Организация психокоррекции внимания детей на безе МОУ "Средняя общеобразовательная школа, Токсовский центр образования, дошкольное отделение №1", адрес Ленинградская область, п. Токсово, ул. Дорожников, д. 1

НОУ «Институт специальной педагогики и психологии»


ОТЧЕТ

по практике №3

«Психологическая коррекция и консультирование»

на безе МОУ "Средняя общеобразовательная школа, Токсовский центр образования, дошкольное отделение №1", адрес Ленинградская область, п. Токсово, ул. Дорожников, д. 1


Выполнила студентка

курса группы 490/С

Мезенцева Алина Андреевна


Санкт-Петербург

г.

Содержание


Введение

. Психологическая диагностика

. Программа коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 5-6 лет с нарушения внимания

. Проведение коррекционно-развивающей работы

. Результаты повторной психодиагностики

. Рекомендации по закреплению результатов психокоррекционной и развивающей работы

Заключение

Список литературы


Введение

психокоррекция внимание дети

(организация практики)

. Место прохождения практики МОУ «Средняя общеобразовательная школа «Токсовский центр образования» дошкольное отделение №1 (сад комбинирующего вида, логопедическая группа).

. Сроки прохождения практики с 18 марта 2013 г. по 18 апреля 2013 г.

. Направленность учреждения коррекционная. Воспитанники проводят в учреждении 12 часов (с 7.00 до 19.00), коррекционную помощь оказывают воспитатели, психолог, логопед.

. Краткая характеристика объекта коррекции: группа комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет (в количестве 12 человек).

. Руководитель практики в ОУ психолог Фомина Елена Владиславовна.

. Цель практики: получение практических навыков проведение психокоррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет по проблеме развития внимания.

Задачи практики:

·Ознакомление с психокоррекционной работой практического психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет по проблеме развития внимания;

·Получение запроса на проведение психокоррекционной работы;

·Осуществление психокоррекционного обследования детей для определения направления психокоррекционной работы;

·Выбор и обоснование объекта и предмета психокоррекционной работы;

·Составление программы психокоррекции «Программа психокоррекции внимания детей с ТНР»;

·Проведение психокоррекционных занятий по программе (индивидуальная и групповая коррекция, 10 занятий, проводимых 1-2 раза в неделю);

·Анализ результата психокоррекционной работы (наблюдение, повторная психологическая диагностика);

·Составление психолого-педагогических рекомендаций для родителей и воспитателей группы;

·Проведение психоконсультации по итогам психокоррекционной работы с родителями и воспитателями.

1.Психологическая диагностика


Результаты психологической диагностики по выявлению уровня сформированности внимания у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи были взяты у психолога учреждения.

1.Первая методика «Найди и вычеркни» предназначена для определения продуктивности и устойчивости внимания.

В таблице 1 отражены значения исследования продуктивности и устойчивости внимания (полярность шкалы положительная). Дети, попавшие в группу риска, выделены цветом.


Таблица 1

№Код ребенкаВозрастБаллУровень продуктивности и устойчивости внимания1Д-15 л. 2 мес.4Средний2Д-25 л. 4 мес.5Средний3Д-36 л. 1 мес.4Средний4Д-45 л. 7 мес.2Низкий5Д-55 л. 5 мес.5Средний6М-16 л. 2 мес.4Средний7М-26 л. 4 мес.2Низкий8М-35 л. 8 мес.3Низкий9М-45 л. 4 мес.5Средний10М-55 л. 7 мес.6Средний11М-65 л. 10 мес.1Очень низкий12М-75 л. 9 мес.1Очень низкий

Мы видим, что часть детей имеет низки и очень низкий уровень продуктивности и устойчивости внимания. Это объясняется тем, что у детей с нарушениями речи недостаточно сформированы устойчивость внимания, они часто отвлекаются на посторонние детали, не замечают главного.

. Методика «Найди отличия» направлена на исследование уровня сформированности произвольного внимания старших дошкольников, сформированности операций сравнения.

