Тематический план занятий "Правила поведения на проезжей части"


Тема


Правила поведения на проезжей части


Введение


Этот практико - ориентированный проект нацелен на решение проблемы участников дорожного движения, которая заключается в незнании детьми правил дорожного движения и не соблюдении ими и их родителями безопасного поведения на улицах и дорогах, в невнимательности водителей, что часто приводит к нежелательным последствиям, к беде.

В связи с этим большое значение приобретает изучение в школе правил дорожного движения.

Тема «Правила поведения на проезжей части» актуальна, ведь ежегодно на дорогах России гибнет несколько десятков тысяч человек, среди них 1500 маленьких граждан нашей страны. Это целая школа! Всем нужно принимать самые решительные действия, чтобы дороги России перестали быть зоной бедствия, ведь дорог а - особый мир, который живёт по своим законам, это правовое пространство и ко всем неприятностям здесь нужно быть готовым не только морально, но и теоретически.

Каждое разработанное мною мероприятие, представленное в практико ориентированном проекте, направлено на достижение поставленных в них целей. Необходимо убедить учащихся в постоянном изучении и регулярном применении на практике правил дорожного движения с целью избежания дорожно-транспортных происшествий.

Задачи:

)образовательные: систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, сформировать конкретные навыки правильного поведения на улице.

)развивающие: развивать у детей смекалку, эрудицию, внимание, память, умение логично рассуждать и делать выводы; развивать познавательные способности.

)воспитательные: воспитывать культуру поведения учащихся, интерес к окружающему миру.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс внеучебной деятельности в начальных классах.

Предмет исследования: профилактика детского дорожно-транспортного происшествия.

Гипотеза исследования: уровень безопасного поведения учащихся на проезжей части повышается в случае систематического проведения работы и дифференцирования планирования занятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в рамках образовательного учреждения.

Исследования проводились в первом классе.

Использовались методы: беседы в сочетании с практическими упражнениями с использованием наглядных пособий, классные часы, инструктажи, лекции, викторина, утренник.

Учащиеся поэтапно во время мероприятий изучали правила дорожного движения.

Обоснование выбора темы исследования:

С каждым годом на наших дорогах становится всё больше и больше автомобилей. Одни из них мчат пассажиров, другие везут важные для жителей грузы. В связи с этим возрастает интенсивность движения на шоссейных дорогах, на улицах населённых пунктов и дорогах Московской области. И, без сомнения, увеличение транспортного потока требует ещё большей осторожности, понимания, находчивости, терпения и выдержки, как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов. Все должны проявлять высокую сознательность и дисциплинированность.

Каждый из нас ежедневно становится пешеходом, участником дорожного движения, как только выходит на улицу. При этом приходится неоднократно переходить проезжую часть улицы или дороги. Мы, как, впрочем, и некоторые из водителей пытаемся сэкономить секунды нашей быстротечной суетливой жизни. Но помним ли мы при этом, что здесь, около шумной дороги, порой доля секунды отделяет жизнь от смерти, здоровье от инвалидности? Давайте спросим себя честно: всегда ли мы неукоснительно соблюдаем правила дорожного движения? И все ли хорошо знаем их? Пусть не так как, водители транспорта, а просто как дисциплинированные люди, как пример для детей?

В условиях интенсивного дорожного движения, к сожалению, растёт количество дорожно - транспортных происшествий, в том числе, и с участием детей, не исключая несчастных случаев с ними. Уровень детского травматизма на дорогах Московской области остаётся одним из самых высоких в нашей стране. Дети, чаще, чем взрослые, становятся жертвами дорожных происшествий. Дети очень подвижны и не всегда осмотрительны.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения или несоблюдение их.

В связи с этим большое значение приобретает изучение в школе правил дорожного движения. Ознакомление учащихся с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, пассажирам и велосипедистам, прививает им навыки правильного поведения на улице. Обучение этим правилам является составной частью учебно-воспитательной работы школы.

Систематическое изучение правил во время бесед и экскурсий, на классных часах, утренниках, соревнованиях по безопасности движения, кропотливая повседневная разъяснительная работа педагогов и родителей способствуют воспитанию у учащихся сознательного чувства ответственности за своё поведение на улице, организованности в опасных ситуациях. Необходимо добиваться, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало привычкой, как только ты становишься участником дорожного движения.

Следует помнить, что ребёнок дошкольного и младшего школьного возраста не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может принести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у него связаны приятные впечатления. Ничто так не влечёт ребёнка, как автомобиль будь то игрушечный или настоящий.

Также надо иметь ввиду, что у младших школьников нет предвидения возможности возникновения опасности в быстро изменяющейся дорожной обстановке. Поэтому они выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Для детей волне естественно выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь игру с мячом.

Возрастные особенности младших школьников, которые, несомненно, влияют на поведение детей на улицах и дорогах. В шестилетнем возрасте ребёнок боковым зрением видит примерно две трети того, что видят взрослые, так как он имеет довольно ограниченный угол зрения. Зачастую младшие школьники не могут верно определить, что движется быстрее: велосипед или автомобиль. Им сложно правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч, который покатился на дорогу, для ребёнка сию минуту важнее всего и может занять всё внимание. Только с 7 лет дети могут более точно отличить правую сторону от левой. Только с 8 лет они уже наполовину могут считаться опытными пешеходами. Но они по-прежнему не могут распознавать полные опасностей ситуации на дороге.

Большинство дорожно-транспортных происшествий совершается по вине пешеходов.

Наиболее характерными причинами дорожно-транспортных происшествий являются грубые нарушения пешеходами элементарных требований дорожного движения. А именно:

1.Переход улицы или дороги перед близко идущим транспортом.

2.Неожиданный выход на проезжую часть улицы или дороги из-за стоящего транспорта.

.Переход проезжей части не по пешеходному переходу, а поблизости от него.

.Переход на запрещающий - красный - сигнал светофора.

.Движение пешеходов непосредственно по проезжей части.

Рассмотрим каждую причину ДТП в отдельности.

1.Переходя улицу перед близко идущим транспортом, многие пешеходы считают, что водитель всегда может избежать наезда на человека. Практика показала, что как бы не был опытен водитель, он не в состоянии сразу остановить автомобиль. После того, как водитель заметил пешехода на пути движения его автомашины и нажал на тормоз, транспортное средство до полной остановки ещё будет двигатьсяпо инерции. Путь, пройденный по инерции, зависит от скорости движущейся автомашины, состояния дороги, её покрытия, массы движущегося средства и ряда других причин. Так например, для легковых автомобилей, движущихся со скоростью 50 км в час на мокром асфальте тормозной путь - около 40 м, в гололёд он увеличивается более чем в 2 раза.

