Использование инновационных педагогических технологий в целях повышения качества образования в автономном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Региональная научно-практическая конференция

театральный метод занятие упражнение

«Использование инновационных педагогических технологий в целях повышения качества образования в автономном образовательном учреждении дополнительного образования детей»

Театральные технологии, обеспечивающие интеграцию воспитания и образования на занятиях и во внеурочной деятельности.

Даньшова Ольга Александровна, преподаватель театральных дисциплин второй квалификационной категории

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа хореографического искусства № 17" города Набережные Челны Республики Татарстан.

Начиная с 1998 г. мною разрабатывалась новая система обучения детей сценическому мастерству на основе трудов П.М.Ершова. Проработав огромное количество различного материала по педагогике и инновационным педагогическим технологиям, я пришла к выводу, что, поскольку театральные технологии основаны на возрастных психологических особенностях детей, их, возможно, эффективно использовать, как в объединениях театрального направления, так и в любых других направлениях деятельности.

Все педагогические работники сегодня ощутили необходимость в повышении педагогического мастерства. Я предлагаю вам помощь в освоении театральных методов, а также в умении их применять. Словосочетание «театральные методы» наводит на мысль - на занятиях по бисероплетению «нарядились в бусинки» и «играют в театр». Однако театральные методы на занятиях - это те принципы их режиссуры, которые реализуются педагогами почти во всех предметах.

Если проанализировать театральные технологии по системе Г.К. Селевко, то её можно идентифицировать в соответствии с принятой систематизацией:

по уровню и характеру применения: как гибкую, социально- педагогическую технологию,

по философской основе: использующую гуманистические философские позиции,

по основному методологическому подходу: использующую групповые, компетентностные, творческие, коммуникативные методологические подходы,

по ведущему фактору развития: театральная технология относится к психогенным технологиям,

по научной концепции и передачи и освоения опыта: передача и освоение опыта происходит по научной концепции развивающего обучения и воспитания,

по ориентации на личностные сферы и ключевые компетенции индивида: технология ориентирована на сферу эмоционально-художественных и эмоционально-нравственных качеств,

по характеру содержания и структуры: театральные технологии принадлежат к профессионально-ориентированной и воспитательной деятельности,

по виду социально-педагогической деятельности: преобладают культурологические и развивающие виды деятельности,

по типу управления учебно-воспитательным процессом: театральные технологии характеризуются как система малых групп,

преобладающие методы и средства обучения: групповые, игровые, арт-технологии,

по организационным формам: применяются групповые формы педагогического процесса,

по преобладанию средств обучения: применяются практические средства обучения,

по подходу к ребёнку и ориентации педагогического взаимодействия: субъект-субъектные, личностно-ориентированные технологии,

по направлению модернизации и отношению к традиционной образовательной системе: театральные технологии относятся к группе педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

по категории объектов педагогического воздействия: театральные технологии относятся к технологиям продвинутого обучения.

Следовательно, театральные технологии имеют под собой научное обоснование. Но недостаточно научно обосновать технологию, желательно привести конкретные примеры её использования.

Таким образом, на сегодняшний день я предлагаю вам попытаться начать вести театральную работу по пяти направлениям:

участие детей в мероприятиях или даже спектаклях;

участие педагогов в мероприятиях и спектаклях;

использование театральных технологий на занятиях;

участие выпускников разных лет в мероприятиях объединения;

включение детей на занятиях в творческую театральную атмосферу;

обучение педагогов театральным технологиям.

Все мы убеждены, что в ребенке необходимо воспитывать такие качества, как сострадание, сочувствие, соучастие, сопричастность, сотворчество, в равной степени как и развивать интеллект, логику и стремление учиться. Развивать эмоционально чувственную сферу ребенка можно с помощью театра. «В человеке испокон веков кипят те же страсти, он живет теми же чувствами, что и прежде.

В театре чувства льются через актера полно, потоком, и всеобщность мира чувств позволяет понимать этот язык и грамотному, и неграмотному человеку» (Виктор Розов).

Мой педагогического опыт доказывает, что введение преподавания театрального искусства в программу любого направления, даже в общеобразовательной школе, способно эффективно влиять на учебно-воспитательный процесс.

Это касается:

сплоченности коллектива;

повышения культурного уровня учащихся и педагогов;

воспитания культуры поведения.

При творческом подходе педагога к занятиям театральное творчество не только будет активизировать интерес школьников к искусству вообще и театру в частности, развивать фантазию, память, внимание и другие качества, но и улучшит психологическую атмосферу в группе и учреждении. Главная задача театрального образования - развивать в поведении чуткость к действию как основному средству выразительного языка театра. Знакомство учеников с театральным творчеством (вне зависимости от их возраста) с позиции актера-творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Это связано со спецификой традиций русского реалистического театра, где живое актерское действие требует полного включения исполнителя в реализацию предлагаемых обстоятельств - оправдания вымысла, поисков уместного способа общения.

Главная форма внедрения театральных технологий на занятиях с детьми - развивающие игры. Цель - помочь педагогам и детям в создании на занятиях психологически комфортной атмосферы. Ребенок часто испытывает большие затруднения в диалоге со взрослым, если этот диалог представляет собой официальное общение. Необходимо создать условия, при которых дети свободно общаются и охотно делятся друг с другом своими мыслями, умениями и знаниями.

Методы, формы и содержание театральных упражнений для детей любого возраста преследуют три основные цели:

погружают детей в присущую для них стихию игры, выходя за рамки урока;

развивают в детях столь необходимые полезные для учебы и занятий искусством психические качества - внимание, воображение, мышление, волю, память;

придают учебному процессу привлекательные для детей черты интересного и занимательного труда.

Таким образом, активно формируются творческая мобилизованность, смелость, вера во внимание товарищей, как и собственное внимание по отношению к ним, что позволяет совершенствовать личность каждого ученика.

Наряду с обеспечением качества образования, педагогический коллектив школы всегда уделял и уделяет внимание созданию атмосферы, способствующей наиболее полному выражению, а значит и развитию чувств ребенка.

Чередование функций исполнителя и зрителя педагога и учащегося, которые постоянно испытывает на себе ребенок, помогает ему поделиться с товарищами своим представлением о мире, своими знаниями и фантазиями. В результате, у детей начинают развиваться ассоциативно-образное мышление, воображение, внимание, эмоциональная память, формируется гражданская и нравственно-эстетическая позиция.

Рекомендуемые упражнения:

Руки-ноги. По одному из сигналов ведущего (например, по одиночному хлопку), участники должны поднять руки (или опустить, если на момент сигнала они уже подняты), по другому (например, по сдвоенному хлопку) - встать (или, соответственно сесть). Задачей исполнителей является продержаться как можно дольше, не путая сигналов и сохраняя общий ритм и бесшумность движений. Если участников достаточно, лучше разбиться на две команды и проверить, какая команда продержится дольше, улучшая результат предыдущей.

Пальма, кактус, ива. Дети беспорядочно бегают по открытой площадке, избегая столкновений, по команде педагога, дети останавливаются и изображают растение, которое назвал педагог:

ива - руки и голова опущены вниз, выражение лица печальное;

пальма - руки подняты вверх и в стороны, пальцы развёрнуты, на лице улыбка;

кактус - пальцы скрючены, руки подняты на уровне глаз, выражение лица сердитое.


Теги: Использование инновационных педагогических технологий в целях повышения качества образования в автономном образовательном учреждении дополнительного образования детей  Учебное пособие  Педагогика
Просмотров: 39719
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Использование инновационных педагогических технологий в целях повышения качества образования в автономном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Назад