Феномен "российский менталитет" в глазах молодежи (на примере контент-анализа фильма "Дурак")

Всероссийский заочный конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»


Тема: Феномен «российский менталитет» в глазах молодежи (на примере контент анализа фильма «Дурак»)


Автор работы: Догбаева Р.А.

Научный руководитель: Атанова В.К.


г.


Содержание


Введение

.Географическое обоснование формирования русского менталитета

2.Исторические обоснование формирования русского менталитета

.Фольклорное обоснование формирования русского менталитета

.Черты народного менталитета в героях фильма «Дурак»: обобщенные результаты анкетирования студентов

Заключение

Список используемой литературы

Приложения


Введение


В настоящее время понятие менталитета широко распространено во многих научных направлениях. Являясь составной частью национальной культуры, изучение народного менталитета необходимо для понимания взаимосвязи природы, истории, культуры и социума. Русский менталитет, в частности, не является исключением, так как мировоззрение и образ мысли русского человека порой сложно проследить. Совершенствование многогранных сфер жизни, международного сотрудничества, интеллектуальных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций только увеличивает актуальность данного вопроса.

Данная исследовательская работа посвящена рассмотрению не только географической, фольклорной и культурной основ формирования русского менталитета, но и выявлению его основных черт и их восприятию со стороны молодежи, поскольку изучение менталитета русского народа поможет найти правильные подходы к пониманию многих проблем в сфере социально-экономического и внутриполитического строительства.

Слова великого русского писателя Льва Толстого "Каждый думает изменить мир, но никто не думает изменить себя" в данном случае точно отражает отношение человека к проблемам общества. В связи с этим для исследования темы в качестве респондентов были выбраны студенты ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС».

Целью исследовательской работы является социально-философский анализ феномена русского менталитета как социокультурного образования в целостном процессе жизнедеятельности человека и общества через анализ фильма Юрия Быкова «Дурак». Достижению поставленной цели способствовали следующие задачи:

Рассмотреть на географическом материале формирование русского менталитета.

Проанализировать на историческом материале факторы формирования русского менталитета.

Проанализировать русский фольклор и определить сущностные характеристики и основные особенности современного русского менталитета.

Определить черты народного менталитета, которые нравятся молодежи в героях фильма «Дурак»

Определить черты народного менталитета, которые вызывают отторжение у молодежи в героях фильма «Дурак»

Определить, как молодежь воспринимает «народный менталитет».

Объектом исследования выступает русский народ и процессы становления его менталитета. Предмет исследования - выявление сущности русского менталитета в содержании фильма «Дурак». В процессе работы были использованы такие методы, как анализ и анкетирование


1.Географическое обоснование формирования русского менталитета


Согласно Википедии, менталитет (от лат. Mens или mentis - ум и лат. - другие) означает совокупность интеллектуальных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народности. Данный термин используется для характеристики мировоззрения, образа мысли конкретного человека как в психологии, так и в социологии. Любой носитель имеет яркие черты менталитета, которые становятся особо заметными, если человек попадает в другую культурную среду, т.е. менталитет - это, своего рода, преднастроенность народа, общества к деятельности.

Человек и географическая среда зависят друг от друга. В доказательство привожу слова М.А. Шолохова: «Сурово, нетронуто, дико - море и каменный хаос гор. Ничего лишнего, ничего искусственного, и люди под стать природе. На трудящегося человека - рыбака, крестьянина, эта природа наложила печать здоровья и целомудренной сдержанности». Подробное изучение закономерности природы позволит понять и закономерности поведения человека, его характер. А так же слова И.А. Ильина: «Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой и захватывающей, с холодной зимой и раскаленным летом, с безнадежной осенью и бурною, страстною весною. Она погрузила нас в эти колебания, заставила нас жить их властью и глубиной. Именно столь противоречив русский характер».

На формирование традиции гостеприимства так же повлияло географическое расположение российского государства. Если же не открыть дверь путнику в безжалостную зимнюю ночь, это значит обрести его на смерть. Со временем русский человек приобретал такие качества как терпение и послушание. Живя русский человек на территории, где полгода длиться суровая непредсказуемая зима, выработали в себе огромную силу воли, упорство в борьбе за выживание в условиях холодного климата. Медлительность присуща народу, который живет в очень холодной части нашей планеты для того чтобы беречь энергию для добычи жизненно необходимых ресурсов. Вследствие всех выше перечисленных факторов чего сформировалось неприхотливость к условиям жизни.

В связи расселения русского народа на столь обширной территории, где царит климат от жесточайшего холода до приятного теплого ветра, русский характер приобрел такие черты как противоречивость, жажда абсолютной свободы и раба покорность, религиозность и атеизм. Другим народам не понять такой феномен, как русская душа, что придает ей таинственности. Ф.И. Тютчев сказал о России:

Расселившись, русский народ на просторах богатых ресурсами, что необходимо для выживания любой страны, народа в мире, были исторически, географически и психологически «запрограммированы» на противостояние жестокому нападению извне.

Привожу цитаты из статьи В.М. Волынкиной «Менталитет русского народа»: «Большее значение имела упорная, непрерывная борьба с суровой природой, где русским издавна наряду с земледелием приходилось заниматься и всякого рода ремеслами. Этим объясняется практическая направленность их ума, ловкость и рациональность. Рационализм, расчетливый и прагматичный подход к жизни не всегда помогает великороссу, так как своенравие климата порой обманывает самые скромные ожидания. В.М. Волынкина говорит что, привыкнув к этим обманам, наш человек предпочитает порой выбрать очертя голову самое что ни на есть безнадежное решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эту наклонность дразнить счастье, играть в удачу В.О. Ключевский назвал «великорусским авосем». Жить в таких непредсказуемых условиях, когда результат труда зависит от капризов природы, можно только с неисчерпаемым оптимизмом. Русскому человеку надо дорожить ясным рабочим днем. Это заставляет нашего крестьянина спешить усиленно, работать, чтобы сделать многое в короткое время. Ни один народ в Европе не способен к такому напряженному труду на короткое время. Такое трудолюбие присуще, пожалуй, только русским. Вот так многогранно влияет климат на русский менталитет. Все это не могло не сказаться на менталитете великороссов. Русская душа оказалась подавлена необъятными российскими полями, необъятными российскими снегами, она как бы утопает, растворяется в этой необъятности. Длительные и холодные зимы отразились безрадостной печалью в душе русских людей.

