Управление молодежной политикой в Саратовской области

Введение


Актуальность исследования. По данным Росстата 2009 года в России насчитывается 33,009 миллиона молодых граждан, что составляет 23,3% от общей численности населения страны [53, 11]. «Настало время говорить о принципиально новом открытии молодежи, главным в котором является установление точки зрения на молодежь, как минимум, как на возраст, не сводящийся к возрастным особенностям и отклонениям от нормы (незрелость, неразумность и т.п.), а напротив, как на наиболее ценный для нынешнего общества период жизни человека, в котором он более, чем когда-либо, открыт Новому, не зациклен на Старом, активно стремится к самоутверждению и самореализации. Молодежь - это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода. В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к формулировке эвристических подходов, максимально работоспособен» - считает ректор Института молодежи И.М. Ильинский [28, 9].

Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими условиями. Молодой человек в соответствии с этим несет в себе прошлое, настоящее и будущее.

Особо остро проблемы молодежи проявляются во время переломов, смены направленности и темпов социального развития, изменения общественного и государственного устройства. В этих условиях наиболее остро проявляются изменения в характере межпоколенческих взаимодействий, в содержании внутрисемейных, внутригрупповых отношений, в существе норм, регулирующих ценностные ориентации, жизненные планы, поведение молодых людей. По-новому встают вопросы воспитания, социализации, становления и развития молодого поколения.

Молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и в силу своего специфического положения нуждается в присвоении себе духовных и материальных благ, накопленных в обществе в виде образования, жилья, культурных, спортивных сооружений и т.д. Она сразу воспринимает как данность новое, выработанное предшественниками в науке, технике и производстве, в образовании и культуре, литературе и искусстве, во всех сферах жизнедеятельности человека. Ее жизненный старт находится на более высокой ступени, чем был у современных для нее взрослых и пожилых.

Вместе с тем, решение проблем молодежи как приоритетное направление функционирования российского общества находится в стадии формирования. Наряду с этим в общественной жизни и государственной политике ошибочно присутствует надежда на то, что все само по себе устроится в связи с развитием макроэкономических процессов.

Осмысливая роль и значение молодежи в новых условиях, следует отдавать себе отчет в том, что молодежь может явить собой не только потенциал позитивных перемен, но и возможный фактор социальной нестабильности.

Именно поэтому государственная молодежная политика - главный элемент молодежной политики, осуществляемой в стране, и поэтому за контроль над ее формированием и осуществлением идет конкурентная борьба партий, общественно-политических движений и других организованных общественных сил.

Формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны. В этом смысле, молодежь - объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития Российского государства и общества.

Молодежь как социально-демографическая группа имеет ряд свойственных именно ей характеристик и проблем. В виду того, что молодежь - движущая сила в развитии нашего общества и государства, проблемы молодежи и поиск путей их решения носят особо актуальный характер. Очень важно осознавать то что, молодежь остро нуждается в защите и поддержке со стороны общества и государства. Отсутствие внимания общественности к проблемам молодежи, нежелание пойти на встречу и создать условия для полноценного развития может привести к негативным последствиям в масштабе всей страны, а именно: маргинализации населения, снижению интеллектуального уровня, массовой алкоголизации и распространению наркомании, ухудшению генофонда нашей страны. Поэтому внимание к проблемам молодежи очень важно.

От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.

Если учесть эти факторы, то станет очевидной необходимость институционализации участия молодежи в политической сфере, поиска форм взаимодействия власти и молодежи.

То, что данная задача рассматривается как важная на государственном уровне, сформулировал Президент России В.В. Путин, отвечая на вопрос о том, как планируется развивать молодежную политику в России. «…В прежние времена у нас все было регламентировано. У нас функционировал и масштабно действовал Коммунистический Союз Молодежи - комсомол, пионерская организация. Со школы всех принимали в октябрята и так далее, и, конечно, это было чрезмерно политизировано. Но какой-то смысл в этом был, потому что, в общем, до людей доносили наряду с этими идеями чисто политического характера много общечеловеческих и полезных вещей, воспитывали подрастающее поколение в духе преданности, любви к Родине, к Отечеству, много чего было хорошего в этой системе. Все это утрачено, и это не может быть восстановлено в том виде, в котором было» [55].

Государственная молодежная политика является одним из направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти и осуществляется с целью создания оптимальных социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий социального становления и развития молодых граждан, их наиболее полной самореализации в интересах всего общества.

Степень разработанности проблемы. Темой реализации молодежной политики в России занимались многие ученные в различных направлениях: нормативно - правовая база: Иванова С.А., Смирнова А.Н., Опарина М.В.; основные направления молодежной политики: Утенков Г.Н., Федин С.А., Чекмарев Э.В., Рожнов О.А., Луков В.А. и многие другие.

Наиболее существенный вклад в научное осмысление молодежной политики как социального феномена и задачи в области социального управления внесла научная школа социологии молодежи Московского гуманитарного университета. В исследованиях молодежи и молодежной политики заметную роль играют научные школы Института социально-политических исследований РАН (Жан Тощенко) [56]. Проблема содержания государственной молодежной политики и ее управленческой составляющей рассматривается как практическая задача законотворческого процесса и организационных мероприятий в ряде исследований, осуществленных ответственными работниками федеральных и региональных структур по делам молодежи.

Целью курсовой работы является изучение механизмов решения социальных проблем молодежи в Российской Федерации. Из данной цели вытекает ряд задач:

.Рассмотреть понятие и сущность молодежной политики;

.Изучить нормативно-правовую базу молодежной политики;

.Рассмотреть общие понятия и виды молодежных организаций;

.Рассмотреть деятельность органов власти по реализации молодежной политики Саратовской области;

.Выявить проблемы управлению молодежной политикой в Саратовской области;

Объект исследования - направления молодежной политики.

Предмет исследования - механизмы решения социальных проблем молодежи.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют методы теоретического и информационного анализа, методы изучения документов, нормативно-правовых актов, сравнительного анализа, наблюдения, обобщения. Исследование опирается на законы, на работы российских политологов, нормативно-правовые акты, регламентирующие процессы реализации молодежной политики на международном, федеральном и региональном уровнях.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


1. Теоретические основы управления «государственной молодежной политикой»


.1 Понятие и сущность государственной молодежной политики, и ее основные направления


Молодёжная политика является одним из элементов, обеспечивающих функционирование современного государства, появившихся относительно недавно, но уже занявших прочные позиции в обеспечении стабильного функционирования государственно-политической системы.

Понятие «молодёжная политика» как элемента политики государства появилось и оформилось во второй половине ХХ века. Молодёжная политика, как система взаимоотношений государства и молодого поколения, возникла в ответ на усиливающееся участие молодёжи в общественной жизни, появление новых молодёжных организаций и форм протеста, присущих этим организациям.

Исследования молодёжной политики в отечественной социально-политической науке можно разбить на три этапа. До конца 1980-х гг., внимание к данной проблеме уделялось больше на философском и историческом уровнях, проводились исследования в рамках социологии и научного коммунизма. После принятия в СССР в 1991 году закона «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» появились общественно-политические и прикладные работы по тематике молодёжной политики. После «цветных революций» в Грузии, Украине, Киргизии (2003-2005 гг.), проведенных силами молодёжных масс, молодёжная политика стала восприниматься как важный элемент обеспечения стабильности политического процесса.

