Технологии социальной работы с инвалидами

Введение

инвалидность реабилитация социальный

Актуальность темы исследования. Проблема инвалидности и социальной защиты инвалидов одна из важнейших социальных проблем в нашей стране. С настоящее время социальная политика в отношении инвалидов направлена на их реабилитацию и интеграцию в общество. Она принципиально отличается от прежней, которая рассматривала инвалидов как пассивных потребителей материальных благ и была направлена на их изоляцию от общества. Крутой поворот государственной политики в отношении инвалидов произошел с 1995 г., после принятия закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Этим законом положено начало реального создания инвалидам равных возможностей во всех областях жизни и восстановление их социального статуса путем эффективной комплексной реабилитации.

Государство, обеспечивая социальную защищенность лиц с ограниченными возможностями, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидам прав на охране здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав.

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности гораздо выше. В условиях модернизации российского общества инвалидам труднее равноправно конкурировать на рынке труда с полноценными в физическом отношении людьми. В условиях общего роста безработицы их участие в общественном производстве существенно сокращается. Лишь около 650 тыс. инвалидов заняты трудовой деятельностью. Наиболее актуальными задачами социальной работы с инвалидами являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих лицам с ограниченными возможностями вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности.

Особенно тревожно выглядит рост численности детей-инвалидов. Так, по статистическим данным Министерства труда и социального развития РФ, в 2001 г. социальные пенсии получали 344 тыс. детей-инвалидов. В начале 2003 г. их число составило 540 тыс. К категории официально-зарегистрированных органами социальной защиты населения детей-инвалидов, которые находятся на полном государственном обеспечении (83 тыс.) и обучаются в школах интернатах для детей с умственными недостатками и во вспомогательных школах (470 тыс.).

На протяжении последних двадцати лет наблюдается особая заинтересованность проблемами инвалидов со стороны международных организаций. 1981 год был объявлен Международным годом инвалидов. Одним из его итогов стала всемирная программа действий в отношении инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1982 г. Период с 1983 по 1992 г. вошел в историю как десятилетие инвалидов Организации Объединенных Наций.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация является социальным государством, одна из задач которого состоит в обеспечении государственной поддержки инвалидов, что осуществляется в том числе и путем установления государственных пенсий, пособий и других гарантий социальной защиты.

Объект исследования. Люди с ограниченными возможностями.

Предмет исследования. Технологии социальной работы с лицами с ограниченными возможностями..

Метод исследования. Теоретическое обобщение и анализ.

Цель работы. Описание технологии социальной работы с лицами без определенного места жительства.

В работе поставлены и решены следующие задачи:

- изучить понятие и основные виды инвалидности;

изучить нормативно - правовую базу организации социальной работы с лицами с ограниченными возможностями;

рассмотреть основные технологии социальной работы с инвалидами.

Степень научной разработанности. Данная тема рассматривается в трудах Холостовой Е.И., Данакина Н.С., Демидова Т.Е., Карандашева В.Н., Фирсова Н.В., Измерова Н.Ф., Костиной Е.Ю.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав с четырьмя параграфами, заключения и списка использованной литературы.


1. Теоретико-методологические аспекты проблемы инвалидности


.1 Понятие и виды инвалидности

инвалидность реабилитация социальный

«Инвалид», - говорится в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» .

Из определение следует, что все инвалиды нуждаются в социальной защите, однако объем, характер мероприятий и сроки их предоставления определяются конкретно для каждого индивидуума и имеют существенные особенности у разных контингентов больных.

Социальная защита инвалидов включает систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества .

«Ограничение жизнедеятельности, - поясняется в этом же законе, - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации». Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп. По возрасту: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда). По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

способности к самообслуживанию третьей степени (неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц);

способности к передвижению третьей степени (неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц);

способности к ориентации третьей степени (неспособность к ориентации (дезориентация);

способность к общению третьей степени (неспособность к общению);

способности контроля за своим поведением третьей степени (неспособность контролировать свое поведение).

