Развитие творческих способностей младших школьников в процессе занятий музыкальной деятельностью

Белорусский государственный университет культуры и искусств

Кафедра психологии и педагогики


Курсовая работа по педагогике на тему:

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе занятий музыкальной деятельностью


Выполнила:

Студентка 301гр,

ФТБКиСИ

Кравчук Н.П.


Руководитель:

Еремеенкова Т.Н.


Минск 2010

Содержание


Введение

1.Развитие творческих способностей младших школьников в процессе занятий музыкальной самодеятельностью

1.1Сущность понятия творческие способности

1.2 Музыкальная любительская деятельность, как средство развития творческих способностей

.3Особенности музыкального развития младших школьников

2.Методика выявления степени развития творческих способностей в процессе занятий музыкальной деятельностью

2.1Организация исследования

2.2Анализ полученных результатов по методике развития творческих способностей

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение


Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействует на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его культурном развитии. Музыка - постоянный спутник человека во всей его жизни.

Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования. Недооценка роли музыкальной культуры в формировании личности в годы застоя породила дисгармонию в формировании духовного мира людей, отрицательно сказалась на развитии эмоциональной сферы.

Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.

Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения.

Исследования музыкального творчества детей представлены отдельными видами: песенное (Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, А. И. Ходькова); танцевальное (Р.Т. Акбарова, С.В. Акишев, Н.А. Ветлугина, Е.В. Горшков, Р.Н. Плавник), инструментальное (Г. Лозанов).

Изучение основ музыкального развития детей и их музыкальных способностей отражается в трудах Зиминой А.Н., Безбородовой Т., Алиевой, Тарасовой.

Вопросами развития творческих способностей занимался целый ряд ученых: О.А. Апраксина, А.И. Буров, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Н.Л. Леонтьев, Б.Т. Лихачёв, Б.М. Теплов.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей. Ребенок активен и любознателен по своей природе и стремится преобразовывать мир по собственным законам красоты. Детей данного возраста отличает желание самовыражаться в любом виде творчества.

Эффективным средством формирования и реализации творческих способностей является художественная деятельность. Теоретические вопросы активизации творческого потенциала, дидактические основы организации занятий освещаются в работах А.С. Белкина, Н. С. Боголюбова, Р.И. Кругликова и др.

Целью исследования является практическая разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка способов и методов формирования и развития творческих способностей школьников младшего возраста на занятиях музыкальной деятельностью.

Объект - творческая деятельность школьников младшего возраста в процессе музыкальной деятельности.

Предметом исследования являются различные педагогические способы, методические приемы активизации и реализации творческого потенциала детей средствами музыкальной деятельности.

Занятия музыкальной деятельностью могут стать эффективным средством развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, если:

  1. будут строиться с учетом возрастных психофизиологических особенностей и индивидуальных природных задатков, служащих основой формирования способностей к определенному виду деятельности;
  2. сочетаются различные формы познавательной, репродуктивной и творческой деятельности, осуществляется планомерный переход от изученного к новому, а основой творчества выступают раннее освоенные знания, практические умения и навыки;

Стремление к достижению поставленной цели очертили конкретные задачи исследования:

  1. изучить существующую научно-теоретическую литературу для определения сущности творчества и его места в общей структуре личности;
  2. обосновать общетеоретические подходы к проблеме превращения задатков в способности, формирования творческих способностей и их реализация в деятельности личности;

-разработать экспериментальную программу, направленную на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. Общая целеустановка и конкретная задача исследования обусловили использование следующих методов:

  1. анализ существующей литературы;
  2. обобщение результатов, анализов и наблюдений и синтезирование их в рамках экспериментальных программ;

- педагогический эксперимент с целью проверки эффективности предложенных программ и обработка полученных результатов.

Базу исследования составили учащиеся 3 «Б» класса СШ №71.


1. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе занятий музыкальной самодеятельностью


1.1 Сущность понятия творческие способности


Одним из ведущих психологов, занимающихся анализом творческих способностей был Б.М. Теплов.

Способности рассматривались Б.М. Тепловым в плане индивидуально-психологических различий. Дифференциальный момент он ввел в само определение понятия: "Во-первых, под способностями разумеются индивидуальные особенности, отличающие одного человека от другого..." [24.с 16.]. Далее в определении же отмечается, что способности "не сводятся" к знаниям, навыкам и умениям. Последнее означает, что, как ни велико для субъекта деятельности значение того, что можно усвоить, перенять, нельзя не учитывать и собственно внутренние индивидуальные предпосылки психологических свойств, влияющие на успешность деятельности.

Через всю статью проходит мысль, что способности существуют только в развитии, что нельзя говорить о способности, достигшей предела развития (достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы "пределы" развития способностей повысились).

Понятие "одаренность" Б.М. Теплов определял как "качественно своеобразное сочетание способностей" Тем самым указывая, что различия по одаренности выступают не только в том, что у одного человека одаренность преимущественно в какой-то области, а у другого - в другой, но и в том, что люди, проявляющие себя в одной и той же области деятельности, отличаются по составу, структуре своих способностей. Отсюда следует, что успешное творческое выполнение деятельности происходит по-разному на основе внутренних свойств, отличающих индивидуальность.

Б.М. Теплов отмечал сложную, опосредствованную зависимость развития способностей от их природных предпосылок, выступая тем самым против биологизаторских и механистических концепций различий между людьми по способностям. Принципиальная позиция Б.М. Теплова состояла в том, что фаталистические представления должны быть преодолены не игнорированием самой проблемы природной обусловленности индивидуальных различий, а правильным ее разрешением. Многие из приведенных положений могут теперь казаться самоочевидными, настолько они вошли в научный обиход. [23.]

О том, насколько подход Б.М. Теплова к пониманию индивидуальных различий не был односторонним или предвзятым, позволяют судить рассмотренные в монографии материалы о ранних проявлениях музыкальности. Во всех таких случаях, сколько-нибудь подробно описанных в литературе, а также в тех, которые Б.М. Теплову приходилось наблюдать лично, были обнаружены или прямая забота родителей о музыкальном развитии ребенка, или достаточное богатство музыкальных впечатлений.

Такого рода сведения подводят к заключению, что ранние проявления музыкальных способностей зависят не только от задатков: даже и самые одаренные дети научаются воспроизводить голосом мелодии, научаются соблюдать точность интонаций, научаются правильно передавать ритм музыки. Анализ протоколов наблюдений показал, например, что дети даже с самыми замечательными данными в отношении музыкального слуха учатся петь путем бесчисленных проб. Другими словами, музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка, сначала, конечно, в самых простых формах этой деятельности.

Определение сущности творчества неразрывно связано с философским пониманием деятельности и развития. В специальной литературе отмечается, что не всякая деятельность может быть названа творческой. Творчеству, как деятельности продуктивной, противопоставлена деятельность репродуктивная, то есть несвязанная с производством качественно новых материальных и духовных ценностей.

