Исследователи влияния средств массовой информации на электоральное поведение выделяют 3 модели реагирования избирателей на воздействие масс-медиа:

1. Модель максимальной информационной чувствительности, При которой электоральные предпочтения аудиторий конкретного СМИ напрямую связаны с соответствующим представлением политической партии или политика в этом СМИ.

. Модель минимальной информационной чувствительности, когда связь между предпочтениями избирателей и информацией, поступающей от средств массовой информации, отсутствует или не является значимой.

. Модель обратной чувствительности, то есть реакция аудитории конкретного СМИ обратная представлению политика в этом СМИ.

Значимость СМИ заключается не только в самой возможности эффективного информационного влияния на электоральные ориентации активных избирателей, но и в том, каким образом распределяются голоса этой части электората под влиянием СМИ.

Так, согласно опросам ВЦИОМ, в большей степени склонны доверять средствам массовой информации следующие категории респондентов: люди с высшим образованием <#"center">3. Избирательная кампания как разновидность политико-коммуникационного процесса: основные этапы и стратегические модели


Избирательная кампания - это система агитационных мероприятий, проводимых политическими акторами с целью обеспечить себе максимальную поддержку.

Во время избирательной кампании используются такие формы политической коммуникации как политическая реклама, пропаганда, паблик рилейшнз, политический маркетинг, вербальная и невербальная коммуникации.

В зависимости от типа избирательной кампании и структуры электората может быть выбрана та или иная стратегическая модель кампании. Исследователи выделяют пять различных моделей избирательных кампаний.

1. Рыночная 2. Административно-командная 3. Организационно-партийная 4. Неструктурированная 5. Комплексная

Эти модели различаются как по набору методов выборной борьбы, так и, что является главным, по основным ресурсам, используемым в ходе этой борьбы.

Рассмотрим эти модели более подробно.

1. Рыночная модель.

В этой модели кандидат или избирательное объединение рассматривается как товар, который консультанты и организаторы кампаний должны продать покупателям-избирателям, используя для этого различные методы рекламы и пропаганды. Обычно такие кампании бурно развиваются в короткий промежуток времени официальной избирательной кампании.

При этом избиратели чаще всего рассматриваются как статисты, как объект манипулирования с помощью методов политической рекламы, а сами кандидаты превращаются в сконструированный политическими маркетологами имидж, часто весьма далекий от личности реального кандидата.

Вообще же в условиях рыночной модели выборов на главное место выходит не кандидат - товар, а консультант - маркетолог-продавец, задачей которого является создание такой привлекательной обертки - имиджа, которая позволяет сбыть избирателю товар любого качества.

Основным ресурсом таких рыночных кампаний являются деньги. которые тратятся как на оплату консультантов, так и на интенсивную рекламную кампанию, прежде всего в СМИ.

Рыночные модели могут существовать только в условиях демократическою общества, где обеспечивается свободный доступ к средствам массовой информации для любого, кто платит деньги.

2. Административно-командная модель.

Главный ресурс в этой модели - реальная власть. Поэтому пользователями такой модели реально могут стать лишь кандидаты или избирательные объединения, обладающие властно-распорядительными полномочиями, т.е. близкие к органам исполнительной власти.

Грамотное использование административно-командных ресурсов в некоторых регионах может обеспечить выигрыш всей кампании. Однако в условиях демократизации общества сфера применения этих методов постепенно сужается

Так же как и рыночная модель, административная технология предполагает интенсивную работу лишь в период официальной избирательной кампании. Есть несколько разновидностей административно-командных моделей организации выборов. Одна из них и наиболее распространенная - это "мягкое, неявное использование власти для продвижения своего кандидата или компрометирования соперника. В этом случае командные ресурсы во многом заменяют деньги. Например, можно по льготным ценам организовать публикацию в прессе, в выгодном свете представляющую нужного кандидата, воспользоваться служебной рассылкой в целях агитации и т.д.