Для понимания понятия молодёжная политика необходимо определить понятие молодёжь. Впервые в отечественной социологии определение к понятию молодёжь разработал В.Т. Лисовский. Он определил молодёжь, как поколение, проходящее стадию социализации, усваивающее, а в более зрелом возрасте уже усвоившее, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. Понятие было вскоре переработано Лисовским совместно с группой учёных, и в работе «Человек и общество: социальные проблемы молодежи», 1969 г., молодёжь определяется как социальная группа, которая обладает «открытостью», определённой свободой выбора и принятия на себя социальных позиций и ролей.

Эта социальная прослойка очень важна для государства, т.к. молодёжь - это те люди, которые придут на смену правящему в данный момент поколению. Действия государства, партий, государственных и негосударственных учреждений, направленную на работу с молодёжью, называют молодёжной политикой. Обычно она заключается в социализации молодёжи, в её воспитании в соответствии с некими идеалами, в контроле за маргинальными и революционными настроениями, которые всегда царили и царят в молодёжной среде.

Государственная молодежная политика определена как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив, выражающая в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека [2].

Однако понятие государственная молодежная политика до сих пор слабо проработана концептуально. Что такое молодежная политика в категориях государственного управления: социальная поддержка молодежи, строительство жилья для молодых семей, защита интересов молодых специалистов? В Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации (от 18 декабря 2006 года №1760-р) [10] на период 2006-2016 гг. указано, что, молодежь России ? граждане Российской федерации в возрасте от 14 до 30 лет.

Согласно указанной выше Стратегии ? «Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности» [13].

В постановлении Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» [2] указано, что «государственная молодежная политика проводится в отношении граждан Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет». Проект разработан группой специалистов Министерства образования и науки РФ при участии представителей ряда общественных организаций [22, 58]. В обсуждении также приняли участие представители молодежных организаций, эксперты в области молодежной политики и журналисты. Проект был в целом одобрен коллегией Министерства образования и науки 17 августа 2005 года. Как подчеркнул разработчик проекта Стратегии помощник заместителя министра образования и науки РФ по молодежной политике А. Лопухин, в этот документ заложены принципиально новые подходы к решению задач молодежной политики. Впервые в практике государственных стратегий решение задач молодежной политики предполагается осуществлять на основе взаимодействия государства со структурами гражданского общества с привлечением грантовых процедур.

В предложенном проекте Стратегии четко сформированы приоритетные направления государственной молодежной политики [10]:

1. Молодежь и общество: поддержка общественно-значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодежи, молодёжных и детских общественных объединений.

. Молодежь и экономика: содействие занятости молодежи, поддержка молодежного предпринимательства, формирование ориентации на деятельность в сфере управления, разработка и реализация программ развития молодежного предпринимательства.

. Социализация молодёжи: адаптация молодежи к внешней среде и формирование способности принимать правильные решения в различных сферах деятельности.

. Молодежь и здоровое общество: пропаганда здорового образа жизни, охрана здоровья молодежи, проведение информирующих мероприятий различных форм, ограничение влияния вредных для здоровья привычек посредством поддержки действующих и формирования новых общественных объединений указанной направленности.

. Патриотизм молодежи: формирование глубокого понимания молодыми людьми гражданского долга и ответственности за судьбу страны, региона, малой родины.

Цель и принципы реализации Стратегии. Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. Правительство делает упор не на самой молодежи, а на том, какой товар и в каких количествах она может произвести - «реализация потенциала», или, в крайнем случае, как ее этому научить - «развитие потенциала».

Государственная молодежная политика разрабатывается и реализуется в Российской Федерации с учетом социально-экономического развития страны на основе следующих принципов [44, 17]:

выделение приоритетных направлений;

учет интересов и потребностей различных групп молодежи;

участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики;

взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;

информационная открытость;

независимость оценки результатов Стратегии. Стратегия рассматривает приоритетные направления в качестве системообразующих государственной молодежной политики в России.

Проекты, разработанные для реализации приоритетных направлений, будут обращены ко всей молодежи России, откроют возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса, предоставят молодежи возможности деятельности, которые более всего соответствуют ее интересам. Указом Президента РФ №1274 от 24 сентября 2007 года «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» создан Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи функциями которого являются определение государственная молодежная политика и нормативно-правовое регулирование в этой сфере, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере государственная молодежная политика, создание во взаимодействии с общественными организациями и движениями, предоставляющими интересы молодежи, условий для обеспечения здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания, реализации молодежью своих профессиональных возможностей, а также координация деятельности в данной сфере органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации [7].

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Правительство Российской Федерации Постановлением от 29.05.2008 N409 утвердило «Положение о Федеральном агентстве по делам молодежи» и ввело Агентство в ведение Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации[8], которое является контролирующим органом.


1.2 Нормативно-правовая база управления молодежной политикой

молодежный саратовский управление

Центральным императивом в формировании нормативной базы молодежной политики является Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. Многие статьи, которой прямо или косвенно затрагивают права молодежи и являются определяющими в развитии нормативного обеспечения молодежной политики [1]. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. №5090-1 «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в Российской Федерации» в котором представлены основные приоритетные направления государственной молодежной политики Российской Федерации.

Федеральным законом от 28 06.1995 г. 98-ФЗ (ред. от 22.08.2004 г.) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав [48, 15].

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения, относится решение вопросов «об осуществлений региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью». Осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) [5].

Вышеуказанный Федеральный закон №199-ФЗ (ст. 29) дополнил Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава 3 «Вопросы местного значения», пунктами следующего содержания [4]:

организация и осуществление мероприятий по работе с детьми молодежью в поселении (ст. 14, ч. 1, п. 30);

организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью (ст. 15, ч. 1, п. 27);

организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе (ст. 16, ч. 1, п. 34.).

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. №1760-о. Она разработана на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.

Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.

Учитывая тенденции социально-экономического и общественно - политического развития России на среднесрочную перспективу, государственная молодежная политика в Российской Федерации будет реализована по следующим приоритетным направлениям [37]:

) Для вовлечения молодежи в социальную практику и информирование о потенциальных возможностях развития предусмотрены следующие проекты:

«Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд»»;

«Доброволец России»;

«Карьера»;

«Молодая семья России».

) С целью развития созидательной активности молодежи предусмотрены проекты: «Команда» и «Успех в твоих руках».

) Для реализации приоритетного направления, включающего интеграцию молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, предусмотрен проект «Шаг навстречу»,

В рамках каждого проекта Министерством образования и науки Российской Федерации с участием уполномоченных органон по работе с молодежью субъектов Российской Федерации разрабатывается технико-экономическое обоснование, которое будет содержать цели соответствующего приоритетного направления Стратегии, основные федеральные и региональные приоритеты и значения индикаторов государственной молодежной политики. К этой работе будут привлечены научные и молодежные общественные организации. Для привлечения исполнителей приоритетного направлении, прежде всего из числа уполномоченных органов по работе с молодежью субъектов Российской Федерации и общественных организаций, работающих в молодежной сфере, будут проведены конкурсы.

Главным результатом реализации Стратегии должны стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие страны [22].

