Защитная речь к дипломной работе 2012 года

Уважаемые, председатель и члены комиссии, на Ваше рассмотрение предлагается дипломная работа студента 5 курса специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология» Мецкера Владимира Александровича на тему: Использование стендового театра при формировании конструктивных навыков у детей с проблемами в интеллектуальном развитии.

Проблема актуальна тем, что в процессе целенаправленного обучения дошкольников конструированию, осуществляется их умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание, развиваются умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности. В настоящее время в отечественной педагогической, возрастной психологии и психологии детей с проблемами в развитии особое значение придается поиску резервов формирования мыслительной деятельности, способствующих коррекции и компенсации интеллектуальной недостаточности. Конструктивная деятельность, как особый вид психической деятельности, вносит значительный вклад в этот процесс. Однако ее коррекционно – развивающий и воспитывающий потенциал в исследованиях раскрыт недостаточно. Это делает актуальной тему нашего дипломного исследования.

Цель исследования: изучить возможности использования стендового театра при формировании у детей с проблемами в интеллектуальном развитии конструктивных навыков.

Объектом исследования явился процесс формирования конструктивных навыков у детей с проблемами в интеллектуальном развитии.

Предмет исследования: стендовый театр как средство формирования конструктивных навыков у детей с проблемами в интеллектуальном развитии.

В своей работе мы исходим из предположения о том, что  процесс формирования конструктивных навыков у детей с проблемами в интеллектуальном развитии будет продуктивнее при использовании стендового театра, способствующего с одной стороны выработке способности к действиям по изготовлению поделок (надрезание, сгибание, скрепление, прикладывание шаблона и пр.), с другой, их практическому использованию. Это предположение составило рабочую гипотезу нашей работы.

В процессе изучения имеющейся проблемы нами был обозначен ряд задач, решение которых определяло содержание исследования.

Решением задач теоретического характера явилось: рассмотрение проблемы обучения конструированию детей младшего школьного возраста в психолого – педагогической литературе, а также проблемы формирования конструктивных навыков как основы конструктивной деятельности в младшем школьном возрасте, особенности этого процесса у детей с проблемами в интеллектуальном развитии.; изучить возможности использования стендового театра при формировании у детей с проблемами в интеллектуальном развитии конструктивных навыков.

Анализ психолого – педагогической литературы позволил выделить определение конструктивных навыков как упрочнившиеся способы выполнения действий по приведению в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов с целью создания всевозможных конструкций, моделей и поделок из различного материала.

Выявлено, что термин “конструирование” обозначает определённое взаимоположение различных частей, элементов, в котором предмет предстаёт как единое целое. Под детским конструированием понимается процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов и способы их соединения. Отмечено, что конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры и способствует появлению новых знаний в различных областях окружающего мира, совершенствует запас знаний и навыков, стимулирует фантазию и творческую инициативу, содействует значительному улучшению общей и мелкой моторики, улучшает способность самостоятельных умозаключений, помогает укреплению принципов дисциплины и порядка, положительно влияет на социальный климат группы, способствует развитию самостоятельности личности, обогащает социальные связи, развивает чувство собственного достоинства, уверенности в себе, способствует развитию речи.

Анализ ряда исследований по конструктивной деятельности (З.В. Лиштван, А.Р. Лурия, В.Г. Нечаевой, Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддьякова и др.) показывает многообразие форм обучения конструированию: по образцу, по заданной теме, по условиям, по замыслу, по модели. При этом каждая из них оказывает развивающее влияние на те или иные стороны мыслительной деятельности детей.

Выявлено, что в специальной педагогике проблема обучения конструированию рассмотрена Л.И. Солнцевой, Л.А. Головчиц, Е.А. Екжановой, А.А. Катаевой, О.П. Гаврилушкиной и др. Анализ конструктивной деятельности показывает, что дети с нарушением интеллекта испытывают значительные затруднения в этой деятельности на всех ее этапах, что обусловлено их нарушенным онтогенезом. Их дефективное развитие не позволяет им в полном объеме детально анализировать объект, алгоритм его постройки и изготовления, выделение существенных черт и характеристик, его пространственное расположение и т.д. Значимым моментом явилось утверждение о том, что что обучение дошкольников с нарушением интеллекта конструированию эффективно и многозначно только при условии активного целенаправленного включения его в коррекционно – развивающий процесс за счет гибких и щадящих дидактических форм, методов и средств.

Было выявлено, что театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, развитие всех ведущих психических процессов, способствование самопознанию, само-выражению, раскрепощению. В процессе включения детей с нарушениями в интеллектуальном развитии в театрализованные представления создаются условия для их социализации, усиливаются адаптационные способности, корректируются коммуникативные отклонения.

Решение задач практического плана осуществлялось во второй практической главе нашего исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась базе областного государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Астраханская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат № 5 VIII вида», в 2011-2012 учебном году с детьми младшего школьного возраста в количестве 10 человек. Воспитанники имели диагноз F – 70, диагностированном по МКБ – 10, как легкая степень умственной отсталости.

Экспериментальная работа проводилась поэтапно:

1 этап – констатирующий эксперимент был направлен на выявление уровня сформированности конструктивных навыков у детей с нарушением интеллекта и проявление самостоятельности в изготовлении подвижных игрушек для стендового театра(согласно целям формирующего эксперимента).

