Место и роль образования в обществе

Введение


В свете современных реформ образования, происходящих в настоящее время в России, и направленных, прежде всего, на оптимизацию учебного процесса, остро встал вопрос о качественном преобразовании как средней, так и высшей школы. Подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям науки, техники, производства - важнейшая задача высшей школы. Она призвана готовить высококвалифицированных специалистов, имеющих практические навыки в специальных областях, обладающих способностями работать в коллективе, самостоятельно находить решения поставленных задач, прогнозировать и динамично реагировать на постоянно меняющиеся условия и требования современного цивилизованного общества.

В связи с этим следует подчеркнуть, что в педагогическом процессе меняются задачи и функции студентов. Образование человека не может полностью успевать за новыми открытиями и теориями, отвечать требованиям вуза, производства, если оно не будет опираться на самостоятельность самой личности. Сформулированная задача сводится к тому, чтобы стимулировать и давать возможность студентам интенсивно, целенаправленно участвовать в учебном процессе и самостоятельно им управлять.

Эффективность и результативность учебной деятельности студентов во многом базируется на основе ранее сформированных потребностей, интересов, способностей.

Таким образом, в данной работе будут рассмотрены особенности образования человека.


1. Образование как общечеловеческая ценность


Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.

Следует подчеркнуть, что рассмотрение образования как единства обучения и воспитания обеспечивает культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. В этом случае индивид осваивает систематизированную совокупность нравственных и культурных ценностей, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям.

Образование в соответствии с интересами и способностями личности - одно из фундаментальных прав человека. Общественная значимость культуры и нравственных ориентиров деятельности и поведения человека делают его предметом интереса не только индивида, но также общества и государства, которые, в связи с этим, активно влияют на образование, поддерживая те или иные образовательные институты, определенные модели учебно-воспитательного процесса.

Особенность культурно-исторической преемственности образования заключается в том, что социально ценные качества личности формируются и развиваются не стихийно, а целенаправленно. Многообразие отраслей и направлений деятельности человека в обществе, интеллектуальная насыщенность современного квалифицированного труда и сложность осваиваемых пластов культуры требуют от государства и общества соответствующей организации целостной образовательной среды. К тому же в образовании непосредственное бытие человека соединяется с достигнутым уровнем культуры общества, осмысляется и упорядочивается в системе нравственных категорий и научных понятий, социально одобряемых образцов поведения и т.п. Однако, развивающаяся личность способна самостоятельно приобретать и перестраивать опыт, знания и навыки деятельности, выработанные обществом в результате его эволюционного развития.

Классификация видов образовательной практики осуществляется по критериям формируемых и развиваемых в ее системе знаний, навыков и умений (общее или профессиональное образование) и по уровням сложности образовательных программ (дошкольное, основное школьное, среднее, высшее). Вот почему представления об образовании, его теоретическое осмысление историчны и зависят от ряда целеполагающих идей, в том числе этических, социально-философских и педагогических. Следовательно, образование выступает важной категорией целого ряда наук. Основополагающее значение имеет эта категория и для педагогической науки.

Главные идеи образования соотносятся с исторически и социально варьируемыми идеалами личности и образованного человека. Цели общества и цели учащихся связаны друг с другом: чем менее образован растущий человек, тем более расходятся его спонтанные цели с общественными и педагогическими. Снятие этого противоречия предполагает постепенное сближение и, в конечном счете, совпадение личностных смыслов деятельности участвующих в образовательном процессе сторон.

Важно отметить, что в современной педагогической науке преодолевается отношение к знаниям, навыкам и умениям как к конечным целям образования. В последние годы большинством ученых и практиков они рассматриваются как его важнейшие средства, обеспечивающие полноценное развитие личности и ее включение в социально-значимую деятельность, предполагающую различные возможности самообразования в интересах конкретного человека.