Молодежная политика на территории Саратовской области осуществляется в соответствии с Федеральным законодательством и законами Саратовской области «О молодежной политике в Саратовской области» от 09.10.2006 г. №94-ЗСО, «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений Саратовской области» от 24.20.2001 г. №50-ЗСО (ред. от 21.12.2004 г.), а также областной целевой программой «Молодежь Саратовской области» на 2006-2010 год принятой Постановлением Саратовской областной Думы 14.12.2005 г. №47-1911, и представляет собой деятельность государства, направленную на создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации лично молодого человека и развития молодежных объединений, движений, инициатив [37]. Документом, регулирующим деятельность органов власти, учреждений, организаций, объединений молодежи является Закон Саратовской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных, объединений» в редакции Закона Саратовской области от 29.12.2004 №135-ЗСО. Настоящий закон определяй общие принципы, содержание, меры и механизм осуществления государственной поддержки региональных (областных) молодежных и детских общественных объединений (далее - молодежные и детские объединения) [14].

Формирование приоритетов и направлений реализации региональной молодежной политики ведется в Саратовской области с 1997 года. Именно с этого года началось создание системы государственной молодёжной политики. С 2000 года работа с молодёжью осуществляется на основе соответствующих программ.

Первая программа была рассчитана на 2000-2002 годы. Она имела целью разработку нормативно-правовой базы, выявление молодёжной проблематики, проведение мониторинга и разработку направлений деятельности в области государственной молодежной политики. Кроме того, она предусматривала содействие формированию организационно-кадровой структуры органов по молодежной политике области и не требовала финансирования [34].

Областная целевая программа «Молодежь Саратовской области» на 2003-2005 годы продолжила развитие правовых, экономических, организационных и социальных условий для реализации региональной молодежной политики, разработку механизмов ряда направлений: гражданского становления, духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни и личностной самореализации молодежи в современных условиях [17].

Основными целями областной целевой программы «Молодежь Саратовской области» на 2006-2008 годы является: создание необходимых условий для самореализации молодых людей, выбор ими своего жизненного пути, ответственное участие во всех сферах жизнедеятельности региона, эффективное функционирование системы патриотического воспитания молодых граждан области [18].

В целях оптимизации и устранения дублирования существующих областных программ в сфере молодежной политики реализация областной целевой программы «Молодежь Саратовской области» на 2006-2008 годы осуществляется в рамках двух подпрограмм: «Социализация молодого поколения» и «Патриотическое воспитание детей и молодежи».

На уровне муниципальных районов действуют нормативные документы, которые детализируют областную программу «Молодежь Саратовской области» применительно к условиям районов. Это - решения представительных органов власти, распоряжения, постановления глав администраций районов по вопросам работы с детьми и молодёжью, распорядительные документы отрасти управлений и комитетов [37].

молодежный саратовский управление

1.3 Общие понятия, виды и формы участия молодежных организаций в реализации молодежной политики


Молодежная организация - некоммерческое объединение молодых людей (до 30-35 лет), совместно реализующих программу или цель организации и действующих на основе определенных правил и процедур (устава) [49].

К началу 1998 года Министерством юстиции Российской Федерации было зарегистрировано 96 молодежных и детских общественных объединений общероссийского уровня; на региональном уровне были зарегистрированы более 500 объединений. Организации - наиболее крупные и многочисленные - устанавливали постоянные контакты с федеральными органами государственной власти по направлениям своей деятельности [58].

Система работы федерального органа исполнительной власти с молодежными и детскими общественными объединениями включала в себя информационное обеспечение и подготовку кадров этих объединений, привлечение их к выполнению государственного заказа, поддержку проектов и программ объединений и другие формы поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и соответствующей подпрограммой Президентской программы «Молодежь России». По многим параметрам форма поддержки сохранилась и до настоящего времени [6].

В этот период начинает формироваться Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой. По состоянию на 31 декабря 1997 г. Федеральный реестр детских и молодежных объединений, пользующихся государственной поддержкой, включал в себя 48 организаций, из них: 32 молодежных и 16 детских; 20 организаций являются общероссийскими, 26 - межрегиональными, 2 - международными [58].

Существенным развитием координационных механизмов в молодежном движении, используемых на федеральном уровне, прежде всего в рамках деятельности Национального совета молодежных и детских объединений, стала работа различных координационных структур на региональном уровне. Советы, «круглые столы», блоки детских и молодежных организаций, а также консультативные органы при законодательных (представительных) органах государственной власти, молодежные парламенты, начали действовать во многих субъектах Российской Федерации. Деятельность данных объединений заключалась в выработке, экспертизе и внесении в органы власти проектов законодательных и нормативных актов по молодежной политике, координации и оказании содействия в реализации проектов и программ молодежных и детских объединений.

В международной деятельности уделялось особое внимание содействию международным молодежным обменам, вовлечению в эти обмены как специалистов по работе с молодежью, так и представителей детских и молодежных общественных объединений России. В 1994-1998 гг. на основе межправительственных Соглашений о сотрудничестве в области науки, культуры и образования, которыми предусмотрена поддержка молодежных обменов, а также пяти межправительственных Соглашений о молодежном сотрудничестве (с Германией, Францией, Италией, Беларусью, Польшей) удалось создать устойчивую систему молодежных контактов, осуществляющих свою деятельность и в настоящее время [52].

Рассматривая деятельность государства в области молодёжной политики в период 90-х годов нельзя не затронуть некоторые общественные объединения, сыгравшие огромную роль в этом процессе. Так одна из них - Российский союз молодёжи, считающая себя приемником Комсомола, ведет свою историю с февраля 1990 года, когда состоялся съезд комсомольских организаций областей, краев и республик в составе РСФСР. На съезде было принято решение о создании комсомола России (ЛКСМ РСФСР) в составе ВЛКСМ. На пленуме ЦК ЛКСМ РСФСР, который прошел вскоре после съезда, впервые с высокой трибуны прозвучали слова о том, что влияние политических партий через молодежные организации на детей и молодежь недопустимо. Поэтому в октябре 1991 года ЛКСМ РСФСР был переименован в Российский Союз Молодежи [51].

Главная цель Российского Союза Молодежи - создание условий для всестороннего развития молодого человека в различных сферах общественной жизни, раскрытия и реализации его потенциала, защиты интересов и прав членов РСМ [51].

Программы РСМ не диктуются государством, а придумываются «снизу», самой же молодежью. Сначала проекты появляются в отдельных регионах, затем наиболее интересные, результативные и перспективные обсуждаются, дорабатываются и становятся межрегиональными или федеральными. Сегодня организацией реализуется более 200 программ различного уровня: от межрегиональгых и федеральных - «Российские интеллектуальные ресурсы», «Лидер», акция «Мы - граждане России!», Юниор-лига КВН и «Российская студенческая весна», до международных - лагерь «Бе-La-Русь», молодёжная карта «EURO <26», и многие другие [51].

Другой организацией, тесно сотрудничающей с государством, координирующей деятельность в настоящее время более чем 70-ти детских и молодёжных, региональных и международных общественных объединений, стал Национальный совет молодёжных и детских объединений России. Изначально, когда 10 января 1992 г. представители 8 организаций подписали учредительный договор и утвердили устав, новая организации была создана для того, чтобы представлять интересы всего организованного молодежного сообщества перед государственными структурами и на международной арене. Создание Национального Совета было поддержано в Указе Президента Российской Федерации №1075 «О первоочередных мерах по развитию молодежной политики в Российской Федерации».