В.М. Волынкина показывает нам, что государственное овладениенеобъятными пространствами сопровождалось страшной централизацией, подчинением всей жизни государственному интересу и подавлением свободных личных и общественных сил, подавлением любой инициативы, исходившей «снизу».

Н.А. Бердяев сказал: «Русская душа ушиблена ширью». Широка душа русского, как русская земля, реки, поля - все может вобрать в себя душа русского человека, все человеческие чувства, свойства и качества в ней поместятся. В своей работе Волынкина говорит, что власть шири над русской душой породило и целый ряд русских «недостоинств». С этим связаны русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности. Н.А. Бердяев отмечал - «Ширь русской земли и ширь русской души давили русскую энергию, открывая возможность движения в сторону экстенсивности». И.А. Ильин говорил: «Россия одарила нас огромными природными богатствами - и внешними, и внутренними». Русский человек считает эти богатства бесконечными и не бережет их, отсюда и бесхозяйственность. И далее, в своей работе «О России» Ильин пишет: «От чувства, что наши богатства обильны и щедры, в нас разлита некая душевная доброта, некое органическое, ласковое добродушие, спокойствие, открытость души, общительность... всем хватит, и еще Господь пошлет». В этом кроются корни русского великодушия, как повествует Волынкина.

Так же в своей работе В.М. Волынкина дает четкое определение проявления некоторых характерных черт русского менталитета: «Смиренность в русском народе и от церкви. Христианская мораль, веками, державшая всю российскую государственность, сильно повлияла на народный характер. Православие воспитало в великороссах духовность, всепрощающую любовь, отзывчивость, жертвенность, душевную доброту. Единство Церкви и государства, ощущение себя не только подданным страны, но и частицей огромной культурной общности взрастило у россиян необыкновенный патриотизм, доходящий до жертвенного героизма». А.И. Герцен писал: «Каждый русский сознает себя частью всей державы, сознает родство свое со всем народонаселением».Патриотизм пронизывает все сферы российского общества. Николай I говорил: «Расстояния являются несчастьем России». Волынкина пишет: «В российском человеке есть упорство и основательность крестьянина и кочевая кровь, русские не различают границ между Европой и Азией, балансируя между двумя моделями развития. Такие примеры из истории приводит В.М. Волынкина в своей работе: «крещение Руси и монголо-татарское иго, нашествие европейских армий и азиатские бунты Разина и Пугачева, европейские реформы и крепостное право, западная ориентация перестройки сегодняшних дней и азиатская коррумпированность чиновников. Всесторонний географический анализ этнокультурной и природной среды позволяет сегодня раскрыть важнейшие особенности менталитета любого народа и проследить этапы и факторы его формирования»

Из выше приведенных цитат можно сделать вывод, что на формирование русского менталитета повлияло множество факторов географического расположения нашего народа. Климат, столь не предсказуемый и непостоянный, воспитывал в русском человеке не только хорошие качества, но и отрицательные. Рельеф местности повлиял на формирование понятие «русская душа», которая так не понятна ни одному народу в мире. Некая таинственность царит в русском народе.

.Исторические обоснование формирования русского менталитета


… «Издавна мы, греки, называем богатырей сих-россичами или руссами. Мужи росские - доблестные воины. При набегах немного рабов взять удается от славян сих, ибо неволе предпочитают все они смерть».

Захария Ритор. V век


Прежде чем перейти к дальнейшему анализу формирования российского менталитета обратимся к античности. Привожу цитаты А.Г. Байбородина из книги « Россия древняя и вечная»: «Помимо того, что велика и обильна, земля наша является сплошной равниной - почти без тряски из края в край проедешь по ней на колесе, чем, кстати, была значительно облегчена задача пытливых русских землепроходцев. Зато в черную минуту не оказывалось у нас никаких достаточных географических преград - заслонятся как от недолговременных европейских удальцов, стремившихся порезвиться на русских раздольях, пополнить казну, утолить воинскую спесь и любознательность, так и от потоков куда более грозной человеческой лавы, стихийно ввергавшихся к нам из незатухающих вулканов средней Азии. Тысячелетняя память, обогащенная бедами совсем недавних столетий, воспитала в русском национальном характере среди прочих достохвальных качеств странную, казалось бы, при исконном нашем забиячестве, осторожность в обращении с судьбой. Голос прадедов не велит нам кичиться перед ней, хвастаться, идучи на рать, учит считать цыплят по осени: незажившие уроки последней войны подтверждают смертельную опасность всяческого шапками - закидайства. Нет, не о тугодумости говориться в пословице насчет крепости нашей задним умом - лишний раз она указывает, сколь трудно учесть целиком все противоречивые и коварные обстоятельства, возникающие на просторе неохватных глазом территорий.

А.Г. Байбородин рассказывает: «Наши былины и живопись не раз брали темой раздумье могучего, в броне, конного витязя на распутье посередь мертвой костью усеянного чистого поля. Заботливые деды и посмертно, самыми останками своими наставляют уму - разум опрометчивых внучат. И в том состоит их наука, что никому в нашей необъятности знать не дано, что поджидает тебя впереди - поганая Калка, предпобедное Бородино, славное поле Куликовское».

