Функции системы массовой коммуникации

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Факультет маркетинга

Кафедра рекламы


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социология массовой коммуникации»

на тему «Функции системы массовой коммуникации»


Выполнила Волкова Ирина Николаевна

Научный руководитель: Калмыкова Мария Игоревна


Москва-2014


Содержание


Введение

1. Понятия, связанные с системами массовой коммуникации. Их функции

.1 Понятие системы массовой коммуникации

.2 Глобализация системы массовой коммуникации

2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

2.1 Информационные технологии. Макдональдизация и масификация

.2 Технические средства. Концентрация и конгломерация

3. Функции системы массовой коммуникации в социальном аспекте

.1 Ролевой аспект системы массовой коммуникации

.2 Массовая коммуникация как социальная система

Заключение

Список литературы


Введение


Современный мир сложен, многообразен, динамичен, пронизан противоборствующими тенденциями. Он противоречивый, но взаимосвязанный, во многом целостный. Развитие общественных отношений сопровождается углублением отношений общения и разветвлением связей человека с человеком, народа с народом, общества с обществом, то есть развитием процессов социальной коммуникации. Научно-техническая революция, возникновение и расширение влияния общедемократических движений, интенсификация международного сотрудничества и другие важные факторы повышают значение массово-коммуникативных процессов.

Одной из характерных особенностей нашего времени является беспрецедентное развитие средств массовой коммуникации. Информация становится реальным социальным ресурсом, а весь мир все зримее приобретает очертания того, что М. Маклюэн назвал «глобальной деревней».

Многие поколения наших предков пользовались единственным средством накопления, хранения и передачи информации - устным словом. С появлением бумаги, изобретением наборного шрифта и печатного станка, а затем печатной машины, распространение печатного слова приобретает массовый характер. С возникновением в 20 веке электронных средств связи характер СМК - а фактически жизни в целом - изменился коренным образом. К концу 20 века количество радиоприемников и телевизоров уже измерялось миллиардами, а тиражи периодических изданий газет и журналов достигали сотен миллионов экземпляров, и цифры продолжают расти. Поистине информация правит миром. Отдельные исследователи массовых коммуникаций начали говорить о том, что наступила эпоха «медиакратии» - власти СМК, которые уже не только отражают и интерпретируют действительность, но и конструируют ее по собственным правилам. Происходит глобализация средств массовой информации и коммуникации, трансформируется вся структура коммуникативного опыта человека.

Массовая коммуникация становится не только «магическим окном», через которое мы смотрим на мир, но и «дверью», через которую идеи проникают в наше сознание. Это относится ко всем средствам массовой коммуникации, и, прежде всего, к всемирной компьютерной сети Интернет.

Актуальность темы данной работы заключается в том, что средства массовой коммуникации в современном мире приобретают планетарный характер. Современные люди уже не видят жизнь без интернета, телевидения, радио, журналов, газет.

Цель данной курсовой работы - изучить функции системы массовой коммуникации.

Для достижения заданной цели необходимо выполнить следующие задачи:

) Рассмотреть понятия, связанные с системами массовой коммуникации и их функции;

) Исследовать функции системы массовой коммуникации в социальном аспекте.


1. Понятия, сВязанные с системами массоВой коммуникации. Их функции


1.1 Понятие системы массо?ой коммуникации


Массо?ая коммуникация я??яется одним из ?идо? коммуникации. Каждый ?ид коммуникации от?ичается друг от друга не то?ько природой коммуникати?ного процесса, но и природой тех компоненто?, которые ?ыпо?няют функцию общения и?и организуют его. Ес?и со?окупность этих компоненто? назы?ать системой, то можно го?орить об особенностях системы коммуникации ? за?исимости от ее ?ида и природы.

Д?я понимания соотношения т?орческого и произ?одст?енного ? структуре деяте?ьности необходимо предста?ить ее структуру.

Массо?ая коммуникация как общест?енно-ку?ьтурная деяте?ьность ?к?ючает дейст?ия го?орящих (коммуниканто?), а также дейст?ия масс (коммуникат). Оче?идно, что контакт между коммуникаторами опосредо?анное средст?ами массо?ой коммуникации, которые функционируют ? системе массо?ой коммуникации д?я обеспечения ??ияния коммуниканто? на коммуникат.

Есть интересная мыс?ь ? Зернецкой А. В. о специфической природе массо?ой коммуникации. Природа ее - ? произ?одст?е информации с помощью но?ейших технических средст?, которое ?ыз?ано прежде средой распространения и функциониро?ания ценностей, моде?ей по?едения д?я масс, о?ицет?оренным, ? частности, ? массо?ой ку?ьтуре. Произ?одст?енный подход к процессу массо?ой коммуникации бы? обус?о??ен самой структурой массо?ой коммуникации и переходом че?о?ечест?а на уро?ень построения индустриа?ьного общест?а.

Таким образом, оста?аясь процессом устано??ения и поддержания контакто? ? общест?е, процессом его консо?идации, массо?ая коммуникация сегодня - это:

) произ?одст?о информации как продукции;

) испо?ьзо?ание технических средст? д?я произ?одст?а информации;

) массо?ая ку?ьтура (массо?ые ценности, типичные д?я масс моде?и по?едения), которая обус?о??и?ает це?и произ?одст?а информационной продукции, ее назначения;

) специфическая общест?енная среда, д?я которой с?ойст?енна массо?ая ку?ьтура и которая я??яется заказчиком и потребите?ем информационной продукции.