В таблице 2 отражены значения исследования сформированности произвольного внимания (полярность шкалы положительная). Дети, попавшие в группу риска, выделены цветом.


Таблица 2

№Код ребенкаВозрастБаллУровень сформированности произвольного внимания1Д-15 л. 2 мес.6Средний2Д-25 л. 4 мес.7Средний3Д-36 л. 1 мес.6Средний4Д-45 л. 7 мес.5Ниже среднего5Д-55 л. 5 мес.6Средний6М-16 л. 2 мес.4Ниже среднего7М-26 л. 4 мес.3Низкий8М-35 л. 8 мес.5Ниже среднего9М-45 л. 4 мес.7Средний10М-55 л. 7 мес.7Средний11М-65 л. 10 мес.2Низкий12М-75 л. 9 мес.5Ниже среднего

Из результатов таблицы видно, что у тех же детей, которые попали в группу риска по результатам предыдущей методики, заметно снижен уровень произвольного внимания. В ходе диагностики ребятам было сложно сосредоточиться на задании, приходилось прикладывать не малые усилия для того, чтобы сравнить 2 картинки, найди одинаковые. Дети отвлекались на мелкие детали рисунка (цвет, узор и т.д.), внимание истощались и они отвлекались от задания.

.Тестовое задание по методике «Проставь значки» предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка.

В таблице 3 представлены значения исследования уровня переключения и распределения внимания у детей с нарушениями речи.

Таблица 3

№Код ребенкаВозрастБаллУровень переключения и распределения внимания1Д-15 л. 2 мес.7Средний2Д-25 л. 4 мес.6Ниже среднего3Д-36 л. 1 мес.6Ниже среднего4Д-45 л. 7 мес.5Низкий5Д-55 л. 5 мес.7Средний6М-16 л. 2 мес.7Средний7М-26 л. 4 мес.4Низкий8М-35 л. 8 мес.4Низкий9М-45 л. 4 мес.6Ниже среднего10М-55 л. 7 мес.6Ниже среднего11М-65 л. 10 мес.5Ниже среднего12М-75 л. 9 мес.5Ниже среднего

Сложнее всего ребятам далось задание данного типа. В начале работы практически все из детей, вошедших в группу риска, долго врабатывались, постоянно обращались к образцу, задумывались над тем, тот ли знак он ставит в нужной фигуре, часто ошибались, но ошибки практически не исправляли. Это можно объяснить тем, что дошкольники с нарушениями речи не проговаривают свои действия, что в значительной мере помогает более качественно выполнять задания, не все дети правильно держат карандаш, нажим слабый.

. С помощью следующей методики «Запомни и расставь точки» мы оценивали объем внимания ребенка.

В таблице 4 отражены значения исследования объема внимания (полярность шкалы положительная). Дети, попавшие в группу риска, выделены цветом.


Таблица 4

№Код ребенкаВозрастБаллУровень объема внимания1Д-15 л. 2 мес.7Средний2Д-25 л. 4 мес.5Средний3Д-36 л. 1 мес.6Средний4Д-45 л. 7 мес.3Низкий5Д-55 л. 5 мес.5Ниже среднего6М-16 л. 2 мес.5Ниже среднего7М-26 л. 4 мес.3Низкий8М-35 л. 8 мес.3Низкий9М-45 л. 4 мес.5Ниже среднего10М-55 л. 7 мес.5Ниже среднего11М-65 л. 10 мес.4Ниже среднего12М-75 л. 9 мес.4Ниже среднего

Объем внимания дошкольников с нарушениями речи более низки, чем у детей без нарушений, что связано с особенностями мышления, другими сторонами психического развития детей.

Из результатов диагностики выявлена группа риска, состоящая из пяти детей (1 девочка и 4 мальчика, в возрасте от 5л. 7 мес. до 6 л. 4 мес.).

Данные дети имеют одинаковый диагноз - ТНР ОНР II-III уровня, стертая форма дизартрии.


. Программа коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 5-6 лет с нарушения внимания


«Программа групповой коррекции внимания детей с ТНР в возрасте 5-6 лет».

Предмет коррекции: внимание старших дошкольников.

