"Русская идея", ее истоки, исторический генезис и характеристика в работах русских мыслителей

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

кафедра политологии и политической психологии

специальность "Политология"


Курсовая работа

По дисциплине "История политических учений"

На тему: ""Русская идея", ее истоки, исторический генезис и характеристика в работах русских мыслителей

(на примере анализа работ П.Я. Чаадаева и Н.А. Бердяева)"


Выполнила: студентка II курса

-ой группы Супряга И.А.


Москва - 2004

Содержание


Введение

1. Истоки "русской идеи" и ее историческая трансформация

. Русская идея в произведении П.Я. Чаадаева "Философские письма"

. Характеристика русской идеи в трудах Н.А. Бердяева

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение


Нет национальности, которая на каждом своем историческом этапе не имела бы свою идею, в которой отражены реальные или мнимые устремления народа страны, его исторические особенности и достижения. По силе воздействия на умы и сердца огромного числа людей ни одна социальная идея не может сравниться с национальной идеей. Эффективность, действенность такого влияния обусловлена в немалой степени тем, что национальная идея оперирует в первую очередь к достоинству, чувствам, самосознанию, доблести народа, и поэтому может выполнять роль объединяющей силы. Конечно, национальную идею могут использовать в своих интересах различные политические силы для достижения не только гуманных, но и антигуманных целей. (Ярким примером может служить эксплуатация гитлеровцами национальных чувств немцев). Она может порождать у народа и различные иллюзии, неоправданные надежды, разочарования. Национальная идея не всегда выражает реальные цели, потребности, интересы народа. Однако сказанное не отрицает важности разработки национальной идеи для общества.

Русская идея - выражение сложившейся в истории России традиции поиска, духовных основ характерных типов поведения, способов моделирования русской национальной идеологии. Впервые введен В.С. Соловьевым в 1887-1888. В современных условиях России роль и значение русской идеи возрастает. В период перестройки и с распадом СССР актуализировался вопрос поиска идентичности для многих народов страны, в том числе и для русского народа. Бездуховность, отсутствие идеалов, апатия, ценностные ориентации - вот, что становиться сейчас проблемой общества.

Конечно, Россия - многонациональное государство, но русская нация как самая многочисленная, ядро, костяк государства российского, может и должна сыграть роль объединительного стержня для всех других народов, национальностей, населяющих Россию.

Актуальность темы усиливается в связи с тем, что современная политическая практика красноречиво свидетельствует о многочисленных нарушениях прав русскоязычного населения в бывших республиках СССР (примером может служить Прибалтика). Вот почему русская идея как объединяющая сила сейчас очень важна, а, следовательно, и обретение новой национальной идентичности. В этой связи важен анализ взглядов русских мыслителей на эту сложную и многогранную проблему.

Степень изученности проблемы

Сложность состоит в том, что так или иначе эта проблема затрагивалась практически всеми, кто писал о России, особенно в конце XIX начале XX веков. Причем каждый мыслитель вкладывал в содержание русской идеи свое видение. Для одних авторов это - актуализация православно - христианских начал русской культуры и призвание русского народа в отчете на богословский вопрос о природе благодати. Для других - постижение души русского народа. Сложность состоит и в том, что ее раскрытие осуществлялось не только в контексте философского, но и богословского анализа, а также художественного творчества. Кроме того, содержание русской идеи трансформировалось в историческом ракурсе.

В курсовой работе использовались произведения Кавелина, Бердяева, Чаадаева, Герцена и Новгородцева. Учитывая, что о русской идее, как указывалось выше, так или иначе писали практически все русские философы, представляется оправданным сокращение круга рассматриваемых философских трудов. Приведу лишь несколько примеров: так из произведений Кавелина наибольшую помощь оказали статьи по философии русской истории и культуры, раскрывающие быт Древних славян, что позволило мне выявить специфичность славянских племен; произведения Новгородцева позволили раскрыть взаимосвязь русской идеи с православием, что в свою очередь помогло в анализе работ Соловьева и Чаадаева. Фокусируя внимание на различных аспектах этой многогранной и сложной проблемы, мною сознательно ограничен круг мыслителей, работы которых подвергаются скрупулезному анализу. В курсовой работе анализировались произведения Бердяева и работа Чаадаева "Философские письма".

Произведения этих мыслителей служили для меня источником мыслительной деятельности при анализе данной проблемы. Наибольшее внимание было уделено произведениям Бердяева и Чаадаева "Философские письма", выбор данных мыслителей обусловлен тем, что философско-историческая мысль Чаадаева явилась мощным стимулом развития и самоопределения русской философии в целом, что в последующем вызвало появление множества публикаций о проблемах самоидентификации российского народа и поиска русской идеи. Бердяев дал наиболее полную характеристику русской идеи в контексте социально-психологического анализа, связав ее с русским национальным характером и его противоположностями.

Произведения каждого из них могут стать основой глубокого и досконального анализа данной проблемы.

Обширный материал можно почерпнуть из "Большой Советской энциклопедии", особенно при рассмотрении таких вопросов как: общие положение работ философов конца XIX - начала XX вв. о русской идее, некоторые биографические данные, значение теоретических разработок философов для рассмотрения проблемы самоидентификации русского народа в более поздний период.

Для раскрытия поставленных в курсовой работе проблем привлекались также книги по русской истории, которые особенно помогли при анализе истоков русской идеи, особенностей формирования самосознания славян и специфичности проявления русской идеи в VIII - XV веках.

Несомненную помощь в работе оказали "Политическая энциклопедия" в двух томах и "Антология мировой политической мысли" в пяти томах, статьи о тех или иных мыслителях из "Большой Советской энциклопедии", а также книга В.Г. Артемонова "Философская мысль: от истоков до наших дней" и журнальные статьи, анализирующие новые аспекты исследуемой проблемы в связи с реалиями общественной и политической жизни конца XX - начала XXI века, а также различные монографии по проблематике русской идеи разных лет.

