Структура органов управления государственной молодежной политикой Саратовской области

Содержание


Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы государственной молодежной политики

.1 Понятие и сущность государственной молодежной политики

1.2 Нормативная база реализации молодежной политики

Глава 2. Структура органов управления государственной молодежной политикой Саратовской области

.1 Структурные особенности органов управления государственной молодежной политикой Саратовской области

.2 Программные методы реализации молодежной политики в Саратовской области

Заключение

Список литературы


Введение


Проблемы молодежи в современных условиях приобретают исключительно важную значимость. Открытость современного российского общества, его радикальная модернизация диктуют необходимость выработки такой молодежной политики, которая ограничивала бы "утечку мозгов", открывала простор индивидуальному творчеству, расширяла возможности формирования прочного человеческого капитала в России.

Общие тенденции развития мировой цивилизации показывают, что инвестиции в молодежь окупаются многократно. А если иметь в виду увеличение доли молодого поколения в общей численности населения, то в принципе даже при экстенсивном развитии производства возможен экономический бум. Ныне в мире насчитывается более 6,5 млрд. человек. Из них молодые люди в возрасте 12-24 лет составляют 1,5 млрд. человек. Тенденция роста молодежи в составе общества характерна и для России. На 1 января 2010 года здесь проживало 36 млн. молодых граждан в возрасте 14-29 лет; а к концу 2013 года их число достигло 39,6 млн. человек или 27% от общей численности населения страны.

В современных условиях молодежь все чаще рассматривается как важнейший стратегический ресурс страны. Именно в этой категории граждан фокусируются перспективы не только экономического роста, ко и суверенитета, устойчивого развития страны, осуществления государственной внешней и региональной политики, развития духовно-нравственного потенциала. Инновационный путь развития российского общества также в значительной степени будет зависеть от молодежи. И, наконец, молодые люди - это родители в будущем. От того, как они будут относиться к своим обязанностям по воспитанию детей, во многом будет зависеть качество человеческого капитала.

Следовательно, молодежная политика современной России представляет собой важнейшее стратегическое направление общей политики государства. К сожалению, ее современное состояние не позволяет решить целый ряд молодежных проблем, не может способствовать эффективной социализации молодого поколения. Более того, продолжает сохраняться противоречие, при котором формирование содержания и направлений деятельности в молодежной среде происходит на общегосударственном уровне, а условия для воспитания, развития, самоорганизации молодежи создаются в основном в регионах.

Региональный фактор молодежной политики становится необходимой социальной инновацией, ключевым фактором развития территорий. Вместе с тем, региональные аспекты формирования молодежной политики продолжают оставаться малоизученными. В этой связи нами предпринята попытка выявить проблемы и перспективы развития молодежной политики в Саратовской области.

К анализу проблем молодежной политики в обществе обращались отечественные и зарубежных ученые. В отечественной науке к данной проблеме первыми обратились Н. А. Рыбников, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. В дальнейшем различные аспекты молодежной политики разрабатывались в трудах Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Шубкина и других.

Все вышеизложенное определяет актуальность данной темы.

Исходя из актуальности, целью данной работы является исследование проблемы нормативно - правовой базы и структуры органов управления молодежной политикой на терртории Саратовской области.

Задачами работы являются:

. Исследовать понятие и сущность государственной молодежной политики

. Проанализировать нормативную базу реализации молодежной политики Саратовской области

. Исследовать структурные особенности органов управления государственной молодежной политикой Саратовской области

. Исследовать программные методы реализации молодежной политики в Саратовской области

Объект исследования - нормативно - правовая база и структура органов управления государственной молодежной политикой Саратовской области

Предмет исследования - особенности нормативно - правовой базы и структуры органов управления государственной молодежной политики Саратовской области.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты проблемы государственной молодежной политики


.1 Понятие и сущность государственной молодежной политики


Молодежный социум не является саморазвивающейся системой, его жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими условиями.

Молодежный социум включает в себя различные категории молодежи, которые имеют различные возрастные и профессиональные характеристики, а также различные ценностные установки и жизненные ориентиры. К ним относятся:

школьная молодежь в возрасте до 18 лет;

студенческая молодежь системы среднего

профессионального образования;

студенческая молодежь системы высшего образования;

молодежь допризывного возраста:

молодежь, уволенная с военной службы;

работающая молодежь:

семейная молодежь;

этнические группы молодежи.

Субъектами правоотношений, возникающих в сфере молодёжной политики, являются:

молодые граждане (молодежь);

молодежные парламентские структуры;

молодежные и детские общественные объединения;

органы государственной власти области, реализующие молодежную политику;

органы местного самоуправления;

специализированные учреждения по работе с молодежью;

иные юридические и физические лица, принимающие участие в реализации молодежной политики области.

Государственная молодежная политика является систем формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интерес России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности укрепление национальной безопасности.

Государственная молодежная политика формируется реализуется органами государственной власти и местно самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.

Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России.

Основной целью молодежной политики в области является повышение уровня социальной защищенности и социального развития молодежи путем создания экономических, политических, правовых условий и гарантий для наиболее полной самореализации молодежи в обществе.

Задачами молодежной политики в области являются:

а) защита интересов и обеспечение законных прав молодежи;

б) привлечение молодежи к нормотворческой деятельности в сфере молодежной политики;

в) предоставление молодежи гарантий в сфере труда, занятости, содействие ее предпринимательской деятельности;

г) создание условий, направленных на физическое, духовное и интеллектуальное развитие молодежи;

д) поддержка молодой семьи;

е) подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, содействие военному и патриотическому воспитанию молодежи;

ж) развитие творчества и инициативы талантливой молодежи;

з) содействие предоставлению молодежи достоверной информации, необходимой для ее активного участия во всех сферах общественной жизни;

и) поддержка детей и молодежи с ограниченными физическими возможностями (инвалидов);

к) содействие осуществлению международного молодежного сотрудничества;

л) противодействие распространению в молодежной среде асоциальных явлений;

м) поддержка молодежных и детских общественных объединений;

н) создание необходимых условий для работы социальных служб по работе с молодежью;

о) поддержка молодежных средств массовой информации;

п) создание условий для улучшения демографической ситуации в области;

р) развитие молодежного парламентаризма.