2.При неожиданном выходе пешехода из-за стоящего транспорта, водитель не может мгновенно среагировать на внезапное его появление перед автомобилем.

3.Водитель рассчитывает, что пешеход должен переходить улицу или дорогу только в установленном месте, по пешеходному переходу.

.Все должны понимать, что движение на красный запрещающий сигнал светофора - опасно!

.При пересечении проезжей части пешеход должен соблюдать особые меры предосторожности и водитель должен быть готовым к любым непредвиденнымдействиям пешехода.

.Знание всего выше изложенного пешеходов и водителей, быть может, помогло бы избежать многих дорожно-транспортных происшествий.


Основная часть


Тематический план занятий составлен, руководствуясь учебной программой, в той последовательности, которая изложена в учебной литературе «Правила дорожного движения Российской Федерации» 2011 года.

Тематический план занятий в 1 классе:

1.На наших улицах.

2.Мы идём в школу.

.Движение пешеходов вдоль проезжей части.

. Как перейти дорогу.

.Наш друг - светофор.

.Как обходить стоящий транспорт.

.Наши друзья - дорожные знаки.

.Дорога - не место для игр!

.Правила учи - себя береги.

. Утренник «Путешествие в страну Светофорию».


Занятие 1. Классный час « На наших улицах»


Цели: -узнать , знают ли дети о месте их проживания, что знают;

познакомить учащихся с населёнными пунктами, в которых они живут;

рассказать им об особенностях движения транспорта и пешеходов по улицам посёлка;

ознакомить с понятиями : улица, дорога, проезжая часть, тротуар, обочина.

Ход занятия:

Занятие начинается с беседы о сельских населённых пунктах, где живут учащиеся: о посёлке Остафьево, посёлке имени Фабрика 1 Мая, деревни Рязаново.

Учитель на занятии:

рассказывает, что по улицам движутся транспорт и пешеходы,

объясняет, чем отличается дорога от улицы,

отмечает с использованием доски ли таблиц основные элементы дороги,

объясняет, что такое «транспортное средство» и кто такие «пешеходы»;

разъясняет основные понятия и термины, изложенные в правилах дорожного движения Российской Федерации ( п.1 Общие положения).

Необходимая терминология, используемая учителем при проведении занятия:

Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения.

«Дорожное движение»- совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

«Дорога»- обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также тротуары, обочины.

Улицы- это дороги, которые проходят по населённым пунктам (в городах, деревнях, посёлках).

«Транспортное средство»- устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов.

«Маршрутное транспортное средство»- транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

«Проезжая часть»- элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

«Тротуар»- элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части.

«Обочина»- элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия, используемый для движения пешеходов, остановки и стоянки транспорта.

«Остановка»- преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также и большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или выгрузки транспортного средства.

«Пешеход»- лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.

«Водитель»- лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.

«Пассажир»- лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нём), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится в него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

«Участник дорожного движения»- лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Следует отметить, каждое новое понятие вытекает из предыдущего, что вызывает оживлённость при общении учителя с детьми и интерес познания, к тому же учитель ссылается на сами «Правила дорожного движения Российской Федерации».

Далее учащимся показана презентация с использованием ИКТ « На наших улицах», которая вызвала задор, положительную реакцию на увиденное и услышанное.


Вопросы к детям


. Какие дома на нашей улице?

. Какое движение на нашей улице - одностороннее или двустороннее?

. Где должны ходить пешеходы?

. Где должны ездить автомашины?

. Для чего нужен пассажирский транспорт?

. Кого относят к участникам дорожного движения?


Подведение итогов занятия


Учитель опять читает ПДД: «Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда».

В заключении заместитель директора школы по безопасности вручил учителю пособие для детей «Безопасное поведение на улицах и дорогах» и учебно-наглядное пособие в виде плакатов «Безопасность дорожного движения», что входит в учебно-методический комплект под общей редакцией П.В. Ижевского.

Самым торжественным моментом мероприятия стало то, что каждому ученику 1 класса вручили в качестве подарка книжку «Дорожная азбука: основы правил безопасности на дорогах для детей младших классов», выпущенная под общей редакцией начальника Управления ГИБДД ГУВД по Московской области С.А.Сергеева.

Успех, при изучении в дальнейшем тем по правилам дорожного движения, гарантирован! У детей вызван интерес не только прочитать и изучить первый школьный учебник «Русскую азбуку», но и освоить «Дорожную азбуку».


Занятие 2 . Беседа « Мы идём в школу»


Цели: - формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения при выборе пути следования в учебное заведение;

разобрать конкретные безопасные маршруты детей в школу.

Ход занятия:

Вступление


Долгожданный дан звонок -

Это начался - урок.

А урок расскажет всем

Как без бед и без проблем,

Рано утром, не спеша,

Придти в школу малышам.


Учитель рассказывает о месте, в котором находится школа: это село Остафьево, улица Троицкая, дом 1. Рядом находится церковь Святой Троицы и музей-усадьба «Русский Парнас».

Рассматриваются наиболее опасные места для движения пешеходов , которые встречаются на пути следования до школы.

Дети проживают в ближайших от школы населённых пунктах : посёлок имени фабрики 1 Мая, посёлок Остафьево, которое называлось не так давно подсобное хозяйство Остафьево, деревни Рязаново и Мостовское, поэтому выбираются самые лучшие, наиболее безопасные маршруты для каждого учащегося в школу.

До проведения занятия учитель должен серьёзно поинтересоваться, где прописаны и где проживают его ученики, живут ли они у родственников, то есть узнать откуда им предстоит следовать до школы и обратно.

Младшие школьники нуждаются в провожатых, однако не всегда родители могут провожать своих детей на занятия. Дети приходят в школу самостоятельно. Поэтому далеко не безразлично, к какому маршруту привыкнет ребёнок, лишь бы путь занимал кратчайшее время и был безопасным при движении.

Практическая часть: маршрут с помощью учителя наносится на лист бумаги в виде схемы, где обозначаются все расположенные вдоль пути следования объекты (дома, палатки, скверы, водоёмы и др.), в том числе и все опасные участки дороги.

При составлении маршрута школьнику необходимо разъяснять, почему именно этот маршрут удобен и безопасен, иначе достичь желаемой цели занятия невозможно.


Вопросы и задания к детям


. В каком месте по твоей схеме безопаснее всего переходить улицу?

. Расскажи о своём пути в школу.

. Покажи на маршрутном листе стрелками путь следования от дома до школы.

. Согласуй с родителями тобою составленный , конечно с помощью учителя, маршрут «Я иду в школу», который будет помещён в твоё портфолио.

Задание интригует учащихся, тем самым настраивает их на дальнейшее знакомство с Правилами дорожного движения и их изучение, что нам учителям и надо!