Ссылаясь на статью Н.А. Баранова «Исторические тенденции и пути формирования менталитета российских военнослужащих» можно с уверенностью сказать, что исторические события также повлияли на формирование народного менталитета: «В период перехода от родового общества к древнерусскому государству этническое самосознание воплощалось в представлении об общности происхождения и принадлежности к определенному племенному объединению, что привело впоследствии к формированию общей идеи русской земли, Руси, как государства, на котором живет народ. Но не только географическое пространство сплачивало формирующуюся древнерусскую народность». Н.А. Баранов считает что, одной из ведущих в памятниках русской средневековой письменности была идея защиты, а не захвата чужих земель. "Да не посрамим земли Русской!" - эти слова киевского князя Святослава могут быть лейтмотивом всей боевой истории Российской армии. С середины 13 века с утратой государственного суверенитета, ослаблением политической роли русской земли общерусская патриотическая идея уступила место локальным призывам. Со второй половины 14 века клич За землю русскую! возродился в сочетании с другим За веру православную!.А также говорит о том то, православие объединяло русских в борьбе за государственную независимость, олицетворяя и одухотворяя эту борьбу. Неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важной составляющей российского менталитета. Отечество отождествлялось с определенной территорией и исторически сложившейся на ней общностью населения, постепенно вырабатывалось представление мы - россияне. Н.А. Баранов приводит в пример слова Н.М. Карамзина: Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях, В. Соловьева: "Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма". В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей, а главным девизом россиян становятся слова "Бог, Царь и Отечество". В этой же статье Н.А. Баранов повествует нам о том что, советское время не ликвидировало все формы массового религиозного сознания, однако вытеснило религиозность за рамки традиционных норм в область бытовой мистики (суеверий, примет и т.д.). Значительнее слабее стала преемственность поколений, нарастали тенденции маргинализации населения, особенно молодежи, ее отчуждения от героических свершений и славы великих предков. В то же время в ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией.». «Этот исторический факт свидетельствует о том, что форма власти, общественная система не в состоянии оказать решающего воздействия на высшие духовные ценности народа в моменты судьбоносных испытаний» - считает Н.А. Баранов. На примере одного из художественного фильма во времена ВОВ, наш союзник США был потрясён столь мощной отваге российского народа. Привожу цитаты американских военнослужащих из фильма:


«История не видела больше храбрости, чем та которую показали люди Советской России»

Генри Стимсон, военный министр.

« Мужество и боевой дух российских солдат вызывает восхищение у американской армии»

Джордж Маршал.

«Размах и грандиозность усилия русских отмечает их как величайшие в истории военные достижения»

Генерал Дуглас Макартер, главнокомандующий юго-восточным регионом Тихого океана.


В годы войны люди были сплочены одной целью. Они шли на войну, понимая, что стоят за освободительную, справедливую войну. Они и все мы никогда не забудем то чувство утраты, принесенные вражескими армиями. Потери домов, родных, близких, разгром земель.. Время то прошло, чувство единения друг с другом притупилось. Но все таки если приходит беда то весь народ тут же готов постоять за Родину, что просматривается сейчас на событиях, происходящих в Украине. Даже если и так, ценности как таково все ровно утрачены, нет определенной идеи, цели ради которой народ должен процветать в обще моральном понятии. Сейчас наша страна и миллионы ее граждан находиться в традиционной яме. Общество деградирует, притупляется все, что было приобретено сотнями лет.

Теперь можно сделать следующий вывод. На формирование русского менталитета повлияло множества факторов, в том числе и форма правления, менявшаяся на протяжении многих лет. Так же православие, которое заложило в русском человеке издревле определенные черты как великодушие, жертвенность, отзывчивость. Со временем многие установки менялись, следовательно, менялся менталитет народа. Многие события вызывали потрясения, что повлекло за собой потерю ценностей в сегодняшнем обществе, а нет ценностей значит, нет единого сплочённого народа. В этом наша проблема, проблема современного общества.


3.Фольклорное обоснование формирования русского менталитета


Теперь обратимся фольклору и выясним, как же он отражает характерные черты русского менталитета.

Фольклор - сложная форма общественного сознания, область духовной культуры народа, выражающая его мировосприятие. В фольклоре в концентрированном виде представлены основные морально-этнические ценности народа, то, что принято называть его «корнями» или «душой». Фольклор является «стрежнем народной культуры, сосредоточением всего самого ценного и лучшего, что в ней есть, ее представительным типом», и сказка-как один из самых распространённых практически универсальных фольклорных жанров - давно служит неиссякаемым источником богатейшего материала для разысканий философов, историков, филологов, культурных антропологов, семиотикой и других специалистов гуманитарного профиля, причем сегодня уже вполне очевидно, что интегрирующая функция в том ряду принадлежит культурологии.

Как проявление народной культуры каждой нации, сказка содержит в себе специфичные для данного этноса сюжеты, образы и ситуации, что находит выражение в именах действующих лиц, названиях животных и растений, месте действия, в самобытных традиционных языковых формулах. Национальный характер сказок каждого народа определяется его бытом, обрядами, условиями труда, фольклорными традициями, особым поэтическим взглядом на мир и т.д. «В волшебной сказке национальная специфика ощущается особенно конденсировано: в образах положительного героя, в личинах сказочных чудовищ, конкретных сказочных формулах: здесь во всем - малом и великом - национальное своеобразие».

С чисто лингвистической точки зрения понятие традиционной формулы в соответствии с комплексом критериев ее выделения охватывает явления всех уровней языка - от одного слова до целых предложений и даже абзацев. В русских сказках формульными можно считать названия многих волшебных предметов и имена героев, представляющие собой сложные слова, такие, как: жар-птица, скатерть-самобранка, гусли-самогубы, ковер-самолет, Иван-дурак, Баба-яга.

С точки зрения культурологии все многообразие лингвистических и филологических явлений, отвечающих критериям фольклорной формульности, согласно теории Ю.В. Рождественского о фактах культуры, можно обозначить как прецеденты и правила. Русские представляют собой «выражения» народной эстетики и мудрости, в готовом виде вносимые в текст(добрый молодец; красна девица; чистое поле; Ни в сказке сказать, ни пером описать; Схватил пирог да за порог). В фольклоре просматривается менталитет русского человека, которому присуща безудержная образность мышления и богатство фантазии. Русские сказки отражают древнюю культуру славян и их представления об окружающем мире, эпитеты служат для индивидуализации волшебных предметов и указания на их разнообразные качества и свойства (вещий воронко/каурка, золотогривый конь, крылатый змей/конь, летучий корабль, живая/мертвая вода).

Для русского человека главная черта сказочного времени и пространства - нереальность, «иномирность», что находит свое выражение в абстрактно-неопределенных пространственно-временных формулах (низко ли, высоко ли, близко ли, далеко ли; долго ли, коротко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается). Таким образом, обилие в русской сказке эмоционально окрашенных. В том числе ритмизованных и рифмованных, начальных и заключительных присказок, разнообразных медиальных формул, как внутрисюжетных, так и переходных, содержащих в себе нечто необычайное и заманчиво-интересное для слушателей, подчеркивание «иномирности» и нереальности сказочного повествования, еще раз подтверждают вывод о любви русского народа к чудесному, к уходу от действительности. [ Полубиченко,2003, с. 7]

На основе рассмотрения менталитета со стороны фольклора, можно выделить, что быт русского человека полностью отражен в его сказках, небылицах, пословицах, поговорках и т.д.