-е годы были отмечены бурным ростом количества молодежных и детских общественных объединений, созданием государственных органов по молодежной политике, принятием федеральных и региональных программ «Молодежь». И во всем этом немалая роль Национального Совета, который был своеобразным примером молодежной кооперации для регионов России. С 1994 года в состав Национального Совета стали активно вступать создающиеся по всей России региональные «советы», «круглые столы» молодежных и детских объединений. В настоящее время Национальный Совет, по сути, стал ресурсным центром для развития молодежного и детского движения России [51].

В период с 2001 по 2005 гг. процесс становления подобных структур был малозаметен: лишь в ряде регионов (в том числе и Саратовской области Постановлением от 17 июня 2004 г.) государственные молодёжные структуры начали свое функционирование [30]. Отличительной чертой их существования в этот период стало совмещение представительской и социальной функций, которые в настоящее время разделены между молодёжными парламентами и молодёжными правительствам соответственно. Во многом эта проблема не решена и до сих пор.

С принятием Стратегии государственной молодёжной политики в РФ в 2006 г. продолжается линия приоритета развития государственных молодёжных структур, созданных при органах власти. Новый виток развития молодёжных правительств и парламентов приходится на 2006 год, и процесс их становления в различных субъектах РФ происходит и в настоящий момент.

Ввиду отсутствия четкого понятия на федеральном уровне, что же есть «молодёжная консультативно-совещательная структура, существующая при исполнительных органах власти» и отсутствуют нормативные документы, регламентирующие их деятельность, с момента организации таких молодёжных объединений и до настоящего времени существует несколько моделей их функционирования. Причем, эти модели отличаются как по организационно-правовой форме существования, так и по направлениям деятельности организации.

Первым типом организации деятельности молодёжных консультативно-совещательных структур, созданных при исполнительных органах власти являются Молодежные советы.

Молодёжный совет создается в целях реализации государственной молодёжной политики и совершенствования форм работы с молодёжью [54].

Особое место в иерархии молодёжных государственных структур занимают муниципальные Молодёжные советы, которые по своим функциям сильно разняться: от просветительско-представительской, до социально - общественной. Это связано со следующими основными факторами [54]:

1. Пониманием роли Молодёжного совета органами муниципалитета, в частности, государственными учреждениями, курирующими вопросы молодёжной политики. В абсолютном большинстве случаев на территории России Молодёжные советы находятся при Главе администрации муниципального образования или района, то есть непосредственно при руководителе аппарата исполнительной ветви власти на местном уровне. Это позволяет Молодёжным советам использовать привилегии своего положения и эффективно сотрудничать с различными ведомствами администрации. Муниципальная власть, в свою очередь, находит в лице Молодёжных советов ресурс, в том числе и человеческий, для реализации государственной молодёжной политики на территории муниципального образования.

. Той смысловой нагрузкой функционирования организации, которую в неё вкладывает региональный орган власти, курирующий молодёжную политику. Для таких организаций характерно преобладание представительской функции, проявление социальной активности сводится к участию в региональных программах и муниципальных мероприятиях по работе с молодёжью.

Проанализировав ряд нормативных документов, регламентирующих деятельность подобных государственных молодёжных структур, мы разделили их на три категории по основным функциям:

. Муниципальные Молодёжные советы социальной направленности;

. Представительские Молодёжные советы;

. Консультативно-совещательные Молодёжные советы.

Другим типом организации деятельности молодёжных консультативно-совещательных структур, созданных при исполнительных органах власти являются Молодёжные правительства. Оно является постоянно действующим консультативным органом при Правительстве области, образуемым в целях вовлечения молодёжи в решение социально-экономических проблем области и участия в формировании кадрового потенциала из числа перспективных молодых специалистов. Деятельность Молодёжного правительства в отличие от Молодёжного совета носит ярко выраженный представительский характер. Молодёжное правительство не ставит своей целью проведение «уличных» акций, направленных на решение каких-либо проблем, а ведет работу по выявлению этих проблем и выработке рекомендаций по их устранению [39].

Также отдельным типом организации деятельности молодежных структур выделяется Молодежный парламент. Наряду с основными целями государственной молодежной политики, обозначенными в Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, молодежный парламентаризм содержит в себе потенциал решения таких актуальных и тонких вопросов современности, как проблемы взаимоотношений законодательных (представительных) и исполнительных органов власти с молодежью и ее объединениями. В числе таких вопросов и лоббирование интересов общества, в том числе молодежи, через государственные органы на этапе законотворческого процесса, повышение правосознания молодежи, роста ее гражданской и, как следствие, политической активности.

Молодёжные парламенты сегодня - это молодёжные консультативно-совещательные структуры, созданные при законодательной ветви власти.

В 2003 году Министерством образования Российской Федерации было опубликовано Инструктивное письмо Минобразования РФ от 24.04.2003 №2 «О развитии молодёжного парламентаризма в субъектах Российской Федерации», которое отражает в себе не только практические рекомендации, но и видение всей ситуации в системе молодёжного парламентаризма в России.

Механизм участия молодежи в управлении государством сегодня несовершенен. Доля молодых граждан в органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления крайне мала. В то же время необходимость налаживания сотрудничества государственных и муниципальных органов власти с молодежью, молодежными общественными объединениями и другими организациями, средствами массовой информации в интересах решения молодежных проблем огромна. Одновременно с этим существует проблема отсутствия на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации комплексных программ, обеспечивающих организованное и последовательное привлечение наиболее подготовленных молодых людей на государственную и муниципальную службу, их эффективное участие в делах страны и ее регионов.

Значительным шагом именно в этом направлении стало создание общественных консультативно-совещательных структур молодежи, к которым относятся различные формы молодежного парламентаризма. Молодежные парламентские структуры, созданные при органах законодательной (представительной) либо исполнительной власти имеют те же уровни, что и государственные органы (уровень Федерации и субъекта РФ) и органы местного самоуправления.

В ряде российских регионов молодежные парламенты (думы, советы, палаты, правительства и др.) имеют реальное право выступать от лица всей молодежи, активно взаимодействуют с властью, способствуют решению проблем молодежи, активизируют позицию самой молодежи в решении своих проблем.

Осознание ценности такого субъекта государственной молодежной политики, как общественные консультативно-совещательные структуры молодежи, выявляет потребность в координации процесса становления их в регионах. Необходима аналитическая работа с целью определения оптимальных моделей молодежных парламентских структур, определения трудностей их становления и роста, выработки системного подхода к исследованию соответствующей практики.

Реализацию социальных программ, регламентирующих деятельность молодежных парламентов, целесообразно осуществлять на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.

Еще раз отметим, что при использовании данного подхода не умаляется значимость какого-либо из направлений деятельности, так как все они являются равнозначными при реализации государственной молодёжной политики. А выявляется приоритетная линия в работе молодёжной структуры.

Но всё же нельзя выделить лучшую модель, так как на практике часто Молодёжный совет, заявленный как структура номинальная, носящая признаки консультативного органа при главе администрации, перерастает в самостоятельную общественную организацию и ставит во главу угла пропаганду социальной активности молодёжи.

Однако существует и другая классификация молодежных организаций. Так, Т.И. Становая предлагает для анализа молодежных организаций существующих сегодня в России использовать специальную систему координат, где учитываются два фактора: отношение к власти и политическая «окраска». Всего получается четыре вида молодежных организаций: работающие в интересах власти, среди которых, условно говоря, консервативные движения - «Молодая гвардия», «Наши», «Россия молодая»; работающие в интересах власти «патриоты», чья идеология национал-патриотическая или левая. Вторая категория - оппозиционные молодежные организации - левые (СКМ, АКМ) и правые «Оборона», «Да!» и множество других. Особняком здесь стоят организации, которые создаются как бизнес-проекты («Пора», московское отделение «Идущих без Путина», «Мы») [51].