Критерием для установления второй группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

способности к самообслуживанию второй степени (способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) помощи других лиц);

способности к передвижению второй степени (способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц);

способность к трудовой деятельности третьей, второй степеней (неспособность к трудовой деятельности, способность к трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц);

способность к обучению третьей, второй степеней (неспособность к обучению, способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях);

способность к ориентации второй степени (способность к ориентации, требующая помощь других лиц);

способность к общению второй степени (способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц);

способность контроля за своим поведением второй степени (способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц).

Ограничение способности к обучению второй и третьей степеней может быть основанием для установления второй группы инвалидности при сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности за исключением учащихся, у которых ограничение только способности к обучению второй, третьей степеней может обусловить необходимость установления второй группы инвалидности. Критерием для определения третьей группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким незначительным или

умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к нерезко или умеренно выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию:

способности к самообслуживанию первой степени (способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств);

способности к передвижению первой степени (способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращения расстояния);

способности к обучению первой степени (способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала));

способности к трудовой деятельности первой степени (способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии);

способности к ориентации первой степени (способность к ориентации при условии использования вспомогательных средств);

способности к общению первой степени (способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации).

Ограничение способности к общению первой степени и способности к обучению первой степени может быть основанием для установления третьей группы инвалидности преимущественно при их сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности.

Критериями установления инвалидности без срока переосвидетельствования являются: невозможность устранения или уменьшения социальной недостаточности инвалида вследствие длительного ограничения его жизнедеятельности (при сроках наблюдения не менее 5 лет), вызванного нарушением здоровья со стойкими необратимыми морфологическими изменениями и нарушениями функций органов и систем организма; неэффективность реабилитационных мероприятий, что приводит к необходимости долговременной (постоянной) социальной защиты; другие критерии, предусмотренные действующим законодательством.

Вместе с группой инвалидности больному определяется причина инвалидности, от которой во многом зависит уровень социальной защищенности инвалида (размер пенсии, льготы, компенсации). При определении причин инвалидности большое значение имеют юридические факторы, т.е. те документы, которые послужили основанием для установления определенной причин инвалидности. БМСЭ устанавливает следующие причины инвалидности:

инвалидность вследствие общего заболевания;

инвалидность с детства;

инвалидность в результате трудового увечья;

инвалидность от профессионального заболевания;

причина инвалидности у бывших военнослужащих;

причинная связь инвалидности с последствиями радиационных воздействий.

Алгоритм работы по социальной защите инвалидов включает в первую очередь диагностику социальных и личностных проблем. Источником социальных и личностных проблем инвалидов является ограничение их жизнедеятельности вследствие заболеваний, травм, дефектов базируется на компенсации последствий болезни, которая получила развитие в Международной номенклатуре нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности.


1.2 Нормативно-правовая база социальной работы с инвалидами.


Инвалидность - важная социальная проблема, решать которую приходится каждому обществу. Масштаб инвалидности в каждой стране зависит от множества факторов, в том числе социально-экономических, экологических, политических, которые составляют основу для формирования социальной политики государства. В России люди с ограниченными возможностями составляют около 7% населения.

По Конституции Российской Федерации наша страна является социальным государством, и приоритет социальной политики - защита граждан, в том числе инвалидов. Политика по отношению к инвалидам направлена на то, чтобы дать им возможность участвовать к экономической и общественной жизни. Этот вопрос основных прав человека, и законодательство должно гарантировать каждому эти права.

Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует, что социальную работу с лицами, имеющими инвалидность, необходимо осуществлять на основе и с учетов нормативно-правовой базы документов мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.), законодательных актов Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, законов и подзаконных актов ССР, РСФСР и Российской Федерации.

Общей основой и руководством для принятия мер в национальном и международном плане в области защиты прав инвалидов, предупреждения инвалидности, вызванной физическими и умственными ограничениями, и оказания инвалидам помощи в развитии их способностей в самых различных областях деятельности, а также содействия по включению их в нормальную жизнь общества является Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей 9 декабря 1971 г. .

В соответствии с Декларацией инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства; несмотря на происхождение, характер и серьезность увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, т.е. в первую очередь право на удовлетворительную жизнь, которая должна быть как можно более нормальной и полнокровной.