Использовались также работы В.С. Нерсесянц "История политических и правовых учений" и Краснов Б.И. "Общая и прикладная политология". Для обоснования актуальности и значимости исследования, поставленных в курсовой работе проблем привлекаются статистический материал, характеризующий ценностные ориентации россиян в современных условиях С.П. Парамонова и данные журнала "Мониторинг общественного мнения". Для более наглядного отображения результатов статистических исследований и рассмотрения вопросов, связанных с формированием современной идеологии в курсовой работе предусмотрено приложение.

Существенный пласт современной литературы, посвященный русской идее, интерес к которой существенно возрос в 90-е годы XX века. Среди них следует, прежде всего, отметить статьи А.Арбатова, В.Соколова, Р. Медведев и других авторов. Существенный интерес представляют монографические работы Г.И. Авциновой, коллектива исследователей под руководством Л.Н. Вдовиченко, С.Н. Кочерова и монографии других исследователей.

Использовался также текст "Концепции национальной безопасности Российской Федерации", что позволило более полно и широко представить круг проблем, существующих в настоящее время в контексте общей проблематики данной курсовой работы.

Эта литература позволила мне проследить преемственность в рассмотрении русской идеи.

Таким образом, актуальность темы обширный пласт литературы требовавшей ее анализа в контексте поставленных нами проблем, обусловил выбор данной темы для целевого анализа.

Целью работы является анализ русской идеи в произведениях Чаадаева "Философские письма" и Бердяева "Русская идея". Данная цель обусловила решение следующих задач:

1.Исследовать истоки русской идеи;

2.Показать ее трансформацию и специфичность на каждом историческом этапе развития Российского государства;

.Проанализировать подходы к определению сущности русской идеи;

.Раскрыть характеристику русской идеи в трудах Н.А. Бердяева;

.Показать роль и значение русской идеи для современного политического процесса России.


1. Истоки "русской идеи" и ее историческая трансформация


В историческом контексте славянская общность прошла ряд довольно значимых этапов формирования особого мировоззрения и представлений о национальном единстве. С момента обособления восточных славян из единой славянской общности в VI веке начинается формирование представлений о соборности. В это время происходит распад родовых связей, образование новых брачных связей между разными родами и как следствие значительно упрощается создание военных союзов по принципу родства.

С зарождением оседлого образа жизни у славянских племен живо ставился вопрос о пропитании большого количества людей. Учитывая, что восточные славяне расселялись и в лесных и в лесостепных зонах, где необходимо создать условия для возделывания земли, а также чрезвычайно трудно получить большой урожай одному роду. Постепенно образуются общины, которые гарантировали каждому члену рода пищу и кров за его труд совместно с другими членами данного рода. В свою очередь совместная деятельность и накладывающийся на нее принцип родства пробуждал в сознании восточных славян зачатки так называемой "славянской идеи" из истоков которой впоследствии сформировалась "русская идея". Идеологические основы объединения, завязанные на родоплеменных и семейных узах, несомненно, укрепляли союзнические связи старославянских государств и способствовали преодолению (на определенных исторических этапах) междоусобной розни.

Несомненно, в качестве фактора способствовавшего объединению восточных славян и как следствие появление зачатков "русской идеи" можно считать развитие торговли.

Особым условием на пути формирования представлений о "русской идее" у восточных славян стала оборона своих территорий. На протяжении многих столетий славяне, а позже русский народ находились в состоянии войны, каждый раз, находясь на краю гибели как нация. В этой связи важным в историческом и геополитическом плане представляется формирование в национальном самосознании восточных славян необходимости единения и осознания себя как единого целого не только в пределах одного селения или города, а охватывая несколько селений, а затем всю занимаемую территорию целиком. Это способствовало возникновению прочных связей в обществе, что не раз спасало русский народ, так как, по разрешении связей политических оставались еще крепкие связи национальные (родственные) и религиозные - они и спасали общество.

Так же важную роль в формировании первых представлений о "русской идее" у восточных славян сыграло принятие христианства. Единая религия, удачно сочетающаяся своими догматами со сложившимися морально-нравственными представлениями народа, оказала большое влияние на национальное самосознание славян. Так, принципы веротерпимости, всеобщего равенства, представления о добре и зле были полностью подкреплены христианством, что позволило религии довольно быстро и прочно проникнуть в сознание населения.

Роль религии для внутриполитического процесса можно охарактеризовать следующими положениями:

христианство еще более сплотило зарождающуюся нацию; явилось почвой для обоснования и укрепления единовластия, а также на основе религии были написаны юридические законы (что нашло свое отражение в работе митрополита Илариона, где главная часть посвящена соотношению права и нравственности, описанию образа христианского носителя верховной власти);

христианство, благодаря идее "наказания свыше" способствовало отчасти (по мнению ряда исследователей) появлению крепостного права, а также во время борьбы славян с татаро-монгольским игом, позволило избежать полного уничтожения культурного наследия и самих славян проявлением терпимости к "божьему наказанию";

религия значительно обогатила культурно-духовную сферу жизни славян, способствовала развитию художественного творчества (иконописи), архитектуры (храмы и церкви), литературы (прежде всего "житие святых").

Во внешнеполитическом плане религия позволила укрепить связи с другими государствами, значительно повысить роль Древней Руси на международной арене. Тем не менее, создав условия для духовного возрождения российской государственности, христианство определенным образом сковывало развитие других сфер духовной жизни.

Появлялись различные теории, основанные на христианстве, о богоизбраности России, как о последнем оплоте истинной веры. В данных теориях царь уподоблялся Ною, а сама Россия ветхозаветному ковчегу, для спасения всех славян. Наиболее известной из таких теорий стала теория Филофея "Москва - третий Рим". И, несмотря на то, что данная теория постепенно отошла на второй план "русская идея" приобрела мессианский оттенок.