Произ?одст?о информации осущест??яется произ?одите?ями СМК, которых ? России сегодня много. Со?ременное информационное произ?одст?о характеризуется раз?ет??енной и с?ожной системой произ?одите?ей: информационных агентст?, редакций, типографий, дистрибьютор "адресам (распространите?ей СМК) и т.п..

Кем же я??яются произ?одите?и СМК ? структуре массо?ой коммуникации - коммуниканто? и?и кем-то другим?


1.2 Г?оба?изация системы массо?ой коммуникации


Г?оба?изация системы массо?ой коммуникации - это понятие, которое акти?но испо?ьзуется с конца ХХ ?ека. Оно отражает процесс трансформации коммуникационной системы, такой трансформации, которая с?язана с образо?анием бо?ее широкой сети коммуникаторо?, обс?ужи?аемых и покры?ающих бо?ьшое информационное пространст?о единст?енной, но раз?ет??енной системой средст? массо?ой коммуникации и контро?ирующиеся бо?ее организо?анным союзом их произ?одите?ей.

Г?оба?изация систем массо?ой коммуникации то?ько уси?и?ает ди?ергентность и дисперсность системы массо?ой коммуникации, структуризацию, фазо?ость, дискретность речи и монопо?ию на нее.

Как пример дисперсности и ди?ергентности системой массо?ой коммуникации может быть система, ? которой зрите?ь потреб?яет но?ости, изгото??енные редактором и проработанные ?едущим, ?к?юченные ? программу по просьбе осно?ате?я кана?а и интерпретиро?анные опреде?енным образом по просьбе руко?одите?ей те?еорганизации (ди?ергенция). Д?я зрите?я ?едущий я??яется о?ицет?орением коммуниканта, на самом де?е функция сообщения здесь рассеянная между многими ?юдьми (дисперсия).

Вопросу г?оба?ьного раз?ития систем массо?ой коммуникации пос?яти?а с?ою книгу А. В. Зернецкая "Г?оба?ьное раз?итие систем массо?ой коммуникации и международные отношения". История понятия "г?оба?изация" раскрыта ? разде?е 2 книги.

Г?оба?изация системы массо?ой коммуникации с?язана с технической ре?о?юцией, но эта ре?о?юция не я??яется единст?енным фактором образо?ания г?оба?ьных масо?окомуникацийних систем. Примером может быть Украина, которая отстает от Запада ? образо?ании г?оба?ьно трансформиро?анных систем коммуникации. Причиной этому я??яется как экономическое отста?ание, так и социа?ьно-психо?огическая негото?ность коммуникаторо? к образо?анию г?оба?ьной системы коммуникации и акти?ного ?хождения ? миро?ые информационные системы.

Народ до?жен пережить "геостратегическое зем?етрясение", чтобы под ??иянием социа?ьных, экономических, техно?огических, ку?ьтурных, этнических факторо? искать на ощупь, как считают А. Кинг и Б. Шнайдер ? док?аде Римскому к?убу "Пер?ая г?оба?ьная ре?о?юция", с?ой путь к пониманию но?ого мира, а также, находясь ? темноте неиз?естности, учиться, как упра??ять но?ым миром и не быть упра??яемым им.


2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА


2.1 Информационные техно?огии. Макдона?ьдизация и масификация


В такие переходные периоды д?я общест?а актуа?изируется понятие информационных техно?огий. Они стано?ятся частью понятия г?оба?изации системы массо?ой коммуникации, поско?ьку без модернизации процесса общения не?озможно образо?ание бо?ее мощных систем сбора, обработки, передачи и распространения информации ? массо?о-коммуникационном пространст?е. Общест?о тогда ?ынуждено искать средст?а и приобретать информационные техно?огии, чтобы не оста?аться на периферии миро?ого информационного пространст?а.

Раз?итие информационных техно?огий имеет преимущест?енно характер научно-технический, по которому очень часто теряются понятия мора?и и чести, социа?ьной от?етст?енности, психо?огической идентичности и т.д.. Примером может быть сеть Интернет. В систему интернето?ского общения за?ожены бо?ьшие технические ?озможности, но со?сем отсутст?уют средст?а сдержи?ания го?орящих и контро?я за информацией.

Интернето?ская система общения, таким образом, имеет характер социа?ьно и психо?огически незащищенной системы, ? которой ?озбужден социа?ьно-психо?огический ба?анс пра?и?ьного/непра?и?ьного, порядочного/предосудите?ьного, мора?ьного/амора?ьного, эстетического/неэстетического и т.д.

Пока информационная система Интернет остается фактом ?иртуа?ьной реа?ьности этот дисба?анс и эта незащищенность фата?ьно не ?редят общест?енной информационной системе, а также самой системе Интернет, поско?ьку она ?се же сущест?ует как техническое произ?едение. Но как то?ько эта ?иртуа?ьная система станет частью общест?енной информационной системы, ее кро?еносной подсистемой и не будут ?ыработаны средст?а информационной защиты, тогда общест?енная информационная система, а ?месте с ней и общест?о деградируют и погибнут, как ?юбое я??ение ? природе при нарушении информационного ба?анса и систем защиты.

Че?о?ечест?о, понимая такую угрозу, пытается "обуздать" интернето?скою систему и предоста?ить ей "че?о?еческий ?ид". Так, ? Китае ограничена деяте?ьность интернет-про?айдеро?. Они теперь обязаны "с?язано записы?ать и предоста??ять информацию пра?оохраните?ьным органам о содержании сайто? и данные о по?ьзо?ате?ях. Бесспорно, ? поисках" че?о?еческого ?ида "д?я информационных систем ?озможны ?се?озможные перегибы, которые присущи и че?о?еческому общест?у как жи?ому организму.

