Читательские предпочтения студентов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ ИНЖЕНЕРИИ КАФЕДРА «СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«Социология»

НА ТЕМУ:

«Читательские предпочтения студентов»


Выполнила: Кирьякова Александра

Владимировна

Научный руководитель:

к. пед. н. Булков Андрей Алексеевич


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

2.1 Методология и методика эмпирического исследования

2.2 Результаты исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


Цель исследования: выяснить что предпочитают читать студенты, каким автором отдают свое предпочтение, какие жанры больше всего привлекают студенческую молодежь. Если сказать общими словами, то определить весь спектр читательских предпочтений студентов. Узнать отношение учащихся к чтению в целом.

Исследовательские задачи:

Выяснить какие факторы влияют на читательские предпочтения;

Определить целевую аудиторию;

Провести опрос-анкетирование;

Узнать какие авторы являются наиболее распространенными среди студентов;

Выяснить литературные жанры, которые любят читать студенты;

Выяснить где предпочитают читать студенты;

Определить как именно читают студенты, сколько времени они уделяют чтению;

Выяснить «заменители книг», занятия, которыми занимаются студенты вместо того, чтобы читать;

Определить примерное количество читающей молодежи;

Проанализировать полученные данные;

Сделать соответствующие выводы;

Предложить свои способы привлечения студентов к книгам, повышения популярности чтения.

Объект исследования: студенты, люди в возрасте от 16 до 30 лет (приблизительно). читательский предпочтение студент книга

Предмет исследования: читательские предпочтения учащихся, проблема привлекательности чтения для студентов, оценка значимости литературы в жизни студентов.

В работе использованы следующие методы социологического исследования:

Социологический опрос - анкетирование с использованием открытых, закрытых и полуоткрытых/полузакрытых вопросов;

Социологическое наблюдение, так как я сама являюсь студентом московского ВУЗа;

Контент-анализ, я просмотрела множество источников, связанных с темой моего исследования.


РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ


Одним из факторов, влияющих на формирование, развитие и становление личности, является книга как художественная, так и научно-популярная, чтение мы рассматриваем как творческий процесс. И в большинстве своем классики педагогической мысли уделяли чтению исключительное значение для развития всех качеств и способностей человека - его интеллекта, воли, характера, психики. «Мало читать книги, их надо читать внимательно, выписывая главное»

В современной России сейчас очень остро стоит проблема привлекательности чтения для населения, в этом отношении мы не стали приемниками СССР, когда студент и книга были практически тождественными понятиями. Молодежь на сегодняшний день располагает широким выбором развлечений для ума, и чтение среди них, если говорить честно, не самое популярное занятие. Многие социологи, учителя, родители отмечают, что молодежь стала меньше читать.

Досуг детей сейчас может быть более чем разнообразен, и многие подростки, выбирая легкий путь, предпочитают книге телевизор или компьютер. Оно и понятно, ведь адаптированные современные фильмы и компьютерные игры требуют гораздо меньших умственных усилий и не ставят перед зрителем морально-этических задач.

Молодежь, которая все-таки читает, предпочитает не классику приключенческого жанра, как их родители в свое время, когда они были студентами, а актуальные рассказы о своих современных сверстниках. Именно в таких произведениях подростки надеются найти решение своих собственных проблем, находящих отражение на страницах книги.

С другой стороны, классические произведения не привлекает юных читателей, да и узнают они о них исключительно на уроках литературы.

Всем известно, что десятилетиями проверенная схема проведения этих уроков стабильно, из поколения в поколение отбивает охоту читать не только классику, но и любую другую литературу. Доскональное разжевывание даже гениального произведения, навязывание стереотипных выводов, не соответствующих подростковому восприятию, делает чтение настоящей пыткой для ребенка.

Не стоит упускать из вида, что привычка и любовь к чтению прививаются с раннего детства, когда родители не только регулярно и много читают для малыша, но и сами не расстаются с книгой. В такой семье ребенок с удовольствием читает и классические произведения, и современную литературу.

В наше стремительное время научного и технического прогресса, постоянное обращение к книге является не только благородной привычкой, отличающей культурного человека, но и острой социальной необходимостью, диктуемой самой жизнью. Никакое учебное заведение не в состоянии дать всеобъемлющих знаний. Знания, полученные учеником в школе и специалистом в институте, неизбежно устаревают без постоянного и системного их пополнения и обновления с помощью книги.


РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ


.1 Методология и методика эмпирического исследования


Цель эмпирического исследования: выявить реальную ситуацию по отношению к чтению в московских ВУЗах.