Основными приоритетами молодежной политики в области являются:

а) признание молодежи как специфической социально-демографической группы;

б) социальная эффективность;

в) защита прав молодежи, молодежных и детских общественных объединений;

г) доступность и гласность;

д) использование научного подхода;

е) свободный выбор путей реализации молодежной политики в области, отвечающих социальным потребностям и законным интересам молодежи;

ж) участие молодежи в лице ее активных представителей в процессе выработки, принятия и реализации решений в сфере молодежной политики;

з) дифференцированный подход к различным категориям молодежи;

и) комплексность подхода к решению вопросов в сфере молодежной политики.

Молодежь участвует в формировании и реализации молодежной политики:

а) непосредственно;

б) через молодежные парламентские структуры, экспертные советы при органах государственной власти области;

в) через молодежные и детские общественные объединения;

г) в иных формах.

Молодые граждане, молодежные и детские общественные объединения вправе вносить предложения по реализации молодежной политики в уполномоченный орган исполнительный власти области по работе с молодежью.

Областные учреждения, оказывающие содействие в занятости молодежи, обеспечивают молодым гражданам:

а) бесплатное консультирование и предоставление информации по вопросам выбора сферы деятельности, трудоустройства и возможности профессионального обучения;

б) доступ к информации о свободных рабочих местах и вакансиях;

в) посредническую помощь в трудоустройстве.

Поддержка талантливой молодежи

Поддержка талантливой молодежи может осуществляться посредством:

а) содействия практическому внедрению разработок молодых ученых (создание, поддержка и координация инновационных программ, проведение ярмарок и других форм интеллектуального творчества);

б) содействия в создании творческих мастерских и объединений;

в) организации и проведения конкурсов, выставок, фестивалей, семинаров, конференций с целью выявления и распространения творческих достижений молодых граждан;

г) обеспечения участия представителей талантливой молодежи в межрегиональных, всероссийских и международных конкурсах творчества молодежи;

д) организации научно-практических семинаров, конференций для молодежи по проблемам развития бизнеса;

е) привлечения научного и творческого потенциала молодежи к участию в реализации государственной молодежной политики;

ж) осуществления иных мер по социально-экономической, организационной и правовой поддержке предпринимательской и деловой активности молодежи.

Молодежным и детским общественным объединениям для творческой и инновационной деятельности в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством области, могут передаваться в безвозмездное пользование отдельные объекты государственной собственности области, включая издательства, выставочные, концертные и спортивные залы, а также предметы и инструменты соответствующей творческой деятельности, в том числе имеющие историческое и культурное значение.

Органы исполнительной власти области, реализующие молодежную политику, поддерживают предпринимательскую деятельность молодежи путем разработки и реализации соответствующих областных целевых программ.

Воспитание молодежи в духе гражданственности и патриотизма - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций по формированию у молодых граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Воспитание у молодежи чувства гражданственности и патриотизма осуществляется путем:

а) организации мероприятий гражданской и патриотической направленности, в том числе посвященных юбилейным датам отечественной истории и культуры;

б) осуществления мер по поддержке патриотических молодежных и детских общественных объединений, поисковых отрядов и иных историко-краеведческих организаций;

в) пропаганды в молодежной среде истории родного края, распространения информации о его знаменитых уроженцах;

г) координации работы по проведению мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества; д) участия в подготовке молодых граждан к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации; е) участия в подготовке учебных, методических, художественно-публицистических и иных печатных материалов, аудио- и видеопродукции, направленных на воспитание у молодежи чувства гражданственности и патриотизма.


.2 Нормативная база реализации молодежной политики


Центральным императивом в формировании нормативной базы молодежной политики является Конституция РФ. Статьи 6, 7,13,28, 29. 30. 31, 38. 43. 45 и 46 прямо или косвенно затрагивают права молодежи и являются определяющими в развитии нормативного обеспечения молодежной политики.

Молодежная политика на территории Саратовской области осуществляется в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодёжной политики в РФ", Федеральным законом от 28 06.1995 г. 98-ФЗ (ред. от 22.08.2004 г.) "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", законами Саратовской области "О молодежной политике в Саратовской области" от 09.10.2006 г. № 94-ЗСО, "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений Саратовской области" от 24.20.2001 г. 50-ЗСО (ред. от 21.12.2012 г.).

Основным программным документом в сфере государственной молодежной политики является федеральная программа «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года», на уровне области - комплексная программа «Патриотической воспитание молодежи Саратовской области на 2012 -2015 годы и ведомственно - целевая программа «Молодежь Саратовской области» на 2912 - 2914 гг.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (ст.23) Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Глава IV.1. «Общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации»,

Статья 26.3. «Принципы финансового обеспечения осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения», п.2 (К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:) дополнен подпунктом следующего содержания: осуществления региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью.

Вышеуказанный Федеральный закон (ст.29) дополняет Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", глава 3 «Вопросы местного значения», пунктами следующего содержания:

организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении (ст.14,ч.1,п.30.);

организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью (ст.15, ч.1,п.27.);

организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе (ст.16, ч.1,п.34.).

Документом, регулирующим деятельность органов власти, учреждений, организаций, объединений молодежи является Закон Саратовской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» в редакции Закона Саратовской области от 29.12.2004 N 135-ЗСО. Настоящий Закон определяет общие принципы, содержание, меры и механизм осуществления государственной поддержки региональных (областных) молодежных и детских общественных объединений (далее - молодежные и детские объединения).

Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти области в соответствии с законодательством Российской Федерации и области в сфере молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.

Формирование приоритетов и направлений реализации региональной молодежной политики ведётся в Саратовской области с 1997 года. Именно с этого года началось создание системы государственной молодёжной политики. С 2000 года работа с молодёжью осуществляется программными методами.

Первая программа была рассчитана на 2000-2002 г.г. Она имела целью разработку нормативно-правовой базы, выявление молодёжной проблематики, проведение мониторинга и разработку направлений деятельности в области государственной молодёжной политики. А так же, содействие формированию организационно-кадровой структуры органов по молодежной политике области и не требовала финансирования.

Областная целевая программа «Молодежь Саратовской области» на 2003-2005 годы» продолжила развитие правовых, экономических, организационных и социальных условий для реализации региональной молодежной политики, разработку механизмов ряда направлений: гражданского становления, духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни и личностной самореализации молодежи в современных условиях.

Основными целями областной целевой программы «Молодежь Саратовской области» на 2012-2014 годы является:

создание необходимых условий для самореализации молодых людей, выбора ими своего жизненного пути, ответственного участия во всех сферах жизнедеятельности региона, для эффективного функционирования системы патриотического воспитания молодых граждан области.

Для оптимизации и устранения дублирования существующих областных программ в сфере молодежной политики реализация областной целевой программы «Молодежь Саратовской области» на 2012-2014 годы осуществляется в рамках двух подпрограмм: «Социализация молодого поколения» и «Патриотическое воспитание детей и молодежи».

Наиболее актуальными представляются следующие направления развития молодежной политики области.

.Молодёжь и общество: поддержка общественно-значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодёжи, молодёжных и детских общественных объединений.

.Молодёжь и экономика: содействие занятости молодёжи, поддержка молодёжного предпринимательства, формирование ориентации на деятельность в сфере управления, разработка и реализация программ развития молодёжного предпринимательства.

.Социализация молодёжи: адаптация молодёжи к внешней среде и формирование способности принимать правильные решения в различных сферах деятельности.

. Молодёжь и здоровое общество: пропаганда здорового образа жизни, охрана здоровья молодёжи, проведение информирующих мероприятий различных форм, ограничение влияния вредных для здоровья привычек посредством поддержки действующих и формирования новых общественных объединений указанной направленности.

. Патриотизм молодёжи: формирование глубокого понимания молодыми людьми гражданского долга и ответственности за судьбу страны, региона, малой родины.

На уровне муниципальных районов действуют нормативные документы, которые детализируют областную программу "Молодежь Саратовской области" применительно к условиям районов. Это решения представительных органов власти, распоряжения, постановления глав администраций районов по вопросам молодежной политики, распорядительные документы отраслевых управлений и комитетов.

На 1.01.2013 года в 35 муниципальных районах области утверждены программы «Молодежь района» на период до 2016 года.

Таким образом, государственная молодежная политика является систем формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интерес России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности укрепление национальной безопасности.

Государственная молодежная политика формируется реализуется органами государственной власти и местно самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.


Глава 2. Структура органов управления государственной молодежной политикой Саратовской области


.1 Структурные особенности органов управления государственной молодежной политикой Саратовской области


В отсутствии четкого законодательного разграничения полномочий между федерацией и субъектами РФ целенаправленного выстраивания вертикали государственного управления в сфере молодежной политики регионы, проявляя собственную инициативу, продвигаются по пути отраслевого строительства. Следствием этого фактора является целый ряд особенностей в процессе формирования региональной молодежной политики. Как известно, управленческие органы молодежной политики в субъектах Российской Федерации до сегодняшнего дня не имеют четко определенной структуры и единообразного статуса. Сегодня в регионах России вопросы молодежной политики решают ведомства различного статуса (отделы, управления, комитеты, министерства), и различного отраслевого объединения, например: спорт и молодежь; молодежь и туризм; дети, семья, молодежь и другие отраслевые комбинации. Не особенно жесткой и принципиальной является вертикаль управления отраслью со стороны федеральных органов. Значительное влияние на сложившуюся ситуацию оказывает постоянная реорганизация федерального органа управления молодежной политики.

В структуре Правительства Саратовской области министерство молодежной политики, спорта и туризма действует с октября 1997 г. Являясь одним из ведомств социального блока, министерство молодежной политики, спорта и туризма представляет собой многоотраслевой орган управления государственной власти.

Немаловажным фактором, определяющим место и роль министерства молодежной политики, спорта и туризма области в системе государственных органов управления области, является его непосредственное взаимодействие с общественными объединениями и некоммерческими организациями. При этом министерство не просто взаимодействует с этими основными субъектами гражданского общества, но и непосредственно через общественные объединения влияет на его развитие. Мало того, успех или неуспех планов и проектов министерства в большей степени определяется именно плотностью его взаимодействия с так называемым третьим сектором.

Таким образом, министерство молодежной политики, спорта и туризма области осуществляет функции связующего звена между государством и обществом. Данная особенность определяет многие формы и методы его деятельности. Например, практикуемый в течение последних трех лет принцип конкурсного отбора программ и проектов общественных объединений, которым оказывается государственная поддержка из средств областного бюджета. К этому ряду примеров можно отнести и совместную деятельность министерства и молодежного парламента области, создание и активную работу такого совещательного органа, как Круглый стол молодежных и детских общественных объединений области. Оказывая поддержку подобным общественным формированиям, министерство не только влияет на развитие гражданского общества, но и влияет на формы и методы его существования.

Сейчас очевидно, что молодежная политика как направление социальной политики чрезвычайно тесно связана с воспитательной стратегией государства, с его идеологической тактикой и духовно-нравственным потенциалом общества в целом. В этой связи перспективы развития молодежной политики возможны на основе трех основных принципов: социальное проектирование, социальное партнерство, социальная адресность.