) Провластные молодежные организации:

главной уличной провластной молодежной силой призвано стать движение «Наши». Ее фактическим (неформальным) лидером является бывший глава движения «Идущие вместе» Василий Якеменко. Движение «Наши» позиционируют себя как пропрезидентское, антифашистское и антиоранжевое движение (между вторым и третьим активисты движения ставят знак равенства). Они декларируют своей целью «насильственное сохранение» нынешнего строя с мягкой заменой правящей элиты. Главными «мишенями» движения являются либералы и «фашисты»: все те, кто намерен «выходить на улицы» для давления на власть по аналогии «революционных» ситуаций в Грузии и Украине. «Наши» должны стать альтернативной уличной силой против «деструктивных сил», причем агрессивной и готовой на силовые методы борьбы. Конкретизируя, надо сказать, что «Наши» направлены преимущественно против НБП и движения «Оборона»;

новое движение «Молодая гвардия» отвечает всем параметрам создания провластных молодежных организаций: определенное дистанцирование от партии, предложение карьерного роста (участие в различных социально-экономических и культурных программах, обещание продвижения молодых людей в депутаты Госдумы и региональных ЗАКСов), патриотизм, антиоранжевый принцип и название, означающее готовность к борьбе, отсутствие «вождей»;

«Россия молодая» позиционирует себя как сетевая организация: она делится на студенческие отряды, которые якобы и финансируют деятельность движения. Однако в действительности это сугубо локальная организация и никакой действительной «сети» по России у нее нет.

Итак, провластные молодежных организаций, подчеркнуто защищающие существующее политическое руководство, имеют общие черты. Во-первых, это антиоппозиционность, выраженная в общности манифестов: антифашизм (куда включаются и оппозиционные либералы), борьба с «оранжевой угрозой», критика бюрократии. Во-вторых, общность мотивации: ставка на реализацию карьерных амбиций, самореализацию, получение расширенных возможностей продвижения. Мотивация участия в этих организациях носит преимущественно корыстный характер, в то время как идеология здесь либо вторична, либо просто декоративна. В-третьих, движения объединяет подчеркнутая агрессия. В-четвертых, их деятельность контролируется Кремлем.

) Лояльные «патриоты»:

«Евразийский союз молодёжи» (опричники). Евразийская партия носит ярко выраженный антизападный характер, не признаёт либерализм и фактически призывает к возрождению «империи». Для евразийцев как традиционалистов характерно резкое неприятие современного мира и его ценностей, которым противопоставляются ценности сакрального мира Традиции. Среди целей и задач союза особо выделяется противодействие новой волне «бархатных» революций на постсоветском пространстве, ведущей, с точки зрения ЕСМ, к установлению проамериканских режимов. Своими главными противниками они называют партии СПС и «Яблоко», частично «Родина» и КПРФ, а также молодёжное движение «Оборона»;

«Движение против незаконной иммиграции - ярко выраженная праворадикальная организация, которая делает ставку преимущественно на молодёжь. Это новая организация, которая создана на «обломках» других праворадикальных организаций, которые носили маргинальный, внутренне крайне конкурентный характер. В отличие от своих предшественников, ДПНИ позиционирует себя более респектабельно, формально выдвигая не ксенофобские, а вполне конструктивные лозунги. Однако на деле это движение разделяет ксенофобские идеи, поэтому Кремль вынужден дистанцироваться от них;

проще всего ситуация с ЛДПР - её молодёжное отделение «Соколы Жириновского» существует виртуально. Её целями является, также как у всех лояльных Кремлю организаций - борьба с «оранжевой революцией». Однако дальше деклараций ЛДПР не идёт, и активность её молодёжного крыла пока никем не была замечена;

молодёжное движение «За Родину», являются достаточно амбициозными молодыми людьми, которые часто не хотят быть простым молодёжным отделением прокремлёвской партии «Родина». Активисты движения гораздо в большей степени тяготеют к оппозиции, пытаясь расширить свою нишу в молодёжной среде и взять инициативу в свои руки. Основные ценности, которые они защищают - это сильная социальная политика, защита русских и борьба с олигархами. Всё это по большей степени, не противоречит и президентской повестке дня.

) Левая и леворадикальная оппозиция:

«Союза Коммунистической Молодёжи» - молодёжное самоуправляемое общероссийское общественное объединение в форме общественной организации, созданное по инициативе его учредителей на принципах добровольности, открытости, гласности, равенства в правах и обязанностях членов объединения, законности. Политические цели СКМ РФ: 1) содействие построению социализма (общества социальной справедливости, социального согласия и гражданского мира) 2) воспитание молодёжи на основе принципов патриотизма и коммунистического мировоззрения 3) защита прав и интересов российской молодёжи;

«Авангард Красной Молодёжи» - леворадикальное движение, которое призывает к свержению власти революционным путём и установлению коммунизма, возврату СССР. АКМ является молодёжным отделением КПСС.

) Демократическая оппозиция:

«Молодёжное Яблоко - Молодые демократы» - молодёжное внутрипартийное объединение политической партии «Российская объединённая демократическая партия Яблоко». Выступает против построения в России авторитарного режима, борется за гражданское общество, правовое государство и переход к профессиональной армии, участвует в программах экономического, политического, социального, экологического развития России;

движение «Оборона», это гражданская горизонтальная коалиция демократических, правозащитных, экологических и других молодёжных и студенческих организаций, а также частных лиц. Объединение подчеркивает, что является непартийным, направленным не на поддержку какой-либо партии или кандидата в президенты, а на обеспечение гражданских прав и свобод, обеспечение честных выборов и отстаивание результата;

«Да», проявило себя несколькими акциями против цензуры в СМИ, против коррупции ВУЗах и за честность судов (в них принимало участие около 10 человек). Позиционирующей себя как пример нового «продвинутого» поколения политической молодёжи.

К сожалению, другая классификация молодежных организаций еще не разработана. А в данной «системе координат» многие молодежные организации не находят своих «точек», такие как: Молодежный совет, Молодежный парламент, Российский союз молодежи, Российский союз сельской молодежи, а так же официально зарегистрированные некоммерческие молодежные организации.


2. Взаимодействие органов власти и молодежных организаций в решении социальных проблем молодежи


2.1 Основные направления молодежной политики в Саратовской области


Основной целью молодежной политики в Саратовской о6ласти является повышение уровня социальной защищенности и политических, правовых условий и гарантий для наиболее полной самореализации молодежи в обществе. Задачами молодежной политики являются [22]:

1.Защита интересов и обеспечение законных прав молодежи.

2.Привлечение молодежи к нормотворческой деятельности в сфере молодежной политики;

.Предоставление молодежи гарантий в сфере труда, занятости, содействие ее предпринимательской деятельности;

.Создание условий, направленных на физическое, духовное и интеллектуальное развитие молодежи;

.Поддержка молодой семьи;

.Подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, содействие военному и патриотическому воспитанию молодежи;

.Развитие творчества и инициативы талантливой молодежи;

.Содействие предоставлению молодежи достоверной информации, необходимой для ее активного участия во всех сферах общественной жизни;

.Поддержка детей и молодежи с ограниченными физическими возможностями (инвалидов);

.Содействие осуществлению международного молодежного сотрудничества;

.Противодействие распространению в молодежной среде асоциальных явлений;

.Поддержка молодежных и детских общественных объединений;

.создание необходимых условий для работы социальных служб по работе с молодежью;

.Поддержка молодежных средств массовой информации;

.Создание условий для улучшения демографической ситуации в области.