В современном образовании необходимо соотносить педагогическое руководство человеком с его активностью и самостоятельностью в преодолении постепенно нарастающих и все-таки посильных трудностей обучения и воспитания. Формирование и поддержание образовательных мотивов личности - одна из основных задач педагогов и психологов. Недооценка мотивационных факторов, манипулирование межличностными отношениями способны не только замедлить развитие и профессиональное становление учащихся, нанести вред их физическому здоровью, но и сформировать искаженную картину мира, вызвать отвращение к интеллектуальной деятельности и науке, что неизбежно негативно скажется на поведенческих установках молодежи и нанесет ущерб социально-экономическому развитию общества и государства.

Обучение и воспитание - стороны единого процесса образования. В то же время обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает, и тому, кто обучается, говорить на одном языке объективных значений элементов культуры. Воспитание же предполагает усвоение нравственных ценностей и норм общественного и профессионального поведения. Но такое усвоение невозможно без обучения.

Мотивированность учащихся проявляется в их интересах и склонностях, обеспечивающих внимание к содержанию образования и способам его приобретения. Но собственно образование развивает в человеке необходимую способность к самокритике мышления, рефлектирующей проверке и самокорректировке. Эти процессы имеют важное значение для становления творческих установок личности, движущих не только индивидуальное, но и общее культурное развитие.

Отвечая различной возрастной структуре потребностей и способностей, содержание образования разворачивается от преимущественно эмоционально переживаемых представлений к активно осваиваемой системе знаний о мире и отношений с людьми, которая расширяется в учебно-воспитательном процессе концентрически и линейно. Педагогически обоснованные отбор и представление такого материала проводятся по критериям полноты и системности видов деятельности, необходимых для развития интеллектуально-познавательных, эмоционально-ценностных, волевых и физических качеств личности, и соответствующего этим видам деятельности культурного содержания на различных уровнях сложности.

В перспективе развития человека содержание образования призвано обеспечить полноценное «проживание» отдельных возрастных этапов (детства, отрочества, юношества, зрелости и др.), психологически обоснованную последовательность усвоения компонентов культуры и видов деятельности, а также для развития различных способностей в целях самоопределения индивидов в мире труда, межличностных и общественных отношений. Эта задача в современном российском обществе решается посредством разработки и принятия образовательных стандартов и соответствующих образовательных программ.


2. Образование как социально-культурный феномен и педагогический процесс

образование социальный ценность самообразование

Проблема места и роли образования в обществе обусловлена самой человеческой природой. В живой природе человек сам по себе является феноменом, это признается большинством философских учений, в том числе и совсем не гуманистической направленности. Человек как творение и как существо является типичным социальным явлением. Это означает, что социум представляет необходимую среду для его полноценной жизнедеятельности и самореализации. Как говорил Аристотель, только боги и звери могут жить вне общества. Однако человеческая природа подразумевает не просто социальное существование в виде интенсивного обмена информацией с существами себе подобными и построению на основе этого сложных коллективных действий (эти признаки есть, к примеру, у муравья или пчелы). Человек обладает разумом, способным к абстрактному мышлению, речью, языком, сложной психикой, важной составляющей которой является воображение. Подобные преимущества человека наделяют его оригинальным поведением, позволяют преодолеть инстинктивные влечения, придавая не только значительное разнообразие его поступкам, но и увеличивая ответственность за них.

Образование - это способ вхождения человека в мир науки и культуры. Необходимо учитывать, что образование всегда функционирует в рамках определенной культуры, оно вписано в ту или иную систему культуры. Феномены культуры искусственны, ибо они созданы из природного материала человеческими индивидами для удовлетворения их духовных потребностей. К таким феноменам культуры относится и образование, которое занимает определенное место в системе культуры, причем его роль зависит от ценностей и идеалов конкретной культуры. В процессе образования человек осваивает духовные ценности. Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. Овладевая культурой, он не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активной деятельности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации. Образование является необходимым и важным фактором развития как экономики, политики, культуры, так и всего общества. Результатом получения образования является интегрирование полученного объема знаний, навыков и умений с личностными качествами индивидов и способность самостоятельно использовать свои знания. Однако социально - культурные условия в современном мире таковы, что не все индивиды могут выявить свой творческий потенциал, осуществить самореализацию, которая, как правило, требует получения высшего образования. От образования зависит действенность всех социальных, экономических, политических и других процессов развития общества, наращивание интеллектуального, духовного, социокультурного потенциала страны. Культура и образование выступают в качестве одного из ведущих факторов общественного процесса и развития цивилизации. Осознание взаимосвязи образования и культуры, необходимости культурного императива в определении содержания образования дает основание говорить о культурологическом смысле содержания образования, главная задача которого развивать способности личности во всех сферах ее деятельности через приближение к достижениям мировой и отечественной культуры, через овладение знаний о природе, обществе и человеке. Культура и искусство перестают быть дополнением к учебному процессу, они пронизывают все его содержание.