Задачи эмпирического исследования: собрать как можно больше информации о читательских предпочтениях студентов, отобразить тему в самом широком ее понимании, не зацикливаясь только на любимых авторах и произведениях, а выяснить что, где, как, когда и почему читают студенты.

Методы эмпирического социологического исследования: опрос-анкетирование, с открытыми, закрытыми и полуоткрытыми/полузакрытыми вопросами.

База исследования:

Студенты МГУДТ;

Студенты других ВУЗов.

Исследовательская выборка: молодые люди приблизительно от 16 до 30 лет, обучающиеся в высших учебных заведениях.

Исследовательские факторы:

Экономическая ситуация в стране, повлиявшая на социальное расслоение в обществе;

Реформа системы образования, перестройка школьных программ, увеличение учебной нагрузки на студентов;

Воздействие массовой культуры на студента;

Удорожание печатной продукции;

Отсутствие института семейного чтения.

Этапы эмпирического исследования:

Составить анкету-опросник.

Провести анкетирование среди учащейся молодежи.

Проанализировать полученные данные.

.2 Результаты исследования


В результате обработки полученных мною ответов респондентов на вопросы анкеты получены следующие исследовательские материалы.

На первый вопрос «Укажите ваш пол» ответы респондентов распределились следующим образом (см. рис. 2.2.1):


Рис. 2.2.1 Результаты ответа на вопрос №1 «Укажите ваш пол»


При анализе информации можно утверждать, что в социологическом исследовании принимали участие 24% людей мужского пола и 76% - женского.

На вопрос №2 респонденты ответили следующим образом (рис. 2.2.2):


Рис. 2.2.2 Результаты ответа на вопрос №2 «Укажите ваш возраст»


При анализе ответов на этот вопрос можно сделать такие выводы, что в анкетирование принимали участие люди от 18 до 20 лет (60%) и от 20 до 25 лет (40%). Студенты возрастом меньше 18 лет или больше 25 лет в социологическом исследовании участия не принимали.

На вопрос №3 «Укажите название учреждения, в котором вы обучаетесь и курс обучения» респонденты дали следующие ответы (рис. 2.2.3):


Рис. 2.2.3 Результаты ответа на вопрос №3 «Укажите название учреждения, в котором вы обучаетесь и курс обучения»


Если проанализировать полученные ответы, то можно придти к выводу, что подавляющее большинство респондентов обучается в МГУДТ на 2 курсе (60%). Учащиеся РГСУ 3-его курса составляют 12% респондентов, ГУУ 2 курс - 8% от общего числа респондентов, студенты ГУУ, 4 курс - 4%, ИПГТС, 1 курс - 4%, РГСУ, 2 курс - 4%, МГМСУ, 4 курс - 4%, ФУ при правительстве РФ - 4%.

Рассматривая результаты этого вопроса можно составить и две другие диаграммы (рис. 2.2.4 и 2.2.5):


Рис. 2.2.4 Диаграмма университетов, в которых обучаются респонденты


Рис. 2.2.5 «Курсы обучения респондентов»


Из двух этих диаграмм видно, что в основном в анкетировании принимали участие студенты 2 курса (76%) МГУДТ (60%). На втором месте среди университетов РГСУ (16%), а на третьем ГУУ (12%), четвертое место делят ИПГТС (4%), МГМСУ (4%) и ФУ при правительстве РФ (4%). Если рассматривать третий вопрос анкеты со стороны курсов обучения респондентов, то на 3-ем курсе обучаются 12% респондентов, на 4-ом - 8% и на 1курсе - 4% опрошенных.

На четвертый вопрос анкеты «Любите ли вы читать?» студенты ответили так (рис. 2.2.6):


Рис. 2.2.6 Результаты ответов на вопрос №4 « Любите ли вы читать?»


На четвертый вопрос 40% опрошенных ответили, что они безусловно любят читать, 56% - скорее любят, чем не любят читать и 4%, то есть всего 1 человек из 25 респондентов ответил, что нет, читать он не любит.

На вопрос №5 «Сколько в среднем книг вы прочитываете за месяц?» респонденты дали следующие ответы (рис. 2.2.7):


Рис. 2.2.7 Результаты ответов на вопрос №5 «сколько в среднем книг вы прочитываете за месяц?»


% опрошенных, то есть 18 студентов отметили, что читают они в месяц не больше 2 книг, 20% студентов в месяц прочитывают от 2 до 4 книг и только 8% осиливают прочесть от 4 книг и больше.

На вопрос №6 «От чего зависит регулярность и частота вашего чтения?» студенты ответили так (рис. 2.2.8):


Рис. 2.2.8 Результаты ответа на вопрос №6 «От чего зависит регулярность и частота вашего чтения?»


