Целостный системный подход к типологии личности. Исследования особенностей воображения, памяти, мышления

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ «СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ»

КАФЕДРА «ФИЛОСОФИЯ»


ОТЧЕТ ПО ИТОГАМ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ


Выполнил студент Гранкина Ирина Андреевна

Отчет принят ст. преподаватель Климова Н.М.


Ростов-на-Дону 2014


Оглавление


1.Анализ научной психологической статьи: «Критерии целостного системного подхода в психологической типологизации личности»

.Заключения по методикам

Приложения


1. Анализ научной психологической статьи: «Критерии целостного системного подхода в психологической типологизации личности» (Е.В. Дещеревская)


Основной целью, названной в данной статье, является попытка формализовать взаимоувязанные критерии для построения «инвариантной» базисной модели и соответствующей типологии личности, применимых для междисциплинарных задач в психологии, социологии, системе образования, менеджменте.

На мой взгляд, тема, затронутая автором, очень актуальна в наше время. Необходимость создания достаточно универсальной модели личности и соответствующей типологии личности, применимых в разных областях кажется вполне закономерной потому, что, во-первых, очевидна тенденция взаимопереплетения различных сфер жизни, включая экономическую, социальную, культурную, а, во-вторых, субъектом и объектом деятельности во всех этих сферах является человек - играющий различные социальные роли, но сохраняющий при этом свой индивидуальный портрет.

Автор раскрывает проблему в данной статье достаточно полно и широко. В данной статье автор выделяет главные требования к базисной модели: простота, полнота, независимость базисных элементов (критериев, факторов или осей), иерархичность типологических характеристик, соответствие модели эволюционному и целостному системному подходу (в расширенной трактовке), простота и ясность терминологии. Автор показывает, что построение модели в духе целостного системного подхода с необходимостью влечет за собой возможность ее психофизиологического и нейрофизиологического обоснования. Автор подчеркивает, что для решения междисциплинарных задач базисная модель должна работать не только на описательном, но и на объяснительном и прогностическом уровне, что особенно важно для практических задач. В статье обсуждается гипотеза о построении базисной модели на основе классификации или типологизации филогенетически обусловленных адаптационных стратегий индивида. Автор в своей статье обращается к другим авторам. В настоящее время различные классификации и типологии личности и характера используются в разных областях жизнедеятельности: в системе образования (КЛеонгард, Г.Айзенк, Р.Кеттел, А.Е.Личко и др.), в менеджменте (К.Юнг, И.Майерс-Бриггс и К.Бриггс, Д.Кейрси, А.Аугустинавичуте, Р.Белбин, Р.Шиндлер и др.), в полит- и PR-технологиях, в маркетинге, в психологической, психолого-социальной, психотерапевтической практике (Э.Кречмер, У.Шелдон, З.Фрейд, К.Юнг, К.Леонгард, А.Е.Личко, П.Б.Ганнушкин, М.Е.Бурно), в психиатрии.

Обобщая свою статью, автор формулирует требования целостного системного подхода к инвариантной модели и к типологии личности, пригодным для решения междисциплинарных задач.

Таким образом, выполнение требований полноты, «ортогональности» и инвариантности при построении модели личности подразумевает, что в результате должно получиться достаточно полное, но максимально простое описание, понятное специалистам разных областей науки и практики, что представляется крайне привлекательной и актуальной целью.


. Заключение по методикам


Ощущение

. Назовите свойства ощущений и приведите примеры жизненных ситуаций, в которых они проявляются.

Выполнение: 1. Порог ощущений. Пример: при тихом звуке достаточно слегка прибавить громкость, чтобы все ощутили разницу. Если же раздается громкая музыка или слышится сильный шум за окном, то незначительное их усиление нами не улавливается. 2. Адаптация. Пример: зайдя с солнечной улицы в темное помещение, мы в первый момент почти ничего не видим, однако довольно быстро глаза адаптируются к полумраку, и мы начинаем различать окружающее. 3. Сенсибилизация. Пример: при высокой заинтересованности мы можем услышать звуки, которые бы не услышали в обычной ситуации.

. Синестезия. Пример: мы можем связать цвет со звуком (цветомузыка).