Объект коррекции: дети с ТНР в возрасте 5-6 лет.

В группу для коррекционной работы попали дети группы риска на основании психологической диагностики внимания.

Цель программы: коррекция и развитие внимания старших дошкольников с ТНР.

Задачи:

развитие произвольного внимания;

обучение способности концентрировать внимание;

обучение уметь сосредоточиться на зрительной информации, находить отличительные признаки похожих предметов;

обучение способности концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания.

Формы и методы коррекции и развития: игровая терапия, здоровье сберегающая технология, релаксация, психомышечная тренировка.


Содержание программы

№РазделТема и цель занятияКол-во занятийВремяВниманиеЗанятие 1. 1.1. Ритуал приветствия. «Давайте поздороваемся» (дает возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение). 1.2. «Яблоко» (обучении способности концентрировать внимание, уметь сосредоточиться на зрительной информации, находить отличительные признаки похожих предметов). 1.3. «Хлопки в ладоши» (обучение способности к переключению внимания). 1.4. «Зачеркни букву» (обучение способности концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания). 1.5. Психомышечная тренировка (снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии). 1.6. «Жмурки» (снятие напряжения, повышение эмоционального тонуса, инициирование тактильных контактов). Ритуал прощания 1-2 мин 5 мин 2 мин 7 мин 3 мин 5 мин25 мин2Занятие 2. 2.1. Ритуал приветствия. «Это я, узнай меня» (обучение узнаванию друг друга по голосу, установление тактильного контакта). 2.2. «Портрет» (Обучение способности концертировать внимание, уметь сосредоточиться на зрительной информации, уметь смотреть и видеть, уметь рисовать портрет в своем сознании). 2.3. «Зачеркни букву» (обучение способности концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания). 2.4. «Слушай музыку» (развитие активного внимания). 2.5. Психомышечная тренировка (снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии). 2.6. «Отражение» (обучение моделированию внешних проявлений чувств). Ритуал прощания 3 мин 4 мин 7 мин 4-5 мин 4 мин 3 мин26 мин3Занятие 3. 3.1. Ритуал приветствия. «Зеркало» (обучение выполнять действия друг за другом, развитие внимания) 3.2. «Ушки на макушке» (Обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах, уметь слушать и слышать). 3.3. «Корректурные пробы» (Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания). 3.4. «Бубен и колокольчик» (развитие активного внимания, умение соотносить свои действия со звучанием инструментов). 3.5. Психомышечная тренировка (снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии). 3.6. «Ловушка» (обучение рефлексии, снятие эмоционального напряжения) Ритуал прощания 2-3 мин 4 мин 6-7 мин 3-4 мин 4 мин 3 мин 25 мин4Занятие 4. Ритуал приветствия. 4.1. Ритуал приветствия. «Съедобное - несъедобное» (развитие переключения внимания) 4.2 «Ушки на макушке» (Обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах, уметь слушать и слышать). 4.3. «Корректурные пробы» (Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания). 4.4. «Бубен и колокольчик» (развитие активного внимания, умение соотносить свои действия со звучанием инструментов). 4.5. Психомышечная тренировка (снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии). 4.6. «Делай то, что я говорю и показываю» (тренировка на дифференциацию заданий взрослого). Ритуал прощания 3-4 мин 4 мин 6-7 мин 3-4 мин 4 мин 2-3 мин 25 мин5Занятие 5. Ритуал приветствия. 