российский менталитет молодежь

4. Черты народного менталитета в героях фильма «Дурак»: обобщенные результаты анкетирования студентов


Студентам групп ПТ-111, ПТ-112, ПС-111, ПС-122 «Иркутского колледжа автомобильного транспорта и дорожного строительства» был предложен просмотр фильма Юрия Быкова «Дурак».

Герой фильма - сантехник Дима Никитин. Однажды он приезжает в ветхое общежитие и понимает, что оно находится в аварийном состоянии - прямая угроза жизни нескольких сотен жильцов. Однако чиновники надеются «на авось». Среди них - сам мэр города. Но Дима отважно вступает в неравное противостояние с властями…

В общем, неравнодушный герой, за одну ночь прошел все круги ада - от него отказались родители, супруга с ребенком, все друзья и знакомые. Ему очень сильно досталось от людей, проживающих в этом общежитии. Поскольку они не верили в опасность и не желали никуда съезжать. В целом, главный персонаж оказался со всех сторон положительным и, даже закончилось все в этой истории не очень трагично. То есть перед нами человек, который что-то хочет и может изменить в этой жизни, некий такой моральный пример.

На основе данного фильма студенты отвечали на следующие вопросы:

.Как в фильме представлены отдельные социальные группы? действительно ли эти представления точны?

Юлия С.: В фильме были представлены безработные, алкоголики, чиновники, наркоманы, и их представления в фильме совпадают с реальностью.

Николай Ч.: Чиновники представлены правильно, а вот обычные люди не совсем соответствуют реальности.

Евгения З.: 1. Чиновники. 2. Люди со средним достатком. 3. Нищий народ. Представления точны.

Иван Ж.: Богатые чиновники, бедные.

Екатерина П.: В фильме «Дурак» представлены различные социальные группы, как простой народ, так и богатый. Так же были реальные сцены из жизни, особенно жизнь в общежитии, где показаны люди начиная от алкоголиков до простых рабочих.

Николай Б.: Чиновники, безработные люди.

Ян Г.:это нищий народ и богатые чиновники.

Коротков В.:Чиновники, безработные, алкоголики, наркоманы.

Тимофей Т.: Богачи и нищие.

Дмитрий П.: Безработные, богатые, алкоголики.

Игорь В.: Чиновники, безработные, алкоголики, дети наркоманы.

Сергей А.: Высоко поставленные чиновники, обычные граждане, власть.

Максим К.: В фильме «Дурак» представлены разные слои населения: малоимущие, люди среднеобеспеченные, богатые.

Михаил Г.: Бедные и богатые.

Сергей Ш.: Чиновники, алкоголики и нищие люди.

Степан В.: Простые граждане и наглые богатые чиновники.

Александр С.: В этом фильме представлены разные слои общества: бедные и богатые. Да так что богатые не считают за людей низкие слои общества.

Анна Ж.: Чиновники, безработные, обычные люди.

Андрей К.: Юрий Быков режиссёр фильма «Дурак» представил нам в фильме простой беззащитный народ за четой бедности и богачей, бесящихся от жиру.

.Есть ли в фильме специфический взгляд на мир? Представлены ли российские ценности?

Юлия С.: В фильме присутствует специфический взгляд на мир. Российские ценности представлены.

Николай Ч.: Не увидел.

Евгения З.: Да, чиновники гребли деньги, как могли, не думая ни о ком, кроме себя и своих близких. В наше время, наверное, так все и обстоит.

Иван Ж.: Я не увидел.

Екатерина П.: Я не увидела, что-то специфического все вполне как в реальной жизни.

Николай Б.: Ценности как таково не представлены.

Ян Г.: Я считаю, что ценность в том, что мы пьем.

Коротков В.: Все как в реальном мире.

Тимофей Т.: Нет.

Дмитрий П.: В фильме мир показан таким, какой он есть.

Игорь В.: Ценностей нет.

Сергей А.: Нет.

Максим К.: Я считаю, что в фильме отражена правдивая действительность. Ценности утеряны, общество находится в моральной яме.

Михаил Г.: Жизнь не измениться.

Сергей Ш.: Нет. Нет.

Степан В.: Все как в реальной жизни.

Александр С.: В фильме отображен специфический взгляд на мир. Ценности представлены.

Анна Ж.: Нет.

Андрей К.: Нет, я думаю.

.Унылое настроение показано, какими средствами?

Юлия С.: Режиссёр показывает унылое настроение картины с помощью слякоти, пасмурной погоды.

Николай Ч.: Да, показано серыми тонами, присутствует на протяжении всего фильма напряженность.

Евгения З.: Фильм в серых тонах, грязь, слякоть, отношения между людьми ужасное, отношение властей к обычным людям безобразное.

Иван Ж.: Погодой, звуковым сопровождением песни В. Цоя - Спокойная ночь.

Екатерина П.: В городе все в серых красках и плохая погода, грязное общежитие, где проживает бедный спившийся народ.

Николай Б.: С помощью плохой погоды, унылого настроения окружающей обстановки.

Ян Г.: Погода, природа, мрачные тона.

Коротков В.: Через унылую зиму: холодную, грязную, серую.

Тимофей Т.: Временем года, временем суток (сумерки, ночь)

Дмитрий П.: Погодой.

Игорь В.: Серый город, грязь, пасмурная погода.

Сергей А.: Люди, жившие в общежитии.

Максим К.: Унылое настроение показано при помощи времени года, суток. Отдельные кадры просматриваются, где глухой, холодной ночью избивают человека. Общежитие полное бедных спившихся граждан России.

Михаил Г.: Серыми тонами, грязными улицами.

Сергей Ш.: Показано серыми тонами, грязью, лужами.

Степан В.: Через семью главного героя плохой атмосферой царящей между ними.

Александр С.: Мрачные тона, деградация общества.

Анна Ж.: Погодой, состоянием людей.

Андрей К.: Погодой, освещением, жилищем сантехника и гнилым общежитием. Суровых людей едущих после работы. Рутина везде, где можно присутствует.

.Характеризует ли обстановка людей, обычно живущих в ней?