Основными приоритетами молодежной политики в области являются [37]:

1.Признание молодежи как специфической социально-демографической группы;

2.Социальная эффективность;

.Защита прав молодежи, молодежных и детских общественных объединений;

.Доступность и гласность;

.Использование научного подхода;

.Свободный выбор путей реализации молодежной политики в области, отвечающих социальным потребностям и законным интересам молодежи;

.Участие молодежи в лице ее активных представителей в процессе выработки, принятия и реализации решений в сфере Молодежной политики;

.Дифференцированный подход к различным категориям молодежи;

.Комплексность подхода к решению вопросов в сфере молодежной политики.

В соответствии с региональным законодательством основными направлениями молодежной политики являются:

участие молодых граждан в формировании и реализации молодежной политики;

обеспечение занятости молодых граждан;

поддержка талантливой молодежи;

поддержка молодежного предпринимательства;

воспитание молодежи в духе гражданственности и патриотизма.

Таким образом, государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. Государственная молодежная политика разрабатывается и реализуется в Российской Федерации с учетом социально-экономического развития страны на основе выделение приоритетных направлений.

Законодательство в сфере молодежной политики Саратовской области и ее основные направления, тесно переплетается с федеральным, но при этом учитывается специфика региона.


2.2 Органы власти и их деятельность в сферы реализации молодежной политики Саратовской области


Реализацией молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях занимаются отраслевые министерства: образования, культуры, здравоохранения и социальной поддержки, развития физической культуры, спорта и туризма, а также областная комиссия по делам несовершеннолетних [34]. В муниципалитетах реализацией молодежной политики занимаются соответствующие комитеты и управления. Всего деятельностью муниципальных органов по работе с молодежью охвачено более 200 тыс. человек. Значимость молодежной государственной политики определяется тем, что молодое поколение составляет существенную часть граждан Саратовской области - 607,9 тыс. человек (22,9% от общей численности населения), из которых более 230 тыс. - сельская молодежь. Вместе с тем обозначилась тенденция снижения численности молодежи в Саратовской области, вызванная проблемами трансформации современного российского общества. Так, по состоянию на 1 января 2002 года численность молодежи области составляла более 640 тыс. человек, а уже на 1 января 2006 года - около 608 тысяч [37].

Согласно Постановлению губернатора Саратовской области от 31 октября 2003 года №310 «Об изменении структуры органов исполнительной власти Саратовской области» функции по реализации молодежной политики переданы Министерству образования области. В настоящее время деятельность в сфере молодежной политики координирует отдел молодежной политики Министерства образования области [16].

К числу наиболее крупных мероприятий, проведенных Министерством образования в 2006 году и направленных на совершенствование форм работы с детьми и молодежью на местах, являются [37]:

областной конкурс на соискание молодежной премии имени П.А. Столыпина, в котором приняло участие более 150 молодых людей области, 6 из них удостоены премии;

конкурс научных работ студентов высших учебных заведений «Студенческая наука», участниками которого стали более 250 студентов, победителями - 24 человека;

областной конкурс программ и проектов молодежных и детских общественных объединений области - 5 общественных организаций получили финансовую поддержку в реализации проектов; - областной турнир команд КВН, участие делегации Саратовской области в XVII Международном фестивале команд КВН в г. Сочи;

По итогам поездки три саратовские команды: «Наши люди» Саратовского государственного социально-экономического университета, «Страничка юмора» Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, сборная команда Энгельского муниципального образования «Территории Энгельса» - вошли в 140 лучших команд страны и получили право играть в приволжской лиге КВН. Команда Саратовского государственного медицинского университета «Парадокс» вошла в 90 лучших команд России и в 2006 году стала участником игр премьер-лиги команд КВН.

областной фестиваль «Студенческая весна», который в 2006 году прошел под девизом «Твори добро» и объединил 650 тысяч молодых людей области;

По итогам областного фестиваля, министерством сформирована делегация Саратовской области, которая приняли участие в XIV Всероссийском фестивале-финале программ «Российская студенческая весна-2006» в г. Волгограде. По результатам конкурсных выступлений саратовские студенты получили 12 наград (5 исполнителей и 7 коллективов). По общему зачету Саратовская область впервые заняла I место во всероссийском фестивале-финале программ «Российская студенческая весна».

Пятый областной молодежный форум, организованный на базе 5 муниципальных районов области (г. Аткарск, Красный Кут, Маркс, Энгельс, Петровск);

областной конкурс учащихся, студентов и работающей молодежи, занятых на сельскохозяйственных работах в летний период «Урожай-2006», в котором ежегодно принимают участие более 10 тыс. молодых людей;

областной конкурс интернет-проектов в сфере профилактикн наркозависимости, табакокурения, алкоголизации в молодежной среде, областной конкурс на лучшую антирекламу алкогольных, табачных изделий и наркотических средств и другие мероприятия.

В целях привлечения молодежи к участию в социально-экономическом развитии области Постановлением губернатора области от 11 ноября 2005 года №265 создан молодежный совет Саратовской области, включающий представителей всех категорий молодежи.

На основании положения о молодежном совете в его состав входят 3 палаты: палата представителей муниципальных образований области, палата представителей учащейся и работающей молодежи, палата представителей молодежных и детских общественных объединений области [34].

В настоящее время в составе совета представлены 93 молодых человека из всех муниципальных районов области, 12 молодежных и детских общественных объединений, 31 учебного заведения, 10 предприятий области.

На уровне муниципальных образований области созданы и ведут активную работу молодежные советы при главах муниципальных районов области. Активизации работы советов способствует ежегодно проводимый Министерством образования области конкурс на лучшую работу молодежных советов «Твори добро!».

В целях организации межведомственного взаимодействия в сфере реализации молодежной политики Постановлением Правительства Саратовской области от 22 ноября 2005 года №396-П создана межведомственная комиссия по вопросам молодежной политики в Саратовской области.

На уровне муниципальных образований организационно-кадровая структура работы с молодежью начала складываться с 1998 года. После ряда реорганизаций в связи с изменениями федерального и регионального законодательства в настоящее время значительно сократилось число специалистов, работающих в данной сфере, а также распалась ранее выстроенная структура органов молодежной политики.

В соответствии с областной структурой, в 2004 году функций по реализации молодежной политики в 9 муниципальных образованиях области и в одном Закрытом Акционерном Территориальном образовании были переданы в органы управления образованием (Аркадакский, Федоровский, Базарно-Карабулакский, Балашовский, Ершовский, Новобурасский, Ровенский, Ртищевский, Самойловский, ЗАТО п. Светлый). Но в 23 муниципальных образованиях и 1 ЗАТО управление молодежной политикой оставалось в структуре органов по спорту и физической культуре (Александрово-Гайский. Балаковский, Балтайский, Духовницкий, Екатериновский, Калининский, Красноармейский, Краснокутский, Лысогорский. Марксовский, Новоузенский, Озинскцй, Перелюбский, Петровский. Питерский, Пугачевский, Романовский, Саратовский, Советский, Татищевский, Турковский, Хвапынский, ЗАТО Шиханы) [37].

