Факторы, влияющие на формирование системы политического участия

Введение

социальный молодежь политический

В современном мире происходят серьезные трансформационные процессы, затрагивающие политические, экономические, социальные и другие сферы жизни общества. Несомненно, происходят значимые изменения в сфере общественного сознания. Интерес, с одной стороны, в наибольшей степени подвергается таким изменениям, но с другой, - является лучшим индикатором глубины происходящих изменений. Даже при беглом взгляде на тенденции развития общественного сознания можно отчетливо увидеть логику изменения его смыслового наполнения, а также вычленить взаимовлияние различных социальных факторов и интересов общества и индивида. Очень важным является ясное понимание содержания интересов, а также понимание их взаимодействия как внутри индивида и группы, так и при межличностном и межгрупповом взаимодействии.

В современном обществе неизбежно усложняется политическая ситуация, где общество, социальные общности людей не могут обойтись без интеграции интересов и стремлений достичь лучшей жизни, благосостояния, цивилизованно развиваться в поле внутренней и мировой политики. Человек, живя в общественной среде, стремится осознанно реализовать свои потенциальные силы и активность во всех областях и сферах жизнедеятельности в соответствии со своими потребностями и интересами, или же ищет сторонников, людей с близкими или сходными интересами, чтобы сообща их реализовать. Поэтому он вовлекается в коллективную область человеческих действий, то есть в политику. Политика, благодаря своим институтам, ресурсам, средствам и механизмам, в состоянии помочь человеку осуществить его интересы или, напротив, может препятствовать их реализации. Большую значимость приобретает проблематика включенности в политическую деятельность с целью удовлетворения своих интересов.

Предпосылки возникновения категории «социальный интерес» заложены еще древнегреческими философами, в частности, Платоном и Сократом в концепции «врожденных идей». В дальнейшем категория получила свое развитие и в последние десятилетия активно используется различными специалистами в описательных и объяснительных моделях, включая философские, политологические, психологические, экономические, социологические и иные парадигмы. В специализированной литературе встречаются следующие разновидности социальных интересов: национальные интересы, государственные интересы, экономические интересы, интересы различных субъектов (например, интересы ребенка или различных социальных групп), интерес в обучении, правовые интересы, интересы личности и т.д.

Вместе с тем, имеют место различные трактовки данной категории. Интерес выступает и как «совокупность важнейших стимулов», и как «ориентация личности, группы, социального слоя», и как «элемент мотивационно-потребностной сферы». Иными словами, в различных предметных областях категория нагружается своим специфическим содержанием, что, с одной стороны, свидетельствует о ее многоплановости и глобальности, с другой, - является свидетельством недостаточной теоретической проработанности.

Программа исследования.

Проблема: включенность молодежи в политическую жизнь современной России.

Объект: современная молодежь как носитель социального интереса.

Предмет: социальный интерес молодежи в политическом пространстве.

Цель: выявление иерархии жизненных ценностей современной молодежи, её индивидуальных настроений и установок по отношению к политике.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1.Изучить факторы формирования социального интереса;

2.Изучить интересы и ценности современной молодежи;

3.Определить роль социального интереса в формировании системы политического участия.

Гипотеза: современная молодежь не проявляет интерес к общественно-политической жизни общества.

Выборка: стихийная; в опросе приняли участие 58 человек.

Методы: в исследовании использовались количественные и качественные методы (количественные методы представлены в социологическом опросе аудитории, качественные методы анализа использовались при проведении опросов для получения необходимой информации).

Интерпретация понятий:

üИнтерес - избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения или эмоциональной привлекательности.

üСоциальный интерес - это реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями - мотивами, помыслами, идеями и т.д. - участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, сообществ. Социальный интерес - интерес, разделяемый более, чем одним человеком.

üПолитическая сфера - это одна из основных подсистем общества, охватывающая политико-властные отношения государства и общества. Содержание политической сферы можно выразить через интеграцию интересов политических субъектов в форме общегосударственных, общенациональных интересов, направление их деятельности на улучшение жизни народа, наведение порядка и стабильности путем осуществления политико-властных действий.


1. Факторы формирования социального интереса


Интересы, будучи и причиной, и целью, и движущей силой социального развития, оказывают кардинальное воздействие на весь процесс развития. Более того, уровень социального развития, помимо внешних объективных условий, в большей степени определяется состоянием социальных интересов личности и общества.