Наиболее благоприятными возможностями для проявления творческой природы человека и развития его общих творческих способностей обладает музыкальная деятельность.

Структура творчески активной личности может быть представлена в виде системы, в которой каждый элемент низшего уровня является основой для формирования элемента высшего уровня:

  1. задатки - врожденные характеристики психофизиологической деятельности индивида как биологического существа;
  2. специальные способности - формирующиеся в процессе игровой, учебной и трудовой деятельности, способности индивида к определенному виду деятельности, основанные на природных задатках;
  3. творческие способности - сформировавшиеся в процессе конкретной деятельности потенциальные способности индивида к самостоятельному решению сложных творческих задач в любой деятельности;
  4. творческая активность - реализованные в деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей творческие способности, являющиеся показателем высокого уровня развития личности.

.2 Музыкальная любительская деятельность, как средство развития творческих способностей


Многообразие видов музыкальной деятельности (пение, музицирование, слушание музыки, ее обсуждение, изображение, сочинение, коллекционирование музыкальной символики, посещение музыкальных мероприятий) обеспечивает разнообразие способов творческого самовыражения личности на занятиях. Это мимические и жестово-пластические приёмы передачи своего эмоционального состояния, зарисовки этого состояния цветом, пропевание мелодии, выразительное музицирование, подбор и чтение поэтических произведений, помогающих выразить эмоциональное переживание от музыкального произведения, нахождение индивидуальной формы раскрытия характера музыкального произведения, иллюстрирование.

Известно, что музыкальное воспитание всех учащихся,- вне зависимости от качества природных музыкальных задатков, - проводится на уроках пения, которые включают собственно хоровое пение, музыкальную грамоту и слушание музыки. Эти разделы урока тесно связаны, взаимообусловлены, взаимозависимы и их единая целенаправленность обеспечивает необходимую разносторонность музыкального процесса, развитие музыкальных способностей, воспитание любви к музыке даже у тех учащихся, которые в начале работы подчас производят впечатление «немузыкальных». Продолжением, расширением, углублением уроков пения являются внеклассные занятия в школьных музыкальных коллективах: в кружках обучения игре на инструментах (фортепиано, баяне, скрипке и др.), в кружках сольного и хорового пения, в оркестрах, ансамблях.

Эффективными средствами музыкального развития выступает музыкальная деятельность, которая включает в себя: слушание музыки, пение, использование музыкально-ритмических упражнений, музыкально- дидактических игр, игра на музыкальных инструментах.

Каждое средство музыкального воспитания связано с развитием музыкального восприятия. Все вместе они воспитывают у ребенка любовь к музыке, углубляют его восприятие и понимание окружающего, вызывают определенное к нему отношение, формируют музыкальный вкус. Каждое из названных средств музыкального воспитания имеет свою специфику, что находит отражение в методике обучения.

Любовь к музыке, потребность в ней формируются у ребенка, прежде всего в процессе ее слушания, благодаря которому у детей развивается музыкальное восприятие, закладываются основы музыкальной культуры. В. Сухомлинский подчеркивал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами».[22. с.89.] Для формирования эстетического восприятия музыки важно не только переживать, понимать ее содержание, но и различать отдельные средства музыкальной выразительности. Д.Б. Кабалевский обращал внимание педагогов на то, что музыка только тогда будет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети по настоящему научатся вслушиваться в нее и размышлять о ней.

Среди внеклассных форм музыкального воспитания, важнейшим по охвату, доступности, популярности, справедливо называют занятия в хоре. Хоровое пение обладает рядом неоценимых общевоспитательных и специфически музыкальных возможностей. Участие в процессе исполнения музыки, одновременно с активным развитием музыкального слуха и певческого голоса, способствует наиболее полному и глубокому проникновению в ее содержание, пониманию выразительного значения основных средств «музыкального языка». Поэтому хоровое пение может служить не только путем для воспитания исполнителя (певца), но и культурного слушателя музыки. Вместе с тем, занятия в хоре воспитывают прекрасное чувство коллективизма, ответственности каждого его участника за общее дело и другие важнейшие качества личности.

Однако практика школьного музыкального воспитания показывает, что часто школьный хоровой коллектив не является такой желаемой базой музыкально-эстетического развития его участников. Нередко, пробыв в хоре несколько лет учащийся, в сущности, остается таким же музыкально-необразованным, каким был и до занятий. Причина этого заключается в том, что сама по себе форма хорового пения еще не является залогом полноценного музыкального развития: не всякое участие в работе школьного хора является средством, гарантирующим приобщение к музыкальной культуре, музыкальному искусству. Поэтому важно отчетливо понимать, как следует проводить работу, чтобы исполнение активизировало восприятие, чтобы певец рос и как исполнитель, и как слушатель, «потребитель» музыки. В методической литературе довольно подробно освещены специальные вопросы приобретения вокально-хоровых навыков, овладения нотной грамотой. Однако в проблеме использования хора для повышения общей музыкальной культуры, - еще много неясного, спорного.

Однако зачастую, хормейстеры не используют богатейшие возможности хорового пения для активизации музыкального развития. Ограничивая свою работу лишь воспитанием певческих навыков, умений в области звукоизвлечения, звукообразования, дыхания, дикции руководитель подчас добивается возможности исполнения довольно сложных произведений, но мало заботится о расширении музыкальных интересов учащихся, воспитании их активного, сознательного, заинтересованного отношения к окружающим музыкальным явлениям. В результате того, что подбор репертуара, его интерпретация определяются лишь самим руководителем, исполнители привыкают к пассивной роли «послушного инструмента» в его руках, не чувствуют себя участниками творческого процесса.[21.]

Доказано, что у младших школьников можно формировать творческие способности в певческой деятельности, для этого необходимо развивать у детей, прежде всего самостоятельность в создании исполнительского замысла песни, то есть умение создавать внутреннее предвосхищающее представление ее звучания. Допустим, что это умение можно формировать уже у младших школьников путем развития их логического воображения.

Удобным материалом для формирования творческих способностей является куплетная форма песни. Музыка каждого куплета повторяется, что облегчает ее освоение. Определенные нюансы в содержание каждого куплета вносит текст. Передача изменений характера каждого куплета требует соответствующего отбора комплекса исполнительских средств. В певческой деятельности к ним относятся: звуковысотная интонация, динамика, темп, агогика, тембр, а также разнообразные способы звуковедения - штрихи. Все это служит основой: для создания интерпретации произведения.[21.]

Вопросы воспитания музыкального слуха и ритма не могут не волновать каждого педагога-музыканта, так как от степени их развития во многом зависит успех музыкальной работы в целом. В широком смысле под музыкальным слухом следует понимать способность воспринимать, представлять и эмоционально переживать содержание музыкального произведения во всех его аспектах: звуковысотных, ритмических, тембровых, громкостных, формообразующих и т. д.