5.1. «Телефон» (концентрация внимания, развитие слухового внимания) «Пульс» (Обучение способности концентрировать внимание на ощущениях своего тела). 5.2. «Узор» (развитие слухового внимания). 5.3. «Выложи кружочки» (Увеличение объема внимания). 5.4. Психомышечная тренировка (снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии). 5.5. «Приятное воспоминание» (обучение приемам и методам овладения своим волнением). Ритуал прощания 2 мин 2 мин 3 мин 12 мин 4 мин 3 мин26 мин6Занятие 6. Ритуал приветствия. 6.1. «Лабиринт» (развитие произвольного зрительного внимания) 6.2. «Текстура» (Обучение способности распознавать предметы по тактильным ощущениям). 6.3. «Узор» (развитие слухового внимания). 6.4. «Погода» (развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке). 6.5. Психомышечная тренировка (снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии). 6.6. «Тряпичная кукла» (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Ритуал прощания 3 мин 4 мин 3-4 мин 6-7 мин 4 мин 3 мин 26 мин7Занятие 7. Ритуал приветствия. 7.1. «Мышка - птичка» (Обучение способности к помехоустойчивости, максимально сосредоточиться, не обращая внимания на помехи, сосредоточить внимание на словесной инструкции). 7.2. «Найди отличия» (Развитие концентрации внимания). 7.3. «Погода» (развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке). 7.4. Психомышечная тренировка (снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии). 7.5 «Что звучало?» (Развитие слухового внимания) 7.6 «Скульптура» (снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии). Ритуал прощания 3-4 мин 5 мин 6-7 мин 4 мин 3 мин 3мин26 мин8Занятие 8. Ритуал приветствия. 8.1. «Ушки на макушке» (Обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах, уметь слушать и слышать). 8.2. «Зачеркни букву» (обучение способности концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания). 8.3. «Найди отличия» (Развитие концентрации внимания). 8.4. Психомышечная тренировка (снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии). 8.5. «Ухо-нос» (концентрация внимания, развитие переключения внимания) 8.6. «Раскрась вторую половинку» (обучении способности концентрировать внимание, уметь сосредоточиться на зрительной информации). Ритуал прощания 4 мин 5 мин 5 мин 4 мин 3 мин 4 мин25 мин9Занятие 9. Ритуал приветствия. 9.1. «Выполни по образцу» (тренировка концентрации внимания). 9.2. «Расставь как было» (обучении способности концентрировать внимание, уметь сосредоточиться на зрительной информации). 9.3. «Кто спрятался?» (обучение способности концентрировать и переключать внимание). 9.4. «Запрещенное движение» (концентрация внимания) 9.5. Психомышечная тренировка (снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии). 9.6. «Жмурки» (снятие напряжения, повышение эмоционального тонуса, инициирование тактильных контактов). Ритуал прощания 6 мин 6 мин 4 мин 4 мин 5 мин25 мин10Занятие 10. Ритуал приветствия. 10.1 «Найди отличия» (Развитие концентрации внимания). 10.2. «Погода» (развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке). 10.3. «Бубен и колокольчик» (развитие активного внимания, умение соотносить свои действия со звучанием инструментов). 10.4. Психомышечная тренировка (снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии). 10.5. «Где чей домик?» (развитие устойчивости внимания). 10.6. «Скульптура» (снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии). Ритуал прощания 4 мин 6 мин 5 мин 4 мин 3 мин 3 мин 3. Проведение коррекционно-развивающей работы