Занятие 3. Лекция-инструктаж « Движение пешеходов вдоль проезжей части»


Цель: формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения пешеходов при передвижении по улицам и дорогам, в частности по тротуару и обочине.

Ход занятия:

«Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создаёт помехи для других пешеходов».

«При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а так же в случае невозможности двигаться по ним, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части)».

«При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств».

«При движении по обочинам или краю проезжей части в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств».

Монотонная речь при зачитывании обязанностей пешеходов привела к сонливому состоянию детей. Чтобы привести учащихся в состояние осмысливания изложенного, пришлось обыграть каждый пункт правил более доступной речью , ведь главная задача педагога привлечь внимание детей к изучению безопасного движения на улицах и дорогах, заинтересовать их проблемными ситуациями .

Необходимо, обыгрывая каждое передвижение пешеходов вдоль проезжей части, объяснить учащимся, что

ходить по тротуару и пешеходной дорожке надо шагом, строго придерживаясь правой стороны, не мешая встречным пешеходам и тем, кто спешит, беспрепятственно обогнать нас, не выходя при этом на проезжую часть дороги;

нужно соблюдать осторожность, проходя по тротуару мимо ворот (из ворот может внезапно выехать автомобиль);

нужно соблюдать осторожность и при движении по тротуару мимо стоящего или подъезжающего к краю тротуара автомобиля: пассажиры транспорта могут внезапно открыть дверь кузова легкового автомобиля или кабины грузового автомобиля и ударить пешехода;

чтобы вовремя увидеть приближающийся автомобиль безопаснее всего идти по левому краю дороги, навстречу движению транспорта, причём стараться держаться подальше от края проезжей части, а в случае необходимости остановиться, позволяя транспорту беспрепятственно и не снижая скорости проехать мимо;

группы детей на улице должны ходить только по тротуару и пешеходным дорожкам под руководством взрослого сопровождающего по два человека в ряд (парами), а вот организованные пешие колонны должны двигаться только по проезжей части по направлению движения машин по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд (спереди и сзади с левой стороны должны находится сопровождающие с красными флажками, а в тёмное время суток и в условиях плохой, недостаточной видимости - с включёнными фонарями: спереди белого цвета, сзади красного);

нельзя устраивать игры и шалости на тротуаре и обочине - это опасно, можно оказаться на проезжей части перед идущим транспортом, а ведь никакая машина мгновенно остановиться не может;

чтобы ещё больше обезопасить себя на дороге можно использовать специально разработанные светоотражающие фликеры, наклейки, нашивки разных форм и размеров, а которые можно разместить на одежде и ранцах.


Вопросы к детям


. Где должны двигаться пешеходы в городе или посёлке?

. Почему по обочине безопаснее всего идти навстречу движению транспортных средств?

. Для чего пешеходам рекомендуется использовать световозвращающие элементы?


В конце занятия каждому ученику дарится фликер, что вызывает у детей восторг и оживлённость.


Занятие 4. Беседа « Как перейти дорогу»


Цели: - расширить знания о предупреждении опасностей;

познакомить с уличным травматизмом;

познакомить учащихся с основными правилами дорожного движения;

рассказать им об особенностях перехода проезжей части;

способствовать приобретению навыков правильного поведения на дороге.

Ход занятия:

Опасность- это события или действия, способные нанести вред здоровью или же привести к смерти человека.


Вопрос к детям


«Какие опасности подстерегают нас на улице?

Ответы: дорожные происшествия, повлекшие травмы.

Травма- это любое повреждение организма.

Вопрос: «Какие уличные травмы вы знаете?»

Ответы: ушибы, вывихи, ссадины, переломы.

Вопрос: «Можно ли уберечься от травм?»

Ответы: можно, если быть осторожным, если соблюдать правила безопасного поведения на дорогах.

Нужно помнить, что автомобиль - это средство повышенной опасности для пешехода.

Учитель рассказывает о тех правилах перехода, которые дети должны соблюдать в их населённом пункте, где нет поблизости пешеходного перехода и перекрёстка, а светофоры, подземные и надземные переходы вовсе отсутствуют в этой сельской местности.

Ребята с удовольствием поддерживают разговор, рассказывают о своих случаях неправильного перехода.

Основные моменты, на которые было направлено внимание:

переходи дорогу вне населённого пункта, если в пределах видимости нет пешеходного перехода и перекрёстка, в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны;

прежде, чем начать переход, убедись в его безопасности;

переходи дорогу под прямым углом, так переход будет короче;

не выходи внезапно перед идущим транспортом, помни, что никакая машина мгновенно остановиться не может;

никогда не перебегай дорогу перед близко идущим транспортом (машина всегда едет быстрее пешехода, даже если он бежит очень-очень быстро, и водитель может не успеть затормозить и даже просто не увидеть его);

всегда ищи пешеходные переходы, места, где переход разрешён;

никогда не переходи дорогу в неположенном месте;

если не успел перейти дорогу, нужно переждать на «островке безопасности» или остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки (продолжить переход дороги можно лишь после того, как убедишься в безопасности дальнейшего движения;

нельзя толкать, шалить, находясь на «островке безопасности.


Правила перехода улицы в местах, где нет светофора (памятка):


. Посмотри налево.

. Если нет машин, дойди до середины улицы.

. Остановись и посмотри направо.

. Если нет машин, иди дальше.


Объяснение пословиц


«Поспешишь - людей насмешишь».

«Нога споткнётся, а голове достаётся».

«Порядок время бережёт».


Практическая часть: по изображённой на полу проезжей части дети переходят её , используя памятку.

Итог занятия: создания ситуации успеха.


Занятие 5. Классный час с показом презентации « Наш друг - светофор»


Цели: - познакомить учащихся с видами пешеходных переходов;

расширить знания о правилах перехода проезжей части;

объяснить учащимся назначение светофора;

способствовать овладению знаний сигналов пешеходных светофоров;

научить детей переходить улицу по зелёному сигналу светофора;

воспитывать внимание, чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих.

Ход занятия:

Вступительное слово учителя:

Для пешеходов, желающих перейти улицу, на дороге оборудуют специальные места, называемые пешеходными переходами. Переходить дорогу каждый из нас обязан только по пешеходным переходам.

Пешеходные переходы бывают регулируемые и нерегулируемые.

На регулируемых переходах устанавливают светофоры (специальные приборы, предназначенные для регулирования движения транспорта и пешеходов)

Светофоры бывают двух видов. Если на стекле светофора нанесён силуэт человека, то этот светофор регулирует только движение пешеходов и его действие не распространяется на автомобили. Если на переходе установлен светофор без нанесённого силуэта, то он является общим для машин и людей.