Характеризует ли обстановка жилья/ресторана русский менталитет? Если да, то, как и почему?

Юлия С.: Характеризует, все зависит от обстановки жилья. Так как в общежитии много наркоманов, алкоголиков и т.п. и им все равно до остальных и на обстановку окружающую их. В ресторане людям безразлично, они праздновали день рождения мэра.

Николай Ч.: Да, если человек живет в безобразии, то и будет вести себя соответствующе.

Евгения З.: Думаю, что характеризует. В общежитии, которое разваливается, живут соответственные этому жилью люди (бедные, инвалиды, пьяницы). А в ресторане были богатые чиновники люди соответствующие этому заведению.

Иван Ж.: Да.

Екатерина П.: Да.

Николай Б.: Не характеризует.

Ян Г.: Нет, не характеризует.

Коротков В.: Я не согласен, что характеризует.

Тимофей Т.: Нет.

Дмитрий П.: Не характеризует.

Игорь В.: Да, характеризует по окружающей обстановке.

Сергей А.: Нет.

Максим К.: Грязная обстановка характеризует жильцов общежития. Общежитие и его вид отражает беспечность людей, как жильцов, так и чиновников.

Михаил Г.: Нет.

Сергей Ш.: Да.

Степан В.: Да.

Александр С.: Обстановка характеризует людей живущих в ней, они начинают заедаться и перестают думать об обычном народе.

Анна Ж.: Да.

Андрей К.: Жизнь, к сожалению такова как показана в фильме.

.Какие характерные черты русского менталитета присутствуют в фильме «Дурак»?

Юлия С.: Равнодушие, жалость, сострадание, смиренность, слабо развитое чувство ответственности.

Николай Ч.: Чиновники воруют, люди пьют, употребляют наркотики.

Евгения З.: Равнодушие, беспечность, жертвенность, жалость.

Иван Ж.: Алкогольная зависимость, безразличие властей.

Екатерина П.: Агрессия, наглость, русский авось.

Николай Б.: Авось пронесет, и дом останется стоять.

Ян Г.: «Русский авось»

Коротков В.: Лень, смиренность, терпимость, сила воли, беспечность.

Тимофей Т.: Ничего, все будет хорошо (авось)

Дмитрий П.: Безответственность, лень, беспечность.

Игорь В.: Лень, равнодушие.

Сергей А.: Сострадание, великодушие, медлительность.

Максим К.: В данном фильме присутствуют следующие черты: великодушие, сострадание, лень, медлительность, беспечность, смиренность, терпимость, русский авось, любовь к халяве.

Михаил Г.: Медлительность, меланхоличность, безответственность.

Сергей Ш.: Не знаю.

Степан В.: Жить в смирении, тянуть до последнего, надеяться на чудо.

Александр С.: Неторопливость, пускание на самотек, лень.

Анна Ж.: Любовь к халяве, воровству, но и сила воли.

Андрей К.: Лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности, жалость, жертвенность.

.Какие положительные характерные черты русского менталитета вы можете выделить в фильме?

Юлия С.: Ловкость ума, рациональность, жалость, сострадание.

Николай Ч.: Отзывчивость, великодушие, сострадание, упорство.

Евгения З.: Огромная сила воли, упорство, настойчивость, отзывчивость, жертвенность, великодушие, жалость, сострадание.

Иван Ж.: Бесстрашие.

Екатерина П.: Жалость, сострадание, душевная доброта, упорство.

Николай Б.: Жалость, великодушие, сила воли.

Ян Г.: Главный герой отражает все положительные черты русского менталитета.

Коротков В.: Поддерживаю коррупцию и алкоголизм.

Тимофей Т.: Отважность, желание добиться справедливости.

Дмитрий П.: Народный «авось», и черты которые отражает главный герой.

Игорь В.: Сила воли, отважность главного героя.

Сергей А.: Сострадание, доброта, отзывчивость.

Максим К.: Душевная доброта, сострадание, сила воли- главного героя.

Михаил Г.: Жалость к жильцам падающего дома.

Сергей Ш. Не всем все ровно.

Степан В.: «Русские не сдаются!», ничего не бояться даже смерти.

Александр С.: Душевная доброта.

Анна Ж.: Сила воли, жалость, добродушие.

Андрей К.: Жалость, жертвенность.

.Какие отрицательные характерные черты русского менталитета вы можете выделить в фильме?

Юлия С.: Любовь к халяве (коррупция), алкоголизм, слабо развитое чувство ответственности, лень, беспечность.

Николай Ч.: Равнодушие.

Евгения З.: Лень, беспечность, агрессия, наглость, равнодушие, атеизм.

Иван Ж.: Лень, недоверие, вера в чудо, эгоизм.

Екатерина П.: Равнодушие, лень, безответственность.

Николай Б.: Алкоголизм, наркотическая зависимость, лень, беспечность, безответственность.

Ян Г.: Любовь к алкоголю.

Коротков В.: Авось пронесет.

Тимофей Т.: Развитая коррупция со стороны чиновников и алкоголизм в народе.

Дмитрий П.: Пристрастие к алкоголю.

Игорь В.: Коррупция, алкоголизм.

Сергей А.: Агрессия, наглость.

Максим К.: Притупленное осознание проблемы и отпускание на самотек (авось), равнодушие, лень, беспечность, привычка к патернализму, слабо развитое чувство ответственности, агрессия, любовь к халяве.

Михаил Г.: Безразличие к жизням других людей.

Сергей Ш.: Алкоголизм, необразованность.

Степан В.: Ленивые, не хотящие ничего менять.

Александр С.: Коррупция, лень.

Анна Ж.: Коррупция, алкоголизм, робость.

Андрей К.: Лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности, коррупция, алкоголизм.

.Скажите, кому Вы наиболее симпатизируете, каким персонажам?

Юлия С.: Больше всего я симпатизирую главному герою Диме Никитину.

Николай Ч.: Главному герою Диме и его жене Маше.

Евгения З: Сантехнику Диме. На его месте поступила бы так же.

Иван Ж.: Мне никто не симпатизирует.

Екатерина П.: Никому.

Николай Б.: Сантехнику Диме.

Ян Г.: Мне симпатизирует главный герой сантехник Дима.

Коротков В.: Дима Никитин.