В узком смысле в основе музыкального слуха лежит ощущение музыкальной высоты, возникающей в результате соотношений между различными звуковыми линиями в их развитии. Такую трактовку музыкального слуха дает известный советский ученый-психолог Б. М. Теплов. В музыкальном слухе он выделяет два вида - мелодический и гармонический. Первый из них проявляется в умении узнавать и воспроизводить мелодию, а также в чувствительности к точности ее интонирования; второй - в восприятии созвучий. [23.]

Основополагающий вывод ученого заключается в том, что ощущение музыкальной высоты возникает лишь в результате ладового чувства.

Итак, воспитание ладового чувства, несомненно, является самой серьезной практической задачей. Ладовое чувство, по определению Б. М. Теплова, это, прежде всего эмоциональное переживание определенных отношений между звуками.

Вот почему осознание лада во всех его проявлениях - одна из главных практических задач при воспитании и развитии слуха.

Здесь уместно отметить, что во многих методиках развития и воспитания музыкального слуха на первоначальном этапе обучения основным художественным материалом служит народное творчество.

В этой же связи следует указать на возможность использования и многих других приемов, ускоряющих обучение, например, опирающихся на зрительное восприятие. Так, можно рекомендовать применять ручные знаки, закрепленные за определенными ступенями лада (как это принято в системе относительной сольмизации), графическое изображение соотношений между ступенями (по методу болгарской «столбицы») или пять пальцев рук, заменяющих нотный стан. Наглядность и эмоциональность - важные принципы развития музыкального слуха.

На эмоциональную окраску ступеней лада, интервалов и аккордов следует обратить особое внимание, ибо от этого в значительной мере зависит выразительное интонирование и развитие гармонического слуха.

Особенно важно научить детей интонационно обостренно петь тоны и полутоны.

В связи с этим необходимо подтвердить важнейший принцип музыкального воспитания - все теоретические выводы должны вытекать из художественной практики.

Заинтересовать (удивить) - показать - объяснить - вот путь преподнесения знаний детям. Этот принцип является важнейшим в педагогической науке.

Основополагающий принцип в формировании знаний и умений, в том числе и в развитии слуха, заключается в том, что ребенок должен услышать, потом увидеть и, наконец, понять

Раскрывая вопрос выразительного интонирования, нельзя не остановиться и на значении так называемого вокального и внутреннего слуха. Несомненно, что чуткость ребенка к качеству звука поможет ему значительно обостреннее интонировать.

Теперь остановимся на развитии чувства ритма. Существует мнение, что оно не требует специальной тренировки, так как от природы развито у детей лучше, чем музыкальный слух. Такое понимание вопроса наносит огромный вред широкому гармоническому развитию слуха. Только постоянное внимание к воспитанию звуковысотного и ритмического чувств в их взаимосвязи обеспечит всестороннюю музыкальность.

Воспитание и развитие чувства ритма - серьезная и ответственная задача в работе с детьми.

Развитие музыкального ритма должно осуществляться только в процессе самой музыки. Вот почему первейшая задача педагога - постепенно вовлечь ребенка в активную моторную деятельность. Юный певец обязан всем своим телом почувствовать ритмическую сферу, то есть инкорпорировать моторно-двигательное начало музыки. В этом ему помогут, прежде всего, самые простые народные песенки и детские игры. Дети должны научиться двигаться в такт хороводной песне, передавать ее ритмический рисунок хлопками, шагами и т. д.

Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Игра на детских музыкальных инструментах - металлофоне и ударных - полезна для развития музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти.

Обучение детей игре на музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развить музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.[12. c.156.]

Планомерные и систематические занятия воспитателей и музыкальных руководителей с оркестром организуют детский коллектив, способствуют интенсивному и плодотворному развитию музыкальности. В процессе обучения игре на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети лучше понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и естественно входят в новый для них мир музыкальной азбуки.

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка. Настойчивость, целеустремленность, усидчивость. У детей появляется чувство взаимопомощи, внимание к действиям товарищей. Игра на музыкальных инструментах развивает сосредоточенность, память. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами (струны, клавиши, медиатор, оркестр) обогащает активный словарь детей, развивает их речь.

Игра на музыкальных инструментах ценна еще тем, что может применяться в самых различных условиях - как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. [12.c.157.]

Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.

Специфика каждого средства музыкального воспитания определяется его отношением к определенному виду музыкального искусства. Поэтому содержание программных умений строится в соответствии с основами данного вида искусства.


1.3 Особенности музыкального развития младших школьников


Предпосылкой музыкального развития является нормальное развитие как слухового, так и речедвигательного и вокально-двигательного анализаторов,

К школьному, 7-летнему возрасту анатомическая структура и физиологические функции слухового анализатора могут считаться в достаточной мере сформированными для систематического обучения детей музыке и пению.

Однако слуховой анализатор младшего школьника очень хрупок и не допускает большого перенапряжения. Резкие сильные звуки, как и длительное воздействие их на слуховой анализатор (шум, крик, включение радио на полную мощность на длительное время), вредно отзываются на слухе ребенка, влияя на остроту слуха и чувствительность к оттенкам звука.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие речевого и вокально-двигательного аппарата ребенка. По данным Е. И. Алмазова, голосовой аппарат ребенка дошкольного и младшего школьного возраста сильно отличается от голосового аппарата взрослых своей величиной и формой и непрерывно растет и развивается (особенно бурно в период мутации, X. е. изменения голоса в переходном возрасте от 12 до 16 лет). Детская гортань меньше гортани взрослого в два-два с половиной раза. Голосовые связки детей отличаются также меньшими размерами и большей хрупкостью.

Емкость легких 10-12-летнего ребенка равняется приблизительно 1000 кубических сантиметров (у взрослого - 3000 кубических сантиметров). Вследствие еще недоразвившегося грудного резонатора дети пользуются преимущественно более поверхностным реберным дыханием, а не грудным, углубленным, как взрослые.

Занятия пением значительно перестраивают работу дыхательных органов. В то время как при рефлекторном, непроизвольном дыхании, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, достаточно 500 кубических сантиметров вдыхаемого воздуха, при пении количество вдыхаемого воздуха у взрослых равняется 1000-1500 кубических сантиметров. Выдох, совершаемый за счет ослабления мышц при рефлекторном дыхании, в пении является произвольным активным процессом, над организацией которого много работают преподаватели пения. При систематических занятиях у детей вырабатывается смешанное дыхание с преобладанием или реберного, или грудного дыхания.

Особенности структуры вокально-двигательного аппарата ребенка обусловливают также небольшой объем и специфические свойства звучания детского голоса - окраску (тембр) звука, его громкость и различия в интонации звуков.

Музыкальное развитие младшего школьника тесно связано с общим ходом его развития под влиянием обучения в школе.

Музыкальные занятия в школе заключаются главным образом в обучении детей хоровому пению. Хоровое пение является деятельностью, выполняемой коллективно. Коллективно и движение, включающееся на первых порах в урок пения. Уже организованный вход под музыку в зал, музыкальный класс заставляет детей подтянуться, собраться, настроиться несколько празднично. Самый урок эмоционально насыщен. Музыкальное вступление к песне, разнообразный характер песен, а также текст, близкий детям, эмоционально затрагивает и увлекает их. Н. Л. Гродзенская особенно подчеркивает, что общность чувств, которые переживает поющий коллектив, и общность действий в коллективе имеют особое значение. Большой эмоциональный отклик у детей находит и беседа о песне, проводимая преподавателем.