Если пешеходный переход нерегулируемый ( на нём нет светофора), то перед ним на проезжей части чаще всего кладут так называемых лежачих полицейских и на дорогу наносят белой краской специальную разметку в виде поперечных полос, называемую зеброй. Переходить дорогу можно только по этой разметке. При этом нужно помнить, что перед выходом на дорогу смотреть сначала нужно налево, а пройдя половину перехода - направо.

Переходя проезжую часть по « зебре»,придерживайтесь правой стороны, не задерживайтесь, не отвлекайтесь, следите за дорогой.

Правила дорожного движения обязывают водителя автомобиля пропустить пешехода, находящегося на зебре.


Вопрос учителя: «Какие пешеходные переходы в нашей сельской местности?»


Ответы детей: нерегулируемые, так как нет светофоров


Учитель: «Хотелось бы вам поближе познакомиться со светофором?»

Дети хором: «Да!»

Учащиеся с чувством нетерпения и восторга ждут продолжения классного часа, появилось оживление. Учитель задаёт вопросы, чтобы настроить ребят на ответственное и серьёзное отношение к изучению правил дорожного движения.


Учитель: «Внимательно смотрите презентацию, слушайте, запоминайте, а потом попрошу ответить на следующие вопросы:

Почему светофор так называется?

Что означает каждый из сигналов светофора?

Почему выбраны именно эти цвета?

Каким сигналом можно: запретить движение, запретить движение и предупредить о смене сигнала, разрешить движение?

На какой сигнал светофора можно переходить дорогу, а на какой нельзя?


Показ презентации «Наш друг - светофор», состоящей из 24 слайдов.

Содержание презентации:

Транспортный светофор;

Стихотворение о светофоре;

Красный - стой (что обозначает этот цвет светофора и с чем ассоциируется);

Стихотворение о красном свете светофора, вопросы;

Жёлтый - жди (что обозначает этот свет светофора и почему именно этот цвет);

Стихотворение о жёлтом свете светофора, вопросы;

Зелёный - проходи ( что обозначает, с чем ассоциируется, стихотворение, вопросы);

Пешеходный светофор;

Стихотворение о пешеходном светофоре;

Физкультминутка;

Проверь себя (тесты);

Игра «Разрешается - запрещается»;

Кроссворд;

Стихотворение об Остафьевской школе.

Дети хором прочитали стихотворение с экрана:


На перекрёстке двух дорог

Стоит Остафьевская школа.

И каждый день к её дверям

Спешит, бежит народ весёлый.

Ведь в этой школе можно всем

Наукам разным научится.

И много нового узнать,

Листая книжные страницы.

Чтоб шла работа без помех,

Чтоб не было преград ученью -

Должны все дети соблюдать

Простые правила движенья.

Знать, где дорогу перейти.

Знать, как автобус обойти.

Должны все дети твёрдо знать,

Что глупо жизнью рисковать!

На перекрёстке двух дорог

Стоит Остафьевская школа.

И очень жалко - для ребят

Здесь светофоры не горят.


Ответы учащихся на ранее заданные вопросы


Подведение итогов. (Учитель раздаёт каждому учащемуся по три бумажных кружка красного, жёлтого и зелёного цветов.)

Учитель: «Сейчас я раздам вам сигналы светофора. С их помощью вы поможете мне узнать ваше мнение о занятии.

Итак, если во время классного часа вам было неуютно или неинтересно, то вы поднимаете красный кружок. Если вам было интересно, но вам что-то не понравилось, то поднимаете жёлтый кружок. А если вам всё очень понравилось, вам было интересно, вы узнали для себя что-то новое, то вы поднимаете зелёный кружок.

Я считаю до трёх, и мы включаем светофор.

Раз… Два… Три…»

Учитель спрашивает учащихся, почему они сделали такой выбор, просит аргументировать свой выбор (особое внимание уделяется детям, поднявшим красный кружок.)

Практическая часть: из кружочков дети делают аппликацию светофора ( клей не нужен, так как для кружков использовалась самоклеящаяся цветная бумага).

Дети в восторге, так как уходят домой с только что сделанной закладкой.


Занятие 6. Беседа « Как обходить стоящий транспорт»


Цели:- научить детей правильно обходить стоящий транспорт;

закрепить знания и представления младших школьников о безопасности дорожного движения.

Ход занятия:

Учитель создаёт проблемную ситуацию:

«Часто на улицах можно видеть остановившиеся у тротуара машины: грузовики, автомобильные краны, такси и другие автомобили, ограничивающие обзор дороги. На загородных дорогах тоже можно встретить остановившуюся машину. Пешеходам, чтобы перейти дорогу, часто приходится их обходить. А как это сделать, чтобы не угодить под колёса другого движущегося автомобиля?

Из числа нарушений, совершаемых учащимися, к несчастным случаям чаще всего приводит внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта.

Мы уже говорили о том, что автобус надо ждать на специальной посадочной площадке, у остановки, отмеченной жёлтой линией на асфальте, если же таковых нет, то на тротуаре или у обочины дороги. А как перейти на другую сторону улицы или дороги после высадки из общественного транспорта?»

Правила обхода стоящего транспорта обсуждаются на примерах из жизни (дети принимают активное участие в беседе, рассказывая свои случаи).

После обсуждения и анализа самими учащимися дорожно-транспортных происшествий делаются выводы:

нельзя выходить на проезжую часть из-за стоящих автомашин, слишком велик поток автомобилей на дороге;

никогда не надо спешить переходить дорогу после высадки из автобуса, нужно дойти до обозначенного пешеходного перехода и там перейти проезжую часть;

как спереди, так и сзади автобус обходить опасно : пешехода может сбить движущаяся автомашина;

если рядом нет пешеходного перехода, следует подождать, когда автобус отъедет от остановки, убедиться в безопасности перехода (оглядеться по сторонам, нет ли приближающегося транспорта), и только тогда можно переходить через дорогу, ведь она будет хорошо просматриваться в обе стороны;

выходить на проезжую часть пешеход должен с таким расчётом, чтобы иметь возможность остановиться и пропустить приближающийся автомобиль.

Задание учащимся: подготовь сообщение «Основные правила перехода улиц и дорог».


Занятие 7. Беседа « Наши друзья - дорожные знаки»


Цели: - познакомить учащихся со значением некоторых часто встречающихся в районе школы и по месту жительства дорожных знаков, а также с другими знаками, необходимыми пешеходу;

познакомить с группами дорожных знаков;

формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения.

Ход занятия:

Учитель спрашивает ребят: «Какие знаки на дорогах вы видели? Что это за знаки? Как называются?»

Дети отвечают, но большинство учеников не знают, что сказать.

Учитель предлагает внимательно его послушать, запомнить назначение показанных дорожных знаков и места, где их можно встретить.

Дорожные знаки помогают организовывать безопасное движение транспорта и пешеходов, они облегчают работу водителей и помогают всем нам правильно ориентироваться в сложной обстановке на дорогах.