В целях привлечения внимания мировой общественности к проблемам инвалидности и изучения потенциальных возможностей этой группы населения, а также изучения возможностей наиболее полно реализовать вклад инвалидов в процесс развития с 1983 по 1992 гг. проводилось Международное десятилетие инвалидов Организации Объединенных Наций. По решению ООН 3 декабря считается Международным днем инвалидов.

В российском законодательстве права инвалидов зафиксированы в таких важнейших документах, как Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., Закон Российской Федерации «О защите инвалидов в Российской Федерации» от 20 июля 1995 г., Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые Верховным советом Российской Федерации 22 июля 1993 г., Указы Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» и «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 2 октября 1992 г., постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» от 5 апреля1993 года .

Основным является Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который был принят в 1995 г. Впервые целью государственной политики объявлено не только социальное обеспечение инвалидов, а предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод. В законе даны принципиально новые значения основных понятий: «инвалид», «реабилитация», «социальная защита инвалидов», обозначена компетенция федеральных и региональных органов власти в решении этих вопросов, определена ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности. Законодательно закреплено создание специальных институтов - государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов. На них возложены функции оценки ограничений жизнедеятельности, разработки и проведения реабилитационных мероприятий, восстановление социального статуса инвалида, его материальной независимости .

Нормативно-правовая база определяет порядок признания человека инвалидом; утверждено соответствующее Положение об этом. В основу определения инвалидности заложены принципиально новые критерии, характеризующие не утрату способности к труду в обычных условиях, а нарушения жизнедеятельности человека. Совместным постановлением Минтруда и Минздрава России утверждены классификация и временные критерии, используемые при медико - социальной экспертизе.

Минтрудом России разработаны документы «О соблюдении законодательства по медико-социальной экспертизе при свидетельствовании военнослужащих», «О порядке освидетельствования граждан, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации», «Об утверждении формы направления детей до 16 лет на освидетельствование в учреждения медико-социальной экспертизы».

Одно из направлений реабилитации инвалидов Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» рассматривает формирование доступной для них среды жизнедеятельности. Ст. 15 и 16 Закона содержат положения об обязанности органов и организаций независимо от организационно - правовых форм собственности обеспечить свободный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственное пользование общественным транспортом, средствами связи и информации.

Постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены целевые программы ранней диагностики заболеваний, ведущих к инвалидности, а также методы их лечения и профилактики тяжелых осложнений (сахарного диабета, туберкулеза и т.д.) Государство гарантирует оказание инвалидам квалифицированной медицинской помощи, бесплатное обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения. Восстановительное лечение и реконструктивная хирургия осуществляются за счет средств обязательного медицинского страхования. Порядок показания всех видов медицинской помощи инвалидам определен рядом нормативных актов Правительства РФ.

Определенные шаги сделаны для создания нормативно-правовой базы в области реабилитации инвалидов. В законе «О социальной защите инвалидов в РФ». Государство законодательно определило меры эффективного медицинского обслуживания инвалидов. Постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены целевые программы ранней диагностики заболеваний, ведущих к инвалидности, а также методы их лечения и профилактики тяжелых осложнений (сахарного диабета, туберкулеза и т.д.)

Государство гарантирует оказание инвалидам квалифицированной медицинской помощи, бесплатное обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения. Восстановительное лечение и реконструктивная хирургия осуществляются за счет средств обязательного медицинского страхования. Порядок показания всех видов медицинской помощи инвалидам определен рядом нормативных актов Правительства РФ.

Определенные шаги сделаны для создания нормативно-правовой базы в области реабилитации инвалидов. В законе «О социальной защите инвалидов в РФ» глава 3-яполностью посвящена вопросам реабилитации инвалидов, содержит понятия основных аспектов реабилитации, федеральной базовой и индивидуальной программ реабилитации.

