Ценности и ценностные ориентации молодежи

Московский гуманитарно-экономический институт

Тверской филиал

Юридический факультет


РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Социология»

На тему:

Ценности и ценностные ориентации молодежи


Выполнила: Купцова Ксения

Студентка группы Ю-462


Содержание:


Введение

.Понятие ценности и ценностной ориентации

.Характеристика современной молодёжи как социальной прослойки общества

.Основные группы ценностных ориентаций современной молодежи

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Проблема ценностных ориентаций молодежи в реформируемом обществе, их структуры и динамики остается неизменно актуальной на протяжении всего существования социологии вообще, и социологии молодежи в частности. Эта проблема приобретает особую значимость в условиях социально - экономической и духовно - культурной трансформации суперэтнических обществ России, вызванной ситуации переходного перехода, сопровождающегося кардинальной переоценкой политических и экономических ценностей.

В наше время остро стоит вопрос о ценностных ориентациях современного российского общества и в частности молодёжи. Молодёжь - это новое поколение, которое должно стать заменой своих родителей и опорой для общества и государства. В современной переходной ситуации существенное внимание должно уделяться молодежи как естественной среде формирования будущего и элиты государства. Современная молодежь делает свой исторический выбор.

От того, какой ценностной потенциал будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. Ценность социальна по своей природе и складывается лишь на уровне социальной общности…. Сформированные в процессе деятельности индивидуальные ценностные значения - явления общественные, коллективные.

Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить и направленность дальнейшего развития, и степень адаптации студенчества к новым социальным условиям и его инновационный потенциал.

Анализ ценностей молодежи имеет принципиальное значение для изучения эволюции духовного мира данной социально-демографической группы и социальных отношений, в которые она интегрируется в процессе социализации. Ценностные ориентации молодежи выражают не только личностные интересы и потребности молодежи, но и отношение к обществу, его проблемам. Изучение ценностных ориентаций дает возможность корректировать ценности в нужном направлении. Ценностные ориентации юношей и девушек служат своеобразным индикатором развития общества. Поэтому важно, чтобы на данном этапе социализации у молодежи были сформированы «нормальные» ценности, не противоречащие интересам общества, которые в дальнейшем останутся достаточно стабильными.

Учет динамики ценностных ориентаций современной молодежи является необходимой предпосылкой эффективной молодежной политики, без их знания, без знания того, что волнует сегодня молодежь, верит ли она во что-нибудь, нельзя рассчитывать на успех.


1.Понятие ценности и ценностной ориентации


Ценности - это общепринятые представления людей относительно целей и путей их достижения, которые предписывают им определенные социально-принятые способы поведения. Они составляют основу нравственных принципов. Каждый общественный строй устанавливает свою систему социальных ценностей. Осознание и усвоение ценностей осуществляется в процессе первичной социализации личности. После этого они остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды. Ценностные ориентации формируют установку субъекта деятельности, что в значительной степени предопределяет направленность социального поведения индивида в своей повседневной деятельности. Они выполняют интегративную роль в обществе, образуя самый устойчивый остов общественной системы. Выделяют индивидуальные и общественные ценности. Первые регулируют поведение индивида в повседневной жизни, вторые - его ценностные приоритеты относительно развития общества.

Ценности выступают символами интеграции людей в человеческое сообщество. Так ценность «быть русским» интегрирует людей в общество россиян, ценность «быть китайцем» в китайское общество, ценность «быть христианином» в христианское общество. Ценности подразделяются на интегрирующие - те, которые в основном консолидируют поведение субъектов, и дифференцирующие - те, которые разъединяют субъектов, выявляя их специфичность и особенность в поведении.

В современных концепциях социологии под ценностью принято понимать любую рациональную цель сознания, стремление к которой наполняет эту цель смыслом. Особое место в этом смысле занимает концепция «личностного смысла»… Дело в том, что изменение социально - экономических условий ведет к изменению жизнедеятельности человека. При этом деятельность человека исторически не меняет своего общего строения, но меняются соотношения целей и мотивов деятельности. Функция мотивов состоит в том, что они как бы «оценивают» жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств, придают им личностный смысл, который выполняет регулирующую функцию и определяется тем, в какой связи объект или явление находится с мотивами и ценностями субъекта. В личном смысле отражается не только само значимость, ее эмоциональный знак и количественная мера, но и содержательная связь объекта и явления с конкретными мотивами, потребностями и ценностями. Иначе говоря, ценность только тогда становится таковой, когда она наполнена смыслом.