Деятельность министерства молодежной политики, спорта и туризма Правительства Саратовской области в сфере реализации молодежной политики осуществляется в условиях, являющихся общими для всей социально-экономической ситуации губернии. Однако молодежь как социально-демографическая группа населения, имеет ряд отличительных признаков, которые ложатся в основу работы органов управления молодежной политикой, и определяют вектор развития последней.

Всего численность молодежи области в возрасте 14-29 лет составляла на 31 декабря 2012 г. 631 436 чел. или 23,6 % от общего числа населения области. В областном центре проживают 216 000 молодых людей, в других городах области 183 400 чел., в сельской местности 233 000 чел. По возрастным группам в этой социально-демографической категории можно выделить следующие группы: от 14 до 19 лет - 249 816 чел.; от 20 до 24 лег - 193 907 чел.: от 25 до 29 лет - 187 713 чел.

Министерством в марте 2013 г. проведено исследование социально-демографической ситуации, сложившейся в молодежной среде с целью выявления общих закономерностей и определения стратегии развития социальной политики в отношении молодежи. Одновременно проводился сравнительный анализ полученных результатов с данными предыдущего исследования этой проблемы в июне-августе 2011 года. Основные результаты исследования таковы.

В восемнадцати муниципальных образованиях области наблюдается рост численности молодежи (Ал-Гайский, Аркадакский, Балтайский, Воскресенский, Цергачевский, Духовницкий, Калининский, Краснопартизанский, Лысогорский, г1овобурасский. Питерский, Ровенский, Самойловский, Турковский, Федоровский, Квалынский, ЗАТО п. Светлый, ЗАТО п. Шиханы). В двенадцати произошло снижение шсленности молодежи относительно общего числа населения, проживающего в данных территориях (Балаковский, Балашовский, Вольский, Екатериновский, Зршовский, Красноармейский, Марксовский, Озинский, Пугачевский, Романовский, Энгельсский районы, г.Саратов).

Согласно сравнительному анализу количественного состава молодежи области, по возрастному принципу в 2012 г. в 19 территориях доминирует демографическая группа 14-18 лет по сравнению с 17 территориями в 2011 году. Из данной группы выбыли Балашовский, Духовницкий, Перелюбский и Энгельсский районы. Вошли в названную группу Балтайский, Ершовский, Лысогорский, Озинский, Ровенский, Романовский, Самойловский районы.

Следовательно, для перечисленных районов приоритетными в сфере реализации молодежной политики должны стать следующие направления: профориентация, воздействие профессиональному самоопределению юношей и девушек; формирование правовой и гражданской культуры; расширение системы дополнительного образования а счет внедрения новых социальных технологий, в том числе содействие детским и молодежным общественным объединениям: просветительская деятельность, направленная на предотвращение процессов социального исключения в подростковой среде (профилактика наркомании, правонарушений, других асоциальных явлений).

Проведенный анализ свидетельствует о том, что в области усиливается внутриобластная миграция молодежи. Во многом этот процесс свидетельствует о том, что значительное большинство молодежи после окончания учебы закрепляется на постоянное место жительство в областном и районных центрах. Большой процент молодых людей в возрасте до 25 лет не возвращается в родные сельские районы на постоянное место проживания, одна из причин - отсутствие четких социальных и правовых гарантий в трудоустройстве и приобретении жилья.

Молодежь, сконцентрированную в основном в областном центре и ряде малых городов области, составляют студенты и аспиранты высших учебных заведений области (82000 чел.). Учащиеся профессиональных училищ и техникумов составляют около 80000 молодых людей.

Немаловажным фактором развития региональной молодежной политики является рост интереса молодежи области к созданию и участию в деятельности молодежных и детских общественных объединений. По состоянию на 1 января 2013 г. в Саратовской области выросло количество молодежных, и детских объединений с 85 в 2009 г. до 138 в 2012 г., а также значительно увеличилось количество детей и молодежи, привлеченных к их деятельности с 86 тыс. человек в 2001 г. до 128 тыс. в 2012 г. Сформированы и активно действуют областные структуры, представляющие интересы различных категорий молодежи, - молодежный парламент, Круглый стол молодёжных и детских общественных объединений.

В число молодежных и детских общественных объединений входят организации регионального и районного уровней, а также объединения, являющиеся молодежными отделениями всероссийских движений и партий. В этом ряду организаций можно упомянуть: два региональных поисковых объединения (2500 чел.); 52 региональных молодежных общественных объединения и 35 региональных детских общественных объединений; 17 молодежных общественных объединений, являющихся региональными отделениями российских объединений, в том числе: отделение Российского аграрного молодежного союза, региональная организация «Союз студентов Саратовской области», региональное отделение Российского Союза молодежи.

В 2001-2012 гг. на территории области под эгидой молодежного парламента области в муниципальных образованиях стали создаваться молодежные общественные советы, действующие при главах администраций. Молодежные общественные советы, сформированные из числа лидеров, определяют не только стратегию и тактику молодежной политики в районе, но и занимаются конкретным осуществлением молодежных программ. Ярко и неординарно заявили о себе молодежные общественные советы Аркадакского, Балашовского, Красноармейского, Романовского, Озинского районов. В Советском районе молодежные советы действуют и при главах окружных администраций. Последнее, несомненно, содействует росту социальной активности молодых людей, формированию кадрового потенциала будущих руководителей района.