Поэтому важнейшей особенностью интересов является их динамический характер, изменчивость, развитие, причем не обязательно в прогрессивном направлении. В современном мире существует необходимость целенаправленного формирования и развития всей системы интересов - и личности, и общества, и государства.

Формирование интереса - это целенаправленная деятельность по созданию интереса определенного содержания у различных субъектов. Основой формирования интересов как социальной категории служат объективные условия общественного бытия, определяющие характер взаимодействия и взаимозависимости социальных субъектов по поводу условий их жизнедеятельности.

Интересы личности формируются не только под влиянием ее социального положения, но и под воздействием всего образа жизни, духовных ценностей и культуры общества, социальной психологии различных групп общества. В то же время уровень духовных интересов личности, ее отношение к действительности, т.е. уровень развития личности определяет степень вовлеченности личности в общественную жизнь, в процесс формирования и реализации интересов общества.

Формирование социальных интересов как целенаправленный, специально организованный процесс содержит в себе не только то общее, что свойственно любому процессу обучения и воспитания, но и то особенное, что отличает, выделяет его. Эти особенности определяются целями формирования интересов.

В целом процесс формирования интересов представляет систему со своими структурными и функциональными компонентами. Основными структурными компонентами этой системы выступают: субъект, объект, среда формирования. Функциональными компонентами являются ценности, доминирующие в обществе, потребности, знания (информация), методы формирования интересов, а также профессионализм людей, участвующих в процессе формирования жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Важнейшую роль при формировании интересов играет общественное сознание. Именно это отличает процесс формирования интересов от процесса формирования общественного мнения о каком-либо факте социальной действительности. Если объектом общественного мнения выступает конкретное событие, факт, то объектом общественного сознания является широкая совокупность самых разнообразных событий и проблем.

Особенности процесса формирования интересов обусловлены также спецификой деятельности личности, коллектива, историческими, этническими и другими факторами.

Несомненно, свои особенности привносят в процесс формирования интересов и особенности социальных условий, в которых функционирует и развивается та или иная личность, тот или иной коллектив. При формировании интересов в качестве одного из важнейших условий выступают мировоззрение людей и характер общественного сознания коллектива. Представляя собой совокупность общечеловеческого, массового и группового сознания, общественное сознание в коллективе влияет на интересы людей, на отношение их к фактам, которые затрагивают их интересы.

Среди средств формирования интересов особое место принадлежит психологическим методам. Одним из них является внушение. Внушение - это своеобразное социально-психологическое воздействие определенного лица или органа на массы, на отдельную личность, рассчитанное, главным образом, на некритическое восприятие окружающей среды. С помощью внушения создается определенная психологическая атмосфера и благоприятная обстановка для формирования интересов и соответствующего отношения к происходящему. Организованное или случайное, прямое или косвенное внушение (особенно на начальном этапе) оказывает весьма сильное и ощутимое воздействие на формирование интересов в различных коллективах. При этом степень внушения может быть различной. Обычно она находится в прямой зависимости от уровня знаний, общего развития, жизненного опыта, воли и характера личности.

Важным методом формирования интересов является также выработка убеждений. Убеждение ценно тем, что оно трудно поддается изменению. Выработка убеждений при формировании интересов направляется не на сам интерес, а на те ценности, на которые он опирается. Например, при формировании сознательного отношения к дисциплине и правопорядку необходимо убедить людей, что дисциплина и правопорядок - это необходимые условия безопасности личности, без них невозможна успешная деятельность по реализации политических, экономических и социальных реформ.

Формирование интересов - предмет особого внимания государственных институтов, политических партий, общества в целом. Именно формирование интересов обеспечивает определенное отношение личности, социальных групп к деятельности государства, его представительных и исполнительных органов власти в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в сфере безопасности.

Задача формирования нужного интереса разрешается путем изучения интересов и условий их функционирования с помощью социологических исследований, наблюдений за отношением различных социальных групп к деятельности официальных институтов государства, политических партий и движений, отстаивающих те или иные взгляды и интересы. Особая роль в этом процессе отводится изучению общественного мнения населения.