Язык и мышление - две большие сложные системы, определяющие поведение как конкретного индивида, так и различных групп людей. В целом, существование человека проходит не только в объективно существующем физическом мире, но и в искусственно сотворенной им так называемой ноосфере - мире, созданном сознательной деятельностью рода человеческого. Обобщая понятие, можно сказать, что человек живет в искусственно созданном им мире культуры, при этом осознавая себя индивидуумом.

Низкий уровень образованности или культуры народа вовсе не подразумевает отсутствие системы образования. Каждый народ, как известно, не только имеет детей, но и формирует их внутренний мир (или старается это делать) по своим взглядам и убеждениям, так как он считает нужным. Общественные педагогические взгляды и убеждения - материя довольно высокая и сложная - неизбежно создаются условиями внешней среды или природы, среди которых проживает данный народ, социальными условиями и, в частности, религией. Правда педагогические народные взгляды могут быть неясны для самого народа в данное время, он может даже на начальном этапе развития быть не в состоянии их сформулировать; но при всем этом они у него есть.

Ценностная характеристика образования представляет собой три взаимосвязанных блока: образование как ценность государственная, образование как ценность общественная, образование как ценность личностная.

Сейчас уже очевидно, что образование в постсоветской России переживает трудные времена. Принятые в начале 90-х гг. в этой сфере необходимые реформы быстро сменились контрреформами, что лишило их самого главного - сознательной гражданской поддержки, активного участия и содействия народных масс и учителей. Здесь сказалось и естественное ментальное сопротивление социума, привыкшего жить в условиях совершенно иных ценностей и приоритетов.

В подобных условиях от государства требовалось наряду с решением текущих социально-экономических проблем уделять больше внимания сфере образования, воспитанию поистине нового человека, способного жить и трудится в качественно новых социальных и экономических условиях. Но государство к такой важной и животрепещущей проблеме в конце ХХ - начале XXI в. осталось, к сожалению, безразличным.

Мероприятия, направленные на укрепление и развитие элемента государственной ценности образования в нашей стране, начиная с 1991 г., планомерно не проводились, либо были пущены на самотек, что немногим лучше. Критиковавшийся в эпоху перестройки «остаточный принцип» содержания культуры и образования, все же позволявший развиваться этим сферам, был в новейшее время заменен «самодостаточным» принципом, предоставившим большинство объектов образовательного назначения фактически самим себе, да еще в условиях первобытного рынка. Те жалкие «дотации», выделяемые государством, не позволяли большинству объектов решить самые насущные свои проблемы, зарплата же большинства преподавателей и сотрудников образовательных учреждений была во много раз ниже реального прожиточного минимума. В таких условиях говорить о воспитании нового поколения, нового человека - гражданина новой России, находясь в здравом уме и твердой памяти, вообще не приходится. Без коренных сдвигов в сфере образования, без действенного изменения отношения государства к этой области решить данную задачу вообще не удастся.

К сожалению, приходится осознавать, что многое из этого находится за пределами интересов власть имущих. Подобная, хоть и не слишком радостная, но зато объективная реальность позволяет нам сместить акценты и обратиться к анализу его общественной значимости.

