Абайский районный отдел образования, физической культуры и спорта
ПОДГОТОВКА к ЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
из опыта работы учителя русского языка и литературы школы-гимназии № 10 Даниловой З. А.
Абай
2012
Пояснительная записка
Выпускные экзамены в форме ЕНТ не только выявляеют уровень знаний учащегося-выпускника, но и являются своеобразной проверкой социальной и психологической готовности его к постоянно меняющимся условиям реальности. В связи с этим возникает необходимость в разноаспектной работе при подготовке выпускников к ЕНТ: обучающей, методической, психологической.
Прогнозируемая высокая результативность ЕНТ требует глубокой и разносторонней подготовки всех участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей).
Сборник «Подготовка к ЕНТ. Методические рекомендации» состоит из двух разделов. Первый раздел представляет собой дайджест, созданный автором по материалам казахстанских сайтов «Подготовка к ЕНТ». В нём собраны общие методические рекомендации для подготовки к ЕНТ, рекомендации по психологическому тренингу выпускников, их родителей и педагогов, которые могут способствовать успешной итоговой аттестации.
Во втором разделе сборника содержатся методические рекомендации, разработанные автором, они проверены на многолетнем опыте (с 2004 года) и позволяют добиваться стабильно высоких результатов ЕНТ.
РАЗДЕЛ 1
ДАЙДЖЕСТ
У педагога в папке «Подготовка к ЕНТ» рекомендуется иметь:
- Правила проведения ЕНТ.
- Характеристика класса по предмету.
- План работы.
- График консультаций.
- Журнал учета посещаемости консультаций.
- Наличие результатов промежуточного тестирования с поэлементным анализом и рекомендациями.
- Набор тестов и поэлементный анализ тестовых заданий по темам, по сложности; ответы на нестандартные, сверхпрограммные вопросы.
- Набор методов и приемов по подготовке учащихся к проведению ЕНТ (консультации, индивидуальные занятия, специальные задания и т.д.).
- Внедрение технологии индивидуальной траектории развития каждого школьника по предмету.
| | | | | | | | | | | | |
|
| Коррекционная работа: провести консультацию по теме «…» «___»___ 2012г. |
| |||||||||||
| дать индивидуальные задания: доводящую карточку по теме,,,, (Ф.И. учащегося), |
| |||||||||||
| алгоритм действия по определению …(чего-то) учащимся… (Ф.И.), . | |
| ||||||||||
| упражнения на закрепление навыка…. учащимся (Ф.И.) и т.д |
Планирование деятельности по подготовке учащихся к ЕНТ представляет собой следующие этапы:
I. Диагностический этап:
1. Анализ результатов пробных тестирований с целью выявления «западающих звеньев» в отдельных темах. 2. Индивидуальная еженедельная работа: а) тестирование по отдельным темам; б) собеседование; в) контрольные срезы.
II. Практический этап:
а) работа по сборникам тестов; б) по электронным тестёрам; в) посещение факультативов и курсов по выбору, индивидуальных занятий; г) посещение курсов при вузах
III. Контрольный этап.
а) контрольное тестирование по темам. б) ведение коррекционной работы: в) ведение листа диагностики ошибок.
· Проводится соответствующая работа с учащимися по трем уровням: с одаренными учащимися,
· средними и
· со слабоуспевающими;
· психологическая подготовка учащихся к снятию стрессовой ситуации;
· подготовка учащихся к обоснованным формам подачи апелляции в комиссию ЕНТ.
Рекомендации по подготовке учащихся к ЕНТ:
1.Организовать сопутствующее повторение с начала учебного года по темам с использованием банка тестовых заданий за несколько лет. 2. Закрепление и изучение нового материала по предмету также, используя банк тестовых заданий за несколько лет по изучаемым темам. 3. Обсуждение вместе с учителем задач повышенной сложности.