Перед тем, как приступить к коррекционо-развивающей работе с детьми, мною было посещено занятие психолога по развитию внимания старших дошкольников.

Анализ психокоррекционного и развивающего занятия.

Тема: «Занятие на развитие внимания».

Цель: развитие внимания.

Задачи: формирование наблюдательности; развитие интереса к интеллектуальной деятельности, слуховому и зрительному восприятию, логического мышления, выделение в предметах и явлениях существенных признаков, связей и закономерностей; развитие способности к анализу и синтезу; развитие предупреждения к импульсивным действиям.


Краткие сведения о детях, с которыми проводилось занятие:

№Код ребенкаВозрастДиагноз1Д-45 л. 7 мес.ТНР ОНР II-III уровня, стертая форма дизартрии. 2М-26 л. 4 мес.ТНР ОНР II-III уровня, стертая форма дизартрии. 3М-35 л. 8 мес.ТНР ОНР II-III уровня, стертая форма дизартрии. 4М-65 л. 10 мес.ТНР ОНР II-III уровня, стертая форма дизартрии. 5М-75 л. 9 мес.ТНР ОНР II-III уровня, стертая форма дизартрии.

Ход занятия:

Вид деятельностиВремяМетоды и приемы, используемые психологомВид помощи, оказываемый ребенкуИспользуемые способы поощренияПоказ Разъяснение Опрос Игра ИграСтимулирующая (стимулирует к действию) Организующая (попытка помочь организовать свои действия) Направляющая (наводящие вопросы) Различные объяснения Прямая помощь (разъяснение с показом)Похвала Раздача стимулирующего материала (жетоны) Создание ситуации успеха Авансирование успеха Усиление мотивации («Нам это нужно для…»)

Упражнения и игры, используемые в ходе занятия:

1.Приветствие «Эхо»

2.«Сделай то, что я говорю»

.«Исправь ошибку в предложении»

.Физминутка «Перепрыгни через скакалку»

.«Ветер»

.«Росток»

.«Сосчитай контур»

.«Найди такую же фигуру»

.«Найди недостающий фрагмент»

.Гимнастика для пальцев

.«Лабиринт»

.Подведение итогов. «Доброе животное».

На занятии использовалась мультимедийная презентация, дающая возможность заинтересовать детей в работе. Присутствовала индивидуальная работа с каждым ребенком и групповая.

У всех ребят замедленный темп деятельности, невозможность скоординировать речь и движение. Ребята не умеют проговаривать вслух свои действия, вследствие чего часто допускают ошибки в своей деятельности.

При подведении итогов: результативность занятия, эффективная подборка игр для достижения цели.

Конспект занятия на развитие внимания у детей с ТНР

Занятие 7.

Цель: развитие внимания.

Задачи:

1.развитие концентрации внимания

2.обучение способности к помехоустойчивости

.развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке

.развитие воображения и фантазии

Дидактический материал: мудьтимедийная презентация, картинки с изображением солнца, тучи; зонт; бубен, губная гармошка, дудка

Психолог: «Здравствуйте, меня зовут Алина Андреевна. Сегодня мы с вами сыграем в несколько игр. Первая игра называется

.1. «Мышка - птичка» (Обучение способности к помехоустойчивости, максимально сосредоточиться, не обращая внимания на помехи, сосредоточить внимание на словесной инструкции).

Психолог: «Правила игры такие: Когда я назову слово «мышка», то вы должны будете присесть на корточки, а когда я скажу «птичка», то вы встаете и машете руками, как крыльями». При этом психолог выполняет действия с детьми, не соответствующие словам «мышка» и «птичка», т.е. мешает детям правильно выполнять инструкцию. Дети должны сосредоточиться только на словесной инструкции и не обращать внимания на помехи.

На данное упражнение отводится от 3 до 4 мин.

Психолог: «Следующая игра, в которую мы поиграем с вами называется

.2. «Найди отличия» (Развитие концентрации внимания). Картинки представлены в мультимедийной презентации. По мере нахождения отличий, на картинках будут появляться значки.

Психолог: «Посмотрите на 2 эти картинки. Они очень похожи, но у них есть отличия. Назовите, пожалуйста, чем они отличаются».

Психолог по очереди спрашивает ребят.

На данное упражнение отводится от 5 мин.

Психолог: «Теперь мы сыграем в игру

.3. «Погода» (развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке).

Психолог: «Сейчас вы будете гулять. Дождя нет и погода хорошая, светит солнышко (показывает картинку с солнцем). Вы можете собирать ягоды, грибы. Но вдруг погода портится и может пойти дождь (показывает картинку с тучей). Как только вы увидите картинку с тучкой, то сразу должны прибежать ко мне под зонт, который я буду держать в руке. Из игры выбывает тот, кто не успел спрятаться от дождя».

Упражнение выполнять 5-6 раз.

На данное упражнение отводится от 6 до 7 мин.

Психолог: все ребята молодцы! Теперь перейдем к

.4. Психомышечная тренировка (снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии).

Психолог: поиграем в игру «Что звучало?» (Развитие слухового внимания) Я буду вам показывать, как звучит бубен, губная гармошка, дудка». Дети слушают и запоминают, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывают глаза и на слух определяют, что звучало. «Побеждает в игре тот, кто ни разу не ошибется».