При анализе ответов на шестой вопрос было обнаружено, что основной причиной для регулярности и частоты чтения студентов является наличие свободного времени (88%), доступность книг, а именно их дороговизна, отсутствие библиотек и интернет ресурсов, оказывает влияние на 16 % опрошенных, свой ответ дал один респондент (4%), который сказал, что на регулярность и частоту чтения влияет то, насколько интересны ему книги.

На вопрос №7 «Вы читаете книги, которые…» учащиеся ВУЗов ответили так (рис.2.2.9):


Рис. 2.2.9 Результаты ответов на вопрос №7 «Вы читаете книги, которые…»


56% студентов, принимавших участие в опросе, предпочитают читать книги из интернет ресурсов, 40% - покупают книги в книжных магазинах, 28% респондентов читают книги из домашней библиотеки и 8% - ходят в местные библиотеки.

На вопрос №8 «Где вы чаще всего читаете?» ответы респондентов распределились следующим образом (рис. 2.2.10):


Рис. 2.2.10 Результаты ответов на вопрос №8 «Где вы чаще всего читаете?»


При рассмотрении ответов на восьмой вопрос анкеты можно сделать вывод, что большинство респондентов предпочитают читать дома (80%) и в транспорте (48%), вариант ответа « В вашем ВУЗе» выбрал только 1 человек (4%), а в библиотеке читать вовсе никто не любит.

На девятый вопрос анкеты «Вы выбираете книгу, потому что…» респонденты ответили следующим образом (рис. 2.2.11):


Рис. 2.2.11 Результаты ответов на вопрос №9 «Вы выбираете книгу, потому что…»


После анализа полученных ответов на вопрос №9 стало понятно, что при выборе книги студенты в основном прочитывают рецензии и критику об определенной книге (56%) или опираются на мнение друзей и знакомых (52%), безоговорочно любят и читают своего любимого автора только 12% опрошенных, по обложке выбирают книгу 8%, а реклама оказывает должное влияние только на 4% опрошенных студентов.

На вопрос №10 «Как вы относитесь к электронным книгам?» респонденты дали следующие ответы (рис. 2.2.12):


Рис. 2.2.12 Результаты ответов на вопрос №10 «Как вы относитесь к электронным книгам?»


Практически все опрошенные относятся к электронным книгам хорошо, положительно (48%) и нейтрально (48%). Объясняют они это тем, что электронные книги очень удобны в использовании, их можно брать с собой и при этом не носить лишнюю тяжесть, а так же легко можно скачать книги из интернета. 4% респондентов, то есть 1 человек относится к электронным книгам отрицательно, негативно, потому что это портит зрение и нет ощущения «реальной книги».

На вопрос №11 «Какие литературные жанры вы любите читать?» я получила следующие ответы респондентов (рис. 2.2.13):


Рис. 2.2.13 Результаты ответов на вопрос №11 «Какие литературные жанры вы любите читать?»


При анализе ответов на одиннадцатый вопрос я обнаружила, что большинство респондентов предпочитают читать приключения (68%) и романы (60%). Исторические романы любят читать 28% респондентов, по 24% респондентов предпочитают читать фантастику, фэнтези, драмы, повести и рассказы. По 16% опрошенных студентов читают автобиографии, мелодрамы и поэзию, 12% - детективы и 4%, то есть 1 респондент, дал свой ответ - современная проза.

На вопрос №12 «Какую литературу вы предпочитаете больше всего?» опрошенные студенты ответили так (рис. 2.2.14):


Рис. 2.2.14 Результаты ответов на вопрос№12 «Какую литературу вы предпочитаете больше всего?»


При рассмотрении ответов на двенадцатый вопрос анкеты я обнаружила, что учебная и научно-публицистическая литература абсолютно не пользуется популярностью в студенческих кругах, газеты и журналы предпочитают читать 32% респондентов, а художественную литературу читают 88%.

На вопрос №13 «Вам больше нравятся произведения…» респонденты ответили следующим образом (рис. 2.2.15):


Рис. 2.2.15 Результаты ответов на вопрос№13 «Вам больше нравятся произведения…»


По результатам ответов респондентов на этот вопрос 28% студентов читают отечественных авторов, а 76% - зарубежных авторов.

На вопрос №14 «Вы предпочитаете читать…» опрошенные студенты ответили следующим образом (рис.2.2.16):


Рис. 2.2.16 Результаты ответов на вопрос №14 «Вы предпочитаете читать…»


Проанализировав ответы респондентов я узнала, что 76% из них предпочитают читать современные книги, а 44% читают классические произведения.