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕНТ можно выделить следующие составляющие:
· информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
· предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
· психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Советы ученикам — Перед началом тестирования. Вам сообщат необходимую информацию о заполнении бланков. От того, как вы внимательно запомните все правила, зависит ваш успех. — Во время тестирования. Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся: 1. Внимательно прочтите вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл. 2. Если не знаете ответа на вопрос или не уверены в выборе правильного ответа, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых вы не сомневаетесь, не останавливайтесь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. 3. Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми вы обязательно справитесь. 4. Думайте только о текущем задании! Когда вы делаете новое задание, забудьте всё, что было в предыдущем. Помните, задания в тестах не связаны друг с другом. 5. Вернитесь к трудным заданиям. 6. Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный ответ, а последовательно исключать те, которые не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех. 7. Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. 8. Если не уверены в выборе ответа, доверьтесь интуиции.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ: КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЕНТ
- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования.
- Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
- Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
- Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
- Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.- Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
- Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ВЫПУСКНИКАМ:
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ
Подготовка к экзамену
O Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
O Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
O Составь план занятий. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
O Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен.
O Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв.
O Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник.
O Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала. ·
O Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий. ·
O Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
O Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
O Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ПЕДАГОГАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕНТ
1.Активно вводите тестовые технологии в систему обучения, но не превращайте систему обучения в однообразные тестовые задания. Во время тестовых тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
2.В процессе подготовки к ЕНТ используйте тематические тесты по предмету, что позволит проводить разноаспектную подготовку учащихся, придаст им уверенность. («Я знаю все темы!»)
3.Ответы по тестам старайтесь анализировать вместе с учащимися, что отработает алгоритм проверки тестовых заданий.
4.Используйте зачетную и экзаменационную форму проверки знаний. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, но и позволяют более успешно вести себя во время экзамена и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.
5.Ознакомьте учащихся с методикой подготовки и ЕНТ. Это позволит уменьшить стресс на самом ЕНТ.
6.Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте школьников анализировать, ориентироваться во времени и уметь его распределить.
7.Чаще подбадривайте учащихся, настраивайте на успех.
8.Нужно отказаться от правила - подчеркивать способности одних, неуспехи других.
9.Относитесь к ребенку любого возраста как к субъекту совместной деятельности.
10.Осуществляйте индивидуальный подход на основе понимания особенностей учащегося, его уровня развития, притязаний, представлений и т.п.
11.Создавайте на уроке атмосферу успеха, эмоционального благополучия, ценности культуры, знания и здоровья.
Родительское собрание «Как помогать ребенку готовиться к ЕНТ?»
Проведение родительского собрания на тему «Как помогать ребенку готовиться к Единому государственному тестированию?» позволяет достичь сразу нескольких целей.
Прежде всего, сами родители, как правило, очень смутно представляют себе, что такое ЕНТ. Известно, что недостаток информации повышает тревогу, которую родители, сами того не желая, могут передавать детям. Расширение знаний родителей о сущности и процедуре Единого государственного тестирования, знакомство с конкретными заданиями позволяет снизить их тревогу, что, в свою очередь, помогает родителям поддерживать ребенка в этот непростой период.
Полноценная психологическая поддержка выпускников возможна только в том случае, когда психологам, педагогам и родителям удается совместно выработать единую стратегию. Родительское собрание — это важнейший шаг в выработке такой стратегии. Оно позволяет направить усилия различных взрослых, окружающих учеников, в едином направлении. Родители и педагоги становятся сотрудниками, объединенными общей задачей.
На подготовительном этапе важно собрать необходимые сведения о детях, возможно, провести углубленную психологическую диагностику и проанализировать возможные трудности, с которыми они могут столкнуться при сдаче ЕНТ.
Кто может проводить это собрание? Оптимальный вариант, когда ведущими становятся психолог и классный руководитель, потому что они смогут представить проблематику ЕНТ с различных точек зрения.
После собрания родители самостоятельно реализуют стратегии психологической помощи, намеченные в ходе подготовительного этапа и непосредственно на собрании. Возможно, потребуется индивидуальная работа с ребенком или консультации родителей.
Очень важно, чтобы на этом этапе продолжалось взаимодействие педагогов и родителей. Для этого можно, к примеру, провести еще 1-2 собрания в течение учебного года. Эти собрания будут иметь аналитический характер и позволят отслеживать ход подготовки к ЕНТ.