В Аткарском, Вольском, Энгельсском районах и г. Саратове в структуре администраций существовали самостоятельные подразделения по молодежной политике.

В Воскресенском, Ивантеевском и Краснопартизанском районах специалисты по делам молодежи в административных структурах отсутствовали.

В связи с проведенными изменениями в структуре органов исполнительной власти области и местного самоуправления в настоящее время в 17 муниципальных районах области и г. Саратове функции по реализации молодежной политики переданы в органы управления образованием. В 11 муниципальных районах: специалисты по молодежной политике остаются в структуре органов по физической культуре, спорту и туризму, в остальных районах специалисты по молодежной политике находятся в структуре органов иной направленности или непосредственно при администрации. В Саратовском и Перелюбском районах, органов по работе с молодежью в структуре администраций нет.

В ряде муниципальных районов один специалист совмещает функции по молодежной политике с другими направлениями муниципальной деятельности (Аткарский, Краснопартизанскии, Хвалынский, ЗАТО Шиханы и др - районы).

Как показывает практика, совмещение должностных обязанностей не способствует качеству работы по реализации молодежной политики в муниципальных районах области. Понижение статуса приводит к тому, что опытные специалисты теряют заработной плате и вынуждены искать более высокооплачиваемую работу, а также теряется возможность вести эффективное межведомственное взаимодействие.

2.3 Проблемы управления молодежной политикой в Саратовской области


Как показывает сама жизнь, в последние годы в стране, Приволжском федеральном округе и конкретно в Саратовской области в работе с молодежью стали просматриваться определенные позитивные сдвиги. Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации 9 февраля 2007 года выступила с обращением к Президенту РФ - объявить 2009 год годом молодежи». По их мнению, это необходимо в связи с насущной потребностью в более четкой координации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере молодежной политики. Также депутаты просят создать на федеральном уровне самостоятельной структуры управления, занимающейся разработкой и реализацией государственных молодежных программ и координацией инициатив молодежных общественных организаций. Важным событием явилось объявление полномочным представителем в Приволжском федеральном округе А.В. Коноваловым 2007 года годом молодежи в ПФО [37].

В Саратовской области в 2006 году был принят закон Саратовской области «О молодежной политике в Саратовской области» от 09.10.2006 г. №94-ЗСО. Однако та же действительность свидетельствует о том, что в этом направлении предстоит решить немало сложных и актуальных проблем. Прежде всего, на наш взгляд, необходим комплекс действий со стороны различных социальных институтов, управленческих мер по вопросам государственной молодежной политики. Представляется целесообразным сформировать новую, более продуманную правовую базу, регулирующую особенности отношений социальных институтов и молодых граждан в различных сферах. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. 18 декабря 2006 года Распоряжением Правительства Российской Федерации №1760-р утверждена стратегия государственной молодежной политики. Этот документ был подготовлен Министерством образования и науки и рассчитан на период до 2016 года. Примечательно, что в стратегии, хотя и не в полной мере, отражен вызов глобализации. Пожалуй, впервые после длительного периода идейного вакуума четко поставлена задача целенаправленного воспитания самостоятельной, идейной, ответственной молодежи и ее подготовки к жизни. Немаловажное значение имеет обращение к проблеме политической активности молодежи. При всех своих положительных сторонах она носит декларативный характер. Заявка «до 2016» лишь обозначена. Вероятно, было бы целесообразно выделить приоритеты ближней, средней и долгосрочной значимости. Налицо противоречие между перспективой развития общества и государства. Необходимо разработать и принять федеральный закон о молодежи. Следующим шагом для реализации государственной молодежной политики в рамках обновления законодательства должна быть разработана и принята Правительством России долгосрочная (на 10 лет) федеральная программа «Молодежь России». Необходимо учитывать интересы государства в обеспечении экономики квалифицированными кадрами. На наш взгляд следовало бы выработать государственную политику в области развития людских ресурсов, образования, подготовки кадров и непрерывного их обучения. Такой подход, безусловно, активизировал бы работу в сфере молодежной политики и на региональном уровне. Практика реализации приоритетных национальных проектов демонстрирует возможность решения конкретных социальных вопросов, в том числе и молодежных.

Жизнь требует изменить сегодня подходы к реализации молодежной политики, изменить приоритеты, выстроить модели решения молодежных проблем. Безусловно, работа в этом направлении невозможна без выработки параметров эффективности оценки молодежной политики. Выделяется ряд проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, снижающих эффективность работы с детьми и молодежью:

отсутствие глубокой научной обоснованности государственной молодежной политики, логической скоординированности с другими сферами государственной политики, приводящей к определенной искусственной замкнутости молодежной проблематики относительно других направлений деятельности государства (социальная политика, кадровая политика, вопросы обеспечения и соотношения социализации и воспитания и др.);

недостаточная разработанность нормативной правовой базы;

отсутствие соответствующих потребностям инфраструктуры учреждений по работе с молодежью, направлений их деятельности, адекватно отвечающих потребностям, интересам и проблемам молодежной сферы;

недостаточный уровень кадрового и финансового обеспечения работы с детьми и молодежью;

отсутствие на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации системы диагностики и комплексного социального мониторинга состояния молодежной сферы;

отсутствие единого информационного банка данных о действующих в сфере государственной молодежной политики государственных органах управления, их учреждениях, профильных направлениях деятельности, социальных, педагогических, иных технологий работы с молодежью. Устранению названых явлений и следовало бы, как нам представляется, объединить деятельность государственных органов федерального, регионального и муниципальных уровней, разбудить инициативу молодежных организаций и объединений.

Как мы видим проблем реализации молодежной политики в Саратовской области много и они мало, чем отличаются от проблем федерального масштаба. Как показывает практика, во многих районах Саратовской области специалисты по молодежной политике совмещают деятельность по своему направлению с другими. И это не способствует качеству работы по реализации молодежной политики в муниципальных районах области. Понижение статуса приводит к тому, что опытные специалисты теряют заработной плате и вынуждены искать более высокооплачиваемую работу, а также теряется возможность вести эффективное межведомственное взаимодействие. Тем самым временные затраты на решение проблем молодежи увеличиваются.


Заключение


Молодёжная политика является одним из элементов, обеспечивающих функционирование современного государства, появившихся относительно недавно, но уже занявших прочные позиции в обеспечении стабильного функционирования государственно-политической системы.

Понятие «молодёжная политика» как элемента политики государства, как элемент управления молодежью появилось и оформилось во второй половине ХХ века. Молодёжная политика, как система взаимоотношений государства и молодого поколения, возникла в ответ на усиливающееся участие молодёжи в общественной жизни, появление новых молодёжных организаций и форм протеста, присущих этим организациям.

Таким образом, государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. Государственная молодежная политика разрабатывается и реализуется в Российской Федерации с учетом социально-экономического развития страны на основе выделение приоритетных направлений.

В ходе проделанной работы были достигнуты поставленные задачи.

Государственная молодежная политика определена как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив, выражающая в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.

Молодежная организация - некоммерческое объединение молодых людей (до 30-35 лет), совместно реализующих программу или цель организации и действующих на основе определенных правил и процедур (устава).

год стал рекордным по появлению в России молодежных организаций. Молодежь привлекают и правые, и левые, и Кремль, и «Единая Россия», и многие другие. Конкуренция на рынке молодежных организаций резко ужесточилась.