На пятнадцатый вопрос анкеты «Влияет ли объем произведения на ваш выбор?» ответы распределились вот так (рис. 2.2.17):


Рис. 2.2.17 Результаты ответов на вопрос №15 «Влияет ли объем произведения на ваш выбор?»


Проанализировав результаты ответов можно придти к выводу, что объем произведений либо совсем не важен для студентов (40%) либо зависит от того интересна книга или нет (60%).

На вопрос под номером 16 «Есть ли у вас любимый автор, если да, то какой?» респонденты ответили вот так (рис. 2.2.18):

Рис. 2.2.18 Результаты ответов на вопрос №16 «Есть ли у вас любимый автор, если да, то какой?»


По этим ответам можно сделать вывод, что практически у половины (52%) опрошенных есть любимый автор, а у другой половины (48%) любимого автора нет. Среди тех кто на этот вопрос ответил «Да» выделяют Ф.М.Достоевского, В.М.Гюго, А.П.Чехова, А.С.Пушкина, М.Фрай, А.Гавальда, Дж.Лондон, Дж.Оруэл, Дж.Р.Р.Толкиен, Э.Н.Успенский, Ф.С.Фицджеральд, Н.Н.Носов, Э.М.Ремарк, Д.Браун, а также 2 респондента выделили Б.Акунина и М.Лави.

На вопрос №17 «Какую последнюю книгу вы прочитали?» респонденты ответили так (рис. 2.2.19):


Рис. 2.2.19 Результаты ответов на вопрос №17 «Какую последнюю книгу вы прочитали?»


Из результатов хорошо видно, что практически все респонденты дали свой, отличный от других ответ, книги и авторы, которых читают студенты разные и почти не совпадают. Только «Инферно» Д.Брауна указали 8% и «Унесенные ветром» М.Митчел также указали 8% студентов. Все остальные произведения встречаются один раз, что составляет по 4% на каждое произведение. Также 1 респондент не дал ответа, что тоже в свою очередь составляет 4% от общего числа ответов опрошенных студентов.

Эти ответы можно также представить в виде другой диаграммы, которая будет подразделять не произведения, а авторов, которые студенты-респонденты прочитали в последний раз (рис. 2.2.20):


Рис. 2.2.20 Диаграмма результатов ответов на вопрос №17 «Какую последнюю книгу вы прочитали?» по отношению к авторам этих книг.


Наиболее часто встречаемые автора это: М.Леви (8%), М.Митчел (8%), Д.Браун (8%) и произведения с неизвестными авторами также (8%), все остальные автора встретились 1 раз и набрали по 4%.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Полученные в исследовании данные стали основанием для следующих выводов:

Большинство студентов любит читать или относятся к чтению положительно;

Студенческая молодежь прочитывает около 2 книг в месяц;

Регулярность и частота чтения зависит от наличия свободного времени, то есть, чем больше времени появляется у студентов между учебой, работой, семьей, увлечениями, спортивными секциями и так далее, тем больше времени они будут уделять чтению;

Студенты предпочитают читать книги, скаченные из интернета или купленные в книжных магазинах, из этого я могу считать, что дороговизна книг на сегодняшний момент студенческую аудиторию нисколько не смущает, также небольшая часть опрошенных студентов читает книги, которые есть у них дома;

В основном респонденты читают дома или в транспорте, что совсем не удивительно, при этом студенты, совершенно не читают в библиотеках и в ВУЗе;

Предпочитают выбирать книги по совету друзей или знакомых или после прочтения различных рецензий и критики по отношению к какой-либо книге;

К ноу-хау последних лет, а именно электронным книгам относятся очень хорошо, то есть положительно или нейтрально, считают их очень удобными в повседневной жизни, а так же для скачивания книг из интернета, в качестве минусов выделяют вред для зрения и отсутствие «ощущения» книги;

Из жанров студенты предпочитают читать приключения и романы;

Опрошенные студенты читают художественную литературу и немного газеты или журналы, и совершенно не воспринимают учебную литературу и научно-публицистическую, хотя им приходится с ней сталкиваться во время учебы;

Среди отечественных и зарубежных авторов выбирают зарубежных, хотя отечественных тоже читают, но чуть чуть в меньших количествах;

Студенты так же предпочитают читать современную литературу, однако классику тоже уважают и многие отдают предпочтения именно ей;

Объемы произведений студентов не пугают, они либо вообще не обращают на это внимания либо исходят из того насколько интересна им та или иная книга;

Любимые авторы есть у половины опрошенных, у другой половины их нет, это, на мой взгляд, вызвано тем, что либо им нравятся практически все авторы, либо наоборот, они ни к кому не привязаны и все еще находятся в поиске автора, который западет им в душу;

В настоящий момент студенты читают разных авторов и разные произведения, они практически не повторяются, из чего я могу судить, что при выборе книги студенты руководствовались своим выбором, а не списком современных бестселлеров.