Исторически "русская идея/миссия" была отчасти необходимой психологической опорой на протяжении столетий борьбы с реальными угрозами за национальное выживание. Частично она служила утешением, как компенсация за относительно низкий уровень жизни, лишения и отсутствие многих элементарных удобств, присущих европейскому образу жизни.

В дальнейшем историческом развитии "русская идея" в сознании уже русского народа неразрывно связывалась с богом, общиной и князем, а затем царем. Учитывая, что территория Руси значительно расширялась и, в конце концов, приобрела ранг империи, власть в стране стремилась использовать "русскую идею" как сдерживающую силу от распада на более мелкие государственные образования. В период царствования Николая I, министром народного просвещения графом Уваровым С.С. была сформирована и надолго стала официальной государственной идеологией "русская идея" того времени: "православие - самодержавие - народность", или "за Бога, царя и отечество".

"Русская идея" нашла свое отражение и в контексте марксистско-ленинской идеологии. Так как, противоречие, зародившееся еще на первых этапах формирования национального самосознания славян, не было разрешено на более поздних этапах, а только углублялось, то естественно, что в основной своей массе рабоче-крестьянская страна перешла от "имперской идеологии" к "идеологии диктатуры пролетариата". Однако примечательно, что "русская", или национальная идея от этого поменяла лишь свою формулировку, а, по сути, сохранила традицию "триединства", и в новой интерпретации звучала как: "коммунизм - руководящая роль партии - советская власть". Так идеи общинности, всеобщего равенства и справедливости были возрождены для каждого члена общества в новой идеологической оболочке, что, несомненно, обеспечило относительно быстрое "приживание" новой национальной идеи создать рукотворное, идеальное общество всеобщего благоденствия.

В "новой - старой" идеологии основанной на новых экономических отношениях сформировался механизм, регулирующий общественное устройство государством. Идеологические основы первого в мире государства рабочих и крестьян провозглашали неизбежность победы коммунизма во всем мире и при этом объективно обосновывали необходимость преодоления многих трудностей связанных с глобальным противоборством двух мировых систем.

Необходимо отметить, что жесткая централизация власти, однопартийная внутриполитическая система, активная идеологическая обработка населения, основанная на идеях всеобщего равенства и справедливости позволили в относительно короткие сроки создать новую социальную формацию - советский народ, для которого создание условий для победы коммунизма во всем мире стало главным идеологическим лозунгом на протяжении более 70-ти лет.

При этом идеологические устои Советского государства продемонстрировали свою высокую устойчивость именно в кризисных ситуациях (в ходе завершающего этапа гражданской и Великой Отечественной войны, преодоления послевоенной разрухи), однако в дальнейшем экономическом противоборстве двух мировых систем идеологические основы СССР явно требовали модернизации и дальнейшего развития.

Догматизм, нежелание реформировать идеологические устои, а также обострившаяся борьба за личную власть в партийном руководстве СССР, привели к тому, что идеологические устои СССР были дискредитированы и в последствии не смогли уже решать задачу единения всего советского народа.

Потеря национальной идеи, а точнее отрицание ее в обществе, как отсталой, и отсутствие альтернативной идеи привели к полному краху общественной жизни в начале 90-х годов XX века.

Ряд экономических и общественно-политических реформ начала 90-х гг. привели к идеологическому вакууму в обществе и искусственному насаждению западных идеалов на несовместимую с ними культурно-историческую основу российского общества. Западному материализму противопоставлялся российский примат духовных ценностей, самопожертвование, достоинство в бедности, вечные поиски смысла жизни и нескончаемый спор со своей совестью, которые воспринимаются как более важные, чем экономическое благосостояние и немудреный душевный покой. Отечество ассоциируется с необъятной страной, возглавляемого авторитетным и мудрым владыкой, который руководствуется не законами, а совестью и разумом.

Такое несоответствие вызвало глубочайший кризис в обществе, который продолжается и по сей день. Достойное определение этому времени находим у Д.И. Фонвизина:


Кто может - грабит,

Кто не может - крадет…

Души унывают,

Сердца развращаются,

Образ мыслей становиться

Низок и презрителен…


Подобный идеологический вакуум стал темой ни одного научного исследования. Различными партиями предлагались различные "контуры" новой национальной идеи, однако до сих пор российское общество не имеет четкой идеологии и четкой формулировки национальной идеи ввиду серьезных недостатков уже предложенных вариантов национальной идеи. Наряду с серьезными научными разработками по данной проблематике, предлагались совершенно чуждые, а подчас абсурдные формулировки национальной идеи, которые приводили к углублению кризиса общества. Приведу пример: как правильно отмечал в одной из телепередач академик Александр Панченко, идея "обогащайтесь!" для российского сознания непригодна в качестве созидательной идеи, что во многом именно эта неудачно поставленная (от беспочвенности!) цель отозвалась в обществе ростом преступности, с одной стороны, и чувством отчаяния, с другой стороны.

Сложившаяся ситуация угрожает самому существованию такого государства как Россия. Понимание данного факта заставило саму власть заняться формированием национальной идеи, не дожидаясь, пока она будет изречена самим народом. Однако такая идея либо должна опираться на исконно российские традиции мировоззрения, что обеспечит ей быстрое "вживание" в массы, либо должна быть изречена самим народом, а для этого необходимо создать благоприятные условия в обществе, что и должна бы обеспечить власть.

Таким образом, обобщая все выше сказанное, делаю вывод, что, истоки "русской идеи" зафиксированы уже у древневосточных славян и вместе с историческим развитием в их национальном самосознании укрепились идеи равенства, единства, мессианства русского народа и приобрели форму "триединства", в которой позже менялись лишь составные части. В общем, их можно охарактеризовать как: религия (духовная сфера) - народ (или представители элиты) - государственная власть (как правило, единоличный правитель).

