Взаимоотношение поколений: конфликт и взаимодействие

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУП ВПО «Сибирский федеральный университет»

Гуманитарный институт


Эссе

«Взаимоотношение поколений: конфликт и взаимодействие»


Выполнил

Тесля Андрей

ИИ12-05БИ

конфликт авторитет самостоятельность младший


Красноярск 2013г.


Проблема, поставленная в теме сочинения, существует, наверное, столько, сколько и существует само человечество. Её можно рассматривать в нескольких ключах: конфликт отцов и детей или же вообще взаимоотношения между тремя поколениями.

Итак, откуда же вообще берётся этот конфликт? Скорее всего, ключевая проблема кроется во взаимном неприятии нового и старого. И, что придаёт драматизма этому моменту, на первых порах новое всегда этому самому старому будет уступать в силу отсутствия опыта или же любы других причин. Дети всегда имеют меньше опыта и многих других интересных качеств, приобретаемых людьми в процессе жизни, нежели их родители - в этом их слабость. Но у них свежее, не столь засорённое мышление, новый (относительно) взгляд на мир - и в этом преимущество. Однако, всё это не является полной картиной. Нежелание принимать и понимать ценности и потребности других людей - один из углов краеугольного камня этой проблемы. Люди очень эгоистичны по своей природе и проблемы, пусть даже совсем близких людей, могут остаться без желания их понять. Порой это ведёт к весьма грубым конфликтам с применениями силы. Можно найти бессчётно число тому примеров в истории. Вернёмся в начала прошлого века: царская власть рода Романовых, существовавшая уже столетиями и не желавшая ничего особенно менять, не стремилась учитывать интересы людей с современными взглядами, не обращала внимания и на то, что хоть и очень-очень медленно, но верно в стране шёл процесс индустриализации и число рабочих, по-прежнему крайне бесправных, неуклонно росло. И вот старая власть не выдержала проверки, и её место заняли уже новые, совсем иначе мыслящие люди. Можно и не ходить так далеко за примерами и посмотреть на внутрисемейные отношения. Наибольшее число конфликтов при воспитании наблюдается как правило в подростковом возрасте, когда дети уже начинают взрослеть, самоопределяться, тяготеть к свободе всё более и более, но часто нависающий родительский авторитет портит им все карты. И, увы, многие родители абсолютно не собираются понимать своих детей, полагая, что могут сколь угодно долго распоряжаться за них. Вот и конфликт. И вот годам к 13-15 начинаются частые скандалы, крики, уходы из дома и многие тому подобные бесполезные и жестокие деструктивные вещи, которые я на самом деле наблюдал среди своих знакомых и друзей. В данном случае, как мне кажется, следует сложить большую часть ответственности на родителей, ибо они, как более мудрые, должны понимать, что давно пора сменить воспитательный курс с детского на подростковый (внезапно захотелось оговориться, что тотальный контроль неприемлем и в детстве и что учить самостоятельности стоит с пелёнок, чтобы потом избежать взрывообразных проблем, но это относится к теме эссе немного в меньшей степени). И, как было замечено мной, эта проблема мало связана с полом детей и родителей. Матери не меньше отцов могут проявлять деспотизм и строгость в воспитании, какой-то магической силой убеждаемые в непоколебимой правильности своих суждений, даже если их действия приводят лишь к постоянным ссорам и скандалам. Возможно, возникновение этой магической силы можно найти в глубине веков, когда возраст был непоколебимым авторитетом, и слово старших являлось законом. Но мир изменился, сильно изменился, и в нашем «открытом демократическом обществе» такие пережитки приводят лишь к проблемам, зато всё ещё имеют место на востоке, осуществляясь без проблем (видимо стоит искать корни этого в гораздо более глубокой деспотичной традиции этой части земли). Другая часть конфликта, пока всё же меньше знакомая мне - это социальная его составляющая, конфликт старого и нового поколений в обществе. Во времени он принимал различные формы, а сейчас, на мой взгляд, наиболее остро выражается в пренебрежительном отношении к старикам. В нашем обществе пенсионный возраст является как будто бы конечной чертой, после которой только и остаётся, что «отползать на кладбище». И подавляющие большинство уже давно приняло эту точку зрения. Но есть в этой системе и куда более вопиющие моменты. Например, негласный отказ принимать в больнице людей старше 70 лет (ещё одна черта ближе к могиле). Есть ещё «люди», которые рассматривают своих стариков лишь как хозяев недвижимости или любого другого ценного имущества и только и думают: «когда же чёрт возьмёт тебя!», порой даже способствуя ему в этом. А ведь они живут в одном с нами социуме, люди, которые ждут, чтобы поскорее умерли их родители! Эта тенденция без оглядки на будущее и, хотя бы уж, на человечность. Потом, может быть, и их дети точно так же обойдутся с ними. Провал. Такое общество рано или поздно обречено.