Таким образом, читательские предпочтения очень обширны, но одно можно сказать точно, что несмотря на то, что многие считают, что современная молодежь очень мало читает или не читает совсем, опрошенные мной студенты опровергают это общественное мнение и показывают, что читать очень интересно и актуально и в их среде.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Здравомыслов А.Г. Методология и процедуры социологических исследований. - М., 1969.

Мацковский М.С., Ермакова О.В. Методические вопросы переработки социологической информации. Проблемы обработки и автоматизированного поиска социологической информации. - М., 1977. - С. 54-83.

Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. - М., 1975.

Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. - М., 1972.

Бендерский Я. Шкала предпочтений: комментарий к маленькому опросу. Народное образование №7 2006.

Чернецкая О., Олейникова А. Что читают наши дети. ж. «Библиотека» №8, 1999


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


АНКЕТА

для проведения социологического исследования на тему: «Читательские предпочтения студентов».

Студенты Московского Государственного Университета Дизайна и Технологии проводят опрос на тему: «Читательские предпочтения студентов» с целью выявить что предпочитают читать студенты, какие авторы привлекают из больше всего, сколько времени они готовы уделять чтению, насколько важно для современных студентов чтение книг и как можно повысить привлекательность чтения среди студенческой молодежи.

Просим Вас принять участие в нашем опросе.

Анкета анонимна, вся полученная информация будет использована исключительно в научных целях.

Вам необходимо будет ответить на вопросы, представленные ниже, выбрав ответ наиболее приближенный или полностью совпадающий с Вашим мнением.

Заранее благодарим Вас за участие в нашем опросе, потраченное время и искренность ответов.

Укажите ваш пол

М

Ж

Укажите ваш возраст

Меньше 18 лет

От 18 до 20

От 20 до 25

От 25 до 30

Больше 30 лет

Укажите название учреждения, в котором вы обучаетесь и курс обучения

Любите ли вы читать?

Безусловно да

Скорее да, чем нет

Нет, не люблю

Сколько в среднем книг вы прочитываете за месяц?

, бывает 2

От 2 до 4

От 4 и больше

От чего зависит регулярность и частота вашего чтения?

Наличие свободного времени

Доступность книг (их дороговизна, отсутствие библиотек или интернет ресурсов)

Ваш ответ:

Вы читаете книги, которые

Есть у вас дома

Есть в ближайшей библиотеке

Есть в книжных магазинах

Есть в свободном доступе в интернете

Где вы чаще всего читаете?

Дома

В транспорте

В библиотеке

В вашем ВУЗе

Вы выбираете книгу потому что

Вам посоветовали ее друзья или знакомые

Вам понравилась обложка

Вы прочитали рецензии и критику об этой книге

Вас побудила реклама

Если она написана любимым автором, то она не может быть плохой

Как вы относитесь к электронным книгам?

Положительно

Отрицательно

Нейтрально

Поясните пожалуйста ваш ответ:

Какие литературные жанры вы любите читать?

Фантастика

Фэнтези

Детективы

Приключения

Автобиографии, мемуары

Исторические романы

Повести и рассказы

Романы

Мелодрамы

Драмы

Поэзия

Ваш вариант:

Какую литературу вы предпочитаете больше всего?

Учебная

Художественная

Научно-публицистическая

Газеты/Журналы

Вам больше нравятся произведения

Отечественных авторов

Зарубежных авторов

Вы предпочитаете читать

Классические произведения

Современные книги

Влияет ли объем произведения на ваш выбор?

Да, если книга больше 100 страниц, я не буду ее читать

Да, если книга больше 300 страниц, я не буду ее читать

Да, если объем книги превышает 500 страниц, я не буду ее читать

Да, если в книге больше 1000 страниц, не говоря уже о нескольких томах, я не буду ее читать

Нет, нисколько не влияет

Все зависит от того интересна для меня книга или нет

Есть ли у вас любимый автор, если да, то какой?

Да, это__________________________________________________

Нет

Какую последнюю книгу вы прочитали?

Спасибо за ваши ответы!


Теги: Читательские предпочтения студентов  Курсовая работа (теория)  Социология
Просмотров: 13664
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Читательские предпочтения студентов
Назад