На понимание термина "г?оба?изация" оказа?а бо?ьшое ??ияние концепция канадского социо?ога Марша??а Мак?юэна, осно?ным концептом которой бы?о предста??ение о мире как о "г?оба?ьной дере?не". Г?оба?изация предпо?агает непреры?ный процесс интеграции единичного, самобытного ? общем ку?ьтурном, социа?ьном, по?итическом контексте "г?оба?ьной дере?ни". "По с?оей сути, - пишет А. В. Зернецкая, - ?се то, что находится ? процессе г?оба?изации, не что иное, как си?ы, о?ицет?оряющие произ?одст?о, дистрибуцию и потреб?ение продукто? и ус?уг, которые, ? с?ою очередь, напра??ены на гомогенизиро?анное (однородное, типичное) по?едение потребите?я (? каком бы уго?ке мира он ни жи?). Под г?оба?изационной парадигмой, он до?жен потреб?ять одно и то же съедобное (например, стандартизиро?анную пищу: кока-ко?у, продукцию сети Макдона?ьдс, пепси, пиццу) и?и несъедобное (программы те?е?идения, фи?ьмы, одежда, анг?осаксонский де?о?ой сти?ь и т.д.).. Этот процесс, по?учи?ший меткое наз?ание "макдона?ьдизации", ?месте с тем ?носит ? дискурс о г?оба?изации и но?ое понятие - "г?оба?ьная ку?ьтура". Оно ?озникает как критический концепт ? конце 80-х годо? и принад?ежит к це?ому комп?ексу потоко? и процессо?, которые пересекают национа?ьные границы за пос?едние д?адцать ?ет".

Как ?идим, идея г?оба?ьной ку?ьтуры и г?оба?изации миро?ых общест?енных пространст? с оче?идностью имеет негати?ный компонент, с?язанный как с макдона?ьдизацией, стереотипизацией по?едения ?юдей, ?ходящих ? г?оба?ьную систему, так и с масификацией, т.е. ?тяги?анием че?о?ека ? запрограммиро?анную на опреде?енное по?едение массу ?юдей. Все это, конечно, разрушает национа?ьные ку?ьтурные ценности страны, попадает ? систему г?оба?ьной ку?ьтуры, и подчиняет ее интересам господст?ующей нации ? г?оба?ьной системе. Так, созда?аемый ? настоящее ?ремя г?оба?ьный информационный мир имеет я?но ?ыраженную проамериканскую и?и прозападную ориентацию, где постсо?етские страны чу?ст?уют себя за?исимыми от пра?и? игры ? этом г?оба?ьном мире.

Г?оба?ьный информационный мир (г?оба?ьная ку?ьтура, миро?ая ку?ьтура) держится на раз?итии многонациона?ьных рынко?, корпораций, с?ерхс?ожных систем коммуникаций, со?ременных медиа-техно?огий. Эта организационно-техно?огическая осно?а г?оба?ьного мира, с одной стороны, способст?ует единению ?юдей, народо?, с другой стороны, ни?е?ирует их этнические, по?итические, ку?ьтурные особенности. Но этот процесс г?оба?изации необратим. Страна, которая специа?ьно будет сдержи?ать себя ?о ?хождении ? этот г?оба?ьный мир, сама же себя и потеряет ? нем, поско?ьку принудите?ьно будет пог?ощена г?оба?ьной информационной системой. Выход один: как можно быстрее достигать ?ысокого уро?ня раз?ития информационных техно?огий и коммуникационных систем, чтобы на ра?ных ?ойти ? г?оба?ьный мир. По мнению академика Нико?ая Амосо?а, г?оба?изация - это со?ременный (и п?анетарный) этап раз?ития ци?и?изации, суть которого состоит ? росте международных "с?язей, ?заимоза?исимости стран, распространении но?ых техно?огий и единых стандарто? жизни. Процесс идет ? разных сферах и имеет с?ои п?юсы и минусы. П?юсы чаще замечают те, которые относятся к б?агопо?учным ? г?оба?ьной системе и?и защищают интересы б?агопо?учных. На минусы указы?ают те, кто, к сожа?ению, не об?адают миро?ой энергией, не контро?ируют миро?ую промыш?енность, не об?адают передо?ыми информационными техно?огиями.

Отсутст?ие передо?ых информационных техно?огий ? стране предста??яет угрозу информационному пространст?у страны. По мнению А. В. Чекмыше?а, "информационная угроза" может предста??ять опасность д?я д?ух типо? государст?: д?я государст? с тота?итарным строем и д?я стран, находящихся на переходном этапе. "Д?я ?юбого демократического государст?а ?озможность с?ободного распространения информации я??яется одним из фундамента?ьных пра?.

В общест?е информация... не может предста??ять угрозы, поско?ьку информационное пространст?о демократических государст? имеет уже устоя?шуюся систему информационной защиты, когда ?се соб?юдают законы государст?а, ? чем и зак?ючается общест?енный демократизм".

В тота?итарные же государст?а ?сячески не?озможны поступ?ения сообщений, как жи?ут ?юди за границей, как решения "с?язы?ают проб?емы и т. д. И ?юбая информация из?не д?я этих стран я??яется угрозой д?я тота?итарной информационной системы.

Д?я раз?и?ающихся стран, характерно информационное ?оздейст?ие иностранных СМИ.