Слушая пение детей младшего школьного возраста, можно обнаружить большое своеобразие самого звучания детского голоса, отличное от звучания голоса взрослых. Оно отличается как по тембру (окраске звука), так и по громкости; объем голоса первоклассника много уже объема голоса более старшего школьника. Это объясняется, с одной стороны, недоразвитостью голосового аппарата ребенка, с другой - неумением пользоваться наличествующими уже компонентами певческого процесса, а также недостаточным развитием детских восприятий и представлений. Тембр голоса у первоклассников и второклассников неровный, жидкий, иногда крикливый, «надсадный» (по выражению А. А. Сергеева); звук открытый («белый», как называют его вокалисты). При естественном, ненапряженном звучании, которого необходимо . добиваться, звук становится легким, звонким, с серебристым оттенком, особенно у мальчиков. С возрастом тембр приобретает большую устойчивость и плотность. [20.с.308.]

Сила детского голоса также невелика (преподаватели пения, как на допустимый предел, указывают на меццо-форте и меццо-пиано). Что касается диапазона голоса дошкольников и первоклассников, не занимавшихся пением в детском саду, то они часто поют лишь в пределах кварты (от ми до ля или от ре до соль первой октавы); под влиянием обучения пению диапазон постепенно расширяется иногда вверх до до - ре второй октавы, вниз - до до первой октавы.

Во втором классе диапазон устанавливается от си малой или до первой до ре - ми второй октавы.

Расширение диапазона происходит очень постепенно. Только тогда, когда ребенок начнет петь без напряжения, можно расширять пределы диапазона. Форсирование этого процесса вредно отзывается на детском голосе. Лучше всего расширение диапазона достигается при пении любимых детских песен, вызывающих у ребенка эмоциональный подъем.

Есть такие стороны в песне, которые еще недостаточно четко и неадекватно воспринимаются младшими школьниками. Прежде всего это гармоническая ее структура. Как у дошкольников, так и у младших школьников развитие гармонического слуха сильно отстает от развития мелодического слуха. Хотя дети очень любят инструментальное сопровождение к песне, но в начальный период обучения они его воспринимают как обогащение звучания, как украшение основной линии мелодии, а не как гармоническую ее основу.

Развитие гармонического слуха достигается на базе развития мелодического слуха, чувства лада и т. д. Кроме того, в процессе развития самого гармонического слуха замечаются большие качественные различия, характеризующие, с одной стороны, уровень музыкального развития, с другой - индивидуально-психологические различия в восприятии созвучий и их последовательностей.

Исключительно большое значение для осознания различных сторон музыкального целого и для сознательного закрепления его в памяти имеет ознакомление детей с нотной грамотой. Слуховое восприятие при пении по нотам получает поддержку в устойчивых зрительных стимулах, которые не исчезают, подобно звукам, в следующий же отрезок времени. Это дает возможность проверять правильность слухового восприятия, позволяет возвращаться к уже отзвучавшим частям мелодии, сравнивать отдельные ходы и обороты мелодии между собой, констатировать идентичность или разницу звуковысотностей, определять общий диапазон песни и т. д. Такого рода операции чрезвычайно затруднительны при одном только слуховом восприятии из-за нестойкости первичного слухового образа мелодии.

Пение по нотам дает большой толчок развитию музыкальных представлений, потому что нельзя спеть в песне звук соответственно нотной записи, не представив предварительно внутренним слухом его соотношение с предшествующим звуком, и сам спетый звук также должен занять свое место в общем ходе мелодии, зазвучать согласно ладовому строению песни. Образуются новые связи не только между слуховыми и зрительными, но и между зрительными и вокально-двигательными представлениями.[17.]

Что касается развития музыкального восприятия и музыкальных представлений детей, то наблюдения на уроках пения показывают, что первоклассники часто не воспринимают такие элементы музыкальной речи как звуковысотность, которая главным образом обусловливает возможность правильного воспроизведения песни.

Уже к 3 классу навык петь звуковысотно правильно закрепляется у большей части детей, хотя еще не все дети точно интонируют высоту. Однако ошибки их не превышают предела «зоны» данного звука или интервала, т.е. области, в который данный звук или интервал воспринимается слухом как таковой. Что касается диапазона голосов, то в 3 классе хорошее звучание наблюдается от до первой октавы до до ре-ми второй.

Только с развитием звуковысотного слуха можно говорить о развитии подлинного ладово-мелодического слуха у детей, на основе которого и становится возможным развитие яркого и точного представления мелодии и точное ее воспроизведение.

Песня всегда воспринимается как целое, и овладение отдельными составными частями ее происходит в процессе восприятия и воспроизведения этого целого.

Существенным в песне является текст, понимание которого необходимо для сознательного восприятия музыкального материала и возникновения художественного образа вокального произведения. Только наличие художественного образа может привести к полноценному исполнению песни и дать эмоциональный отклик на нее. Текст пробуждает интерес ребенка к песне, который поддерживается и углубляется беседой преподавателя, разучивающего песню с детьми. Дети в 3 классе уже чувствуют, где и какую интонацию можно использовать в определенной песне.

У учащихся 3-4 классов возникают уже более отчетливые представления в процессе слушания песни. Заучивание музыкального материала становится целенаправленным и активным.


2. Методика развития творческих способностей в процессе занятий музыкальной деятельности


.1 Организация исследования


Во второй главе представлены результаты диагностики уровня творческой активности детей дошкольного возраста.

В ходе исследования были уточнены критерии творческой активности при диагностировании на основе средств музыкальной деятельности: наличие опыта и знаний о средствах художественной выразительности; проявление эмоционального отношения и интереса к хоровому пению (эмоциональная отзывчивость при восприятии музыкальных произведений и в процессе музыкальной деятельности; стремление к творческой самореализации в процессе музыкальной деятельности); самостоятельность включения в художественно-творческую деятельность. Исследование было проведено в СШ №71 3 «Б» классе, в октябре-ноябре 2010г, где нами были выделены две группы: контрольная (12чел.) и экспериментальная (12чел.) Целью его явилась диагностика творческих способностей у детей младшего школьного возраста. При организации исследования нами было проведено диагностирование музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста. Для этой цели нами была разработана серия заданий.

Для изучения были выявлены следующие способности: а) состояние музыкального слуха; б) состояние чувства ритма; в) способность к воплощению художественного образа; г) навыки хорового пения.

Для данных заданий нами были разработаны следующие уровни развития: высокий, средний, низкий.

Все задания по диагностике проводились в игровой форме, также учитывались индивидуальные особенности каждого ученика.

Задание №1.

Цель: диагностика способности к сочинению мелодий или припевок.