В социологии ценности представляют своеобразную призму, через которую можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социальной системе, выявить их латентное содержание и направление функционирования», поскольку по системе ценностных ориентаций можно судить о характере развития общественных отношений, перспективах развития общества. Социологию ценностные ориентации интересуют, прежде всего, как определяющий фактор в регуляции социальных взаимодействий. В этом понимании ценности рассматриваются как основной элемент культуры, основа ценностно-нормативного механизма социальной регуляции поведения групп и общностей.

Изменение социальных ценностей извне оборачивается переоценкой ценностей изнутри, изменение личностного смысла объектов и явлений возможно либо путем переосмысления их места и роли в жизни субъекта, включения их в более широкий контекст смысловых связей с более разнообразными мотивами, потребностями и ценностями, либо в результате перестройки самих мотивов и ценностей.


2.Характеристика современной молодёжи как социальной прослойки общества


В любую историческую эпоху были свои идеалы, ценности. Например, в православной Руси была вера, в Российской Империи идеалом человека являлся царь, в советское время существовали такие ценности как труд, товарищество, уважение к старшим, взаимопомощь.

В настоящее время современное общество находится в очень сложном положении. После смены политического режима страна ещё не опомнилась. Пошатнулись все устои, потерялись ценностные ориентации, исчезли духовно-нравственные идеалы. В поисках новых идеалов мы теряем свои традиции и устои и начинаем сами себя уничтожать. Мы не видим смысла в нашем существовании, поэтому мы не замечаем, как постепенно исчезаем.

Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее.

Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы. Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют все и вся. Третьи, отчаявшись, уходят в никуда, пьянствуют, употребляют наркотики, превращаются в бомжей, становятся на преступный путь. Четвертые начинают искать путь к Богу, вступают в «лжерелигиозные» секты различного рода, увлекаются мистикой и колдовством. Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, ищут пути решения возникающих проблем. Поэтому молодежь предоставлена сама себе во всех отношениях. В наше время общественное мнение на те или иные поступки со стороны молодого поколения не имеет силы и влияние как, например, лет 40 назад. Поэтому у молодых нет запретов. Они учатся сами на своих ошибках.

Яркий пример можно привести как пионерская организация во времена СССР. Пионером должен был быть каждый подросток. Кто не состоял в ней и не носил красный галстук, считались хулиганами и не одобрялись обществом. Эта организация дисциплинировала, воспитывала подрастающее поколение. Дети были заняты общественным трудом.

Сейчас же у нас молодое поколение предоставлено само себе. Родители на работе, а подростки, если не заняты ни в каком кружке, то у них полно свободного времени, которое они тратят на компьютер либо ещё на что-нибудь не очень полезное. Вследствие этого, не зная чем заняться, что делать, образуются неформальные движения, парой имеющие дурное влияние на молодые умы.

Если проанализировать литературу и СМИ в 90-ые годы прошлого столетия и начало двухтысячных годов, в стране было кризисное время. Резко начали набирать темпы такие зависимости как наркомания, алкоголизм, табакокурение. Среди молодежи это считалось престижно.

Сейчас идет тенденция наоборот. Много молодых людей занимаются спортом, особенно новыми видами (скейтборд, сноуборд, велоспорт). Человек, занимающийся спортом, заслуживает уважение. Но в основном всё же осадок того «смутного» времени остался. Сейчас всё же, не смотря на эти просветы, если пойти по улице можно увидеть много пьющих компаний, слоняющихся по улицам без дела.

ценностный материальный нравственный молодежь

3.Основные группы ценностных ориентаций современной молодежи


Система ценностных ориентаций имеет динамический, подвижный характер. В современной теории ценностных ориентаций вся система делится на три большие группы. Они, в соответствии с триадой «вечных ценностей» - Истина, Добро, Красота, - подразделяются на рациональные; духовно-гуманитарные; материально-экономические.

1)Материально-экономические ценностные ориентации.

Этот вид ценностей сегодня распределяется по оси «плановая экономика - рыночная экономика». Выбор на ней определяется экономического статусом человека, его принадлежностью к той или иной социальной группе, экономически активной или экономически пассивной. Если та или иная социальная группа является экономически зависимой частью общества и нуждается в поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики и поддерживает идею социально ориентированной экономики. Экономически активные субъекты и сообщества уверены в необходимости развития рыночных отношений, экономической самостоятельности.