2.2 Технические средст?а. Концентрация и конг?омерация


Техно?огический прогресс ? информационной сфере непосредст?енно с?язан с испо?ьзо?анием технических средст? д?я произ?одст?а информации, хотя и не я??яется опреде?яющим, о чем, например, с?идете?ьст?ует опыт Украины: почти каждый имеет те?е?изор, радиоточку, ? Украине бо?ьшое ко?ичест?о изданий, но не?ьзя сказать, что Украина я??яется богатой и она ?едет с?ою по?итику ? г?оба?ьном мире. "В миро?ом информационном пространст?е го?оса Украины не с?ышно. Все интерпретации событий ? Украине принад?ежат и?и России, и?и западным со?ето?огам". А ес?и этого го?оса нет ? информационном мире, спра?ед?и?о ?озникает подозрение, что нет соот?етст?ующей реа?ии".

В об?асти информации и коммуникации заметен дисба?анс по коммуникационному гард?еру (физическому носите?ю информации) и коммуникационному софту (программному обеспечению систем коммуникации). Так, по данным Док?ада ЮНЕСКО, раз?и?ающиеся, имеют ?сего 4% компьютеро? от общего ко?ичест?а компьютеро? ? мире. 75% ?сех те?ефонных аппарато? относятся к де?яти богатым странам. В 1988 году 30 беднейших стран не име?и газет ?о?се. Япония 125 ежедне?ных газет, а США - 1687. В среднем ? Е?ропе 39 газет на страну, ? Африке - то?ько 3. Средний показате?ь радиоточек 330 на 1000 насе?ения. В богатых странах этот показате?ь достигает 911 на 1000 насе?ения, а ? бедных - 142 приемники на 1000 насе?ения. В 34 странах со?сем нет те?е?идения. Средний указате?ь по миру - 137 те?е?изоро? на 1000 насе?ения. В богатых странах он соста??яет 447 те?е?изоро? на 1000 насе?ения, ? бедных - 36 те?е?изоро? на 1000 насе?ения. Этот разры? ? дистрибуции СМК назы?ают "информационными про?а?ами" (information gaps). Информационные про?а?ы могут быть и ? преде?ах одной страны. Но по?итическое значение приобретают информационные про?а?ы между странами, когда богатые страны контро?ируют информационные потоки, идущие к бедным странам.

Г?оба?изация системы массо?ой коммуникации может, по мнению А. В. Зернецкой, рассматри?аться как процесс кон?ергенции (сб?ижения, уподоб?ение) гард?ера и софта, когда информационные потоки бо?ее эффекти?но контро?ируются и распреде?яются на бо?ьших пространст?ах б?агодаря сочетанию ?озможностей программного и физического обеспечения систем коммуникации.

С испо?ьзо?анием но?ейших информационных техно?огий ? конце ХХ ?ека ?озник?и г?оба?ьные системы массо?ой коммуникации, и?и г?оба?ьные СМК. Этому способст?о?а?а диджита?ьная ре?о?юция ? информационных техно?огиях. Диджита?изация информации - это запись, обработка и передача информации с помощью бинарно-закодиро?анных знако?, испо?ьзуемых ? компьютерной технике. Диджита?ьная техника способст?о?а?а ?озникно?ению транснациона?ьных медиа-корпораций, и?и му?ьтимедиа-империй: Time Warner, Sony, Matsushita, Microsoft, Walt Disney и др.. Под этими медиа-конг?омератами стоят имена: Руперт Мердок, Си?ь?ио Бер?ускони, Би?? Гейтс, Тед Тернер и др..

Му?ьтимедийными корпорациями г?оба?ьные системы массо?ой коммуникации назы?аются потому, что они "конг?омеруют международные, междугородные и местные те?ефонные компании, кабе?ьные и те?ерадио?ещате?ьные системы и компьютерные фирмы".

Создание мощных коммуникационных медиа-систем, и?и г?оба?ьных систем массо?ой коммуникации, происходит б?агодаря концентрации и конг?омерации систем массо?ой коммуникации.

Под концентрацией систем массо?ой коммуникации ? информационной индустрии с?едует понимать тенденцию, с?язанную с уси?ением присутст?ия одной и?и неско?ьких компаний на каждом из рынко? ?с?едст?ие ее / их с?ития (интеграции) с другими компаниями этой же сферы индустрии при сохранении ?едущей ро?и одной из компаний, что порой при?одит и к исчезно?ению конкуренто? ?ообще.

Примерами концентрации ? индустрии массо?ой коммуникации ? конце 80-х - нача?е 90-х годо? могут стать такие из?естные а?ьянсы ? секторе медиа, как кооперация между Р. Макс?е??ом и С.Бер?ускони ? произ?одст?е программ те?е?изионных но?остей; дого?ор между Р. Мердоком и Р. Макс?е??ом по сотрудничест?у мердоко?ским спутником Sky Television и компании кабе?ьного те?е?идения Макс?е??а The Maxwell Cable Television Company.

Выде?яют д?е формы концентрации систем массо?ой коммуникации - ?ертика?ьную и горизонта?ьную. "Вертика?ьная - это такая концентрация, ? резу?ьтате которой одна фирма пог?ощает другие, стоящие, так сказать, ? одной цепи произ?одст?енного процесса опреде?енного медиуму".

Примером ?ертика?ьной концентрации может быть го??и?удская компания по произ?одст?у фи?ьмо? МСА, которая приобре?а Cineplex-Odeon, го?о?ную компанию, которая занима?ась дистрибуцией фи?ьмо?. МСА, таким образом, обеспечи?а себя распространение с?оей продукции и у?учши?а контро?ь не то?ько на рынке произ?одст?а, но и сбыта.

Другим примером может быть "Nnew York Times", которая приобре?а ? К?ебеке (Канада) бумажную фабрику, чем созда?а д?я себя преимущест?а ? поста?ках бумаги.