Предметом постоянной заботы государственных органов, органов местного самоуправления, всех тех, кто имеет отношение к формированию интересов, является среда, в которой осуществляется этот процесс. Среда - непрерывно действующий элемент механизма формирования интересов. Условия, составляющие ее, и факторы, влиянию которых она подвержена, оказывают свое воздействие на объект, субъект и средства формирования интересов постоянно и временно, положительно и отрицательно, независимо от субъекта. Когда говорят, что воспитывает и формирует сама жизнь, имеют в виду воздействие на человека той среды, в которой он живет и трудится. Среда формирует потребности, осознание которых человеком превращает потребности в интересы. Поэтому среда - не безразличный фактор воздействия как на сознание, так и на интересы.

В одинаковых условиях разные люди формируются по-разному. У одних, например, трудности способствуют формированию нужных, общественно значимых интересов, у других они вызывают обратный эффект. Одни современные средства массовой информации формируют необходимые интересы, другие - прямо противоположные. Определяющим при этом является формирующее воздействие субъекта. Он в состоянии усилить позитивное, целесообразное влияние тех или иных условий. Воздействие на условия формирования интересов имеет первостепенное значение.

Для формирования необходимого общественного, коллективного и личного интереса в настоящее время традиционно используются такие носители целесообразной информации, как слова, электронные средства передачи информации, изобразительное отражение реальной действительности, музыкально-звуковые эффекты и предметная атрибутика. Эти носители можно считать средствами формирования интересов лишь в том случае, если они несут на себе целесообразную, направленную на достижение конкретного результата информацию.

Наиболее кардинальное воздействие на процесс формирования социальных интересов оказывают ценности, придавая им определенную форму, целеустремленность, направленность. Содержательная сторона интересов личности определяется не только состоянием окружающей среды, но и нравственной позицией личности, уровнем ее социальной ответственности, мерой зрелости человека как гражданина, уровнем его сознательности.

Система ценностей лежит в основе формирования интересов, как у индивида, так и у социальной общности любого масштаба. Именно в ценностных категориях выражены предельные ориентации знаний, предпочтений, увлечений, убеждений и интересов различных личностей и отдельных групп.

В ценностях зафиксированы те критерии, социально признанные данным обществом и социальной группой, на основе которых развертываются более конкретные и специализированные системы нормативного контроля, соответствующие институты и сами целенаправленные действия людей - как индивидуальные, так и коллективные. Усвоение этих критериев составляет необходимую основу формирования интересов личности и поддержания нормативного порядка в обществе.


2. Современная российская молодежь - интересы и ценности


Социально-экономические преобразования в России проходят сложно. Настоящее время характеризуется нестабильностью социальной ситуации. В качестве одного из отрицательных последствий периода экономических реформ нередко называется качественное изменение системы общественных и личностных ценностей.

Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис больше всего проявляются в сознании этой социальной группы.

Любому обществу присущ сложный процесс формирования ценностей и отношения к ним, особенно молодежи. Ценности молодежи - это общие представления, разделяемые общей частью молодежи, относительно того, что является желательным, правильным и полезным. Молодежь, не отягощенная грузом предубеждений старых ориентиров, с одной стороны, быстрее адаптируется к новым условиям, а с другой стороны - она более подвержена деструктивному влиянию последствий макросоциальных процессов.

В процессе становления личности молодого человека формируется определенная система ценностных ориентаций с более или менее развитой структурой поведения личности. Система ценностных ориентаций личности, хотя и формируется под влиянием ценностей, господствующих в обществе и непосредственной социальной среде, окружающей личность, не предопределена ими жестко.

Интересы и ценности молодежи как самой динамичной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны. В настоящее время в российском обществе возрастает интерес к проблемам и культуре молодежи.

Молодежь - специфическая составляющая российского общества. Ее интересы, культурная жизнь отличаются от интересов представителей других возрастных групп. Круг интересов современной российской молодежи весьма широк и разносторонен. Молодые люди активно интересуются религией и модой, живописью и компьютером, спортом, политикой. Неоднородность и разносторонность интересов молодежи проявляется в особенностях молодежных культур, к которым помимо традиционной относятся различные субкультуры.