Учитель зачитывает вслух небольшое стихотворение и предлагает ученику, сочинить на эти слова мелодию и воспроизвести ее голосом.

Задание №2.

Цель: выявить способность к созданию целостного художественного образа.

Учитель играет на фортепиано мелодию со словами и просит ученика создать образ и проинсценировать песню.

Задание №3.

Цель: выявить развитие ритмических ощущений; умения импровизировать на заданную тему.

Учитель играет на инструменте (фортепиано) какую-либо мелодию и просит ребенка придумать к ней ритмический аккомпанемент (с помощью треугольника, бубна и т.д.).

Обработанные и проанализированные результаты, полученные в ходе диагностики, находят свое отражение в таблице (приложение №1).


Уровень развития творческих способностейКоличество детей 24Абсолютное число% соотношениеВысокий520,5%Средний729,5%Низкий1250%

  • На формирующем этапе эксперимента мною была предложена методика развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Она заключалась в следующем: поскольку на занятия музыкальной деятельностью в этой школе отводится всего один час в неделю, мною было предложено проведение дополнительных внеклассных занятий, где можно было использовать индивидуальный подход к каждому ученику.
  • На основе констатирующего анализа творческих способностей младших школьников мною было предположено, что для осуществления индивидуального подхода и с целью эффективного формирования творческой активности важно организовать работу в следующем направлении: поддерживать и закреплять интерес детей к занятиям музыкальной деятельностью и к музыкальным произведениям, который уже проявился у детей; формировать интерес к музыкальной деятельности и музыкальным произведениям у тех, кто еще не проявляет к ним положительного отношения.
  • Во время эксперимента нами были использованы следующие принципы организации музыкальной деятельности:
  • принцип принятия эмоциональных реакций другого, требующий создания психолого-педагогических условий для свободного проявления детьми эмоционального состояния;
  • принцип поддержки творческой инициативы детей, предполагающий использование разнообразных видов деятельности на занятиях музыки, которые стимулируют музыкальную активность ребенка на доступном ему уровне;
  • принцип персонификации, обусловливающий индивидуальную ориентированность процесса воспитания, учет задатков и возможностей каждого ребенка.

В рамках экспериментальной программы на занятиях по хору, а также на внеклассных занятиях нами был использован игровой метод.

Музыкальная игра «Осень» (см. приложение №2) очень понравилась детям. Целью данной игры явилось раскрепощение детей, развитие воображения, умения находить нужный образ, развитие пластичности.

Занятия по развитию творческих способностей включали в себя: сочинение кратких мелодий или небольших попевок на заданный текст; выполнение образных упражнений; составление пляски-импровизации; проведение сюжетных игр и придумывание их вариантов; сюжетных и несюжетных этюдов; инсценирование незнакомых песен под исполнение учителя.

На занятии, посвященному формированию и развитию у детей представлений об изобразительности ритма, темпа, мелодических интонаций использовались многочисленный музыкальный материал. Детям очень понравилась нетрадиционная форма занятий, которая включала в себя игровые методы, они с удовольствием участвовали во всех заданиях, старались, как можно активнее проявить свои творческие способности (см. приложение №3).

В практике обучения игре на фортепиано мы проводили занятия со школьниками экспериментальной группы 3 класса. Индивидуальная форма обучения позволила применять различные приемы двупланового изложения материала, а также методы инфантилизации. На первых же уроках мы попытались нейтрализовать скованность ученика, создать творческую музыкальную атмосферу. Рассказ преподавателя о выразительных возможностях инструмента иллюстрировался исполнением ряда пьес (с контрастной динамикой, использованием различных регистров инструмента и разнообразных ритмических формул). Далее преподаватель предлагал ученику попытаться придумать музыкальное сопровождение к какой-либо сказке, используя при этом звуковые характеристики персонажей (отдельные звуки, созвучия различных регистров рояля, организованные в простейшие ритмические последовательности, короткие мотивы, звуковые кляксы и т.д.)

Попутно, в процессе такого музицирования усваивались приемы звукоизвлечения, а также знания регистрах, динамике, ладе. Для характеристики персонажей сказки учитель предлагал несколько мелодий, из которых ученик должен был выбрать наиболее соответствующую данному действующему лицу. Далее мотив подбирался учеником по слуху. Эмоционально насыщенная речь преподавателя поддерживала сказочно-музыкальную атмосферу урока. Одновременно происходило ознакомление с клавиатурой инструмента, приемами исполнения легато, нон легато, стаккато. Подобранные учащимися мелодии исполнялись с аккомпанементом преподавателя. Найденные средства музыкальной выразительности ребенок должен был использовать в дальнейшем при «сочинении» музыкальных иллюстраций к другим сказкам. Активно использовались преподавателем «звучащие» жесты, обозначающие артикуляцию, динамику (в соответствии с амплитудой движения руки), ритм и направление движения мелодии по высоте. Так, характерный плавный жест, подчеркивающий связанность звуков при исполнении мелодии легато; движение руки, как бы отталкивающейся от воображаемой точки опоры при иллюстрации приема стаккато, ускоряли усвоение указанных приемов исполнения. Данная методика позволяет проводить занятие в атмосфере музыкальной игры, активизирует познавательную активность учащихся, нейтрализует состояние скованности, развивает творческое воображение и способности.

На контрольном этапе эксперимента, который поводился в ноябре 2010г. нами была разработана методика выявления уровня развития творческих способностей младших школьников средствами музыкальной деятельности.

Диагностика проводилась в двух группах: контрольной и экспериментальной. Нами было проведено занятие «Разыгрываем сказочный сюжет» (см. приложение №4).


2.2 Анализ полученных результатов по методике развития творческих способностей


Обработанные и проанализированные результаты диагностики, проведенной на контрольном этапе в экспериментальной и контрольной группах, отображены в таблице (приложение №5).


Экспериментальная группа

Уровень развития творческих способностейКоличество детей 12Абсолютное число% соотношениеВысокий758,5%Средний325%Низкий216,5%Контрольная группа

Уровень развития творческих способностейКоличество детей 12Абсолютное число% соотношениеВысокий325%Средний650%Низкий325%

Как видно в таблице, уровень развития творческих способностей у детей в экспериментальной группы выше, чем в контрольной. Дети, входящие в состав экспериментальной группы, показали, что достаточно хорошо усвоили предложенный им материал. Ученики, занимавшиеся в игровой форме обучения, лучше чувствуют динамику, интонацию, характер, ритм звучащей мелодии, легче придумывает разнообразные попевки, танцевальные движения, четко воспринимают и создают новые художественные образы в инсценировках, Сравнивая первые и последние результаты, мы видим скачок в развитии творческих способностей учеников экспериментальной группы.

В контрольной группе уровень развития творческих способностей значительно ниже экспериментальной. Изменения не так значительны.

Ученики экспериментальной группы восприняли предложенный материал как яркий, красочный, разнообразный мир музыки. А ученики контрольной группы сделали маленький шаг в освоении музыкального инструмента и музыкальной грамоты.