Горизонта?ьная концентрация - "процесс, ? резу?ьтате которого фирма из одной сферы медиа-индустрии (скажем, газетно-журна?ьное издате?ьст?о) покупает компанию из другой сферы масс-медиа (например, те?естанцию). Так, News Corporation, принад?ежащей Мердоку, приобре?а Twentieth Century Fox. General Electric, которая специа?изируется ? об?асти э?ектротехники, купи?а американскую радиокорпорацию РСА.

Конг?омерация - это процесс, ? резу?ьтате которого компании коммуникационного сектора образуют единую компанию-конг?омерат и стано?ятся ее частями, сохраняя при этом с?ои черты и с?ойст?а. Медиа-конг?омераты ?озникают ? резу?ьтате интеграции и концентрации фирм, компаний. Конг?омераты уменьшают финансо?ые риски и по?учают бо?ьшие прибы?и и имеют успех путем ди?ерсификации - формы такой концентрации капита?а ? ус?о?иях научно-технической ре?о?юции, когда компания проникает ? но?ые д?я себя сферы и отрас?и, расширяет ассортимент то?аро? и постепенно пре?ращается ? многоотрас?е?ые комп?ексы. Примером может быть Time Warner, которая ?о ?ремя "раскрутки" романа Роберта Джеймса "Мосты страны Мэдисон", которая ? ию?е 1993 года ста?а бестсе??ером. Подразде?ение конг?омерата Warner Atlantic Recording ?ыпускает з?укозаписи по моти?ам романа песен ? испо?нении самого романиста. Другое подразде?ение ?ыпусти?о ?идеокассету с этими песнями. Ес?и процесс конг?омерации пересекает границы страны, то ?озникают транснациона?ьные му?ьтимедиа-конг?омерато?. Примером может быть приобретение японской фирмой ? об?асти э?ектроники Sony по?о?ины го??и?удских кинокомпаний. В резу?ьтате процесса транснациона?изации ?озникают транснациона?ьные медиа-империи. К таким империям можно отнести Time Warner, Sony, Matsushita, Walt Disney и т. д.

По мнению цитируемого уже V. Mosco, "транснациона?ьные медиа-корпорации ?к?ючают ? себя огромное сконцентриро?анную экономическую ??асть".

"Поэтому чрез?ычайно ?ажно, ? каких руках сосредоточена ??асть. Это означает, что необходимо изучение фигур медиа-магнато? и их стратегий - ?едь именно они о?ицет?оряют, аккуму?ируют сконцентриро?анную экономическую си?у, что, как показы?ает практика, трансформируется и ? си?у по?итическую, идео?огическую, ??ияя на жизнь общест?а и инди?идуумо? не то?ько одной страны, но и це?ых регионо?".


3. Функции системы массоВой коммуникации В социаЛьном аспекте


3.1 Ро?е?ой аспект системы массо?ой коммуникации


Ес?и принять ?о ?нимание общую моде?ь коммуникации, то ? ро?е?ом аспекте процесс общения происходит ? системе социа?ьных ро?ей, которые ?ыпо?няют ?юди ? той и?и иной коммуникати?ной ситуации. По с?оей природе че?о?ек социа?ьно я??яется по?ифункциона?ьным сущест?ом. Но неза?исимо от социа?ьной функции она ?сегда ?ыпо?няет ро?ь и?и коммуниканта и?и коммуникат. Можно сказать, что коммуникатор - это функция социа?ьной ро?и ? конкретных социа?ьно-коммуникати?ных ус?о?иях. Содержание и форма этой функции за?исит от содержания и характера социа?ьной ро?и. Так, по?едение коммуникатора, содержание его ?ысказы?ания, характер его речи за?исит от того, кто я??яется носите?ем коммуникати?ной функции - ребенок и?и ?зрос?ый, че?о?ек образо?анный и?и нет, че?о?ек из города и?и из се?а, рабочий и?и педагог и т. д. На этой осно?е можно раз?ичать типы коммуникаторо?, чем и будет пос?ящена одна из ?екций. От типо? коммуникаторо? за?исит и организация коммуникати?ного процесса. Ес?и сра?нить таких коммуникаторо?, как пропагандист (моде?ь Чакотина), отпра?ите?ь информации, относящейся к пер?ичной социа?ьной группе (моде?ь Ри?е), профессиона?ьный коммуникатор (моде?ь Вест?ея-Мак?ин), коммуникатор с психо?огическими переменными (моде?ь Ма?ецкого), то с у?еренностью можно сказать, что организация процесса общения д?я каждого из этих типо? коммуникаторо? будет с?оей. Д?я примера рассмотрим общение между профессиона?ьным коммуникатором и пуб?икой и непрофессиона?ьным коммуникатором и той же пуб?икой. В пер?ом с?учае коммуникати?ный процесс будет иметь бо?ьше осмыс?енности и четкости, отсутст?о?ать будут ?ишние акты речи, тематические отк?онения; ?о ?тором с?учае процесс общения может быть подчинен ассоциати?ной работе памяти "памяти, обозначенный ?ишними языко?ыми операциями и дейст?иями.

Рассеяние (дисперсия) акта речи, когда разные ?юди, которые участ?уют ? порождении ?ысказы?ания, ? системе массо?ой коммуникации ?ыступают как бы единым коммуникантом, а ? резу?ьтате образуется раз?ичие (ди?ергенция) психо?огических, социа?ьных, профессиона?ьных признако? единого коммуниканта, ? ро?и которого ?ыступает один че?о?ек. Это ?едет к поя??ению со?окупности разрозненных ?о ?ремени и пространст?е признако? го?орящего, закреп?енных за раз?ичными носите?ями речи, когда сбор информации осущест??яет один че?о?ек, ее ана?из - ?торой, обработку - третий и так да?ее.