"Русская идея" различными мыслителями понималась, как правило, в контексте двух основных парадигмах: религиозной и культурно-исторической.

Полемика вокруг "русской" или национальной идеи, как правило, происходила во времена радикальных реформ общества или же наоборот, отсутствия каких либо реформ. Так на рубеже XIX-XX в.в. резко возрос интерес к национальной идее у отечественных мыслителей, в связи с тем, что российская власть этого периода характеризовалась постоянным повторением цикла "реформа - контрреформа", причем промежуток между звеньями цикла составлял незначительный (по историческим меркам) отрезок времени. Среди мыслителей внесших вклад в разработку проблемы самоопределения нации в современных им условиях можно назвать: Кавелина К.Д., Герцена А.П., Соловьева В.С., Чаадаева П.Я., Бердяева Н.А., Хомякова А.С., Аксакова И.С. и др. В современных условиях также существенно возрос интерес к данной проблематике, что отражается в большом количестве публикаций последних лет исследующих проблемы национальной идеи и ее формирования. Национальная идея закрепила за собой название "русской идеи" несмотря на то, что в состав России входило и входит множество национальных меньшинств, так как численной основой общества все же был русский народ.


2. Русская идея в произведении П.Я. Чаадаева "Философские письма"


Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) - русский социальный мыслитель и религиозный философ. Родился в крестьянской семье. Человек громадного ума и общественного кругозора. Был членом декабристских организаций "Союз благоденствия", а затем Северного общества, но деятельным членом тайных обществ не был и относился к ним сдержанно скептически. Много путешествовал и по возвращении в Россию написал свое главное произведение "Философские письма", которое сыграло большую роль в развитии политической мысли России XIX века. Проблемы, поднятые им обострили идейные споры в среде дворянской интеллигенции. В ходе полемики сложились два течения в российской общественно - политической мысли - славянофилы и западники, отстаивавшие различные пути развития России. Идеи, изложенные Чаадаевым в "Письмах" были резким контрастом идеологии "официальной народности" Уварова. Его публикация вызвала резкое недовольство властей, Чаадаева обвиняли в отсутствии патриотизма, объявили сумасшедшим. В ответ на обвинения Чаадаев написал "Апологию сумасшедшего", где высоко оценил петровские реформы и резко возражал тем, кто утверждал ненужность для России западной науки и просвещения.

"Философские письма" состоят из восьми писем, объединенных общим "мотивом" - размышлением над ролью религии в жизни общества, в формировании его особого характера; размышлением над истоками и ролью православия, а также ролью католической церкви в осмыслении и регулировании социальных вопросов в западноевропейских обществах.

Чаадаев был одним из мыслителей придерживающихся религиозной парадигмы во взгляде на "русскую идею", национальное самоопределение. Так в первом же письме служащим введением ко всему произведению Чаадаев пишет: "И если бы только я не был уверен, что религиозное чувство, пробужденное хотя бы частично в чьем-либо сердце, какие бы оно ни причиняло ему муки, все же лучше полного его усыпления, мне бы пришлось раскаиваться в своем усердии". Здесь же автор предлагает "выяснить точку зрения, с которой следует рассматривать мир христианский и то, что мы (русские) делаем в этом мире". Эта точка зрения - большая высота, преимущество "вероучения, основанного на верховном начале единства и прямой передаче истины в непрерывном преемстве ее служителей…" и т.д.

Далее идет рассмотрение такого сложного вопроса как, кто такие русские и как они "росли" по отношению к другим народам (прежде всего западным). "У всех народов есть период бурных волнений, страстного беспокойства, деятельности без обдуманных намерений". По мнению Чаадаева именно в это время происходят великие свершения, сопровождаемые неистовством без ясного повода, что стимулирует плодотворную деятельность, развитие поэзии, литературы и живописи. Все это является юностью народа, отправной точкой для дальнейшего исторического развития. Однако, по мнению автора, российский народ не имел ничего подобного, а только "дикое варварство…, грубое суеверие…, иноземное владычество, жесткое и унизительное, дух которого национальная власть впоследствии унаследовала". "Особость" русского народа состоит в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, находились географически между развитым Западом и отсталым Востоком, и не смогли воспринять традиции ни одного, ни другого. "Дивная связь человеческих идей в преемстве поколений и история человеческого духа, приведшие его во всем остальном мире к его современному состоянию, на нас не оказали никакого действия". Так же в противоречие другим мыслителям, Чаадаев полагает, что у русского народа в силу такого его развития появились не идеи общинности и "коллективного разума", а как раз наоборот идеи обособленности, хаоса, неуверенности. Проявлением такой обособленности, и хаоса автор считает "беспечную отвагу" в низших классах народа.

Затем автор рассуждает на тему религии и ее роли в духовно-нравственном развитии народа. "Влекомые роковой судьбой, мы отправились в презренную Византию, предмет презрения народов, в поисках за нравственным сводом, который должен был составить наше воспитание". Чаадаев считает, что православие для русского народа стало тормозом в историческом развитии, сделало нас "жертвой завоевания" и тем самым лишило русский народ постижения европейских достижений, заставило его остановиться, в то время как мир продолжал двигаться. Но автор предлагает выход из сложившейся ситуации при помощи выделения "особого круга идей", в которых бы отражалась во всей своей полноте нравственная сфера, огромный духовный труд восемнадцати столетий, который вобрал в себя все страсти и усилия разума. Автор считает, что христианство способно завладеть умами незаметно для самого народа и присутствует во всем, что создается, вынуждает народ найти свое место в общем мировом строе. "Этим она (христианская религия) определяет действие всякой индивидуальности и все направляет к одной цели".