На данное упражнение отводится 3 мин.

Психолог: последняя игра, в которую мы сегодня будем играть, называется

.5. «Скульптура» (снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии). «Вы будете глиной, а я скульптором. Я буду делать из вас скульптуры». (мнет «глину», делая легкий массаж плеч, рук и спины. Далее делает «скульптуру»).

На данное упражнение отводится 3 мин.

Психолог: итак, ребята, что мы сегодня с вами делали? Что вам понравилось больше всего? Какая игра вам показалась наиболее легкой? Какая наиболее сложной? Всем спасибо за занятие. До новых встреч.

4.Результаты повторной психодиагностики


После коррекционно-развивающей работы была проведена повторная психодиагностика ребят, вошедших в группу риска по результатам первой диагностики. Использовались те же методики, что и в начале практики: «Найди и вычеркни», «Найди отличия», «Запомни и расставь точки».

Результаты повторной диагностики по методике «Найди и вычеркни» представлены в таблице ниже.


Таблица 5

№Код ребенкаВозрастБаллУровень продуктивности и устойчивости внимания1Д-45 л. 8 мес.2Низкий2М-26 л. 5 мес.2Низкий3М-35 л. 9 мес.4Ниже среднего4М-65 л. 11 мес.2Низкий5М-75 л. 10 мес.1Очень низкий

Из таблицы видно, что у двоих ребят (выделены цветом) уровень внимания поднялся с очень низкого на низкий уровень и с низкого на уровень ниже среднего.

Результаты повторной диагностики по методике «Найди отличия» представлены в таблице ниже.


Таблица 6

№Код ребенкаВозрастБаллУровень сформированности произвольного внимания1Д-45 л. 7 мес.6Средний2М-26 л. 4 мес.2Низкий3М-35 л. 8 мес.5Ниже среднего4М-65 л. 10 мес.3Низкий5М-75 л. 9 мес.5Ниже среднего

Из таблицы видно, что у двоих ребят (выделены цветом) уровень внимания поднялся с уровня ниже среднего до среднего уровня, у мальчика уровень внимания остался низким, но он стал находить больше отличий на схожих иллюстрациях.


Таблица 7

Результаты повторной диагностики по методике «Проставь значки»

№Код ребенкаВозрастБаллУровень переключения и распределения внимания1Д-45 л. 7 мес.5Низкий2М-26 л. 4 мес.4Низкий3М-35 л. 8 мес.4Низкий4М-65 л. 10 мес.6Ниже среднего5М-75 л. 9 мес.6Ниже среднего

М-6 и М-7 стали больше выполнять заданий по данной методике. Уровень их внимания остался ниже среднего, но количество набранных баллов по методике незначительно повысилось.


Таблица 8

Результаты повторной диагностики по методике «Запомни и расставь точки»

№Код ребенкаВозрастБаллУровень объема внимания1Д-45 л. 7 мес.4Низкий2М-26 л. 4 мес.3Низкий3М-35 л. 8 мес.3Низкий4М-65 л. 10 мес.4Ниже среднего5М-75 л. 9 мес.5Ниже среднего

У Д-4 и М-7 уровень внимания по данной методике остался прежним, но дети начали допускать меньше ошибок при выполнении задания.

Из результатов таблицы можно сделать вывод о частично положительной динамике. У ребят частичное усвоение опыта, но частичная потеря его к следующему заданию.


Таблица 9

Сравнительная таблица уровня внимания детей, с которыми проводилась коррекционно-развивающая работа

№Код ребенкаУровень продуктивности и устойчивости вниманияУровень сформированности произвольного вниманияУровень переключения и распределения вниманияУровень объема внимания допоследопоследопоследопосле1Д-4НизкийНизкийНиже среднегоСреднийНизкийНизкийНизкийНизкий2М-2НизкийНизкийНизкийНизкийНизкийНизкийНизкийНизкий3М-3НизкийНиже среднегоНиже среднегоНиже среднегоНизкийНизкийНизкийНизкий4М-6Очень низкийНизкийНизкийНизкийНиже среднегоНиже среднегоНиже среднегоНиже среднего5М-7Очень низкийОчень низкийНиже среднегоНиже среднегоНиже среднегоНиже среднегоНиже среднегоНиже среднего

5.Рекомендации по закреплению результатов психокоррекционной и развивающей работы


Для закрепления результатов психокоррекционной работы в повседневной жизни и воспитательной деятельности необходимо продолжение психокоррекционной работы на индивидуальных и групповых занятиях с детьми психологом ОУ.