. Качество. Пример: вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый.

. Интенсивность. Пример: если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

. Длительность. Пример: Зрительное ощущение обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя.

. Подготовьте несколько психологических рекомендаций, предписывающих, где и как можно использовать свойства ощущений на практике. Выполнение: 1. Такое свойство ощущения, как порог, можно использовать в телевизионной рекламе.

. Адаптация - при воздействии какого-либо постоянного раздражителя нужно подождать, чтобы рецепторы адаптировались.

. Перечислите виды профессиональной деятельности, предъявляющие повышенные требования к различным видам ощущений?

Выполнение:

. Хирург - хорошо развитая зрительная сенсорная система.

. Музыкант - хорошо развитая сенсорная слуховая система.

. Дегустатор - хорошо развитое обоняние.

. Художник - хорошо развитая зрительная, в частности цветовая, зрительная система.

Восприятие

. Назовите основные свойства восприятия и приведите примеры их иллюстрирующие.

Выполнение:

- Предметность. Пример: отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира; определённые признаки складываются в определенный образ.

Целостность. Пример: слушая музыку, мы слышим не отдельные звуки (колебания), а мелодию.

Константность. Пример: движущийся в дали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

Апперцепция. Пример: если человеку предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия он постарается найти какие-либо эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект.

Избирательность. Пример: слушая лекцию, человек не обращает внимания на то, что происходит у него за спиной.

Осмысленность. Пример: даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами.

. Подготовьте несколько психологических рекомендаций по практическому использованию свойств восприятия.

Выполнение:

Несмотря на то, что восприятие обладает константностью для оформления дизайнерского сайта необходимо чтобы графические элементы имели законченную форму для уверенности в том, что восприятие будет правильным.

Восприятие обладает избирательностью, что следует учитывать при оформлении рекламы на каком-либо сайте (например, яркость, мигание).

Воображение

. Назовите функции воображения и приведите примеры их иллюстрирующие.

Выполнение:

. Познавательная. Пример: воображение способствует расширению и углублению знаний.

. Функция предвосхищения. Пример: в речевом плане - облегчается мысленное построение фразы; облегчается процесс предвосхищения результата поступка, последующего образа действия.

. Регулирующая. Пример: образы воображения, будучи связанными с потребностями, интересами и другими компонентами направленности личности, становятся одним из психических факторов творческого вдохновения. 4. Контрольно-корректирующая. Пример: позволяет связать ошибки и недочеты, а также совершенствовать методы и приемы выполняемой работы. 5. Функция эмоционального вдохновения. Пример: яркие образы воображения влияют на эмоциональный фон деятельности, стимулируют повышение или понижение настроения в ее процессе.

. Перечислите виды воображения и предложите учебные задания или психологические воздействия, позволяющие их актуализировать.

Выполнение:

Воссоздающее воображение. Для того чтобы актуализировать воссоздающее воображение, испытуемому необходимо представить то, что он уже видел. Например, если это море, испытуемому необходимо представить солнце, пляж, песок и т.д.

Творческое воображение. Для того чтобы актуализировать творческое воображение, испытуемому необходимо представить несуществующее животное. - Мечта. Для того чтобы актуализировать мечту, испытуемому необходимо представит свою жизнь через год, 20 лет, чтобы он хотел добиться к этому времени и т.д.

Опыт 1 Исследование индивидуальных особенностей воображения

Цель исследования - определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальности.

Используемые материалы. Три листа бумаги с изображениями: на первом - контур круга диаметром 2,5 см, на втором - контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см, на третьем - контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Процедура исследования. Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором - треугольника, на третьем - квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Испытуемый: студентка первого курса, Апарина Оля

Вывод: Рисунки испытуемого показали отсутствие стереотипности, так как все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты. Опыт показал, что воображение у испытуемого считается творческим.

Опыт 2 Исследование творческого воображения

Цель исследования - дать оценку особенностям творческого воображения.

Используемые материалы. Бланки с напечатанными на нем тремя любыми словами, например: шляпа, дорога, дождь; стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.

Процедура исследования. Перед началом исследования участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 минут составить из трех слов как можно большее количество предложений.