В развитие закона изданы распоряжение Правительства Российской Федерации «О государственной службе реабилитации инвалидов», постановление Минтруда «Об утверждении примерного положения об индивидуальной программе реабилитации инвалида», совместное постановление Минтруда, Минздрава и Минобразования России «Об утверждении примерного положения о реабилитационном учреждении». Однако несмотря на определенные прогрессивные изменения в сфере образования инвалидов, для реализации этого права еще не в полной мере созданы условия. Так, нередко ребенок-инвалид с детства изолирован от общества, что сужает его возможность получить образование. Учреждения общего образования, в которых инвалиды могли бы учиться на равных со здоровыми людьми, практически отсутствуют. Обучение в специализированных образовательных учреждениях ведется в условиях общения инвалидов преимущественно друг с другом и затрудняет их интеграцию в общество .

Основное направление развития социального законодательства в отношении инвалидов связано с разработкой проекта закона «О реабилитации инвалидов в РФ». Цель закона - формировать систему реабилитации инвалидов как составную часть охраны общественного здоровья. Реабилитация инвалидов должна проводиться в соответствии с индивидуальными программами, предусматривающими реализацию потенциала каждого человека в основных направлениях реабилитации - социальной, профессиональной, медицинской, психологической.

Концепция разрабатываемого закона рассматривает реабилитацию инвалидов как систему и процесс, ориентированные на создание нового социального продукта - реабилитированного человека, который активно преодолел ограничения жизнедеятельности, интегрировал в общество и достиг относительной независимости. В свете этого реабилитационный процесс можно рассматривать как передовую ресурсно-восстанавливающую и ресурсно-сберегающую технологию.


2. Технологии социальной работы с лицами с ограниченными возможностями


.1 Социальное обслуживание как технология социальной работы с инвалидами


Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Для осуществления социального обслуживания формируется государственная система социальных служб, в которую входят как государственные предприятия и учреждения других форм собственности. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания и утверждаются Правительством Российской Федерации .

Для развития социального обслуживания необходима сеть учреждений, которые дифференцируются по характеру предоставляемых услуг на следующие виды:

Учреждения для оказания стационарного социального обслуживания инвалидов (пансионаты, дома-интернаты, специализированные санатории, дома сестринского ухода, реабилитационные центры стационарного типа);

Учреждения для полустационарного и надомного социального обслуживания на платной и бесплатной основе (территориальные центры социальной защиты населения, амбулаторные центры реабилитации);

Учреждения для транспортного обслуживания инвалидов (специализированные таксомоторные парки, аренда транспортных средств).

Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных их учреждениях либо по договорам, заключенным органами соц. защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности (ст. 5 Закона). Социальные услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях с согласия обслуживаемых может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора. Лица, заключившие трудовой договор, получают право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительность 30 календарных дней.

Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе:

1. Социальное обслуживание на дому. Является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также защиту их прав и законных интересов. Социальное обслуживание на дому осуществляется соответствующими отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты. Лицам, страдающим психическими расстройствами в стадии ремиссии, туберкулезом в неактивной форме, тяжелыми заболеваниями, в том числе и онкологическими, проводится медико-социальное обслуживание на дому, осуществляемое специализированными отделениями муниципальных центров социального обслуживания или при органах здравоохранения. В штаты отделений вводятся медицинские работники.

2. Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания.

Включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. На полустационарное социальное обслуживание принимаются граждане, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.

3. Стационарное социальное обслуживание. Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении, а также на создание им наиболее адекватных условий жизнедеятельности, проведение реабилитационных мероприятий, обеспечение ухода, медицинской помощи, организацию и досуга.

Кроме того, граждане, проживающие с стационарных учреждениях социальной защиты, имеют право на:

условия проживания, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям;

уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь;

бесплатную специализированную помощь, в том числе зубопротезную, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, бесплатную протезно-ортопедическую помощь;

социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;

медико-социальную экспертизу;

Срочное социальное обслуживание.

Осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, и включает следующие социальные услуги: разовое обеспечение горячим питанием, одеждой, обувью, материальной помощью, содействие в получении временного жилого помещения, организацию юридической помощи, работу с семьями, организацию досуга, консультативную помощь в обучении, профориентации и трудоустройстве инвалидов, обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем инвалидов, правовую помощь и др.