Другой метод - более жесткий. Он предусматривает выдачу заданий нижестоящим органам управления с целью получения необходимого процента голосов на территории за нужного кандидата, сопровождающихся соответствующими санкциями и поощрениями. Какими же методами это будет достигнуто - прерогатива местного руководства.

В такой модели на низовом уровне встречается даже запугивание избирателей. Крайним случаем здесь является голосование "под дулом винтовки.

Еще одной разновидностью такой модели выборов является организация избирательной кампании по патриархальному принципу, что достаточно часто встречается в наших национальных республиках или областях с компактным проживанием этнических групп.

Выборы глав администраций регионов, мэров городов - тот самый случай, когда административные методы используются достаточно широко. Ведь большинство действующих губернаторов и мэров выставляют свои кандидатуры на новые выборы.

3.Организационно-партийная модель.

Метод, в котором основной упор делается на работу региональных организационных структур того или иного избирательного блока или партии. Здесь главным ресурсом избирательной кампании является организация.

Основное отличие от предыдущих моделей заключается в том, что работа строится по принципу постоянного присутствия в регионе, районе, городе, поселке и т.д. Агитационная деятельность как бы никогда не прекращается, несмотря на наличие или отсутствие официально объявленной выборной кампании.

Основной ресурс такой кампании - многие тысячи активных и подготовленных пропагандистов, постоянно работающих в массах. Этот ресурс невозможно получить за один или несколько месяцев. он нарабатывается десятилетиями.

Главные действующие фигуры в этой модели - партийные активисты и организационные структуры.

Кампания, построенная по организационно-партийному принципу, является одним из самых эффективных методов выборной борьбы не только в России, но и в странах Запада. "Кампании выигрываются не деньгами, а организациями, - говорят американские консультанты.

4. Неструктурированная модель.

Основной ресурс такой кампании - сам кандидат.

В отдельных регионах успехи неструктурированных кампаний все еще возможны, однако в целом они не выдерживают конкуренции с серьезно подготавливаемыми выборными предприятиями. Сфера дилетантизма в политических кампаниях постепенно сужается.

5. Комплексная модель

В современной политической практике редко встречаются избирательные кампании, использующие лишь одну из представленных выше моделей. Реальная жизнь сложней и многообразней. Элементы тех или иных моделей можно найти в организации и проведении любых выборов. однако в полной мере использовать преимущества всех из перечисленных подходов удается далеко не в каждой кампании.

Основным фактором здесь является наличие ресурсов у кандидатов и организаторов.

Основная предпосылка успешного проведения тотальной кампании - наличие практически неограниченных ресурсов по всем направлениям избирательной деятельности и, прежде всего, финансовых, административных, людских.

Основные этапы избирательной кампании

А) Назначение выборов;

Б) Выдвижение кандидатов;

В) Предвыборная борьба;

Г) Голосование;

Д) Определение результатов выборов.

А) Назначение выборов - это установление для голосования, закрепленного в конституции страны или определяемого специальным законодательным актом.

Б) Выдвижение кандидатов - это формирование круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты (советники, губернаторы, судьи, президенты).

Существуют различные способы выдвижения кандидатов:

выдвижение группой избирателей;

выдвижение политическими партиями;

самовыдвижение (обычно требует поддержки подписями некоторого числа избирателей).

В некоторых странах выдвижение кандидата предполагает внесение избирательного залога (определенной денежной суммы, возвращаемой в том случае, если кандидат наберет установленный процент голосов). В других странах предусмотрена дилемма: либо сбор подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов), либо внесение избирательного залога.

В) Предвыборная борьба - это совокупность действий, предпринимаемых кандидатами (политическими партиями) для достижения победы на выборах и других своих предвыборных целей (привлечение внимания, укрепление известности, повышение престижа).

Предвыборная борьба предполагает создание штаба избирательной кампании, разработку её стратегии и тактики, аккумуляцию ресурсов. Стратегия избирательной кампании - это ее содержательная часть, а тактика избирательной кампании - это ее техническая сторона.