За отведенное испытуемому время, он придумал 20 предложений, 15 из которых соответствуют максимальной оценке. В предложениях использованы все три слова в остроумной и оригинальной комбинации.

Испытуемый: студентка первого курса, Апарина Оля

Вывод: Качественная характеристика творчества, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений.

Память

. Перечислите основные функции памяти и опишите по пять конкретных жизненных ситуаций, в которых актуализируется каждая из них.

Выполнение:

Функции памяти:

.Накопление информации об окружающем мире и самом себе.

.Формирование индивидуального опыта.

.Соотнесение настоящего, прошлого и будущего.

Опыт 1. Изучение зависимости продуктивности запоминания от переживаемых чувств.

Цель исследования - показать влияние чувств на запоминание.

Используемые материалы. Список из 30 слов. Из них 10 могут считаться связанными с чувством удовольствия, 10 - с чувством неудовольствия и 10 - безразличными. Первые помечены в списке знаком «-», вторые - знаком «-», третьи - «0»

Процедура исследования. Не объясняя заранее, что раскрывает опыт, экспериментатор просит испытуемых внимательно слушать слова, которые читаются монотонно и в медленном темпе. По окончании чтения испытуемые записывают все оставшиеся в памяти слова независимо от порядка. Запись проверяют. Каждый испытуемый на своем листке отмечает число правильно воспроизведенных слов со знаком «+», со знаком «-» и со знаком «0».

Печаль (-), радость (+), окно (0), похороны (-), удача (+), любовь (+), красота (+), деньги (+), карандаш (0), рана (-).

«+» - 5

«-» - 3

«0» - 2

Испытуемый: студентка первого курса, Апарина Оля.

Вывод: данном эксперименте наиболее верно и в большем количестве воспроизводят слова, связанные с чувством приятного («+»), в наименьшем - безразличные слова («0»).

Опыт 2. Методика «Память на образы».

Цель исследования - изучения образной памяти.

Используемые материалы. Таблица с 16 образами (см. приложение 2), секундомер.

Процедура исследования. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 мин. воспроизвести на бланке.

Треугольник с кругом, дом, бабочка, мяч, CO2, 2, В, часы, пистолет, кот.

Испытуемый: студентка первого курса, Апарина Оля.

Вывод: испытуемый дал 10 правильных ответов, что соответствует норме (норма - 6 предметов). Это говорит о том, что образная память у испытуемого выше нормы.

Опыт 3. Типы памяти

Цель исследования - выявление типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов.

Используемые материалы. 4 ряда слов, записанных на отдельных карточках. Каждый ряд состоит из 10 слов, не имеющих эмоциональную окраску. Такие ряды подготавливаются для каждого испытуемого.

Процедура исследования. Экспериментатор читает испытуемому вслух 1 ряд слов (интервал между словами 5 сек.). После 10-ти секундного перерыва испытуемый записывает запомнившиеся слова и отдыхает 10 минут. Затем экспериментатор показывает испытуемому слова 2-го ряда, которые он должен записать по памяти. Дав 10-минутный отдых, экспериментатор читает вслух слова 3-го ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе, после чего записывает на листке запомнившиеся, слова 3-го ряда. Спустя 10 минут экспериментатор показывает испытуемому слова 4-го ряда, читает их вслух. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывая" в воздухе, затем записывает на листке запомнившиеся слова 4 ряда.

Обработка и анализ результатов. После проведения опыта оформляется протокол стандартной формы и заполняется таблица.


Вид памятиКоличество слов в ряду (А)Количество удержанных в памяти слов (В)Коэффициент Памяти С=В /АСлуховойЗрительныйМоторно-слуховойКомбинированный

Следует установить, какой вид памяти доминирует у испытуемого при запоминании эмоционально нейтральных слов.

Попросить испытуемого дать самооценку собственной памяти как "хорошей" или "плохой". В последнем случае выяснить у испытуемого, каким способом он обычно пользуется для запоминания учебного материала, и дать ему рекомендации в соответствии с результатами опыта.

1.Дом, дерево, стол, столб, шар, куб, дорога, машина, карандаш, наушники.

.Организм, камень, тело, сад, аллея, медведь, петух, качели, тумба, собака.