Основным признаком молодежного и детского общественного движения является их сосредоточение и концентрация деятельности в областном центре. Всего лишь 8 молодежных и детских общественных объединения действуют в 6 районах области (Балаковский, Балашовский, Вольский, Красноармейский, Саратовский, Энгельсский). В г. Саратове базируются и работают практически все зарегистрированные региональные объединения. В самом областном центре действуют 13 молодежных и 26 детских общественных объединения, объединяющих подростков и молодых людей, проживающих в г. Саратове. К определяющим признакам общественного молодежного и детского движения необходимо отнести и факт существования во многих районах области молодежных и детских общественных объединений, не имеющих регистрации в органах юстиции области (Аткарский, Озинский, Турковский, Романовский и др. районы). Как правило, подобные организации формируются и развиваются в рамках учебных учреждений, их деятельность поддерживается и регулируется администрациями данных учебных учреждений.

По данным департамента занятости населения по Саратовской области, в 2012 г. численность безработных среди молодежи 16-29 лет составила 1800 человек, или 28 % от общего числа зарегистрированных безработных в нашей области. Трудоустроено в прошедшем году 9483 молодых человека, в том числе в областном центре 3670 человек. Только с января по март 2012 г. на учет в службах занятости населения поставлены 3376 чел. из числа молодежи, 1603 чел. трудоустроено.

Таким образом, проблемы молодежи имеют многоотраслевой характер, они многообразны и носят чрезвычайно острый социальный характер. В связи с вышесказанным очевидной становится задача концентрации организационных, кадровых, законодательно-нормативных ресурсов с целью решения социальных проблем молодежи, так как последней в конечном итоге предстоит передавать право на пользование землей и на управление государством.


.2 Программные методы реализации молодежной политики в Саратовской области


Реализация молодежной политики в области программными методами позволила не только более определенно сформулировать основные ее задачи, но и более эффективно решать социальные проблемы различных групп молодежи области. Отметим при этом некоторые программы и проекты, реализуемые министерством молодежной политики, спорта и туризма области.

Основным программным документом в сфере государственной молодежной политики является федеральная программа «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года», на уровне области - комплексная программа «Патриотической воспитание молодежи Саратовской области на 2012 -2015 годы и ведомственно - целевая программа «Молодежь Саратовской области» на 2912 - 2914 гг.

До этого молодежная политика области осуществлялась на основе областной программы «Молодежь Саратовской области (2006-2008 годы)». За годы, прошедшие за время реализации этой программы, удалось достигнуть определенных результатов. В частности, удалось добиться того, что областная программа вошла как составная часть в федеральную программу «Молодежь России». Подтверждение тому, ежегодное увеличение денежных средств, привлекаемых из федерального бюджета с 380,0 тыс. рублей в 2008 г. до 570.0 тыс. рублей в 2012 г. на реализацию молодежных проектов социальной направленности. В области в течение 3 лет действуют два опорно-экспериментальных центра Департамента молодежной политики России по социальной работе с молодежью. В задачу центров входит развитие методической и информационной базы федеральной программы «Молодежь России».

Основными направлениями областной целевой программы «Молодежь Саратовской области (2012-2014 годы)» являются: поддержка и увеличение количества общественных объединений, работающих с молодежью; совершенствование деятельности государственных и муниципальных молодежных служб по формированию здорового образа жизни, увеличение охвата их работой молодежи, проживающей в сельских районах области; в том числе важным разделом программы является организация деятельности служб для молодых семей по вопросам правового и психологического консультирования и планирования семьи; это также создание новых рабочих мест для молодежи, решение вопросов профессиональной ориентации, допрофессиональной подготовки (в частности, совместно с Департаментом занятости населения области запланирован комплекс мероприятий, который позволит ежегодно трудоустраивать до 30 тыс. подростков и молодежи).

Программой впервые предусматривается создание в 2013 г. в районах области пяти филиалов Регионального центра «Молодежь плюс», подведомственного министерству (Балашовского, Ртищевского, Ровенского, Вольского, Татищевского районов). Данный шаг позволит оказывать социальные услуги не только молодым жителям г. Саратова и близлежащих районных центров, но и молодежи, проживающей в сельской местности. Таким образом, предполагается увеличить количество молодежи, которой оказываются социальные услуги, по крайней мере, в 7 раз (или до 50 тыс. человек в год).

Поэтапное решение задач, поставленных в Программе «Молодежь Саратовской области (2012-2014 годы)», позволит снизить уровень безработицы путем обеспечения временной и сезонной занятости молодежи, увеличения числа рабочих мест, повысить деловую активность молодежи (создание до 30 тыс. постоянных и временных рабочих мест для молодежи); даст возможность вовлечь в мероприятия по формированию здорового образа жизни, в том числе в регулярные занятия спортом, до 70 процентов несовершеннолетних из социально неблагополучных семей (в настоящее время число безнадзорных - 14,2 тыс. человек, из них вовлечены в занятия спортом 54%); создаст условия для расширения инфраструктуры учреждений но работе с молодежью и распространения их деятельности не менее чем на 150 тыс. молодых жителей, проживающих в сельской местности.

В основу разработки областных целевых программ, как правило, ложатся результаты социологических исследований, организуемых министерством молодежной политики, спорта и туризма области. Одно из таких исследований проводилось среди учащихся школ, профессиональных училищ, колледжей и вузов города Саратова в октябре-декабре 2012 г. Всего было опрошено 480 человек в возрасте 14-30 лет, из которых 60%о женщин и 40%о мужчин. 35% опрошенных учатся в старших классах школы, 31%о - в вузах, 14,5% - в средне-специальных учебных заведениях, 17,5% работают на предприятиях различных форм собственности, 3% - безработные. В последнюю категорию попали в основном домохозяйки и молодые мамы, воспитывающие маленьких детей.