Для победы на выборах необходимо использование политического маркетинга <#"justify">№ЭтапЦель этапаВремя1. ИнформационныйПовышение узнаваемости, формирование рейтинга. Для действующих политиков "отчет перед избирателями". Первый месяц избирательной кампании2. ПропагандистскийУвеличение рейтинга, максимальная узнаваемостьОстальное время3. Закрепляющий, побуждающийФормирование установки голосовать за кандидатаЗа 2 недели до выборов4. Тотальный контрольНаблюдатель и член комиссии с правом совещательного голоса на каждом участке. День выборов

Итак, мы определили, что такое избирательная кампания и рассмотрели стратегические модели и этапы ее проведения.


4. Политическая реклама в избирательной кампании. Ее роль и основные виды


Одним из распространенных способов донесения центральной темы политической кампании до населения является политическая реклама. Политическая реклама относится к инструментам активного психологического воздействия на человеческую психику. По своей политико-психологической сути это сложный набор образов, виртуальных представлений, создаваемых для того, чтобы направить сознание и бессознательное в нужную сторону и за счет этого вызвать желательные действия. Информируя и стимулируя определенные эмоции, политическая реклама регулирует (обычно мобилизует) политическое поведение. Таким образом, реклама - это и атрибут товара, и некое сообщение, и инструмент воздействия на психику и поведение людей. Все сказанное подразумевает множество психологических аспектов.

ПОНЯТИЕ

Термин "политическая реклама" используется в нашей литературе для обозначения неоднозначных явлений и процессов, поэтому вначале уточним его содержание. Можно выделить несколько подходов к определению этого понятия.

Первый подход заключается в том, что к политической рекламе относятся все виды информации, которые нацелены на формирование позитивного образа политического объекта. Так, А.И. Соловьев пишет, что политическая реклама "представляет собой такую форму направленного безличного обращения к человеку, которая в условиях свободного и конкурентного выбора информации нацелена на создание у него позитивного образа политического товара (кандидата, института, символа). и мобилизующего его (человека) на соответствующую поддержку".

Сторонники второго подхода вводят в определение политической рекламы как обращения к населению, агитирующего в пользу какого-либо политического объекта; одно ограничение - платность. В качестве примера приведем цитату из книги С.Ф. Лисовского: "Наиболее совершенным на сегодня нам представляется определение, предлагаемое А. Дейяром (его можно распространить и на политическую рекламу): "Реклама - это платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующие в пользу какого-либо товара, марки, фирмы, какого-либо предприятия, кандидата, правительства".

ТИПОЛОГИЯ

Творческий коллектив Центра политического консультирования "Никколо М" предлагает следующие типологии политической рекламы:

1. Классификация политической рекламы по каналу восприятия ее адресатом:

визуальная (публикации, буклеты, наружная реклама, плакаты, листовки и т.д.),

-аудиальная (радиосообщения),

аудиовизуальная (телевизионная и кино).

2. Адаптированная классификация А. Дейяна по силе воздействия политической рекламы на аудиторию:

жесткая, т.е. ориентированная на краткосрочные цели, лаконичная, требующая быстрой реакции, резкая;

-мягкая, т.е., ориентированная на создание определенного образа, ассоциативного ряда, определенного настроения.

3. Адаптированная классификация Ф. Коттлера по функциям политической рекламы:

информативная,

-увещевательная,

сравнительная,

напоминающая,

подкрепляющая.

4. Классификация Л. Девлина по форме подачи политического рекламного сообщения:

примитивная, когда кандидат отвечает на вопросы журналиста и телезрителей;

-"говорящая голова", когда кандидат выступает с сообщением о какой-нибудь проблеме;

негативная, ориентированная на снижение популярности конкурентов;

концептуальная, имеющая в качестве главной цели донесение до избирателей основной идеи кандидата, идущего на выборы;

"правдивое кино", или кадры якобы реального общения с избирателями;

"личные свидетельства", или выступления авторитетных людей и случайных прохожих, в которых они говорят о позитивных качествах политика;

"нейтральный репортер" - якобы нейтральная подача данных журналистом, репортером;

"кандидат в действии", когда демонстрируется участие политика в решении важной проблемы.