В современном обществе процесс социализации молодежи осложняется трудностями, которые возникают вследствие переоценки традиций, норм и ценностей: если раньше молодежь в значительной степени опиралась на опыт предыдущих поколений, то теперь молодые люди осваивают и создают новый социальный опыт, полагаясь преимущественно на себя, что в значительной степени предопределяет наличие противоречивых тенденций в сознании и поведении современной молодежи. Как следствие, в студенческой среде функционирует немало различных моделей самореализации: для многих студентов основными ценностями являются «найти себя в этой жизни», «оставаться человеком», «материальное обеспечение» и т.д.

Среди молодежи началось резкое снижение значимости духовно-нравственных ценностей. Для большей ее части, неоправданно приниженным является значение народного и духовного искусства, художественных произведений отечественной классики. В то же время молодые люди интересуются масскультовским и авангардистским искусством, которое является своего рода стимулятором социокультурных ценностей.

Интересы духовной сферы жизни общества занимают незначительное место в ценностном пространстве личности современного молодого человека; образование как ценность воспринимается через призму социальной востребованности специалистов с высшим образованием, что свидетельствует об утилитарном отношении к нему.

В ряду жизненно важных интересов и ценностей современной молодежи наиболее популярными являются материальное благополучие, интересная работа, здоровье, любовь. Серьезное значение имеют семейные ценности.

Доминантой жизненных ценностей и поведенческих приоритетов остается материальное благополучие. За последнее время наблюдается следующая тенденция: молодежь в основном отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам. Полезность труда для большинства молодых людей определяется достижениями собственного экономического достатка. Важно, что молодежь, в основном, ставит перед собой цель зарабатывания денег, причем любым доступным путем, лишь бы этот путь приносил как можно больший доход. И поэтому жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием. Прослеживается четкая ориентация экономических ценностей, связанных со скорейшим обогащением, а успешность определяется наличием дорогостоящих благ, славы, известности.

Коммуникативные ценности с возрастом отодвигаются на второй план, что обусловлено рыночными отношениями. Отношение к близким носит все более устойчиво корыстный, коммерческий характер. В молодежной среде эгоистичный индивидуалистический настрой («сам за себя») выше гуманных отношений, взаимопонимания, взаимной поддержки и взаимопомощи. Высокую коммуникативность проявляют с нужными, влиятельными людьми, обладающими высоким статусом.

Таким образом, мы можем подвести следующие итоги.

К интересам современных молодых людей можно отнести:

üинтернет (социальные сети, форумы, развлекательные порталы)

üмобильные телефоны, компьютеры, компьютерные игры и т.д.

üмода (красота, стиль)

üмузыка, литература и искусство

üдосуг (кино, клубы, дискотеки)

üполитика

üспорт

üобщение

üматериальные аспекты

Наиболее значимыми ценностями для молодежи являются:

üздоровье (физическое и психическое);

üразвитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

üсчастливая семейная жизнь;

üполнота и эмоциональная насыщенность жизни;

üжизненная мудрость;

üналичие хороших и верных друзей;

üпознание;

üсвобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

üуверенность в себе.

Из иерархии инструментальных ценностей, молодежь выделяет:

üчестность (правдивость, искренность);

üценность терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

üвоспитанность (хорошие манеры), исполнительность (дисциплинированность), ответственность (чувство долга, умение держать свое слово), широта взглядов;

üжизнерадостность (чувство юмора), независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), образованность (широта знаний, высокая общая культура), чуткость (заботливость).


3. Роль социального интереса в формировании системы политического участия


Одной из важнейшей характеристик политических процессов является участие людей в политической жизни. Отдельные личности, группы, социальные слои вовлекаются в политический процесс, постоянно взаимодействуют с политической средой и выполняют разнообразные роли.

Политическое участие - это вовлеченность рядовых граждан в формирование органов власти, в признание легитимности власти, в формирование политики, проводимой правящей группой, и контроль за ее осуществлением, в развитие и утверждение политической культуры, и, наконец, в контроль за поведением элит. Речь идет о вовлеченности в той или иной форме членов общества в процесс формирования системы политического участия. Если граждане принимают участие в политической жизни общества, то политическую систему данного общества можно считать основанной на участии. Однако индивиды и социальные группы не одинаково вовлечены в политический процесс, и это во многом зависит от политического режима.