.Обезьяна, больница, нож, глаза, хитрость, чувство, книга, фильм, доска, перчатки.

.Хлеб, молоко, соль, сыр, мясо, корова, часы, лимонад, дети, кафе.

Испытуемый: студентка первого курса, Апарина Оля.

Вывод: у испытуемого обычно преобладает слуховой и комбинированный тип памяти.

Опыт 4. Логическая и механическая память

Цель исследования - Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Используемые материалы. Два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

Первый ряд: кукла - играть, курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сани, книга - учитель, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер.

Второй ряд: жук - кресло, гребень - земля, компас - клей, колокольчик - стрела, синица - сестра, лейка - трамвай, мухомор - диван, гребенка - ветер, ботинки - самовар, графин - брать, спичка - овца, терка - море, шляпа - пчела, рыба-пожар, пила-яичница.

Процедура исследования. Экспериментатор читает испытуемому 15 пар слов первого ряда (интервал между парой 5 сек). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 сек.), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

.Играть, яйцо, -, сани, учитель, -, зубы, пионер, зима, кричать, тетрадь, молоко, -, -, ветер.

.Кресло, земля, - стрела, сестра, - диван, ветер, -, -, овца, море, -, пожар, яичница.

Испытуемый: студентка первого курса, Апарина Оля.

Вывод: у испытуемого преобладает логическая память.

Опыт 5. Процесс запоминания

Цель исследования - Исследование значения отдельных повторений для запоминания всего ряда; исследование значения для запоминания отдельного объекта его положения в ряду.

Используемые материалы. Два ряда двузначных чисел, по 10 в каждом ряду.

ряд: 41 83 62 84 29 79 35 56 18 97

ряд: 17 58 21 73 49 92 37 85 14 68

Процедура исследования. Экспериментатор читает испытуемому, числа 1 ряда с интервалом в 1 сек. Затем испытуемый записывает запомнившиеся ему числа. После этого экспериментатор дважды читает испытуемому числа 2-го ряда. По окончании чтения испытуемый записывает запомнившиеся числа 2 ряда.

Обработка и анализ результатов. Заполняется протокол (форма стандартная), результаты эксперимента заносят в таблицу.


Объем памяти при однократном чтенииКоличество чисел в 1 ряду (А1)Количество чисел 1 ряда, удержанных памятью (В1)Коэффициент памяти С1 = В1 /А1Объем памяти при двухразовом чтенииКоличество чисел во 2 ряду (А2)Количество чисел 2 ряда, удержанных памятью (В2)Коэффициент памяти С2 = В2/ А2

В таблицу заносятся данные всех испытуемых. Далее составляют график, который показывает, как зависит удержание члена ряда в памяти от его положения в ряду. График строится для каждого испытуемого по 1и по 2 ряду.

Следует оценить, как влияет повторение ряда и положение объекта в ряду на качество их запоминания.

ряд: 18 97 56 29 79 84

ряд: 14 68 85 37 49 17 58

Испытуемый: студентка первого курса, Апарина Оля.

Вывод: объем памяти у испытуемого при двухразовом чтении больше, чем при однократном.

Мышление Опыт 1. Определение особенностей понятийного мышления с помощью методики «Исключение лишнего».

Цель исследования - изучение особенностей понятийного мышления.

Процедура исследования. В предлагаемой методике используется 24 набора достаточно близких по смыслу понятий . Задачей испытуемых является отбор в каждой строчке только двух слов, наиболее тесно связанных с тестовым словом, стоящим перед скобками. Возможно обсуждение первого задания с целью снятия всех вопросов и затруднений испытуемых. Кстати, по этим вопросам экспериментатор может составить представление об особенностях процесса мышления, например, о его излишней конкретности, расплывчатости, слабой сосредоточенности на цели.

Испытуемый: студентка первого курса, Апарина Оля.

Вывод: при сравнении своих ответов с правильными испытуемый оценил свои результаты в баллах, таким образом она набрала 44 балла, что свидетельствует о его умении сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки.

Опыт 2. Определение особенностей понятийного мышления с помощью методики «Исключение понятий»

Цель исследования - изучить способность к классификации и анализу.