Мы будем использовать термин "политическая реклама" для обозначения особого способа (канала) передачи информации от коммуникатора к реципиенту в политической кампании.

Особенностями политической рекламы являются:

Во-первых, дискретный, опосредованный характер коммуникации, т.е. действия коммуникатора по созданию информационного продукта и усилия реципиента по его восприятию разорваны во времени. Иными словами, вначале рекламный продукт готовится, например, в соответствии с концепцией убеждающей коммуникации пишется сценарий рекламного ролика, происходят его съемка, монтаж, и только через некоторое время этот ролик показывается аудитории. Выступления политиков в прямом эфире или непосредственно перед публикой, на наш взгляд, относятся к другому способу передачи информации, к каналу прямой, непосредственной коммуникации.

Во-вторых, полный контроль руководства политической кампании за процессом создания информационного продукта. Любое рекламное послание готовится по заказу менеджеров политической кампании и может быть ими отвергнуто, если будет рассмотрено как не удовлетворяющее предъявленным требованиям. Именно разорванность во времени позволяет создавать информационный продукт в полном соответствии с концепцией убеждающей коммуникации, продумывать до мелочей текст рекламного послания, отрабатывать его визуальный и аудиальный ряды. Если речь идет об использовании в рекламных целях выступления политика, то в ходе монтажа можно убрать оговорки, неадекватную интонацию, лишние паузы и неуместные акценты.

В-третьих, рекламный продукт доходит до реципиента без искажений, т.е. он всегда предстает перед читателем, слушателем, зрителем таким, каким его сделали в соответствующей творческой группе по заказу руководителей политической кампании. Происходит это благодаря исключению ретрансляторов в коммуникационном процессе, т.е. посредников-интерпретаторов (журналистов, лидеров мнений и т.п.), которые могут подчас непроизвольно подвергнуть информацию искажению. Дело в том, что даже в подготовленном и тщательно отрепетированном выступлении политика перед аудиторией происходит некоторое искажение информации. Это вызвано, как мы уже отмечали ранее, тем, что человек всегда излучает больше информации, чем можно запланировать. Он может от волнения резко увеличить темп речи, от ярких юпитеров у него может на лбу выступить пот, и все это косвенным образом способно повлиять на восприятие аудиторией информации. Хорошо подготовленный рекламный продукт содержит только ту информацию, которую хотел бы передать рекламодатель.

В-четвертых, политическая реклама невозможна на бесплатной основе. Даже если в штабе политической кампании появятся энтузиасты, готовые безвозмездно нарисовать плакат, создать рекламный ролик или написать текст, то тиражирование такой продукции неизбежно требует денежных средств для оплаты бумаги, полиграфических услуг, эфирного времени или места на страницах периодических изданий. Эта особенность политической рекламы позволяет обществу осуществлять контроль за процессами ее распространения. В соответствии с российским законодательством все рекламодатели должны указывать, из каких фондов была оплачена та или иная рекламная продукция, а сама реклама должна иметь соответствующие выходные данные.

При создании рекламной продукции наиболее ярко проявляются как способности политических менеджеров разрабатывать и воплощать в жизнь концепцию убеждающей коммуникации, так и креативные способности привлекаемого творческого коллектива, реализующего идеи политической кампании в конкретных плакатах, листовках, роликах и т.п. Все рекламные сообщения в политической кампании должны быть подчинены общей логике убеждающей коммуникации, а их многообразие проявляется главным образом в выборе носителей информации. В зависимости от того, какие используются носители рекламных сообщений, можно выделить следующие ее основные виды:

. Реклама в СМИ:

реклама на телевидении,

-реклама на радио,

реклама в периодических изданиях.

2. Наружная реклама:

рекламные щиты, панно, стенды, плакаты,

-световые экраны, "бегущая строка",

реклама на транспорте.