Так в условиях демократического политического режима политическое участие является всеобщим, «свободным». Оно выступает для граждан средством достижения своих целей, реализации интересов. Политическое участие позволяет выявить реальную роль гражданина, отдельных слоев, групп в политическом процессе.

Заинтересованное политическое участие граждан является основной составляющей демократического управления и развития гражданского общества. Согласно теориям демократии все граждане страны должны не только иметь шанс поучаствовать в принятии общественно важных решений, но и использовать его время от времени.

Гражданская культура состоит из элементов активистской политической культуры, уравновешенной элементами более пассивной подданнической культуры и апатичной, аполитичной патриархальной культуры. Активистский элемент обеспечивает инновации и рациональную включенность населения в решение важных общественных проблем. Но для стабильности он должен уравновешиваться другими элементами, более пассивными, традиционными, подчеркивающими лояльность личности политической системе. Поэтому появляется идея «резерва влиятельности», который есть у всех граждан демократического государства. Используя свой резерв влиятельности, они могут время от времени активно включаться в политическую деятельность с целью удовлетворения своих интересов.

Если демократическая система успешно функционирует, то она предоставляет членам группы возможность выбора политических лидеров, достижения экономического успеха и социального положения без политических ограничений. Индивидуумы и группы могут использовать избирательную систему, чтобы получить официальную поддержку и уважение к их местным учреждениям, голосуя за сочувствующих кандидатов.

Если избирательная система должным образом организована, она снижает напряженность в отношениях, не позволяя некоторым радикалам прийти к власти. Работа с избранными представителями может помочь группе создать избирательную коалицию, изменить спорное законодательство или защищать прерогативы группы. Успешное сотрудничество, в свою очередь, помогает будущим отношениям, демонстрируя возможность групп работать совместно и наличие у них общих интересов.

В редких случаях система политического участия может удовлетворить амбиции лидерских групп. Когда одна группа управляет государством (или может взять контроль над государством вследствие угрозы своему привилегированному положению), то основные амбиции лидерской группы находятся в безопасности. Таким образом, когда демократическая система гарантирует одной группе контроль над процессом, это уменьшает конфликт, основанный на удовлетворении амбиций лидерской группы. В этих условиях, чем меньше демократии, тем больше эффективность усилий по поддержанию мира, поскольку более справедливо устроенная демократическая система позволяет любой группе иметь беспрепятственный доступ к политической власти.

Некоторые формы демократии с успехом могут обеспечивать долевое участие во власти в разделенных обществах. Либеральная демократия основывается на принципе изменчивого большинства, чтобы избежать тирании большинства. Это означает, что индивиды могут временно образовывать различные коалиции, базируясь на экономических, социальных интересах, объединяясь по региональному признаку или по другим основаниям, что гарантирует учет многообразия мнений. Мажоритарная система результативна тогда, когда большинство меняется от выборов к выборам, как это происходит в США и других западных демократических государствах.


4. Метод и эмпирическая база исследования


Методом исследования был выбран анкетный опрос. Анкета состоит из 9 вопросов (см. приложение 1), различных по содержанию (о фактах, о личности респондента и т.д.), по форме (открытые, закрытые) и по функциям (основные, неосновные, прямые и т.д.).

В рамках проведённого исследования было опрошено 58 респондентов, из них 32 женщины и 26 мужчин. Были опрошены студенты 3, 4 и 5 курсов в возрасте от 19 до 22 лет (средний возраст - 20,59). Все респонденты ответили на все вопросы.

Анализ результатов исследования

В моем исследовании на тему «Современная молодежь как носитель социального интереса. Политическая сфера» приняло участие 58 человек.

В ходе исследования я выяснила, что в выборку попали студенты в возрасте от 19 до 22 лет:

Ø4 респондентам по 19 лет;

Ø22 респондентам по 20 лет;

Ø26 респондентам по 21 году;

Ø6 респондентам по 22 года.

Ответы респондентов на вопрос «Участвуете ли Вы в общественно-политической жизни государства?» представлены на рисунке 1.

Мы видим, что более 48% опрошенных ответили, что участвуют в общественно-политической жизни государства, а 38% дали отрицательный ответ на этот вопрос. Такое распределение позволяет сделать вывод о том, что для большинства молодых людей, попавших в выборку, не безразлична общественно-политическая жизнь нашей страны. Эти данные будут обоснованы и проинтерпретированы благодаря остальным вопросам анкеты.