Во втором письме Чаадаев рассматривает вопросы крепостного права (рабства) в России и догматы православной церкви, их противоречие реальным делам русской Православной Церкви. Автор высказывает предположение, что раз догматы церкви, как нас убеждают, являются истинно священными, правильными, то, возможно, что само христианство несет в себе глубинный порок, от которого избавлена католическая церковь. "Как могло случиться, что самая поразительная черта христианского общества как раз именно и есть та, от которой русский народ отрекся в лоне самого христианства? Откуда у нас это обратное действие религии? Не знаю, но мне кажется, одно это могло бы заставить усомниться в православии, которым мы кичимся". Чаадаев также рассматривает значение народов для мирового развития. Автор отмечает, что значение народа в роде человеческом определяется их духовной мощью и что тот интерес, который они к себе возбуждают, зависит, от их нравственного влияния в мире. Далее Чаадаев говорит о значении религии для раскрытия тех "смыслов", которые заранее вложены в каждый народ: "все то благо, которое мы совершаем, есть прямое следствие присущей нам способности подчиняться неведомой силе…"

В остальных письмах рассматриваются такие проблемы как: мораль, логика, которые ведут к доказательству необходимости для человеческого разума подчиняться разуму божественному, ведут к подъему души в область религиозной жизни; нравственная свобода и философия истории. Однако, в данной работе они анализу подвергаться не будут, так как ведут в другую область исследования, а представления Чаадаева о "русской идее" и проблеме национального самоопределения российского народа наиболее полно были рассмотрены в первых двух письмах.

Таким образом, делаем вывод, что "русская идея" для Чаадаева тесно переплетается с религиозной сферой жизни народа. По мнению большинства его современников, данное произведение стало последним словом, рубежом. Это был выстрел, раздавшийся в темную ночь; тонуло ли что и возвещало свою гибель, был ли это сигнал, зов на помощь, весть об утре или о том, что его не будет, - все равно надобно было проснуться. Автор "Философских писем" выразил горькое негодование по поводу отлученности русского народа от "всемирного воспитания человеческого рода", национального самодовольства и духовного застоя, препятствующих осознанию и исполнению предначертанной свыше миссии, которая должна найти свое отражение в "русской идее".

Данная работа вызвала обострение споров вокруг значения реформ Петра I и относительной потери самобытности России. В результате этих споров образовалось два новых течения в общественно - политической жизни России - славянофилы и западники.


3. Характеристика русской идеи в трудах Н.А. Бердяева


Николай Александрович Бердяев (1874 - 1948) - мыслитель, публицист. Родился в Киеве, происходил из дворянской семьи. Выступал в программных сборниках русских идеалистов: "Проблемы идеализма", "Вехи", "Из глубины". В советский период создал Вольную академию духовной культуры. Философские искания привели Н.А. Бердяева к построению экзистенциональной по сути концепции. Главная проблема его философии - бытие человека, смысл его существования. Что касается социально - политических воззрений, то Бердяев весьма скептически относился к власти и государству. Причем, по его мнению, русские люди сильнее, чем западные, чувствуют зло и грех всякой власти. С главной темой его работ связано внимание к философии истории ("Судьба человека в современном мире", "Русская идея") и идеологией "аристократии духа" ("Самопознание"). Так же необходимо отметить вклад Н.А. Бердяева в развитие французского экзистенциализма и персонализма.

Как уже отмечалось ранее, Н.А. Бердяев дал наиболее полную социально-психологическую характеристику "русской идее", связав ее с "таинственными" противоречиями психологии русского народа. Прежде всего, для автора, раскрытие этих противоречий связывается с таинственной жаждой абсолютности. Стремление русских ко всякому возвышенному, идеальному, совершенному, абсолютному необходимо для того, чтобы служить идеалу, подчинить ему всю жизнь. Отсюда стремление к проявлению радикализма различного рода: "Очень важно отметить, что русское мышление имеет склонность к тоталитарным учениям и тоталитарным мировоззрениям. Только такого рода учения и имели у нас успех". Что, подчас бросало русский народ не только и не столько из крайности в крайность, а оставляло в каком-то промежуточном состоянии. Так Бердяев отмечает, что это связано с накопленным столетиями "отрицательным сознанием", укреплением атеистических и нигилистических идей. В последнем (результат европейского развития) он видит отражение в России самых "предельных форм". "Уж если русский - анархист, то самый предельный, бунтующий против первооснов бытия. Уж если русский - материалист, то материализм для него - богословие, если он атеист, то атеизм его религиозен". Н.А. Бердяев так же отмечал, что русский народ самый аполитичный, никогда не умевший устраивать свою землю, и одновременно Россия - "самая государственная и самая бюрократическая страна в мире", все в ней "превращается в орудие политики". В русской "стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстие, женственность" и в то же время это - страна "невиданных эксцессов, национализма, угнетения подвластных национальностей, русификации".

Так как в основном произведения Бердяева историософичны, но широко рассматривает появление каких-то новых черт в русском самосознании в процессе истории. Автор считает пробуждением русской самобытной и самостоятельной мысли произведение Чаадаева "Философские письма". Однако, как бы ни было тяжело каждому русскому читать и осознавать мысли, высказанные в "Письмах", по мнению Н.А. Бердяева русское самосознание "должно было пройти через это горькое самоотречение". При разборе многих проблем работа Чаадаева проникнута русской мессианской идеей, что, по мнению Бердяева, в дальнейшем получает развитие в работах Соловьева, Хомякова и многих других мыслителей.

Важную роль в характеристике русского народа играет потребность в отрицании, разрушении и созидании, возрождении, которые питаются "героической" сущностью народа. Так же, отрицание социального неравенства, обличение неправды господствующих классов Бердяев считает "очень существенным русским мотивом".