3. Печатная реклама:

листовки,

-выпуски непериодических изданий,

открытки,

брошюры,

буклеты.

4. Прямая почтовая реклама (директ-мейлы).

. Рекламные сувениры:

календари,

-значки,

вымпелы,

майки,

шариковые ручки,

шарфы,

блокноты для записей,

брелоки и т.д.

6. Реклама в Интернете.

Итак, политическая реклама - это способ (канал) передачи информации в политических кампаниях, предполагающий использование материальных носителей и технических средств, оплачиваемых руководством политической кампании. С помощью рекламы можно распространять любые послания и сообщения, информирующие, убеждающие, побуждающие граждан к совершению определенных действий. Политическая реклама, независимо от ее вида, позволяет наиболее точно, без искажения доводить информационный продукт до потребителя.

Реклама - это единственный канал в политических кампаниях, который может полностью контролироваться субъектом политического управления. Это достигается за счет того, что руководство политической кампании оплачивает все затраты по воплощению центральной темы убеждающей коммуникации в конкретные виды рекламной продукции. Следовательно, оно может добиваться такого исполнения рекламы, которое в наибольшей степени отвечает целям политической кампании. Неудивительно, что именно в рекламных акциях проявляется в значительной степени профессионализм политических менеджеров.

Таким образом, мы ознакомились с понятием "политическая реклама" и разобрали современные типологии этого феномена.

Приложение №2


Практическое занятие №1 на тему: "Электоральная коммуникация в системе политико-коммуникационных процессов" (2 часа)

План:

1.Политика как сфера деятельности и форма коммуникации между Электоральные и выборные политические коммуникации: сущность и функции;

2.Роль СМИ в электоральных коммуникациях (У. Липпман; Д. Лернер, К. Ховланд; П. Лазарсфельд и другие теории);

3.Избирательная кампания как разновидность политико-коммуникационного процесса. Основные этапы избирательной кампании. Модели избирательных кампаний;

4.Особенности электоральной коммуникации в условиях современных политических реформ в Российской Федерации.

Методические указания:

При подготовке к практическому занятию студенты должны ответить на следующие вопросы:

1.Понять, почему электоральные коммуникации выделяют среди политических коммуникаций;

2.Отметить для себя особенности электоральной и выборной коммуникации;

.Проанализировать роль СМИ в электоральных коммуникациях и определить, каким образом именно СМИ воздействует на электоральное поведение граждан;

.Определить, что такое избирательная кампания и выделить ее основные этапы согласно различным исследовательским подходам;

.Привести реальные примеры различных моделей избирательных кампаний;

.Выделить основные особенности электоральной коммуникации в условиях современных политических реформ в Российской Федерации.

Технологии:

Формы проведения занятия:

семинар;

тестирование.

Методы реализации: Групповая работа, основанная на обсуждении полученных знаний обучающихся, направленная на систематизацию их представлений об основных характеристиках электоральной коммуникации и развитие способности логично и последовательно представлять освоенное знание.

Методическое обеспечение:

Специального обеспечения не требуется.

Список рекомендуемой литературы

Основная:

1.Каптерев, С.Е. Политическая коммуникация: основы управления избирательным процессом: Учебное пособие / Под общ. Ред. акад. О.А. Колобова; научный редактор д. и. н., профессор С.В. Устинкин. - Н. Новгород: ННГУ, 2003. - 342 с.

2.Ковлер А.И. Избирательная кампания: организация и методы работы с избирателями. - М., 1995.

.Ковлер А.И. Стратегия избирательной кампании и ее планирование / А.И. Ковлер, З.М. Зотова. - М.: РЦОИТ, 1999. - 73 с.

4.Коркмазов Р.Р. Средства массовой информации в электоральном процессе [Электронный ресурс.] - URL: #"justify">Дополнительная:

1.Василик, М.А. Политология / М.А. Василик. - М.: Гардарики, 2000. - 843 с.