Тимофей Т.: Никто мне не симпатизирует.

Дмитрий П.: Дима Никитин.

Игорь В.: Дмитрий сантехник.

Сергей А.: Сантехнику Диме.

Максим К.: Больше всего мне нравиться главный герой фильма «Дурак», так как он высокоморальный человек, если бы таких людей было бы больше то и мир был бы лучше.

Михаил Г.: главному герою.

Сергей Ш.: Сантехник Дима.

Степан В.: Главному герою. Хотя с другой стороны он поступил не грамотно. Не надо было разводить панику.

Александр С.: Главному герою.

Анна Ж.: Симпатизирует главный герой фильма «Дурак»

Андрей К.: Никитину.

.Каковы психологические отношения между персонажами в фильме, каковы причины их действий, последствия этих действий?

Юлия С.: Отношения между персонажами напряженные, в фильме видно как один мужчина болеющий алкоголизмом в потоке гнева избивал свою жену, но при все при этом жена не стала упекать своего мужа за решётку, так как проявила терпимость дабы муж источник пропитания.

Николай Ч.: Народ спивается и ведет себя неадекватно. В самом начале фильма просматривается сцена насилия.

Евгения З.: На примере пьяного мужчины и его жены, которую он избил. Отношения между ними ужасные. Как можно жить с таким мужем?!

Иван Ж.: Друг к другу проявляют агрессию, недоверие.

Екатерина П.: Натянутые отношения, кроме отношений между главным героем и его отцом.

Николай Б.: Проявление безжалостности друг к дугу, обособленность.

Ян Г.: Безразличное отношение друг к другу.

Коротков В.: Безжалостное отношение ко всему, равнодушное.

Тимофей Т.: Всем безразлично на все что происходит вокруг них.

Дмитрий П.: Всем друг на друга наплевать.

Игорь В.: Бездушность.

Сергей А.: Дима и его жена Маша, чьи отношения могли сложиться иначе, если бы Маша проявила понимание к мужу, когда надо было спасти 800 человек.

Максим К.: Психологические отношения между персонажами очень натянуты, нет понимания друг друга, доверия. Люди ведут себя словно волки.

Михаил Г.: Общество деградирует. Чиновники убивают друг друга из-за власти.

Сергей Ш.: Равнодушный настрой друг к другу.

Степан В.: Не могу сказать.

Александр С.: Не могу точно сказать.

Анна Ж.: Отношения между всеми натянуты.

Андрей К.: Все просто ужасно показано, и это реально в большинстве случаев.

.Что заставляет вас сочувствовать одним героям в фильме и осуждать других?

Юлия С.: Сочувствия не вызывает никто из персонажей данного фильма, но я осуждаю героиню-чиновницу, мэра города в том, что она воровала миллионы, и не думала ни о ком кроме себя. А как узнала, что дом может в любую минуту упасть начала понимать всю катастрофичность проблемы.

Николай Ч.: Сочувствие вызывает герой фильма Дмитрий, который пытается спасти людей. Напротив, осуждаю чиновников, которые убили других госслужащих, что бы скрыть улики.

Евгения З.: Сочувствую этой же женщине, которую избивал муж и ее дочке - не описать словами, как можно поднимать руку на жену и ребенка?! Я осуждаю мужа-алкоголика.

Иван Ж.: Я сочувствую бедным, осуждаю аморальных чиновников. Последствия на глаза дом, который вот-вот упадет. А все из-за халатности представителей закона.

Екатерина П.: Когда мер города и его помощники убили ни в чем виноватых людей, потому что боялись, что все их нечистые дела всплывут. Чтобы такие ситуации не возникали, нужно вовремя выполнять свои обязанности перед народом.

Николай Б.: Сочувствие у меня вызывает сантехник Никитин.

Ян Г.: Я сочувствую герою сантехнику.

Коротков В.: Сочувствую, наивности героя, осуждаю не правильное использование своего статуса чиновниками.

Тимофей Т. Т.:Дима.

Дмитрий П.: Я сочувствую главному герою.

Игорь В.: Я сочувствую сантехнику, потому что никто не хотел его понять и даже жители общежития.

Сергей А.: Осуждаю равнодушие людей.

Максим К.: Главный герой вызывает определенно сочувствие. Он был не понят народом. Хотел как лучше, а получилось как всегда наоборот. Осуждаю однозначно большинство нашего народа, как бедных, так и богатых, и там и там редко встретишь человека с высокими моральными принципами.

Михаил Г.: Я осуждаю чиновников и сочувствую сантехнику главному герою фильма.

Сергей Ш.: Сочувствую сантехнику.

Степан В.: Сочувствие вызывает простой народ и их жизнь. Осуждать представителей закона за халатное отношение к своим обязанностям и растрату выделенных денег на свои нужды вместо того чтобы помочь людям.

Александр С.: Сочувствие вызывает правильность героя фильма.

Анна Ж.: Никому.

Андрей К.: Конечно главный герой и беззащитные люди. Которые вот-вот погибнут. А осуждаю не бдительность жильцов и наглость, и предвзятость чиновников.

.Падающий дом, этим приемом авторы хотели сказать что? В чем суть авторского послания?

Юлия С.: Этим самым режиссёр Юрий Быков хотел показать нам, что куда ни сунься, везде воруют и не проявляют жалости.

Николай Ч.: Видимо, авторы хотели показать не именно падающий дом, а развал общества.

Евгения З.: Всю нашу жизнь можно сравнить с домом, который рушится, если его не чинить.

Иван Ж.: Тем самым Юрий Быков хотел показать деградацию общества.

Екатерина П.: Может быть, все кроме главного героя Димы проявляли безразличие к проблеме падения дома. Сантехник откликнулся на эту проблему, хотел помочь. Если бы он не обратился к госслужащим и не осветил проблему, дом рухнул, и их посадили бы, а так они успели сжечь все доказательства об их виновности.

Николай Б.: Потеря доверия друг к дугу.

Ян Г.: Равнодушное отношение друг к другу.

Коротков В.: Нет доверия среди народа.

Тимофей Т.: Автор хотел сказать, что люди сейчас живут только для себя и не боятся воровать друг у друга.

Дмитрий П.: Нет доверия к людям.

Игорь В.: Ничего.