Исходя из полученных результатов, можно с уверенностью сказать, что наша гипотеза о эффективности занятий музыкальной деятельностью нашла свое подтверждение в ходе экспериментальной методики. Формирование и развитие творческих способностей детей, а также их музыкальное развитие осуществляется более эффективно, если учтены индивидуальные психолого-физиологические особенности учеников, а также используются различные формы познавательной, репродуктивной и творческой деятельности.


Заключение


В заключении можно отметить, что исследование психолого-педагогической литературы, наблюдение за творческой деятельностью учащихся и экспериментальная проверка разработанной методики занятий музыкальной деятельностью позволили получить следующие результаты и сформулировать основные выводы:

1)формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкальной деятельности происходит на основе индивидуальных природных задатков и с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития;

  1. осуществляется выбор оптимальных методов, приемов и форм обучения, происходит постепенный переход от простого к сложному, от изученного к новому, от репродуктивной деятельности к творческой, а творческая деятельность детей стимулируется самостоятельным поиском новых знаний, освоением новых форм деятельности.

В данном исследовании показаны место и возможности использования разных видов музыкальной деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Проведенное экспериментальное исследование подтвердило основные положения, и показало, что для эффективного развития творческих способностей детей младшего школьного возраста целесообразно осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Выработанная в исследовании методика развития творчества детей, включающая комплексное использование разных видов стимулирования творческой активности на основе психологической поддержки учителя, активизации детей и развития их творческой инициативы, вовлечении их в музыкальную деятельность средствами игры оказалась результативной. При ее последовательном применении у детей младшего школьного возраста наблюдается: 1) повышение и укрепление интереса ко всем видам музыкальной деятельности; 2) приобретение теоретических знаний, а также практических умений, навыков и опыта; 3) повышение уровня творческой активности на контрольном этапе эксперимента.

Подводя итоги можно заключить, что занятия музыкальной деятельностью, к которым осуществляется нестандартный, «живой» подход имеют огромное положительное влияние на развитие творчества у детей младшего школьного возраста.


Список литературы


1.Агеева С.А. Развитие гармонического слуха у младших школьников.: Метод. пособие. Могилев: МГУ.- 2003. - 60с.

2.Алиев Ю.Б.. Музыкальное развитие учащихся общеобразовательной школы в процессе занятий хоровым пением. Автореферат., М.: 1965.

.Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Гуман. изд. Центр «Владос». 2000,- 335с.

.Апенькова Н.В. Особенности работы учителей музыки в младших классах.// Куляшоўскія чытанні: Матэрыялы міжнар. нав.-практ. канферэнцыі. 2003. Магілеў. - 2004. - ч.1.

.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений. - М.: Издат.центр «Академия», 2002.-320с.

.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1963.

.Ветлугина Н.А. Детский оркестр.- М., 1976.

.Глазырина Л.Д. Методические основы музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. // Проблемы развития педагогического образования. Мн., 2005.

9.Гончарова Н.И. Воспитание музыкой. Учебн.-метод. пособие. - 2004. - 129с.

.Гореликова М.В. Пачатковае навучанне музыцы і узроставыя асаблівасці развіцця дзіцячай асобы. // Муз. і тэатр. Мастацтва: праблемы выкладання. - 2002. - №1.

.Гришанович Н.Н. Музыка в школе. Метод. пособие для учителей учреждений, обеспечивающих среднее образование. Мн., Изд-во Юнипресс. 2006. - 376с.

.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник для вузов. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000. - 304с

.Зимина А.Н. Первые шаги творчества. - М., 1997

.Из опыта хоровой работы с детьми. Под редакцией Д.Л.Локшина. - М.:1953г.

.Куляшова В. Н. Некаторыя пытанні творчага музычнага развіцця малодшых школьнікаў. // Канцэптуальныя пытанні развіцця мовы, літаратуры ў святле адраджэння культуры і духоўнасці беларускага народа. Зб. матэрыялаў. Мазыр. 1998.

16.Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1977.

17.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Поп. Пособие для родителей и педагогов. Ярославль.: Академия развития., 1997. - 238с.


Приложение №1

музыкальный творческий способность школьник

Уровень развития творческих способностейКоличество детей 24Абсолютное число% соотношениеВысокий520,5%Средний729,5%Низкий1250%

Приложение №2


Игра «Осень»

Цель: развитие простейших пластических движений, умение передать образ.

Ход игры: Звучит песня «Падают листья», музыка М. Красева, слова М. Ивенсен.

Педагог: «Представьте себе, что наступила осень, листья на деревьях стали желтыми, красными. Внезапно подул сильный ветер, сорвал с ветки листья, и они плавно закружились в воздухе, опускаясь на землю. А теперь представьте, что эти листья - это вы. Попробуйте передать с помощью движений кружение листьев».

Дети танцуют под музыку.


Приложение №3


Узоры на стекле, узоры ритма и мелодии, узоры танца.

Цели и задачиплан-сценарийигровые методы

Цель: сформировать у детей перво-начальные представления об изобразительности ритма, темпа, мелодических интонаций. Задачи: Обогатить палитру выразительных жестов. Накапливать опыт исполнения равномерной пульсации разного характера, ритмического рисунка слов и мелодии. Накапливать опыт различения интонации вопроса и ответа. 4. Накапливать опыт различения шагов «ТА» и «ти-ти». 5. Развивать речевую, певческую пластическую выразительность.Дети входят в класс под музыку марша из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». Музыкальное приветствие. Учитель. Ребята, а кто рисует узоры на стекле? {Мороз.) Давайте поможем музыке рассказать об этом. Будем «рисовать» с ней вместе. Учитель. А сейчас осторожно пройдем по снегу в зимний лес. Деревья спят под снегом, и им снится лето. Учитель. Каких птиц можно услышать в лесу летом? Закроем глаза и послушаем, какие птицы поют в музыке композитора Вагнера. Учитель исполняет фортепианную пьесу Г.Вагнера «Зязюлька». Учитель. Летом в лесу можно встретить и других птиц, например, чижа. Ребята, наш чиж улетел на птичий базар, а мы за ним пойдем. Вот мы и пришли на птичий базар. Кого же мы там видим? Учитель. Давайте поиграем в продавцов и покупателей. Кого будут продавать наши продавцы? Ритмизация текста: Пе-теньку - Петушка; Курочку Рябу; чик-чи-ри-шек - во-ро-бьи-шек; ворона с вороною; филина, совушку). Разучивание песни покупателей. Пляска продавцов и покупателей. Учитель. Вот базар уже закрылся, и мы отправляемся домой на лошадке. А дома у камина волшебница Музыка расскажет нам сказку про двух необычных соседей. Слушание исполнения учителя, разучивание.Учитель обобщает: Музыка - не только вошебница, но и художница. Мы сегодня с ней рисовали много разных героев. Свои узоры есть у ритма и мелодии. Музыкальное прощание. Ученики выходят из кабинета под музыку марша из балета «Щелкунчик».Движение в характере и настроении музыки. Пение попевки «Динь-динь-динь - вот звонок...». «Рисование» рукой мелодического рисунка. Пластическая импровизация (рисунки на стекле) на музыку концерта № 1 А.Вивальди «Зима». Игра «Зеркало». Пластическая импровизация. Пьеса Г.Вагнера «Первые шаги». Ритмодекламация «Снегири» (муз. Е.Тиличеевой). Выкладывание ритмического рисунка карточками. Звукоизобразительная фортепианная пьеса «Зязюлька» (муз. Г.Вагнера). Слушание, исполнение учениками интонации кукушки на треугольниках. Игровая песня «Чыж» (муз. Л.Захлевного). Диалогическое исполнение по ролям. Пластическое интонирование пьесы Г.Вагнера «Первые шаги». Песенно-речевое рондо «Птичий базар» (пение, ритмодекламация с инструментами: бубном, маракасами, кастаньетами, барабаном, треугольником). (Автор игры - Т.А. Боровик.) Белорусский народный танец«Юрачка»(танцеваль- ные движения, инструментальное музицирование - «ТА» и «ти-ти»). Ритмодекламация «Едем-едем на лошадке» (со словами и ритмослогами). Ритмодекламация Л.Козловской «Два соседа - людоеда» («Считалочка». Муз. Г.Фрида, ел. Б.Заходера). Прощальная попевка. Пение, исполнение пальчиками по ладони ритмического рисунка (на фортепиано). Движение в характере и настроении музыки