В Правилах дорожного движения дорожные знаки распределены на 8 групп ( учитель демонстрирует таблицу «Дорожные знаки»):

группа. Предупреждающие знаки говорят о том, что на пути водителя или пешехода будет очень опасное место. Такие знаки выполнены в виде треугольников с красной каймой и белым фоном, на котором изображено то, что представляет опасность.

К этой группе относятся знаки:

«Дети» (в треугольнике нарисованы бегущие дети), который устанавливается в месте, где возможно появление детей на проезжей части, вблизи школ или других детских учреждений. Этот знак говорит водителю, что на этом участке могут неожиданно выбежать маленькие нарушители правил движения. Если пешеход видит этот дорожный знак, переход запрещён.

«Пешеходный переход » (в треугольнике по зебре идёт человечек), который устанавливается за несколько десятков метров до того места на дороге где пешеходы переходят проезжую часть, водитель должен сбросить скорость перед переходом и ехать медленнее.

группа. Знаки приоритета указывают первенство, очерёдность разных участков дорог проезда. Их форма - треугольник, круг, квадрат и восьмигранник. Эти знаки устанавливаются на дорогах для водителей.

группа. Запрещающие знаки вводят определённые ограничения для машин и пешеходов. Внутри красного круга говорится, что именно знак запрещает. К таким знакам относят знак:

«Движение пешеходов запрещено» (знак имеет форму круга с красной каймой и чёрным силуэтом на белом фоне). На участке, где установлен этот знак, транспорт движется с высокой скоростью, водители не рассчитывают на появление пешеходов, поэтому движение пешеходов в этих местах будет связано с повышенной опасностью.

группа. Предписывающие знаки разрешают водителям двигаться в определённом направлении, с определённой скорость, по определённым участкам дорог ( знаки сделаны в виде синего круга, в середине которого изображена разрешающая команда. К таким знакам относят знак:

«Пешеходная дорожка» ( в круге на синем фоне изображён силуэт пешехода). Этот знак устанавливается при отсутствии тротуаров или при недостаточной их ширине на проезжей части в начале выделенной полосы, по которой могут двигаться только пешеходы. Полоса для движения пешеходов выделена специальной линией разметки.

группа. Знаки особых предписаний вводят или отменяют определённые режимы движения. К таким знакам относятся:

«Пешеходный переход» (наземный), или «зебра». Этот знак имеет форму квадрата синего фона, внутри белый треугольник, на котором нанесен чёрный силуэт идущего пешехода. Знак указывает место, где пешеходам разрешается переходить проезжую часть.

«Место остановки автобуса» (в прямоугольнике синего фона есть белый квадрат, внутри которого изображён автобус). Общественный транспорт следует ожидать только на автобусных остановках (на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках).

группа. Информационные знаки сообщают об особенностях дорожной обстановки или о расположении на пути следования обозначенных на этих знаках объектов .

Эти знаки информируют о подземном и надземном пешеходных переходах, наименовании населённых пунктов.

группа. Знаки сервиса сообщают о расположении необходимых в пути объектов, таких, как пункт первой медицинской помощи, больница, телефон, места отдыха, туалет.

группа. Знаки дополнительной информации (таблички) при необходимости уточняют, ограничивают или усиливают действие отдельных дорожных знаков.


Вопросы и задания


)Зачем нужны дорожные знаки?

)Расскажите, какие вы знаете дорожные знаки, и что они обозначают?

)В каких местах устанавливается знак «Дети»?

)Обратите внимание : какие дорожные знаки вам встречаются по дороге в школу.

)Придумайте и нарисуйте необычный дорожный знак.


Домашнее задание заинтересовало учащихся, тем самым создало ситуацию успеха.


Занятие 8. Беседа «Дорога - не место для игр!»


Цель: - формировать представления младших школьников о безопасности на улицах и дорогах;

убедить учащихся с опасности проведения игр на проезжей части.

Ход занятия:

Учитель, используя наглядные пособия (набор фигур и схем для изучения правил дорожного движения), рассказывает и показывает, где движется транспорт по улицам и дорогам, где должны играть дети. На макете улицы ученики располагают на проезжей части дороги модели транспорта, на тротуаре - фигуры пешеходов. Перемещая фигуры пешеходов на проезжую часть улицы при движении моделей транспорта, демонстрируется несколько опасных положений.

Дети рассказывают о своих конкретных случаях, учитель тоже приводит примеры опасных ситуаций, связанные с шалостями на проезжей части и рядом с ней.

Учитель объясняет учащимся, что игры и катания а коньках, санках, велосипедах разрешаются в специально отведённых местах: на детских площадках во дворах, в парках, на катках, на спортивных площадках и стадионах . Нельзя играть в снежки, футбол и другие игры на тротуарах и проезжей части улицы и дороги - это мешает пешеходам и движению транспорта. Особенно опасно на дороге устраивать велосипедные гонки, играть в мяч, кататься на коньках или на лыжах, прицепившись к машине. Чаще всего подобная недисциплинированность заканчивается для детей трагически.

В конце беседы дети ещё раз перечисляют места, где можно устраивать игры и делают вывод , что игры на проезжей части и рядом с ней могут привести к беде.

На протяжении всей беседы поддерживалась оживлённость и ненавязчивость.


Занятие 9. Викторина «Правила учи - себя береги»


Цели: - проверить и закрепить знания учащихся правил дорожного движения на улицах и дорогах.

Задачи:- воспитывать у детей дисциплинированность, осторожность на улицах и дорогах;

учить понимать язык дорожных знаков, сигналов светофора.

Ход занятия:

Первый гейм викторины «Вопрос - ответ».

На доске - игровое поле, разделённое на сектора, в которых обозначена область знаний:

«Правила перехода улиц и дорог»;

«Сигналы светофора, дорожная разметка»;

«Дорожные знаки».

Капитаны трёх команд, состоящих каждая из пяти человек, выбирают область знаний и идут к команде.

В гейме задаётся по пять вопросов каждой команде. За каждый правильный ответ даётся 1 очко.


Вопросы из области знаний «Правила перехода улиц и дорог"


. В каких местах можно переходить улицу?

. Как надо правильно переходить улицу, дорогу?

. Можно ли перебегать через улицу, дорогу?

. Почему пешеходам нельзя ходить по проезжей части улицы, дороги?

. Как нужно переходить улицу при выходе из трамвая, автобуса?


Вопросы из области знаний «Сигналы светофора, дорожная разметка»:


. Сколько сигналов у пешеходного светофора?

. Какие сигналы светофора вы знаете, что они обозначают?

. Как на проезжей части улиц и дорог обозначен пешеходный переход?

. Что должен делать пешеход, если на середине проезжей части его застал красный сигнал светофора?