По мнению Бердяева русское национальное сознание не может соответствовать только славянофильству или только западничеству. "В нем должна раскрыться великая миссия России - быть посредницей между востоком и западом, осуществлять славянофильскую мечту в единении с западной культурой и в претворении ее в свою плоть и кровь". При этом должно сохраняться разумное равновесие между восточными началами и западной культурой, в противном случае Россию ждет разложение и гибель, которое стимулирует "русский дух", направленный на построение великой жизни, но неуправляемый, он превращается в дух "самосжигания и самоистребления".

Подводя итоги своему исследованию по историософии XIX века, Бердяев отмечает, что в социальной теме, русских исканий социальной правды в России вынашивались идеи братства людей и народов. Ее автор считает "русской идеей". "Но поскольку эта идея утверждалась в отрыве от христианства, которое было ее источником, в нее входил яд, и это сказалось на двойственности коммунизма, на переплетении в нем правды и лжи".

Рассматривая религиозную тему в работах мыслителей все того же XIX века, автор подробно останавливается на духе соборности присущей православию, и идее соборности, духовной коммюнотарности, что, по мнению Бердяева, так же является "русской идеей". Так же Н.А. Бердяев отмечает, что русская религиозно-философская мысль в своих лучших представителях решительно борется против всякого юридического истолкования тайны христианства, и это входит в русскую идею.

Отмечая мессианские устремления и эсхатологические чаяния как характерную особенность русской души, Бердяев усматривает в искажении этих начал духовную основу Октябрьской революции 1917 года. Автор отмечает, что "мессианская идея" марксизма, связанная с миссией пролетариата, соединилась и отождествилась с русской "мессианской идеей". Но в то же время Н.А. Бердяев отмечает, что русский коммунизм - это извращение русской "мессианской идеи", так как он утверждает "свет с Востока", который должен озарить буржуазную "тьму Запада". "Коммунизм есть русское явление, несмотря на марксистскую идеологию. Коммунизм есть русская судьба, момент внутренней судьбы русского народа".

В связи с коммунизмом Бердяев рассматривает темы рабства и свободы. Автор утверждает, что всякое организованное и организующее общество враждебно свободе и "склонно отрицать человеческую личность". По его мнению, личность, осознавшая свою "первородную свободу" становиться одинокой и не затронутой обществом массовыми процессами истории.

В рассмотрении так называемого русского ренессанса Бердяев отмечает в нем, принадлежащие только русскому национальному характеру черты, связанные с XIX веком. Это, прежде всего это "религиозное беспокойство" и религиозные искания, постоянный переход в философии за границы философского познания, в поэзии - за границы искусства, в политике - за границы политики "в направлении эсхатологической перспективы".

Таким образом, подытоживая все выше сказанное, следует отметить, что Бердяев как крупный мыслитель своего времени рассмотрел одну из самых сложных проблем того времени (да и современности) - осмысления роли России и русского народа в историческом процессе и их предназначение, которое было определено им свыше. Пытался понять "что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ русского народа, его идею". Так же Н.А. Бердяев рассмотрел характерные черты русского самосознания, русской души и характера в связи с историческим процессом. Исследовал роль религии в формировании "русской идеи" и описал ее контуры в самых общих понятиях. Рассмотрел вопросы рабства и свободы в связи с коллективистской направленностью коммунизма, предвидел крах данной социально-политической системы.


Заключение


Проведенный в соответствии с целями курсовой работы анализ показывает, что исключительный интерес практически всех русских мыслителей к понятию "русская идея" обоснован тем, какое сильное влияние она имеет на умы народа. Сила ее воздействия, как уже отмечалось ранее, обусловлена тем, что "русская" или национальная идея содержит в себе обращение к базовым духовным ценностям, пробуждая в людях патриотизм.

"Русская идея" или национальная идея входит в государственную идеологию, которая играет, несомненно, важную роль в жизни общества, государства, а подчас самого существования государства.

Государственная идеология - это совокупность теоретических, политических взглядов и позиций, закрепляющихся в научных трудах, художественных произведениях, служащих практическим руководством в осуществлении внутренней и внешней политики государства, направленной на выражение и защиту интересов народа и государства. Следуя данному определению, делаем вывод, что, несомненно, зачатки национальной идеи наблюдаются уже у восточных славян вместе с появлением оседлого образа жизни на четко определенной территории, и осознанием себя единым целым.

"Русская идея" в историческом процессе отвечала конкретным требованиям власти, но при этом опиралась на народную идею "общинности". Таким образом "русская идея", включив в себя компонент религии, приобрела форму "триединства", и в дальнейшем историческом процессе, по сути, в ней происходили смены содержания, но не сути или формы.

Проанализировав подходы П.Я. Чаадаева по отношению к определению сущности "русской идеи" делаю вывод, что "русская идея" для него тесно переплетается с религиозной сферой. Автор "Философских писем" выразил горькое негодование по поводу отлученности русского народа от "всемирного воспитания человеческого рода", национального самодовольства и духовного застоя, препятствующих осознанию и исполнению предначертанной свыше миссии, которая должна найти свое отражение в "русской идее". П.Я. Чаадаев высказывает некоторые основные мысли для всей русской мысли XIX века. В России есть преимущество девственности почвы. Ее отсталость дает возможность выбора. Скрытые, потенциальные силы могут себя обнаружить в будущем.

При раскрытии характеристик "русской идеи" в трудах Н.А. Бердяева были проанализированы проблемы, выражение которых отчасти встречается в работах его современников. Среди таких проблем можно назвать - проблему осмысления России как особой страны с особыми задачами, определенными ей свыше; определение характерных черт русского самосознания, характера в связи с историческим процессом; определение роли религии в формировании "русской идеи"; и другие философские и социально - политические проблемы. Бердяев так же определил основные контуры "русской идеи" - соединение идей братства людей и народов и идеи соборности, духовной коммюнотарности.