Ждем красавицу зиму


Цели и задачиплан-сценарийигровые методы

Цель: сформировать у учащихся представление о том, как можно помогать музыке создавать красоту с помощью разных звуков, движений, голоса. Задачи: 1. Обратить внимание детей на красоту выразительного исполнения музыки. Сформировать слуховые представления о завершенности и незавершенности музыки. Мобилизовать слуховые представления о разнообразии звуков по высоте, длительности, громкости, скорости движения. Познакомить учащихся с записью ритмослогов «ТА» и «ти-ти» на ритми ческих карточках. Развивать умение отражать слуховые впечатления выразительными жестами.Ученики входят в класс под музыку марша С.С.Прокофьева. Музыкальное приветствие. Исполнение «далеко - близко» (тихо - громко). Учитель. Скоро придет зима. Давайте исполним музыку снега, а затем и «нарисуем» ее руками. Учитель. А теперь давайте отправимся в зимний лес. Учитель исполняет песню«3имний лес». Затем к исполнению учителя подключается музицирование учеников на шумовых инструментах. Помогаем музыке «рисовать», «украшаем» музыку. Учитель. Ребята, а кого можно увидеть зимой на деревьях? (Птиц.) Они ищут шишки и красные ягоды рябины. Грудки у них тоже красные. И зовут их... (Снегири.) Учитель исполняет песню сначала один, затем вновь вместе с детьми. Учитель. А сейчас послушайте пьесу и подумайте, о ком она рассказывает. Обсуждение, какая музыка в 1-й части, а какая во 2-й. Разучивание и исполнение пьесы со стихами. Учитель. Сегодня мы с вами еще раз убедились, что музыка может «рисовать» разных героев при помощи волшебных музыкальных звуков. А они очень разные. Учитель играет и поет: звуки громкие и тихие, долгие и короткие, быстрые и медленные, высокие и низкие, темные и светлые. Музыкальное прощание. Ученики выходят из класса под музыку марша С.С.Прокофьева. (Закрепление слуховых представлений о «точке», удалении и приближении.)Движение в характере и настроении музыки. Попевки на выбор. Ритмодекламация под музыку «Осторожный снег» (муз. АКараманова, сл. В.Степанова). Песня «Зимний лес» (муз. Е.Тиличеевой) Слушание и инструмен-тальное музицирование. Ритмодекламация «Снегири» (муз. Е.Тиличеевой) Затем замена слов ритмосло-гами и ввод ритмокарточек. Игры «Эхо» и «Зеркало». Игровая пьеса «Красная шапочка и Серый волк» (муз. И.Арсеева). Речевое интонирование. Ритмодекламация. Красота выразительной интонации. Игровая песня «Песенка про звуки» Пение и инструментальная импровизация. (Либо разучивание русской народной песни «Как на тоненький ледок» или немецкой «Гусята».) Исполнение прощальных попевок в мажоре и одноименном миноре (весело и грустно, светло и потемнее). Движение в характере музыки.

Приложение №4


Методика «Разыгрываем сказочный сюжет».

Основная идея: в рамках учебной программы «Музыка» высветить стартовый уровень индивидуального музыкального развития учащихся и художественный потенциал класса в целом оценить имеющиеся предпосылки для дальнейшей успешной педагогической работы.

Задачи: изучить характер эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку, способность ассоциировать музыкальные образы с образами и явлениями окружающего мира и произведениями других искусств, умение адекватно постигнуть содержание музыкального материала и ощутить особенности строения музыкальной формы, уровень развития музыкальных способностей - музыкального слуха, ритмического чувства, музыкальной памяти.

Количество участников: школьный класс.

Возраст учащихся: восемь-девять лет.

Время реализации методики: сорок-сорок пять минут.

Оборудование: музыкальный центр (магнитофон), простейшие шумовые и звуковысотные музыкальные инструменты, набор из четырех картинок формата А4 для каждого ученика с целью решения предстоящей познавательной задачи, фортепиано (баян, аккордеон).

Технология реализации методики: предполагает активное включение всех учащихся в художественное музыкальное действо для решения образовательных и диагностико-прогностических задач.

Содержание методики: После приветствия учитель акцентирует внимание школьников на необычности урока, который в отличие от других предметов начался, как сказке, с красивых музыкальных звуков (учащиеся ходили в класс под музыку Полонеза № 10 Н. Орды) и предлагает прожить в сказочном мире, конечно музыкальном, весь урок. «Когда-то давным-давно жили-были дед Лявон и баба Марыля (имена персонажей педагогом пропеваются). Жили - не тужили, добро наживали, с соседями дружили. Но кто мы, их соседи?» В результате недолгого обсуждения учащиеся с учителем приходят к выводу, что все они - волшебный музыкальный класс и есть соседи наших героев. Педагог предлагает пропеть фразу «Мы волшебный музыкальный класс» всем вместе с грустной интонацией, интонацией светлой и утверждающей и с интонацией таинственной, поскольку у соседей может быть очень разное настроение.

Диагностика: 1) сформированности понимания различий между певческой деятельностью и разговорной речью; 2)звуковысотного слуха и ритмического чувства; 3)основных певческий навыков и умений - певческого дыхания, атаки звука, опоры звука и дыхания, подвижности артикуляционного аппарата, выразительности и чистоты интонации; 4) культуры вокального интонирования.