. Для чего служат светофоры на дорогах?


Вопросы из области знаний «Дорожные знаки»:


. В каких местах устанавливается знак «Дети»?

. Зачем нужны дорожные знаки?

. Как выглядит знак, который запрещает движение пешеходов?

. Кто должен знать дорожные знаки?

. Сколько выделено групп дорожных знаков?


Жюри подводит итоги первого гейма


Второй гейм викторины «Ты мне - я тебе» (для капитанов).

Капитаны команд задают взаимно друг другу по одному вопросу. Каждый капитан должен ответить на два вопроса. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 очко .

Вопросы могут быть разные, например:

С какого возраста разрешена езда на велосипеде?

Где можно играть?

Как надо переходить дорогу, чтобы переход был кратчайшим?

Как называется место пересечения дорог?

Для кого предназначен тротуар?

Сколько колёс у легкового автомобиля?

Как называется место посадки и высадки пассажиров?


Жюри подводит итоги


Третий гейм викторины «Продолжай, не зевай».

Каждой команде предлагается по две загадки, на которые только члены команд хором должны дать ответ. За правильный и дружный ответ команды присуждается по 1 очку за каждую загадку. (Условие: все остальные должны молчать, иначе будут сниматься штрафные очки).


Загадки


. Тихо ехать нас обяжет,

Поворот вблизи покажет

И напомнит, что и как,

Вам в пути …(Дорожный знак).


. Что за «зебра» на дороге?

Все стоят, разинув рот.

Ждут, когда мигнёт зелёный,

Значит это…(Переход).


. Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай,

Отправляется…(Трамвай).


. Пьёт бензин, как молоко.

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей,

Ты знаком , конечно с ней.

Обувь носит из резины,

Называется…(Машина).


. Предположим, что с друзьями

Ты отправился в спортзал,

Но в дороге вспомнил: маме

Ты об этом не сказал.

Здесь тебе поможет он:

Знак дорожный…(Телефон).


. Мчат по улицам машины,

Там хозяйничают шины.

Мы спустились в переход.

Там хозяин…(Пешеход).


Жюри подводит итоги викторины, ему предоставляется слово.

Происходит вручение дипломов командирам команд, занявших первое, второе и третье места в викторине по правилам дорожного движения «Правила учи - себя береги».

Каждый участник викторины награждается памятным сувениром.

На протяжении всего мероприятия проходило обсуждение допущенных ошибок, как напоминание, чем они могут обернуться для каждого в реальной жизни.


Занятие 10. Театрализованное представление «Путешествие в страну Светофорию»


Цели: - закрепить знания учащихся по правилам дорожного движения;

научить быстро и правильно реагировать на дорожную ситуацию;

воспитывать культуру поведения на дорогах, уважение водителей и пешеходов друг к другу.

Ход занятия:

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята! Мы живём в век скоростей. Все вокруг торопятся, спешат. А закон улиц и дорог, который называется «Правила Дорожного Движения», строгий. Он не прощает, если пешеход идёт по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон и очень добрый: он охраняет людей от несчастий, бережёт их жизни. Поэтому только постоянное соблюдение правил позволяет всем нам уверенно переходить улицы. Сегодня мы с вами побываем в гостях у Светофора.

Давайте его позовём. Для этого отгадаем загадку:


Он имеет по три глаза,

По три с каждой стороны,

И хотя ещё ни разу

Не смотрел он всеми сразу -

Все глаза ему нужны.

Он стоял тут с давних пор

И на всех смотрел в упор.

Что же это?

(Светофор.)


Дети: Светофор


Светофор: Здравствуйте, ребята! А вы знаете правила движения? Вы знаете для чего нам нужен светофор?

Ведущий: Конечно, светофор! Ведь в сегодняшней встрече участвуют знатоки правил дорожного движения.

Светофор: Ну что ж, хочу посмотреть, как ребята их знают.


-й ученик: Внимание: глядит в упор.


На нас трёхглазый светофор -

Зелёный, жёлтый, красный глаз.

Он каждому даёт приказ.

Светофор зажигает красный свет. (Держит в руках красный шарик.)


-й ученик:


Хоть у вас терпенья нет,

Подождите: красный свет!

Красный свет нам говорит:

«Стой! Опасно! Путь закрыт!»

Зажигается жёлтый свет.


-й ученик: Жёлтый свет - предупрежденье:


Жди сигнала для движенья.

Объявляю вам заранее:

Перехода больше нет!

Не спешите,

Посмотрите, посмотрите на меня!

Не спешите,

Посмотрите до зелёного огня.

Зажигается зелёный свет.


-й ученик: Зелёный свет открыл дорогу:


Переходить ребята могут.

«Вот теперь идите смело -

Пешеходам путь открыт!

Проходите, разрешаю,

Не беда, что я один,

Я надёжно защищаю

От трамваев и машин».

-й ученик: Шум, движенье, гул моторов.


Сразу можно растеряться,

Коль в сигналах светофора

Не умеешь разбираться.


-й ученик: На светофоре - красный свет!


Опасен путь - прохода нет!

А если жёлтый свет горит,

Он - «Приготовься!» - говорит.

Зелёный вспыхнул впереди -

Свободен путь, переходи!

Светофор: Я и вежливый и старый,

Я известен на весь мир,

Я на улице широкой

Самый главный командир.

Все меня, конечно знают.

Да и как меня не знать.

Все отлично понимают

Всё, что я хочу сказать.


Ведущий: Я хочу вам, ребята, напомнить, почему светофор называется светофором? Это слово состоит из двух частей: «свет» и «фор». Ну, «свет» и есть свет. А «фор»? Слово «фор» произошло от греческого «форос», что означает «несущий» или «носитель». А всё вместе - «светофор», значит «носитель света», «несущий свет».


Появляется Незнайка, он идёт по дороге, ударяя мячом об пол.

Незнайка: Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, жёлтый, голубой

Не угнаться за тобой!

Светофор: (отбирает у Незнайки мяч.)

На проезжей части, дети,

Не играйте в игры эти.

Бегать можно без оглядки

Во дворе и на площадке.

Незнайка: А почему на дороге нельзя играть?


-й ученик: Потому что по ней едут автомашины, не заметишь автомобиль - попадёшь под колёса.

Незнайка: А если я буду играть у себя во дворе в мяч и вдруг он выкатится на дорогу. Что надо делать?

-й ученик: Надо попросить взрослого, чтобы он принёс мяч.


Незнайка: Ну теперь мне всё понятно,

Лучше я пойду обратно

И немного почитаю.

Достаёт книгу, идёт и читает.


-й ученик: Эй! Незнайка! Погоди!


Дело кончится печально,

Может быть не мало бед.

Ведь дорога - не читальня

И не место для бесед!