Используемые материалы. Бланк с 20 рядами слов (см. приложение 3). В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым понятием, а пятое к нему не относится.

Процедура исследования.1 вариант - каждый исследуемый получает бланк и за 3 минуты должен найти лишние понятия.

вариант - исследуемым зачитывается первый ряд слов, требуется заслушать эти слова и в течение последующих 10 секунд записать «лишнее» слово. Затем зачитывается следующий ряд слов и т.д.

Испытуемый: студентка первого курса, Апарина Оля.

Вывод: испытуемый выбрал 19 правильных ответов, тем самым набрав 8 баллов из 9, что говорит о его наличии способности к классификации и анализу. Опыт 3. Исследование понятийного мышления с помощью методики «Логика связей»

Цель исследования - изучение понятийного мышления.

Используемые материалы - заранее заготовленные бланки с 20 парами слов. В «образце» расположены 6 пар слов, каждой из которых присущи определенные отношения.

Процедура исследования. Методика состоит из двух этапов. Вначале испытуемым предлагают специальный верхний раздел бланка, где перечисляются 6 типов разных связей между понятиями, и предлагают самостоятельно или в крайнем случае с помощью экспериментатора определить эти связи. Если испытуемый оказывается не в состоянии выполнить эту часть задания, дальнейшее проведение эксперимента не имеет смысла. В случае положительного результата переходят ко 2-й части методики. Испытуемым предъявляются 20 пар понятий, рядом с которыми расположен цифровой ряд от 1 до 6 по количеству определяемых связей. Задача испытуемого состоит в выборе правильной цифры, обозначающей один из 6 типов связей.

Испытуемый: студентка первого курса, Апарина Оля.

Вывод: проанализировав результаты, можно сделать вывод, что у испытуемого низкая норма понятийного мышления, он часто «путано», неточно выражает свои мысли и неверно понимает чужие сложные рассуждения.

Опыт 4. Тест Липпмана «Логические закономерности»

Цель исследования - изучить уровень логического мышления.

Используемые материалы - заранее заготовленные бланки с 10 числовыми рядами (см. приложение 5), секундомер.

Процедура исследования. Испытуемым предлагаются ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется.

Испытуемый: студентка первого курса, Апарина Оля.

Вывод: проанализировав результаты испытуемого, можно сделать вывод, что у него хорошая логика, которая является нормой для большинства людей.

Опыт 5. Тест «Логичность умозаключений»

Цель исследования - изучить уровень логического мышления. Используемые материалы - заранее заготовленные бланки с заданиями. В каждом задании два связанных между собой суждения и вывод- умозаключение, секундомер. Процедура исследования. Испытуемым предъявляются на слух задания, где некоторые умозаключения правильны, а другие заведомо неправильны. Требуется определить, какие выводы правильны, а какие ошибочны. Время обдумывания каждого задания - 10 с.

Испытуемый: студентка первого курса, Апарина Оля.

Вывод: проанализировав результаты испытуемого можно сделать вывод, что у него низкая логичность, он допускает частые логические ошибки.

Внимание

Опыт 1 Исследование произвольного внимания с помощью методики «Расстановки чисел»

Цель исследования - изучение произвольного внимания.

Используемые материалы. Бланк с 2 квадратами, где в 25 клетках верхнего квадрата в случайном порядке расположены числа, 25 клеток нижнего квадрата бланка свободны; секундомер.

Процедура исследования. Обследуемый должен расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Время на работу - 2 минуты. Методика удобна при групповом обследовании. Групповое обследование рекомендуется проводить в присутствии психолога-экспериментатора.

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ

Экспериментатор Гранкина Ирина

Испытуемый студентка первого курса, Апарина Оля

Возраст 18 Пол ж

Самочувствие испытуемого в норме

Вывод: испытуемый дал 21 верный ответ, что ниже средней нормы (средняя норма-22), следовательно, произвольное внимание - ниже среднего.

Опыт 2 Изучение устойчивости внимания по Риссу.

Тест «Перепутанные линии»

Цель исследования - определение степени устойчивости внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на концентрацию внимания.

Используемые материалы - бланк с перепутанными линиями, которые начинаются у левой стороны бланка и заканчиваются у правой. С левой стороны линии пронумерованы цифрами, а с правой - буквами, секундомер.