Респондентам давался перечень из 10-ти наиболее важных проблем, волнующих современную молодежь, и предлагалось проранжировать эти проблемы по степени важности для каждого респондента. Отношения между юношей и девушкой важной проблемой считают только 10% опрошенных, 17,5% же вообще не рассматривают это как проблему. Выбор профессии является самой важной проблемой для большинства молодежи. 19% респондентов присвоили ей самую высокую степень значимости. 11% респондентов не уделяют этой проблеме особого внимания, вероятно, потому, что уж сделали свой выбор. О здоровом образе жизни иногда как о проблеме вспоминают 16% опрошенных. Как самую важную эту проблему отметили 10% респондентов. Впрочем, столько же молодых людей эта проблема не волнует вообще. Проблемы организации и проведения своего свободного времени волнует 5%о респондентов. Большинство же молодежи весьма успешно справляется с этой проблемой, тем более что в Саратове существует целый ряд учреждений, организующих свободное время для различных категорий молодежи.

Трудности во взаимоотношениях с родителями испытывают 11% опрошенных, у 6% - с представителями старшего поколения, в том числе с родителями складываются прекрасные отношения, полные любви и взаимопонимания. Сложности в общении испытывают 7% из опрошенной молодежи. Большинство из них составляют юноши 14-20 лет. Вероятно, это объясняется проблемами становления собственного социального статуса, физического развития, а, следовательно, и повышенной застенчивостью молодых людей в этом возрасте.

Если рассматривать ответы респондентов по всем описанным выше проблемам в совокупности, то выстраивается их следующая иерархия по степени важности для самой молодежи: выбор профессии, молодая семья, одиночество, отношения между родителями и детьми, сложности в общении, взаимоотношения между юношей и девушкой, здоровый образ жизни, криминализация молодежи, сложности в общении, самооценка и внутренние конфликты.

Таким образом, самой явной оказалась проблема становления молодежи на рынке труда. Это объясняется неуверенностью молодых людей, получающих профессиональное образование, в завтрашнем дне, в востребованности избранной ими профессии, в гарантиях трудоустройства и получения высокой заработной платы.

Также одной из важных проблем реализации молодежной политики в области является формирование организационно-кадровой системы управления отраслью. В Саратовской области с 1992 г. создана структура органов по делам молодежи в системе органов государственной власти и местного самоуправления. В Уставе (Основном Законе) Саратовской области вопросы реализации молодежной политики формулируются в качестве неотъемлемой функции органов государственной исполнительной власти и согласно Постановлению Губернатора Саратовской области находятся в ведении министерства молодежной политики, спорта и туризма области.

На уровне муниципальных образований организационно-кадровая структура управления молодежной политикой начала складываться с 1998 г. и в настоящее время включает в себя: 2 управления, в состав которых входят отделы по молодежной политике (Вольский, Энгельсский район, г.Саратов); 9 отделов, курирующих направления работы по реализации молодежной политике, физической культуре и спорту (Аркадакский, Б.Карабулакский, Балашовский, Ершовский, Калининский, Марксовский, Петровский, Ртищевский, Советский). В Аткарском, Самойловском районах специалисты по молодежной политике, спорту и туризму входят в структуру информационно-аналитических отделов; 9 секторов, в состав которых входят специалисты по молодежной политике (Ал.-Райский, Балтайский, Воскресенский, Дергачевский, Красноармейский, Краснокутский, Новобурасский, Новоузенский, Романовский районы); 16 специалистов, не входящих в структурные подразделения администрации, но занимающихся реализацией молодежной политики, развитием физической культуры, спорта и туризма: Духовницкий, Екатериновский, Ивантеевский, Краснопартизанский, Лысогорский, Озинский, Перелюбский, Питерский, Пугачевский, Ровенский, Саратовский, Турковский, Федоровский, Хвалынский районы, ЗАТО «Светлый», ЗАТО «Шиханы» (в числе последних: 3 помощника главы администрации -Перелюбский, Питерский, Федоровский районы; 1 консультант - Пугачевский район; 10 специалистов).

Еще одной из первостепенных задач реализации молодежной политики в области является формирование собственной инфраструктуры молодежной политики как отрасли. Так, за период 2991-2012 гг. в области созданы два государственных учреждения как специализированные социальные службы молодежи (Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи, Поволжский региональный информационно-аналитический центр), сохранены и открыты 9 новых муниципальных учреждений для молодежи (динамика роста составила с трех (г. Балаково, Энгельс) до девяти (в том числе: г. Маркс, Ровенский район, Татищевский район), ежегодный охват молодежи области такими службами составляет до 30 тыс. молодых жителей области), открыты новые спортивные школы, благодаря чему значительно увеличилось количество занимающихся в них подростков и молодежи с 45 тыс. в 2001 г. до 53 тыс. человек в 2012 г.; увеличилось количество специалистов по вопросам молодежной политики, работающих в администрациях муниципальных образований, с 67 в 2001 г. до 81 человека в 2012 г.

В 2012 г. премия присуждена за выдающиеся заслуги 8 молодым людям - активистам общественных объединений, аспирантам и преподавателям вузов, работникам промышленных и сельскохозяйственных предприятий, не достигшим тридцатипятилетнего возраста.

Проведено более 40 крупных мероприятий российского и областного уровня (за тот же период 2001 г. - 32), направленных на формирование здорового образа жизни подростков и молодежи. Всего в данных мероприятиях приняли участие более 423 тыс. подростков и молодежи (за тот же период 2001 г. - 270 тыс.). В 2012 г. на 40% увеличилось количество участников областных финалов спортивных соревнований среди подростков и молодежи.

Проблемы молодежи носят многоотраслевой характер, они многообразны и носят чрезвычайно острый социальный характер. Очевидной становится задача концентрации организационных, кадровых, законодательно-нормативных ресурсов с целью решения социальных проблем молодежи, так как последней в конечном итоге предстоит передавать право на пользование землей и на управление государством. Реализация молодежной политики в области программными методами позволила не только более определенно сформулировать основные ее задачи, но и более эффективно решать социальные проблемы различных групп молодежи области. В этой связи интересным становится перечисление некоторых программ и проектов, реализуемых министерством молодежной политики, спорта и туризма области.