Светофор забирает у Незнайки книгу.

Незнайка: Попав в большой и шумный город,

Я растерялся, я пропал…

Не зная знаков светофора,

Чуть под машину не попал!

Кругом машины и трамваи,

То вдруг автобус на пути.

Признаться честно, я не знаю.

Где мне дорогу перейти.

Ребята, вы мне помогите

И, если можно, расскажите,

Дорогу как переходить,

Чтоб под трамвай не угодить!

Светофор: Придётся тебе, Незнайка, остаться с нами.

И познакомиться с моими цветами.

Красный: Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горим и день, и ночь -

Зелёный, жёлтый, красный.

Жёлтый: Наш домик - светофор,

Мы три родные брата,

Мы светим с давних пор

В дороге вам, ребята.

Зелёный: Мы три чудесных цвета,

Ты часто видишь нас,

Но нашего совета

Не слушаешь подчас.

Красный: Самый строгий - красный свет,

Он горит - дороги нет!

Жёлтый: Чтоб спокойно перешёл ты,

Подожди, зажжётся жёлтый.

Зелёный: Свет зелёный впереди, -

Путь открыт - переходи!

Светофор: Знаешь правила движения?

Значит, ты друг верный мой!

Но двоих нас маловато.

У меня девиз такой:

Нужно, чтобы все ребята

Стали дружными со мной!

Различать ты должен ясно

Цвет зелёный, жёлтый, красный!

На сигналы погляди,

А потом переходи!


Ведущий: Вы, конечно, знаете, что означают сигналы светофора.

Красный свет - стой. Жёлтый - не торопись, будь внимателен. Зелёный иди. Такие цвета выбрали совсем не случайно. В правилах для водителей и пешеходов ничего случайного нет.

Какого цвета аварийная машина? А пожарная? (Ответы детей.) Только красного. Этот цвет тревожный, он напоминает нам об опасности. Увидев ярко-красную пожарную машину, все расступаются, останавливаются, дают ей дорогу. Так и с красным сигналом светофора. Увидев его - остановись. Не переходи дорогу. Пропусти автомобили, трамваи, автобусы.

А почему жёлтый цвет? Этот цвет предупреждения: будь внимателен. Машины, которые работают прямо на дорогах, - бульдозеры, краны, асфальтированные катки, - обычно выкрашены в яркие жёлтые или оранжевые цвета. Дорожные рабочие надевают яркие жёлтые куртки. Водители издалека видят жёлтое, сбавляют скорость, осторожно ведут машины. И вы будьте осторожны, увидев жёлтый сигнал светофора. Не спешите, подождите.

Наконец зажёгся зелёный свет. Теперь спокойно можно переходить дорогу. Зелёный свет - спокойный, приятный. Это цвет травы и листьев. Зажёгся зелёный - спокойно переходите улицу.

Красный - стой, жёлтый - жди, зелёный - проходи. Вот и вся наука.

А сейчас давайте поиграем в игру «Красный, жёлтый, зелёный.» Правила просты: На зелёный свет вы шагаете на месте возле своих стульев. На жёлтый - хлопаете в ладоши, а на красный - стоит смирно.


(Помогает светофор, показывая на свои цвета)

Дети играют.

-й ученик: Движеньем полон город:

Бегут машины в ряд,

Цветные светофоры

И день и ночь горят.

На улице - не в комнате,

О том, ребята, помните!

-й ученик: И там, где днём трамваи

Спешат со всех сторон,

Нельзя ходить, зевая!

Нельзя считать ворон!

Шагая осторожно,

За улицей следи

И только там, где можно,

Её переходи.

-й ученик: Пешеход, пешеход!

Помни ты про переход!

Подземный, наземный.

Показывает знаки.

Похожий на зебру.

Знай, что только переход,

От машин тебя спасёт.

Незнайка: А если нет перехода, то как переходить улицу?

-й ученик: Где улицу надо тебе перейти -

О правиле помни простом:

С вниманием налево сперва погляди,

Направо посмотришь потом!

-й ученик: Выбирай короче путь

Избегай круженья,

И при этом не забудь

Правила движения.

-й ученик: Правила движения,

Все без исключения,

Знать должны зверюшки:

Барсуки и хрюшки:

Зайцы и тигрята,

Вам, ребята, тоже

Их не знать негоже.

-й ученик: Нужно слушаться без спора

Указаний светофора:

Нужно правила движенья

Выполнять без возраженья.

-й ученик: Правил дорожных

На свете немало.

Все бы их выучить

Нам не мешало,

Но основное из правил движения

Знать, как таблицу,

Должны, умножения.

Дети (все читают надпись на плакате):

На мостовой - не играть,

Не кататься,

Если хочешь, здоровым остаться!


Ведущий: А теперь поиграем, послушайте стихи. Там, где нужно, вы должны ответить: «Это я, это я, это все мои друзья!». Если вы не согласны, то будете отвечать «Это не я, это не я, это не мои друзья».


Дети отвечают.

Кто из вас в вагоне тесном

Уступил старушке место?

Дети отвечают.

Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход?

Дети отвечают.

Кто летит вперёд так скоро,

Что не видит светофора?

Дети отвечают.

Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой?

Дети отвечают.

Это знает кто, что красный свет -

Это значит хода нет.

Светофор: Ребята, вы здорово отвечаете. А теперь слушайте загадку:

Посмотри, силач какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик.

Дети: Милиционер - регулировщик, постовой.

Светофор: Правильно, если я сломался, то он меня выручает.

-й ученик: Посмотрите, постовой

Встал на нашей мостовой,

Быстро руку протянул,

Ловко палочкой махнул.

-й ученик: Вы видали? Вы видали?

Все машины сразу встали.

Дружно встали в три ряда

И не едут никуда!

-й ученик: Не волнуется народ -

Через улицу идёт.

А стоит на мостовой,

Как волшебник, постовой.

Все машины одному

Подчиняются ему.


Незнайка: А как называется палочка, с помощью которой регулировщик управляет движением?

Дети: Жезл.

Ведущий: Сейчас мы с вами, ребята, разгадаем кроссворд с зашифрованным в нём словом. Для этого вы должны отгадать загадки о правилах дорожного движения.


. Если ты спешишь в пути

Через улицу пройти,

Там иди, где весь народ,

Там, где знак есть … (переход).

. Должен знать и млад и стар:

Для машин есть мостовая,

Для прохожих - … (тротуар).

. Спозаранку за окошком:

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

(Трамвай.)

. Три моих волшебных глаза

Управляют всеми сразу.

Я моргну - пойдут машины,

Встанут женщины, мужчины.

Отвечайте вместе хором:

Как зовусь я? (Светофором).

. Выходя на улицу,

Приготовь заранее

Вежливость и сдержанность,

А главное - … (Внимание.)