Так ?озникает дисперсная и ди?ергентная система массо?ой коммуникации. Зато с "я??яется ко??екти?ная от?етст?енность (а при ?ысокой дисперсности, когда неясно, кто стоит за сообщением, - безот?етст?енность) за содержание и форму речи и организацию процесса общения. Структуризация, фазо?ость и дискретность речи при этом я??яются закономерными я??ениями, поско?ьку отде?ьные рече?ые акты, структурно с?язаны темой, це?ью общения, ?ыпо?няются поэтапно и даже ? разных местах и ? разное ?ремя. При этом ?озникает ко??екти?ное пра?о на акты речи (содержание и форму ?ыражения), устана??и?ается опреде?енная монопо?ия на ?ещание. Пос?еднее побуждает организаторо? процесса коммуникации смотреть на акт речи как труд, бизнес и заниматься коммерциа?изацией этого процесса.

Итак, ? качест?е профессиона?ьного коммуниканта ?о ?ремя массо?ого общения могут быть раз?ичные социа?ьные ро?и - а?торы (корреспонденты), организаторы (менеджеры, издате?и, учредите?и) коммуникати?ного процесса, защитники, регу?яторы (редакторы, ?едущие) - (моде?ь HUB, моде?ь Ле?ина) и т.д.

Таким образом, под ??иянием этих ро?ей коммуникати?ный процесс ? бо?ьшей степени структурируется, ?ыде?яется бо?ьшее ко?ичест?о фаз.

В системе массо?ой коммуникации произ?одите?и информационной продукции ?ыпо?няют, по сути, единст?енную ро?ь коммуниканта. Перераспреде?ение этих ро?ей ?едет к трансформации систем массо?ой коммуникации, а трансформация массо?о-коммуникационной системы ?едет к ?озникно?ению но?ых средст? массо?ой коммуникации. Но наибо?ее опреде?яющим процессом д?я системы массо?ой коммуникации я??яется процесс ее г?оба?изации. Трансформация и г?оба?изация системы масс-медиа порождает изменение, ? с?ою очередь, общест?енно-по?итической и экономической систем, которые тоже трансформируются. Трансформация и г?оба?изация системы массо?ой коммуникации, однако, не я??яется пер?опричиной социа?ьно-экономических изменений: модернизация техно?огий, раз?итие науки и техники, а также общест?енно-экономическое раз?итие способст?о?а?и раз?итию системы массо?ой коммуникации.

массовый коммуникация конгломерация социальный

3.2 Массо?ая коммуникация как социа?ьная система


Рассмотрение массо?ой коммуникации как социа?ьной системы соот?етст?ует структурно-функциона?ьной традиции социо?огического ана?иза, ? рамках которого этот социа?ьный феномен исс?едо?а?ся из?естными американскими социо?огами Р. Мертоном, П. Лазерфе?ьдом и Г.Ласс?е??ом. В организации социа?ьной жизни общест?а, которое понимается как система ?заимос?язанных систем и подсистем, система массо?ой коммуникации способст?ует поддержанию бо?ее и?и менее адек?атной картины жизни общест?а, социа?ьного окружения ?юдей. В механизме "социа?ьного сцеп?ения" ?заимодейст?уют д?е осно?ные соста??яющие:

) потребности общест?а разного уро?ня - сообщест?а, группы, инди?ида;

) "отзы?" на соот?етст?ующие требо?ания, реа?изация потребностей прямо и?и кос?енно средст?ами массо?ой коммуникации.

Итак, структурно-функциона?ьное ?идение массо?ой коммуникации трактует ее как подсистему, самоупра??яется, дейст?уя ? конкретных по?итических и институциона?ьных ус?о?иях. Массо?ая коммуникация при этом исс?едуется, прежде ?сего, как одно из средст? поддержания функциониро?ания общест?а ? це?ом, а не как источник, способст?ующий социа?ьным изменениям.

Одним из пер?ых, кто предста?и? массо?ую коммуникацию как социа?ьную систему, бы? Ме??ин Где Ф?юер. Ориентируясь на ?заимоотношения, ск?ады?ающиеся между содержанием продукции СМИ и ?кусами аудитории, он опреде?и? базо?ым ус?о?ием функциониро?ания этой системы финансиро?ания ее персона?а рек?амодате?ями сог?асно ?ыборо? массо?ых групп аудитории. Социа?ьная система массо?ой коммуникации, его ?идением, состоит из ?ажнейших э?ементо? - ро?е?ых подсистем:

) аудитории, дифференциро?анной по ?кусам, образо?анию, ?озрасту и др.;

) социа?ьных организаций, создающих и распространяющих содержание массо?ой коммуникации и исс?едующих аудиторию, а также рек?амных агентст?;

) спонсоро? и рек?амодате?ей.

Кроме этого, ?ыде?яется подсистема социа?ьного контро?я, ? которую ?ходят: со?окупность законодате?ьных органо? разного уро?ня; агентст?а по контро?ю за ?ыпо?нением нормати?ных акто?; самодеяте?ьные ассоциации, способст?ующие контро?я. К?юче?ым моментом функциониро?ания системы по Ф?юеру я??яется обеспечение аудитории раз??екате?ьным содержанием, где необходимо такое содержание, что удо??ет?оряет потребности бо?ьшей аудитории.

Этим моти?ируются предста?ите?и аудитории к ?ыпо?нению ро?ей ? соот?етст?ии с потребностями системы ? це?ом. Таким образом, стано?ится ?озможным поддержание ра?но?есия ? системе. Относите?ьно содержания массо?ой коммуникации д?я поддержки функциониро?ания системы необходимо, чтобы содержание коммуникации от?еча? с?едующим ус?о?иям:

.Материа?ы массо?ой коммуникации до?жны ?ыз?ать интерес аудитории и способст?о?ать убеждению ? необходимости покупки разносторонних то?аро?.

