Новая роль в новой школе


проектный педагогический обучение школа

Эссе на тему:

«Новая роль в новой школе»


В связи с изменениями в общественной жизни происходят изменения и в сфере образования. На современном этапе обществу нужны люди, умеющие грамотно, творчески решать поставленные перед ними задачи. Исходя из этого, выбор и построение программ основывается на развитии личностно-ориентированного обучения и духовно-нравственного развития, что, в свою очередь, позволит воспитать и вырастить гражданина России.

Современная педагогика разрабатывает новые образовательные технологии, которые строятся на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Одна из новых педагогических технологий - проектная деятельность. Она не является новейшей технологией. Основателями проектной деятельности были психолог, педагог, философ Джон Дьюи и один из его учеников Уильям Килпатрик. У нас в России данную методику исследовал и внедрял с 1905 г. профессор С.Т. Шатский.

Сущность проектной деятельности направлена на учебно-познавательную деятельность учащихся, которая, в свою очередь, указывает на результат, полученный при решении практической или теоретической проблемы, социально значимой и личностной. Проект - это спланированная, осознанная деятельность учащегося. В нем каждый ребенок может применить свои знания, попробовать свои силы. Участие в проекте дает возможность каждому ребенку проявить себя, применить свои знания и умения для решения какой-либо конкретной задачи. Работа над проектом учит ребенка быть инициативным, целеустремленным, толерантным.

Работая учителем начальных классов, я стараюсь разрабатывать проекты, которые имеют метапредметную связь. Эти проекты могут быть небольшими, краткосрочными (рассчитаны на 2-3 урока) или долгосрочными (выполняются в течение определенного учебного времени). Моя роль как учителя в проектной деятельности - это создание условий, которые позволят детям проявлять свое творчество, сделать обучение привлекательным, захватывающим, что, в свою очередь, позволит обучать детей целенаправленной деятельности для нахождения своего способа решения поставленной проблемы или вопроса.

Считаю, что задача учителя начальных классов - научить детей учиться. Не транслировать знания на класс, а уметь правильно организовать деятельность детей на уроке. Ребенок здесь должен быть не объектом, а субъектом учебного процесса. Создание творческой атмосферы на уроке, умение ставить вопросы и создавать проблемные ситуации так, чтобы каждому ребенку было интересно, активизировать его мыслительные процессы, учебную деятельность - это одна из составляющих нового качества образования через координированные совместные действия учителя и ученика.

Метод проектов реализуется через деятельностный подход к обучению. Он как педагогическая технология включает в себя поисковые, исследовательские, творческие, проблемные методы. Они же, в свою очередь, дополняют информационно репродуктивные методы обучения. Исходя из поставленной задачи или проблемы, мною выбирается тип проекта: практико-ориентировочный, исследовательский, ролевой, творческий. В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема или задача, направленная на достижение определенных целей. Каждый проект на выходе должен иметь конечный продукт. Вот здесь и вступает в свою роль учитель. Мотивация, заинтересованность, удивление являются источником творческого позыва к самостоятельной деятельности детей. Главное - заинтересовать, создать предпосылки, погружающие ребенка в данную проблему. Это погружение в проект. Заинтересовав - вызвать желание работать над данной проблемой, сделать что-то самому. Здесь и начинается первый этап построения самого проекта. Учителю важно заранее продумать все стадии организации проекта, стараться руководить и помогать детям так, чтобы у них возникло ощущение правильности и самостоятельности действий.

Разрабатывая проект, учитель выступает в роли организатора и руководителя учебно-исследовательской деятельностью учащихся. Как руководитель, я стараюсь помочь детям в выборе и обосновании темы. Посредством дискуссии дети выявляют актуальность и необходимость выбора данной темы проекта. Также я помогаю детям в распределении обязанностей по выполнению заданий, учитывая индивидуальные возможности ученика. Мы совместно определяем время на выполнение индивидуальной работы. Дальше я координирую и корректирую ход выполнения работы, поиск и сбор информации учеником, пути решения той или иной проблемы. В ходе выполнения заданий я помогаю учащимся увидеть связь с другими предметами (метапредметную связь), что позволяет взглянуть на проблему шире. По окончании сбора информации мы с ребятами сводим все воедино, обсуждаем способы оформления полученных учениками результатов. Далее делается презентация, в которой рассказывается о проекте и работе группы или каждого ученика отдельно. Здесь важно научить детей кратко излагать свои мысли. После идут подведение итогов по проекту и оценка результатов работы. Обсуждается и берется во внимание все: работа группы, индивидуальная работа.

Сколько радости у детей, когда проходит выставка или презентация их работ: тщательно подготовленная книга с пословицами о труде и иллюстрациями детей, стенгазета о здоровом образе жизни с фотографиями и комментариями ребят, презентация о редких животных нашего края, альбом с рисунками открытого космоса и другое. Ведь каждый ребенок старался, и вот он, конечный результат! Дети гордятся своей работой. Они сумели, преодолели, смогли! Я отмечаю, конечно, всех детей, но лучшие работы или лучшая группа отмечается особенно.

Таким образом, проектная деятельность создает условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации и умение делать выводы, что подтверждается восточной мудростью:

Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Дай сделать - и я пойму.

В ходе работы над проектом дети учатся работать с различными информационными источниками. Самостоятельное выполнение каждого этапа проекта помогает школьникам лучше понять и усвоить новую информацию. Метод проектов положительно сказывается на обучении детей. Возникает стойкая мотивация к познанию нового, растет интерес к учебной деятельности. Работая над проектом, дети учатся не только самостоятельно добывать новые знания, но и становятся социально компетентны, что, в свою очередь, является важной частью в становлении и развитии личности.

Говоря о роли учителя в проектной деятельности, можно сказать словами Д.С. Лихачева:

Учитель! Он всегда в дороге,

В заботах, поиске, тревоге,

И никогда покоя нет!

Процессы модернизации образования в той или иной мере побуждают нас к изучению и поиску новых педагогических методик, самосовершенствованию, развивают креативность мышления, педагогическое творчество, компетенцию. Использование в образовательном процессе проектного метода помогает расти и развиваться учителю как научному руководителю. Отсюда меняется система отношений « учитель-ученик» на партнерские отношения: «учитель-ученик-учитель-руководитель», изменяя отношение детей к учебе. Применяя новые технологии, учитель обеспечивает заинтересованность в учебном процессе у учащихся, достигая, таким образом, усвоение образовательных программ.


Теги: Новая роль в новой школе  Эссе  Педагогика
Просмотров: 36116
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Новая роль в новой школе
Назад