4. Социально-консультативная помощь. Направление на адаптацию инвалидов в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Организацией и координацией социально-консультативной помощи занимаются муниципальные центры социального обслуживания, а также органы социальной защиты населений, которые создают для этих целее соответствующие подразделения.

Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты. Бесплатно оказываются следующие виды социальных услуг:

одиноким гражданам (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума;

инвалидам, имеющим родственников, но получающим пенсии ниже прожиточного минимума;

инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.

Государственный сектор социального обслуживания включает органы управления социального обслуживания РФ, субъектов РФ, а также учреждения, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ.

Муниципальный сектор социального обслуживания включает местные органы управления социального обслуживания и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги. Местные органы управления социального обслуживания несут ответственность за обеспечение качества, доступности и развития сектора социального обслуживания на подведомственных территориях, обеспечивают контроль государственных стандартов качества социального обслуживания, предоставляют учреждениям помещения для организации социального обслуживания и выделяют площади для создания специальных производств для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями.

Вместе с тем, вся эта система не в состоянии в настоящее время компенсировать и преодолеть трудности, с которыми сталкивается инвалид, особенно на первых этапах адаптации к новым условиям существования и жизнеобеспечения. Как правило, для большинства из них инвалидность связана с ухудшением материального положения, утратой прежних социальных связей и статуса; это положение усугубляется ощущением оторванности от внешнего мира, с психологической подавленности и одиночества. Психологические проблемы при этом испытывают не только инвалиды, но и их близкие, родственники.

С наступлением инвалидности возникают реальные трудности как субъективного, так и объективного характера, связанные с адаптацией к новым жизненным условиям. Инвалиду во многом затруднен доступ к образованию, трудоустройству, культурным и спортивным мероприятиям; общественный транспорт практически не приспособлен для инвалидов - все это еще в большей степени способствует возникновению у них ощущения оторванности от мира. Инвалид как бы обособлен от общества, остается один на один со своими собственными проблемами.

Замкнутое пространство, ограниченность общения приводят к возникновению у инвалидов нервных расстройств, что вносит дополнительные трудности в их обслуживание. Помочь инвалиду преодолеть это состояние, приспособиться к новой среде жизнеобитания и призвана социальная работа, и в первую очередь, в области реабилитации.


2.2 Реабилитация и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями


В Российской Федерации вопрос о реабилитации инвалидов впервые подвергся серьезному обсуждению в 1995 г. входе разработки Федеральной программы «Социальная поддержка инвалидов» и подготовки проекта закона» О реабилитации (медицинской, профессиональной и социальной) инвалидов», который так и не увидел свет.

ФЗ от 20.07.95 содержит определение понятия «реабилитация». Согласно ч. 1 ст. 9 данного Закона под реабилитацией следует понимать систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Международное законодательство рассматривает реабилитацию как процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, психологического и социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости (п. 23 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов) .

Действительно, реабилитацию нельзя рассматривать только как систему мер, поскольку система - это прежде всего определенный порядок в расположении и связи частей какого-либо явления, форма его организации. Реабилитация - это еще и процесс, ход развития изменений в состоянии инвалида, на достижение которых она направлена, в некотором смысле даже смена самих этих состояний на пути достижения наилучшего. В связи с этим представляется более логичным определить реабилитацию как процесс осуществления системы мер различного характера, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением

здоровья со стойким расстройством функций организма. В настоящее ФЗ от 20.07.95 и изданные в соответствии с ним подзаконные акты не полностью содержат необходимый понятийный аппарат. С целью унификации действующего законодательства предлагалось, например, закрепить в тексте ФЗ от 20.07.95 определение технических средств реабилитации, в соответствии с которым технические средства реабилитации - это «устройства», содержащие технические решения, в том числе и специальные, используемые для компенсации и устранении стойких ограничений жизнедеятельности. При этом в зависимости от вида ограничений жизнедеятельности технические средства реабилитации следует классифицировать следующим образом:

средства для передвижения, включая транспортные средства;

специальные средства для самообслуживания и ухода;

специальные средства для ориентирования, общения и обмена информацией;

специальные средства для обучения и занятия трудовой деятельностью;

протезно-ортопедические изделия;

специальная одежда и ортопедическая обувь;

специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь для инвалидов.