Важнейшей задачей министерства, органов по молодежной политике муниципальных образований области является создание условий для объединения под своей эгидой молодежных и детских общественных организаций и объединений. Традиционной формой поддержки деятельности некоммерческих и общественных объединений, работающих с молодежью, со стороны министерства является непосредственное взаимодействие министерства с такими структурами, как: молодежный парламент области (объединяет: 12 студенческих организаций; 41 молодежный общественный совет, действующий при главах администраций муниципальных образований области, 52 молодежных и детских общественных объединений) и Круглый стол молодежных и детских общественных объединений области (объединяет 38 организаций). Приоритетным направлением реализации молодежной политики является активизация социально значимой деятельности самой молодежи.

Образовательной формой сотрудничества с общественными и некоммерческими организациями является ежегодное проведение профильного лагеря «Круговорот». В 2012 г. «Круговорот-2002» прошел в сентябре на базе оздоровительного лагеря министерства «Молодежный» (98 участников-руководителей некоммерческих организаций, молодежных общественных объединений из 27 муниципальных образований области). Программа лагеря предусматривала как образовательную часть (фандрайзинг, налогообложение и бухгалтерский учет, правовые вопросы деятельности общественных объединений и др.), так и большую дискуссионную линию (круглые столы, дискуссионные клубы, деловые игры), коллективные творческие дела.

Министерством молодежной политики, спорта и туризма области в 2012 г. в пятый раз был проведен ежегодный конкурс программ и проектов в сфере молодежной политики. Данный конкурс традиционно проводится среди молодежных и детских общественных объединений, некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность среди детей, подростков и молодежи, и является одним из средств финансовой поддержки данных организаций. Всего в конкурсе текущего года приняли участие 23 объединения и организации (2001 г. - 15 организаций). В июне 2012 г. по итогам защиты программ и проектов решением Экспертно-консультативного совета по программам и проектам молодежных и детских общественных объединений области были присуждены гранты победителям конкурса. Гранты по условиям конкурса могут быть направлены только на реализацию программ и проектов, выставленных на конкурс.

По результатам конкурса 2012 г. гранты 1-й степени (по 30,0 тыс. рублей) присуждены Саратовскому региональному Благотворительному фонду «Помощь семье и детству» (руководитель - президент Иноземцева Татьяна Ивановна) - проект «Центр молодежных лидеров - 2012» и Саратовской региональной молодежной общественной организации «Синегория» - проект «Программа тематической правоинформационной смены лидеров «Терра».

В соответствии с областной целевой программой «Молодежь Саратовской области (2012-2014 годы)» министерство и в последующие годы будет реализовывать данную форму работы с некоммерческими и общественными объединениями, определяя основным критерием при выделении грантов социальную актуальность представляемых на конкурс программ и проектов.

Также министерством и Региональным центром «Молодежь плюс» непосредственно реализуются следующие программы: «Волонтеры ради будущего» для детей-сирот и детей, находящихся под опекой, и воспитанников школ-интернатов №1, №3 на базе оздоровительного лагеря «Звездный» (июнь-август 2012 г., 260 детей, оздоровительный отдых, программа психологической адаптации, задействовано 50 студентов-волонтеров саратовских вузов); «Молодые волжане» для несовершеннолетних, содержащихся в ЦВИНИ (2001-2012 гг., игровые и психологические занятия, задействовано 20 студентов-волонтеров саратовских вузов); «Зачарованная страна» для воспитанников школы-интерната №1 с проблемами в речевом развитии (2012 г., игровые и психологические занятия, задействовано 26 студентов-волонтеров саратовских вузов).

Одним из приоритетных направлений реализации молодежной политики в области является формирование патриотического воспитания подрастающего поколения. Министерство молодежной политики, спорта и туризма в соответствие с областными целевыми программами «Патриотическое воспитание детей и молодежи на 2013-2015 годы» и «Молодежь Саратовской области (2012-2014 годы)» осуществляется деятельность по поддержке поисковых объединений области. Организациями-партнерами министерства в работе с поисковыми объединениями выступают Департамент по молодежной политике РФ, международная общественная организация «Союз поисковых отрядов стран СНГ». Государственный музей на Поклонной горе (Москва), военный комиссариат области, областной совет ветеранов войны и труда, областной совет РОСТО, музеи области.

Основные направления поисковой работы следующие: изучение документации в военных архивах, музеях, содержащих информацию о местах ведения боевых действий и захоронений боевых соединений, сформированных на территории Саратовской области; археологическая работа по розыску на местах боев и последующее захоронение останков воинов-земляков, ранее не погребенных; архивная работа по установлению имен воинов, найденных в ходе поисковых работ и сообщение этой информации их родственникам; подготовка сведений об именах, фамилиях погибших и пропавших без вести при защите Отечества для опубликования в Книгах Памяти; помощь ветеранам войны и организация встреч ветеранов с молодежью.

В 2013 г. российское поисковое движение будет отмечать юбилейную дату - 25 лет. По сведениям Департамента по молодежной политике России общая численность поисковых отрядов, действующих в стране, насчитывает 12 тыс. человек. Всего же поисковые отряды действуют в 26субъектах Российской Федерации.

Поисковые отряды нашей области начали действовать как самостоятельные общественные объединения с середины 90-х гг. В российских поисковых программах и экспедициях Саратовскую область представляют 11 общественных молодежных объединений из Саратова. Энгельса, Аткарска, Балаково, Петровского района.

Общая численность подростков и молодежи, занимающихся поисковой работой в нашей области, составила на 1 января 2013 г. 5912 человек, в том числе непосредственно военно-археологическими раскопками занимается 2048 человек, остальные участники движения ведут архивную работу.