В то же время принято считать, что молодежь продолжает оставаться по большей степени аполитичной, что влечет за собой проблемы ее мобилизации. Однако это всего лишь стереотип.

На сегодняшний день не выработана четкая классификация молодежных организаций, а в научно-практической литературе существуют лишь субъективные мнения по данному вопросу.

Наиболее распространенной классификацией для анализа существующих сегодня в России молодежных организаций можно использовать специальную систему координат, где учитываются два фактора: отношение к власти и политическая «окраска». Всего получается четыре вида молодежных организаций: работающие в интересах власти, среди которых, условно говоря, консервативные движения - «Молодая гвардия», «Наши», «Россия молодая»; работающие в интересах власти «патриоты», чья идеология национал-патриотическая или левая. Вторая категория - оппозиционные молодежные организации - левые (СКМ, АКМ) и правые «Оборона», «Да!» и множество других. Особняком здесь стоят организации, которые создаются как бизнес-проекты («Пора», московское отделение «Идущих без Путина», «Мы»). Однако, в данной «системе координат» многие молодежные организации не находят своих «точек», к сожалению, более полной классификация молодежных организаций еще не разработано. Поэтому в отдельную категорию выделяют формой взаимодействия молодежных объединений и органов власти на разных уровнях, которыми являются существующие молодежные консультативно-совещательных структур при органах власти. Однако ввиду отсутствия четкого понятия на федеральном уровне, что же есть «молодёжная консультативно-совещательная структура, существующая при исполнительных органах власти» и отсутствие нормативных документов, регламентирующие их деятельность, с момента организации таких молодёжных объединений и до настоящего времени существует несколько моделей их функционирования. Причем, эти модели отличаются как по организационно-правовой форме существования, так и по направлениям деятельности организации. Выделяют: Молодежные Советы, Молодежные Правительства и Молодежные Парламенты.

Анализ нормативно-правовой базы по реализации молодежной политики РФ показал низкий уровень изучения концептуальных проблем молодежной политики, вследствие чего очевидна недостаточная проработанность имеющегося законодательства.

Центральным императивом в формировании нормативной базы молодежной политики является Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. Многие статьи, которой прямо или косвенно затрагивают права молодежи и являются определяющими в развитии нормативного обеспечения молодежной политики. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. №5090-1 «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в Российской Федерации», в котором представлены основные приоритетные направления государственной молодежной политики Российской Федерации. Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации (от 18 декабря 2006 года №1760-р) [10] на период 2006-2016 гг., в этот документ заложены принципиально новые подходы к решению задач молодежной политики. Впервые в практике государственных стратегий решение задач молодежной политики предполагается осуществлять на основе взаимодействия государства со структурами гражданского общества с привлечением грантовых процедур.

В предложенном проекте Стратегии четко сформированы приоритетные направления государственной молодежной политики [10]:

1. Молодежь и общество: поддержка общественно-значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодежи, молодёжных и детских общественных объединений.

. Молодежь и экономика: содействие занятости молодежи, поддержка молодежного предпринимательства, формирование ориентации на деятельность в сфере управления, разработка и реализация программ развития молодежного предпринимательства.

. Социализация молодёжи: адаптация молодежи к внешней среде и формирование способности принимать правильные решения в различных сферах деятельности.

. Молодежь и здоровое общество: пропаганда здорового образа жизни, охрана здоровья молодежи, проведение информирующих мероприятий различных форм, ограничение влияния вредных для здоровья привычек посредством поддержки действующих и формирования новых общественных объединений указанной направленности.

. Патриотизм молодежи: формирование глубокого понимания молодыми людьми гражданского долга и ответственности за судьбу страны, региона, малой родины.

Законодательство в сфере молодежной политики Саратовской области и ее основные направления, тесно переплетается с федеральным, но при этом учитывается специфика региона.

Реализацией молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях занимаются отраслевые министерства: образования, культуры, здравоохранения и социальной поддержки, развития физической культуры, спорта и туризма, а также областная комиссия по делам несовершеннолетних. В муниципалитетах реализацией молодежной политики занимаются соответствующие комитеты и управления.

Проблем управления молодежной политики в Саратовской области много и они мало, чем отличаются от проблем федерального масштаба. Как показывает практика, во многих районах Саратовской области специалисты по молодежной политике совмещают деятельность по своему направлению с другими. И это не способствует качеству работы по управлению молодежной политики в муниципальных районах области. Понижение статуса приводит к тому, что опытные специалисты теряют в заработной плате и вынуждены искать более высокооплачиваемую работу, а также теряется возможность вести эффективное межведомственное взаимодействие. Тем самым временные затраты на решение проблем молодежи увеличиваются.


Список литературы


1.Актуальные проблемы социального воспитания студенческой молодежи: мастер. Всероссийская научно - практическая конференция с международным участием (Балашов, 20-21 марта 2008 г.) / под редакцией Л.А. Кабаниной. - Саратов: Изд. центр «Наука», 2008. - 192 с.

2.Амелина А.Н. Государственная молодежная политика сегодня. - М.: ПРИОР, 2006. - 364 с.

.Государственная молодёжная политика в законодательстве РФ, Часть 1-я, 2-я, 3-я / Государственный комитет российской Федерации по молодёжной политике. Институт молодёжи Центр образования молодёжи «Демократия и развитие». - М., 2002.

.Грибанов В.В., Грибанова Т.И. Инициативные, самодеятельные молодёжные движения. - СПб.: Знание, 1991. - 320 с.

.Дмитриева А.Н. Управление муниципальным образованием. - М.: Олма-пресс, 2008. - 326 с.

.Захотий В.М., Тарасенко Н.А. Им жить в XXI веке. - М.: Знание, 1989. - 62 с.

.Иванова С.А. Муниципальное право. - М.: Юридическая литература, 2007. - 468 с.

.Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. Москва, «ГОЛОС», 2001. - 694 с.

.Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М.: Социум, 1999. - 308 с.

.Концепция государственной молодежной политики. - М., 2001. - 31 с.

.Материалы XXVII съезда КПСС. М., 1986; Материалы XXVIII съезда КПСС. М., 1990;

.Молодёжь и право / сборник нормативно-правовых документов Министерства образования и науки Российской Федерации в 4-х ч. - М.: 2006.

.Сборник основных документов по реализации государственной молодёжной политики / Правительство Саратовской области, Министерство по делам молодёжи, спорту и туризму. - Саратов, 1997. - 126 с.

.Смирнова А.Н. Совершенствования муниципальной молодежной политики. - М.: ПРИОР, 2006. - 389 с.

.Пипкина Т.А. Государственная муниципальная политика. - М.: Смарт, 2007. - 366 с.

.Тимофеев А.Е. Муниципальное управление. - М.: Олма-пресс, 2007.

.Утенков Г.Н. Федин С.А., Чекмарев Э.В. Молодежная политика Саратовской области. - Саратов, 2007. - 197 с.

.Эффективная молодёжная политика / сборник методических материалов Министерства образования и науки Российской Федерации. - М.: 2007.

.Эффективная молодёжная политика. Из опыта управления и реализации молодёжной политики в Российской Федерации. - Информационно-методическое пособие. - М.: ИМСГС, 2007. -252 с.


Теги: Управление молодежной политикой в Саратовской области  Курсовая работа (теория)  Социология
Просмотров: 39743
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Управление молодежной политикой в Саратовской области
Назад