Но, дабы слишком не сгущать краски, можно перейти от конфликта к взаимодействию. Проще всего в данном случае, но явно не интересней, когда взаимодействие происходит через призму подчинения, подчинения нового старому. Если оно добровольно (выходит из традиций), то конфликта как будто и не возникает.

Но при таком консервативном подходе всё новаторство идёт на второй план и темпы положительных изменений сильно замедленны - скрытый конфликт. К тому же рано или поздно традиции рушатся, и тогда это приведёт к открытому столкновению интересов, о чём уже говорилось.

Есть и другой путь выхода к взаимодействию: добровольное признание старших на самостоятельность младших при сохранении уважения вторых к авторитету первых (отсутствие монопольного права на принятие решений со стороны старших). Так, я считаю, и должно выглядеть подлинное взаимодействие поколений. Старшее должно не контролировать, а только помогать в принятии решений, тем самым формируя самостоятельность. Не навязывать, но указывать на истину. Всё равно все люди склонны ошибаться, так зачем множить это свойство на 2? В таком подходе остаётся возможность для принятия прошлым поколением позитивных идей нового для более успешной интеграции в постоянно меняющимся мире. Наиболее ясно я могу увидеть применение подобного подхода в семейных отношениях, имея даже пару жизненных примеров, в том числе и свой собственный.

Мой отец не навязывал мне своё мнение, практически всегда оставляя возможность принимать самостоятельные решения и самому понимать результаты своих действий.

В то же время всегда имелась возможность обратиться за советом, если не хватало опыта и смелости для принятия решений самостоятельно. Как результат: нивелирование этого самого межпоколенческого конфликта в семье, наличие постоянной возможности для взаимодействия и принятие коллективных решений, наиболее устраивающих всех сразу. Возможно поэтому мне было несколько дико, хоть и по-своему интересно наблюдать за своими сверстниками, которые никаким образом не могли найти со своими родителями общего языка, ругались, кричали, уходили из дома. Никак тогда не мог понять, чем лучше кричать сутками друг на друга, чем просто сесть и поговорить.

В обществе такая модель также могла бы быть применима во всех его институтах. Не нужно сталкивать лоб в лоб новое со старым, нужно искать, постоянно искать возможности для диалога. Иначе скапливающаяся энергия легко может привести к конфликтам и даже взрывам.

Итак: общество, поколения, противоречия, взаимодействия. Пока существует время, всегда что-то будет стареть, и что-то будет появляться. И очень часто новое отрицает старое, ставит его под сомнение, а старое не видит никакого смысла в новом. Пусть и возможны диалоги, принятие, понимание и многие другие позитивные вещи, но в современном ключе цивилизации этот конфликт, как мне кажется, до конца неистребим. Мы можем заглушать его, притуплять, даже устранять во многих и многих конкретных случая, но пока есть чёрное и белое, плюс и минус, взаимоисключающие друг друга, поставить мирную точку в этом вопросе будет невозможно.


Теги: Взаимоотношение поколений: конфликт и взаимодействие  Эссе  Психология
Просмотров: 48253
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Взаимоотношение поколений: конфликт и взаимодействие
Назад