Поскольку молодежь является экономически зависимой частью общества и нуждается во всемерной поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Будучи объектом опеки со стороны государства, она ратует за социально ориентированную экономику. Однако на смену патерналистским и в какой-то степени инфантилистским настроениям приходит осознание необходимости, прежде всего личностных усилий. Однако, с другой стороны, молодежь, являясь революционно - реформаторской частью общества, оно уверено в необходимости развития рыночных отношений, чьи принципы неотделимы от принципов экономической самостоятельности. Поскольку экономическая независимость основа политической независимости и гарантия политических свобод, студенты наиболее активно ратуют за либерализацию экономики.

Большую заинтересованность современная российская молодежь проявляет к знаниям и образованию в надежде на возможную адекватность материального вознаграждения реализуемым на профессиональном поприще знаниям и умениям. Важнейшей жизненной ориентацией молодежи является материальная обеспеченность. С другой стороны имеет место феномен гипертрофированного стремления иметь материальные блага, не обеспеченное равнозначным стремлением эти блага создавать.

В распределении ценностных ориентаций в экономической сфере имеет место раздвоение, наблюдается явное противоречие в жизненных установках студентов. Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех возможны, прежде всего, благодаря собственным усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц) является отражением в сознании молодежи специфики российской экономики, в которой эклектически сочетаются принципы двух разных моделей экономики. Дух предприимчивости, характерный для рыночной экономики, причудливо уживается с бюрократическим «рынком связей», определяющим пути и средства получения, обретения материальных, статусных, профессиональных благ и ценностей.

Молодежь считает, что рыночные отношения расширили возможности личности в плане культурной идентификации, разрушив идеологический диктат, подорвав власть традиций и дали простор формированию широкого спектра идей и ценностных ориентаций. Однако реализация предоставляемых рынком возможностей напрямую зависит от имеющихся материальных ресурсов. Большинство молодых людей намерены попытать себя в бизнесе, или, по крайней мере, устроиться в частный сектор экономики. Вместе с тем повсеместно бытует нигилистическое отношение к государству, чиновникам, политической, финансовой и др. элите. Многие студенты утверждают, что, закончив институт, они не будут работать по специальности и рассматривают в качестве единственного критерия будущей деятельности уровень дохода.

Особое значение имеет то, что новое поколение учится «делать» деньги в условиях «дикого» рынка, вместе с рыночным образом жизни в его худшем варианте впитывает в себя и все присущие ему черты: агрессивность, нравственный нигилизм, неуважение к закону, презрение к созидательному труду.

) Духовно-гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации.

Этические ценностные ориентации у молодежи распределяются по вертикальной оси «утилитаризм - духовность» и горизонтальной оси «коллективизм - индивидуализм».

В настоящее время общественное сознание России исповедует философию, согласно которой человек должен следовать естественным (а понимается еще хуже - стихийным) законам природы и общества (в частности и, прежде всего, в экономике) как высшему проявлению мудрости и отсутствие общественного идеала. Брошенные на произвол судьбы молодые люди ищут идеал самостоятельно.

Коллективистская ориентация молодежи слаба и связана с общим демократизмом студенческого сообщества, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего образования и его специальностью, особенностью и уникальностью.

Среди новых явлений в сфере этических ценностных ориентаций, выделяется возвращение к изъятой в СССР из общественной сферы религиозности. Однако здесь имеются свои нюансы, - обращение к религии имеет зачастую характер моды и пока речь идет о своеобразной психологической религиозности как определенном состоянии души (вера в Бога) и практически не проявляющейся обрядовой традиционной религиозности.

Современные российские молодые люди - это аполитичные люди. В перестроечные и первые послеперестроечные среди демократов бытовало мнение, что процессы демократизации приведут к резкому росту политической активности молодежи. Однако произошел во многом обратный процесс: интерес молодежных масс, в том числе и студенчества, к политике резко падал. Распространенным явлением в этой среде является отсутствие зрелых политических оценок и суждений, сложившихся ценностных ориентиров.

) Рационально-ценностные ориентации основаны на ограничении субъектом смыслов ценностных объектов и делятся на субъективно-рациональные и объективно-рациональные ориентации.