Можно провести анкетирование среди учащихся 11 класса с целью определения профессиональных намерений.
Анкета для учеников
1. Что ты собираешься делать после окончания 11 класса?
2. Что советуют тебе делать родители после окончания 11 класса?
3. Знаешь ли ты о содержании выбираемой профессии, об условиях учёбы, работы?
4. Как ты развиваешь свои склонности, способности, личностные качества?
5. Считаешь ли ты, что сможешь осуществить свои профессиональные намерения? Что этому может помешать?
6. В случае неосуществления основных планов есть ли запасные?
7. Готовишься ли ты к ЕНТ? Как?
8. Определился ли у тебя предмет по выбору? Если да, то какой?
9. Какие трудности возникли у тебя при пробном тестировании?
10. Перечисли предметы, по которым, на твой взгляд, предметного материала даётся учителем в недостаточном количестве для успешной подготовки к ЕНТ.
Анкета для родителей
1. В какое учебное заведение Вы советуете поступать Вашему ребенку?
2. Согласен ли с Вами Ваш ребенок?
3. Как Вы считаете, с какими предметами легко справляется Ваш ребенок?
4. Перечислите предметы, по которым Вы считаете, что предметного материала дается в достаточном количестве для подготовки к ЕНТ.
5. Перечислите предметы, по которым Вы считаете, что предметного материала дается в недостаточном количестве для подготовки к ЕНТ.
6. Ваши пожелания по подготовке к ЕНТ.
Общие рекомендации
1. Нужно оказать детям помощь в распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении плана. Составление плана помогает также справиться с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить весь учебный материал вполне реально, у него достаточно времени для этого.
2. Огромное значение имеет режим дня. Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Иногда для детей шумный или активный отдых становится дополнительной нагрузкой. Например, компьютерные игры только увеличивают усталость. В течение дня также необходимо делать короткие перерывы каждые 45-60 минут. Это необходимо для сохранения высокой работоспособности. 3. Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо, чтобы ребенок высыпался. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и беспокойными. В состоянии утомления работоспособность снижается, и продуктивность такой учебы, когда тянет в сон, очень невелика. Лучше позаниматься на свежую голову, выспавшись, чем допоздна сидеть за тестовыми заданиями.
4. Вопрос о помощи по дому нужно решать в индивидуальном порядке с учетом особенностей ребенка.
5. Особое значение в этот период имеет наш собственный эмоциональный настрой. Важно создать для ребенка ситуацию успеха, говорить ему о том, что мы в него верим. Однако при этом следует дать понять, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, каким хотелось бы (особенно в том случае, если ребенок очень ответственный и старается соответствовать ожиданиям взрослых).
Если ребенок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится, это помогает ему чувствовать себя более уверенно.
6. Наконец, очень важно понять, в какой помощи нуждается именно ваш ребенок. Кому-то из детей необходимо, чтобы выслушали выученные им ответы, кому-то нужно помочь написать планы и конспекты. Узнать о том, что нужно ребенку, можно только спросив его: «Как я могу тебе помочь?»
После рекомендаций психолога и педагогов можно переходить к актуализации собственного опыта родителей и организовать «мозговой штурм».
«Мозговой штурм»
Родителям предлагается следующая инструкция: «У каждого из нас есть свои собственные идеи и предложения о том, как помогать ребенку готовиться к экзаменам. Если мы поделимся друг с другом нашими идеями, это значительно обогатит каждого из нас и в конечном счете позволит нам лучше помогать детям». Родителей нужно разделить на группы по 5 — 6 человек. Поскольку, как правило, родители выпускников достаточно хорошо знакомы друг с другом, они скорее всего рассядутся в классе в соответствии со своими дружескими связями. Поэтому проще всего предложить объединиться родителям, сидящим рядом. Каждой группе нужно дать лист бумаги и ручку и объяснить задание: «Сейчас в течение пяти минут вам нужно вспомнить, придумать и записать как можно больше предложений и идей о том, как родители могут помогать своим детям готовиться к ЕНТ. Не оценивайте реалистичность этих идей и не критикуйте их. Ваша задача — просто «накидать» как можно больше идей».