2 этап - формирующий эксперимент заключал в себе серию занятий по конструированию подвижных игрушек для стендового театра детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

3 этап – контрольный эксперимент был направлен на выявление динамики произошедших изменений с уровнем сформированности конструктивных навыков младших школьников с нарушением интеллекта, эффективности серии занятий по конструктивному изготовлению подвижных игрушек для стендового театра детьми, участвующими в эксперименте.

В качестве критериев сформированности конструктивных навыков мы выбрали:

  оценивание величины предметов,

  пространственное расположение деталей,

  использование чертежа,

  использование инструкции,

  проявление творчества при конструировании,

  использование шаблона (надрезание по сплошным линиям, сгибание по пунктирным линиям, скрепление подвижных деталей),

  появление самостоятельности в изготовлении поделок.

 

Диагностическое обследование проводилось индивидуально и с подгруппами. В ходе эксперимента использовался метод наблюдения. Уровень сформированности конструктивных навыков у детей с нарушением интеллекта исследовался на основе методик, разработанных Урунтаевой Г.А. и В.П. Дубровой и адаптированной в соответствии с особенностями умственной сферы исследуемых детей. Описание диагностических заданий представлено на стр. 47-54. Результаты исследования показали, что в экспериментальной группе высокий уровень сформированности конструктивных навыков не был показан детьми и составил 0 %. Средний уровень сформированности конструктивных навыков в ЭГ – 30%(три ребёнка). Низкий уровень сформированности конструктивных навыков в ЭГ у семи детей 70 %. Таким образом, было установлено, что уровень сформированности конструктивных навыков и уровень проявления самостоятельности в изготовлении подвижных игрушек фрагментарные, неполные. Дети умеют пользоваться шаблоном, но не все могут скреплять подвижные детали, надрезать по сплошным линиям, сгибание по пунктирным линиям, не аккуратное выполнение поделки. Трудятся дети по побуждению взрослого, самостоятельности не проявляют. Работа с детьми в данном направлении проводилась не в должной степени и требует коррекции и устранения недочетов.

Коррекционно – развивающая работа по формированию детей с нарушением интеллекта конструктивным навыкам имела своей целью разработку серии занятий по изготовлению подвижной игрушки для стендового театра воспитанниками. Обучающий этап эксперимента проводился с экспериментальной группой (ЭГ) и имел в своей основе несколько периодов: I период. Составление тематического плана серии занятий по формированию конструктивных навыков в изготовлении подвижных игрушек для стендового театра  детей с нарушением интеллекта.

При составлении тематического плана учитывали следующие моментыя:

1. Помочь детям преодолеть страх и неуверенность перед незнакомым делом.

2. Научить создавать.

3. Воспитывать бережное отношение к конструированию как результату своего труда и труда взрослых

4. Способствовать развитию творческой активности.

Содержанием является принцип: с первых занятий ребёнок исследует возможность применения конструктивных навыков в изготовлении подвижных игрушек; в каждой теме просматривается овладение конструктивной деятельностью в изготовлении подвижной игрушки; на занятиях предусмотрена как индивидуальная, так и коллективная работа. К концу учебного года дети должны уметь применять и использовать конструктивные навыки изготовлении подвижных игрушек. Нами представлено тематическое планирование серии занятий по обучению конструктивным навыкам в изготовлении подвижных игрушек для стендового театра детей с нарушением интеллекта. С ним можно ознакомится на стр. 54-58.

II период. Организация занятий. Работа по обучению конструктивным навыкам в изготовлении подвижных игрушек для стендового театра детей с нарушением интеллекта проводится во второй половине дня. Занятия по изо творчеству планируются 2 раза в неделю (1 из них – занятия по художественному труду и конструированию). В приложении нами представлены протоколы обследования детей, а также конспекты занятий по формированию у младших школьников с нарушением интеллекта конструктивных навыков в изготовлении подвижных игрушек.

По окончанию формирующего эксперимента нами была проведена контрольная диагностика, предполагающая выявить динамику произошедших изменений в уровне сформированности конструктивных навыков младших школьников с нарушением интеллекта. Целью контрольного эксперимента стало: выявление эффективности серии занятий, примененных в работе по изготовлению подвижных игрушек для стендового театра в конструктивной деятельности детей, участвующих в эксперименте.

Результаты исследования показали, что в группе высокий уровень сформированности конструктивной деятельности составляет: 10 %. Средний сформированности конструктивной деятельности в ЭГ – 70 % (7 детей). Если учесть, что большинство детей экспериментальной группы имели низкий уровень сформированности конструктивных навыков в проявлении самостоятельности, то их результаты довольно улучшились, и наблюдается положительная динамика в их навыках. Низкий уровень сформированности конструктивных навыков составляет 20%. 

Таким образом, было установлено, что уровень сформированности конструктивных навыков и степень проявления самостоятельности в изготовлении подвижных игрушек заметно изменились. Дети стали активно включаться в работу, с радостью, с удовольствием. Проявляли чаще самостоятельность и аккуратность в работе. Поставленной цели дети достигали в основном самостоятельно, умеют пользоваться шаблоном, но не все могут скреплять подвижные детали, затрудняются надрезать по сплошным линиям, сгибать по пунктирным линиям, не аккуратно выполняют поделки.

По окончанию экспериментальной работы нами были разработаны методические рекомендации учителю  по обучению детей с нарушением интеллекта конструктивной деятельности. С ними можно ознакомиться на стр. 60-62.

Таким образом, гипотеза подтверждена, задачи решены.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


Теги: Защитная речь к дипломной работе 2012 года  Защитная речь  Педагогика
Просмотров: 9167
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Защитная речь к дипломной работе 2012 года
Назад