Исследуя историческую значимость "русской идеи" для российского народа и, обращая внимание на современность, следует отметить, что значение "русской" или национальной идеи не утратило своей актуальности и по сей день, а скорее только обострило внимание к себе общественных деятелей и народа в целом. Это объясняется тем, что национальная идея всегда являлась тем лозунгом, под которым не раз объединялась наша многонациональная и много конфессиональная страна в едином порыве к светлому будущему.

Но современное положение дел заставляет "содрогнуться" в представлении этого "светлого" будущего без единства всей нации. Уже сейчас наблюдаются неблагоприятные тенденции как внутри страны, так и в мировом сообществе. Здесь всеми движет стремление "обогатиться": внутри страны - побиться национальной автономии и расширить свои властные полномочия, во вне - "отхватить кусок пожирнее", пока Россия слаба, от ее богатств недр и территории.

Отсутствие долгое время даже четко сформулированной концепции национальной безопасности привело к ощутимым упущениям в политике, прежде всего, со странами СНГ, как со странами традиционно тесных политических и экономических связей.

Резко возросший интерес к национальной идее и признание на самых высоких уровнях власти того, что необходимо скорейшим образом ее разрабатывать только подтверждает ее важности не только для устойчивого развития нации, но и продолжения существования этой нации.

За разработку национальной идеи брались многие политические силы, оценив все ее достоинства для достижения своих целей. Однако такими целями может и зачастую является борьба за власть, экономические потоки в стране, в которую и вовлекаются широкие массы с помощью вновь предложенной национальной идеи.

В сути национальной идеи важную роль играют такие понятия как: народность самобытность, национальный характер, народное воспитание. То есть в целом национальная идея относиться к духовно-нравственной сфере. А.С. Пушкин в одной из публицистических заметок дал такое определение народности: "Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-либо народу. Климат, образ жизни, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в поэзии. В России…" А проблему народного воспитания он затронул в письме к Николаю I: "Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего отечества; воспитание или, лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла. Не просвещению (сказано в высочайшем манифесте от 13 июля 1826 года), но праздности ума, более вредной, чем праздности телесных сил, недостатку твердых познаний должно приписать сие своевольство мыслей,.. сей порыв в мечтательные крайности, коих начало есть, порча нравов, а конец - погибель." Скажем более: одно просвещение в состоянии удержать новые буйства, новые общественные бедствия ".

Тема образования, затронутая великим поэтом, осталось актуальной до сих пор, так как и в начале XXI века в России есть постыдное количество либо полностью не грамотных, либо полуграмотных людей, причем подобные факты порой выявляются на призывных пунктах. Так же существует проблеме патриотического образования в стране. "Гордиться славою предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие" - говорил великий поэт, однако сейчас в России наблюдается четкая тенденция к идеологизации реальных политических деятелей, а порой их "обеление" в учебниках истории и при этом упускаются знаковые для всей нации события истории.

Следовательно, смысл современной государственной идеологии в реальном овладении массового сознания, с целью донести ее суть и направленность деятельности государства до нации, чтобы она поддержала ее своими силами.

Но для этого нужно сформировать социальный идеал, его выражение в четких, ярких, привлекательных формах - сейчас это одна из насущных задач идеологов. Слабость нынешнего российского государства, заключается в том, что оно не выработало пока убедительного, привлекательного идеала будущего устройства общества.

Заканчивая, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что национальная самостоятельность и независимость, национальная самобытность - это духовные ценности, утрата которых означает исчезновение народа и государства. Этим и обосновывается значение национальной или "русской идеи" для современного политического процесса России.


Список использованной литературы

русский идея чаадаев бердяев

1.Авцинова Г.И. Политический радикализм в России: Социокультурный аспект. - Киев, 1995

2.Аксюгиц В. "Бог и Отечество - формула русской идеи"// Москва, 1993, №1 - с. 120 - 127

.Антология мировой политической мысли. В 5 т. Том III, IV./ Нац. обществ.-науч. фонд. Акад. полит. науки; Руководитель проекта Г.Ю. Семигин и др.; Ред.-науч. совет: пред. совета Г.Ю. Семигин и др. - М., Мысль, 1997

.Андреев Ю. Общероссийская и национальная идея сейчас и в будущем // Диалектик. - 2001. - №1. - с. 63-65

.Арбатов А. Национальная идея и национальная безопасность // Мировая экономика и международные отношения. - М., 1998. - № 5,6 - с.5-21;5-19

.Артемонова В.Г. Философская мысль: от истоков до наших дней. Н.Новгород, 1997

.Бердяев Н.А. Русская идея ("Русская идея", "Самопознание"). /Сост., вступ. Ст. и примеч. М.А. Блюмеркранца. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Фолио", 2004

.Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990

.Бессонов Б. Русская идея, мифы и реальность. М., 1993

.Большая Советская Энциклопедия. Том 3, 6, 10, 24, 26, 27, 28 - М.: Изд. "Советская Энциклопедия", 1970

.Вдовиченко Л.Н., Гуриев М.А.,. Кучкаров З.А, Малахов А.И. Идея - 150. - М.: Концепт, 1997

.Владиславлев А., Караганов С. Тяжкий крест России: "Русская идея", а вернее - "идея России", как мощная, но пока еще не сложившаяся. //Независимая газета. 1992. 17 ноября (№ 221), с.5

.Герцен А. Былое и думы. Ч. 1-5. М: Изд-во "Художественная литература", 1969

.Грушевский М. Иллюстрированная история Украины. Приложения: древние письмена об Украине-Руси, очерк ее новейшей истории, документы, универсалы, Конституция 1710 г. - Киев, МПП "Левада", 1997

.Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. - М.: Эксмо, 2003

.Ильичев Н. "Национальная идея" и патриотизм // Диалог. - М,2002. - №10 - с.45-48

17.История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. - М.: издательство НОРМА, 2003.