2.Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития / М.Н. Грачев. - М.: Прометей, 2004. - 328 с. [Электронный ресурс.] - Режим доступа: #"justify">5.Лисовский С.Ф. Политическая реклама. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2000. - 256 с.

6.Максимов, А. Как эффективно провести избирательную кампанию / А. Максимов. - М., 2009. - 647с.

7.Политические коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред.А.И. Соловьева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 331 с.

.Политология: Учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. - М.: Проспект, 2009. - 224 с.

.Политология: Учебник для высших учебных заведений / К.С. Гаджиев. - М.: Логос, 2001. - 488 с.

.Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 559 с.

11.Электоральная политическая коммуникация [Электронный ресурс.] - Режим доступа: #"center">Приложение №3


Деловая игра на тему: "Выборы президента группы" (2 часа)

Цель: овладеть ораторским искусством и грамотно излагать свою позицию в процесс коммуникации с участниками игры, быстро реагировать на поступающие вопросы и уметь аргументированно отвечать на них.

Описание:

Деловая игра "выборы" - это имитация и упрощенное воспроизведение реальной ситуации. Суть деловой игры "выборы" заключается в том, что, команды кандидатов на пост президента группы, представляют свою программу избирателям в целях убедить их отдать свой голос за своего кандидата.

Ключевые слова: выборы, кандидаты, агитация, аргументация, дебаты, избирательная кампания, голосование.

Задачи:

I.) В группе выбирается 2 команды по 3 человека (политический лидер и его помощники), каждая команда должна:

. Представить свою программу, презентацию, аргументы и рекламный лозунг.

. Подготовить вопросы стороне соперника.

. Быть готовыми ответить на вопросы ведущего политической игры и на вопросы избирателей.

II.) По истечению срока дебатов, оценить выступления обеих сторон, отдав свой голос за одного из кандидатов.

Сценарий:

Этап 1.

Ведущий политической игры, говорит вступительное слово и представляет кандидатов на пост президента. Также ведущий знакомит всех присутствующих с правилами ведения игры. (7-10 минут)

Правила политической игры:

Кандидаты на пост президента, обязаны максимально точно и корректно излагать свои аргументы и стараться соблюдать временной регламент.

Этап 2.

Выступления команд выдвигаемых кандидатов на пост президента, включающая в себя представление своей программы, презентации и агитационных материалов. (15 минут на выступлением каждой из сторон)

Этап 3.

Команды поочередно задают по 3 вопроса друг другу. Отвечать может любой член команды, желательно, чтобы каждый участник команды выступил с ответом. Раунд вопросов позволит избирателям разобраться в позициях и выявить ошибки и недочеты команд. (20 минут)

Этап 4.

Вопросы избирателей и ведущего политической игры. Команды поочередно максимально точно отвечают на вопросы и аргументируют свою позицию. (5-10 минут)

Этап 5.

В конце игры избиратели выбирают команду, программа которой им понравилась больше всего, аргументируя свой выбор и оценивая разные аспекты выступления.

Ведущий игры, подводит итоги и раздает избирателям бюллетени для голосования. Также, избиратели могут отметить наиболее активных участников игры. (5 минуты)

Итоги:

Ведущий подсчитывает голоса, объявляя победителей выборов, а также говорит заключительное слово. Кандидат, победивший в выборах вместе со своей командой и наиболее активные участники (отмеченные избирателями и ведущим) получают оценку "отлично".

Приложение №4


Дебаты на тему: "Присоединение Крыма к России: ЗА и ПРОТИВ" (2 часа)

Цель: уметь обосновывать свою позицию, используя достоверную аргументацию; анализировать полученную информацию и концентрироваться на сути проблемы; различать факты и точки зрения, выявлять ошибки, фальсификации и стереотипы; устанавливать логические связи между политическими явлениями.

Описание.

Дебаты - это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, пытаясь убедить жюри и нейтральную сторону в своей правоте, показать, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Тезисы, защищаемые командами, определяются путем жеребьевки.