Когда время, отведенное на обсуждение, заканчивается, нужно попросить родителей озвучить тот список идей, который у них получился. Очень важно при этом всячески поддерживать, одобрять и положительно оценивать родительские высказывания.
Чтобы не забыть и не растерять те ценные мысли, которые будут высказаны родителям, можно собрать все листы с записями и составить обобщающую «копилку полезных советов», которую раздать родителям на следующем собрании с соответствующими комментариями.
Рекомендации для родителей
На этапе подготовки. Очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых ожиданий, которым ребенок не может соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется – таковы его индивидуальные особенности. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях. Гулять, достаточно спать.
При формировании конструктивной стратегии деятельности на экзамене в качестве эффективного методического инструментария могут использоваться памятки – краткий перечень рекомендаций, направленный на помощь выпускнику или взрослым, его родителям, при решении той или иной проблемы.
После тестирования. С момента окончания экзамена вам уже никак не изменить его результаты. Не занимайтесь анализом результатов своего ребенка. Любой анализ в данной ситуации скорее ухудшает настроение, чем улучшает его. В данной ситуации вы лишь тратите время и энергию. После экзамена ребенок нуждается в отдыхе, подумайте о том, как он может отдохнуть или лучше использовать время.
РАЗДЕЛ 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Анализ итогов ЕНТ по русскому языку прошлых лет показывает, что наибольшие трудности вызывают вопросы по следующим темам школьного курса:
1.Правописание наречий. 2. Правописание чередующихся гласных в корне. 3. Правописание Н и НН в различных частях речи. 4. Правописание НЕ с различными частями речи. 5. Правописание НЕ и НИ. 6. Правописание предлогов. 7. Склонение имен существительных. 8. Склонение имен числительных. 9. Виды связи в словосочетаниях. 10.Тире между подлежащим и сказуемым. 11.Односоставные предложения. 12. Знаки препинания при однородных членах предложения. 13. Обособление согласованных и несогласованных определений. 14. Виды придаточных предложений. 15. Знаки препинания в сложных предложениях. 16. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. 17.Виды разборов. 18. Однозначные и многозначные слова. Лексические значения слов.
Рекомендации для учителя
Пять шагов к успеху
a. Соберите банк информации и комплексно проанализируйте её.
b. Оцените учебную и методическую базу, на которой будете выстраивать свою работу.
c. Создайте свою систему работы по подготовке учащихся к ЕНТ.
d. Постоянно модифицируйте, обогащайте и корректируйте созданную систему.
e. Регулярно проводите мониторинг результативности работы своей системы: отслеживайте и анализируйте итоги ЕНТ.
Практические советы
При работе в среднем звене
1. Начинайте формировать систему работы по подготовке к ЕНТ как можно раньше: с 5 класса приучайте ребят вести СП (рукописный сборник правил, в котором в краткой форме фиксируются все изучаемые темы и правила; рекомендуйте заполнять лист с одной стороны (при последующем повторении или систематизации можно будет вернуться и дополнить записи).
2. С 5 класса приучайте учеников к различным видам тестового контроля (комплексное тестирование, тематическое тестирование, тесты открытые, закрытые и т. д.).
3. Учите школьников среднего звена анализировать результаты тестирования, выявлять свои успехи и недочёты.
4. При выполнении тестовых заданий используйте взаимопроверку и самопроверку.
5. Доводите до сведения родителей результаты проделанной работы.
При работе в старших классах
1. Основываясь на сформированных ЗУНах, распределите учебный материал таким образом, чтобы каждый раздел курса русского языка был отработан по трём направлениям: повторение, систематизация, углубление.
2. СП (сборник правил) можно дополнить практическим приложением (тетрадь «Подготовка к ЕНТ», в которой будут выполняться дополнительные практические задания).