.Кавелина К.Д. Собрание сочинений В 4 т. Т. 1,4. С.-Петербург. Типография М.М.Стасюлевича, Вас. Остров, 1900

19..Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. - М: "Рассвет",1992

.Концепция национальной безопасности Российской Федерации. // Независимое военное обозрение - М. - №1 (174).

.Медведев Р. Отсутствие национальной идеи и идеологии радикальных реформ. //Диалог , 1998 - №12, с.56 - 60

.Настроения, мнения и оценки населения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены - М - №2, [64], 2003. с. 74-100

.Национальная идея: построение нравственного общества в России: Материалы конф., Иркутск, 18-19 мая 2001, - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2001

.Общая и прикладная политология / Под общей ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова: Учебное пособие. - М.: МГСУ, 2001

.Парамонова С.П.. Динамика морального сознания. - Пермь. Перм. гос. техн. Ун-т.,1997

.Парамонова С.П. Динамика морального сознания./Приложение - Пермь. Перм. гос. техн. Ун-т.,1997

.Подберёзкин А., Макаров В. Стратегия для будущего президента России: Русский путь. - М.,2000

.Политическая энциклопедия в двух томах. Том 2 - М. Мысль, 1999

.Пушкин А.С. Собрание сочинений М., Главная контора товарищества "Бр. А. и И. Гранатъ и К°", 1900

.Соколов В. В поисках великой мечты. - "Общая газета", 18 - 24.01.1996

.Существо русского православного самосознания / Новгородцев П.И. Соч. М., 1995

.Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего ("Философские письма", "Апология сумасшедшего"). - СПб.: Азбука - классика, 2004

.Чаадаев П.Я. pro et contra - СПб.: Азбука - классика, 1998

.Эйдельман Н.Я. Герцен против самодержавия. Секретная политическая история России XVIII-XIX веков и Вольная печать. - М., "Мысль", 1984

.Яковлев А.И. Государственная идеология. - Калуга: "Облиздат",2001


Приложение 1


Многомерное исследование формирования и изменения морального сознания российского народа было проведено в середине 90-х годов. Результатом его стало выделение четырех основных типов морального сознания в переходный период у населения России:

коммюнотарист - тип морального сознания, характеризующегося приоритетом коллективистских ценностей над индивидуальными;

переходный тип - характеризуется гибкой логикой в поведении, мораль этого типа внутренне противоречива, представитель данного типа может свободно перейти от ценностей коллективных к ценностям индивидуально-унитарным и наоборот;

гедонист несет в себе ценности традиции, в определенной мере, сострадания, человечности;

прагматик - деятельный тип, чаще всего в общественном и личном сообразуется с получением непосредственной пользы.

Следующие две диаграммы характеризуют эти типы морального сознания в связи с ценностными ориентациями и ролью любви в жизни населения страны.


Ценностные ориентации представителей социальных групп молодежи и старшего поколения с различным моральным сознанием [1996, N=225]

Диаграмма 1

Выборки по исследованиям подтверждают устойчивую тенденцию: выдвижение на первое место среди жизненных ценностей наличия круга "хороших друзей". Далее студенты ориентируются на общие всем группам ценности существования - материальную обеспеченность. Стремление общаться - это одна из мощных точек интенсивности, которую не сбила в ценностном мире личности транслируемая из всех источников идея "модернизации", с ее индивидуализмом, расчетом и отчуждением.


Любовь в жизни опрошенных (группы по типу морального сознания) [1996, N=225]

Диаграмма 2


Проведенное исследование привело к выводу о доминировании тех жизненных миров, которые соответствуют установкам, внедряющимся посредством СМИ, и заставляющих население испытывать чувство "эйфории" в любви с помощью упрощения ее понимания.

Респондентам в разные годы было предложено ответить на один вопрос: "какое из приведенных ниже высказываний более соответствует сложившейся ситуации?". Это позволило определить насколько российское общество приспособилось к новым условиям жизни. Какое из приведенных ниже высказываний более соответствует сложившейся ситуации ?

Диаграмма 3


В результате исследования было выявлено, что в целом российскому обществу трудно дается приспособление к своей нынешней жизни, оно сильно зависит от устойчивого экономического климата в России, о чем свидетельствует увеличение ответов "терпеть наше бедственное положение уже невозможно" на период после финансового краха 1998 года.

В тоже время, проведенный повторно опрос населения в период с марта 2000 по март 2003 года дал следующие результаты.

Какое из приведенных ниже высказываний более соответствует сложившейся ситуации ?


Диаграмма 4


Из результатов исследования видно, что общей стабилизации в стране и стабилизации экономической сферы жизни общества тот же процесс приспособления к новым условиям жизни проходит легче по сравнению с опросом прошлых лет.

Были прослежены тенденции, наблюдавшиеся в сознании основных групп российской элиты относительно образа будущего России.

Политическая система


Диаграмма 5


Сравнение данных нескольких опросов представлений элиты показывает устойчивую тенденцию повышения поддержки "особой системы, соответствующей историческому прошлому России" (41% поддержки респондентов). Это происходит за счет уменьшения популярности крайних, противостоящих друг другу вариантов "советской власти" и "демократии западного типа". Особо следует обратить внимание на падение популярности почти в два раза варианта "авторитарного режима".


Приложение 2


Российская идея

Радикально - демократическая

Россия - часть мировой цивилизации



Коммунистическая



Националистическая

Соборность

·единение людей ради возрождения и процветания Отечества

Государственность

·для эволюционного социального развития

Справедливость

·для сохранения историчности российской духовности

Всечеловечность

·терпимость к конфессиям, уживчивость с другими народами



Теги: "Русская идея", ее истоки, исторический генезис и характеристика в работах русских мыслителей  Курсовая работа (теория)  Политология
Просмотров: 15840
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: "Русская идея", ее истоки, исторический генезис и характеристика в работах русских мыслителей
Назад