«Но жили дед Лявон и баба Марыля не одни. Было у них три сына - Василь, Рыгор и Алесь. Хороши сыновья были, как на подбор, - ростом высоки, в плечах широки и до работы охочи, а характером и мечтами разные! Василь был... А вот каким он был, попробуйте определить по его музыке (звучит Марш соль мажор А. Гречанинова). ...Верно, был он серьезный, строгий, во всем любил порядок и, наверное, мечтал стать генералом. Недаром в народе его так и звали - Василь - боец-удалец. Средний сын Рыгор совсем другим был. Бывало, возьмет он гармонь, да и ... (звучит танец «Лявониха из оперетты «Тарас на Парнасе» Ю. Шадурского). Конечно! Заиграет залихвацкую танцевальную музыку - ноги сами в пляс идут. И по характеру он человек жизнерадостный, шутливый, отзывчивый. Потому так и говорил о нем - Рыгор - шутник-проказник. Младший брат Алесь любил на небо смотреть, звезды считать и ... (звучит фрагмент Прелюдии № 2 до диез минор Н. Пономаренко). Да, петь! И песни у него получались задушевные, будто в самое сердце проникали. Вот каким он был, Алесь - золото-певец».

Диагностика: 1) уровня эмоциональной отзывчивости на музыку; 2) ощущения песенного, танцевального и маршевого характера музыкальной речи; 3) понимания на интуитивном уровне формообразующих и смыслоопределяющих особенностей средств музыкальной выразительности; 4) уровня развития ассоциативного мышления, конкретно - способности создать «психологический портрет» героя на основе предложенного музыкального материала; 5) культуры слушания (восприятия) музыки.

«И коль скоро у наших братьев есть своя музыка, то у каждого из нас с вами она тоже, наверное, есть». На основе личного примера педагог предлагает каждому воспитаннику пропеть свое имя, попевки предлагаются самим педагогом.

Диагностика: 1) развития индивидуальных музыкальных способностей - звуковысотного слуха, ритмического чувства, музыкальной памяти; 2) работы голосового аппарата каждого школьника, технологии его голосообразования; 3) способности к эмоционально осознанному интонированию мелодии.

«Много ли прошло времени, мало ли, выросли Василь, Рыгор и Алесь и отправились в путь-дорогу счастье искать. Но в чем оно, счастье, и где его искать - никто из них не знал, лишь помнили слова, сказанные на прощание дедом Лявоном и бабой Марылей: «Путь к счастью само сердце подскажет!» Давайте отправимся вместе с нашими героями - быть может, им понадобится помощь... Идут они, идут, и вдруг видят город большой. Все в нем вроде как хорошо, но только вот базар бедный, дома хилые, улицы кривые, да и лица у людей какие-то хмурые, нерадостные. «Как живете горожане, о чем тужите?» - спросили братья. «Как нам не тужить, добры молодцы, когда за что ни возьмешься, все из рук валится!» «Поправима беда ваша», - сказал Василь. «Сладу в труде у вас нет. Вот мы с братьями бодрую музыку как сыграем, да еще как начнем считать - раз-два, раз-два, - работа враз заспорится! А все ребята нам, конечно, помогут». Класс делится на три группы. Звучит повторно Марш А. Гречанинова. Первая группа учащихся озвучивает (прохлопывает) метроритмический рисунок произведения, вторая группа марширует под музыку, стоя у парт, третья - сидя за партами, озвучивает метроритмический рисунок произведения с помощью простейших музыкальных инструментов (ложек, барабана, бубна и т. п.).

Диагностика: 1) музыкально-ритмической способности каждого воспитанника; 2) способности ощущать на интуитивном уровне сильный и слабый пульс произведения; 3) имеющихся навыков игры на простейших музыкальных инструментах.

«Замечательно, все молодцы! И вправду работа у горожан стала спориться - дома починили, заборы покрасили, печи сложили - прямо как в сказке. А закончили работу - и опять загрустили. И тут им решил помочь средний брат, Рыгор. «Да вы, я вижу, не только работать, но и отдыхать не научились. А вот мы сейчас посмотрим, как у вас ноги сами танцевать начнут от моей «Лявонихи» и заиграл...».

В записи звучит танец «Лявониха» их оперетты «Тарас на Парнасе» Ю. Шадурского. Одновременно учащимся предлагается по примеру учителя выполнить стоя у парт элементарные танцевальные движения под музыку - повороты корпуса вправо-влево, наклоны головы, приседания, подскоки поочередно на каждой ноге. Диагностика:

  1. характера эмоционального отклика на музыку;

2)способности ощущать на интуитивном уровне сильный и слабый пульс произведения; 3) навыков владения элементарными пластическими движениями под музыку.

«Повеселились сказочные горожане, отвели душу и обратились к братьям за помощью в третий раз - «Многому научили вы нас, добры молодцы - и работать и отдыхать. Да только вот иногда чувства так сердце переполняют, что и словами не выразить». «А для этого - отвечал младший брат, - песни вам нужны, и песни разные - задорные и печальные, радостные и тревожные». Учитель от имени Алеся предлагает школьникам вспомнить знакомые песни и подарить их героям сказки. Каждый из учеников по желанию может спеть один куплет знакомой ему песни и проинсценировать

Диагностика: 1)музыкального (слухового) опыта учащихся 2) музыкальной памяти; 3) уровня сформированности основных певческих навыков; 4) музыкально-ритмического чувства; 5) отдельных компонентов музыкального слуха - звуковысотного, мелодического, тембро-динамического, внутреннего.

Учитель благодарит школьников за исполнение песен и напоминает о близком завершении урока-сказки. «Прошли наши братья много дорог-путей и вернулись в отчий дом. Вышли их встречать на крыльцо дед Лявон и баба Марыля и спрашивают: «Нашли ли вы, сынки дорогие, счастье свое?» - поклонились сыновья родителям в пояс и отвечали: «Долго мы искали счастье, немало повидали, дорогие батюшка и матушка, и поняли главное...». На основе нескольких рисунков, изображающих разнообразные аспекты человеческой жизнедеятельности (труд, отдых, музицирование, общение) педагог просит учащихся угадать, что же ответили братья. «Конечно, у каждого человека счастье свое, но для всех нас важно иметь счастье трудиться (учиться), быть вместе (общаться), помогать друг другу и, конечно, любить музыку».

Диагностика: 1) понимания воспитанниками основной идеи занятия; 2) понимания жизненного смысла (социальной обусловленности) основных форм музыкальной деятельности; 3) меры осознания истоков песенности, танцевальности и маршевости в музыке.


Приложение №5


Экспериментальная группа

Уровень развития творческих способностейКоличество детей 12Абсолютное число% соотношениевысокий758,5%средний325%Низкий216,5%

Контрольная группа

Уровень развития творческих способностейКоличество детей 12Абсолютное число% соотношениевысокий325%средний650%Низкий325%


Теги: Развитие творческих способностей младших школьников в процессе занятий музыкальной деятельностью  Диплом  Педагогика
Просмотров: 58789
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Развитие творческих способностей младших школьников в процессе занятий музыкальной деятельностью
Назад