Как уже отмечалось выше, ФЗ от 20.07.95 рассматривает реабилитацию инвалидов как совокупность трех составных частей: медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Под медицинской реабилитацией понимают восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование. Очевидно, на основе этих представлений о медицинской реабилитации и надо проводить различие между ней и лечением, которое имеет целью предотвращение непосредственной опасности для жизни и здоровья, вызванной болезнью или увечьем в результате несчастного случая. Реабилитация же составляет следующий за лечением этап, имеющий восстановительный характер.

Профессиональная реабилитация включает в себя профессиональную ориентацию, профессиональное образование, профессиональную и производственную адаптацию, трудоустройство. В построении отечественной системы профессиональной реабилитации инвалидов можно успешно использовать зарубежный опыт.

Целью реабилитации лиц с ограниченными возможностями должна быть не только ликвидация болезненных проявлений, но и выработка у них качеств, помогающих более оптимально приспособиться к окружающей среде. В этой связи особое значение при проведении реабилитационных мероприятий приобретает экспертиза трудоспособности и рационального трудоустройства.

Основной формой обеспечения жизнедеятельности инвалидов трудоспособного возраста является обеспечение их занятости. Гарантией трудовой занятости лиц с ограниченными возможностями выступает повышение их конкурентоспособности на рынке труда. С этой целью федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ проводят следующие мероприятия:

Осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений инвалидов;

Установление в организациях независимо от организационно-правовых форм собственности квоты для приема на работе инвалидов и максимального количества специальных рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

Резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями;

Стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.

Порядок решения этих задач регламентирован Указом Президента РФ №395 от 25.03.93 г. «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов». Обеспечение занятости инвалидов - сложная межведомственная проблема, но ведущая роль в ее решении принадлежит службе занятости, на которую возложены:

анализ рынка труда инвалидов;

разработка предложений по проведению государственной политики в области профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями и обеспечения их занятости;

организация работы по профессиональному консультированию, профессиональной ориентации, подготовке и переподготовке безработных инвалидов;

сохранение и создание рабочих мест и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями;

подготовка предложений о размере части финансовых средств Государственного фонда занятости населения РФ, которые должны использоваться исключительно на профессиональную реабилитацию и обеспечение занятости инвалидов.

Одно из самых важных мероприятий, направленных на обеспечение занятости инвалидов - это квотирование рабочих мест. Квота для приема на работу лиц с ограниченными возможностями устанавливается всем организациям (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности), численность работников которых составляет более 30 человек. Организация рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями должна быть адаптирована к дефекту больного. Поэтому работодатель должен не просто выделять в счет квоты имеющиеся на производстве рабочие места, но создавать специализированные рабочие места, т.е. такие, которые требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида. Инвалиды, как и все лица наемного труда, имеют право на охрану труда, т.е. систему обеспечения безопасности жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, включающую правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Работодатель обязан принимать на работу лиц с ограниченными возможностями с соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, создавая для них в необходимых случаях льготные условия труда (ст. 157 КЗоТ РФ). Льготные условия труда могут быть организованы путем установления индивидуального режима труда и отдыха, снижения норм выработки, гибкого рабочего дня, неполного рабочего времени, работы на дому.

Обеспечение занятости инвалидов - сложное государственное мероприятие. Условиями, гарантирующими эффект решения этой социальной проблемы, являются: совершенная нормативная база, регулирующая общественные отношения в вопросах трудового устройства лиц с ограниченными возможностями; экономические рычаги действия квотирования предприятий; наличие научно обоснованных методик организации специализированных предприятий, цехов, рабочих мест, оценки эффективности трудоустройства инвалидов.

В последние годы принципы решения проблем инвалидности и инвалидов значительно изменились. Во главу угла поставлена многопрофильная реабилитация людей с ограниченными возможностями, их активная интеграция в общественную жизнь. Важным звеном реабилитации является трудоустройство лиц с ограниченными возможностями, поскольку он может по средствам своего труда обрести независимость и стать полноценным членом общества.