Субъективно-рациональные ориентации, как правило, основаны на идеалистических воззрениях, в которых человек автономен, независим от внешних факторов, на ценностях свободы. Предельными полюсами субъективистской теории ценностей становятся ценностной индивидуализм, экономическая самостоятельность и политическая независимость.

Объективно-рациональные ориентации основаны на реалистическом и коллективном понимании человеческой природы, на том, что человек является неотъемлемой частью общественного коллектива, совокупностью социальных отношений.

Наиболее актуальные проблемы молодежи связаны с духовно-нравственной сферой бытия: отсутствие мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации молодежи; разрушение механизма преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированности культуры, размывания ее ценностных основ и традиционных форм общественной морали; снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания; падение престижа образования как способа социальной адаптации, культурной преемственности и формы личностной самореализации; низкая активность молодежи в решении общенациональных, региональных и местных проблем.

Конец двадцатого столетия стал в России временем не только трансформации базовых социальных институтов и новой социальной дифференциации, но и заметной эволюции российской ментальности. Возрастает стремление молодежи к экономической самостоятельности, автономности, независимости, но растет значение родительской семьи, усиливается зависимость от нее. В.Т. Лисовский утверждает, что кризис в российском обществе породил особый нетрадиционный конфликт поколений. В России он касался философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и человека, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует. В то же время, при анализе динамики ценностных ориентаций студенческой молодежи, необходимо учитывать действие двух механизмов - преемственности и изменчивости. Изменение социальных условий, смена общественных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам.


Заключение


Наша сегодняшняя жизнь проходит под знаком глобальных перемен в обществе, общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей развития зависит наше будущее.

Проанализировав понятия "ценности" и "ценностных ориентаций" следует отметить, что если первое из них (ценности) принадлежит категориальному аппарату социологии, то второе (ценностные ориентации) - социологии и социальной психологии. То есть ценностные ориентации в большей степени являются собственно социологическим понятием, поэтому именно его феномены, прежде всего, подлежат изучению в социологии. Молодежь, как особая социально-демографическая группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку именно она является чутким индикатором изменений, которые происходят, и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность мероприятий, которые разрабатываются в области образования, в сфере работы и занятости. Не поняв общества, в котором живет молодежь, не понять самой молодежи и ее специфических проблем.

Следует отметить то, что молодым нужно предоставить самостоятельность, потому что без нее они не смогут сформироваться как личности. Противоречие между зарождающимся самосознанием личности и степенью готовности общества принять его и способствовать его дальнейшему саморазвитию - одно из наиболее фундаментальных противоречий общественной жизнедеятельности, сопряжённое со стремлением к сохранению стабильности и в то же время к постоянному самообновлению. Способность к такому обновлению зависит от того, насколько та или иная общественная организация учитывает реальные потребности и интересы молодёжи. От того, каковы ценности сегодняшней молодёжи, зависит её будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А недоверие к юности, её ценностям - это недоверие к своему будущему.

Итак, можно согласится с отечественными исследователями, что столь распространенное сегодня мнение о меркантильности современной молодежи, ее прагматизме, обусловлено тем, что артикулирующие эти ценности молодые люди представляют не очень многочисленную, но весьма активную, целеустремленную и дерзкую часть нового поколения, способную мыслить и действовать не так, как поколение родителей. Следует отметить, что такое поведение молодежи это ответ на вызовы времени. Поэтому необходимо видеть в современной молодежи важнейший социальный ресурс.


Список используемой литературы


1.Бакиров В., Рущенко И. Молодежь: потребности и возможности / В. Бакиров, И. Рущенко // Соврем. о-во. - 2011. - №2. - С. 94-104.

2.Боринштейн Е.Р. Система ценностных ориентаций личности в условиях социально-культурной трансформации / Е.Р. Боринштейн // Грани. - 2012. - №3. - С. 95-100.

.Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. - К.: МАУП, 2010. - 224 с.

.Донских О.А. Трансформация ценностных ориентаций / О.А. Донских // Философия образования. - 2013. - №2. - С. 121-127.

.Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М.: Социум, 2011. - 351 с.

.Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие. - СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2012. - 460 с.

.Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. - М., 2011. - 320 с.

.Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений / А.В. Петров // Социол. исслед. - 2013. - № 2. - С. 83-90.


Теги: Ценности и ценностные ориентации молодежи  Реферат  Социология
Просмотров: 36455
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Ценности и ценностные ориентации молодежи
Назад