.Материа?ы до?жны пода?аться ? преде?ах традиций, мора?ьных норм и стандарто?, с?ожи?шихся чтобы изба?ить произ?одите?ей от неже?ате?ьных санкций по материа?ам со стороны регу?ирующего компонента системы.

Практика показы?ает, что ориентация на самую бо?ьшую аудиторию чаще означает ориентацию на массо?ые, нетребо?ате?ьные ?кусы потребите?ей. В таких передачах акцент де?ается на упрощенном настроении, бана?ьных ме?одрамах и событиях, а нередко - на демонстрации наси?ия и жестокости. Наряду с этим со?ременная система массо?ой коммуникации может быть предста??ена как ?заимодейст?ие таких осно?ных э?ементо?.

Социа?ьные институты массо?ой коммуникации (издате?и), к которым относятся пресса, радио, те?е?идение и но?ые со?ременные кана?ы массо?ой коммуникации. Им присущи ?се специфические признаки социа?ьного института постоянст?о организационных форм, ориентиро?анность на решение таких ?ажных социа?ьных проб?ем, как создание адек?атной картины жизни общест?а, социа?ьного окружения ?юдей. По с?оему ку?ьтурному статусу массо?ая коммуникация ?ыступает ?оспроиз?одите?ям и распространите?ем ку?ьтурных образцо? по?седне?ного по?едения, подт?ерждая с?ою ку?ьтурную ?егитимность.

Социа?ьные организации массо?ой коммуникации (коммутатор), которые ох?аты?ают редакции и издате?ьст?а центра?ьного, региона?ьного и местного уро?ней. Они объединяют ? организационно-упра??енческих осно?ах группы ?юдей, которые с?язаны с произ?одст?ом и распространением содержания массо?ой коммуникации, координируя и напра??яя их дейст?ия с помощью опреде?енных средст? упра??ения ?юдьми, регу?ируя таким образом и сам процесс массо?ой коммуникации.

Социа?ьные сообщест?а и группы массо?ой коммуникации, которые объединяют потребите?ей ус?уг массо?ой коммуникации (аудиторию), ??аде?ьце? средст? массо?ой коммуникации (спонсоро?, ин?есторо?), менеджеро?, редакторо?, корреспонденто?, технических работнико? средст? массо?ой коммуникации. Дифференцируясь по месту и ро?и ? процессе массо?ой коммуникации, эти социа?ьные сообщест?а и группы предста??яют раз?ичные потребности ? сфере массо?ой коммуникации, формируя тем самым соотношение спроса и пред?ожения на рынке ус?уг массо?ой коммуникации. Через ?заимодейст?ие между структурными э?ементами системы массо?ой коммуникации реа?изует с?ои осно?ные функции, которые можно сгруппиро?ать по с?едующим уро?ням:

) уро?ень социума; 2) уро?ень инди?ида.

На уро?не социума осущест??яются с?едующие функции массо?ой коммуникации:

.Информационная - информация о событиях и ус?о?иях жизни ? общест?е и мире; информационное обеспечение инно?ационных процессо?.

.Социа?ьные с?язи - комментиро?ание и интерпретация происходящего; поддержка сущест?ующих норм и ??астных отношений; социа?изация; координация разнонапра??енной социа?ьной акти?ности; формиро?ание общест?енного мнения.

.Обеспечение преемст?енности - предста??ение образцо? доминирующей ку?ьтуры; обеспечения "узна?ания" субку?ьтур, но?ых ку?ьтурных напра??ений; поддержки общности социа?ьных ценностей.

.Рекреати?ная - ?оз?ращение ?озможностей д?я отдыха и раз??ечений; снижение социа?ьной напряженности.

.Моби?изации - организация компаний ? с?язи с актуа?ьными це?ями ? по?итике, экономике, социа?ьной сфере. На инди?идуа?ьном уро?не осущест??яются такие функции массо?ой коммуникации:

.Информационная - потреб?ение информации о событиях и ус?о?иях жизни непосредст?енного окружения, общест?а, мира ? це?ом; удо??ет?орение общих интересо? и ?юбопытст?а; обучение и самообразо?ание; поиск со?ето?, необходимой информации д?я принятия решений.

.Личностная идентификация-подкреп?ение инди?идуа?ьных ценностей; С?едения о моде?и по?едения; идентификация с ценностями других; достижение понимания самого себя.

.Интеграция и социа?ьное общение - понимание по?ожения другого, сопережи?ание; формиро?ание осно?ы д?я диа?ога, социа?ьного общения; помощь ? реа?изации социа?ьных ро?ей; ?озможность общения с семьей, друзьями, окружающими.

.Раз??ечение - эмоциона?ьная разрядка; запо?нения с?ободного ?ремени; эскапизм, бегст?о от проб?ем; по?учение эстетического нас?аждения; сексуа?ьное ?озбуждение.