Ключевые слова: дебаты, дискуссия, аргументация, Россия, Крым, Украина, внешняя политика, экономика, военные действия, социум, конфликты, стереотипы.

Задачи:

1. Разделиться на 2 команды по 3 человека (один выступает с аргументацией, другие задают и отвечают на вопросы).

. Каждой команде необходимо:

А) Разработать грамотную аргументацию предложенных тезисов.

Б) Представить жюри устное выступление с электронной презентацией.

В) Подготовить вопросы команде оппонентов

Г) Быть готовыми ответить на вопросы жюри, нейтральной стороны и другой команды.

. Определить команду, чьи аргументы и способ доказательства были более убедительными.

Сценарий.

Первый этап. Вступительное слово преподавателя (7-10 минут).

Изложение целей и правил игры, представление двух команд. Каждая команда выбирает капитана (который будет выступать с основной речью), с общего согласия выбирается жюри из трех человек, контролирующее соблюдение правил в ходе дебатов и оценивающее их результаты.

Правила дебатов.

Противоборствующие команды в корректной форме выдвигают аргументы в пользу защищаемого ими тезиса. Важно соблюдать временной регламент.

Аргументы должны быть:

Четкими.

Обоснованными и корректными. Термины должны быть просты для понимания. Не допускается неоправданное сужение (расширение) объема и содержания понятия. Не подвергается сомнению корректность тех определений, которые даны со ссылкой на словари и справочную литературу

Стратегическими. Определения должны соответствовать позиции, выдвигающей их команды.

Второй этап. Выступления (монолог, презентация) команды №1 и команды № 2 (30 минут).

Третий этап. Команды поочередно задают по 2 вопроса друг другу. Отвечать может любой член команды, однако каждый участник дебатов должен выступить не менее 1 раза. Раунд вопросов используется для разъяснения позиции, так и выявления потенциальных ошибок у противника. Способность правильно формулировать вопросы и умело отвечать на них во многом определяет эффективность дебатов. (20 минут)

Четвертый этап. Вопросы "из зала". Нейтральная сторона и жюри задает вопросы обеим командам, участники отвечают, аргументируя свою позицию. Время, отведенное на ответы, регламентировано (не более 3 минут на каждый). Важно отвечать по существу, не отходя от темы. (15 минут)

Пятый этап. Подведение итогов (10 минут).

Жюри подводит итоги полемики - проводит голосование среди зрителей и оценивает работу команд по следующим критериям:

Аргументы

Отношение к теме

Доказательность

Полнота ответов на вопросы

Фактические ошибки

Логика построения речи

Соблюдение регламента

Культура речи

Корректность

Также, жюри отмечает наиболее активных участников дебатов.

Ведущий не вмешивается в ход дебатов, но держит их под контролем.

Итоги. Жюри передает результаты голосования и свою оценку команд ведущему. Ведущий объявляет об окончании дебатов и берет слово для подведения итогов. Участники победившей команды получают оценку "Отлично".

Приложение №5


Контрольно-измерительные материалы

Блок тестовых заданий по теме лекции № 1 "Электоральная коммуникация в системе политико-коммуникационных процессов".

1.Политическая коммуникация это

а) непрерывный обмен политическими смыслами между индивидами и политическими силами общества с целью достижения согласия

б) постоянный процесс передачи политической информации, посредством которого политические тексты циркулируют между различными элементами политической системы, а также между политической и социальной системами

в) весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику

г) все ответы верны

2.В чем состоит особенность электоральной коммуникации?

а) в ней могут участвовать только политические лидеры

б) она непосредственно связана с выборами

в) она не влияет на политические предпочтения

3.Кто является субъектом электоральной коммуникации?