. Этот конь не есть овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём.

(Велосипед.)

. Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус.)


. ПЕРЕХОД

. ТРОТУАР

. ТРАМВАЙ

. СВЕТОФОР

. ВНИМАНИЕ

. ВЕЛОСИПЕД

. АВТОБУС

улица дорога школьник происшествие


Светофор: Город, в котором мы с вами живём,

Можем по праву сравнить с букварём.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город даёт нам всё время урок.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

Входит азбука.

А. Автомобили быстро мчатся.

Б. Бурлит в движенье мостовая,

Бегут авто, спешат трамваи.

В. Все будьте правилу верны -

Держитесь правой стороны.

Г. Груз громоздкий и большой

Неси у края мостовой.

Д. Должен помнить пешеход:

Перекрёсток - переход.

Е. Есть сигналы светофора -

Подчиняйся им без спора.

Ж.Желтый свет - предупрежденье:

Жди сигнала для движенья.

З. Зелёный свет открыл дорогу:

Переходить ребята могут.

И. Иди вперёд! Порядок знаешь.

На мостовой не пострадаешь.

К. Красный свет нам говорит:

«Стой! Опасно! Путь закрыт!»

Л. Лёша с Любой ходят парой.

Где идут? По тротуару.

М. Марширует в лагерь строй,

Мы идём по мостовой.

Н. Не смей на буфере кататься,

Не трудно с буфера сорваться.

О. Опасность ротозея ждёт

Около любых ворот.

П. По асфальту точек стежка -

Пешеходная дорожка.

Р. Риск ненужный, так и знай,

На ходу скакать в трамвай.

С. Совет - не доверяй сноровке,

Входи в трамвай на остановке.

Т. Ты не мартышка и не кошка,

Так не виси же на подножке.

У. Ученик, садясь в трамвай,

Старшим место уступай.

Ф. Футбол - хорошая игра

На стадионе, детвора.

Х. Хоккей - игра на льду зимой,

Но не играй на мостовой.

Ц. Цепляться за машины борт -

Опасный и ненужный спорт.

Ш. Школьник - всем на улице пример.

Щ. Щади здоровье, жизнь щади,

За движением следи.

Э. Экзамен важного значения

Держи по правилам движения.

Ю. Юные граждане, все дети на свете,

Твёрдо запомните правила эти.

Я. Ясно, чтобы быть здоровым,

Чтобы быть к труду готовым,

Эту азбуку, друзья, нужно знать от А до Я.

Ведущий: Наша встреча подходит к концу. Но прежде, чем расстаться я хочу предложить вам поиграть ещё в одну игру.

Называется она «Разрешается-запрещается», например, я говорю: «Играть на мостовой… », а вы говорите - запрещается или разрешается. Итак. Думаем, вспоминаем, быстро отвечаем!


Играть на мостовой… запрещается.

Перебегать улицу перед быстро идущим транспортом… запрещается.

Переходить улицы по подземному переходу… разрешается.

Велосипедистам цепляться за проезжающие машины… запрещается.

Переходить улицу при красном свете светофора… запрещается.

Помогать старикам и старушкам переходить улицу… разрешается.

Выбегать на проезжую часть… запрещается.

Переждать поток машин на «островке безопасности… разрешается.

Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора… запрещается.

Уважать правила движения… разрешается.


Наша встреча со Светофором подошла к концу. Вы внимательно слушали, отвечали на вопросы. И я думаю, вы станете настоящими пешеходами.

А если что-то забыли, не стесняйтесь спросить у старших. И, пожалуйста, будьте на улице внимательными и аккуратными.


Вручение подарков


До свидания, до новых встреч


В результате проведенного мероприятия у детей повысилось чувство ответственности за собственное поведение на проезжей части дороги и соблюдение правил дорожного движения.

Заключение


Одной из важных составляющих частей воспитательного процесса в школе является работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Моя задача состояла в том, чтобы дать учащимся 1 класса понятие значимости Правил дорожного движения, познакомить с основными правилами и научить выполнять их, чтобы сохранить жизнь и здоровье.

Проводимый мною анализ дорожных происшествий и наблюдения самих учеников подводят учащихся к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает правила.

Многочисленные исследования показывают, что основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются:

неумение оценивать дорожную обстановку;

незнание мер безопасного движения;

отсутствие навыков безопасного движения.

Мною использовались виды занятий:

)занятия, на которых учащиеся приобретают главным образом теоретические знания (теоретическая часть исследования);

)упражнения, игры, направленные на формирование умений и навык по выполнению правил дорожного движения;

)игры, викторины, направленные на закрепление полученных знаний и навыков (практическая часть исследования).

Все виды занятий вызывали интерес у учащихся, ведь подобных занятий у них ещё не было, разве что несколько бесед в детском саду с теми, кто его посещал.

На моих занятиях учащиеся:

приобретали знания и навыки поведения на улице (как безопасно перейти улицу, перекрёсток) ;

усваивали правила движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить её);

учились понимать сигналы светофоров;

знакомились со значением важнейших дорожных знаков, линий дорожной разметки проезжей части улицы (дороги);

усваивали, где можно устраивать игры, кататься на коньках и лыжах.

Все проведённые занятия носят практико-ориентированный характер в связи с требованиями стандартов второго поколения.

Поставленные цели достигнуты, задачи решены.

Достижение практического результата выражается в том, что учащиеся теперь знают: выйдя на улицу, они становятся участниками дорожного движения и обязаны соблюдать Правила дорожного движения, а для этого их надо изучать, чтобы знать и постоянно совершенствовать свои знания.


ЛИТЕРАТУРА


1.Безопасное поведение на улицах и дорогах : 1-4 кл. : пособие Б40 для учащихся / (П. В. Ижевский, Б. О. Хренников, И. В. Александрова, М. В. Маслов) ; под ред. П. В. Ижевского. М.: Просвещение, 2007.

2.Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мереприятий. 1 -2 классы /Авт.-сост. Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. М. ВАКО, 2007.

.Дети и дорога: обучающий материал в доступной форме картинок-раскрасок для детей младшего школьного возраста. М.: Илан, 1994.

.Дорожная азбука : основы правил безопасности на дорогах для детей младших классов. / под ред. С.А.Сергеева, «Ежедневные новости. Подмосковье», 2010.

.Каминский М.С. На перекрестке. М.: Ордена «Знак почета» издательство ДОСААФ СССР, 1980.

.Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу: 1 - 4 классы. М.: ВАКО, 2008.

.Синякова В. А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1 класс. М.: ВАКО, 2009.


Теги: Тематический план занятий "Правила поведения на проезжей части"  Методичка  Педагогика
Просмотров: 40902
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Тематический план занятий "Правила поведения на проезжей части"
Назад