Образование по своей сути является деятельностью, процессом. Более точно - процессом движения от целей к результату, процессом субъектно-объектного и субъектно-субъектного взаимодействия педагогов с учащимися, когда учащийся, студент, слушатель по мере все более активного, глубокого и всестороннего участия в процессе обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается из достаточно пассивного объекта деятельности педагога в полноправного соучастника, иными словами, в субъект педагогической взаимодеятельности.

Педагогический процесс проходит в определенных организационных формах, которые могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными. Привлекаются самые разнообразные средства образования - учебные и методические тексты, наглядные пособия, различные технические средства обучения.

Образовательный процесс специфичен своей направленностью. И в своем содержательном и в организационном аспекте он зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов образовательной деятельности. Здесь одним из его признаков является технологизация, поскольку деятельность педагога в своей основе детерминирована, предопределена изначальной необходимостью достижения поставленных целей обучения, воспитания и социализации учащихся в органическом слиянии этих взаимодополняющих друг друга педагогических акций, в их целостности. В различных педагогических технологиях фиксируются целесообразные шаги, этапы, ступени достижения локальных и общих целей образования в их иерархии и преемственности.

Например, в последние десять лет в связи с интенсивным развитием информатики и компьютерной техники и их активным проникновением в сферу образования все чаще приходится сталкиваться с сугубо информационным подходом к пониманию самой сущности процесса образования. При этом сам образовательный процесс нередко отождествляется как канал передачи информации от преподавателя или даже заменяющего его автоматизированного комплекса, выступающего в качестве источника образовательной информации, к учащемуся, студенту, обобщенно говоря, слушателю, являющемуся потребителем этой информации. Подобный процесс получил название информационной педагогической технологии.

Педагогическая технология - это отнюдь не только технология информационная, компьютерная, основанная на использовании новейших технических достижений. На технологическом, фактически алгоритмическом, уровне могут и должны решаться самые различные целевые, содержательно-процессуальные и контрольно-оценочные педагогические проблемы. К ним могут относиться выбор методов, средств и организационных форм образовательной деятельности, адекватных целям и содержанию образования и способствующих его дифференциации, гуманизации, гуманитаризации и т.д.

Именно на уровне философии образования должен быть задан вопрос: «Что есть педагогика?» И здесь же должен быть получен на него ответ: педагогика - наука, коль скоро речь идет об обосновании, проектировании и конструировании оптимальных педагогических (учебно-воспитательных) систем, которыми будет руководствоваться педагог-практик в своей повседневной деятельности. И в то же время педагогика - искусство, весьма своеобразное, поскольку без включения своего личностного, творческого видения тех или иных педагогических схем, педагог никогда не достигнет должного эффекта.

При таком подходе существенно расширяются представления о фактическом объекте педагогической науки. Объект педагогики приобретает в данном случае, триединый характер: учебно-воспитательный процесс, учебно-воспитательная система и обеспечивающая их функционирование на теоретическом, инвариантном уровне педагогическая система. Что же касается предмета педагогики, то под ним, по видимому, следует понимать педагогическую деятельность в наиболее широком ее смысле, имея в виду не только деятельность, связанную с непосредственной работой педагога с учащимися, но и деятельность научно-исследовательского и управленческого характера.

Важно подчеркнуть, что результат образования, а точнее, результат функционирования образовательной сферы, может и должен оцениваться опосредованно, на уровне экономического, нравственного, интеллектуального, научно-технического, культурного, экологического, демократического, правового, ментального состояния и потенциала социума, государства, цивилизации в целом.

Качество, результат образования, таким образом, следует оценивать как на индивидуально-личностном уровне, с учетом реальных образовательных приобретений личности, так и на общественно-государственном и даже на общецивилизационном уровне, когда фиксируется тот непреложный факт, что всесторонний прогресс каждой страны, каждого социума немыслим без соответствующего образования и того внимания, которое уделяют государство и общество образовательной сфере.