Сергей А.: Чиновникам нет никакого дела до людей, живущих в бедности, они называют их «швалью».

Максим К.: Юрий Быков хотел донести до нас всех, что все начинается с каждого в отдельности. Если мы хотим жить хорошо, надо что-то менять. «Замкнутость» нынешнего общества играет плохую роль в жизни каждого человека. Главный герой фильма - есть пример правильного человека.

Михаил Г.: Бездействие властей.

Сергей Ш.: Люди не доверяют друг другу, рушатся экономика, государство, деградирует общество.

Степан В.: Наверное, общество прогнило насквозь, как эти трещины в доме.

Александр С.: В России все плохо обстоит.

Анна Ж.: Дело не в доме! В фильме хотели показать, что общество погублено, безразлично всем чиновникам и никому ничего не надо.

Андрей К.: Нужно меняться нашему обществу. Быть как раньше сплоченными и не равнодушными.

.Какой конец данного фильма вы хотели бы видеть?

Юлия С.: В конце хотелось бы увидеть, что дом падает, и сантехник Никитин остается правым во всем.

Николай Ч.: Дом падает, жители остаются живы.

Евгения З.: Ожидала, конечно, совершенно другой исход событий: все покидают дом, и он падает, после им выделяют хорошие квартиры, а Диму достойно награждают.

Иван Ж.: Падение дома.

Екатерина П.: Либо дом рухнет, и чиновников засудят, либо вышестоящие лица откликнуться на данную проблему и помогут жильцам здания.

Николай Б.: В завершении фильма дом все-таки падает, Дима становиться героем, доказав сою правоту, что есть на свете люди, которым не все равно.

Ян Г.: Дом рушится, Дима остается героем бедного народа.

Коротков В.: Все-таки дом падает, представителей закона и наглых чиновников упекают за решетку.

Тимофей Т.: Чтобы жильцы дома прислушались к Диме и поддержали его.

Дмитрий П.: Дом падает, Никитин стал героем.

Игорь В.: Дом рухнул, сантехник герой.

Сергей А.: Чтобы дом упал.

Максим К.: Трудно сказать, исход все равно был бы печальным, как ни крути. Чтобы сантехник Дима остался жив. И понял, что не все так просто.

Михаил Г.: Чтобы дом упал.

Сергей Ш.: Дом рухнул.

Степан В.: Чиновники были посажены за воровство, людей эвакуировали и выделили новое жилье.

Александр С.: Как упадет дом.

Анна Ж.: Чтобы главный герой Дима вывел всех из здания. Дом обрушился, и его наградили как героя.

Андрей К.: Главный герой остается жить. А чиновники получают по заслугам.

13.Вы поддерживаете позиции главного героя сантехника Димы и почему?

Юлия С.: Нет, я никого не поддерживаю. Если бы сантехник не тронул тему, касающейся падающего дома, проявил равнодушие, остались бы жить и он, и чиновники ЖКХ. А дом так и так бы рухнул.

Николай Ч.: Нет, я бы не смог таким озадачиться.

Евгения З.: Да, поддерживаю. Мне кажется, он правильно поступил, но мог бы немного иначе.

Иван Ж.: Я не поддерживаю позиции главного героя.

Екатерина П.: Да, я поддерживаю его позиции. Он пришел в это общежитие ремонтировать и увидел сквозную трещину, так как он в этом очень хорошо смыслит, начал беспокоиться за народ, чьи жизни находятся под угрозой, и хотел спасти их из чистосердечного побуждения. Наверное, его мучала бы совесть, если бы он прошел мимо этой проблемы.

Николай Б.: Но все, же с семьей было бы правильным остаться, а не помогать так усердно народу, который его же и осудил.

Ян Г.: Частично. Семью не надо было оставлять.

Коротков В.: Поддерживаю, только надо было все жильцам показать.

Тимофей Т. Т.: Нет.

Дмитрий П.: Не поддерживаю.

Игорь В.: Поддерживаю, потому что человек хотел спасти жизни людей.

Сергей А.: Да, потому что он переживал за других людей, ведь такая ситуация могла произойти с любым.

Максим К.: Да, поддерживаю. Он не равнодушно отнесся к предстоящей катастрофе, проявил бдительность и предприимчивость. Жаль, что только он думал о других и поступил правильно, сделал все, что было в его силах. Но все-таки надо было осознавать, что один ты ничего не изменишь.

Михаил Г.: Да, он хотел спасти людей.

Сергей Ш.: Нет, не поддерживаю.

Степан В.: Поддерживаю.

Александр С.: Да, так как он хотел спасти бедных людей.

Анна Ж.: Поддерживаю его. Я рада, что в стране еще есть такие люди, как Дима.

Андрей К.: Да, но частично.

.Как вы поступили бы на месте главного героя?

Юлия С.: На месте главного героя я бы осталась с семьей и не пыталась бы спасти людей.

Николай Ч.: Я бы рассказал все своим знакомым, а они своим знакомым, а после дошло бы до мэра города.

Евгения З.: Я бы всех жильцов вывела, показала сквозные трещины и ползучий фундамент, объяснила всю серьезность ситуации.

Иван Ж.: Доказал бы жителям, что дом, действительно, скоро упадет.

Екатерина П.: Обратилась бы куда-нибудь еще к вышестоящим людям.

Николай Б.: Так же, как и он, но чуть по-другому.

Ян Г.: Так же, как он.

Коротков В.: Показал жильцам, что им грозит опасность.

Тимофей Т.: Не знаю.

Дмитрий П.: Не так, как сантехник.

Игорь В.: Покинул бы город.

Сергей А.: Думаю, я бы не стал озадачиваться этой проблемой, но попробовал бы спасти людей.

Максим К.: Но уж точно не обратился бы к чиновникам, зная, что им все равно кто? что? где? Я бы попросил жильцов обратить внимание на трещины и доказать, что дом скоро упадет и все погибнут, если сейчас же не покинут здание. А там их решение -

спасаться или надеяться на авось.

Михаил Г.: Как Дима.

Сергей Ш.: На его месте я бы ничего не стал предпринимать, потому что я знал бы, что меня никто не послушает.

Степан В.: Собрал людей и показал, что творится с домом и их жизням грозит опасность.

Александр С.: Не знаю.

Анна Ж.: Дождалась бы утра.