Воспитателям группы необходимо применять в своей работе с детьми игры и упражнения, способствующие развитию внимания детей с ТНР, включать такого рода игры в воспитательные занятия.

Родителям необходимо заниматься с детьми дома, развивая у детей интерес к наблюдательности, внимательности и сосредоточенности. Предлагать детям игры типа «Найди различия», «Найди такой же», «Сосчитай контур», «Найди недостающий фрагмент», «Лабиринт» и т.д.


Заключение


Внимание является одним из важнейших показателей при оценке психического развития ребенка. В дошкольном возрасте (5-6 лет) у детей с речевыми нарушениями внимание имеет ряд специфических особенностей, знание и учет которых важны с точки зрения подготовки к дальнейшему обучению в школе, так и для оптимальных условий коррекции речи.

У детей с речевыми нарушениями отмечается более низкий уровень развития основных характеристик внимания, чем у их нормально развивающихся сверстников. Плохо развивающаяся речь, меньшая самостоятельность в поведении ребенка не позволяет развиваться объему внимания. Роль слова как объекта внимания снижена. Устойчивость внимания низкая, так как умение направлять внимание на те объекты, которые требуют сосредоточения снижено. Умение это связано непосредственно с речью, так как только в словах может быть выражена цель деятельности.

Высокий уровень сформированности характеристик внимания очень важен для учебно-воспитательного и психолого-коррекционного процессов. Так в работе развитое внимание позволяет в более короткие сроки, с наименьшими затратами преодолеть трудности возникающие у детей с речевой патологией.

Таким образом, поставленная нами цель и задачи практики были достигнуты и решены, что подтверждается результатами хоть и незначительной положительной динамики после проведенной коррекционно-развивающей работы.


Список литературы


1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство-пресс, 2001.

. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном возрасте: учебное пособие - М., 2010.

. Гаркуша Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 2006

. Григорьева Л. П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями // Дефектология, 2000. №2 с. 3-13

. Логинова Л. И. Психологическое консультирование в образовательных учреждениях: учебное пособие / Л. И. Логинова. СПб.: НОУ «Институт специальной педагогии и психологии», 2011

6. Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие <http://do.gendocs.ru/docs/index-34254.html> - М.: Сфера, 2002 - 510 с.

. Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2002 г. - 104 с.

. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: ИНТОР, 2008

. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика: Методы и тесты. - Самара, 2000

. Рахманова Е. М. Игры и упражнения на развитие внимания, Издательство Литера, 2012. - 32

. Семаго Н. Я., Самаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2010. - 384 с.

. Субботина Л. Ю., Янаев В., Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет. Изд-во АСТ, 2011. - 192

. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 2000.

14. Хозиев В. Б., Хозиева М. В., Дзетовецкая С. В. Психологическое консультирование родителей: учебное пособие / В. Б. Хозиев. М., МПСИ, МОДЭК, 2008. - 504 с.

. http://www.rusmedserver.ru

. http://azps.ru


Теги: Организация психокоррекции внимания детей на безе МОУ "Средняя общеобразовательная школа, Токсовский центр образования, дошкольное отделение №1", адрес Ленинградская область, п. Токсово, ул. Дорожников, д. 1  Отчет по практике  Психология
Просмотров: 15239
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Организация психокоррекции внимания детей на безе МОУ "Средняя общеобразовательная школа, Токсовский центр образования, дошкольное отделение №1", адрес Ленинградская область, п. Токсово, ул. Дорожников, д. 1
Назад