В этом смысле чрезвычайно важной представляется проблема стандартизации ожидаемых и желательных результатов образовательной деятельности. В последнее время этой методологической проблеме уделяется повышенное внимание. Однако следует признать, что очень мало внимания уделяется личностно-ориентированным стандартам, позволяющим дифференцировать образование в соответствии с интересами, способностями и образовательными потребностями личности. Из-за отсутствия системного подхода к разработке соответствующих методик важнейшие проблемы дифференциации образования чаще всего лишь декларируются, что сдерживает поиск стратегий эффективного развития многообразных образовательных систем.

Таким образом, очевидно, что образование являлось и является важнейшим и неотъемлемым элементом любого человеческого общества в период всей истории его развития.

Зародившись параллельно с генезисом мышления, языка и коммуникации, система обучения, воспитания и социализации прошла долгую эволюцию, развиваясь вкупе с развитием человеческой культуры. В различных типах общественных организаций наблюдается разнообразие реализации их формы и содержания, что обусловлено неоднородностью культурно-исторического процесса.

В системе представленных здесь трех начал, обуславливающих индивидуальное или общественное самосознание, и заключается феноменальность образования как социально-культурного явления.


3. Единство образования и самообразования


Самообразование современной педагогической наукой рассматривается в двух аспектах:

. Как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;

. Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

В любом из этих подходов в основе самообразования находится непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Оно также рассматривается как одно из важных средств самовоспитания.

К числу основных видов самообразования отнесены общее, специальное (профессиональное) и политическое самообразование. Его основной формой выступает изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и др. литературы. Источниками новых знаний также выступают прослушивание лекций, докладов, концертов и фонозаписей, консультации специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, посещение музеев, выставок, различные виды практической деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др. При этом самообразование всегда имело целью получение необходимой квалификации или повышение образовательного уровня.

Многие крупные деятели науки, литературы, искусства, общественных организаций помогали другим в решении этой задачи: создавали народные библиотеки, читальни, народные дома и др. Например, в 1863-1866 гг. в Петербурге издавался учебно-литературный журнал «Самообразование». В 1893 г. в Москве была создана комиссия по организации домашнего чтения при ученом отделе Общества распространения технических знаний, которая разработала специальные программы по многим предметам, изучавшимся в университетах, выпускала «Библиотеку для самообразования», проводила письменные консультации. Облегченные программы для самообразования выпускал Отдел для содействия самообразованию, созданный в Петербурге (1891 г.) при Педагогическом музее военно-учебных заведений. В начале XX в. большое распространение получили книги Н.А. Рубакина - «Письма к читателям о самообразовании» (1913 г.), «Практика самообразования» (1914 г.) и др. Значительную роль в развитии играли различные общества, курсы и народные университеты.

С 20-х гг. прошедшего столетия организованная и систематическая работа проводилась главным образом в области политического самообразования. В области общего самообразования, направляемого политпросветами Наркомпросов и профсоюзами, была реализована широкая программа образования трудящихся до уровня требований неполной средней школы.

В середине 30-х гг., в связи со значительным развитием сети общеобразовательных школ, техникумов и вузов, самообразование стало основным способом самостоятельного углубления и расширения знаний, полученных в учебных заведениях.

В условиях научно-технической революции (с 50-х гг. XX в.) широкое развитие получили системы образования взрослых и повышения квалификации. Эту потребность усиливает и развитие средств массовой информации. Их развитие, с одной стороны, обогащает процесс самообразования, а с другой - делает человека причастным к совершающимся в мире событиям, вызывает потребность разобраться в них.

Начало XXI в. характеризуется гуманистической коррекцией самообразования - направленностью на развитие личности, раскрытие способностей человека, его творческого потенциала, самовыражение, реализацию духовных интересов.

Важную роль в формировании навыков самообразования играет школа различных уровней, которая рассматривает его как обязательный компонент современного обучения. Оно также может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый в учебном заведении материал, а может быть и автономно по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в учебном заведении курсов. В этом случае самообразование, обогащая учение, находит в нем поддержку, апробируя самостоятельно полученные знания, систематизирует их.