Отметим, что с?учаи несоот?етст?ия между функциями общест?енного и инди?идуа?ьного уро?ней могут ?ыз?ать так назы?аемую дисфункцию массо?ой коммуникации, что проя??яется ? искри??ении форм проя??ения соот?етст?ующих функций: информационная функция пре?ращается ? дезинформацию, функция раз??ечений - ? функцию "контро?я сознания" и тому подобное. В структурно-функциона?ьном подходе, по сути, пред?агается уни?ерса?ьная методо?огическая речь-описание системы ?заимоотношений "массо?ая коммуникация - общест?о", что поз?о?яет предста?ить осно?ные ?иды акти?ности массо?ой коммуникации ? контексте других социа?ьных процессо? и э?ементо? социа?ьной структуры. Одно?ременно массо?ая коммуникация рассматри?ается ? ракурсе других исс?едо?ате?ьских традиций: концепции идео?огии и методо?огии ана?иза массо?ой коммуникации; семио?огичного подхода; критической традиции ана?иза и традиции постмодернистской перспекти?ы.

ЗакЛючение


Таким образом, на осно?е ознаком?ения с некоторой учебной и иной ?итературой по данной теме можно сде?ать опреде?енные ?ы?оды.

Японский социо?ог Мацусита, обращаясь прежде ?сего к мо?одому поко?ению, писа?: «Постоянно со?ершенст?уй с?ои познания. Произоше? с у?ажением и ?ниманием к окружающим. Помни об общест?е, ? котором ты жи?ешь. Помни, что ты работаешь на общест?о ».

Сегодня ? мире нет ни одного государст?а, корпорации и?и фирмы, которая смог?а бы обойтись без гибкой динамической системы коммуникати?ных с?язей.

Непреры?ная, настойчи?ая, т?орческая и це?енапра??енная работа по «на?ажи?ание мосто?», устано??ение отношений между государст?ами, между раз?ичными кругами предпринимате?ей, бизнесмено?, ученых, деяте?ей ку?ьтуры и искусст?а не может быть эффекти?ной без со?ременной системы коммуникаций, информатизации и компьютеризации.

В по?итической, экономической, социа?ьно-ку?ьтурной деяте?ьности, ? частности ? бизнесе, ? нача?е XXI ?ека ?се бо?ьше проя??яется стрем?ение не то?ько по?учить максима?ьную ?ыгоду, но и быть по?езным общест?у.

На создание и стаби?ьное функциониро?ание информационно-коммуникати?ных систем, безус?о?но, ??ияют уро?не экономической, по?итической, социа?ьной и духо?но-ку?ьтурной зре?ости общест?а.

Подытожи?ая сказанное ? данной работе, можно сде?ать ?ы?од, что системы массо?ой коммуникации ? с?оем раз?итии проходят путь от обычной системы массо?ой коммуникации, когда есть че?о?ек-коммуникант, через дисперсию функции речи и ди?ергенцию коммуниканта и ?озникно?ения раз?ет??енной системы испо?ните?ей ро?и коммуниканта до г?оба?ьной системы массо?ой коммуникации.

Итак, среди ее ?ажнейших функций ?ыде?им с?едующие: 1) информационная функция - по?учение и распространение с?едений о наибо?ее ?ажных д?я граждан и органо? ??асти событиях. На осно?е по?ученной информации формируется общест?енное мнение о деяте?ьности органо? ??асти, объединений граждан, по?итических ?идеро? и т.п.;

) образо?ате?ьная функция - донесение до граждан опреде?енных знаний поз?о?яет адек?атно оцени?ать, упорядочи?ать с?едения, по?ученные из разных источнико?, пра?и?ьно ориентиро?аться ? проти?оречи?ом потоке информации;

) функция социа?изации - ус?оение че?о?еком по?итических норм, ценностей, образцо? по?едения поз?о?яет ему адаптиро?аться к социа?ьной дейст?ите?ьности;

) функция критики и контро?я;

) моби?изационная функция проя??яется ? побуждении ?юдей к опреде?енным по?итическим дейст?иям и?и к социа?ьному бездейст?ию.


Список Литературы


1)Амосо? Н. На пороге но?ого ?ека . Зерка?о неде?и. - 1999. - 2 окт.

)Журна?" Мой компьютер ". - № 41. - 2000. - С. 6.

)Зернецкая А.В. Г?оба?ьный раз?итие систем массо?ой коммуникации и международные отношения. - М.: Прос?ещение, 1999. - 351 с.

4)Коноваленко М.Ю., Коноваленко В.А. Теория коммуникации: Учебник для вузов - М. Юрайт, 2012. - 416 с.

)Лукаше?ич М. П., Ту?енко? М.В. Специа?ьные и отрас?е?ые социо?огические теории: Учеб. пособие. - К.: МАУП, 2004. - С.223.

)Назаро? М. М. Массо?ая коммуникация ? со?ременном мире: методо?огия ана?иза и практика исс?едо?ания. - М.: УРСС, 1999. - С.14-15

7)Федотова. Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2003. - 400 с.

8)Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие. - М. МНЭПУ, 2000. - 131 с.

)Массо?ая коммуникация ? ус?о?иях научно-технической ре?о?юции / Под ред. Б. М. Фирсо?а. - Л.: Наука, 1981.

)Социо?огия / Под ред. В. И. Во?о?ича. - К.: УЦДК, 1998. - С.148-150.

)Чекмыше? А. В. Украинская журна?истика на переходном этапе / / Редакционно-издате?ьское де?о: опыт, проб?емы, будущее / Под ред.проф.В. В. Резуна. - К.: РВЦ "Кие?ский уни?ерситет", 1997. - С. 21-45.

)Mosco V. The Political Economy Of Communication. - London, 1996.

13)«Глобализация» <http://www.politike.ru/dictionary/839/word/globalizacija>

)«Макдональдизация и средства потребления» <http://socioline.ru/book/dzhordzh-ritcer-makdonaldizaciya-obshchestva-5>


Теги: Функции системы массовой коммуникации  Курсовая работа (теория)  Социология
Просмотров: 36916
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Функции системы массовой коммуникации
Назад