Процедура исследования. Испытуемому выдается бланк. Его задача - проследить ход каждой линии и определить какая буква соответствует той или иной цифре.


Испытуемый: студентка первого курса, Апарина Оля.

психологический личность восприятие запоминание

Вывод: В ходе наблюдения мною было установлено, что испытуемый был уверен в своих действиях, ему было не трудно сосредоточить внимание на прослеживании линий, иногда сбивался в прослеживании линий и вынужден был возвращаться к началу. Испытуемый сделал 1 ошибку, это свидетельствует о том, что у него высокая степень устойчивости внимания.

Опыт 3 Исследование переключения внимания с помощью методики «Таблицы Шульте»

Цель исследования -Исследование переключения внимания в условиях активного выбора полезной информации (по таблицам Шульте).

Используемые материалы - бланки, на которых, в квадрате с 25 клетками в случайном порядке расположены числа от 1 до 25, карандаши, секундомер. Процедура исследования. Испытуемому исследователь дает инструкцию - работать максимально быстро и внимательно. Затем исследователь замечает время по секундомеру, а испытуемый показывает числа от 1 до 25, называя их вслух. Исследователь определяет время, потраченное испытуемым для поиска 25 цифр по порядку сначала в первом, а затем во 2, 3, 4 и 5 квадратах. Исследователь отмечает в тетради время для каждого квадрата. Затем вычисляют среднее время для одного квадрата (поиска цифр в одном квадрате) и выражают графически. Делают вывод о переключаемости внимания, работоспособности и упражняемости у разных студентов группы.


Испытуемый: студентка первого курса, Апарина Оля.


Вывод: Проанализировав результаты испытуемого можно сделать вывод о том, что у него хорошая скорость переключения внимания.

Опыт 4 Тест для определения уровня внимания «Числовой квадрат»

Цель исследования - оценка объема распределения и переключения внимания.

Используемые материалы - бланки, на которых, в квадрате с 25 клетками в случайном порядке расположены числа от 1 до 40, пропущено 15 чисел, демонстрационный плакат (см. приложение 10), карандаши, секундомер.

Процедура исследования. Опыт проводит преподаватель. Обследуемый должен зачеркнуть в числовом ряду числа, отсутствующие в квадрате. Время на работу - 1,5 минуты.

Инструкция испытуемым: «Перед вами квадрат с 25-числами и числовой ряд из 40 чисел, Вам необходимо за 1,5 минуты зачеркнуть в числовом ряду числа, отсутствующие в квадрате».

Испытуемый: студентка первого курса, Апарина Оля.

Вывод: проанализировав результаты по специальной таблице, стало ясно, что испытуемый получил высшую оценку по объему распределения и переключения внимания.

Опыт 5 Определение избирательности внимания с помощью методики Мюнстерберга

Цель исследования - изучение избирательности внимания.

Используемые материалы: бланки (см. приложение 11), секундомер.

Процедура исследования. Обследуемый должен выделить в буквенном ряду слова, как можно быстрее считывая текст. Время на работу - 2 минуты. Методика применяется как в группе, так и индивидуально.

Испытуемый: студентка первого курса, Апарина Оля.

Вывод: испытуемый дал 19 правильных ответов из 23, следовательно, у него средняя избирательность внимания.


Приложения


Приложение 1


Е. В. Дещеревская, аспирант кафедры психологии Московского педагогического государственного университета, преподаватель Института экономики и управления Международной академии бизнеса и управления deelvl@gmail.com

Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2011, № 1


Приложение 2


Методика «Память на образы».


Приложение 3


Определение особенностей понятийного мышления с помощью методики «Исключение понятий».

.Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

.Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

.Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

.Лист, почва, кора, чешуя, сук.

.Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

.Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

.Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

.Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

.Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

.Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

.Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

.Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

.Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

.Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

.Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива.

.Секунда, час, год, вечер, неделя.

.Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль.

.Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

.Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

.Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.