3. Постарайтесь как можно полнее и шире использовать возможности учебника, но не ограничивайтесь только им. Предлагая любой источник (справочник, методическое пособие и т. п.), аннотируйте его, обязательно называя не только плюсы, но и минусы рассматриваемого пособия.
4. Планируя систему контроля, проводите контрольные тестирования в 10 классе 2 раза в четверть, в 11 классе – 2 раза в месяц. Это могут быть комплексные или тематические тестирования.
5. Уже в 10 классе введите подготовку к ЕНТ в структуру урока. Выберите один из тестовиков и «порциями» давайте по 3 задания для выполнения на этапе актуализации знаний. На одном уроке используйте три разнотипных задания.
6. Используйте тесты на этапе проверки знаний как вид самостоятельной работы. Для этого вида работы лучше подходят тематические тесты (по теме урока).
7. Используйте тесты как один из видов домашнего задания.
8. Уже в 10 классе организуйте индивидуальные занятия.
Начните их с предварительной диагностики, затем – мониторинг, далее – самодиагностика, которая выразится в том, что ученик сам будет заносить в таблицу (один из разделов тетради «Подготовка к ЕНТ») не только количественные, но и качественные показатели, то есть пробелы в знаниях, затруднения и успехи.
9. Обязательно ведите количественный и качественный учёт всех видов тестирований для организации индивидуальных консультаций.
10. Исходя из зафиксированных показателей и своих наблюдений, подбирайте для каждого ученика конкретные задания.
11. Анализ пробных тестирований проводите индивидуально, можно работать с группой учеников, допустивших однотипные ошибки.
12. Работайте с тестовиками разных лет. Обычно на уроках в 10 классе разбираем (в поурочном планировании) 1тестовик, в 11 классе первое полугодие работаем с тестовиком прошлого учебного года, а второе полугодие – с тестовиком текущего учебного года.
13. Моделируйте вопросы, то есть из разных тестовиков выбирайте одинаковые по сути вопросы, которые сформулированы по-разному, учите понимать суть вопроса!
14. Используйте разные виды консультаций: «произвольную» консультацию (ответы на любые вопросы любого раздела русского языка), тематическую консультацию (выбранную учителем на основании своего мониторинга), консультацию «по требованию» (ученик вне графика проведения консультации обращается с интересующим вопросом) и т. п.
15. В сильном классе старшеклассники, сдав экзамен по русскому языку в 9 классе, полагают, что не стоит уделять этому предмету много внимания, потому что они «знают всё».
При необходимости использую такой тактический приём: намеренно составляю сложные тесты, результаты которых должны озадачить и даже испугать ребят, то есть создаю «ситуацию неуспеха». А затем показываю пути выхода из сложной ситуации: делай вот так (даю алгоритм работы по подготовке к успешной сдаче ЕНТ по русскому языку) - и всё будет хорошо.
1. Учебники по русскому языку нового поколения для 10 и 11 классов.
2. Учебный комплекс под ред.В.В.Бабайцевой.
3. Русский язык. Сборник заданий 10-11 классы. Под ред. В.В.Бабайцевой. – М., 1997.
4. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М., 1999.
5. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. Под ред.Р.Розенталя. Любое издание.
6. Сборник диктантов и изложений по русскому языку для 10-11 классов школ с казахским и русским языками обучения.Сост. И.Р.Махракова, Н.Н.Ставицкая, В.И.Никулина и др.
7. Табакова З.П. Виды языкового анализа. – Петропавловск, 2005.
8. Сборники тестов прошлых лет.
9. Шанский Н.М. и др. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по русскому языку.- М.: ДРОФА, 2005.
10. Львова С.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по русскому языку.11 класс. – М.:ДРОФА, 2005.
11. Русский язык. 10-11 классы. Тесты и тренинговые задания. Автор-составитель Н. П. Завражнова. – Волгоград, 2009.
12. Русский язык. 11 класс. Проверочные и контрольные тесты. Автор-составитель М. Н. Божко.- Волгоград, 2010.
13. И. П. Цыбулько, С. И. Львова. Русский язык. Репетитор. – М., Эксмо, 2011.