а) избиратели, политическая элита и контрэлита, группы интересов, партии

б) только СМИ и политическая элита

в) политическая система

г) гражданское общество

4.Условия протекания электоральной коммуникации зависят от:

а) только от массовых настроений

б) только от действующей власти

в) внутренней обстановки в стране, влияния и дееспособности политических институтов общества, тактики политических партий и организаций, общего соотношения политических сил в стране

5.Общепринятая концепция понимания места и роли СМИ в политическом процессе разработана Клаппером Дж. в:

а) 70-х

б) 60-х

в) 80-х

6.Определение такого эффекта массовой информации, как "установление пунктов повестки дня", сформулировал:

а) Паттерсон

б) Коэн

в) Липпман

7.Методами анализа текстов, выступлений, высказываний, для определения их истинного значения, являются:

а) инвент-анализ

б) контент-анализ

в) оба ответа верны

г) оба ответа не верны

8.Основоположником какой концепции влияния СМИ на электорат был Липпман?

а) роль СМИ сводится к минимуму, их влияние опосредовано множеством факторов

б) СМИ могут только повысить политическую активность, но на предпочтения не влияют

в) СМИ оказывают значительное влияние на мнение людей

9.Какие СМИ оказывают наиболее сильное политическое влияние?

а) аудиовизуальные (радио и телевидение)

б) печатные (газеты и журналы)

в) интернет СМИ

10.Модель максимальной информационной чувствительности это:

а) модель, при которой связь между предпочтениями избирателей и информацией, поступающей от средств массовой информации, отсутствует или не является значимой

б) модель, при которой электоральные предпочтения аудиторий конкретного СМИ напрямую связаны с соответствующим представлением политической партии или политика в этом СМИ

в) модель, при которой реакция аудитории конкретного СМИ обратная представлению политика в этом СМИ

11.Какие категории граждан наиболее подвержены влиянию СМИ?

а) люди с высшим образованием <#"justify">12.Избирательная кампания это:

а) борьба за власть между элитой и контрэлитой

б) система агитационных мероприятий, проводимых политическими акторами с целью обеспечить себе максимальную поддержку

в) политический PR

13.В чем суть рыночной модели избирательной кампании?

а) кандидат или избирательное объединение рассматривается как товар

б) главным в ней является личность кандидата и его способности

в) особую роль играет административный ресурс

14.Упор на работу региональных партийных структур делается в:

а) неструктурированной модели избирательной кампании

б) комплексной модели избирательной кампании

в) организационно-партийной модели избирательной кампании

15.Предвыборная борьба это:

а) формирование круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты

б) это совокупность действий, предпринимаемых кандидатами для достижения победы на выборах и других своих предвыборных целей

в) сбор подписей в поддержку кандидата

16.Что необходимо для победы на выборах:

а) только деньги

б) политический маркетинг

в) харизматичный лидер

17.Кто является автором определения: "Реклама - это платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующие в пользу какого-либо товара, марки, фирмы, какого-либо предприятия, кандидата, правительства"?

а) А. Дейян

б) С.Ф. Лисовский

в) А.И. Соловьев

18.Особенностью политической рекламы является:

а) опосредованный характер коммуникации

б) полный контроль руководства политической кампании за процессом создания информационного продукта

в) рекламный продукт доходит до реципиента без искажений

г) все ответы верны

19.Сколько видов рекламы можно выделить, в зависимости от того, какие носители рекламных сообщений используются?

а) 3

б) 4

в) 6

20.Что необходимо учесть, при создании эффективной политической рекламной кампании?

а) штаб кампании должен состоять из большого количества специалистов

б) все рекламные сообщения в политической кампании должны быть подчинены общей логике убеждающей коммуникации

в) верны оба варианты

Ключи.

1) Г,

) Б,

) А,

) В,

) Б,

) Б,

) В,

) В,

) А,

) Б,

) Г,

) Б, 13) А, 14) В, 15) Б, 16) Б, 17) А, 18) Г, 19) В, 20) Б.


Шкала оценки:

Количество правильных ответовИсходный балл (оценка) 16-20"5"12-15"4"8-11"3"Менее 8"2"


Теги: Электоральная коммуникация в системе политико-коммуникационных процессов  Отчет по практике  Педагогика
Просмотров: 29481
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Электоральная коммуникация в системе политико-коммуникационных процессов
Назад