Хотелось бы отметить, что на такой же вопрос об участии молодых людей в общественно-политической жизни, заданный в опросе Института социологии РАН в 2007 году, почти половина опрошенных (49%) дали отрицательный ответ. Это может свидетельствовать о том, что уровень политического участия молодежи за последние годы очевидно вырос.


Рис. 1


Чтобы подтвердить участие молодых людей в общественно-политической жизни, был задан вопрос о формах проявления их участия в данной деятельности. Респондентам было предложено выбрать один или несколько вариантов из четырех, оценив регулярность данного проявления. На рисунках 2, 3, 4, 5 представлено распределение ответов на этот вопрос по каждому варианту.

На рисунке 2 видно, что 55% молодых людей активно участвуют в выборах и референдумах. Чуть менее 21% опрошенных никогда не участвовали в подобных мероприятиях. Можно предположить, что такая ситуация складывается из-за возраста опрошенных студентов. Большинство из них еще не успело проявить активность в этой форме общественно-политической деятельности. Однако подавляющее большинство респондентов (72,4%) знает, что такое выборы и референдумы не понаслышке.

Рис. 2


О невысоком уровне политического участия студентов на муниципальном уровне свидетельствуют следующие данные (рис. 3):


Рис. 3

Анализ данных ответов позволяет предположить, что студенты не воспринимают органы местного самоуправления, как специальные институты, призванные решать многие проблемы граждан, проживающих на определенной территории. Ведь именно данные органы находятся ближе всего к населению и реализуют свои функции фактически напрямую, без посредников. В свою очередь и граждане могут непосредственно и повсеместно контролировать функционирование органов местного самоуправления. Однако результаты проведенного опроса говорят о том, что эти преимущества на практике в нашей стране остаются нереализованными.

Рисунок 4 показывает, как распределились ответы студентов об их участии в политических демонстрациях, шествиях и митингах.


Рис. 4


Как мы видим, уровень участия молодежи в таких мероприятиях очень низок. 62% студентов ни разу не принимали в них участия. Вероятно, молодежь просто не проявляет интерес к данной форме политической активности.

Самым низким уровнем участия характеризуется последняя форма, связанная с написанием писем и обращений в различные инстанции (рис. 5).


Рис. 5

Хорошо видно, что абсолютное большинство молодых людей ни разу не проявляло участия в данной форме общественно-политической деятельности. Можно предположить объяснение данного факта тем, что у опрошенных студентов еще ни разу не возникало необходимости заниматься обращением (в том числе письменным) в различные инстанции.

В целом от 20 до 72% участников данного исследования признали, что никогда не принимали участия в тех или иных формах политической деятельности. Наибольшую политическую активность студенты проявляют при участии в выборах и референдумах. Заметно меньшее участие молодежь принимает в различного рода митингах, демонстрациях и шествиях, а также в написании писем, подаче петиций, обращениях в государственные инстанции.

В следствие этого, есть основания говорить о политической пассивности современных молодых людей. Однако при этом студентов волнуют многие социальные проблемы молодежи.

Это я смогла выяснить, проанализировав ответы ребят на вопрос: «Что в настоящее время Вас волнует и тревожит?». Предлагалось выбрать несколько вариантов ответа из шести и оценить регулярность каждого из них.

Первым вариантом была предложена такая социальная проблема как пьянство и наркомания в молодежной среде (рис. 6).


Рис. 6


На данном рисунке видно, что большинство студентов действительно волнует проблема пьянства и наркомании в молодежной среде. 86% опрошенных дали положительный ответ на этот вопрос. Это подтверждает тот факт, что современная молодежь негативно относится к данному феномену. И это очень важно, так как в будущем именно нынешнему молодому поколению предстоит бороться с этим явлением.

Также очень значимой для студенческой молодежи является проблема преступности и терроризма (рис. 7).

Почти 83% участников опроса высоко оценили данную социально значимую опасность. На мой взгляд, эта проблема весьма конкретна и касается каждого человека. Именно поэтому почти все студенты считают ее актуальной. Ведь, к сожалению, политика нашего государства не предусматривает абсолютной защиты от этой опасности.