За период 2001-2012 гг. численность участников областного поискового движения выросла с 4380 человек до 5912 человек. Средний возраст участников поисковых отрядов составляет 14-20 лет. Большая их часть - учащиеся общеобразовательных учреждений (83 %). Также за последние два года начали действовать 3 поисковых отряда, объединяющие студентов СГТУ. СГАУ, Энгельсского технологического института. Причем счлденческие поисковые отряды по большей части сформированы из числа выпускников общеобразовательных учреждений, которые в школьные годы занимались поисковой работой.

Результатами работы поисковиков в 2001-2012 гг. стали 20 экспедиций в Ленинградскую, Смоленскую, Витебскую, Новгородскую и Московскую области (то есть те области, где воевали воинские соединения, сформированные на территории Саратовской области); перезахоронение 395 погибших воинов; в рамках экспедиций были обнаружены архивные документы двух полков 327 стрелковой дивизии, сформированной в нашей области.

Результатом хорошо поставленной работы поискового движения Саратовской области является и то, что в 2001 г. саратовские поисковики принимали участие в Параде Победы в Москве, а в 2012 г. на Всероссийском слете поисковых объединений Поволжья саратовские поисковые отряды были признаны лучшими и заняли первое место.

За счет экспонатов, привезенных поисковиками с мест боевых сражений, формируется большинство экспозиций музеев боевой славы области. В частности, такие экспозиции, сформированные саратовскими поисковиками, выставлены в Государственном музее на Поклонной горе в Москве, а также в Музее боевой славы на Соколовой горе.

Таким образом, уровень развития молодежной политики в регионе во многом определяется наличием нормативно-правовой базы и инфраструктуры государственных специализированных молодежных учреждений, деятельностью молодежных общественных организаций и объединений.

Вопросы формирования стратегии и тактики государственной молодежной политики во многом осуществляются региональными властями. Поэтому особенностью развития молодежной политики в России является то, что регионы значительно опережают федеральные власти в разработке стратегии этого направления социальной политики, как в формировании нормативно-правовой базы, так и в создании инфраструктуры отрасли.

В Саратовской области сформированы нормативные, организационно-кадровые, информационно-методические условия для дальнейшего повышения эффективности молодежной политики.

молодежный политика управление


Заключение


Государственная молодежная политика является систем формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интерес России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности укрепление национальной безопасности.

Государственная молодежная политика формируется реализуется органами государственной власти и местно самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.

Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России.

Основной целью молодежной политики в области является повышение уровня социальной защищенности и социального развития молодежи путем создания экономических, политических, правовых условий и гарантий для наиболее полной самореализации молодежи в обществе.

Уровень развития молодежной политики в регионе во многом определяется наличием нормативно-правовой базы и инфраструктуры государственных специализированных молодежных учреждений, деятельностью молодежных общественных организаций и объединений. Вопросы формирования стратегии и тактики государственной молодежной политики во многом осуществляются региональными властями. Поэтому особенностью развития молодежной политики в России является то, что регионы значительно опережают федеральные власти в разработке стратегии этого направления социальной политики, как в формировании нормативно-правовой базы, так и в создании инфраструктуры отрасли. В Саратовской области сформированы нормативные, организационно-кадровые, информационно-методические условия для дальнейшего повышения эффективности молодежной политики.


Список литературы


1.Закон Российской Федерации от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений». // Доступ из СПС «Консультант Плюс»

2.Закон Саратовской области от 23 июля 1998 года №38-ЗСО «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». // Доступ из СПС «Консультант Плюс»

.Закон Саратовской области от 24 октября 2001 года №50-ЗСО «О молодёжной политике в Саратовской области». // Доступ из СПС «Консультант Плюс»

.Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2012 года №122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2012-2015 годы». // Доступ из СПС «Консультант Плюс»

.Постановление Саратовской областной Думы от 11.12.2012 года №4-121 «Об областной целевой программе «Молодёжь Саратовской области» (2012-2014 годы).

.Постановление Саратовской областной Думы от 13 ноября 2012 года №3-96 «Об областной целевой программе «Патриотическое воспитание детей и молодёжи» на 2012-2014годы».

7.Алмонд, Г.Л. Социология молодежи [Текст] : учеб. пособие / Г.Л. Алмонд. - М.: Мир, 2013. - 317 с.

8.Антонов А.И. Социология молодежи [Текст] : учеб. пособие / А.И. Антонов. - М.: Изд. МГУ, 2013. - 422 с.

.Беляева Я.В. Актуальные проблемы молодежной политики // Вопросы гуманитарных наук. - 2013. - № 6. - С.75 - 82.

.Беляева Я.В. Состояние и динамика отношения молодежи к молодежной политике [Текст] / Я.В.Беляева. - М.: Мир, 2013. - 174 с.

.Боттомар Т.Б. Социология молодежи [Текст] : учеб. пособие / Т.Б. Боттомар - М. : МарТ, 2012. - 437 с.

12.Воеводина Ю.С., Квиткина Л.Г., Молодежная политика в регионах. // <http://www.port-all.ru/Library/rubrik.asp?k=8&ko=1&klsl=Брак&b=Б&zh=0&zag=710639>Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. - 2013. - №3. - С. 37 - 44.

13.Волков Ю.Г., Добренькое В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодежи. Ростов н/Д, 2013.

14.Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. М., 2013.

15.Проблемы молодого поколения в контексте развития Всемирный банк. Вашингтон. 2013

16.Социология молодежи / Под ред. В.Т. Лисовского. СПб., 2013.

17.Талай Ю.С. Особенности исследования молодежной политики // Народонаселение. - 2013. - № 2. С. 20 - 37.


Теги: Структура органов управления государственной молодежной политикой Саратовской области  Курсовая работа (теория)  Социология
Просмотров: 11809
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Структура органов управления государственной молодежной политикой Саратовской области
Назад