В то же время обучение дает возможность обогатить самообразование коллективным поиском, снять некоторые трудности самостоятельного познания. Развиваясь в системе обучения, самообразование получает новые стимулы для своего утверждения. При этом навыки самообразования вырабатываются в первую очередь в процессе проведения различных видов самостоятельной работы учащихся, предусмотренных учебными программами (выбор необходимой литературы, конспектирование, реферирование прочитанного, составление тезисов, подготовка докладов и др.). Учащиеся пользуются справочной литературой, словарями; в процессе экскурсионной, лабораторной и экспериментальной работы приобретают необходимые для самообразования умения наблюдать, сравнивать, обобщать жизненные явления.

Навыки самообразования, полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе учебной работы в средних специальных и высших образовательных учреждениях. Важную роль в этом, помимо самостоятельной работы с учебной и научной литературой, играют занятия в семинарах, научных студенческих обществах и конструкторских бюро, участие в исследовательских работах и др.

Самообразование в последние годы рассматривается как составная часть системы непрерывного образования, выступающего связующим звеном между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации или переподготовки специалистов.


Заключение


Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.

Образование в соответствии с интересами и способностями личности - одно из фундаментальных прав человека. Общественная значимость культуры и нравственных ориентиров деятельности и поведения человека делают его предметом интереса не только индивида, но также общества и государства, которые, в связи с этим, активно влияют на образование, поддерживая те или иные образовательные институты, определенные модели учебно-воспитательного процесса.

Главные идеи образования соотносятся с исторически и социально варьируемыми идеалами личности и образованного человека. Цели общества и цели учащихся связаны друг с другом: чем менее образован растущий человек, тем более расходятся его спонтанные цели с общественными и педагогическими.

Образование по своей сути является деятельностью, процессом. Более точно - процессом движения от целей к результату, процессом субъектно-объектного и субъектно-субъектного взаимодействия педагогов с учащимися, когда учащийся, студент, слушатель по мере все более активного, глубокого и всестороннего участия в процессе обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается из достаточно пассивного объекта деятельности педагога в полноправного соучастника, иными словами, в субъект педагогической взаимодеятельности.

Важно подчеркнуть, что результат образования, а точнее, результат функционирования образовательной сферы, может и должен оцениваться опосредованно, на уровне экономического, нравственного, интеллектуального, научно-технического, культурного, экологического, демократического, правового, ментального состояния и потенциала социума, государства, цивилизации в целом.

Самообразование современной педагогической наукой рассматривается в двух аспектах:

. Как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;

. Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

В любом из этих подходов в основе самообразования находится непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Оно также рассматривается как одно из важных средств самовоспитания.

Самообразование в последние годы рассматривается как составная часть системы непрерывного образования, выступающего связующим звеном между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации или переподготовки специалистов.


Список использованной литературы


1.Болотина Л.А., Ильина Е.А. Психология и педагогика: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 68 с.

2.Гребенюк О.С. Общие основы педагогики: Учеб. для студентов вузов, обуч-ся по спец. 031000 «Педагогика и психология»: Допущено М-вом образования РФ/ О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М.: Владос, 2003. -160 с.

.Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек. М-вом образования РФ/ Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2003. -475 с.

.Мовчанюк С.В. Образование как социально-культурный феномен // Научный потенциал студенчества - будущему России / Материалы Всероссийской научной студенческой конференции. Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. 212 с.

.Новиков А.М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей. - М.: Издательство «Эгвес», 2010. - 208 с.

.Позина М.Б. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Науч. ред. И.Ф. Неволин - М.: Университет Натальи Нестеровой, 2001. - 97 с.

.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 304 с.

.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. для студентов вузов, обуч-ся по пед. спец. / И.Ф. Харламов. -4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2002. -517 с.

.Штурба В.А Образование как социально-культурный феномен / В.А. штурба, С.С. Васильев // Историческая и социально-образовательная мысль. - №1. - 2009. - С. 32-38.


Теги: Место и роль образования в обществе  Реферат  Педагогика
Просмотров: 38868
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Место и роль образования в обществе
Назад