Рис. 7


Интересно расположились варианты ответа на вопрос о тревоге относительно трудоустройства молодых людей после окончания ВУЗа (рис. 8).


Рис. 8


На рисунке 8 хорошо видно, что практически все молодые люди (90%) беспокоятся о своей судьбе после получения высшего образования. Для каждого студента важно найти достойную высокооплачиваемую работу сразу после окончания университета. Для подавляющего большинства студентов - это проблема номер один, и многие из них начинают ее решать уже в период студенческой жизни.

Рисунок 9 показывает, что почти всех студентов волнует экономическая ситуация в стране, инфляция и рост цен.


Рис. 9


% молодых людей неравнодушно к проблеме инфляции, роста цен и экономической ситуации в России в целом. На мой взгляд, интерес абсолютного большинства опрошенных к данной проблеме вполне понятен. Ведь именно от экономической ситуации в стране зависит материальное благополучие каждого человека.

В целом результаты проведенного мной исследования показывают достаточно высокий уровень интереса к политической сфере у студенческой молодежи (рис. 10).


Рис. 10


Высоким уровнем интереса к политике обладают 39,7% опрошенных студентов. 43,1% - молодые люди со средним уровнем познавательного интереса к политической сфере жизни общества. Низкий уровень информационных интересов у 12% респондентов. Однако следует отметить, что группа студентов, вообще не интересующихся политикой, представляет всего лишь 3,4% (два опрошенных). На мой взгляд, это незначительный показатель, который является исключением. Такие результаты говорят о том, что современная молодежь интересуется политикой, несмотря на то, что может не проявлять активного участия в различных формах проявления общественно-политической жизни.


Заключение


По итогам данной курсовой работы можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день студенческая молодежь в основной массе своей проявляет интерес к общественно-политической жизни общества. Полученные в ходе моего исследования данные показывают, что студентам небезразлично, как складывается политическая и социально-экономическая ситуация в стране, какие события происходят в мире.

Степень интенсивности интереса молодежи в политическом пространстве довольно высока. Наряду с группой активно интересующихся политикой студентов исследование позволило выявить группы пассивно интересующихся и не интересующихся ею. Активность в данном случае демонстрирует психологическую вовлеченность, глубокое переживание острых социально-политических проблем, стремление занять определенную мировоззренческую позицию. Общий сравнительно низкий уровень интереса студенческой молодежи к участию в политических процессах во многом объективно обусловлен. Спектр интересов молодежи ограничен, прежде всего, проблемами вхождения во взрослую жизнь. Это учеба, проблемы трудоустройства, создание семьи, жилищные проблемы и многое другое, что в молодом возрасте представляется наиболее важным и необходимым. Однако решение данных проблем студенты далеко не всегда соотносят со своим участием в общественно-политической жизни.

Несмотря на это, гипотеза, выдвинутая мной в начале исследования - современная молодежь не проявляет интерес к общественно-политической жизни общества - не подтвердилась. Большинство опрошенных студентов довольно адекватно оценивает роль политики в современном мире, и в рамках моей курсовой работы это было доказано.

Государство всегда старалось привлечь внимание к проблемам подрастающего поколения. На мой взгляд, данный импульс в развитии молодежной сферы возможно реализовать с помощью постоянной поддержки не только на государственном, но и на общественном уровне. Важную роль в решении накопившихся молодежных проблем должны играть сами представители молодого поколения. Вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь во многом определяется уровнем и характером политической культуры её основных социальных групп. Именно социальные интересы в политической сфере и установки студенчества во многом мотивируют характер и направленность политического участия наиболее активной и организованной части российской молодежи в целом.


Список литературы


1.Альфред Адлер // Психология развития. - М.: Школьная пресса, 2000 г.

2.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995.

.Мартиросян София Ашотовна. Социальный интерес в политическом пространстве (Социально-философский анализ): Дис…. канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2005 г.

.Аналитический доклад института социологии РАН «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты». М., 2007 г.

.Социология молодежи. Под ред. В.Т. Лисовского. - СПб: изд-во СПГУ, 1996.

.Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.

.Терминологический ювенологический словарь, 2005 г.


Теги: Факторы, влияющие на формирование системы политического участия  Курсовая работа (теория)  Социология
Просмотров: 35883
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Факторы, влияющие на формирование системы политического участия
Назад