Приложение 4


Исследование понятийного мышления с помощью методики «Логика связей». Образец методики 1. Овца - стадо

. Малина - ягода

. Море - океан

. Свет - темнота

. Отравление - смерть

. Враг - неприятель

Материал: Испуг - бегство 1 2 3 4 5 6

1.Физика - наука 1 2 3 4 5 6

.Правильно - верно 1 2 3 4 5 6

.Грядка - огород 1 2 3 4 5 6

.Похвала - брань 1 2 3 4 5 6

.Пара - два 1 2 3 4 5 6

.Слово - фраза 1 2 3 4 5 6

.Бодрость - вялость 1 2 3 4 5 6

.Свобода - независимость 1 2 3 4 5 6

.Месть - поджог 1 2 3 4 5 6

.Десять - число 1 2 3 4 5 6

.Праздность - безделье 1 2 3 4 5 6

.Глава - роман 1 2 3 4 5 6

.Покой - движение 1 2 3 4 5 6

.Бережливость - скупость 1 2 3 4 5 6

.Прохлада - мороз 1 2 3 4 5 6

.Обман - недоверие 1 2 3 4 5 6

.Пение - искусство 1 2 3 4 5 6

.Капля - дождь 1 2 3 4 5 6

.Радость - печаль 1 2 3 4 5 6

Приложение 5


Тест Липпмана «Логические закономерности».

Числовые ряды:

) 2, 3, 4, 5, 6, 7

) 6, 9, 12, 15, 18, 21

) 1, 2, 4, 8, 16, 32

) 4, 5, 8, 9, 12, 13

) 19, 16, 14, 11, 9, 6

) 29, 28, 26, 23, 19, 14

) 16; 8; 4; 2; 1; 0,5

) 1, 4, 9, 16, 25, 36

) 21, 18, 16, 15, 12, 10

) 3, 6, 8, 16, 18, 36


Приложение 6


Тест «Логичность умозаключений». Материал:

. Все металлы проводят электричество. Ртуть - металл. Следовательно, ртуть проводит электричество. 2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед - араб. 3. Некоторые капиталистические страны - члены НАТО. Япония - капиталистическая страна. Следовательно, Япония - член НАТО. 4. Все Герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов - Герой Советского Союза. 5. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Петров мошенничеством не занимался. Следовательно, Петров не привлекался к уголовной ответственности. 6. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов - студент вуза. 7. Некоторые работники 2-го управления - юристы. Фомин юрист. Следовательно, Фомин - работник 2-го управления. 8. Все граждане России имеют право на труд. Иванов гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд. 9. Все металлы куются. Золото - металл. Следовательно, золото куется. 10. Когда идет дождь - крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь. 11. Все коммунисты выступают против войны. Джонс выступает против войны. Следовательно, Джонс - коммунист.12. Все коренные жители Конго - негры. Мухамед - негр. Следовательно, Мухамед - житель Конго. 13. Все студенты 3-го курса выполнили нормы ПО второй ступени. Володя выполнил норму ГТО второй ступени. Следовательно, Володя - студент 3-го курса. 14. Некоторые капиталистические страны входят в Общий, - рынок. Австрия - капиталистическая страна. Следовательно, Австрия входит в Общий рынок.


Приложение 7


Исследование произвольного внимания с помощью методики «Расстановки чисел».


16379829548092465935432184026584997771367693418

Приложение 8


Изучение устойчивости внимания по Риссу.


Тест «Перепутанные линии»

1А2Б3В4Г5Д6Е7Ж8З9И10К11Л12М13Н14О15П16Р17С18Т19У20Ф21Х22Ц23Ш24Э25Я

Приложение 9


Исследование переключения внимания с помощью методики «Таблицы Шульте».


51412232182572413113204188101922121159176

21127120615173181948251324222105914112316

95112320142517163217191318122416481521022

22257211162103231712165181152092419134148

14187242122110961658201123225315191317124

Приложение 10


Тест для определения уровня внимания «Числовой квадрат».

14 5 31 7 3740 34 23 1 2019 16 32 13 332 6 8 25 912 26 36 28 391, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40.


Теги: Целостный системный подход к типологии личности. Исследования особенностей воображения, памяти, мышления  Отчет по практике  Психология
Просмотров: 22724
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Целостный системный подход к типологии личности. Исследования особенностей воображения, памяти, мышления
Назад