Андрей К.: Рассказал бы все людям и вывел бы их из здания.

Так же в анкете были представлены таблицы, где студент должен был определить визуальную характеристику проявления русского менталитета в фильме и указать персонажи, у которых можно было легко обнаружить данные визуальные изображения.

Выводы: в процессе анализа ответов студентов на первый вопрос, обнаружилось всеобщее согласие в точности представления отдельных социальных групп в фильме, характерных черт русского менталитета, как положительных, так и отрицательных. Студенты считают, что общество на сегодняшний день стремительно деградирует, коррупция все больше даетходу, нежели угасает. Также студенты единогласно высказались в пользуглавного героя, тем самым приняв все его качества, как моральный пример. Из всего этого можно сделать следующие выводы:

.Молодежь осознает и понимает всю полноту проблемы на сегодняшний день, стоящей перед россиянами.

.Коррупция - враг нынешнего и будущего поколения, что значительно меняет народный менталитет в плохую сторону: равнодушие, агрессия, наглость.


Заключение


Целью данного научного исследования являлся социально-философский анализ феномена русского менталитета как социокультурного образования в целостном процессе жизнедеятельности человека и общества через анализ фильма Юрия Быкова «Дурак». Для этого необходимо было решить ряд следующих задач:

. Рассмотрев формирование русского менталитета с учетом географического положения, выяснилось, что географический фактор все-таки играет не маловажную роль. Непредсказуемые и непостоянные климатические условия воспитывали в русском человеке не только хорошие качества, но и отрицательные, как утверждает преподаватель-исследователь из Перми В.М. Волынкина. Рельеф местности также повлиял на формирование понятие «русская душа», которая так и осталась непонятной ни одному народу в мире. Некая таинственность царит в русском народе.

. Проанализировав исторические факторы формирования русского менталитета можно сделать следующий вывод: на формирование русского менталитета повлияла менявшаяся на протяжении многих лет форма правления. Православие также не осталось в стороне: оно заложило в русском человеке издревле такие черты, как великодушие, жертвенность, отзывчивость. Со временем многие установки подвергались изменениям, следовательно, менялся менталитет народа. Многие события вызывали потрясения, что повлекло за собой потерю ценностей, а поскольку нет ценностей, значит, нет единого сплоченного народа. В этом и заключается наша проблема - проблема современного общества.

. С точки зрения русского фольклора мы можем утверждать, что быт русского человека полностью отражен в его сказках, небылицах, пословицах и только.

. Определены черты народного менталитета, которые нравятся молодежи в героях фильма «Дурак», а именно: великодушие, жалость, сострадание, огромная сила воли, жертвенность.

. Определены негативные черты народного менталитета, вызывающие отторжение у молодежи в героях фильма «Дурак», а именно: лень, беспечность, алкоголизм, любовь к халяве, атеизм, недоверие друг к другу, несплоченность народа.

. В процессе экспериментальной части было выявлено, как молодежь воспринимает «народный менталитет»: студенты отметили стремительную деградацию общества и процветание коррупции. Также студенты единогласно высказались в пользу главного героя, приняв его качества как моральный пример. Молодёжь осознает и понимает всю полноту проблемы на сегодняшний день стоящей перед россиянами.


Список использованной литературы


1.А. Байбородин. Раздумья у старого камня // Россия древняя и вечная.1992. С. 160-161.

2.А.А. Немирич Дошкольное медиаобразование в России: анализ мнений экспертов // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 2. С.25-33.

.А.А. Немирич,. Современная мультипликация и дошкольники: к вопросу о медиаграмотности // Молодежь и медиа. Цели и ценности: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции.- Москва (28-29 апреля 2011 г.). М.: РИЦ Моск. гос. гуман. ун-та им. М.А.Шолохова, 2011. С. 230-235.

.А. А. Немирич. Медиаграмотность как результат медиаобразования детей дошкольного возраста // Медиаобразование. 2011. № 2. С.47-55.

.А.И. Герцен. «Избранная проза»// Сост. А.П. Ланщиков.- М: «Совтская Россия». 1981.

.А. В. Фёдоров. Медиаобразование: социологические опросы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 228 стр.

.В.М. Волынкина. Менталитет русского народа. // Статья изинтернет сайта.

.Л.В. Полубиченко., О.А. Егорова. Лингвистика и межкультурная коммуникация// Вестник МГУ. 2003.Сер. 19.№1. С.7-21.

.Н.А. Баранов. Исторические тенденции и пути формирования менталитета российских военнослужащих // Политическая культура современного российского общества: состояние и перспективы: Материалы научно-методической конференции. 2002. Ч.II. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2003. С.56-63.

.Н.Б. Кириллова. Медиасреда российской модернизации. М.: Академический проект, 2005. 400 с.


Приложения


Таблица 1. Типичные визуальные изображения русского менталитета в фильме «Дурак»

Условные коды типичного визуального выражения русского менталитета в фильмеВизуальная характеристика проявления данных изображений в фильмеПерсонажи у которых можно легко обнаружить данные визуальные изображения русского менталитетаЖалость, состраданиеРавнодушиеДушевная доброта, великодушияСмиренность, терпимость,ПослушностьУпорство, основательностьОтзывчивость, жертвенностьЖажда абсолютной свободыПатриотизм, доходящий до жертвенного героизмаЛовкость ума, рациональностьОгромная сила волиМеланхоличность, медлительностьЛень, беспечностьСлабо развитое чувство ответственностиРобость, застенчивостьПривычка к патернализмуНеприхотливостьк условиям жизниРелигиозностьАтеизмПротиворечивостьАгрессия, наглостьДразнить счастье, играть в удачу (русский авось)Таблица 2. Стереотипы визуального изображения типичных мест действия фильма

Визуальные изображения типичных мест действия/времени года в медиа-текстахСписок конкретных изображений русского менталитета в типичных местах действияВербальная характеристика проявления данных характеристик русского менталитетажилище сантехникажилище рабочего из общежитияжилище картежникаресторансовременный деловой офисдождливая сырая погодасерый цвет улиц


Теги: Феномен "российский менталитет" в глазах молодежи (на примере контент-анализа фильма "Дурак")  Другое  Социология
Просмотров: 2506
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Феномен "российский менталитет" в глазах молодежи (на примере контент-анализа фильма "Дурак")
Назад