Заключение


Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими дефектами, потофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями. В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классический подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.

Иными словами, инвалидность - это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом. Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром. В нашей стране, как и во всем мире, в последнее десятилетие наблюдается значительное увеличение численности лиц с ограниченными возможностями. Тенденция ее к росту инвалидов требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества.

Инвалиды в РФ обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ и другими законодательными актами. Однако изменение социального статуса лица с ограниченными возможностями, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.

Для защиты прав и интересов инвалидов в России существует общее и специальное законодательство. Общее законодательство направлено на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Так, в отличие от законодательства некоторых стран, права инвалидов как политические, так и гражданские, не оговариваются отдельно, а предоставляются им наряду со всеми гражданами России, подчеркивая тем самым их равноправие. Специальное законодательство направлено на решение вопросов, связанных со специфическими потребностями инвалидов, с принятием специальных мер в отношении к ним в таких сферах, как образование, занятость, реабилитация, здравоохранение, физкультура и спорт, культура.

С наступлением инвалидности возникают реальные трудности как субъективного, так и объективного характера, связанные с адаптацией к новым жизненным условиям. Инвалиду во многом затруднен доступ к образованию, трудоустройству, культурным и спортивным мероприятиям, общественный транспорт практически не приспособлен для инвалидов - все это еще в большей степени способствует возникновению у них ощущения оторванности от мира. Инвалид как бы обособлен от общества, остается один на один со своими собственными проблемами. Замкнутое пространство, ограниченность общения приводят к возникновению у инвалидов нервных расстройств, что вносит дополнительные трудности в их обслуживание.

Помочь инвалиду преодолеть это состояние, приспособиться к новой среде жизнеобитания и призвана социальная работа, и в первую очередь, в области реабилитации. Развитию социальной работы с инвалидами в целях их интеграции должно способствовать создание сети реабилитационных центров для лиц с ограниченными возможностями, где осуществлялись бы профориентаций, профобучение, консультирование по психологическим, правовым и организационным проблемам; предлагалась бы конкретная помощь по обеспечению в трудоустройстве. Основной задачей социальной работы с инвалидами является объединение усилий как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями. Основными социально-экономическими и социально-демографическими показателями, характеризующими положение инвалидов в обществе, являются: участие в трудовой и общественной деятельности, размеры заработной платы и пенсий, уровень потребления товаров длительного пользования, жилищно-бытовые условия, семейный статус, образование. Таким образом, можно констатировать, что задачи нашей курсовой работы решены, цель достигнута.


Список использованной литературы


1. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов. - М.: 2008. - 280 с.

. Гарань А.Г. Реабилитация инвалидов. - М.: 2009. - 350 с.

. Гончарова Л.А. Социальная помощь инвалидам. - М.: 2008. - 245 с.

. Гусева Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в РФ. - М.: 2009. - 508 с.

. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. - М.: 2013 - 195 с.

. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. - М.: 2005. - 160 с.

. Кавокин С.А. Реабилитация и занятость инвалидов. - М.: 2004. - 250 с.

. Костина Е.В. Концепция социальной защиты инвалидов в РФ. - М.: 2009. - 170 с.

. Осадчих А.Н. Законодательная основа социальной политики в отношении инвалидов // Журнал социальная работа - М., №1, 2009 г. с. 47-51.

. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты. - М.: 2011. - 280 с.

. Седакова А., Коротков А. Социальная политика и проблемы инвалидности. - М.: 2008. - 245 с.

. Холостова Е.И. Теория и методика социальной работы. - М.: 1998. -190 с.

. Холостова Е.И. Теория и история социальной работы. - М.: 2008. -304 с.

. Холостова Е.И. Технология социальной работы. - М.: 2007. - 360 с.

. Фирсов Н.В. Технология социальной работы. - М.: 2008. - 350 с.


Теги: Технологии социальной работы с инвалидами  Курсовая работа (теория)  Социология
Просмотров: 61081
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Технологии социальной работы с инвалидами
Назад